что делать если ребенок не хочет идти в 1 класс
Что делать, если ребёнок отказывается идти в школу
У большинства школьников есть какие-то нелюбимые или даже ненавистные аспекты школьной жизни, и справляться с ними получается не у всех. Кого-то трудности в обучении приводят к полному нежеланию ходить в школу — тогда можно избежать неприятных и тревожных моментов. В силах родителей помочь ребёнку преодолеть страхи и проблемы, а также научиться главному — получать удовольствие от учёбы.
Детский каприз или серьёзная проблема?
Если ребёнок пропускает школу пару раз в году — это не катастрофа, ведь все люди порой устают, и дети не исключение. Но когда школьник регулярно отказывается идти в школу и просит родителей оставить его дома, значит, что-то препятствует его обучению, тревожит ребёнка или фрустрирует. Задача родителя — разобраться, почему ребёнку плохо в школе. Причины могут быть самыми разными, но любая из них серьёзна, даже если это обычная скука.
Пока взрослые не выяснят, в чём проблема конкретного ребёнка, его поведение не изменится. Просто заставить ребёнка ходить в школу не получится: во-первых, посещение ненавистной школы может усугубить проблемы и привить отвращение к учёбе на всю жизнь, а во-вторых, с возрастом такие дети часто начинают прогуливать уроки без ведома родителей. Второй сценарий, конечно, хуже, чем когда ребёнок обращается к родителям с просьбой, — с точки зрения и безопасности, и отношений родителей и детей.
Помощь в решении проблемы даст родителям возможность сблизиться с ребёнком и укрепить доверие в отношениях. Нежелание посещать школьные занятия, чем бы оно ни было вызвано, — это повод пересмотреть режим дня, поговорить с классным руководителем или школьным психологом. Обратная связь от школы может быть очень информативна: она поможет вам понять, в какие моменты ребёнок выключается из учёбы, что ему мешает.
Зачастую дети отлынивают от школы, симулируя болезнь. Конечно, такое поведение может раздражать и злить родителей, но важно помнить, что ребёнок, которому в школе комфортно и интересно, не будет притворяться больным. Симуляция болезни — признак, что у ребёнка есть какие-то эмоциональные проблемы. В такой ситуации важно поговорить с ребёнком и выслушать его без осуждения.
Почему первоклассник не хочет ходить в школу
В норме в младшем школьном возрасте дети обладают огромным интересом к познанию. Внутренняя мотивация к учёбе у них выражена максимально ярко. Позже другие сферы жизни становятся для человека более приоритетными, и учёба становится скорее рутиной. В начальных классах же естественно искренне стремиться хорошо учиться. Но мотивация падает, если ребёнок сталкивается с трудностями, которые ему не по силам преодолеть самостоятельно.
Это может быть тревожность, страхи, напряжённые отношения в коллективе, а также проблемы с развитием высших психических функций. Успешное обучение в школе напрямую зависит от таких характеристик, как объём памяти (кратковременной и долговременной) и внимания. Например, малый объём памяти может приводить к проблемам с заданиями по русскому, для которых нужно запоминать много грамматических правил. А объём внимания влияет на успехи в математике, где нужно учитывать различные переменные для удачного решения задачи, а также быть аккуратным в подсчётах. Немудрено, что ребёнок не захочет посещать занятия, на которых ему физически сложно выполнять то, чего от него ждут. Задача родителей и школьных учителей — распознать эту проблему и вовремя скорректировать. Работу когнитивных функций ребёнка можно проверить при помощи тестов у психолога или самостоятельно.
Другие причины, почему дети не хотят ходить в школу
Ребёнок никогда не будет избегать школы просто так — почти всегда отказ от посещения занятий вызван эмоциональными проблемами. Чаще всего причина кроется в школьной среде: возможно, ребёнка раздражает сосед по парте или у него произошёл конфликт с учителем или одноклассниками. В младшем школьном возрасте своевременный разбор таких проблем позволяет психике легко восстановиться, поэтому родителям стоит обращать внимание на поведение ребёнка и быть готовыми проговорить проблемные ситуации и помочь ребёнку их решить.
