что делать если ребенок кусает при кормлении в 6 месяцев
Почему ребенок кусает грудь и что делать?
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Почему ребенок кусает грудь?
Ребенок кусает грудь, когда мама его кормит, в период первого прорезывания зубов. Многие мамы думают, что именно в этот период пришло время отучать малыша от груди. Но это не совсем так. Ведь польза грудного вскармливания неоспорима, причем грудное кормление должно у ребенка быть обязательно до года, а по некоторым рекомендациям и до двух лет. Поэтому нельзя сразу отучать ребенка от груди, а нужно в первую очередь убедиться, почему это происходит.
Часто дети начинают кусаться в конце кормления, когда начинают засыпать. Следите за тем, когда движения челюсти замедляются и ослабляются, а затем можете прекращать кормление до того момента, когда малыш уснет.
Часто затрудненное носовое дыхание, простуда или воспаление уха затрудняет кормление, и может быть предпосылкой разных нарушений кормления. Постарайтесь держать ребенка в удобном положении и периодически давать ему время отдышаться, чтоб набрать воздуха.
Как отучить ребенка кусать грудь?
Многие мамы столкнулись с такой проблемой и продолжавшего давать своим детям прекрасные преимущества грудного вскармливания в течение нескольких недель, месяцев и даже лет после этого.
Все дети разные, поэтому вам может потребоваться несколько разных подходов, который будут эффективны именно с вашим малышом. То, что поможет отучить малыша кусать грудь будет напрямую зависеть от того, какое воспитание вы формировали у него до этого момента. Ведь ваши слова и обращения к ребенку должны быть четкими, чтоб он понимал всю серьезность вашего тона.
Если ребенок кусается, не рекомендуется кричать. Иногда, естественно, невозможно не кричать от боли. Иногда крик точно говорит ребенку, что так нельзя делать, однако некоторые дети думают, что это так забавно, что они не прекращают это занятие.
Используйте похвалу после каждого удачного кормления. Даже самые маленькие дети могут научиться правильно кормиться грудью, когда мама их поощряет.
Что делать если ребенок кусает грудь? Очень эффективным средством является спокойное прекращение кормления, что даст ребенку понять, что он быть не может так кушать.
Через несколько минут можете повторить попытку кормления и наблюдать за реакцией малыша. Если он снова попытается укусить, то вы снова должны дать ему понять, что это не метод кормления. Если ваш ребенок продолжает кусаться, положите его на пол в течение короткого времени прямо после того, как он укусит, в качестве наказания.
Когда ребенок укусил очень сильно, и нельзя его никак заставить отпустить, то ни в коем случае нельзя тянуть, так как это усилить болевые ощущения. Вы можете в это время положить ребенку в рот свой палец, чтоб вы могли забрать грудь без особой болезненности. Если такой прием не помогает, то можно легко прикрыть ему нос, и он отпустит грудь для нормального дыхания.
Ребенок кусается
Содержание:
Если ребенок кусает других людей (грудь мамы при кормлении, сверстников в детском саду), это не говорит о какой-то психической или неврологической болезни. Большинство детей кого-то когда-то кусали хотя бы однажды, но проблемой это становится только тогда, если это закрепляется как плохая привычка.
Что делать, если ребенок кусается?
Ведущие медицинские организации, в том числе американский Центр профилактики и контроля заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention) 1 рекомендуют при нарушениях поведения у детей использовать метод психотерапии, который так и называется — поведенческая, или бихевиоральная.
Если родитель следует советам детского психолога, обучается анализировать, что делает ребенок, в терминах бихевиоральной терапии и логично меняет свои действия, это большое подспорье в воспитании, и во многих ситуациях специалист больше не понадобится.
Давайте проанализируем поведение детей, которые кусаются.
Почему ребенок кусается?
Малыш пробует самые разные действия, самые неожиданные и нелогичные, но большинство действий не становятся привычкой. Остаются в «поведенческом репертуаре» действия, которые получили так называемое положительное подкрепления, то есть сразу вызвали приятные ощущения или убрали неприятные. Без подкрепления или с отрицательным подкреплением (стало неприятно или перестало быть приятно) поведение угасает и не повторяется.
Если ребенок стал регулярно кусаться, скорее всего, он получил раньше или продолжает получать какое-то положительное подкрепление. Не обязательно его дали окружающие, может быть, это приятно из-за зуда в деснах или снимает стресс. Но если малыш еще и получает при укусе что-то хорошее извне (например, выполнили его желание), это дополнительно поддерживает поведение.
Кусается грудной ребенок
У грудничков это способ знакомства с предметами (что очень помогает при введении прикорма). Особенно активно малыши всё грызут, когда режутся зубы, и можно это уменьшить прохладными «грызунками».
