что делать если ребенок не хочет переезжать в другой город
Переезд в другой город: Как подготовить ребенка? Рекомендации
Однако, расстраиваться не нужно. Вы можете подготовить ребенка к переезду так, что он не будет расстраиваться. Сможет с легкостью начать жить в незнакомом городе. А также обретет новый круг общения.
Давайте разберемся в том, как подготовить ребенка к переезду в новый город.
Предупредите ребенка о том, что собираетесь переезжать
Информацию о переезде нужно сообщить ребенку сразу после того, как узнаете, что собираетесь менять город.
Многие родители допускают серьезную ошибку. Не говорят о переезде ребенку до последнего.
Потому, что если ребенок узнает о переезде не от вас, то он может обидеться. Подумать, что вас не интересуют его переживания. И ему будет сложнее перенести переезд.
Привлеките ребенка к планированию переезда
Расскажите ребенку, в какой город вы собираетесь переезжать. Если он находится в пределах вашей страны, то объясните, на каком расстоянии он расположен от вашего дома.
Скажите ребенку, что он сможет ездить в родной город на каникулах. И навещать своих друзей, родственников во время этого.
После того, как поговорите с ребенком, привлеките его к совместному планированию предстоящей поездки. Обсудите:
Совместное обсуждение предстоящей поездки с ребенком превратит процесс переезда в увлекательную игру. Чадо начнет проще относиться к предстоящей поездке. И процесс переезда пройдет для него легче.
Организуйте специальную вечеринку, на которой ребенок сможет попрощаться с прежним городом проживания
Рекомендуем организовать для ребенка так называемую «прощальную вечеринку». Она нужна для того, чтобы он мог проститься со своими друзьями. А также с городом, в котором он живет.
На вечеринке в обязательном порядке должны присутствовать все родственники ребенка. А также его друзья и другие близкие люди.
Рекомендуем отправиться всей компанией в какое-нибудь кафе. Накрыть там банкет. И весело отдохнуть с газировкой и едой.
На следующий день после организации прощальной вечеринки, отправьтесь с ребенком гулять по его любимым местам города. «Попрощайтесь» с ними. Это нужно сделать в обязательном порядке. Для того, чтобы ребенок на подсознательном уровне отпустил прежнее место. И был открыт к переезду в новый город.
Прощаться с прежними местами нужно следующим образом:
Возьмите с собой в поездку важные для ребенка игрушки и подарки
У ребенка наверняка есть дорогие для него вещи. Или предметы, с которыми он не расстается ни на день.
В обязательном порядке возьмите их с собой на новое место. Эти предметы будут вызывать у ребенка приятные воспоминания. И яркие чувства. А значит он не будет грустить из-за того, что переехал на новое место.
Как сделать так, чтобы даже после переезда стиль жизни ребенка не изменился?
Вам нужно сделать так, чтобы даже в новом городе жизнь ребенка оставалась прежней. Речь идет о расписании дня. Досуге. И других аспектах жизнедеятельности.
Чтобы добиться этого, вам нужно перенести расписание дня в новую среду. Адаптировать его.
В новом городе ребенок должен совершать все те же самые рутинные действия, что и в прежнем:
Если рутинные действия ребенка в новом городе будут оставаться такими же, как и в прежнем, то он не заметит особых изменений в своей жизни. И сможет легче перенести переезд.
Как подготовить к переезду дошкольников, школьников и подростков?
Давайте разберемся в том, как подготавливать к переезду детей разных возрастов.
Как подготовить к переезду дошкольников?
Если ребенок еще не достиг возраста шести лет, то переехать с ним на новое место жительства будет довольно просто. В этот период он еще не будет осознавать, что вы уезжаете из родного города в другой.
При подготовке дошкольника к переезду, вам нужно:
Как подготовить к переезду младшего школьника (в возрасте до 11 лет)?
Младшие школьники в возрасте до одиннадцати лет тоже могут с легкостью переехать в другой город. Поскольку у них еще не сформировался стойкий круг общения.
Однако, для этого их нужно подготовить к смене места жительства.
Чтобы чаду было комфортнее переезжать в новый город, рекомендуем планировать этот процесс на лето. Если вы переедете, например, в июле, то у ребенка будет возможность хорошо отдохнуть. Повеселиться. Привыкнуть к новому месту жительства. А затем с новыми силами отправиться в школу.
Остальные шаги по подготовке ребенка к переезду остаются теми же:
Как подготовить к переезду подростка?
Подросток может категорически отказаться переезжать. Потому, что ему будет страшно заводить новые знакомства. Снова заслуживать уважение со стороны одноклассников. И расставаться со своей второй половинкой.
Чтобы успокоить подростка, поговорите с ним:
Право несовершеннолетнего на переезд без согласования с родителями
Я буду поступать в этом городе в ВУЗ. Могу ли я переехать в другой город без согласования с родителями в 17 лет (за четыре месяца до 18 лет)?
Статья 21 Конституции РФ устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В ст. 27 Конституции РФ закреплено право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Возможность получать образование в различных формах является важной гарантией конституционного права каждого на образование (ч. 1 и 5 ст. 43 Конституции РФ).
Согласно ст. 21 Гражданского кодекса РФ под дееспособностью понимается «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их». В полном объеме дееспособность наступает по достижении совершеннолетия, т.е. с 18 лет.
Дети от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя. Однако здесь есть исключения, определяемые п. 2 ст. 26 ГК РФ: такие дети могут самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, осуществлять права автора на результаты интеллектуальной деятельности, вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими. В то же время несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет, вступившие в брак или признанные эмансипированными, обладают полной дееспособностью (ст. 21, 27 ГК РФ).
Цель эмансипации заключается в придании несовершеннолетнему полноценного гражданско-правового статуса.
В случаях, когда ребенок оценивает обращение с ним как унижающее честь и достоинство, он вправе обратиться самостоятельно в органы опеки и попечительства или в другие органы, осуществляющие защиту прав ребенка, а по достижении 14-летнего возраста – в суд.
Таким образом, закон наделяет вас всеми правами. При несогласии с решением родителей вы наделены правом обратиться в органы опеки и попечительства, в случае неразрешения конфликта – в суд.
Переезд – так ли это просто для ребенка
Мотивов, чтобы поменять место жительства у взрослых, более чем достаточно: более интересная и выше оплачиваемая работа, стремление дать детям наилучшее образование, желание жить в привлекательном для себя городе и многие другие. И, как правило, когда на переезд решаются семейные люди, дети неизбежно следуют за родителями. Легко ли переживают смену места обитания юные переселенцы, с каким трудностями им приходится столкнуться, как им могут помочь в этой ситуации взрослые – будем обсуждать в этой статье.
Кто-то может возразить: «А что тут такого? Тем более, если родители все уже продумали: и комнату для своего чада подготовили и на счет садика или школы позаботились, а друзей можно и на новом месте найти?». Но на деле все не так просто. Переезд может оказаться сильнейшим стрессом и сказаться самыми неожиданными последствиями. При этом дошкольники, младшие школьники и подростки могут по-разному реагировать на жизненные изменения.
«Там было все мое!»
Привязанность к тем или иным вещам характерна не только для взрослых. Для некоторых тревожных детей привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме, в которых они живут, символизируют на бессознательном уровне стабильность и безопасность мира. Новое место, даже будучи лучше и просторнее, невольно нарушает внутреннее равновесие. И поэтому требует освоения и привыкания.
На одном из занятий с пятилетней девочкой, чьи родители недавно переехали в Санкт-Петербург из другого крупного города, психолог предложила нарисовать злость. Ребенок начал рисовать круги, по уточняющим вопросам стало понятно, что это камни от «разрушенного дома». В ходе работы удалось перевести гнев в сожаление, на символическом уровне построить новое обиталище, при этом в общении с родителями девочка не показывала своих переживаний от смены места жительства и поводом обращения к детскому психологу послужили совсем другие трудности. К слову сказать, большую часть детских вещей, дорогих сердцу малышки, пришлось оставить.
Даже если ваш ребенок совсем небольшой, посвятите его в свои планы заранее, дайте ему возможность выбрать те вещи, которые он хочет взять с собой. По возможности, сделайте новую комнату или уголок вашего чада похожим на то место, которое было у него раньше.
Дети постарше обращают внимание еще на одно обстоятельство, связанное с местом жительства. Переезжая в более крупный населенный пункт, они лишаются свободы передвижения. Речь, конечно, о школьниках. Младших не отпускают родители на самостоятельную прогулку, в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они ходили везде сами. Происходит невольное снижение самостоятельности, что может привести к протестным реакциям.
Подростки же, особенно боязливые и мнительные, порой сами отказываются выходить на улицу. Новый город, большие пространства, плохое знание местности, страх потеряться приводят к тому, что дети сами не желают перемещаться самостоятельно, невольно сокращая свои возможности на адаптацию и поддержание той активности, которая им была присуща на прежнем месте.
«Хочу, чтобы как раньше…»
Смена места жительства неизбежно ведет за собой и смену детского учреждения, которое посещал ребенок. И это тоже является одной из составляющих стресса, который переживает ребенок при переезде.
Кроме того, сильные эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок при переезде, могут дать неожиданные реакции, как будто бы и не связанные с переменой места жительства.
Из письма. «Недавно мы переехали на новое место жительства, и сад пришлось сменить. Ребенка настраивали на то, что теперь у нее будет новый садик, в котором будут новые детки, которые станут ее друзьями (она у нас девочка достаточно общительная), и новые воспитатели. Настраивала я ее на новый лад заблаговременно (за несколько месяцев), хотя она у меня достаточно адекватный ребенок, но я все-таки волновалась и переживала. Сначала все пошло хорошо, но на пятый день случился конфликт из-за забытого дома сарафана. Дочь очень расстроилась, долго не могла успокоиться и воспитатель строгим голосом сделала замечание. Увидев вечером папу, ребенок бросился ему на шею, начал умолять забрать ее домой. С тех пор она не хочет ходить в сад. Каждое утро начинается с истерики…»
Чувства, которые испытывает ребенок при переезде, могут быть самыми разными: опасения, что у него не будет друзей, сожаления об оставленных «там» знакомых детях и взрослых, грусть от расставания с любимыми вещами, повышенная напряженность, тревожность, связанные с периодом адаптации. Иногда это беспокойство, причин которого не может понять сам маленький человек, а если и понимает, не всегда находит того, кому можно выразить все те эмоции, которые его переполняют. И тогда происходит срыв в самом неожиданном месте и самым неожиданным образом. Иногда это внезапные слезы, иногда – вспышка злости, иногда – просто подавленное состояние и пониженный фон настроения.
Еще одной трудностью может стать невозможность продолжить то увлечение, которое было у ребенка на предыдущем месте жительства. Дзюдо, кружок кройки и шитья, рок-н-рол – любое увлечение может быть очень важным, так как через него ребенок решает важные для него личностные задачи: реализовываться и раскрывать свои способности, чувствовать себя успешным, находить единомышленников.
«Я здесь чужой!»
Переезд неизбежно ведет за собой смену окружения. Очень часто на прежнем месте жительства остаются бабушки и дедушки, по которым сильно скучают малыши, и иногда и младшие школьники. Часто встречается ситуация, когда именно старшее поколение в наибольшей степени окружало ребенка заботой и вниманием, организуя его досуг, оказывая помощь в подготовке уроков, наполняя положительными эмоциями время между уходом из детского учреждения до прихода родителей. На новом месте может возникнуть ситуация, когда ребенок будет вынужден дольше находиться в школе или садике, больше предоставлен сам себе.
Иногда бывает и по-другому. Один из родителей начинает больше проводить времени со своим чадом, так как временно не работает, что также ведет к изменению всей системы взаимоотношений в семье, которое иногда бывает на пользу, а иногда – нет.
Кроме того, новый житель большого города вынужден по-новому выстраивать все социальные контакты, на этот факт мы уже обращали внимание выше. Особенно сильно по поводу отношений со сверстниками переживают подростки. В силу психологических особенностей возраста они просто не способны успешно заниматься учебой, быть социально активными и эмоционально устойчивыми, если их отношения с ровесниками не складываются. Эта проблема выходит на первый план внутренних переживаний детей, не позволяя им выполнять все те задачи, которые им ставят взрослые.
