что делать если ребенок не хочет ползать в 8 месяцев
Как помочь ребенку поползти?
Важно понимать, что каждый ребенок – индивидуальность, поэтому сроки и нормативы весьма условны и используются врачами для косвенной оценки. Классическая неврология говорит о том, что малыши начинают ползать в возрасте 6-7месяцев, но практика показывает, что это может произойти и в пятимесячном, и в восьмимесячном возрасте.
Некоторые малыши в своем развитии могут пропускать этап ползания и это тоже нормально
Польза ползания
Ошибки родителей
Не рекомендуется «перепрыгивать» этап ползания, ставя малыша на ноги и уча его передвигаться вертикально.
Не рекомендуется использовать специальные шлейки или ходунки.
Организм ребенка должен «дозреть» до ходьбы. В противном случае неокрепшая костно-суставная система малыша получает излишнюю нагрузку, что может негативно сказаться на формировании скелета.
Научиться ползать
Как помочь ребенку научиться ползать
Делайте ежедневно легкий массаж и простые упражнения с малышом. Комплекс гимнастики подскажет участковый педиатр или медицинская сестра. Это позволяет укрепить мышцы и суставы и подготовить ребенка к ползанию.
Рекомендуется раз в три месяца проводить курс профессионального массажа (если у невролога или ортопеда нет других показаний).
Покажите пример: педиатры утверждают, что активнее ползают дети, с которыми ползают их родители.
Используйте специальные занятия, которые «показывают» ребенку как нужно двигаться, чтобы поползти.
Упражнения, которые помогут ребенку научиться ползать
Лягушка
Хождение на руках.
Чтобы укрепить плечевой пояс, на который ложится основная нагрузка при ползании, эффективно следующее упражнение.
Когда ребенок, лежа на животе, уверенно поднимает на руках не только голову, но и грудь, настает время следующего упражнения. Мама аккуратно берет и поднимает младенца за ножки и подталкивает его вперед. Рефлекторно он передвигает руки, привыкая к новому для себя движению.
Валик
Чтобы ребенок научился переставлять ручки при ползании, нужно обучить его простому упражнению. Мама кладет под грудь малыша валик (скрученную пеленку) так, чтобы живот и ноги находились на полу, а голова и руки «свисают» с валика. «Прокатывание» вперед стимулирует необходимые движения.
Что делать если ребенок не хочет ползать в 8 месяцев
Все дети разные и развиваются неодинаково. Кто-то в 5 месяцев начинает ползать на пузе, а затем быстро начинает вставать на четвереньки и уже спустя неделю радует своих родителей быстрым ползанием, а другие и в 8 месяцев никак не хотят следовать примеру мамы и папы, которые уже устали ползать перед глазами малыша на коленях, пытаясь показать ему пример и научить его «собачьему» мастерству.
Если малыш не ползает в 8 месяцев, то это свидетельствует лишь о том, что еще не пришло время, когда ему пора ползать. Ведь каждый ребенок имеет свои особенности в умственном и физическом развитии, а потому то, как и в какие сроки он освоит двигательные навыки напрямую зависят от того, насколько развиты его мышцы, кости, интеллект и психика.
Если на плановых осмотрах в 1 и 3 месяца невролог и ортопед не нашли никаких отклонений в развитии, то переживать по поводу того, что 8 месячный ребенок не ползает не стоит. Обычно ползать не торопятся пухленькие детки со спокойным характером и скорее всего, ваш малыш относится именно к таким.
Редко, но встречаются дети, которые начинают ползать специфическим образом: по-пластунски, на попе, отталкиваясь одной ногой, подволакивая одну руку или ногу. Такие попытки ползать говорят о том, что организм ребенка пока не окреп и не готов ползать обычным способом. Чтобы ползать на четвереньках, нужно иметь хороший пресс, крепкие мышцы спины, ног и рук. Во время ползания малышу приходится одновременно двигать ногами и руками, следить за целью и огибать препятствия.
Ползание готовит мышцы и мозг ребенка к прямохождению. Если ребенок начнет ползать не в 8 месяцев, а только в 10-11 месяцев, значит, он начнет ходить также позже. Беспокоиться родителям надо в том случае, если в 8 месяцев ребенок встал и пошел, пропустив этап ползания. Это может отрицательно сказаться на его осанке, позвоночнике и спине в целом, ведь его кости и мышцы еще не готовы к такой нагрузке.
Преждевременное стояние и ходьба до начала ползания могут оказать отрицательное влияние на формирование скелетно-мышечного каркаса, поэтому неправильно поступают те родители, которые начинают ребенка, который еще не ползает, водить за обе ручки или ставят его на ходунки. Большую преждевременную нагрузку нельзя испытывать не только позвоночнику малыша, но и его стопам. Дети, уже имеющие ходить на ходунках, значительно позже начинают ползать или даже вовсе пропускают этот важный этап развития.
Родители обязаны сделать все реально зависящее от них, чтобы их ребенок гармонично развивался и рос. Чем активнее с первых дней рождения родители занимались ребенком, делали массаж и гимнастику, закаляли, тем лучше развивается его мускулатура, тем меньше у него лишних килограммов и тем скорее он начнет сидеть, ползти, вставать и ходить. Болезни, из-за которых 8-месячный малыш не может ползать, на практике встречаются редко. Причиной нежелания ребенка ползать чаще всего является отсутствие нужных условий и мотивов для развития этого навыка.
Чтобы научить ребенка ползать, родителям надо проводить больше времени с ним. Регулярно, начиная с 2-3 месячного возраста, необходимо укладывать малыша животом на твердую поверхность. Лучше всего на пол, где есть коврик. Такая поверхность хороша тем, что на ней ребенку проще поднимать головку и отталкиваться ножками. От пола он никуда не упадет, что снижает риск травм.
В 4-5 месяцев начинайте на расстоянии вытянутой руки от ребенка ставить яркую игрушку или вещь, которой он любить играть, и предлагайте ему до нее дотянуться. Порадуйтесь вместе с малышом, если он сумет доползти на животе до «приманки» и через пару недель увеличьте до нее расстояние. При регулярных занятиях на полу уже в 6-7 месяцев малыш будет стараться отрывать живот от пола и начнет сам себя раскачивать, родителям же остается только помочь крошке освоить, как надо двигать ножки, чтобы ползти вперед.
Если же вашему ребенку уже 8 месяцев, а он еще не ползает, не нужно ругать его, заставлять вставать на четвереньки и нервничать. Наберитесь терпения, запишите малыша на курс массажа и регулярно делайте с ним упражнения, помогающие укрепить мышцы спины, живота, ног и рук.
Не стоит мучить малыша, если он никак не желает встать на коленки. Ползать он должен стремиться рефлекторно, а родителям нужно только поощрять его движения. Очень важно при этом создавать для передвижения условия, не ограничивая пространство манежем или кроватью.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Профилактика заболеваний»
Как научить ребенка ползать
Ребенок растет, осваивает пространство и учится новому. Вот только вчера начал переворачиваться, оглянуться не успели – уже сидит, еще чуть времени прошло – пополз. А там скоро встал и пошел. А у кого-то вначале пополз, а потом уже сел. А некоторые малыши вообще вначале встают, а потом ползут. Все очень индивидуально. Но если малыш не освоил ползание вообще, то лучше озадачиться и помочь ему научиться. Именно в ползании укрепляются мышцы спины, шеи, рук и ног. Ведь совсем скоро он встанет и пойдет, и лучше будет это сделать с подготовленным мышечным каркасом. О том, как помочь ребенку правильно начать ползать, мы и поговорим в этой статье.
Когда ребенок начинает ползать
Начиная разговор о ползании, первым делом нужно озвучить сроки. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), ребенок может начать ползать в промежутке между 5 и 9 месяцами. Если ребенок пополз позже, то до 13 месяцев это не считается отставанием в развитии. Вначале, иногда после 4 месяцев, ребенок ползает на животе, после 6 месяцев начинает передвигаться на четвереньках. Если ребенок рано пополз – это говорит о его хорошем физическом развитии. Главное – не пропустить этот важный в формировании ребенка этап.
Таблица развития двигательных навыков ребенка по месяцам
Ребенок учится держать головку, укрепляются мышцы спины и шеи.
Поднимая голову, ребенок может некоторое время ее удерживать. Движения конечностей все более скоординированы.
Не только держит голову, но и поворачивает ее в стороны. Переворачивается на бочок. Лежа на животике опирается на локти.
Переворачивается на животик. Может опираться на вытянутые руки, приподнимая тело. Ползает на животе, иногда может уже появиться ползание по-пластунски.
Пытается сидеть, опираясь на ручки. Пытается вставать на четвереньки.
Встает на четвереньки, пытается ползать на расстояния, но пока на животе. Пытается сидеть, опираясь на ручки.
Сидит без опоры на руки, держит равновесие. Начинает вставать у опоры. Многие дети к этому времени уже ползают на четвереньках.
Влияние ползания на развитие ребенка
Многие родители, чьи малыши пропустили период передвижения ползком, с гордостью говорят о том, что их ребенок сразу встал и пошел. Доктор Комаровский говорит, что если ребенок сам не пополз, то его следует научить, даже если он уже сам встал и пошел. Стадию ползания ни в коем случае нельзя пропускать, ведь именно ползая ребенок укрепляет спину для последующих нагрузок на позвоночник.
Польза от передвижения ползком:
укрепление мышц спины, шеи, рук и ног;
формирование здорового позвоночного столба;
развитие координации движений;
развитие ориентации в пространстве;
работа обоих полушарий головного мозга;
развитие интеллекта и психоэмоциональной сферы.
Как ребенок начинает ползать
Специалисты говорят, что каждый ребенок начинает ползать по-своему, это очень индивидуально, и подгонять малыша под одну гребенку бессмысленно. Но есть некоторые общие принципы:
по-пластунски – малыш ползает, лежа на животе. Обычно это происходит между переворачиванием и непосредственно ползанием на четвереньках;
перекатывание – обычно так передвигаются либо до ползания на четвереньках, либо маленькие лентяи. Если перекатывание затянулось, нужно прибегнуть к общему массажу, обычно это помогает перейти к следующей стадии ползания;
скачкообразное ползание – малыш раскачивается, стоя на четвереньках, и делает бросок вперед. Такие скачки могут быть небезопасны, нужно внимательно следить за ребенком, а лучше научить его правильно ползать;
задний ход – некоторые дети ползут не вперед, а назад. Ничего ужасного в этом нет, и оснований для тревоги тоже нет;
сидя – иногда встречается такой оригинальный способ передвижения: малыш сидит на попе, подогнув одну ногу под себя, и, отталкиваясь другой, очень быстро перемещается по комнате;
ползание на четвереньках – классический способ, к которому в итоге приходят все малыши. Спина должна быть прямой, руки и ноги двигаются синхронно.
Как научить ребенка ползать
Если малыш не выказывает интереса к ползанию, ленится или, наоборот, стремится пропустить этот этап и сразу встать или пойти, ему нужно помочь. Перед занятиями нужно провести предварительную подготовку.
Подготовка к занятиям
Лучший способ понять, насколько будет удобно ползать вашему ребенку, – самому лечь на пол и оглядеться – с позиции малыша сразу станут видны все опасности. Перед началом занятий нужно учесть несколько факторов:
ровная поверхность, в идеале – пол, твердый и ровный, покрытый ковром или плотным одеялом;
пространство – места должно быть достаточно для перемещения, в кроватке или манеже сложно начать ползать из-за их тесноты;
температурный режим – в комнате не должно быть сквозняков, температура воздуха 18-20 градусов;
одежда – удобная, не стесняющая движений, лучше из натуральных тканей;
стимул – если малыша заинтересовать интересной игрушкой, процесс пойдет быстрее;
безопасность – отсутствие острых углов, закрытые провода и розетки, отсутствие доступа к еде и бытовой химии;
неустойчивые предметы – проследите, чтобы на малыша ничего не могло свалиться;
чистота – вокруг должно быть чисто, но добиваться стерильности не стоит;
высота – если ребенок ползает не на полу, позаботьтесь о том, чтобы он не упал.
Разогревающий массаж
Перед началом занятий нужно обязательно разогреть мышцы малыша. Это можно делать при помощи разогревающего массажа. Иногда такой массаж применяют для стимуляции двигательной активности у вялых, ленящихся малышей.
Выполнять массаж лучше через час после кормления, и не позже, чем за час до него, длится процедура 10-15 минут:
поглаживание ручек – от кисти к предплечью, поглаживая круговыми движениями внешнюю и внутреннюю поверхность руки – 6-8 раз;
поглаживание ножек – от стопы к бедру, поглаживая круговыми движениями внешнюю и внутреннюю поверхность ноги – 6-8 раз;
поглаживание спинки – сверху вниз и обратно, поглаживать мягкими движениями – 6-8 раз;
пощипывание – пощипывать можно животик вокруг пупка, ягодицы.
Разминка
Для стимуляции двигательной активности можно сделать небольшую разминку:
скрещивания – скрещивать ручки малыша на уровне груди – 6-8 раз;
сгибания – сгибать и разгибать ручки и ножки – 6-8 раз;
поворачивать со спинки на животик – в обе стороны – 3-4 раза;
присаживания – подтягивать малыша за ручки из положения лежа, под углом в 45 градусов – 3-4 раза.
Упражнения для обучения ползанию
Есть несколько общих принципов при обучении малыша ползанию:
стимул – положите недалеко от ребенка красивую интересную игрушку, заинтересуйте его ею, выложите малыша на животик, он сразу обопрется на ручки, слегка согните его ножки в коленках так, чтобы сомкнутые стопы упирались вам в ладонь, и плотно прижмите ее к ступням и слегка подтолкните их;
валик – используется для того, чтобы он научился опираться на ручки. Подложите его под грудь малыша, чтобы он вынужден был привстать. Если валик разместить вдоль и положить на него сверху малыша, он свесит ножки по бокам от валика. В таком положении можно тренировать упор ножками;
пример – ползающие вокруг малыши – хороший пример для подражания, малыш быстрее овладеет новым навыком в компании таких же карапузов. Если нет возможности вывести ребенка в общество – ползайте вместе с ним, мамин или папин пример тоже может подстегнуть малыша;
преграды – ребенку будет интересно преодолевать препятствия – небольшие валики из одеял и пеленок, туннель из стульев, горки из подушек;
похвала – обязательно хвалите малыша, показывайте ему вашу радость.
Видео о том, как научить ребенка ползать
Тревожные симптомы
Если ребенок не ползает после 9-10 месяцев, тем более если он не сидит и не делает попыток вставать – нужно обратиться за консультацией к врачу. Также родителей должно насторожить, что малыш при попытке ползти волочит одну ручку или ножку. В целом же есть ряд факторов, под влиянием которых ребенок может начать ползать позже:
если малыш родился недоношенным;
перенесенное ребенком заболевание;
избыточная масса тела ребенка.
В любом случае, прежде чем бить тревогу, посоветуйтесь с педиатром, неврологом и ортопедом. Возможно, это просто индивидуальные особенности вашего малыша, и с небольшой помощью он скоро освоит ползание.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
Детский травматолог-ортопед
У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.
— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год. С чем это связано, что именно оценивает ортопед?
— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.
По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.
Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.
Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.
Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.
Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.
— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.
— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.
При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.
— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?
— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.
— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.
— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?
— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.
С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.
Как вспомогательная процедура полезен массаж.
Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.
При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.
— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?
— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.
— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?
— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.
Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.
Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.
— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?
— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.
— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?
— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).
Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.
Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.
Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.
Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.
Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.
Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.
— Настоящее плоскостопие лечится иначе?
— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.
— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?
— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.
— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?
— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.
Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.
Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.
При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.
Дополнительно
Подвывих в локтевом суставе
Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.
Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.
В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.
Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.
Когда надо обращаться к травматологу?
Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?
Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!
Осторожно: батут!
Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.
Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.