что делать если ребенок неправильно держит ручку
Что делать если ребенок неправильно держит ручку
правильно держать ручку
Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза, правильное положение ручки и правильная координация движений позволяют сформировать правильную технику письма, правильный графический навык, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.
Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается.
Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.
Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей). К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим “мелочам” не получается. Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат “как удобно”.
Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа — “опять сидишь неправильно” или “неправильно держишь ручку”, а чаще — “плохо сидишь” и “плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное — не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит хорошо, правильно и что именно неправильно, плохо. При этом нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы или правильного положения ручки. Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки. Довольно часто при жалобах на плохой почерк ни учитель, ни родители не принимают во внимание лишь один элемент положения кисти: на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки и т. п. Четкий (не говоря уже о красивом) почерк в этом случае просто невозможен.
Многие люди держат ручку неправильно. Да и детки, взявшие впервые пишущее орудие, держат его в кулачке неуверенно. А вот нужно ли переучивать ребёночка правильно держать ручку и карандаш? На что влияет неправильный захват?
Нужно ли переучивать ребёнка?
Достаточно часто можно встретить мамочек, которые не переучивают детишек держать письменные принадлежности, ссылаясь на удобство. Однако какое значение умения в обращении с ручкой? Во многом именно от этого зависит правильность посадки, а в то же время и зрение. Более того, рука при неверном обращении с пишущим предметом будет достаточно быстро уставать. При правильной постановке руки будут развиваться необходимые мышцы, что также повлияет на способность писать продолжительное время.
Если ребёнок уже привык держать ручку неправильно
В случае, если чадо уже достаточно давно держит письменные принадлежности неверно, переучить малыша будет очень и очень сложно. Многие даже утверждают, что это и вовсе нереально. Те, кто всё же не теряет надежду научить ребёночка правильному обращению с ручкой и карандашом, используют специальные резиновые накладки, формирующие положение руки при письме. Однако есть и другие способы.
Как научить ребёнка правильно держать ручку:
Один из самых действенных способов выглядит так: изначально необходимо оторвать половинку салфеточки. Её положить в кулачок ребёнка и попросить придерживать безымянным пальчиком и мизинцем. При этом дать в руку карандаш. И с салфеточкой ребёнок должен писать то время, пока не научится держать ручку правильно.
Можно отметить точечку на указательном пальчике и объяснить ребёнку, что нужно держать ручку так, чтобы она закрывала точку. В этом случае за малышом необходимо будет следить, чтобы он не начал писать так, как привык.
Если рука ребёнка зажата, можно вместе с ним раскрашивать и обводить большие предметы. В этом случае мышцы научатся расслабляться, а письмо не будет столь утомительным. Ребёнок, у которого сильно фиксируется рука, обычно рисует мелкие предметы. Именно поэтому столь полезно для него учиться разрисовывать большие участки бумаги.
Приучать ребёнка правильно держать ручку необходимо с самого раннего времени. Иначе переучить его будет очень и очень сложно. Тем не менее, достаточно много взрослых людей держат пишущие предметы неверно. И это им никак не мешает.
Неправильный захват приводит к напряжению не тех мышц руки-плеча-спины, как следствие, к формированию неправильной осанки, быстрой усталости, головным болям.
Многие родители задаются вопросом, почему. Есть несколько причин. За развитие человеческого почерка отвечает часть ствола мозга и часть коры головного мозга. Первой и наиболее важной причиной, почему вы должны научить ребенка правильно держать ручку есть вопрос развития мозга и вопрос эргономики.
Только правильное удерживание ручки необходимо для оптимального использования и применения силы для спокойного и приятного процесса письма. Все другие способы удержания вызывают натиск на ручку или слишком сильный или слишком слабый, и, таким образом отвлекают ребенка и не позволяют полный контроль над движениями пера. Хоть в современном мире, в век компьютеров, кажется, что хороший почерк не очень важен, но с точки зрения психомоторного развития ребенка это очень важно!
Пока не поздно: что делать, если ребенок неправильно держит ручку?
Проблема, как научить ребенка правильно держать ручку, обычно возникает у родителей перед оформлением в школу.
Специалисты утверждают, что данным вопросом нужно заниматься гораздо раньше, чтобы ребенок понял, как захватывать и приспособился держать письменные принадлежности в руке правильно. Иначе может потребоваться оперативно переучиваться.
Родителям полезно знать, что делать, если ребенок неправильно держит ручку.
Возможные причины
В школе детям приходится много и часто писать. От того, как ученик держит ручку, зависит его скорость письма, почерк. Многие родители сталкиваются с проблемой неправильного положения письменных принадлежностей в руке у ребенка.
Чаще всего она обусловлена неразвитой мелкой моторикой. Маленькие дети держат карандаши, ручки, погремушки всеми пальцами, сжимая их в кулак. Некоторые ребята старшего возраста сдавливают инструмент для письма, выставляя пальцы вперед.
Такое положение неправильное, оно часто превращается в привычку, от которой достаточно сложно избавиться. Поэтому важно вовремя заняться переучиванием малыша. Неверное положение ручки может быть обусловлено тем, что родители не показали, как нужно держать инструмент для письма в руке.
Последствия неправильного держания ручки
Неверный захват письменных принадлежностей является не таким уж и безобидным, как думают многие родители. Он может приводить к серьезным проблемам со здоровьем: например, искривлению позвоночника, ухудшению качества зрения из-за принятия неправильного положения за столом.
Неверный захват письменных принадлежностей может обернуться:
Неправильный захват приспособления выглядит со стороны очень странно, особенно если ребенок уже достаточно большой. Важно не допустить того, чтобы неверное положение ручки вошло в привычку. Иначе эта проблема будет мучить человека и во взрослом возрасте.
Признаки того, что малыш неправильно держит ручку:
Наличие хотя бы одного из приведенных выше признаков говорит о том, что родителям нужно предпринимать определенные меры по обучению ребенка правильно держать ручку.
Как научить ребенка правильно держать ручку?
Если ребенок неправильно держит ручку, то родителям нужно попытаться оперативно решить эту проблему. Для этого существуют разные способы. Важно проводить занятия в игровой форме. Если малышу во время обучения будет интересно, то получится быстрее добиться положительного результата.
Эффективные методы:
Если у родителей не получается научить дошкольника правильно держать ручку, тогда стоит обратиться за помощью к специалисту. Данным вопросом занимаются педагоги, воспитатели.
Как выбрать хорошие письменные принадлежности?
Чтобы ребенок сразу научился правильно держать ручку, мало объяснить ему и показать, как это делать. Важно использовать подходящие письменные принадлежности. Они представлены в магазинах в большом ассортименте. Родителям нужно знать критерии выбора хорошего товара.
Принадлежности для письма должны отвечать таким требованиям:
Для выведения букв в прописи рекомендуется покупать шариковые варианты ручек. Лучше выбирать стержни с фиолетовыми либо темно-синими чернилами. Тогда ученик не будет прилагать усилия во время письма. Голубые стержни оставляют не такой отчетливый след, как синие, поэтому ребенок станет давить на ручку во время письма.
Советы специалистов
Специалисты отмечают, что многие дети неверно держат ручку из-за того, что принимают за письменным столом неправильное положение. Поэтому родителям нужно следить за тем, как сидит их ребенок. Стоит придерживаться правила «трех углов».
Как правильно сидеть за столом школьнику
Согласно ему, колени под столом – это прямой угол, руки, согнутые в локтях – это второй, а спина и бедра – третий угол. Ноги необходимо держать вместе на полу либо подножке. Важно следить за тем, чтобы локти ребенка лежали на столе.
Между поверхностью и грудной клеткой должно быть расстояние, равное двум сантиметрам. Тетрадь надо располагать под углом 30 градусов. Голову следует немного наклонить вперед. Оптимальное расстояние от глаз до листа составляет 20-30 см.
Если неправильный захват ручки обусловлен плохо развитой мелкой моторикой, тогда специалисты рекомендуют родителям проводить с ребенком такие занятия:
Также полезна пальчиковая гимнастика. Движения выполняют под чтение детских стишков.
Суть заключается в сгибании/разгибании пальцев, сжатии их в кулак, расслаблении. Важно вовлекать в игру все пальцы ребенка. Улучшает мелкую моторику перебирание пуговиц, разрывание листов бумаги.
Видео по теме
Как научить ребенка правильно держать ручку:
Таким образом, проблема неправильного захвата ручки является актуальной для многих детей 5-6 лет. Важно решить ее до поступления в школу, иначе у ребенка будут проблемы с адаптацией и успеваемостью. Существуют разные способы научить дошкольника держать ручку.
Можно использовать салфетки, насадки, специальные принадлежности, резинки и т.п. Также не стоит забывать следить за положением тела ребенка за столом во время письма. Полезно совершенствовать ловкость пальцев путем рисования, лепки, нанизывания бусин, пальчиковых игр.
Что делать если ребенок неправильно держит ручку
Мамы знают, как трудно приучить ребенка правильно держать ручку. Задуматься об этом стоит раньше, чем вы начнете собирать малыша в школу.
Бесплатные занятия с логопедом
Мамы знают, как трудно приучить ребенка правильно держать ручку. Задуматься об этом стоит раньше, чем вы начнете собирать малыша в школу. С раннего детства есть риск научить его делать это неправильно, и тогда привычка может остаться на всю жизнь. И проблема не только в почерке, и даже не в том, какой рукой он научится писать – левой или правой.
Специалисты утверждают, что неправильный захват ручки или карандаша влияет на:
· эстетический вид: некрасиво выглядит, когда взрослый человек держит письменные принадлежности, как маленький ребёнок, не умеющий писать;
· осанку: неправильный захват может привести к тому, что малыш будет слишком низко наклоняться над партой или столом, уворачиваться в сторону. Это негативно влияет на позвоночник и может привести к сколиозу;
· зрение: слишком низкий наклон над тетрадью или альбомом может привести к ухудшению зрения;
· выполнение заданий: когда ручка в руке лежит неправильно, малыш быстро устаёт в процессе написания задания. Это значительно снижает скорость работы и выполнения упражнений. Как следствие, успеваемость ребёнка также снижается, а это влияет на психологический и эмоциональный настрой ребёнка.
Есть несколько действенных методов обучить ребенка письму в игровой форме, можно выбрать любой, который вам придется по душе и заинтересует малыша.
Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик тремя пальцами (большим, указательным и средним) и поставить на стол, уперев его в поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя ими по карандашу. Они сами займут правильную позицию, мягко сжимая карандаш (ручку).
2. Метод «Салфетка» («Вата»)
Нам понадобится обычная салфетка или вата (ватный диск). Ее нужно разделить пополам, иначе для детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим малыша оставшимися тремя пальцами взять ручку так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом малыш будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами.
3. Обучающая насадка
Современные производители канцтоваров изобрели специальные насадки на ручки и карандаши. Они выполнены в форме различных веселых и красочных зверушек, птичек, рыбок. Такие насадки имеют отверстия для пальцев и взять ручку с насадкой неправильно просто невозможно.
4. Метод «Контрольная точка»
Самый простой способ – поставить яркую точку на верхней фаланге среднего пальца. Объясните ребенку, что там вы отметили место, где должна лежать ручка. Такую же отметку, но в виде линии, можно оставить на нижнем конце ручки или карандаша. Расскажите малышу, что палец не должен опускаться ниже этой линии.
5. Метод «Резиночка»
Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.
