что делать если ребенок не хочет ходить за руку

Не трогай меня! Столичный психолог рассказала, что делать, если ребенок не переносит тактильного контакта

26 ноября 2020 года

что делать если ребенок не хочет ходить за руку. Смотреть фото что делать если ребенок не хочет ходить за руку. Смотреть картинку что делать если ребенок не хочет ходить за руку. Картинка про что делать если ребенок не хочет ходить за руку. Фото что делать если ребенок не хочет ходить за руку

Ребенок не хочет обниматься даже с близкими, огрызается, когда до него пытаются дотронуться. Многих родителей настораживает такое поведение, и неспроста. По мнению специалистов, к этой проблеме нужно подойти очень внимательно и деликатно. Как себя вести взрослым, если ребенок не переносит тактильного контакта, рассказала психолог семейного центра «Печатники» Зухра Магомедова.

Дайте личное пространство

В семейный центр «Печатники» обратился многодетный папа с сыном-подростком. Он рассказал, что ребенок за последний год сильно изменился: замкнулся, перестал обниматься с близкими, играть с братьями и сестрами, отказался от любимых занятий по борьбе и футболу. Мужчина начал наблюдать за сыном и пришел к выводу, что ему нужна помощь психолога.

Во время консультации выяснилось, что семья проживает в малогабаритной двухкомнатной квартире. У подростка есть еще две сестры и маленький брат. У каждого ребенка имеется кровать, а вот письменных столов всего два и один ноутбук. Когда мальчику нужно воспользоваться компьютером или сделать уроки, приходится договариваться с сестрами об очередности.

Мальчик рассказал, что раньше ему было комфортно в одной комнате со своими сестрами и братом, а потом захотелось личного пространства, уединения. Шум и разговоры его раздражают, он хочет побыть один, но это невозможно в большой семье. Подросток понимает, что сестры и брат ни в чем не виноваты, но не может сдержать себя — ссорится и дерзит.

Психолог дала рекомендации родителям. Они поняли, что ситуация усугубилась в силу возрастных особенностей сына и маленького пространства квартиры. Мама и папа стали чаще гулять с детьми, чтобы минимизировать пребывание дома. Подключили к этому бабушек и дедушку, которые проживали с детьми в одном районе. Подростку отделили кровать ширмой от остальной комнаты. На день рождения подарили планшет и беспроводные наушники.

Через три месяца папа снова пришел на консультацию к психологу и поделился радостью: в доме наступил мир, сын-подросток успокоился, начал проявлять нежность в отношении своих сестер и брата. Тактильный контакт больше не приносит ему прежнего дискомфорта.

Исключаем крайности

Непереносимость тактильного контакта возникает, как правило, в детстве. Самые распространенные причины:

«Часто у тех, кто боится чужих прикосновений во взрослом возрасте, в детстве были непростые тактильные отношения с родителями. Особенно — с матерью. Она слишком навязчиво тискала ребенка или, наоборот, редко обнимала его», — отмечает специалист.

В первом случае стоит постепенно очень ненавязчиво и мягко начать контакт с человеком хотя бы с простого прикосновения к кончикам пальцев рук. Сначала как бы невзначай, а потом целенаправленно и обязательно нужно наблюдать за реакцией. Можно предложить членам семьи начать делать друг другу массаж. Результат, как правило, можно увидеть через пару месяцев.

Когда непереносимость возникает из-за нехватки личного пространства, стоит хотя бы в минимальной степени выделить его, тогда положительная динамика не заставит себя долго ждать. Решать эту проблему лучше всего с профессиональным психологом на индивидуальных консультациях в столичных семейных центрах.

Помощь психолога

В случае если родители хотят разобраться в причинах непереносимости тактильного контакта у детей, можно записаться на прием к психологу, обратившись на портал «Мой семейный центр». Каждый посетитель сайта может воспользоваться картой организаций поддержки семьи и детства. При выборе на карте необходимого района отображаются ближайшие организации с подробной контактной информацией.

что делать если ребенок не хочет ходить за руку. Смотреть фото что делать если ребенок не хочет ходить за руку. Смотреть картинку что делать если ребенок не хочет ходить за руку. Картинка про что делать если ребенок не хочет ходить за руку. Фото что делать если ребенок не хочет ходить за руку

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Источник

Почему ребенок не хочет идти за руку, и как его научить?

Мама, идущая за руку со своим ребенком, очень трогательная картина. Но такой способ передвижения не только смотрится хорошо, он еще и безопасен. Малыш, который привык идти за руку, с меньшей вероятностью внезапно вырвется и выбежит на дорогу или в другое небезопасное место. Научить его ходить по улице именно так зачастую непросто. В статье мы расскажем, как достичь положительных результатов без затраты нервов мамы и ребенка.

Как научить ребенка ходить по улице за руку, почему это иногда непросто сделать?

Начнем с того, что взглянем на мир глазами маленького человека. Вокруг столько возможностей, интересных вещей, дорожек и направлений. По которым можно умчаться вдаль. Но тут внезапно появляется мамина рука, которая останавливает. Не дает пойти туда, куда так хочется. Конечно, такой жест спровоцирует справедливый протест. Как же быть? Психологи считают, что совместное передвижение лучше начинать еще с первых шагов ребенка, тогда для него это будет естественно.

Для того чтобы упражнение было эффективным, попробуйте следующие приемы:

а) Идите гулять вместе с папой. Пусть он подхватывает ребенка, когда он идет не туда, а вы будете задавать верное направление;

б) Заинтересуйте малыша. Предложите ему вместе дойти до магазина, разноцветного ларька, парка и т. д. Пусть в конце путешествия его ожидает что-то радостное и необычное;

в) Не давайте ребенку отбегать от вас далеко, ведь тогда вам самой придется менять направление и играть по правилам маленького человека, а это противоречит методике.

Если в ответ на ваши действия ребенок начинает кричать и плакать, разберитесь, нет ли у него иного дискомфорта, кроме как от того, что вы сократили его свободу. Если он хорошо себя чувствует, одет и обут в подходящую одежду, весел и доволен, значит, он просто возражает против вашего обучения. Этот период нужно пережить. Старайтесь мягко, но планомерно подводить его к желаемому результату, и очень скоро вы его добьетесь.

Источник

Первые шаги ребенка: учимся правильно ходить

Содержание:

Когда-то очень-очень давно наши далекие предки научились ходить — и с этого началась эволюция человека как биологического вида. Сегодня, когда мы делаем свои первые шаги, начинается наша персональная эволюция. Освоив этот важнейший навык, малыш стремительно превращается в «человека разумного», расширяя круг знаний и умений с каждым днем.

Важно понимать, что ребенка не нужно учить ходить в привычном понимании этого слова — так, как вы будете обучать его чистить зубы или складывать буквы в слова. Программа хождения уже загружена в мозг малыша и запустится, когда придет время учиться ходить. Ваша задача состоит лишь в том, чтобы оказать ему необходимую помощь и обеспечить безопасность.

Когда малыш делает первые шаги?

Мама и папа с нетерпением ждут первых шагов малыша и часто стремятся приблизить этот момент. Иногда родители пробуют ставить малыша на ножки еще до того, как он продемонстрирует признаки готовности к хождению, т.е. начнет активно передвигаться на четвереньках и приподниматься, держась за стенки кроватки. Не заставляйте малыша учиться ходить, пока не пришло время. Чрезмерные нагрузки на неокрепшие мышцы и кости могут привести к серьезным отклонениям в развитии опорно-двигательного аппарата!

Большинство детей начинают ходить в возрасте от 9 до 18 месяцев. График развития каждого ребенка индивидуален: в то время как одни малыши уже резво бегают, другие даже не пытаются приподняться в кроватке. Когда это случится в вашем случае, предугадать невозможно. Не торопитесь и не торопите ребенка — всему свое время.

Родителям не стоит волноваться, если их ребенок не хочет учиться ходить до года и даже до полутора лет. Это не соревнование, и возраст, в котором малыш сделал свои первые шаги, ни о чем не говорит. Ранние пташки могут вырасти любителями проводить свободное время на диване, а поздние детки — стать активными и энергичными людьми.

Как научить малыша ходить?

Все естественные навыки уже заложены в человеке природой. С самого рождения мы умеем дышать и глотать молоко мамы, чуть позже садимся в кроватке и пробуем первые пюре и каши. Учимся ходить мы тоже сами: когда придет время, и организм малыша будет к этому готов, он сделает свои первые шаги.

Не размышляйте над тем, как научить малыша ходить — он научится этому самостоятельно. Родителям надо лишь немного помочь ребенку на первых порах, когда он еще не до конца осознал преимущества прямохождения. Не заставляйте малыша отказываться от передвижения ползком раньше срока, но если вы увидели, что он делает первые робкие попытки встать на ножки, попробуйте мотивировать его к продолжению экспериментов.

Чтобы улучшить координацию, посадите ребенка на фитбол спиной к себе и, придерживая, покачивайте его из стороны в сторону. Это упражнение способствует развитию чувства баланса.

Посадите ребенка к себе на колени и приподнимите вверх так, чтобы он выпрямил ноги. Это упражнение поможет укрепить мышцы ног и подготовить их к первым шагам.

Возьмите любимую игрушку малыша и передвигайте ее по полу, чтобы малыш пополз за ней. Затем положите игрушку на край кресла или дивана. Если малыш готов для этого, он воспользуется опорой и встанет на ножки, чтобы достать игрушку.

Когда маленькие дети учатся ходить, им важна поддержка. Позволяйте малышу хвататься за вас, пока у него не получается держать равновесие без опоры.

Что нужно, когда наступает время учиться ходить?

Существуют различные приспособления, которые призваны облегчить ребенку его первые шаги. Ни одно из них не является необходимым, и вопрос об их приобретении остается на усмотрение родителей.

Ходунки

Совершать ошибки и приобретать опыт, позволяющий не допускать их и минимизировать последствия — именно для этого мы и учимся. Правильно ходить — значит чувствовать баланс, виртуозно управлять мышцами своего тела, безопасно падать и быстро подниматься. Ходунки не дают такого опыта. Ребенок в них наполовину висит и наполовину сидит, а не стоит, и скорее катается, чем ходит. Они могут в определенной степени стимулировать развитие мышц ног и, конечно, помогают родителям немного ограничить активность постоянно ползающего по дому малыша. Однако крайне неверно считать, что в ходунках маленькие дети действительно учатся ходить. Обучение стартует только тогда, когда ребенок начнет передвигаться без страховки.

Если вы решили использовать ходунки, не забывайте, что ребенка нельзя надолго оставлять в них — постоянное нахождение в вертикальном положении создает слишком большую нагрузку на спину. А пока ребенок не научился сидеть, использовать это приспособление вообще запрещено.

Каталка

Каталка представляет собой небольшую четырехколесную тележку с ручкой, и делающий первые шаги малыш может опираться на нее во время ходьбы. Часто производители встраивают в каталку различные игрушки, например, погремушки, музыкальные кнопки, зеркало, превращая ее в настоящий развлекательный центр.

Эта развивашка выигрывает у детской коляски, которую малыши тоже очень любят катать, потому что ее ручки расположены на подходящей ребенку высоте. С другой стороны, легкая каталка может проскальзывать и слишком быстро укатываться вперед на паркете, ламинате и других напольных покрытиях, если ребенок сильно на нее опирается.

Обеспечьте малышу комфорт

Мальчики и девочки легко учатся ходить в трусиках Huggies. Эластичные манжеты вокруг ножек, мягкие широкие боковинки и поясок не сковывают движения, чтобы малыши не отвлекались от важного занятия.

Поводок

Детский поводок напоминает шлейку для животных. Ситуация, когда малыш учится ходить в таком приспособлении, выглядит немного странно, и поэтому некоторые родители относятся к нему негативно. Делать выводы по одному лишь внешнему виду не стоит, а понять, нужен ли он вам, поможет ваша собственная спина.

На первых порах малыша нужно страховать от падений, и обычно родители ходят за ним в полусогнутом положении. Если от таких нагрузок у вас начинает болеть поясница, поводок может помочь справиться с этой проблемой.

Как обеспечить безопасность ребенка, когда он делает свои первые шаги?

Наконец мы дошли до самого главного вопроса. Время учиться ходить — замечательный период в жизни малыша, тем не менее, связанный с большим количеством бытовых опасностей. Внимательно проверьте свой дом по этому списку и устраните все потенциальные риски для здоровья ребенка.

Углы мебели, мебельные ручки

Скорее всего, для вас не станет открытием, что, когда ребенок учится ходить, углы мебели надо закрывать специальными защитными накладками. Однако иногда родители забывают, что травмоопасными могут быть и ручки шкафов. Если на вашей мебели, особенно на уровне головы малыша, установлены угловатые, «квадратные» ручки или ручки с выступающими законцовками, придется придумать, как сделать их мягкими и безопасными.

Альтернативный вариант — поставить вместо них ручки округлой формы. Возможно, этот мини-ремонт даже пойдет на пользу дизайну вашего дома.

Розетки

Еще один очевидный совет: поставьте заглушки на розетки. А вот парочка неочевидных подробностей. Не оставляйте заглушку лежать рядом с розеткой, если включили в нее электроприбор: делающий первые шаги малыш может попробовать ее пожевать или даже проглотить. Включайте электроприборы со «слабыми» вилками, которые легко выдернуть, только в недоступные ребенку розетки. В противном случае, от незащищенной розетки его будет отделять всего один рывок шнура. Идеально, если ко времени, когда ребенок начнет учиться ходить, у вас дома будут установлены розетки со встроенными шторками — тогда заглушки вам не понадобятся вообще.

Тщательно проверьте состояние электросети в квартире. Если хоть одна розетка или выключатель шатается, отходит от стены или искрит при включении — зовите электрика. Заодно попросите его проверить, установлены ли в вашем электрощите устройства защитного отключения (УЗО) или дифференциальные автоматы.

Низкие столики, тумбочки

Когда маленькие дети учатся ходить, им открывается «второй уровень» вашей квартиры. Если раньше малыш мог лишь подобрать что-то с пола, теперь он в состоянии дотянуться до предметов, лежащих на тумбочках и журнальных столиках. Поэтому оттуда надо заранее убрать все хрупкое, острое и тяжелое. И выработать привычку класть беспроводные наушники, лак для ногтей и прочие опасные вещи в недоступное для ребенка место.

Скатерти и все, что свисает вниз

Первые неуверенные шаги малыша требуют поддержки, и он хватается за все, до чего могут дотянуться его ручки. Раз — и скатерть упала вместе с вилками, ножами и чашкой горячего чая. Два — и полетел вслед за шнуром зарядного устройства тяжелый планшет. Три — и грохнулся вниз роскошный плющ в большом керамическом горшке. Не радуют такие перспективы? Тогда запомните: со столов и шкафов ничего не должно свисать.

Комнатные растения

Комнатные растения — не только украшение дома, но еще и целый ряд опасностей для делающего первые шаги ребенка. Малыш может потянуть за свисающую зеленую плеть и уронить на себя горшок с полки или подоконника. Ребенок может повалить на себя растение, стоящее на полу. Кроха может попробовать на вкус сдобренный химическими удобрениями грунт в цветочном горшке. И, наконец, некоторые популярные домашние растения (азалия, кротон, диффенбахия, монстера и многие другие) ядовиты и могут вызвать серьезное отравление при попытке их пожевать.

Переставьте все комнатные растения в недоступные для ребенка места. А если не получается — раздайте их родственникам и друзьям.

Содержимое шкафов

Распашные дверцы и выдвижные ящики, до которых может дотянуться малыш, должны быть оборудованы блокираторами. Особенно внимательно отнеситесь к шкафчикам с опасным содержимым, например, к тумбочке под раковиной, полной чистящих средств.

О защитных замках лучше позаботиться еще до того, как ребенок сделает свои первые шаги. Устройства «родительского контроля» для шкафов продаются во многих магазинах, но некоторые специальные модели бывает не так просто найти. Часто проблемы возникают с поиском блокираторов для шкафов-купе.

Духовка

Даже взрослые время от времени обжигаются о поверхности духового шкафа. Представьте, что может случиться, если его откроет малыш, который учится ходить! Это реальный сценарий: ручка дверцы духовки обычно расположена совсем невысоко — на уровне 70–80 см от пола.

У большинства современных духовых шкафов есть специальный детский фиксатор дверцы. Если при установке духовки вы сняли его, скорее прикручивайте обратно. А если его там никогда и не было, купите блокиратор в магазине.

Незакрепленная мебель

В вашем доме не должно быть ничего, что делающий первые шаги ребенок может потянуть и опрокинуть на себя. Неустойчивые стеллажи, полки для обуви, узкие напольные шкафы — все это должно быть надежно закреплено. Обычно производители мебели предусматривают систему крепления к стенам, но иногда родители пренебрегают этим, потому что нечем просверлить отверстие в стене, жалко портить обои и по сотне других причин. Не делайте так: безопасность — превыше всего!

Лестницы, ступеньки, пороги и другие препятствия

Когда ребенок учится ходить, он может споткнуться даже о край ковра. Обратите внимание, как двигается малыш. Если взрослый человек переносит массу тела на стоящую на поверхности ногу и поднимает другую на нужную высоту, кроха переваливается с ножки на ножку, лишь чуть-чуть отрывая их от пола.

Пороги и ступеньки по пути на балкон или в ванную комнату — серьезная опасность для ребенка, и вам нужно обязательно страховать его при форсировании этих препятствий. Когда малыш упражняется в ходьбе без вашего контроля, все двери в помещения с порогами должны быть закрыты. Родители, живущие в частном доме, должны обязательно позаботиться о том, чтобы малыш ни при каких условиях не смог добраться до лестницы.

Наш дом подготовлен к первым шагам малыша. Но вдруг он упадет?

Не бойтесь сверх меры того, что ребенок споткнется. Да, он упадет, не раз и не два — и это совершенно необходимо. Ведь научиться вставать после падений и снова идти вперед — один из важнейших навыков в жизни!

Источник

Как научить ребенка ходить

Как малыш готовится к первым шагам, и как помочь ребенку освоить навыки ходьбы..

Правильное время у каждого свое

Вы смотрите на своего малыша и неизбежно сравниваете его с другими детьми. Напрасно! Все детки уникальны, так что возраст, когда ребенок готов начать ходить, тоже у каждого свой. Большинство малышей делает свои первые самостоятельные шаги в возрасте от 9 до 16 месяцев. А путь от первого шага до уверенной ходьбы занимает еще от 1 до 3 месяцев. У каждого малыша свой темп и ритм созревания. Пожалуйста, не подгоняйте ребенка, уважайте его темпы развития.

Как вы можете помочь малышу

Мама может многое сделать, чтобы помочь ребенку подготовиться к первым шагам. Нужно понимать, что подготовительные процессы идут в нем много месяцев — сами по себе. Это развитие зрительно-моторной координации, тонуса и равновесия, взаимодействия полушарий — кстати, важнее всего здесь процесс ползания. Постепенно ребенок учится ощущать размеры своего тела, изучает его подвижность. Пока все эти процессы не созреют, ходить еще рано.

Кальций — ключевой микроэлемент, необходимый для нормального развития костной системы. Особенно важна его роль в периоды интенсивного развития и роста организма. Важно не только количество кальция в продукте, но и то, насколько хорошо он усваивается организмом. Творожок «Агуша» содержит натуральный витамин К2, который помогает кальцию встроиться в косточки и зубки малыша.

Этапы подготовки и ваша поддержка:

Если не препятствовать естественному развитию ребенка, он сам решит, когда ему встать и пойти. Если он этого не делает, значит что-то мешает: нет физических сил или самого мотива ходить. Если ребенок нормально развит, но у него не возникает желания ходить, возможно, малыша слишком опекают, все ему приносят по первому требованию — то есть у него нет никакого стимула перемещаться в пространстве.

Чтобы ребенку было легче научиться ходить, вам нужно создать для этого необходимые условия и подготовить безопасное пространство вокруг него. Давайте поговорим об этом.

Движение — жизнь

Учимся правильно падать

Да, маме больно смотреть на падающего малыша. Но не забывайте: падения — часть работы и лучший стимул для развития равновесия. Если кроху все время ловят и страхуют, как же он научится безопасно падать? Даже если ребенок плачет, не стоит его чересчур жалеть: через некоторое время он успокоится и опять будет пытаться встать и пойти. Не вмешиваясь в этот процесс, вы даете ему возможность пережить опыт преодоления себя и победы над неудачами, без которого он не научится добиваться своего.

Однако некоторые падения все-таки можно предотвратить — это падения на скользком полу. Для этого позвольте ребенку ходить с босыми ножками или в специальных носочках с прорезиненной подошвой.

Дополнительным фактором, который будет работать в пользу ходьбы, является включение в рацион ребенка достаточного количества содержащих кальций продуктов. В этот период очень важно поддержать растущий организм питанием, направленным на укрепление костей и связок.

И напоследок — веселитесь! Чаще включайте музыку и танцуйте — ребенок будет повторять движения за вами, приседая, пружиня и делая повороты. Это укрепит его ножки и спинку и поможет осваивать ходьбу.

Делаем дом безопасным для ребенка

Очень важно ответственно отнестись к созданию безопасного дома, который станет для ребенка обучающей и развивающей средой. Что можно предпринять, чтобы сделать пространство для ребенка безопасным?

Сейчас для любой бытовой задачи есть решение и специальные приспособления на все случаи жизни, которые можно как купить, так и сделать самим. Пусть ваш дом будет какое-то время не таким нарядным и наполненным милыми мелочами, зато вам не придется постоянно фиксировать свое внимание на ребенке и тревожиться.

Обувь для первых шагов: за и против

Правильная обувь для первого шага — какой она должна быть? Здесь мнения отечественных и зарубежных специалистов расходятся. Западные педиатры считают, что, когда ребенок ходит в помещении, лучше оставлять его ножки босыми: так лучше тренируется голеностоп. Российские врачи, как только узнают, что ребенок собирается пойти, прописывают обувь с супинаторами и жестким высоким задником. Считается, что такие ботиночки способствуют профилактике плоскостопия. Для принятия взвешенного решения проконсультируйтесь с ортопедом; если показаний к специальной, ортопедической обуви у ребенка нет, то аргументов в пользу голых ножек дома у вас больше. Или носочков с прорезиненной подошвой, если пол холодный. Выбор остается за вами — ваше мнение здесь решающее.

Что еще может помочь ребенку в ходьбе

Сегодня в магазинах вы видите немало устройств, которые созданы, чтобы помочь ребенку начать ходить. Давайте изучим основные из них.

Мы поговорили о первых шагах малыша, о том, как он к ним готовится и как вы можете ему в этом помочь. Создание благоприятных, стимулирующих и, главное, безопасных условий в доме, а также ваша любовь и поддержка — залог того, что обучение ходьбе пройдет для вас с ребенком максимально спокойно и захватывающе. Конечно, не стоит забывать о правильном питании: малышу нужен кальций, и он должен отлично усваиваться — предложите ему творожок «Агуша» с витамином К2. И еще раз напомним вам о самом главном: почаще хвалите ребенка! По степени преодоления и серьезности подготовки ходьба для малыша — это достижение, не сравнимое ни с чем другим во взрослой жизни. По достоинству оценивайте первые шажки ребенка.

Список использованной литературы:

Источник

Первые признаки аутизма

Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма.

Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.

Поведение маленького аутиста

Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.

Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.

Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:

— Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *