что делать если ребенок не хочет спать один
«Буду спать с вами!» Как помочь ребёнку уйти из родительской кровати
Ребёнку уже 3 или даже 4 года, а он не спит один, хотя у него самая красивая кроватка и самые терпеливые родители в мире? Уверяет, что с вами ему гораздо уютнее, и упорно является в вашу постель вечером, ночью, утром? Пора менять ситуацию: Юлия Доманова, врач и автор методики мягкого обучения детей самостоятельному засыпанию, и Анна Литвин, специалист по детско-родительским отношениям, подготовили инструкцию из 5 простых шагов, которая поможет быстро и без проблем покинуть родительскую кровать.
Шаг 1: разберитесь с дневным сном
Переход к самостоятельному засыпанию обычно происходит в 3−4 года, потому что у детей помладше режим дня ещё не сформировался. Малышам нужно неоднократно спать днём, а чем чаще сон, тем сложнее привыкнуть засыпать одному. А в трёхлетнем возрасте большинство детей уже переходит ко взрослому формату суток, у них есть нормальная ночь и, возможно, один дневной сон. О нём и поговорим.
Базовое правило: чтобы ребёнок мог засыпать самостоятельно, он должен хотеть спать — то есть, лишнего сна днём быть не должно. В то же время важно, чтобы сна в сутках было достаточно, и здесь всё строго индивидуально: кто-то обходится без дневного сна уже с трёх лет, а кому-то и в четыре года нужно пару раз в неделю отдохнуть после обеда.
Чтобы понять потребности вашего ребёнка, посчитайте среднюю продолжительность его сна в сутки. Пока ничего не меняйте, просто на протяжении недели записывайте, сколько времени малыш спал. Например:
Понедельник: 2 часа дневной сон, 9 ночной, всего 11;
Вторник: дневного сна не было, 10 часов ночной сон;
Среда: 1.5 часа дневной сон, 9 ночной, всего 10.5.
И так далее. Когда наберутся данные за всю неделю, суммируйте их и делите на 7 — получится средняя продолжительность сна, в которой нуждается ребёнок. На неё и ориентируемся, скорее всего, это будет 11−12 часов.
Для начала выделите на ночной сон 10 часов, остальное оставьте на дневной и попробуйте поддерживать этот режим. Если ребёнок днём не спит даже при том, что средней нормы сна не достигает, увеличивайте ночной сон и отказывайтесь от дневного отдыха вообще. Правда, в этом случае может быть так, что раз-два в неделю малыш начнёт уставать в середине дня — это нормально: в такие дни можно поспать, просто скорректируйте продолжительность следующего ночного сна.
Насчёт правильного контроля сна: всегда отталкивайтесь от времени подъёма. Оно настроено на циркадный ритм, сдвигать время пробуждения очень тяжело, поэтому его не меняем. Пример: допустим, ребёнок привык вставать в 8 утра, ему комфортно так просыпаться. Тогда при ночном сне 12 часов отбой у вас будет в 8 вечера — а если он поспал днём 2 часа, то отбой сдвинется на 10.
Шаг 2: выстроив режим, убедитесь, что нет недосыпа
Прошло несколько недель, вы стабилизировали режим дня — теперь нужно проверить, действительно ли ребёнку комфортно. У детей в 3−4 года очень легко определить недосып, на него указывают следующие 5 признаков:
При наличии любого из этих признаков — и, тем более, нескольких — увеличивайте количество суточного сна, добавляйте дневной отдых. Если малыш днём засыпать отказывается, ищите способы, тут все средства хороши. Кто-то засыпает через сказку, кто-то в машине: вспоминайте ассоциации и триггеры, которые использовали.
Шаг 3: обозначьте границы
С режимом всё в порядке, ребёнок высыпается, переходим к самой процедуре перевода его в отдельную кроватку. Здесь важно избежать частой ошибки родителей: нельзя идти на поводу у ребёнка. Детские «Я хочу!», «Я не хочу!» в ключевых вопросах — таких, как сон — пока роли не играют. Малыш должен идти за вами, а не вы за ним: и вы не должны спрашивать, хочет он спать или нет, вместо этого вы как родители обязаны создать условия для этого сна.
У вас есть расчёт и вы знаете, что сейчас пора спать. Ставьте совершенно чёткие границы: я решаю, когда ты спишь, я решаю, где ты спишь. Зато ты решаешь, в каких условиях ты спишь: какую книжку почитать, какую пижамку надеть, с какой игрушкой пойдёшь.