Гамма эмоций, которые стоят за трудностями адаптациями в новом коллективе, очень широка: от тревоги, что его не примут, ощущения собственной ненужности, неуместности на новом месте до неосознаваемого страха построения близких отношений. Подросток с одной стороны уже достаточно сознательная личность, чтобы серьезно относиться к друзьям и их выбору, с другой – очень ранимый, болезненно реагирующий на то, что его забывают и постепенно вычеркивают из общения старые друзья.
Субъективно подросток может чувствовать себя очень одиноким, противопоставлять тех, кто остался там, тем, кто есть сейчас, не видеть реальных достоинств новых одноклассников, из-за высокой тревоги воспринимать нейтральное к себе отношение как враждебное, что, конечно, не только не помогает, а, напротив, осложняет создание новых социальных связей.
Ирина, 15 лет, чьи родители восемь месяцев назад переехали из небольшого южного городка в мегаполис, так и не смогла наладить отношения в новом классе. С прежними друзьями она попыталась сохранить контакт, общаясь через социальные сети, но расстояние сделало свое дело, у них становилось все меньше тем для разговоров. Девушка чувствовала себя преданной. Новые одноклассники отнеслись к ней спокойно, но не спешили принимать ее в своей круг. Сама Ирина оказалось не готова выстраивать все отношения с нуля, постепенно все ее попытки наладить общение со сверстниками прекратились, она замкнулась в себе, стала хуже учиться, большую часть времени проводила перед телевизором. Понадобилось полгода работы с психологом, чтобы девушка вновь поверила в свои силы, научилась видеть позитивное в других людях, стала более активной. Личностные изменения повлекли за собой и повышение успеваемости.
Лишаясь возможности в прежнем объеме общаться с теми людьми, которые были очень значимыми «там», ребенок или подросток лишается значительной части поддержки, внимания, безусловного принятия, которые так нужны ему в непростой период адаптации. Поэтому очень важно родителям быть рядом со своим чадом и быть готовым не ругать и критиковать, а понять и прийти в нужный момент на помощь. В случае, когда ситуация выходит из под контроля, лучше обратиться к психологу за консультацией.
Когда стоит обратиться к психологу
Помнить обо всех вышеописанных трудностях необходимо, чтобы вовремя среагировать на то, что происходит с ребенком. Вместе с тем, есть ряд тревожных признаков, когда лучше сразу обратиться за консультацией к специалисту. В нашей практике мы сталкивались с тем, что в связи с переездом у детей возникали следующие сложности:
1. Изменение эмоционального состояния. Немотивированные эмоциональные всплески (слезы, истерики, приступы агрессии) без явных на то причин, когда сила чувств явно не пропорциональны причине их вызвавших. Либо, напротив, подавленное состояние, отсутствие интереса к тем делам и занятиям, которыми раньше ребенок увлекался.
2. Неожиданное ухудшение школьной успеваемости (или же повышенное количество жалоб на поведение) ребенка по сравнению с предыдущим детским учреждением.
3. В течение нескольких месяцев ребенок так и не завел новых друзей, при этом часто вспоминает старых. Сам говорит о том, что с ним не дружат, его обижают и т.п. Ведет себя нехарактерным для него образом. Например, постоянно жалуется или, напротив, сам очень недоброжелателен к другим детям, хотя раньше такого не было.
4. Резко ухудшились отношения дома. Выросло количество конфликтов, ребенок обижается, злиться, нарушает запреты, которые раньше соблюдал и т. п.
5. Появились неврологические расстройства. Например, заикание, тики, энурез и т.д.
6. Ребенка не оторвать от компьютера или телевизора, попытки повлиять на ситуацию, ограничить общение с техникой не ведут к улучшению ситуацию.
Любой из этих симптомов является достаточным поводом для возникновения беспокойства у родителей и обращения за помощью к детскому психологу. Конечно, они могут возникнуть из-за других причин, не только переезд может спровоцировать их появление. Однако, необходимо помнить, что смена места жительства – сильный стресс для ребенка, требующий от него активизации всех психологических ресурсов, который может привести к нежелательным изменениям в поведении и эмоциональном состоянии вашего чада.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда