что делать если ребенок не ест после болезни

Чем кормить ребенка во время болезни

Автор: Росточек —

Детский рацион при простуде и гриппе является одним из основополагающих факторов, определяющих продолжительность болезни. От того, как питается ребенок, зависит активность защитных сил и продолжительность восстановления поврежденных клеток.

Взгляд педиатров

Подавляющее большинство родителей считает, что во время болезни необходимо кормить малыша основательно. Бабушки твердят, что чем больше кушать, тем быстрее поправишься. В реальности дело обстоит с точностью до наоборот. Прием педиатра поможет развеять сомнения родителей и узнать, чем необходимо кормить ребенка для быстрого восстановления сил.

В период болезни детский аппетит снижается. Это является естественной реакцией организма на заболевание. Иммунитет активно борется с инфекцией, расходуя имеющиеся энергетические запасы. Если ребенка перекармливать, организм будет вынужден тратить свои силы на усвоение пищи, что приведет к ослаблению сопротивляемости.

что делать если ребенок не ест после болезни. Смотреть фото что делать если ребенок не ест после болезни. Смотреть картинку что делать если ребенок не ест после болезни. Картинка про что делать если ребенок не ест после болезни. Фото что делать если ребенок не ест после болезни

Обмороком называют временную потерю сознания, которая происходит в результате резкого снижения кровоснабжения мозга.

Рацион во время болезни

Питание ребенка на больничном должно быть привычным и легким. В рацион следует включать жидкие и пюреобразные продукты. Ангина, фарингит, грипп и другие респираторные инфекции не позволяют кушать твердую и кислую пищу, поскольку она раздражает воспаленную слизистую горла.

Обязательным составляющим детского рациона во время болезни является жидкость:

От каких продуктов следует отказаться

Перед тем, как кормить болеющего ребенка, стоит исключить из рациона тяжелые для пищеварения продукты, трудноусвояемые блюда и деликатесы.

Не рекомендуется давать малышу:

Выбирая рацион для простуженного ребенка, необходимо помнить об индивидуальных особенностях, аллергии и хронических заболеваниях. Если инфекция сопровождается кишечными проявлениями или кожными реакциями, скорректировать меню должен врач-педиатр.

что делать если ребенок не ест после болезни. Смотреть фото что делать если ребенок не ест после болезни. Смотреть картинку что делать если ребенок не ест после болезни. Картинка про что делать если ребенок не ест после болезни. Фото что делать если ребенок не ест после болезни

К Вашим услугам консультации и лечение опытными педиатрами.

Источник

Постинфекционная астения у детей: выбор оптимальной терапии

С наступлением осенне-зимнего сезона у врачей-педиатров заболеваемость их пациентов острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) приобретает исключительную актуальность.

Постинфекционный астенический синдром

Врачам хорошо известна структура вирусов, провоцирующих это заболевание: на 65‒90% в ней представлены вирусы гриппа и парагриппа, аденовирусы и респираторно-синцитиальный вирус. В половине случаев (52%) педиатры имеют дело с вирусной моноинфекцией, в 36% выявляется ассоциация из 2 (и более) вирусов. 1

У каждого ребенка ОРВИ протекает с разной степенью тяжести. Сказывается не только разнообразие патогенов, но и возраст, состояние иммунитета, наличие неблагоприятного преморбидного фона (аденоиды, аллергия), врожденные патологии.

Тем не менее алгоритмы ведения маленьких пациентов с ОРВИ хорошо отработаны. В общей педиатрической практике детям назначается симптоматическая противовирусная терапия, проводится санация очагов хронической инфекции. 2 Вот только нередко бывает, что на смену катаральным явлениям приходит иная клиническая картина – астенический синдром, проявления которого – утомляемость, слабость, раздражительность, плаксивость – наблюдаются у 55‒64% пациентов. 3,4

И это вполне объяснимо: на борьбу с вирусной инфекцией организм тратит много сил и энергии. Даже при повышении температуры лишь на один градус потребность организма в энергии возрастает на 13%. 5 Свою роль играют лекарственная нагрузка и вирусная интоксикация, которые приводят к изменениям в обмене веществ, к ухудшению аппетита (организм недополучает необходимых веществ, ответственных за выработку энергии и восстановление), снижению защитных сил организма.