Так вы показываете, что мнение ребёнка, не пересекающее поставленные рамки, очень важно, вы относитесь к нему к нему с уважением, но ведущая роль остаётся за вами.
Обратите внимание: чётко выставленные рамки не должны быть резкими. Нельзя сказать заигравшемуся ребёнку: «Всё, ты идёшь в кровать!» — будет вполне понятное сопротивление. Малыш вообще сейчас не здесь, он в мире своих фантазий, а вы его выдёргиваете в реальность. Это очень неприятно.
Правильная позиция:
Шаг 4: готовимся к переводу в отдельную кроватку
Ваша роль ведущего неоспорима, проблем со сном нет, можно начинать подготовку к переводу. Она займёт пару недель — это время, нужное на создание у ребёнка мотивации спать отдельно. В этом вопросе мы опираемся на авторитет — у мальчиков это обычно «как папа», у девочек «как мама»: «Ты уже большой, как папа, большие же не спят рядом с бабушкой, у всех отдельные комнаты».
Важно: правила сна ещё не меняются, вы пока просто доносите мысль, что большие спят отдельно. Постепенно ребёнок цепляется за эту мысль и сам просится спать отдельно — вы буквально «продаёте» малышу его комнату.
Дальше подогреваем интерес вовлечением ребёнка в процесс. Как организуем пространство, где поставим кровать, какое бельё купим, какой ночничок — всё это делается вместе. Тогда малыш положительно настраивается и воспринимает отселение как шаг ко взрослению — а если его просто переместить в соседнюю комнату, он будет чувствовать, что его отселили, выгнали из жизни семьи. Так нельзя.
Попробуйте такой лайфхак: купите кровать, но сборку не начинайте — говорите о ней ежедневно, вспоминайте, хвалите кроватку, но «вот нет времени пока собрать». И ребёнок начнёт эту сборку ждать как праздник. А потом вовлеките его в сам процесс: «Подай инструмент», «Давай украшения вместе развесим» — в итоге малыш и уходить из комнаты не захочет.
Шаг 5: начинаем спать отдельно
Успех уже близок! Но главное — не совершить самую распространённую ошибку: как только ребёнок переезжает в свою комнату или кроватку, вы с ним больше не спите. Нужно сразу создавать новые правила игры, никаких «ну так уж и быть, ночку посплю с тобой».
Ребёнок считает, что в комнате, возможно, притаились чудовища? Чтобы он успокоился и понял, что новая комната — безопасная, можно провести целый ритуал «изгнания чудовищ». Как можно театральнее и демонстративнее: посадите игрушки охранять кровать. Опрыскайте углы «волшебным защитным спреем». Из шкафа всех монстров палкой выгоните. Докажите, что тут нет никакой угрозы.
Обязательно объяснить ребёнку, что, если он позовёт, вы придёте — и правда приходите на зов, без отказов, конфликтов и раздражения. Через несколько раз, когда малыш привыкнет, что вы рядом, объясняйте спокойно: «Ночью все спят, отдыхают, набираются сил. Ты вон какой сильный (или вон какая красотка, если девочка), мама тоже так хочет. Надо спать». Дети за несколько дней этими идеями проникаются и перестают звать.
И ещё один совет: если ребёнок продолжает приходить к вам в кровать, обязательно нужно проснуться, встать и увести его обратно. Именно увести, за ручку, чтобы он шёл сам, спокойно и так же без раздражения. И проговаривать: «Все спят в своих кроватках. Я посижу с тобой, успокою, защищу, но спят все у себя».
Спокойствие, демонстрация безопасности и контроля над ситуацией — вот что вы должны показать ребёнку. Тогда и он будет чувствовать себя спокойно под вашей защитой, а это главное условие самостоятельного сна.
Спокойных вам ночей!
Читайте также:
Фото: FamVeld, Tomsickova Tatyana, LightField Studios, Alena Ozerova/Shutterstock
Ребенок не засыпает сам
Свекровь до сих пор меня троллит: а помнишь, как до рождения детей ты доказывала, что дети должны спать в своей кровати? А вышло все, как я тебе и говорила: ребенку нужно быть под бочком у мамы!
Свекровь права. Перед рождением старшего сына я доказывала ей, как важен раздельный сон. И была очень категоричной. Ко мне как на подбор приходили семьи, у которых дети оккупировали родительскую кровать до 3 и даже 5-летнего возраста. Издерганные родители посыпали голову пеплом. Помогая им изменить ситуацию, я настроилась решительно: мой ребенок спит отдельно!
К слову, в моей родительской семье даже и мысли ни у кого не было о том, что дети могут оказаться в родительской кровати. Боишься? Иди в свою постель и справляйся. Да, жестко. Но справлялись. Развивали фантазию и дружбу с воображаемыми друзьями.
А сейчас я день за днем получаю такие истории:
“Главная проблема засыпать самостоятельно! Дочь постоянно увиливает, придумывает отмазки, только не спит. Даже если очень хочет спать”
“Я только недавно своего черырехлетнего сына, начала приучать хотя бы засыпать в своей кровати, но ночью он все равно приходит к родителям”
Почему нужно учить ребенка засыпать самостоятельно?
Что дает ребенку самостоятельное засыпание:
Меньше нарушений сна
Как это работает? Если у детей не сформирована привычка засыпать самостоятельно, то, когда они просыпаются ночью (а микропробуждения происходят у всех между фазами сна), то им нелегко быстро уйти обратно в сон. Для этого им нужны – покачивание, поглаживание, наличие родителей – то, как они привыкли засыпать вечером.
Соответственно, у детей, которые владеют этим навыком, вероятность самостоятельно заснуть после микропобуждений намного выше, а значит, качество сна гораздо лучше!
— отсутствие ритуалов (в принципе);
— неправильные ассоциации со сном;
— нарушения режима дня;
Все эти ошибки и как их исправить я описала в своей брошюре «Топ-5 ошибок при укладывании ребенка спать» в помощь современным родителям.
Обязательно скачайте и изучите эту брошюру, если хотите избавиться от проблем со сном (и начать, наконец, высыпаться самой)! К тому же, она совершенно бесплатная:
Продолжим о плюсах самостоятельного засыпания для ребенка.
Появляется возможность лучше справляться со стрессом
Как отмечают психологи, у детей, которые спят с родителями, чаще наблюдается сопротивление укладыванию спать, короткая продолжительность ночного сна, большее число ночных пробуждений. Также любое разлучение с матерью ассоциируется у них с тревогой.
Улучшение самооценки
Здоровое представление о границах
Что дает родителям самостоятельное засыпание детей:
Качественный сон у всех членов семьи
У родителей появляется свое время
Длительное присутствие детей в кровати взрослых затрудняет супружеское взаимодействие и снижает интенсивность сексуальных отношений родителей. Кровать перестаёт быть супружеским ложем. Отселение детей возвращает родителям ощущение пространства, где они не только мама с папой, но и партнеры друг другу.
Улучшается физическое состояние мамы, которая высыпается
Ну как, все еще считаете, что не нужно приучать ребенка засыпать самостоятельно? А может, просто боитесь трудностей? Давайте разберемся, что же останавливает нас в принятии решения о переходе к самостоятельному засыпанию?
Страхи, которые останавливают матерей
Миф, что раздельный сон вредит ребенку
Ходят страшилки, что если ребенок спит отдельно, то у него постоянный стресс, развивается недоверие к матери, разрушается привязанность, возникают навязчивые привычки типа сосания пальца. На просторах интернета я встретила даже информацию о том, что мозг таких детей развивается медленнее.
Что ж, я не удивлена. Учитывая моду на детоцентризм, странно, что еще разрешают отходить от ребенка дальше, чем на метр 🙂
Конечно, я не спорю, что привязанность влияет на то, насколько тревожным растет ребенок, и это влияет на качество сна. Но один только вид сна не делает ребенка тревожным или спокойным. К счастью, это зависит от множества других факторов: врожденных особенностей ребенка, условий его жизни, состояния матери и пр.
Созависимость от ребенка
Очень часто бывает, что мать не хочет отселять ребенка в другую постель сама, утверждая, что «он сам не хочет отделяться». Мама думает: «Ребенок не готов от меня отделиться, он еще мал и беспомощен». И, если копнуть еще глубже, мы можем перевести это как «я слишком слаба и беспомощна, чтобы оставаться одна».
Маме так хорошо и тепло с ребенком, что она не хочет его отпускать. Она хочет продлить это замечательное время, когда малыш “маленький и сладенький”.
Тут важно помнить, что основная задача родителей — адаптация ребенка к миру, к реальности, забота о его взрослении. Сепарация (отделение) от мамы — процесс необратимый и неизбежный, а сопротивляться ему — значит вредить ребенку и становлению его личности.
Удовлетворение собственных потребностей
Почему же мама может так поступать? По своим причинам, не связанным с детьми. Она может хотеть сама «оставаться маленькой», нуждаться в близости и тепле, которого сама не получила в детстве. Она может оправдывать беспомощностью ребенка невозможность каких-то собственных жизненных изменений. Например, не хочет выходить на работу, утверждая, что ребенку еще нужен постоянный уход. Но за этими утверждениями прячется собственный страх.
Удобство
Привычный способ засыпать с мамой уже сложился. Возможно, у ребенка был тяжелый младенческий период, который сопровождался различными трудностями. Особенно это может быть заметно у легковозбудимых детей или детей с неврологическим статусом. Маме было проще засыпать с ребенком, чтобы его успокоить.
Теперь она сталкивается с осознанием, что изменение этих привычек приведет к сильному сопротивлению, особенно если ребенок и так подвержен истерикам и бунтует против режима. Для мамы это означает дополнительные силы и время, которых и так не хватает.
Но если вы хотите переступить через страх, и перестать оттягивать неизбежное, наверняка у вас возникнет вопрос: с чего начать? Можно ли как-то “подстелить соломки”, чтобы процесс прошел гладко или хотя бы с меньшими потерями?
Конечно! Давай посмотрим, как именно.
С чего начать подготовку к самостоятельному засыпанию?
Что для этого нужно?
Подумать о том, какую картину семейных отношений вы хотели бы показать детям
Представьте себе, как видит ситуацию в семье ребенок на данный момент. Кто образует основную коалицию: вы с ребенком, а папа где-то в стороне? Или все-таки мама с папой? Какой должна быть семья в вашем представлении и какой вы хотели бы, чтобы ребенок ее знал. Это все очень важные вопросы, которые позволяют вырваться из будничной рутины и трезво посмотреть на реальную ситуацию.
Проработайте свои вторичные выгоды
Устраните все преграды (неблагоприятные жизненные обстоятельства)
Помните, что не стоит браться за такой тяжелый переход во время сложных жизненных этапов: переезда, развода, рождения младшего ребенка, болезней родственников. Все эти ситуации и так сопряжены с напряжением, и вам необходимо оценивать как собственный ресурс, так и возможности ребенка.
Убедиться в том, что у родителя есть авторитет
Подготовиться к откатам
тест на родительскую готовность
тест на готовность ребенка к самостоятельному сну
На случай, если вы уже готовы, но хотели бы больше знать о шагах, которые вам потребуется совершить, расскажу об основных этапах:
Как сформировать самостоятельное засыпание?
Формируем престижность образа самостоятельного сна
Как мудрые правители, начните готовится к реформам заранее, подталкивая нашего малыша к новому статусу, который он приобретет, когда начнет спать отдельно. Очень важно показать как это круто, как это “по-взрослому” и как выгодно отличает от его предыдущего, более “детского” положения. Ведь каждому ребенку хочется почувствовать себя немного взрослее и лучше сверстников. Поэтому начните рассказывать ему обо всех бонусах заранее. Так вы сложите правильное впечатление, сформировав привлекательный образ.
Аксессуары для сна
Проигрываем ситуацию сна на куклах
Незадолго до перехода в свою кроватку, начните разыгрывать такую ситуацию с ребенком на куклах или других игрушках, которые он любит (в случае с мальчиками это могут быть машинки, зверята или лего). По примеру “Кукла Маша устала, она ложится спать. Мы читаем ей сказку, желаем ей спокойной ночи и оставляем в своей кроватке, ведь она уже взрослая и спит сама”.
Используйте игры на расслабление
Для легковозбудимых детей, которым непросто уснуть даже с мамой, я рекомендую незадолго до сна делать специальные упражнения, которые помогут расслабиться телесно. В моем мастер-классе “Как научить ребенка засыпать в своей кроватке” я даю примеры таких игр.
Наблюдаем
Чтобы помочь ребенку “попасть” в нужное для сна время, когда ему будет легче всего заснуть даже без присутствия мамы, достаточно начать наблюдать. Отслеживаем признаки вялости и усталости, в какое время они появляются и планируйте рутину отхода ко сну примерно за полчаса до этого.
Готовим себя!
Нужно заранее подумать, что вы будете делать, когда ребенок устроит истерику, что вы будете говорить, как держаться, какими мыслями вы будете придавать себе твердость в тот момент, когда вы будете готовы совсем скиснуть.
Важно также продумать, что вы скажете ребенку, если он прибежит в вашу постель посреди ночи, или проснется и будет звать маму. Поверьте, в момент, когда это произойдет, вам спросонья будет крайне тяжело собраться. Поэтому продумайте тактику заранее!
А для тех, кто не знает: как настоять на своем, но не передавить, я собрала множество рекомендаций в своем мастер-классе “Как научить ребенка засыпать самостоятельно в своей кроватке”.
полный алгоритм перехода в отдельную кроватку
что делать, если происходят “откаты” и ребенок просыпается ночью
как использовать игровые методы в процессе перехода
Поскольку я знаю, как для нас, современных мам, важно сделать этот этап мягким и не навредить ребенку, я сконцентрировалась на игровых методах: сказкотерапия, игровая мотивация и система фишек.
Поэтому вместе с 2 частями мастер-класса вы получаете дополнительные материалы:
тесты на родительскую и детскую готовность (чтобы быть уверенными в том, что вы и ребенок созрели)
сборник сказок для самостоятельного засыпания
подборка книг для классного сна
сборник мотивационных идей для перехода в свою кроватку
методичка по системе фишек в вопросах сна
Этот мастер-класс собрал множество классных отзывов. Ознакомиться с ними и со всеми подробностями вы можете тут:
А узнать мою личную историю о переходе к самостоятельному засыпанию моих детей (у меня 2 сына) вы можете в моем блоге. Буду рада видеть вас в числе читательниц. Подписывайтесь!
Ребенок боится спать один, что делать?
Страх темноты и чудищ под кроватью. Как научить ребенка засыпать самостоятельно
Линелль Шнееберг психолог в детском медицинском центре Коннектикута (США), специалист по детскому сну, мама троих детей
У многих малышей по вечерам разыгрывается фантазия, и им мерещатся монстры под кроватью – однако в настоящую проблему страхи темноты и другие превращаются у детей, которые не умеют засыпать самостоятельно. Что делать, если вы родитель такого ребенка и вынуждены каждый вечер сидеть у его кровати, держа малыша за руку?
С приближением вечера шестилетняя Зора становилась беспокойной и назойливой. Она как могла оттягивала время вечернего купания и чистки зубов. Она требовала еще и еще книжек для чтения вслух, хотя давно пора было ложиться, и соглашалась засыпать, только держа маму за руку. Даже если мама сидела прямо у ее кровати и держала ее за руку, Зора заявляла, что зверюшки-наклейки «смотрят на нее со стены» или что ей мешает шум с улицы. У нее то болел животик, то как-то странно чувствовали себя ноги, хотя до отхода ко сну и с животом, и с ногами всё было прекрасно. Прошло немало времени, пока мама Зоры поняла, что ее дочка просто не умеет засыпать сама, и поэтому по вечерам ее охватывает страх.
Малыши часто ведут себя так же, как Зора, если не умеют засыпать самостоятельно. Им приходится изобретать самые разные страхи и жалобы, потому что им действительно нужно, чтобы взрослые оставались рядом, пока они не уснут. Если уж на то пошло, вы сами — непреднамеренно, конечно, — приучили кроху тревожиться по вечерам, потому что только так он может помешать вам уйти, особенно если не уверен, может ли заснуть один, без вашей помощи.
План пяти шагов задуман так, чтобы перед сном маленькому человеку было комфортно и спокойно. Этот план способен уменьшить детскую тревожность несколькими способами. Он включает в себя:
И, наконец, этот план не лишает сына или дочь вашего присутствия, пока они тренируют свои навыки самостоятельного засыпания.
Реальны ли тревоги вашего ребенка перед сном?
Если вы не знаете, действительно ли ваш малыш чего-то боится по вечерам или он просто изобретает повод избежать самостоятельного отхода ко сну, ответьте себе на несколько вопросов:
Если вы ответили «да» хотя бы на один из этих вопросов, возможно, сын или дочь демонстрирует тревожность просто потому, что не умеет засыпать самостоятельно. Малыш жалуется на страхи, чтобы удержать вас рядом, поскольку нужного навыка пока не выработал.
Не можете ли вы неосознанно поощрять беспокойство ребенка?