Когда грудной ребенок начинает кусать грудь (или по-другому «хулиганить» при кормлении, например, щипаться, лягаться), хорошо работает простой алгоритм:
Плохое поведение — грудь сразу отнимается.
Как только плохое поведение прекратилось — возвращают.
Возобновилось — грудь сразу снова отняли.
Это эффективно, потому что выполняются принципы поведенческой терапии: найдено положительное и отрицательное подкрепление, и они действуют без промедления, как только поведение меняется.
Мозг малыша получает сигнал: ослабить связи, отвечающие за кусание, и укрепить связи, регулирующие аккуратное обращение с мамой. Если бы мама убирала грудь хотя бы через минуту после того, как он ее укусил, установить связь между действием и его последствием малышу было бы гораздо труднее.
Кусается ребенок дошкольного возраста
Что не работает?
Часто, когда родителям жалуются, что ребенок кусается в детском саду, первое, что приходит в голову — наказать (отругать, лишить сладкого и т.п.). Это неэффективно, потому что действие было уже давно, и связь между «я кусаюсь» и «стало неприятно» не образуется.
Не работает и ответная агрессия: ударить или укусить в ответ, «чтобы понял». Дети подражают поведению взрослых, а мы как раз не хотим, чтобы он решал проблемы кулаками.
Что работает?
Чтобы отучить ребенка кусаться, нужно подкреплять желательное поведение и не подкреплять проблемное. Когда мы пытаемся убрать проблемное поведение, возникает вопрос, каким желательным поведением мы его заменим.
Придумайте, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Не делать ничего — самая сложная задача не только для годовалых детей, но и в 2 или 3 года.
Легче будет в этих случаях, например, укусить какой-то предмет, совсем хорошо, если уже есть речь, и получится научить вместо укуса сказать что-то, например, как он злится. Важно объяснить ребенку, какое действие вы хотите от него, и напоминать об этом.
Положительное подкрепление работает гораздо лучше отрицательного. Отлично, если получится не только давать отрицательное подкрепление при плохом поведении (например, сразу прекращать общение, когда тот кусается), но и положительное (похвалить, обнять), когда он вместо этого сделал что-то другое.
Вместо укуса рассерженный ребенок может делать что-то тоже не очень красивое (например, бросать игрушки или пронзительно кричать), но если в данный момент вы боретесь с укусами, и главное, что он отучается делать это.
Подбирайте подходящее подкрепление
Приведем такой пример: маленький брат со старшей сестрой в комнате, мама на кухне занята, и мальчик заскучал. Пытаясь заняться хотя бы чем-то, он кусает сестру, на ее крики прибегает мама, начинает разбираться, кто виноват, и ругать сына. Она считает, что дала ему отрицательное подкрепление, хотя на самом деле, вероятно, он получил положительное, потому что привлек внимание мамы и ему перестало быть скучно.
То, что для одного ребенка в одной ситуации неприятно, для другого может оказаться положительным подкреплением. Например, кого-то расстроит, если его исключат из игры, а кто-то устал и раздражен, и ему так станет легче.
Не страшно, если когда-то вы не угадали с подкреплением, в следующий раз попробуйте по-другому. Если вы будете методично продолжать, нежелательное поведение будет угасать, а хорошее закрепляться.
Как разговаривать с маленьким ребенком?
У восприятия малышей есть некоторые особенности:
ребенок не может одновременно слушать и делать. Если он делает что-то неправильное и вы кричите ему в ответ, в этот момент он может просто вас не слышать. Мозг еще не умеет делать два дела одновременно. Если можно, сначала мягко прервите действие физически, потом установите контакт и говорите.
не говорите «сверху вниз», присядьте сами или поднимите малыша, убедитесь, что он на вас смотрит. Так вы можете надеяться, что он хорошо поймет вас.
на поведение гораздо больше влияют те слова, которые ребенок проговаривает сам. Так мозгу проще связать слово с действием. Задавайте малышу вопросы и если он еще плохо говорит, отвечайте «вместе с ним», за него.
«Что ты будешь делать, если тебе не отдадут игрушку?»
Если ребенок может сам ответить «я попрошу», отлично. Если он этого не делает, мама может сама сказать «ты попросишь» или подсказать ему.
«А если тебе и тогда не отдадут игрушку? Что ты сделаешь?»
«Отлично, это гораздо лучше, чем кусаться. А будешь ли ты кусаться?»
Если ребенок ответит на эти вопросы сам, это гораздо эффективнее долгих «лекций» от взрослых. Это позволит его мозгу быстрее приобрести тот ресурс для регуляции поведения, который позволяет взрослым не кусать друг друга.