И это серьезно, потому как астенические расстройства значительно ухудшают качество жизни, усложняют адаптацию в дошкольных и школьных учреждениях, нарушают процесс обучения, снижают коммуникативную активность.

Говоря о повышенной утомляемости, следует разграничивать два разных понятия: «физиологическая усталость», которая возникает у практически здоровых людей после физической или умственной нагрузки и всегда исчезает после отдыха, и «астения» как ощущения слабости и утомляемости, которые не связаны с какой-либо нагрузкой, возникают и в покое и не исчезают после отдыха. 5

Надо заметить, специалисты рассматривают ощущение утомления и усталости как побуждение к прекращению активности, деятельности, любых усилий и т.д. Если анализировать этот феномен с позиций базовых биологических реакций: нападение – бегство и сохранение – отказ, то астения может рассматриваться как активация системы сохранения энергии посредством отказа и прекращения как физической, так и умственной деятельности. Снижение активности – это универсальный психофизиологический механизм сохранения жизнедеятельности системы в случае любой угрожающей ситуации, который действует по принципу: меньше активности – меньше потребности в энергии. Таким образом, астения – это общая реакция организма на любое состояние, угрожающее истощением энергетических ресурсов. 5

Постинфекционный астенический синдром:

На важное значение астении после перенесенных ОРВИ для клинической практики указывают не только многочисленные научные изыскания, но и тот факт, что в Международной классификации болезней 10-го пересмотра среди других астенических состояний отдельно выделен синдром G93.3 – синдром усталости после перенесенной вирусной инфекции. 6

Астенический синдром (синдром хронической усталости в англоязычной литературе) весьма многолик. В классификации этого состояния постинфекционный астенический синдром относится к классической вторичной (или реактивной) астении, возникающей у исходно здоровых лиц как реакция на напряжение адаптации в условиях стресса, а также в периоде реконвалесценции (после окончания болезненного процесса и продолжающееся до полного восстановления нормального питания и функционирования всех органов) после инфекционных заболеваний. Наиболее подвержены астеническим реакциям дети со сниженными адаптивными возможностями организма.

Ведущий патогенетический механизм развития астении связывают с нарушением функции ретикулярной формации, регулирующей активность коры и подкорковых структур, называемой также «энергетическим центром» центральной нервной системы (ЦНС). 3 К другим механизмам развития этого синдрома относят аутоинтоксикацию продуктами метаболизма, нарушение регуляции выработки и использования энергетических ресурсов на клеточном уровне. Метаболические расстройства, имеющие место при астении, приводят к гипоксии, ацидозу с последующим нарушением процессов образования и использования энергии. 3

Астения, без сомнения, представляет серьезную опасность повышенной истощаемости психических и физических функций организма. В реальной клинической картине ее механизмы могут проявляться не только эмоционально-поведенческими расстройствами (эмоциональной лабильностью, неусидчивостью, чувством тревоги, раздражительностью, беспокойством, внутренним напряжением, неспособностью расслабиться и пр.), но и соматическими проявлениями – нарушениями терморегуляции, респираторными, гастроинтестинальными, вегетативными или функциональными расстройствами (головными болями, потливостью, ухудшением аппетита, перебоями в сердце, одышкой, нарушениями сна). 4

Отмечено, длительно протекающая астения может стать причиной обострения хронического заболевания или реинфекции. Потому это состояние, вне зависимости от причины, вызвавшей его, требует коррекции. Тактика ведения пациентов с постинфекционным астеническим синдромом предполагает комплексный подход, предусматривающий прежде всего полноценный восстановительный период и рациональную фармакотерапию. Ее целью должны быть устранение энергодефицита и гипоксии, церебропротекция и нормализация метаболизма. При этом использование психостимуляторов для лечения больных с постинфекционной астенией нежелательно. 4

L-карнитин в комплексной терапии астенического синдрома

Более 100 лет назад (1905 г.) русскими учеными Р. Кримбергом и В.С. Гулевичем из мышечных тканей животных было выделено витаминоподобное вещество – карнитин. Позже выяснилось, что биологической активностью обладает только L-стереоизомер карнитина (L-карнитин, левокарнитин). Более полувека ушло на то, чтобы его синтезировать. И еще десятилетия – на изучение основных функций карнитина в организме: участие в биоэнергетическом обмене веществ, связывание и выведение из тканей органических кислот – промежуточных продуктов окислительных процессов и др. Столь важное значение карнитина в метаболизме жиров, глюкозы, аминокислот и энергообразовании позволило отнести его к незаменимым веществам.