Если вас заботит тревожное поведение сына или дочери, внимательно проанализируйте ваше собственное. Возможно, вы — разумеется, сами того не желая, — поощряете тревоги и страхи ребенка, уделяя ему намного больше внимания, заботы и времени, когда он заявляет об этих чувствах.
Многие родители обнаруживают, что их так называемый тревожный ребенок становится более уверенным в себе и перед сном, и в течение дня, как только приобретает навык правильного сна. Дети вообще часто способны на большее, чем кажется их родителям. Ваш малыш быстро освоит навык засыпания, если вы выражаете свою уверенность в его силах и последовательно применяете план пяти шагов.
В течение дня игнорировать страхи и беспокойство может быть проще (и взрослым тоже!), но когда приходит время удалиться из комнаты, пожелав спокойной ночи, что вы должны делать, если ребенок начинает беспокоиться? Помните: если ваш малыш лежит в постели и ему нечего делать, ему будет гораздо сложнее справиться с собственными тревогами. Поэтому план пяти шагов рекомендует давать крохе «сонного сторожа» и «сонную корзинку», чтобы ему было чем себя занять, пока у него не начнут слипаться глаза.
Если ребенок просится из своей кровати в вашу, когда ему страшно, держитесь до последнего, иначе получится, что вы учите, будто его собственная кровать — место небезопасное. Да и переход от ощущения тревоги к ощущению покоя лучше бы происходил в его комнате, а не в вашей. Поэтому без сомнений ведите малыша в детскую и там помогайте ему уснуть.
Боится ли ваш ребенок чудовищ и других ужасов по ночам?
Если сын или дочь перед сном говорит, что боится монстров, разбойников, похитителей детей и других злодеев, старайтесь не придавать этим страхам слишком много значения. Ни в коем случае не добавляйте к вечернему распорядку этапа чудовищ — например поиск монстров под кроватью, использование волшебного спрея для их отпугивания и т.д. Потому что никаких чудовищ в вашем доме нет и быть не может! Просто скажите: «Дома ты в безопасности, мы всегда тебя защитим».
Если малыш продолжает настаивать на проверке комнаты на наличие чудовищ, позвольте ему осмотреть одно-два места и не выбивайтесь из графика.
Если ребенок настаивает на дальнейшей инспекции после того, как вы вместе проверили пару точек, попробуйте сказать так: «Мы проверили, но ты можешь, если хочешь, сам посмотреть в других местах, всё ли в порядке. Когда закончишь, позови. Дома ты всегда в безопасности!» И выйдите ненадолго. В дальней перспективе маленький человек поймет, что лучше не развивать тему чудовищ, если он не хочет, чтобы вы уходили из детской, так и не уложив его спать.
Все эти детские страхи полезнее обсудить в течение дня. Вы можете помочь исследовать их и составить план, как с ними справляться, но уделять страхам время перед сном не следует.
Страх темноты. Если ребенок боится темноты, поможет наличие в комнате и ночника, и лампочки для чтения. Последнюю можно оставлять включенной на всю ночь, если она не слишком яркая.
Страх собственной спальни. В этом случае можете составить список мер по преодолению страхов, от самых легких до самых невыносимых, и тогда вы сможете помочь ему более уверенно переходить от этапа к этапу, пока в собственной спальне он вновь не почувствует себя уверенно и спокойно.
Например, список может включать в себя отсутствие страха:
Первый способ помочь ребенку справиться со страхом — это оставаться на каждом этапе столько, сколько потребуется, чтобы он освоился и привык. Когда вы дойдете до этапа «один в комнате с ночником и лампочкой для чтения», можно устроить поиск сокровищ с фонариком. В этом случае вы спрячете в детской маленький приз и отправите его на поиски, а сами будете ждать у двери. Постепенно усложняйте условия поиска клада.
Страшно в постели? Для малыша, который боится оставаться в своей постели, попробуйте установить «час беспокойства», когда можно безнаказанно бояться, в дневное время.
В этот установленный час он сможет говорить с вами обо всех страхах и тревогах, которые его мучают. Обычно для этого хватает тридцати минут. Если страхи кончатся раньше, в оставшиеся минуты можно поиграть в какую-нибудь игру, что-нибудь смастерить, почитать вслух.
Этот метод хорош, чтобы научить малыша тому, что для тревог есть свое время и место и, что еще важнее, что его постель не должна быть «местом для тревог». Если ребенок захочет поговорить о своих страхах до или после «часа беспокойства», он может записать их на карточку и положить ее в особую коробку, где она дождется условленного времени.