Как научить читать нечитающих детей? Из опыта работы учителя начальных классов
Родителей всегда волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»
Родителей в подготовительный год перед школой волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»
Раньше при советском дошкольном образовании программа детского сада предусматривала поэтапное обучение детей грамоте, начиная с ясельного возраста 1,5 года.
* Ясельная группа – произношение звуков, название предметов, объединение в группы (посуда, игрушки, мебель и т.д.)
* Младшая группа – вычленение звуков, покажите предмет на М, на какой звук начинается слово «мама»
* Старшая и подготовительная группа – звуко-буквенный анализ, изучение букв, слоговое чтение.
С чего начать?
Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.
1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.
2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.
3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?
4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.
5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)
6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)
7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.
8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.
9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.
10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.
Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.
Начинаем обучение:
Принесли домой новую игрушку: азбуку. Она может быть в картинках, кубиках, звуковая, книжка с буквами и стихами к ним. Начинаете её с ребёнком рассматривать. Его привлекут картинки. Задаёте вопрос: «Что нарисовано на картинке?» Два-три дня просто знакомство с рисунками, не торопите процесс, пусть родится интерес.
Теперь можно приступать к изучению гласных звуков: а, и, о, у, ы, э.
А – первая буква в вашей азбуке. Называем картинку словом (арбуз) и протяжно тянем первый звук.
С какого звука начиналось слово? Показываем ребёнку букву А, внимательно её рассматриваем. На что похожа? Чаще всего дети говорят «крыша», но чем больше вы с ними придумаете ассоциаций, тем прочнее она запомнится. Если в доме есть предметные картинки, то выкладываем те, где слово начинается с А.
Сначала 3–5 (апельсин, рыбка, автобус, арбуз, слон), произносим с ребёнком и просим его выбрать те, что начинаются на А. Если у вас есть книга В. Волиной «Учимся играя», то начинайте по ней обыгрывать букву. Если нет, то проявите свои творческие способности, придумайте стихи про букву или сказку, в которой много слов на А.
«Аист ест большой арбуз. С виду алый. А на вкус? Он и сам не разберёт, то ли сахар, то ли мёд.»
Надеюсь, вы вспомнили эти стихи из вашего детства?
Азбука в стихах «Веселый зоопарк»
Дидактические игры:
Затем составляем первые слоги из гласных (печатаем на листе, шрифт 72) и протяжно произносим, тянем первый звук до тех пор пока ребёнок сообразит, какой второй (Занятие ведём не более 5 минут).
АУ АИ АО АЫ АЭ УА ИА ОА ЫА ЭА УИ ОИ ОЫ УЫ до полного усвоения, это на первых порах займёт 2-3 дня.
Теперь начинаем изучать согласные
(М Ш Б В Г Д Ж К Л Н П Р С Т) и составляем с ними таблицы скорочтения (первая крупным шрифтом, следующие уменьшаем постепенно). Читаем, используя приём «Эхо», читаете сами по 5 слогов, ребёнок повторяет.
Приклеиваем такие же слоги на отдельные картонки и играем в «Прятки». Прячете карточки по комнате, так, чтобы легко было найти. Когда ребёнок нашёл карточку, он должен прочитать слог или слово, вернее, это получается повтор наизусть, слоги запоминаются зрительно. Ищете по очереди, то вы, то ребёнок. Это помогает в игре повторить слоги несколько раз и вселяет в него уверенность, что он может читать.
Таблица 1.
ма ша да па ба га жа ра са ла ка ва мама Маша Мара жара сажа каша Кама сама Сара дама лама Лара наша ваша Даша рама рада папа Паша пара палата баба тара Наташа панама гагара (это же разрезать на отдельных карточках для игры в прятки).
После медленного усвоения переходим к игре: «Финиш». Кто прочитает быстрее. Если интерес к чтению не проявляется, то подключите игрушки, читайте за кукол, мишек, играйте в школу.
Таблица 2.
мо ро бо до по ло но со то мода вода сода роса коса лото болото долото борона борода порода погода колода сорока ворона ворота корова солома нога гора дорога лопата
Таблица 3. (перед зеркалом покажите постановку губ при произношении И, Ы)
ми мы би бы ви вы ги ди ды ки ли лы ни ны пи пы ри ры си сы ти ты жи ши мыло мило мышка мишка были били выли вилы гири ноги воды диво кино лиса липа лыко кони они слоны пили пыль рыба рыси норы сила сыны сыры тина паутина малина калина Полина помыли выбили гитара диваны бараны жили шили шина шило шалаши машина малыши шипы животы ножи хороши лыжи кожи дороги пироги
Таблицы ежедневно надо повторять для беглого усвоения. Взрослый может читать иногда слово неправильно. Пусть ребёнок вас поправит. Это развивает внимание к слову и поддерживает читательский интерес. Теперь изучите гласные Е, Ё, Ю, Я ( произносятся ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА)
му мю бу бю гу гю ду дю пу ту тю ру рю су сю ну ню мука рука бусы гуси дуда душа дума пума дюна тура тюря рука порю сума сумма сюда нуга нюня бумага рукава супы меню дарю пою играю солю это ели эти енот мэр мел мёл мол вол вёл вели пол пел тётя дядя мал мял ёж ерш Тома Тёма Таня Маня
Таблица 5. (Изучаем буквы: З, Ф, Х, Ц, Ч, Щ, Й)
за фа ха ца ча ща заря заряд фара фаза фазан хата хала халат цаца цып чаща роща дача удача задача чай чайка чудо хочу лечу учу май мой пой пей лей сей жалей налей рой майка сойка дойка мойка лейка
Таблица 6. (Учимся читать слова с закрытым слогом)
он сон сок сорт там тот ток тут тир бок бук бак кол ком кот крот дом сом лом рот сел мел вол зол мыл мил
Если у вас есть разрезная азбука букв или набор пластмассовых, деревянных букв без картинок, то можно закреплять изученные слоги и слова в игре «Наборщик». Называете слово, ребёнок складывает его из букв и читает, но нельзя при наборе вслух произносить побуквенно, пусть без вашей помощи соберёт слово целиком. Когда научится бегло читать, то в эту игру играют по другому: выкладывают большое слово, например, первоклассница, и из его букв придумывают новые слова (перо, класс, кол, сон, нос и т.д.)
«Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два.
А потом сложить их снова,
Станут новые слова.»
«Дело было в воскресенье
У слона на день рожденья.
Гости пели, веселились
И на части развалились.
Из слогов собрать гостей».
Игра «Слово в слове». (Отыщите другие слова в большом слове)
Удочки (дочки, очки), марка (арка), дорога (рога), машина (шина), собаки (баки).
Игра «Перевёртыши». (анаграммы), (составьте слово наоборот).
Нос – сон, кот – ток, кит – тик, насос – сосна, мала – лама, лом – мол, налим – лиман, вол-лов, лес – сел.
Цепочки. (Меняем только одну букву и получаем новые слова).
Колодец (нарисуйте колодец, на ведёрках А О У Е Ё И Ы) (на месте тире прорези) Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С Б ___К Л_____К М____Л В______Л Б ___К Л_____К М____Л бак лак мал сок вал нос бок лук мол сук вол нёс бук лес мул выл бык лис мыл
Лишнее слово (Прочитать, назвать лишнее слово, объяснить, почему)
Дидактические игры помогают не только научить ребёнка читать, но и постоянно поддерживают интерес к чтению. После того, как появятся первоначальные навыки чтения, начинаем читать книжки, в которых слова разделены на слоги. Если ребёнок боится начинать читать сам, то прочитывайте сами предложение, а ему оставляйте одно знакомое слово. И лишь после нескольких таких совместных прочтений ребёнок начнёт читать сам.
Первичное чтение отводится взрослому, при чтении следите пальцем по словам, затем научите этому ученика. Современные дети, которые много сидят у телевизора или компьютера приобретают синдром скачущего зрения, поэтому при чтении часто теряют строку. Когда ребёнок будет читать бегло, можно применять закладку или короткую линейку, сдвигая её вниз по строке.
Не отчаивайтесь, если вам кажется, что никогда не научите читать своего ученика, знания должны перейти в умения. У разных детей процесс протекает по-разному. Кто-то за месяц усвоит технику чтения, кому-то надо полгода, а некоторым и года не хватает. Но любого ребёнка можно и нужно научить читать, тем более, что лучшая память у детей от 3 до 9 лет.
Читайте ежедневно своему ученику стихи, сказки, учите его пересказывать, отвечать на вопросы, интересуйтесь ежедневно, чему новому он научился в школе. Только тогда ребёнок поймёт, что он в первом классе занят важным и нужным делом.
Подбадривайте, хвалите почаще, даже если вам кажется, что он не так уж много усвоил на домашнем уроке. Спрашивайте, а где ему было трудно. Почаще повторяйте трудный материал.
Поймите, что если ребёнок начинает отставать в первом классе, то он становится «изгоем» на всю жизнь и до окончания школы учёба превращается в муку для него и вас. Судьба вашего ребёнка в ваших руках, помогите ему освоиться в этом сложном мире знаний.
«Мой ребёнок не читает»: 16 способов изменить ситуацию
Мы часто делаем подборки классных книг для детей разных возрастов, но вы их не покупаете, потому что ваш ребёнок не читает? Может, купить ему комикс про супергероев? Наш блогер, HR-менеджер Юлия Рих, поделилась своими советами, как привить детям любовь к чтению (про выбор книжек тоже есть советы).
В эпоху активного родительства основная проблема современных мам и пап — заставить ребёнка читать. Можно сказать более культурно — привить ребёнку любовь к чтению, но смысл тот же: хочу видеть своего ребёнка с книгой в руках (красиво одетым, вежливым и с двумя языками). Хотелось бы также, чтобы он сам тянул в книжный, просил книгу на день рождения, с упоением рассказывал о прочитанном, ходил в библиотеку как на праздник, просился на литературные лекции и выйти наконец из мира мам, дети которых не читают.
Где мы видим читающих детей сегодня?
Желание родителя понятно: сами мы выросли в стране читающей, где чтение было культом, домашняя библиотека — священным местом в квартире, а книга — лучшим подарком. Есть мнение, что читающими мы стали от изоляции и бедности в целом. Не было путешествий, развлечений, интернета, даже телевизор был не у всех. Кроме кружков по интересам, надо было куда-то девать свободное время. Его в детстве прорва. Где было получать новый опыт? Только погружаясь в мир литературы, где случались и путешествия, и впечатления, и возможность вообразить себя в нереальных обстоятельствах.
Книги заменяли собой мир довольно долго. Вплоть до мобильного интернета и соцсетей. Теперь же мир изменился, дети — результат другой культуры мышления, а мы остались теми же. Наши ценности, что естественно, тянутся из прошлого. Мы сами по-другому думать не умеем и считаем, что отличный от нашего способ получения информации точно хуже. Ребёнок с книжкой — это совсем не то, что ребёнок с телефоном, и точка. И это правда. Чтение, безусловно, формирует новые реальности. Развивает воображение и способствует грамотности. Чтение даёт возможность не прыгать между фактами, а, не переключаясь, погружаться в повествование, вместе с ним проживая события и судьбу героев.
10 простых советов, как научиться понимать книги и читать с толком
Книги нельзя заменить гаджетами и белым шумом, сколь бы интересными они ни были. Каждый из потоков информации формирует что-то своё в интеллекте и развитии человека, и мир без книг кажется страшно ограниченным. Но ребёнок, как правило, отражает реальность. Какую реальность он видит? Родители постоянно в сети. Сеть у каждого своя. У кого-то — интеллектуальная лента в фейсбуке, у кого-то — фото звёзд из инстаграма, кто-то слушает подкасты NASA, читает статьи о современном искусстве, а кто-то смотрит интервью со звёздами и видео, как сделать мейкап. Ребёнок этой разницы не понимает. Он просто видит родителя и телефон. Учителя и телефон. Педагога в телефоне и тренера на тренировке в вотсапе. Да что там, даже водители маршруток постоянно смотрят в телефон.
Мы хотим насадить старое, когда все живут по-новому. Это как, не объясняя, зачем им латынь, всячески на ней настаивать
Надежда всё-таки есть. Несколько лайфхаков могут помочь привить культуру чтения и по возможности приоткрыть ребёнку мир книги. Попробуем разобраться, что и как работает в мире литературы. Это наверняка потребует родительского усилия и денег, но если цель поставлена, можно и постараться.
1. Читать вслух
Многие сходятся во мнении, что это очень помогает культуре чтения. Читать вслух следует не только малышам, а буквально до тех пор, пока ребёнок не откажется сам. Это утомительно, долго, своих дел полно, но результат будет. Леонид Парфенов, например, рассказывал, что читал своим детям, когда они были уже практически взрослые.
2. Читать самому
Это сложно сделать, если вы читать не любите. Но если в доме взрослые регулярно читают, ребёнку трудно выпасть из этой ролевой модели. Для него именно это и будет нормой. Если же вы не читаете совсем, тогда и к своему ребёнку будьте снисходительны.
3. Регулярный книжный шопинг
Заводите ребёнка в книжный магазин так же часто, как и поесть. Пусть это станет ритуалом, причём как можно раньше. Ему год? Заезжайте с коляской, пусть привыкает к атмосфере. Со временем оставляйте в детском отделе одного, а сами отходите. Ему десять, и вы только начали? Отлично, вот магазин, вот книги, сориентируйся, пока я выберу себе что-то. Выбирать себе книги, находить среди них что-то интересное и важное — навык, который можно развить, только тренируясь. Обязательно проведите там время, за которое можно успеть рассмотреть, изучить и почитать.
4. Хочет — купи!
Если в книжном магазине ребёнок что-то захотел, постарайтесь это купить, а гамбургер купите в следующий раз. Да, книги — дорого, да, возможно, он выбрал ерунду. Но у вас же высокая цель — привить любовь к чтению, идите к ней. Идеально, если в результате каждого похода в книжный ребёнок приносит домой книгу, которую он выбрал самостоятельно.
Просто закройте глаза и купите, что бы это ни было. Это будет отличный опыт. Комиксы так комиксы, «Гарри Поттер» так «Гарри Поттер»
Одно время дети в моём окружении зачитывались детскими детективами Кати Матюшкиной. Боже, какой это был стыд. Плохая бумага, плохие сюжеты, всё пресно, скучно, стоило как хорошая книга. Не знаю, что там был за 25-й кадр, но вся серия была затёрта детьми до дыр. Это время прошло, а Катю Матюшкину я вспоминаю с большой благодарностью. Следует помнить, что вкус специфичен, ваша задача — чтобы ребёнок читал, а не именно и только высокую советскую классику. Кстати, аргументы в духе «у меня квартира маленькая, съёмная, книги уже ставить негде» отбросьте. Хотите, чтобы ребёнок читал, — подвиньте гардероб, купите больше книжных полок.
5. Не куплю, но выкручусь
Не можете купить — возьмите эти книги в библиотеке. Или зайдите в книжный и проведите там полчаса, пусть почитает то, что хотел купить, и удовлетворит своё любопытство.
6. Правильный книжный магазин
Выберите место, где персонал не дергает покупателей, где стоят удобные кресла, можно посидеть, полистать, потрогать, выбрать. Поначалу дети не поймут, что им делать. Подайте пример. Вот я читаю, и ты себя чем-нибудь займи. Мы здесь на полчаса. В книжном выбор огромный, что-то обязательно его увлечёт. В нашей семье, пока один ребёнок запоем читает то, что ему нравится, и умоляет остаться подольше, второй тоскливо перебирает какую-то музыкальную ерунду, нажимает кнопочки и рассматривает канцтовары. Каждому своё. Ритуал даст свои плоды. Пусть в выбранном вами книжном персонал не стоит за спиной, не торопит, не косится на детей. Пусть это будет настоящее удовольствие.
7. Журналы — тоже про чтение
Выделите ежемесячный бюджет на журналы и газеты. В детском поле очень трудно найти что-то приличное, познавательное и с минимумом рекламы, но оно всё-таки есть. Могу порекомендовать исторический журнал «Дилетант» (для взрослых, но легко читается детьми разных возрастов, даже младшими школьниками), журнал «Популярная механика» (взрослый, много рекламы, но единственное издание про технику и технологии для широкого круга читателей), журнал «Футбол. Хоккей» для фанатов, математический журнал «Квантик» (кроме математических задач, довольно много познавательных рассказов). Изучите вопрос, полистайте, посмотрите, что зайдёт ребёнку, и регулярно покупайте.
8. Рекомендации работают
Читайте обзоры хороших литературных критиков, спрашивайте у друзей, у других детей, у продавцов. Иногда мне давали прекрасные советы даже на пляже, а не только в хорошем московском книжном. Рынок детской литературы огромный и дорогой. Растеряться там несложно. Не стесняйтесь спрашивать.
9. Если подарок, то с книгой
Подкладывайте к любому подарку хотя бы одну книгу. Пусть это станет привычкой: есть подарок, есть и книга. Дарите то, что входит в интересы ребёнка: например, он давно хочет энциклопедию человечков лего, но это дорого. Отличный получится долгожданный подарок, а бабушки со своими энциклопедиями пусть сами их и читают.
10. Не заставлять, не ругать
Настанет момент, и ваш ребёнок принесёт домой обязательный список литературы на лето. Бабушка тут же пороется в архивах и найдёт пыльную старую книгу о том, что ребёнок даже не знает, написанную теми словами, которых он даже не слышал. Эти списки — часто хвост из прошлого советской школы. Они как бы снимают с вас ответственность и необходимость погрузиться в тему. Вот уже ведь всё готово, кто-то заранее составил список нужного, вперёд. Но современному ребёнку это читать часто совершенно неинтересно. Непонятно. Неактуально.
«Читать сложнее, чем открыть видос на YouTube или включить сериал». Почему подростки ненавидят «Бедную Лизу»
Например, надо прочесть «Подвиг о настоящем человеке», а он хочет, допустим, за вами прочесть «Цветы для Элджернона», или биографию Стива Джобса, или Катю Матюшкину. Он свой опыт чтения при этом получит. За неосвоенный список не ругайте, достаточно ему будет порицания учителя.
11. Книга и чтение — это удовольствие высшей пробы
Это как в первый раз смотреть с высоты воздушного шара на землю, как экзотическое путешествие на край земли или путешествие в прошлое. Совершенно новый опыт, фантазии, погружение в другую реальность. Исключите из этого мира выражение «обязательно к прочтению». Школьная система от этого не рухнет, а отношения с ребёнком вы не испортите.
12. Что хочу, то и читаю
Не запрещать, в идеале ничего. Ваши книги, книги ваших друзей, книги, которые кажутся вам глупыми или даже неприятными. Вы не знаете, что у ребёнка в голове, что его сейчас волнует, что ему важно компенсировать, узнать, в чём раствориться. Он сам интуитивно чувствует, ищет ответы и стремится к ним изо всех сил. Книги не алкоголь, пусть читает что хочет. Хоть учебник анатомии (есть такие примеры из детства гениальных врачей).
13. Регулярность
Шопинг, книжные магазины, библиотеки, книги в подарок — попробуйте делать это в течение года, двух лет. Не отчаивайтесь, не опускайте руки, не приводите в пример других читающих детей, не срывайтесь. Вода камень точит.
14. Электронные книги — те же книги, только сбоку
Если это поможет чтению, прекрасно, в итоге даже выйдет дешевле. С маленькими можно сыграть на тщеславии и моде. Новый гаджет, только книжный.
15. Литературные лекции и семинары
Дети, как я слышала, после лекций Дмитрия Быкова выходят буквально потрясённые. Это дорого; может быть, логистически неудобно, но есть и онлайн-версии, и если поставить цель, варианты можно найти. Даже при региональных скромных библиотеках проходят различные встречи и чтения, где можно встретить увлечённых взрослых и круг по интересам.
16. Статьи
Поймали интересную ребёнку тему — распечатайте по ней статьи. Спорт ли это, какой-то герой, рассказ о том, как создавались любимые персонажи, — в топку идёт всё, что его увлекает.
Если же по каким-то причинам (даже с прилагаемыми с вашей стороны усилиями) ребёнок всё-таки не читает, любите его таким некнижным. Возможно, он вас ещё удивит. Возможно, он потребляет информацию другим способом, присмотритесь и работайте уже в этом направлении. Вы тоже, в конце концов, иногда просто смотрите фоточки, а не только научпоп изучаете.
Вот видео из проекта «10 глупых вопросов» — небольшое интервью с библиотекарем. Возможно, такие работают буквально рядом с вашим домом.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.