что делать если ребенок ленивый и ничего не хочет делать
У меня ленивый ребенок — что делать? Советы психолога
Ответственность за воспитание детей целиком и полностью лежит на плечах родителей. Так что ни в коем случае не стоит говорить ребенку, что он ленивый. Ведь, навешивая на него ярлык, вы можете закрепить случайное проявление лености и лишь усугубить проблему.
У меня ленивый ребенок! Он ничего не хочет делать и ему ничего не интересно! К сожалению, эти слова можно часто услышать от современных родителей. Но давайте вместе разберемся в этой проблеме. Действительно ли существуют ленивые дети, или вся вина лежит на их слабохарактерных родителях?
Советы психолога для родителей, которые думают, что у них ленивый ребенок
Дело в том, что некоторые родители просто не в состоянии воспитать в своих малышах силу воли, необходимую для того, чтобы выполнять даже простейшие обязанности. Далее вы найдете советы психолога о том, как можно решить эту проблему.
Ленивый ребенок: в чем причина?
Словарное определение прилагательного «ленивый» — праздный, не желающий работать. Так мы называем людей, которые не хотят выполнять свои обязанности. Ведь это подразумевает некие усилия и жертвы с их стороны. Вместо этого они предпочитают заниматься чем-то приятным и увлекательным.
К сожалению, часто родители ведут себя непоследовательно. Если вы не можете добиться от ребенка выполнения элементарных обязанностей, но при этом разрешаете, например, смотреть телевизор — не удивляйтесь, почему у вас растет ленивый ребенок.
Перед тем как вешать ярлык на ребенка, подумайте, всегда ли вы действуете правильно как родитель. Здесь существует 2 крайности:
Как вы наверняка знаете, любые крайности вредны, следует держаться золотой середины. Наши советы вам в этом помогут.
Советы родителям, считающим что у них ленивый ребенок
Понять в чем причина такого поведения
Если вы заметили, что ваш малыш стал лениться больше чем обычно и вас это беспокоит, необходимо установить причину. Запомните, что лень и вялость вовсе не являются синонимами низкого интеллекта. Эти вещи вообще никак не связаны.
Итак, прежде всего необходимо понять причины лени. Они могут быть медицинского характера, а могут быть связаны с семьей или социумом. Только тогда можно приступать непосредственно к исправлению ситуации.
Например, если причина кроется в низкой мотивации, важно говорить ободряющие слова каждый раз, как ребенок доведет хоть какое-то дело до конца. Причем совершенно не важно, порадует ли вас результат. Такой положительный стимул необходим для того, чтобы он с энтузиазмом брался за новые задания и выполнял их.
Коррекция поведения
Если спокойно поразмыслить о причинах появления лени, то скорее всего вы придете к выводу, что сами это позволили. Такой тип поведения является прямым следствием гиперопеки.
Поэтому стоит сменить тактику воспитания. Иначе лень прочно укоренится и ребенок вырастет ленивым взрослым. В идеале стоит поискать соратников в этом нелегком деле, чтобы совместными усилиями найти решение проблемы.
Например, будет полезно обратиться к успешному опыту других семей, почитать литературу на эту тему. В конце концов, обратиться за помощью к семейному психологу.
Стать примером для ребенка
Любой психолог вам скажет, что родители — основная ролевая модель поведения для своих детей. Так что на вас лежит огромная ответственность служить им живым примером правильного поведения. Ведь если вы сами не можете показать, как важна обязательность и дисциплина, то что уж говорить о детях.
Сперва малыши просто будут повторять за вами, а потом у них пробудится собственный интерес к самым разным занятиям и преодолению трудностей. Так, потихоньку, для лени в их жизни просто не останется места.
Поощрять
Если ребенок заслужил награду, он должен ее получить. Небольшой совет: старайтесь, чтобы это были полезные и действительно нужные ему вещи. Иначе ребенок начнет воспринимать вас как источник «легких денег».
В психологии это называется «положительное подкрепление«. Если вы будете последовательны, то рано или поздно даже самый ленивый ребенок четко уяснит: для того чтобы что-то получить, сперва нужно потрудиться.