Подробнее о регуляции поведения ребенка можно узнать из книг, согласующихся с принципами бихевиоральной терапии 2,3
Ссылки на источники:
Бэн Фурман: Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы. Альпина-нон-фикшн, 2013;
«Перестаньте наказывать, кричать, упрашивать, или Как бороться с детскими капризами без скандалов» Ноэль Дженис-Нортон. Клуб семейного досуга, 2013.
Ребёнок кусает грудь во время кормления: причины и способы решения проблемы
Медики всего мира сходятся во мнении, что молоко мамы — это лучший вариант для новорождённого. Но по истечении первых месяцев, когда лактация налажена, многие женщины сталкиваются с другой проблемой: малыш кусает грудь в процессе сосания. Чаще всего дети так делают во время прорезывания зубов. Как отучить ребёнка от этой привычки не отказываясь от естественного кормления?
Почему так происходит: основные причины
Грудное вскармливание считается одним из главных этапов гармоничного развития младенца. Специалисты выделяют огромное количество положительных моментов для ребёнка, и получение пищи только один из них. Поэтому многие женщины ещё до рождения малыша задумываются о том, как правильно наладить лактацию. Однако существуют и некоторые страхи, например, неприятные и болезненные ощущения во время прикладывания крохи к груди. Судя по опыту знакомых, искусанные соски — распространённая проблема молодых мам.
Некоторые женщины даже отказываются от кормления грудью, если малыш постоянно кусается. Однако специалисты по грудному вскармливанию и педиатры объясняют, что не стоит сразу идти на такие радикальные меры. В первую очередь необходимо выяснить причину, почему ребёнок так сильно сдавливает дёсны, и постараться решить проблему. Во многих случаях это помогает, и дети перестают причинять боль матери.
Выделяют несколько факторов, которые влияют на такое поведение грудничка:
Видео: грудничок кусается в процессе кормления
Что же делать: как отучить кроху кусаться во время грудного вскармливания
Доктор Комаровский настаивает, что все дети кусаются, только одни начинают это делать раньше, другие немного позже. И если некоторым малышам достаточно сказать строгим голосом, и они поймут, что так делать нельзя, других придётся отучать довольно долго. Успех этого процесса и выбор вариантов решения проблемы зависит в первую очередь от того, почему кроха так и норовит посильнее сжать челюсти.
Ох уж эти зубки
С этим ничего не сделаешь — процесс прорезывания доставляет ребёнку немало неприятных ощущений. Но чтобы избежать болезненных укусов, стоит заменить материнскую грудь на специальные прорезыватели. Эти изделия продаются в аптеках или магазинах детских товаров и служат для облегчения роста молочных зубов.
Медики рекомендуют родителям перед самым кормлением дать младенцу грызунок, а только потом материнский сосок. Если в процессе мама чувствует, что кроха не ест, а просто хочет почесать дёсны, можно сделать паузу и предложить малышу прорезыватель, а затем снова прикладывать к груди.
Родителям стоит обращать внимание на многие детали при покупке грызунка. Эти изделия могут быть изготовлены из разного материала, предназначены для детей трёх месяцев, полугода и старше. Перед выбором нужно тщательно изучить информацию на упаковке, чтобы прорезыватель подходил ребёнку.
Прикладываем к груди правильно
Новорождённый младенец старается как можно быстрее начать сосать, а женщина не успевает, или не знает как, правильно вложить сосок в рот крохе. В неправильном положении малыш не только кусает грудь, но и значительно натирает нежную кожу. Из-за этого возникают трещины и ссадины, процесс кормления доставляет сильные болевые ощущения, а некоторые мамы вообще отказываются от ГВ, заменяя молоко на смесь из бутылочки.
Чтобы избежать таких проблем, ещё в роддоме необходимо попросить акушера-гинеколога или консультанта по грудному вскармливанию показать, как нужно давать грудь:
Силиконовые накладки на молочные железы
Некоторые женщины сталкиваются с другой проблемой — строение соска не позволяет младенцу правильно захватить его во время сосания. Не стоит паниковать и сразу отказываться от ГВ, хотя многие говорят, что с такой грудью просто невозможно выкормить ребёнка.
Специалисты советуют таким молодым мамам воспользоваться специальными накладками на молочные железы. Они выполнены из мягкого силикона и позволяют крохе правильно взять грудь и добывать молоко. Исходя из опыта женщин, некоторые пользовались этим приспособление несколько недель, другие — месяцев. Со временем соски вытягиваются, и от использования этих своеобразных помощников для кормления можно отказаться.
Ребёнок не хочет расставаться с грудью
Мама с самого начала должна дать понять малышу, что грудь — это не игрушка, поэтому часами держать младенца с соском во рту не нужно. Однако во избежание недовольства крохи специалисты рекомендуют следовать нескольким советам, чтобы кормление было комфортным и не доставляло неприятных ощущений ни женщине, ни ребёнку:
Детские психологи рекомендуют разговаривать с младенцем как со взрослым. Например, если малыш кусает маму, необходимо строгим голосом сказать, что это больно и так делать нельзя. Однако не стоит кричать и пугать ребёнка. В этом случае кроха может побояться брать грудь и совсем откажется от грудного вскармливания.
А если младенца что-то беспокоит
Если кроху что-то беспокоит, например, заложен носик, необходимо перед кормлением прочистить его от слизи, промыть с помощью физиологического раствора. В этой ситуации лучше всего прикладывать малыша в вертикальном положении, чтобы ему легче было дышать.
Иногда детям неудобно сосать в какой-то определённой позиции, поэтому нужно выбрать такую, которая подходит и маме и малышу. Например, если у женщины слишком сильный поток молока, следует расположить кроху так, чтобы он не захлёбывался.
Как действовать маме: освобождаем сосок
Что делать, если младенец прикусил сосок и не отпускает его? Консультанты по грудному вскармливанию советуют следовать нескольким простым правилам, чтобы ещё больше не травмировать молочную железу и не напугать ребёнка:
Врачи не устают повторять, что даже самые маленькие дети всё понимают, поэтому вам стоит чётко объяснить свою. Для этого дайте ребёнку понять, что если он и дальше будет продолжать кусать грудь, то просто останется без неё.
Как только малыш прикусит нежную кожу, нужно строго сказать «нет» или «нельзя». Если младенец игнорирует ваши слова, заберите грудь и положите карапуза в кроватку. Оставшись сам, он начинает плакать. Женщина может подойти и снова начать его кормить. Если кроха продолжит кусаться — снова прекратите кормление. Через некоторое время дети привыкают и понимают, что укусы совсем не нравятся мамам.
Видео: малыш кусает грудь: что же делать
Срочная помощь: как ухаживать за травмированными сосками
Ранки на сосках — это не только больно, но и опасно. В них может попасть инфекция и начаться абсцесс — нагноение. Чтобы этого не произошло, акушеры-гинекологи рекомендуют ухаживать за нежной кожей:
Галерея: препараты, которые можно использовать для заживления ран на сосках
Из опыта мам
А у меня вот так было: сначала мася сосёт, сосёт, а потом вдруг грызть начинает. Я сначала не понимала, в чём дело. Потом до меня дошло, когда молоко в груди заканчивается, малыш начинает воспринимать грудь как соску-пустышку. Для меня это был сигнал: пора отнимать!
MaryLuchik
http://www.babyplan.ru/forums/topic/19954-rebenok-kusaet-grud-pri-kormlenii/
Мой кусал несколько раз при кормлении ещё когда зубов не было челюстями. Я сразу вынимала грудь и откладывала в кроватку, оставляла одного минут на 5. Малой возмущался, но понял, что маму кусать нельзя. Больше так не делает, грудь могу сейчас как угодно давать — он хоть стоя может сосать — подбежать соснуть и убежать.
Pirenei
http://www.babyplan.ru/forums/topic/19954-rebenok-kusaet-grud-pri-kormlenii/
Ну, я тоже сразу пресекла это дело, сердито посмотрев, убрала грудь, и на слёзы ответила что ай-ай-ай, будет повторяться, не дам. Но не поняла, пришлось в след. раз по губам постучать слегонца. Обида была такая, что сама не хотела сосать, но перестала кусаться. Обида прошла, и покушала.
SvetlanaBez
http://www.babyplan.ru/forums/topic/19954-rebenok-kusaet-grud-pri-kormlenii/
Я, например, маслом Мама комфорт пользуюсь. Дочка тоже кусается — а у нас уже зубы. Да и когда просто висела на груди — болело всё. Этим только и спасаюсь. Как больно — мажу.
Надежда
https://www.babyblog.ru/user/Alisha01/1214175
Меня когда кусал, я строго ему пальчиком говорила нельзя… Через несколько дней перестал.
Диля
https://www.babyblog.ru/user/Alisha01/1214175
Основная задача мамы — наладить процесс грудного вскармливания, который иногда омрачается частыми покусываниями сосков. Нужно отучать младенца от этой привычки и правильно ухаживать за чувствительной кожей груди. Не стоит оставлять без внимания укусы, ведь с появлением у крохи зубов они могут доставить значительные проблемы: в прокушенный сосок легко попадает инфекция. Поэтому медики рекомендуют с самого раннего возраста объяснять ребёнку, что такое поведение недопустимо.
Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании
Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.
Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].
После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].
Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.
Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.
Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].
Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.
Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.
Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком
Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.
Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].
Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.
К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.
В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.
Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.
Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании
Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.
Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутриутробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.
Литература
М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук
НИИ питания РАМН, Москва