Карнитин содержится во всех органах, особенно в больших количествах в тканях, нуждающихся в высоком энергетическом обеспечении, – мышцах, миокарде, мозге, печени, почках. Потребность в карнитине индивидуальна (в среднем 200‒500 мг в сутки для взрослого человека) и возрастает в 4‒20 раз при умственных, физических и эмоциональных нагрузках, заболеваниях и функционально особых состояниях (стресс, беременность, спорт и т.п.). Эндогенный синтез у взрослого человека обеспечивает только около 10% потребности организма в карнитине и требует участия витаминов С, В3, В6, фолиевой кислоты, железа, ряда аминокислот и ферментов; при дефиците хотя бы одного из компонентов развивается недостаточность карнитина с ее многообразными системными проявлениями. У детей раннего возраста эндогенный синтез L-карнитина практически не осуществляется, что делает их более уязвимыми к дефициту экзогенного поступления карнитина с продуктами питания (особенно животного белка). Обычный пищевой рацион покрывает потребность в карнитине в лучшем случае наполовину. Все это обусловливает необходимость использования его дополнительных источников. 7

Являясь важным компонентом энергообеспечения клетки, L-карнитин воздействует на многие процессы жизнедеятельности организма, повышает его выносливость к нагрузкам – физическим и интеллектуальным, а его дефицит, сопровождающийся снижением концентрации вещества в сыворотке крови и тканях, может приводить к разнообразным нарушениям. Принимая во внимание это, а также то, что естественное поступление этого биологического вещества в организм и его эндогенный синтез (особенно при инфекционных заболеваниях) не покрывают всех потребностей, необходим дополнительный прием препаратов L-карнитина. 7

Особенно очевидным это становится при рассмотрении функций L-карнитина. Основная из них – биоэнергетическая: L-карнитин обеспечивает транспорт длинноцепочечных жирных кислот из цитоплазмы через внутреннюю мембрану в матрикс митохондрий, где осуществляется процесс β-окисления с последующим образованием АТФ, регулирует интенсивность митохондриального энергообмена путем конъюгации ацильного радикала и высвобождения КоА. 7 Доказано значение L-карнитина для связывания высокореакционных органических кислот (уксусной и др.), а также участие в процессе гликолиза, обмене кетоновых тел и холина.

L-карнитин обладает антигипоксантным, антиоксидантным действием, предотвращает дегенеративное поражение клеток нервной системы, способствуя восстановлению их целостности и функций. 7

Препараты на основе L-карнитина производятся во многих странах мира в различных лекарственных формах для перорального и парентерального введения. В России с 2000 года широко используется лекарственный препарат L-карнитина Элькар® (МНН: левокарнитин), разработанный отечественной компанией «ПИК-ФАРМА».

Области применения левокарнитина и уникальное сочетание его терапевтических эффектов отражены в зарегистрированных показаниях к применению препарата Элькар. 8

Витаминоподобное вещество L-карнитин участвует в переносе жирных кислот в митохондрии, где они используются для образования энергии (АТФ). Окисление жиров при участии L-карнитина дает до 75% внутриклеточной энергии. Это больше, чем в процессе окисления глюкозы.

L-карнитин, помимо биоэнергетической, выполняет ряд важных метаболических функций: 8

Два десятилетия наблюдений, многочисленных исследований и клинического применения препарата Элькар® при лечении различных заболеваний и патологических состояний у детей и взрослых показали высокую эффективность, безопасность и открыли широкие возможности его применения для лечения пациентов в кардиологии, эндокринологии, неврологии, гастроэнтерологии, спортивной медицине. В педиатрии препарат применяют при заболеваниях и состояниях, сопровождающихся снижением аппетита, уменьшением массы тела, истощением; у детей с самыми разными патологиями с рождения (недоношенные, дети с ослабленными пищевыми рефлексами, с гипотрофией, гипотонией и адинамией, перенесшие асфиксию и родовую травму); при заболеваниях, сопровождающихся недостатком карнитина или его повышенной потерей; в составе комплексной терапии ряда кожных болезней, при интенсивных спортивных тренировках и, конечно же, в период реконвалесценции после заболеваний, в том числе и ОРВИ.