Установить четкие правила и сроки исполнения заданий
Это действительно очень важно. Если вы хаотично раздаете задания и сами не помните, что поручили сделать, ребенку будет очень легко «отвертеться» от ответственности. Ведь, как мы уже говорили, ленивый ребенок — не значит глупый. Напротив, он пойдет на всевозможные ухищрения, лишь бы заморочить голову родителям и в итоге продолжать ничего не делать.
С другой стороны, часто такие дети начинают пытаться разжалобить родителей, чтобы они все сделали за них. Поэтому важно контролировать сроки выполнения заданий. Другими словами, если вы сказали убрать игрушки до обеда, то никаких оправданий просто не может быть.
И, напоследок, стоит еще раз напомнить, что родители полностью ответственны за поведение своих детей. Не существует ленивых детей, есть лишь бесхарактерные непоследовательные родители. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос целеустремленным и трудолюбивым, следует начать с себя!опубликовано econet.ru.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Ребёнок ничего не хочет делать: работаем с низкой мотивацией детей
Мотивация ребёнка – психологический термин, который приобрел актуальное значение в жизни мам и пап довольно давно и не собирается сдавать свои позиции. Ведь каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был активным, целеустремлённым, хорошо учился, занимался языками и спортом, и, конечно же, вырос успешным человеком. Но все родительские старания будут равны нулю, если у ребёнка отсутствует мотивация.
Что такое мотивация? Какой она бывает? Как быть, если ребёнок ничего не хочет делать, как правильно его замотивировать? Эти и другие вопросы мы попробуем разобрать в нашей сегодняшней статье.
Содержание:
Ребёнок и мотивация
Для начала давайте попробуем разобраться в самом термине.
Само слово произошло от французского motif, которое в свою очередь произошло от итальянского moveo, в переводе означающего – «двигаю». Мотивация – это импульс, побуждение к действию, толчок, в результате которого мы готовы покинуть зону комфорта и преодолевать череду трудностей ради возможного достижения какой-то цели.
Самым сложным во взаимоотношениях с ребёнком родители называют именно тот момент, когда нужно не заставлять его что-то сделать, а правильно мотивировать.
Какой бывает мотивация?
Психологи выделяют несколько классификаций видов мотивации. Остановимся мы на классификации по источникам возникновения (внутренняя и внешняя мотивация) и по направленности на достижение целей (положительная и отрицательная).
Внутренняя мотивация
Вид мотивации, при котором ребёнок с удовольствием занимается какой-либо деятельностью, готов к достижению поставленных целей, так как это его собственное, никем не навязанное желание и личный интерес. Этот вид мотивации самый эффективный, вытекает из внутреннего, зачастую долгосрочного, ориентира самого ребёнка.
Ребёнок совершает какую-либо деятельность ради самой этой деятельности, не обращая внимания на внешние факторы. Ещё довольно часто внутренняя мотивация помогает ребёнку «креативить» – искать оригинальный, творческий подход к деятельности, а не просто идти к цели по самому краткому пути.
Внешняя мотивация
По сравнению с внутренней – менее эффективна. Но это и понятно, ведь когда заниматься плаванием заставляют мама и папа – это одно дело и совершенно другое, когда ты сам получаешь удовольствие от процесса и понимаешь, что это умение может сулить тебе в будущем (подтянутые мышцы, возможность работать в спортивной сфере и др.). Внешняя мотивация приносит плоды только в самом начале пути, когда энтузиазм ребёнка ещё не погас.
Положительная мотивация
К вариантам положительной мотивации можно отнести разного рода положительные методы: хорошая отметка, похвала, подарки. Всё это может формировать позитивную ассоциацию у ребёнка. Но это имеет и свои отрицательные стороны.
Отрицательная мотивация
Почему ребёнок ничего не хочет?
Источники и борьба с детской ленью
Родители всё чаще поднимают одну и ту же проблему: ребёнок ничего не хочет. Даже когда мама или папа берут на себя роль круглосуточных аниматоров с обширным списком вариантов и предложений: «Сходим в кино? Там классный фильм вышел!», «Рванём на выходные в зоопарк?!», «Давай попробуем танцы? Есть отличный клуб!», «А как идея насчёт робототехники?!», «Может спортивная секция? Дзюдо или гимнастика, волейбол или хоккей?».
Фонтан идей может быть непрекращающимися, но наталкиваясь на пассивность ребёнка, даже безудержный родитель-активист опускает руки. И тогда возникает вопрос: «Что не так с моим ребёнком?», «Это пройдёт?»
Попробуем кратко рассмотреть лень в разном возрасте.
«Лень» дошкольного возраста
За детсадовцев все важные решения принимают взрослые: настаивают, хитрят, иногда угрожают. Английский, спорт, подготовка к школе – этот перечень можно продолжать до бесконечности. В итоге бедный, перегруженный малыш теряем интерес ко всему, даже к тем занятиям, которые ему нравились изначально.
Родителям детей этого возраста следует помнить, что основная деятельность в этом возрасте – это игра! С помощью игр ребёнок познаёт мир.
Совет: не перегружайте ребёнка излишней информацией и занятиями. Выберете одно, которое ему нравится. Не ждите от него выдающихся результатов. Давайте возможность побездельничать. В момент, когда он «ничем не занят» идёт активный процесс обработки уже полученной информации. Не разрушайте этот процесс!
«Лень» младшего школьного возраста
Родители младших школьников недоумевают: на кружки не хочет, игрушки не интересуют, подавай диван и гаджеты…
Здесь следует выделить в отдельную категорию первоклассников.
Совет: не стоит нагружать ребёнка дополнительными занятиями (более одного в неделю) хотя бы в первое полугодие. Больше – уже по самочувствию и желанию ребёнка. Хочет отдохнуть и полежать после школы – не лишайте его такой возможности.
Вторая категория – начальные классы.
Если ребёнок валяется на диване в 8-11 лет и ничего не хочет, нужно обратить внимание:
Если у ребёнка есть одно занятие, которым он увлечён – это уже замечательно.
Совет: разговаривайте с ребёнком тактично, наводящими вопросами. На прямой вопрос ребёнок может не ответить из-за страха или стыда. С гаджетами должны быть чёткие рамки. Вы оговариваете их вместе с ребёнком. К примеру: пользоваться не более 1,5 часа в день после того, как выучены все уроки.
«Лень» у подростков
«Постоянно “тупит” в компе! Не нужны ни друзья, ни родители! Отвергает совместные путешествия!» – это не полный перечень проблем родителей подростков.
Со стороны может показаться, что подросток, выпадая из жизни семьи, бывших друзей, прошлых увлечений, ничем не занимается. На самом деле в этот период идёт сильнейшая внутренняя работа. Имя её сепарация – внутреннее отделение от родителей. На это уходит достаточно много сил и времени. В этот период подросток отвечает на вопросы: «Кто я?!», «Для чего я?!», «Что я люблю?», «Что мне не нравится?». В этот период он «отбрасывает» всё то, родительское, чем мы, родители, вольно или невольно «нагружаем» детей: наши взгляды, суждения, чувства. У них формируется своя собственная система ценностей.
Хотелось бы отметить, что так называемая «лень подростка» явление вполне типичное и с точки зрения физиологии. От неё страдают практически все подростки, даже отличники. Но у отличников более развит волевой компонент, поэтому у них это не так заметно. Взрослым следует помнить, что в этот период уровень дофамина в организме подростка значительно ниже, чем у взрослых. Но если он выделяется, то сразу «феерично», к примеру, от сильных ярких впечатлений (например, от компьютерных игр). В том числе и по этой причине его так сложно вытянуть из компьютера и занять банальными делами.
Совет: не стоит давить в этот период на подростка, это вызовет только агрессию. Если компьютер не наносит сильный вред на процесс обучения, то ищем в этом положительные моменты. Возможно, ваш ребёнок будущий сммщик или разработчик сайтов, игр и т.д. Дайте ему некоторую свободу, но в тоже время пытайтесь подключать к домашним делам: поход в магазин, выгул собаки. Эти небольшие дела будут заставлять его вставать из-за компьютера.
Важно не потерять в это период контакт. Если есть контакт – значит, есть возможность вести диалог, а это уже немало в период взросления.
Но если ваш подросток плохо спит, отказывается от еды, ни с кем не общается, постоянно в подавленном настроении и это начинает носить затяжной характер – это явный сигнал для родителей. Возможно, это самая настоящая подростковая депрессия. В этом случае вам лучше всего заручится поддержкой психолога.
Низкая мотивация
В чём кроются причины низкой мотивации ребёнка? Попробуем разобрать некоторые из них.
Отсутствие чёткой цели
В идеале ребёнок должен понимать и осознавать, для чего он выполняет ту или иную деятельность, какой будет итог. Если этого понимания нет, то и мотивация пропадает. К примеру, мальчик понимает, что он занимается плаванием для того, чтобы попасть в школу олимпийского резерва или поехать летом к бабушке в деревню и иметь возможность плавать в реке или озере. Есть цель, и мотивация, соответственно, не падает. Или другой пример: девочка ходит на хор. Процесс – нравится, но нет понимания: для чего она это делает. Со временем мотивация может снизиться или пропасть совсем.
Чужие или навязанные цели
К огромному сожалению, это довольно распространённое явление. Родители, мечтавшие о чём-то в детстве или юности, но не сумевшие реализовать мечты, перекладывают это бремя на плечи своих детей. При этом предпочтения самого ребёнка игнорируются, отвергаются и подвергаются сильнейшей критике. Здесь мотивация будет в лучшем случае нулевая.
Банальная усталость
Снижать мотивацию к чему бы то ни было может как физическое, так и психологическое (моральное) перенапряжение. Если у ребёнка нет времени на полноценный отдых, сон, переключение деятельности, то ребёнок со временем «выгорает». Неудивительно, что мотивация в этот период будет ничтожно низкой.
Решение проблемы: как мотивировать ребёнка и справляться с его ленью
Как мотивировать ребёнка? Давайте попробуем разобрать самые актуальные способы.
Слушать и слышать
Очень часто с запросом к психологам приходят родители с проблемой постоянного пребывания ребёнка в компьютере и «ничегонеделанья». Когда психолог начинает задавать вопросы следующего характера: «А в какие игры он играет?», «А что нравится ему в той или иной игре?» родители не знают что ответить. Они привыкли оценивать ситуацию поверхностно: «Играет в ерунду и ни о чём не думает!», не заглядывая в глубину и не интересуясь внутренним миром ребёнка.
Попробуйте попросить его рассказать о той или иной игре, о том или ином персонаже, и вы удивитесь тому, с какой радостью он это сделает. Покажите, что вам интересен его мир, не обесценивайте его. Не относитесь с пренебрежением к этим играм. Вполне возможно, что в процессе игры ребёнок решает свои психологические проблемы, отыгрывает страхи и напряжение, а в моменты «ничегонеделанья» — он фантазирует и мечтает.
Поэтому, главный на наш взгляд совет: слушайте своего ребёнка, узнавайте о его «хотелках» и потребностях. Учитесь не только слушать, но и слышать. И прежде чем мотивировать, уточните, верно ли вы оцениваете его интересы.
Показывать личный пример
Вы часто ругаете ребёнка за потерянное время, проведённое в интернете, а сами проводите длительное время в социальных сетях?!… Вы ругаете его за беспорядок в комнате, но сами не очень любите поддерживать порядок в доме?!…
Если вы не любите спорт и не занимаетесь гимнастикой, не стоит требовать этого и от ребёнка! Будьте примером! Если вы желаете, что бы ребёнок был мотивирован, будьте мотивированы сами!
Одобрять
В дошкольном возрасте одобрение носит очень ценный характер. Если у ребёнка есть опыт восхищения его достижениями, и он видел, ощущал радость родителей, связанных с его успехами, то он обязательно захочет повторения.
Не скупитесь на добрые слова! Даже если его достижения совсем незначительные на ваш взгляд, помните, что, возможно, ребёнок приложил к этому максимум усилий и провёл огромную работу!
С взрослением ребёнка становится всё сложнее мотивировать его через положительное подкрепление. Но безусловная родительская любовь и поддержка остаются необходимыми в любом возрасте. Поэтому не забывайте говорить ему о том, что вы его будете любить в любом случае, несмотря на то, сдаст ли он ЕГЭ или нет, поступит он в вуз или нет, достигнет высокого уровня в карьере или нет.
Поддерживать
Поддержка близких важна на любом жизненном этапе, но особенно она ценна для ребёнка. Если вы видите, что у ребёнка возникли проблемы в той или иной деятельности (будь то обучение или спорт), попробуйте проговорить с ним возможные пути решения, выберете оптимальные.
К примеру, на соревнованиях по гимнастике ребёнок стал показывать низкие результаты и больше не хочет заниматься. Уточните, не обижают ли его старшие дети, нравится ли ему занятия тренера. Возможно, будет достаточно просто сменить группу или руководителя, и желание заниматься опять вернётся.
Совершать совместную деятельность
В случае, если ребёнку предстоит выполнить сложную или достаточно скучную деятельность, правильным решением взрослого будет присоединиться.
Утешать
Когда мы выполняем какую-то задачу в первый раз, то не всегда и не у всех результат оказывается достойным. Нам, взрослым, это тоже знакомо. По этому, мы понимаем, как важно быть рядом с ребёнком в такие неприятные моменты.
Предлагать что-то новое
Оригинальный и действенный способ развития мотивации с помощью новой функции приложения Pingo «Задания для ребёнка». Выполняя различные творческие, развивающие задания или дела по дому, учёбе, ребёнок сможет получать баллы и поощрения, которые впоследствии обменяет на выбранную награду.
Родитель выбирает задание, назначает цену (в баллах) и следит за прогрессом. Желанная награда как ничто другое смотивирует ребёнка выполнять цели, организуя его досуг и развивая со всех сторон. Скачать приложение можно из стора.
Многие родители уже оценили эффективность этого способа и поделились своим опытом! Реальную историю пользователя можно прочитать здесь: Мотивация с Pingo поможет вашему ребёнку занять «место под солнцем» в будущем.
Ошибки родителей: чего нельзя делать?
Часто люди, двигающиеся к своей цели, сдаются из-за того, что никто не сказал им простые слова: «У тебя всё получится. Я верю в тебя!». Иногда для мотивации достаточно этой элементарной поддержки.
У одних детей мотивация исчезает, не успев появиться, у других – утрачивает свою силу со временем. Из-за чего так происходит? Поговорим варианты родительских ошибок.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется пожелать вам, дорогие родители, чтобы вы не упускали возможность проживать свою жизнь, а не жизнь ребёнка: имели свои интересы, хобби, увлечения, ставили перед собой цели и достигали их, были мотивированы. Это будет самым ярким примером правильной мотивации для ваших детей!
Постарайтесь действовать индивидуально, ищите способы мотивации, подходящие именно для вашей ситуации. При этом не забывайте уважать интересы, желания, стремления ваших детей. И обязательно неустанно показывайте им свою любовь!
Лень-невидимка
Здоровый ребенок не будет лениться, если его к этому не вынудят родители.
Флегматик не виноват
У младших школьников за лень часто принимают неумение. Ребенок еще не научился правильно организовывать свою работу: хватается то за одно, то за другое, у него ничего не выходит, он устает, разочаровывается, все бросает. В результате уроки сделаны кое-как и со временем он все с большей неохотой берется за них: зачем что-то делать, если все равно не получается?
На похвалах как на дрожжах
Иногда так и хочется наорать, а то и замахнуться ремнем на чадо, «рубящееся» в компьютерную стрелялку, в то время как вы ждете от него усилий по исправлению двоек. Вот только поможет ли? Легко принудить человека выполнить вашу волю, а вот как переломить лень-матушку?
. Это катастрофа! Наша пятилетняя Наталья решила помочь бабушке помыть посуду! Значит, как и в прошлый раз, будет лужа возле мойки, по локти мокрые руки, и хорошо, если все это затянется только на полчаса и посуда останется целой.
Бабушка не выдерживает:
— Наташ, не надо, иди поиграй, все равно нормально не сделаешь! Подтирать еще потом за тобой!
И ребенок покорно идет, куда его послали. Читать книжку, играть или делать уроки. А так хотелось помочь, сделать что-то самой.
Он и дальше будет с удовольствием выполнять ту же работу по дому, если раз за разом будет повышать свою значимость в собственных глазах, получая бонусы в виде похвалы или чего повесомее со стороны взрослых. Он же получает мотивацию к труду, что может быть важнее этого?
Пословицы на тему
1 Если ваш ребенок постоянно пытается уклониться от домашних дел, учебы и т.д., попытайтесь понять, по силам ли ему в принципе предъявляемые вами требования.
2 Часто ли вы хвалите или благодарите за сделанное того, кого считаете ленивым? Пожалуйста, не забывайте это делать. Трудно с увлечением заниматься делом, которое никто не замечает и не оценивает.
4 Невозможно заставить быть трудолюбивым с помощью угроз. Рано или поздно человек, с которым так обращаются, взбунтуется. При этом форма протеста может быть разной (слезы, гнев, ложь, болезнь, бегство), но сутью будут испорченные отношения с «надсмотр щиком».
Способный, но ленивый: что делать, если ребёнок не хочет ничего делать
«Моему сыну 11 лет, и он очень ленивый ребёнок. Причём раньше был обычный мальчик, любознательный, всё ему было интересно, всё хотелось попробовать, любил учиться, ходил в школу с удовольствием. Но буквально год назад всё изменилось. Учиться резко надоело, по дому что-то делать отказывается (хотя и раньше было лениво это делать), а главное, забросил все свои любимые занятия. Перестал ходить в кружки, книги забросил, интересует только компьютер и с друзьями по двору поноситься может. В комнате бардак. Четвёртый класс закончили еле-еле, а сейчас уже пятый, средняя школа, это совсем другой уровень, и я очень волнуюсь, как же сын справится. При этом все учителя говорят, что мальчик умный и способный, но ленится.
Конечно, я пытаюсь бороться: заставляю делать уроки, хочу записать его в спортивную секцию, предлагаю вместе заняться чем-то интересным. Но сын ничего не хочет делать, отказывается, иногда до истерики доходит. Никого не слушается, даже отцу перечит! Разговариваем, заставляем, даже наказываем, но бесполезно.
Не понимаю, куда подевался прежний активный мальчишка. Что же вырастет из такого лентяя, он же ничего не добьётся в жизни. Подскажите, что делать с таким ленивым ребёнком, который ничему не хочет учиться?»
Трудолюбивый ребенок с отличными оценками в дневнике, спортивными успехами и творческим хобби — о таком мечтает практически каждый родитель. Но в жизни чаще всего все не так: сыну или дочке лень даже навести порядок в собственной комнате, не говоря уже об успехах в учебе или спортивных достижениях.
Поэтому каждый родитель хоть раз задавался вопросом, что делать, если ребёнок ленивый. У кого-то из детей просто бывают «ленивые» периоды, а кто-то, кажется, родился уже равнодушным к любым делам.
У детской лени множество негативных последствий. Хорошая новость — с этой проблемой можно и нужно бороться. Грамотная работа по воспитанию в ребёнке трудолюбия обязательно даст свои результаты. В этой статье мы расскажем, почему дети становятся ленивыми и как приучить ребёнка к труду на всю жизнь.
Научим ребенка учиться с удовольствием
Почему ребёнок ленится
Причин, почему ребёнок ничего не хочет делать, великое множество. Иногда в лени ребёнка виноваты сами родители, а порой причиной становятся обстоятельства, на которые взрослые не могут повлиять. Среди причин детской лени можно выделить следующие:
некорректное поведение родителей — гиперопека или недостаток внимания;
особенности темперамента ребёнка;
потеря интереса к учёбе или другой деятельности, скука;
конфликты с учителями или сверстниками;
психические расстройства или соматические болезни.
Рассмотрим каждую из них подробнее.
Гиперопека
Гиперопека — это чрезмерная забота о ребёнке. Она проявляется в том, что родители стремятся окружить своё чадо вниманием, защитить от любых опасностей, даже от несуществующих. Гиперопекающие взрослые «привязывают» детей к себе, боятся отпускать их в реальный мир, предпочитают самостоятельно принимать решения за детей: в какие секции ходить ребёнку, с кем общаться, когда делать уроки, какие книги читать. При этом ребёнок избавлен от необходимости выбирать, решать проблемы, преодолевать трудности — ведь всё это делают за него родители. Неудивительно, что у таких детей быстро развивается выученная беспомощность, а затем и хроническая лень. [1] [5]
2. Недостаток внимания или гипоопека
Другая крайность в воспитании — это, наоборот, недостаток контроля за ребёнком. Он предоставлен самому себе, заботится о себе самостоятельно, учёба пущена на самотёк, а главное — нет никакого эмоционального контакта с родителями. Ребёнок буквально учится выживать в огромном мире. А поскольку маленький человек ещё не умеет правильно расставлять приоритеты — в нормальных условиях его направляют родители — он часто предпочитает посвящать время отнюдь не учёбе и спорту. Да и в условиях выживания порой на эти занятия просто не остаётся ресурсов. А ещё лень может быть попыткой наконец привлечь внимание родителей к себе, ведь даже негативно окрашенный эмоциональный контакт с близкими взрослыми для ребёнка лучше, чем отсутствие контакта в принципе.
3. Особенности темперамента
Иногда родители плохо разбираются в психологии своего ребёнка и требуют от него того, что он не способен выполнить. Так, дети флегматики и меланхолики не склонны к активной деятельности, им нужно больше времени на выполнение задания, они дольше переключаются между разными видами деятельности. Это абсолютно нормально.
Но родители, особенно, если сами они более активны, принимают эти проявления за лень и дают ребёнку больше нагрузки, чем его нервная система может выдержать. Поэтому, прежде чем навесить на ребёнка ярлык «лентяй», стоит убедиться, что такое поведение не является особенностью его характера..
4. Скука, потеря интереса
Интересы детей могут очень быстро меняться, и это нормально — маленькому человеку хочется попробовать всё, ведь это поможет ему понять, чем он хочет заниматься в жизни. Поэтому иногда лень может возникать, если ребёнок теряет интерес к определённому виду спорта, творчеству или каким-то школьным предметам. А возможно, сейчас в школе проходят не очень увлекательную тему, и это тоже может вызвать временный приступ лени. В этом случае стоит прислушаться к своему ребёнку и выяснить, чем он хочет заниматься дальше.
4. Хроническое переутомление
Раньше ваш ребёнок был очень активным: учился на отлично, посещал сразу два кружка и спортивную секцию, помогал по дому, любил встречаться с друзьями, читал книги… Но в какой-то момент у него резко пропало желание что-либо делать, а самым интересным видом деятельности стало лежание на диване с телефоном. Если ребёнок не хочет ничем заниматься, возможно, он просто устал и стоит разгрузить его ежедневное расписание или даже устроить внеочередные каникулы.
5. Возрастные кризисы
Психолог Л. С. Выготский выделил несколько кризисов, которые неизбежны на пути развития ребенка. На школьный возраст приходятся кризисы 7 лет, 11-15 лет — подростковый возраст и 15-17 лет — кризис взросления.[2]
Острее всего обычно переживают подростковый возраст — трудное время как для самого ребёнка, так и для всех окружающих, особенно для родителей. Одним из его проявлений являются постоянные протесты. Например, против труда, учёбы, домашней работы. Этот период нужно просто пережить — он необходим, чтобы подросток стал более самостоятельным, научился сам отвечать за свои действия, в том числе и за последствия своей лени.
6. Недостаток мотивации
Иногда ребёнок ничего не хочет делать, потому что просто не понимает, зачем это нужно. Зачем делать домашнее задание по самому скучному предмету, зачем заправлять постель, если вечером снова ложиться спать, зачем нужно убирать игрушки на место? Родителям в такой ситуации нужно методично и регулярно доносить до ребёнка, зачем это делать, какие будут последствия, если не выполнять эти задачи.
7. Страхи
Дети, которые с раннего возраста привыкли быть во всём первыми, могут страдать от «синдрома отличника». Как следствие — любое новое задание может вызывать у них страх: «Я не справлюсь», «Меня засмеют», «Меня не будут любить». Ещё страх может появляться после неудачи. Например, ребёнок неправильно решил задачу у доски и был «награждён» насмешками одноклассников. В следующий раз ему может быть страшно снова выходить к доске. Такие страхи быстро перерастают в лень — это защитный механизм психики, который оберегает человека от встречи с тем, чего он боится.
8. Конфликты с учителями или сверстниками
К сожалению, эта проблема распространена гораздо больше, чем о ней принято говорить. Травля со стороны одноклассников или даже учителей, естественно, отбивает у ребёнка всякое желание ходить в школу. Со стороны кажется, что он ленится, но проблема может быть намного серьёзнее. Увы, не все дети доверяют родителям настолько, чтобы сразу рассказать о том, что с ними творится. Ребёнок может чувствовать себя виноватым в травле, его могут запугивать, да и просто он может быть уверен, что ему не поверят. Профилактика конфликтов в школе начинается с установления контакта с ребёнком. Он должен точно знать, что может рассказать родителям обо всём и не будет за это осуждён или проигнорирован.
9. Психические расстройства или соматические болезни
Увы, депрессия поражает не только взрослых людей, но и детей. Причин может быть множество, но важно понимать, что лень и нежелание что-то делать — один из первых симптомов этого расстройства. То же самое можно сказать и про соматические болезни. Если вы видите, что ваш ребенок потерял интерес к жизни, если он жалуется на апатию и нежелание заниматься даже любимыми делами, стоит обратить внимание на его здоровье.
Как приучить детей к труду: советы родителям
Итак, что делать, если ваш ребёнок очень ленивый?
В первую очередь, конечно, нужно определить причину лени. После этого станет понятнее, как отучить ребёнка лениться.
Работайте с мотивацией
Исключив хроническую усталость, болезни и особенности темперамента, начните с повышения уровня мотивации у ребёнка. Наша психика устроена так, что любая деятельность должна удовлетворять какие-либо потребности. В случае с детьми это могут быть потребности в новых знаниях, впечатлениях, удовольствии, внимании родителей. А ещё — в потребности чувствовать свою значимость и «правильность». Поэтому не забывайте разговаривать с ребёнком о том, какой результат принесут ему выполненные задания. Помогайте ребёнку в сложных делах, тогда у него будет больше уверенности в своих силах, а значит и желания работать. И конечно, хвалите его за успехи в учёбе и хобби, а также искренне благодарите за помощь по дому. [3]
Развивайте самостоятельность
Воспитывайте в ребёнке самостоятельность, ведь это важное условие трудолюбия. Передавайте ему ответственность за дела — например, не стоит постоянно делать вместе с ним уроки, если действительно не требуется помощь. Несколько раз столкнувшись с последствиями своей лени, которые не будут «разруливать» родители, ребёнок поймёт, что гораздо лучше сделать свою работу сразу и не лениться. Позвольте ему учиться на собственных ошибках.
Дела не должны быть наказанием
Иногда родители заставляют ребёнка выполнять какую-то работу в наказание за провинность. Например, могут «приговорить» к чистке картошки за полученную двойку или грубое слово. Это большая ошибка. Никогда не наказывайте ребёнка домашней работой или другими делами, иначе они и дальше будут восприниматься как наказание. А кому из нас хочется быть вечно наказанным?
Будьте примером
Наконец, ещё одна важная рекомендация: не забывайте, что дети, особенно малыши, стараются копировать поведение родителей. Так что начинать приучение детей к труду стоит с воспитания самого себя.[4]
Решение проблемы — технология модификации поведения 7Spsy
Что же делать, если ребёнок всё ещё ленится, и ни один из советов не помогает?
Эффективный вариант — изменить модель поведения ребёнка. Избавить ребёнка от лени поможет курс модификации поведения 7Spsy. Запатентованный метод поведенческой психологии помогает выявить установки, которые привели к хронической лени, и изменить их на более позитивные. Новые установки позволят освоить и закрепить здоровую модель поведения.
Научим ребенка учиться с удовольствием
Работа по курсу проходит дистанционно, занимает от 2 до 6 недель и начинается с диагностики в виде тестов. На протяжении всей программы вашего ребёнка будет сопровождать психолог: ответит на вопросы и поддержит в тяжелой ситуации. Благодаря работе по методу 7Spsy вы забудете о борьбе с детской ленью, а ваш ребёнок станет более трудолюбивым и многого достигнет в жизни.
Ольга Юрченко «Не хочу и не буду! Как бороться с детской ленью?»