6. Метод «Дартс»
Когда ваш ребенок играет в метание дротиков, это тоже способствует выработке навыков письма. Положение пальцев на дротике точно такое же, как и должно быть на ручке, карандаше. Вам нужно всего лишь предложить ему представить, что ручка – это дротик, затем плавно спустить ее к «цели» — бумаге.
7. С помощью мелков
Обучение ребенка рисованию обычно начинается с цветных мелков. Если взять пастельные мелки и разломать их на кусочки длиной около 3 см, а затем предложить ребенку порисовать ими, это как раз и даст нужный эффект. Короткие кусочки нельзя взять в кулак, поэтому малыш постепенно научится захватывать мелок тремя пальцами, как нам и нужно, и в дальнейшем со знакомством с ручкой у него не будет проблем.
8. Уложить ручку «спать»
Покажите на собственном примере, как можно уложить ручку спать. Представим, что средний палец – это кроватка. Положим ручку на «кроватку». Под «голову» (конец ручки) нужно подложить подушечку указательного пальца – «подушку». Сверху накрыть ручку «одеялом» — подушечкой большого пальца. Теперь смело начинаем писать. Рука во время письма опирается на загнутый внутрь мизинец.
Как научить ребенка правильно держать карандаш и ручку
Многие родители замечают, что ребенок при письме или рисовании неправильно держит карандаш и ручку. Является ли это проблемой? Что влияет на формирование правильного захвата? Как научить ребенка правильно держать ручку? Ответы на эти и многие другие вопросы вы можете найти в нашей статье.
Почему ребенок неправильно держит карандаш?
Проблема неправильного захвата остро встает перед родителями первоклашек. В школе детям приходится часто и много писать, а то, как ребенок держит ручку, напрямую влияет на его почерк и скорость письма. Откуда же возникает эта проблема?
Мелкая моторика рук у маленьких детей развита еще недостаточно, поэтому малыш держит погремушку или карандаш всеми пальцами, зажимая в кулак. Уже в более старшем возрасте некоторые дети изо всех сил сдавливают карандаш, выставляя пальцы вперед. Такое неправильное положение пальцев часто превращается в привычку, от которой бывает трудно избавиться.
Обращайте внимание на то, как ребенок рисует или пишет. Не позволяйте ему держать карандаш, как ему захочется. Чем раньше малыш научится правильно держать карандаш и ручку, тем проще ему будет в школе.
Признаки неправильного захвата карандаша
Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков говорит о том, что необходимо помочь ребенку научиться писать правильно.
На что влияет неправильный захват?
Специалисты сходятся во мнении, что от того, как ребенок держит пишущие предметы, зависит его здоровье. Неправильный захват при письме может пагубно сказаться на зрении ребенка, а также приводит к сколиозу. Часто неправильный захват сопровождается слишком сильным нажимом на карандаш. Поэтому дошкольник будет уставать, выполняя письменные задания. Это может отразиться на отношении ребенка к учебе в школе.
Как правильно держать карандаш и ручку?
Для того чтобы научить ребенка правильно держать ручку, нужно обратить его внимание на то, как при письме должны располагаться пальцы. Если ребенок правша, то ручка должна лежать на левой части среднего пальца. Указательный палец при этом придерживает пишущий предмет сверху, а большой – слева. Если ребенок левша, то положение пальцев зеркально меняется. Ручка лежит на правой стороне среднего пальца, большой палец придерживает ее справа, а указательный палец располагается сверху. Безымянный палец и мизинец обычно прячутся в кулак. Если ребенок держит пишущий предмет правильно, он не выпадет из рук при поднятии указательного пальца.
Основная задача родителей – научить ребенка держать карандаш так, чтобы при письме рука не уставала.
Чтобы ребенок лучше запомнил правильное расположение пальцев при письме, можно обратить его внимание на следующие моменты:
7 простых способов, как научить ребенка правильно держать карандаш
Чем лучше писать: выбор письменных принадлежностей для ребенка
Значимую роль в обучении ребенка письму играют письменные принадлежности. Результат во многом зависит от того, чем ребенок пишет. Для маленького ребенка лучше выбрать восковые мелки или фломастеры. Они нравится детям, потому что оставляют на бумаге яркие следы, и удобны тем, что на них не нужно сильно нажимать. Специалисты утверждают, что в дошкольном возрасте полезнее всего рисовать и писать карандашами. Орудуя карандашом, ребенок научится управлять силой нажима на лист бумаги. Лучше выбирать карандаши трехгранной формы, чтобы ребенок правильно держал их в руке. Место, за которое малыш держит карандаш, желательно должно быть прорезинено, чтобы при письме пальцы не соскальзывали. Также обратите внимание на материалы, из которых сделаны письменные принадлежности, так как многие дети тянут их в рот.
Если говорить о выборе ручки, то для детей дошкольного и младшего школьного возраста лучше подойдут шариковые ручки с темно-синими чернилами. Если ручка пишет светлыми чернилами, ребенок будет сильнее на нее давить, так как буквы плохо видны на бумаге. Не стоит покупать слишком длинные (более 13 см) и толстые (свыше 7 мм) ручки.
Как подготовить ребенка к выполнению письменных заданий
В школе дети каждый день сталкиваются с заданиями, требующими письменного решения. Чтобы быть к этому готовыми, необходимо начать подготовку руки к письму еще в дошкольном возрасте. Для этого прекрасно подойдут игры и упражнения на развития мелкой моторики, например:
На занятиях в детском центре «Созвездие» развитию мелкой моторики детей уделяется большое внимание. Кроме этого в группах подготовки к школе детей учат работать в тетрадях и писать печатные буквы. Все упражнения для обучения письму преподносятся в игровой форме, поэтому дети с удовольствием их выполняют.
Систематические занятия по приобщению ребенка к грамоте лучше начинать с 4-5 лет. Будьте готовы к тому, что не каждому ребенку обучение письму дается легко. Для того, чтобы освоить этот навык, необходимо не только хорошее развитие моторики рук, но и достаточный уровень развития мышления, памяти и внимания.
Помимо подготовки руки к письму и формирования правильного захвата, необходимо научить ребенка, как нужно сидеть за столом. Ребенок должен помнить, что:
Выводы
Часто бывает так, что ребенок ни в какую не хочет правильно держать ручку, сжимает ее в кулачок или держит ее другими удобными для себя способами. Такая вредная привычка может заставить понервничать любую маму, ведь от этого малыш быстро устает писать (или рисовать, штриховать, закрашивать), портится не только почерк ребенка, но и его осанка. Именно поэтому очень важно научить ребенка правильно держать пишущие предметы. Используя маленькие хитрости, описанные в статье, вы можете сделать этот процесс более эффективным и безболезненным.
Заключение
Иногда бывает так, что ребенок отказывается слушать родителей и не хочет держать карандаш правильно. Проявите терпение и настойчивость, но ни в коем случае не наказывайте ребенка. Это может вовсе отбить у него желание учиться. Облегчить процесс обучения письму может групповая форма проведения занятий. Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», ребенок будет видеть, как занимаются его сверстники, и учиться не только у замечательных педагогов, но и у своих друзей. Под чутким наблюдением специалиста дети обязательно научатся правильно держать карандаш и ручку и будут готовы к обучению в школе.
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Что делать если ребенок неправильно держит ручку
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Проблема, как научить ребенка правильно держать ручку, обычно возникает у родителей перед оформлением в школу.
Бесплатные занятия с логопедом
Проблема, как научить ребенка правильно держать ручку, обычно возникает у родителей перед оформлением в школу.
Специалисты утверждают, что данным вопросом нужно заниматься гораздо раньше, чтобы ребенок понял, как захватывать и приспособился держать письменные принадлежности в руке правильно. Иначе может потребоваться оперативно переучиваться.
Родителям полезно знать, что делать, если ребенок неправильно держит ручку.
Возможные причины
В школе детям приходится много и часто писать. От того, как ученик держит ручку, зависит его скорость письма, почерк. Многие родители сталкиваются с проблемой неправильного положения письменных принадлежностей в руке у ребенка.
Чаще всего она обусловлена неразвитой мелкой моторикой. Маленькие дети держат карандаши, ручки, погремушки всеми пальцами, сжимая их в кулак. Некоторые ребята старшего возраста сдавливают инструмент для письма, выставляя пальцы вперед.
Такое положение неправильное, оно часто превращается в привычку, от которой достаточно сложно избавиться. Поэтому важно вовремя заняться переучиванием малыша. Неверное положение ручки может быть обусловлено тем, что родители не показали, как нужно держать инструмент для письма в руке.
Последствия неправильного держания ручки
Неверный захват письменных принадлежностей является не таким уж и безобидным, как думают многие родители. Он может приводить к серьезным проблемам со здоровьем: например, искривлению позвоночника, ухудшению качества зрения из-за принятия неправильного положения за столом.
Неверный захват письменных принадлежностей может обернуться:
Неправильный захват приспособления выглядит со стороны очень странно, особенно если ребенок уже достаточно большой. Важно не допустить того, чтобы неверное положение ручки вошло в привычку. Иначе эта проблема будет мучить человека и во взрослом возрасте.
Признаки того, что малыш неправильно держит ручку:
Наличие хотя бы одного из приведенных выше признаков говорит о том, что родителям нужно предпринимать определенные меры по обучению ребенка правильно держать ручку.
Как научить ребенка правильно держать ручку?
Если ребенок неправильно держит ручку, то родителям нужно попытаться оперативно решить эту проблему. Для этого существуют разные способы. Важно проводить занятия в игровой форме. Если малышу во время обучения будет интересно, то получится быстрее добиться положительного результата.
Если у родителей не получается научить дошкольника правильно держать ручку, тогда стоит обратиться за помощью к специалисту. Данным вопросом занимаются педагоги, воспитатели.
Как выбрать хорошие письменные принадлежности?
Чтобы ребенок сразу научился правильно держать ручку, мало объяснить ему и показать, как это делать. Важно использовать подходящие письменные принадлежности. Они представлены в магазинах в большом ассортименте. Родителям нужно знать критерии выбора хорошего товара.
Принадлежности для письма должны отвечать таким требованиям:
Для выведения букв в прописи рекомендуется покупать шариковые варианты ручек. Лучше выбирать стержни с фиолетовыми либо темно-синими чернилами. Тогда ученик не будет прилагать усилия во время письма. Голубые стержни оставляют не такой отчетливый след, как синие, поэтому ребенок станет давить на ручку во время письма.
Советы специалистов
Специалисты отмечают, что многие дети неверно держат ручку из-за того, что принимают за письменным столом неправильное положение. Поэтому родителям нужно следить за тем, как сидит их ребенок. Стоит придерживаться правила «трех углов».
Как правильно сидеть за столом школьнику
Согласно ему, колени под столом – это прямой угол, руки, согнутые в локтях – это второй, а спина и бедра – третий угол. Ноги необходимо держать вместе на полу либо подножке. Важно следить за тем, чтобы локти ребенка лежали на столе.
Между поверхностью и грудной клеткой должно быть расстояние, равное двум сантиметрам. Тетрадь надо располагать под углом 30 градусов. Голову следует немного наклонить вперед. Оптимальное расстояние от глаз до листа составляет 20-30 см.
Если неправильный захват ручки обусловлен плохо развитой мелкой моторикой, тогда специалисты рекомендуют родителям проводить с ребенком такие занятия:
Также полезна пальчиковая гимнастика. Движения выполняют под чтение детских стишков.
Суть заключается в сгибании/разгибании пальцев, сжатии их в кулак, расслаблении. Важно вовлекать в игру все пальцы ребенка. Улучшает мелкую моторику перебирание пуговиц, разрывание листов бумаги.