Понять, правда ли дело в школе, поможет разговор с классным руководителем, директором, учителями и школьным психологом. Также можно пообщаться с родителями одноклассников и узнать, насколько распространена проблема в классе.
Другая частая причина — несоответствие между реальной жизнью и тем, чему учат в школе. В подростковом возрасте дети часто чувствуют, что предметы никак не пригодятся в будущем, особенно если у них есть свои увлечения, которые сильно расходятся со школьной программой. Если ребёнок не может реализовать себя на уроках и не видит ценности знаний, занятия превратятся в мучение, а ребёнок начнёт испытывать апатию.
Как помочь ребёнку, который отказывается идти в школу
Если ребёнок не хочет ходить на школьные уроки — это не повод ругаться и обвинять его в лени, вешать на него ярлыки и акцентировать внимание на его неудачах. Вместо этого лучше оказывать таким детям больше поддержки и сохранять позитивный настрой в общении, говорить ребёнку, что в школу ходить нужно всем и вы верите, что он сможет преодолеть все сложности.
Сперва стоит понаблюдать за ребёнком, его состоянием и реакциями на упоминания школы. Если вы замечаете, что ребёнок в целом чувствует себя хорошо, изучение школьных предметов не вызывает у него затруднений и ему нравится общаться со сверстниками, но при разговорах о школе он расстраивается и замыкается в себе, это однозначно повод начать разговор. Обратитесь к своему ребёнку с вопросами: «Что тебя пугает? Что тебя расстраивает?» Нельзя недооценивать, какую роль на развитие детей оказывает родительское внимание. Зачастую простая фраза «Что-то случилось? Ты можешь поделиться со мной» может сдвинуть дело с мёртвой точки. Так ребёнок почувствует, что он не один, и это улучшит его эмоциональное состояние и стрессоустойчивость.
Полезно обсудить дома, зачем вообще нужна учёба в школе — что она может дать и как она поможет развить сильные стороны вашего ребёнка. Можно поделиться собственным опытом учёбы в школе: рассказать, какие у вас были проблемы и как вы с ними справлялись.
Наконец, хорошая идея — поговорить со школьными преподавателями, в особенности с классным руководителем. Можно рассказать учителям о темпераменте ребёнка и попросить учитывать его в обучении. Например, у кого-то вызывает настоящую панику ответ у доски перед всем классом, и такой формат задания можно переделать — просить ребёнка отвечать устно только перед педагогом или включать его в групповую работу над докладами, чтобы он постепенно привыкал к устным выступлениям.
Развитие мотивации к учёбе у детей
Ключ к формированию детской мотивации — отталкиваться от интересов ребёнка. Важно искать точки соприкосновения между интересами ребёнка и школьным обучением. Например, вместе найти такие школьные активности, в которых ребёнок сможет раскрыть свои качества.
В средней и старшей школе важно формировать в сознании ребёнка связь между школой и будущей профессией. Подспорьем в этом деле станет атлас современных профессий, который можно скачать в интернете и изучать вместе с ребёнком. Также полезны будут курсы по развитию soft skills, где отдельные блоки посвящены поиску личной мотивации в учёбе, навыкам самоорганизации, а также информации о существующих профессиях.
В каких случаях можно задуматься о смене школы
Менять школу психологи рекомендуют только в качестве крайней меры, если все остальные способы решения проблемы не помогли или если ребёнок находится в психологически травмирующей ситуации — например, в случае буллинга. В целом частая смена школы нежелательна: если ребёнок будет постоянно переходить в новую школу, будет страдать его социализация, потому что он не сможет научиться строить долгосрочные отношения со сверстниками. Кроме того, конфликты и трудности — нормальная часть жизни, поэтому важно, чтобы ребёнок учился их преодолевать, а не избегать.
Иллюстрация: Lana Marandina / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Если ребенок не хочет идти в 1-й класс: советы психолога
Детский психолог дала несколько советов для родителей первоклассников.
Возраст от 6 до 8 лет сегодня один из самых популярных у репетиторов после выпускников. Подготовкой к школе занимаются сами школы, детсады, детские центры, кружки раннего развития, частные педагоги и родители. Но так ли это необходимо? Специалисты говорят – должна быть психологическая подготовка. В качестве такой подготовки подходит и детский сад, если ребенок туда ходил. Чаще всего, именно такие дети легче всего переносят школьную адаптацию. А если в школу ведут неподготовленного ребенка, то период адаптации в данном случае проходит с большими трудностями и большинство родителей начинают обращаться к детским психологам. Как настроить чадо на общение с Пушкиным и Пифагором – с корреспондентом медиа-портала Caravan.kz поделился семейный, детский психолог Айнур КУЛЬНАЗАРОВА.
— Айнур, скажите, как морально подготовить ребенка к школе?
— Так как ребенок идет в школу в первый раз, у него меняется среда общения, в окружении появляются новые люди. Если ребенок посещал детский сад – то в этом случае все становится гораздо проще, но есть детки, которые там не были – и именно они и требуют моральной подготовки. С таким ребенком необходимо разговаривать, говорить ему, что теперь он ученик и будет каждый день ходить в школу. Есть такие практики, что деток водят за несколько дней до начала занятий в школу и показывают им, как внутри выглядит школа, где он будут сидеть, рассказывают, где будет стоять учитель и будет все объяснять. Дать возможность ребенку поиграться во дворе школы. Такая вводная экскурсия способна благоприятно повлиять на ребенка. Конечно, главное со своим дитём разговаривать и даже дома с ним играть в виртуальную школу. Пусть ребенок повоображает, что он будет делать в школе, как будет учиться. Пускай к этой игре присоединится мама и расскажет, как нужно правильно сидеть, как нужно поднимать руку, как отвечать. Если ребенок будет знать такие наималейшие вещи – все сложится со школой у него удачно.
— Что предпринять родителям, чтобы ребенок легче адаптировался в новых условиях и проявил интерес к школе?
— По мнению специалистов, адаптация к школе у первоклассников идет от 2 до 6 месяцев. В этот период, в зависимости от личности самого ребенка, его характера, адаптация может продлиться у одного ребенка 2 месяца, у другого – все 6. Поэтому родителям необходимо это иметь ввиду и не пугаться, а также не бояться слез и истерик. Но также стоит помнить, что именно в этот адаптационный период не стоит загружать ребенка никакими другими секциями и кружками. Часто бывает так, что родители сразу пытаются все хватать и везде успеть – но, как показывает практика, ни к чему хорошему это не приводит. Дайте сначала ребенку освоиться, а потом уже побежите на все кружки. Единственное, стоит оставить тот кружок, в который ребенок, например, ходил до поступления в школу, если таковой имеется. Если же никакие кружки ребенок не посещал – то в адаптационный период не рекомендуется поступать в такие секции. А чтобы ребенку было интересно в школе – это, бесспорно, зависит не только от родителей и их моральной подготовки. От школы и от самих преподавателей адаптация зависит тоже. Любая школа сначала проводит уроки для первоклассников в игровой форме, чтобы завлечь ребенка, в школах первые полгода не ставят оценки, а дают какие-то поощрения – и это верная методика. И за эти поощрения в виде смайликов, звездочек и так далее нужно хвалить своего малыша и поощрять еще и дома.
— Как вы считаете, стоит ли все-таки готовить ребенка к школе, учить его читать, писать, считать, или нет?
— На сегодняшний день, это зависит и от того, в какую школу идет ребенок. Потому что есть гимназии, есть обычные школы. И у всех образовательных заведений свои требования при поступлении. Родитель перед поступлением ведь узнает все требования, и, если он хочет, чтоб его ребенок учился в определенной школе – значит должен выполнять их требования. Если школа принимает деток, которые, как минимум, должны читать, то родитель обязан подготовить своего ребенка. А если это условие не обязательное – то и не нужно самим учить, ведь если ребенок придет в класс и будет уметь читать, а все остальные дети нет – то ему уже будет неинтересно и скучно проводить время в школе.
— Что делать, если ребенок категорически отказывается идти в школу?
— Здесь нужно крепкое терпение родителей. Только через теплые слова, через поощрения и так далее нужно ребенка завлекать школой. Такой ребенок показывает своим поведением то, что он напуган. Напуган новой обстановкой, новыми незнакомыми людьми. В таком случае необходимо поднять дух ребенка таким образом, чтобы становилось ясно, что школа – это хорошо, что там интересно, что там его ждут новые друзья, игры и много нового. Заставлять, ругать, закидывать в школу и уезжать, конечно, ни в коем случае не нужно, иначе это будет большим стрессом для первоклассника.
— Какие они — идеальные современные первоклассники?
— Любой психолог скажет вам, что это дети, окруженные любовью и вниманием. И, поверьте, этого достаточно. Но если смотреть на портрет идеального первоклассника со стороны учителей и родителей, то это ребенок, которому интересно ходить в школу, который с радостью выполняет все задания. Такой первоклассник легко привыкает к коллективу класса, со всеми общается, много улыбается и с увлечением делает все задания.
Ребенок не хочет идти в школу, что делать? Отвечает психолог
Важно понять причины. Они могут быть разными. Одни проявляются на определенном этапе обучения или у детей одного возраста, другие могут возникнуть в любое время, причем как у первоклассника, так и старшего школьника.
Почему ребенок не хочет идти в школу?
Итак, ребенок может отказываться идти в школу в любое время года, если у него есть следующие проблемы:
1. Трудности в учебе. Они могут быть как ситуативные, переходящие — например, не усвоил вовремя тему урока, не дается программа, накапливается негативное отношение к учебному материалу, так и представлять собой хроническую неуспеваемость.
В случае если трудности в освоении школьной программы возникают уже долго и ребенок не успевает по многим школьным предметам, то ему нужна помощь. Возможно, стоит обратиться к специалистам.
Трудности в учебе поможет преодолеть нейропсихолог. Он оценит, как ребенок воспринимает информацию (зрительную, слуховую), может ли достаточное время концентрировать внимание, развиты ли у него произвольность и самоконтроль, необходимые в учебном процессе. Занятия со специалистом помогают «подтянуть» ученика и сделать учебу для ребенка значительно легче. Если ребенок не успевает по отдельным предметам, то помочь может родитель, педагог или репетитор.
2. Конфликты с одноклассниками или педагогом. Самоощущение ребенка в школе зависит не только от успехов в обучении, но и от общей атмосферы в школе, классе, коллективе сверстников. Если у ребенка не налажен контакт с учителем, часто происходят конфликты с одноклассниками, то это может стать веской причиной негативного отношения ребенка к школе.
3. Семейные проблемы. Ребенку тяжело учиться, если он испытывает стресс или усталость. Например, родители постоянно ссорятся или находятся на грани развода; он соматически ослаблен вследствие проблем со здоровьем; сильно загружен дополнительными занятиями, спортивными нагрузками, непосильными для возраста домашними обязанностями.
Иногда нежелание идти в школу может быть связано с критическими периодами развития. О них расскажем подробнее.
Первоклассник не любит школу
Когда ребенок переходит из детского сада в первый класс школы, он проходит период адаптации к новым условиям жизни. Привыкает к новым требованиям и задачам, которые ставит перед детьми школа:
— во время урока сидеть за партой и не отвлекаться,
— сосредотачивать внимание на словах учителя и том, что он напишет на доске,
— следовать режиму: просыпаться, уходить в школу, отправляться на уроки и перемены в одно и то же время,
— выстраивать отношения с новыми взрослыми и детьми.
Сколько займет адаптация? Это индивидуально для каждого ребенка. У кого-то она пройдет за две недели, а для кого-то это будут месяцы или даже весь первый год обучения. Не каждый ребенок легко и быстро справляется с подобными трудностями, поэтому в это время нежелание ребенка посещать школу естественно. Задача родителей — обеспечить для ребенка «мягкий» адаптационный период, помочь справиться с новыми жизненными условиями.
Как помочь? Для младших школьников важен режим дня. Ребенок должен высыпаться, не чувствовать усталость, не переутомляться.
Лучше не совмещать начало обучения в школе и предложение ребенку дополнительных домашних обязанностей. Дополнительные кружки и занятия должны быть дозированы. Особенно это касается детей, которые занимаются профессиональным спортом.
На первых этапах обучения важно оказывать ребенку помощь в выполнении домашних заданий: составлять расписание учебы и отдыха в течение дня, придерживаться временных рамок выполнения домашних заданий, садиться с ребенком вместе за выполнение домашних заданий, помогать в процессе, постепенно передавать сыну или дочери навык организации учебной деятельности («в начале делаем вместе», постепенно ребенок научится «сам»).
Важна эмоциональная поддержка взрослого на этом этапе, чтобы у ребенка был надежный тыл и чтобы он всегда мог обратиться к родителям за помощью.
Подросток отказывается учиться
Вторым критическим периодом является переход ребенка в подростковый возраст. С начала школьного обучения и до подросткового возраста учебная деятельность является ведущей, поэтому ребенок, как правило, мотивирован на процесс обучения, ему нравится познавать новое.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью ребенка становится общение со сверстниками, определение себя как личности, своего места в мире. В этот период наблюдавшийся ранее интерес к учебе может снижаться, учителя и родители теряют свой авторитет, что может оказывать влияние на отношение ребенка к школе.
Как помочь? Для подростков по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями. Доверительные отношения дают ребенку возможность обращаться к ним в случае личных проблем или переживаний.
Важно учитывать особенности подросткового возраста, физиологические изменения, которые происходят на этом возрастном этапе. Подросток может испытывать повышенную утомляемость, колебания настроения, чувствовать изменения, которые происходят с его телом на гормональном уровне. Все это создает дополнительную психологическую нагрузку, которая может сказываться на процессах обучения и отношении к школе.
С учетом психологических особенностей подростка, мотивация к школьному обучению должна строиться на ориентации ребенка в будущее. Помогите ребенку понять, чем бы он хотел заниматься дальше, во взрослой жизни.
Высокие школьные требования и большая учебная нагрузка часто создают условия, когда нельзя успеть «все и сразу».
Иногда полезнее не требовать от ребенка хорошей или тем более отличной успеваемости по всем школьным предметам, а уделить прицельное внимание интересам подростка, которые могут быть началом профессиональной деятельности в будущем. Например, если ребенок увлекается литературой, это может быть занятие журналистикой.
Так как дети в подростковом возрасте больше ориентированы на мнение своей референтной группы, немалое значение имеет окружение ребенка. Подросток, находящийся в группе увлеченных сверстников со сходными интересами, будет больше мотивирован на учебу. Это могут быть курсы, дополнительные занятия, кружки.
Детям необходимо давать разумную свободу в реализации увлечений. Возможность заниматься любимым делом является психологическим ресурсом, который приносит в жизнь положительные эмоции и заряд энергии. Именно эта энергия помогает справляться с трудностями, уделять время тем делам, которые не очень хочется делать, но нужно. Жизнь не должна быть посвящена только школе, важно находить время для отдыха, любимых занятий и творчества.