Так, в исследовании С.О. Ключникова (2005) у часто болеющих детей, помимо иммунной патологии, был установлен клеточный энергодефицит. Для его устранения детям с ЛОР-патологией назначались энерготропные препараты, включая левокарнитин. Нормализация показателей фагоцитарной активности нейтрофилов, активности ферментов энергообмена лейкоцитов крови (СДГ, ЛДГ, ГФДГ, ГДГ) и восстановление ферментативной активности лимфоцитов (от 18 до 27%) привели к снижению заболеваемости ОРВИ у детей после приема курсового приема энерготропной терапии. 9 При этом у детей с дисбалансом вегетативной регуляции на фоне приема комплексной терапии с включением препарата левокарнитина в 100% случаев отмечено улучшение вегетативной реактивности, что привело к уменьшению жалоб, нормализации сна и аппетита, повышению физической выносливости. 9

Авторы исследования отметили отсутствие каких-либо побочных эффектов препарата левокарнитина даже у детей с отягощенным аллергоанамнезом и признаками поражения ЦНС. 10

Позже, в сравнительном плацебо-контролируемом исследовании по оценке эффективности применения Элькар® в лечении детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями, сопровождающимися нарушениями гемодинамики в системе малого круга кровообращения (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пороки развития легких, гиперчувствительный пневмонит, бронхиальная астма), Л.И. Агапитовым и Ю.М. Белозеровым (2010) 11,12 были продемонстрированы антиоксидантные свойства левокарнитина. После курса лечения у детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями, получавших препарат Элькар в течение 4 недель (50 мг/кг в сутки), увеличились максимальная и тотальная эндотелий-зависимая вазодилатация (p 11,12

Оценку эффективности левокарнитина (Элькар®) у детей с бронхиальной астмой физического напряжения дали исследования Г.А. Новика (2009, 2012). Пациенты основной группы (с подтвержденным постнагрузочным бронхоспазмом) получали Элькар в течение 2 месяцев, дети группы сравнения препарат не получали (обе группы пациентов были сопоставимы по клиническим и лабораторным показателям). При динамическом наблюдении показатели внешнего дыхания и величина просвета бронхов у детей обеих групп существенно не изменились, но у детей основной группы, в отличие от контрольной, повысилась толерантность к физической нагрузке (р 13

Влияние Элькара на состояние вегетативной регуляции и повышение устойчивости к нагрузкам показано в исследовании С.Л. Морозова (2015). Так, при оценке показателей вариабельности сердечного ритма у детей отмечались нормализация состояния вегетативной нервной системы и, как следствие, повышение адаптации. 2

Улучшение адаптации, а также обмена веществ и энергообеспечения тканей при применении Элькар®, но уже у юных спортсменов доказало и исследование Л.А. Балыковой и соавт. 14,15 Дети со стрессорной кардиомиопатией принимали препарат курсом 1,5 месяца в лечебной дозе 75‒100 мг/кг/сут, спортсмены без признаков поражения сердца ‒ в профилактической дозе 30‒50 мг/кг/сут.

Прием левокарнитина (Элькар®) показал изменения в эффекторных и иммунорегуляторных звеньях врожденного и адаптивного иммунитета. У большинства юных спортсменов при приеме Элькар® показатели гуморального иммунитета достигли нормы, что в сочетании с улучшением показателей клеточного иммунитета (увеличение абсолютного количества нейтрофилов и их метаболической активности) способствовало повышению противоинфекционной резистентности организма и снижению заболеваемости ОРВИ. Кроме того, лечение способствовало возрастанию уровня физической работоспособности, оптимизации гемодинамики в области сердца и уменьшению уровня биохимических, психологических и других маркеров стресса. 14,15

Эффекты препарата Элькар ® при восстановлении после болезни:

Таким образом, приведенные данные исследований, а также многие другие, не вошедшие в этот обзор, свидетельствуют о сочетании метаболических, нейропротекторных и иммунокоррегирующих свойств левокарнитина и эффективности отечественного лекарственного препарата на его основе Элькар® (L-карнитин) в терапии и профилактике обширного круга состояний и заболеваний, сопровождающихся явлениями астении, в том числе и после ОРВИ.

Применение Элькара позволяет существенно улучшить состояние здоровья детей, нормализуя механизмы вегетативной регуляции, стабилизируя клеточный энергообмен, что, в свою очередь, способствует возрастанию их физической активности и повышению иммунитета.

Источник

Нет аппетита у ребенка

Здравствуйте! У меня сын 2 года и 4 месяца. Очень плохо ест. Но последние два месяца он не ест вообще ничего кроме молока из бутылочки. Любая предлагаемая еда вызывает отвращение, даже то что раньше он любил. Молоко из кружки так же вызывает отвращение
Сдавали общий анализ крови и мочи. Все в норме. Только гемоглобин 102.
Язык с неярким белым налётом.
Стул каждый день. Не жидкий
Знакомый терапевт посоветовал проверить ребёнка на паразитов.
Подскажите, что делать и с чего начать поиск причины отсутствия аппетита

Хронические болезни: Нет

На сервисе СпросиВрача доступна консультация педиатра онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

что делать если ребенок не ест после болезни. Смотреть фото что делать если ребенок не ест после болезни. Смотреть картинку что делать если ребенок не ест после болезни. Картинка про что делать если ребенок не ест после болезни. Фото что делать если ребенок не ест после болезни

что делать если ребенок не ест после болезни. Смотреть фото что делать если ребенок не ест после болезни. Смотреть картинку что делать если ребенок не ест после болезни. Картинка про что делать если ребенок не ест после болезни. Фото что делать если ребенок не ест после болезни

что делать если ребенок не ест после болезни. Смотреть фото что делать если ребенок не ест после болезни. Смотреть картинку что делать если ребенок не ест после болезни. Картинка про что делать если ребенок не ест после болезни. Фото что делать если ребенок не ест после болезни

Конечно, если ребенок будет пить только одно молоко, то есть другую пищу он не будет. Избыточное потребление коровьего молока способствует потери железа организмом, в следствие чего развивается аллергия. Ваша проблема заключается в неадекватном рационе ребенка.
Необходимо нормализовать режим питания. Рацион ребенка должен выглядеть примерно так.

1 день.
На завтрак можно предложить ребенку хлеб или булочку, смазанные маслом, теплое молоко и сваренное яйцо. Через пару часов пусть скушает салатик или тертое яблоко.

На обед варим борщ на костном бульоне, подаем к нему котлеты из говядины с гречневой кашей, кусочек хлеба и яблочный сок.

Полдничаем кефиром с печеньем и свежим яблоком.

На ужин можно подать вареную или тушеную рыбу с овощным салатиком.

2 день.
На завтрак подаем творожок, перемешанный со сметаной, бутерброд с маслом, чай. Через час – яблоко.

Обедаем супом с клецками из манной крупы, тушеным мясом с картофельным пюре, салатиком со свеклой и яблоками, запиваем компотом.

На полдник выпиваем молоко с овсяным печеньем.

На ужин можно приготовить омлет и рисовую кашу с молоком.

3 день.
Завтракаем овсяной кашей и булочкой с маслом, запиваем какао с молоком.

На обед можно подать свекольник и рис с печенью, хлеб.

Полдничаем киселем с творожным коржиком.

На ужин предлагаем сырники с нежирной сметаной и кефиром.

4 день.
Завтракаем вермишелью с молоком и тертым сыром, кефиром, бутербродом.

Обедаем овощным супом, зразами с мясом, салатом из свежих овощей (капуста, свекла, морковь), хлебом.

Полдничаем молоком с яблочным муссом и печеньем.

Ужинаем картофельными зразами с начинкой из вареного яйца, запиваем кефиром.

5 день.
Завтракаем рисовой кашей с фруктами, молоком, бутербродом.

Обедаем супом с фрикадельками и кукурузной крупой, говяжьей отбивной с тушеными кабачками или другими овощами, хлебом, томатным соком.

Полдничаем яблочным кексом с молоком.

Ужинаем капустой цветной, запеченной в омлете или сметане, хлебом, кефиром.

6 день.
Завтракаем ленивыми варениками с молоком и бутербродом.

Обедаем домашним рассольником, рыбными паровыми котлетами с толченой картошкой, томатным соком, хлебом.

Полдничаем кефиром с печеньем и яблоком.

Ужинаем рисовой или творожной запеканкой, молоком или кефиром.

7 день.
Завтракаем пудингом с яблоками и творогом, чаем, бутербродом.

Обедаем куриным супом-пюре, котлетами с гречневой кашей, салатом из овощей, хлебом, компотом.

Полдничаем кефиром с печеньем.

Ужинаем пловом с фруктами, молоком, хлебом.

Источник

Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет

Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет

КАК ДОЛГО ПОСЛЕ БОЛЕЗНИ ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА?

Часто сталкиваемся с тем, что сразу после перенесенной болезни, ребенок начинает сразу посещать садик, школу. При этом часто родители не задумываются, успел ли организм ребенка полностью восстановиться, окрепнуть? Часто это связанно с занятостью родителей, невозможностью оставить ребенка дома под присмотром.

Иммунитет у каждого ребенка разный и период восстановления у всех будет различным. Так же это зависит от заболевания и тяжести его протекания. Обычная простуда ослабляет организм ребенка на период от 4 до 10 дней, что требует восстановления, даже при казалось бы полном выздоровлении, когда нет симптомов. Отступившая болезнь не означает, что ребенок полностью здоров. Организм еще не восстановился и не может полноценно противостоять новым вирусам. И задача родителей – поддержать его в этот период. Поэтому период после болезни очень важен. Только почему-то об этом часто забывают. А результат такой забывчивости – 2-3 и более больничных листа в осенне-зимний период.

Родители должны научить своего малыша в правильном отношении его к себе и своему здоровью. С раннего детства малыш должен знать, что вредно, что полезно. А так же научить Вашего малыша быть здоровым, а в случае болезни — правильно лечиться, правильно болеть и правильно выздоравливать. Важно осознанное отношение ребенка ко всем проводимым манипуляциям, начиная от приема лекарств до запрета находиться в комнате, когда ее проветривают зимой.

Чем важен период восстановления? Во время болезни страдают все системы организма ребенка. В период восстановления ребенок может много потеть, аппетит еще полностью не восстановился, бледные кожные покровы, общая вялость, снижение веса, быстрая утомляемость, проблемы с удержанием внимания. Даже при кажущемся полном выздоровлении, процессы восстановления в организме продолжаются во всех органах и системах. Поэтому необходимо через определенный промежуток времени пересдать все анализы, и показаться повторно педиатру. Это необходимо, что бы убедиться в том, действительно ли восстановился организм Вашего ребенка и предотвратить возможные отдаленные осложнения перенесенного заболевания.

Какие происходят наиболее частые нарушения:

Для того чтобы поддержать ослабленный организм после перенесенного заболевания и окончательно выздороветь и окрепнуть необходимо придерживаться ряда простых правил:

— чаще бывать на свежем воздухе, совершать прогулки в парки, лес, к водоему

— проводить укрепление иммунитета после антибиотиков

— правильное питание, употреблять побольше кисломолочных продуктов

— положительные эмоции. Хорошее настроение в период после болезни не менее важно, чем все остальные пункты. Так что отвлекитесь от телевизора или компьютера и уделите максимум внимания своему малышу

— проводить укрепление иммунитета народными и лекарственными средствами, например на основе эхинацеи

— одевая ребенка на прогулку, не переусердствуйте: не нужно закутывать его как капусту, одинаково плохо после болезни переохлаждаться и перегреваться

— полезные водные процедуры. После болезни ребенок много потеет, поэтому ежевечерний душ обязателен

Когда идти в детский сад и школу?

Даже если вам нужно срочно выходить на работу, постарайтесь все-таки несколько дней после болезни подержать малыша дома, доверив его заботам бабушки или няни. Особенно в том случае, если малыш болел долго и тяжело. Необходимы как минимум 3-4 адаптационных дня для восстановления сил. Здесь вступает в силу закон постепенных и адекватных нагрузок: малышу нелегко будет снова привыкать к эмоциональным и физическим нагрузкам в детских учреждениях, к нужному режиму дня (вставать в 7 утра очень трудно после двухнедельных подъемов к полудню), даже к свежему уличному воздуху, от которого ребенок тоже отвык.

Здоровье ребенка в Ваших руках! Будьте здоровы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *