что делать если ребенок кидается игрушками в людей
8 советов, как отучить ребенка бросать вещи, предметы и еду
Что делать, если ребенок дорос до кризиса 2 лет, часто выходит из себя, «психует», начинает бросать вещи, предметы и еду. Как отучить его от этой привычки? Читайте на UAUA.info.
Бросать вещи, предметы и еду — новый и приятный навык для многих детей в возрасте от 1.5 до лет. Чтобы разжать пальцы и выпустить предмет, нужно задействовать мелкую моторику пальцев, а также потребуется координация движения глаз и рук, чтобы не просто выронить предмет, а бросить его. Не удивительно, что ваш малыш хочет практиковать это захватывающее мастерство! Но также понятно и ваше желание отучить ребенка бросаться вещами.
Конечно, вас сводят с ума летающие по кухне спагетти или пустышка, которая приземляется на тротуар. Но вот для ребенка это все сплошное удовольствие.
Что вы можете сделать, чтобы отучить ребенка бросать вещи предметы и еду
Покажите ребенку, какие вещи или предметы можно бросать
Идея в том, чтобы дать понять, что бросаться вещами можно, но только определенными вещами в определенное время в определенных местах. Если ребенок кидается неподходящим, скажем, ботинком, спокойно заберите предмет и скажите, что обувь бросать нельзя, а мячик — можно.
Останавливайте агрессивное разбрасывание предметов
Главное, должен длиться до минуты (есть негласное правило, сколько лет — столько минут), чтобы ребенок не забыл, почему его остановили и оторвали от того, чем он занимался.
Если вы замечаете, что ребенок начинается бросаться предметами в других детей злости, когда «психует», объясните, что нужно все свои переживание выражать словами.
Это нормально, если ребенок по вашему тону определяет, или вы расстроены его поведением, но не позволяйте гневу брать верх. Старайтесь не кричать на ребенка, и никогда не бить его — даже по руке — чтобы отучить от бросания вещами.
Если малыш и дальше продолжает бросаться и делать больно, а вы уже попытались отучить его, вам ничего не остается, кроме как следить за тем, что попадает к нему в руки.
Прикрепите игрушки к поручню в коляске, чтобы ребенок не мог ими бросаться
Если ребенок едет в коляске или в детском кресле в машине, прицепите несколько игрушек так, чтобы он мог к ним легко дотянуться(аккуратно привязывайте игрушки на веревочки или резинки, не оставляя длинных концов, в целях безопасности).
Ребенок быстро обнаружит, что кроме того, чтобы кидаться игрушками, их еще можно подтягивать к себе обратно. Удвойте веселье для малыша — упростите работу для себя.
Убирайте в комнате вместе с ребенком
Не просите малыша собрать все, что он разбросал. Для такого возраста это задание слишком сложное. Станьте на коленки и вместе быстро и дружно сделайте всю работу, приговаривая « посмотрим, как быстро мы соберем все кубики» или « мне найти желтые конфетки M&M».
Подавайте хороший пример ребенку
Не нужно пренебрегать такими вещами, как просто отбрасывание подушки на диван в качестве примера для малыша. На таких предметах вы как раз таки можете научить ребенка, чем можно бросаться, а чем — нет. В следующий раз, когда он снова бросит «не по списку», пройдитесь по дому и вместе бросьте носки в корзину, салфетки в мусорное ведро, а игрушки в ящик для игрушек.
Сидите рядом, пока ребенок ест
Этот период довольно «грязный» по части приема пищи. Но научить ребенка не бросаться едой, можно только сидя рядом, и мягко, но строго давай понять, что не стоит так делать каждый раз, как ребенок замахивается на бросок. Лучше вовремя схватить руку или тарелку, чем потом ползать под столом, в собирая обед по крошкам.
Кроме того, сидя рядом, вы убедитесь, что ребенок хорошо пережевывает пищу, а не просто глотает ее кусками.
Если ребенок бросается едой, используйте детскую небьющуюся посуду
Не ставьте на стол свой лучший фарфор, если малышу пришло время покушать. Купите набор детской небьющейся посуды со стаканами с трубочками, которые можно прикрепить к столику или к детскому стульчику. Помните, что, это возможно убережет вас от разбросанной посуды, но не остановит ребенка от попыток оторвать «прилипшую» тарелку или стакан от стола.
Если ребенок бросается едой, кормите его маленькими порциями
Если ставить перед малышом маленькие порции и не докладывать добавку, пока он не доест содержимое тарелки, то и меньше еды он сможет выбросить.
Не нужно заставлять ребенка доедать все до конца. Большинство детей не бросаются едой, пока они не наелись, и им не стало скучно. Поэтому, неважно, сколько ребенок съел, если вы видите, что он потерял интерес к еде, забирайте тарелку у него носа.
Если все же осталось у ребенка в руках, случайно или нарочно, постарайтесь не перенапрягаться этого: все мы иногда роняем, поэтому кусок хлеба или сыра на полу — не так уж и страшно.
Теперь вы знаете, что делать, если ребенок ведет себя как маленький поросенок. И Как отучить ребенка бросаться вещами, предметами или едой.
Зачем ваш малыш бросается игрушками, и как реагировать? Разбираемся с психологом и «бывалыми» мамами
Такое письмо пришло от читательницы на прошлой неделе. Давайте разбираться.
Как было у нас
Рассказывает Екатерина Новицкая, ведущая рубрики «Мама в декрете»:
– Судя по детям моего ближайшего окружения, в той или иной степени такое поведение свойственно практически всем малышам. Лично мне кажется, нужно для начала правильно выстроить свою реакцию и не впадать в эмоции. Сама я сперва пробую объяснять: вещь может разбиться, сломаться, мама расстроится и будет плакать. Если сын не прекратит, придётся эту вещь забрать, совсем. Не знаю, насколько это педагогично, но я в самых критических ситуациях спрашиваю, хочет ли он, чтобы эту вещь мы отдали кому-то другому, кто будет хорошо с ней обращаться. Обычно ответ – категорическое «нет!».
Иногда сочиняю на ходу похожую историю и эмоционально рассказываю, что, например, вещь так расстроилась из-за того, что её обижали, что в один прекрасный момент убежала из дома. Потом напоминаю эту историю при случае, и в конце концов ребёнок начинает сам про это вспоминать в похожих ситуациях – в нашем случае это довольно действенный метод. Частенько предлагаю чаду и альтернативу: «Очень хочешь что-то бросить? Бери мягкие игрушки, лёгкие мячики и бросай изо всех сил, сколько хочется. А это бросать нельзя, ни в коем случае».
Но даже все это не гарантирует 100% результат. В любом случае, шлепать и повышать голос, наверное, все-таки не стоит. Самое главное, выбрать какую-то понятную ребенку линию поведения и не отступать, а спокойно и последовательно ее придерживаться. Ну, и на мой взгляд, все члены семьи должны действовать сообща.
А как правильно?
А вот что по этому поводу думает бобруйский практикующий семейный и детский психолог Светлана Глагола:
– Если расспросить знакомых, то окажется, что все дети начинают разбрасывать игрушки примерно в одном возрасте – около года. Это очень интересный феномен и заключается он в том, что разбрасывание предметов для ребенка – это способ развития мышления.
Когда взрослый собирается бросить что-то, он точно знает, что произойдет дальше. Более того, заранее известно, что стеклянные предметы могут разбиться, мяч покатится, а погремушка будет шуметь. Наших знаний, опыта, развитого мышления достаточно для точного прогноза.
У ребенка такого рода знаний нет. Малыш довольно долго исследует этот процесс, пока не придет к пониманию того, что причиной происходящего шума является он сам. Таким образом формируется «Я» ребенка.
Что делать родителям?
Набраться терпения и поддержать своего ребенка на пути познания. Со временем он перестанет кидать игрушки и вещи сам по себе.
Общие советы для родителей ребёнка в этот период:
• Будьте внимательны к потребностям ребёнка.
• Убирайте запрещённые для него предметы. Можно переключить внимание ребенка на что-то другое: воду в ванной, музыку.
• Постарайтесь нечасто использовать слово «нельзя», иначе ребёнок перестанет на него реагировать. Для угрожающих жизни ситуаций и предметов можно использовать слово «опасно».
• Помните, что даже в этом возрасте ребенок должен знать, что ему можно, а что делать недопустимо. Избегайте «исключений из правил».
• Поощряйте желание ребенка делать все самому. Можно предоставить малышу личное пространство (например, коробку для игрушек).
• Если вам нужно уйти из дома, следует предупредить ребенка и сказать, когда вернетесь, но не в часах, а в привычных для него ритуалах (например: вернусь, когда ты днем поспишь).
• Обучайте своего ребёнка. Показывайте, как пользоваться разными предметами. Старайтесь раскрывать их свойства.
• Обогащайте сенсорный опыт ребёнка: дайте ему потрогать разные поверхности, понюхать разные запахи, послушать разные звуки.
Советы бывалых мам
Вот, что отвечали бобруйские мамы на вопрос, бросаются ли их дети игрушками и другими предметами.
Юлия, сыну 2 года:
– Да, бросается. Чаще объясняю, что так нельзя и что можно вещь сломать. Понимает и начинает «жалеться».
Наталья, сын-дошкольник:
– Мой бросался, причём ему было не важно, чем и как. Отучился, как в сад пошёл, спустя пару недель.
Ксения, сыну два с половиной года:
– Бросаем тоже всем и во все. Знает, что так нельзя делать. Когда я спрашиваю, зачем, отвечает, что ему так захотелось. Надеюсь, скоро этот этап перерастем.
Судя по ответам полудюжины опрошенных родительниц, возраст начала этого периода варьирует у детей примерно от девяти месяцев до двух с небольшим лет. По их мнению, общую идею, которую нужно донести до ребёнка, можно обозначить так: бросать можно, но только определённые предметы в определённое время в определённом месте. Как этого добиться?
Ниже – несколько рекомендаций.
Необходимо продемонстрировать ребёнку альтернативу: что можно и даже нужно бросать – скажем, мячик в стену, или бумажки в мусорное ведро, или грязные носочки в стиральную машину, или мягкие игрушки в корзину, или, наконец, камешки и листья в лужу.
Следует, когда возможно, избегать реакции на разбрасывание, особенно бурной – ребёнок может воспринять это как безотказный способ привлечения внимания и повторять при случае.
Ни в коем случае не кричать и не шлепать ребёнка, даже по руке. Объяснять, убедившись, что малыш слушает. И повторять многократно, если требуется.
Если чадо чем-то бросается в других людей, в обязательном порядке нужно остановить, чётко объяснить, что это больно и повторять это при каждой попытке. Если ребёнок проявляет агрессию, нужно решительно устроить перерыв на 1-3 минуты, например, отвести в сторонку, чтобы он чётко понимал, за какой проступок игры прекращаются.
Нужно вместе убираться, складывать вещи на место, не делая этого за ребёнка – пусть он непременно (по возрасту) помогает.
Если ребёнок бросается едой, следует сидеть рядом и контролировать процесс, приобрести небьющуюся посуду и не класть сразу много еды – чаще дети начинают бросать еду, когда уже насытились.
И все мамы были единодушны в одном: ценные, хрупкие и опасные предметы нужно убрать подальше и ни на минуту не терять бдительности.
Ребёнок кусается, дерется, щипается, бросается игрушками
Рекомендую показать сына неврологу. В основе агрессивного поведения и расторможенности могут лежать органические, неврологические нарушения, которые достаточно мягко и эффективно компенсируются приёмом хорошо подобранных лекарств.
Желательно найти специалиста по отзывам, чтобы не попасться на гипердиагностику и лечение того, чего у ребёнка нет.
Вероятно, у вашего ребёнка есть какие-то внутренние особенности, способствующие такому поведению. Это не обязательно заболевания. Возможно, так выражается специфическая работа нервной системы. Мозг ребёнка развивается неравномерно. Часто огромное количество энергии сосуществует с замедленным формированием лобных долей, отвечающих за самоконтроль. И в таком случае мы получаем картину лёгкого «бешенства» с невозможностью себя остановить.
Это не значит, что ваш сын болен. Но возможно ему понадобится коррекция специалиста. Удалённая консультация в вашем случае, учитывая, что вы уже пробовали многие техники, мало что даст, кроме как сориентирует в дальнейших действиях.
Вы совершенно правильно делаете, останавливая руку ребёнка, смотря ему в глаза и говоря, что маму бить нельзя. Также тактика с отнимаем игрушек, которые полетят в вашу сторону, тоже верна.
Кроме этого, попробуйте озвучивать чувства сына в момент, когда он выходит из себя. Говорите «вижу, как ты злишься, что не получилось…», «мне кажется, что ты расстроен из-за …, это так?».
Попробуйте в тяжёлые моменты не сильно хватать ребёнка за руку (скорее останавливать её, что вы уже делаете) и говорить, громко и уверенно, без страха за себя и за то, что происходит с мальчиком: «Стоп, я вижу, как ты зол, ты очень сильный, наверняка, если топнешь, получится очень громко, как у великана!».
Если ребёнок не слышит и никакие слова не действуют, можно использовать 2 тактики. Они противоположны, но каждый малыш специфичен, одному подходит одно, другому – другое.
1. Образование замка. Хватайте ребёнка так, чтобы ему нужны было вырваться. При этом себя необходимо обезопасить: захватить сзади, сесть на пол, дать минимум возможностей для кулаков. Но максимум – для освобождения из ваших пут, а значит – применения силы и снятия напряжения.
2. Подключение к поведению. Эмоции у вашего ребёнка пока неуправляемы и больше схожи с аффектом. В спокойном состоянии он может даже жалеть о содеянном и просить прощения. Но вот когда накрывает, всё летит из головы. Можно придумать какую-то специальную подушку, чтобы бить её в тяжёлые моменты. Кричать какое-то слово, которое будет означать боль. Т.е. найти вместе выход для агрессии, желательно заранее, в спокойном состоянии. А для этого важно, чтобы вы озвучивали сыну его эмоции, чтобы он понимал, что вообще с ним происходит. Потому что без таких знаний о себе внутри это ощущается как волна жара и желание крушить. Вспомните себя в моменты самых страшных ссор, когда уже невозможно что-то проконтролировать. Вот с ребёнком так же, только в это состояние он попадает гораздо легче. В силу возраста и особенностей нервных процессов.
Ваше понимание и озвучивание состояния ребёнка помогает ему пережить фрустрацию. Внутри это чувствуется им как «что бы ни было, мама рядом». В будущем такое поддерживающее участие переходит внутрь ребёнка и становится его собственным умением, помогая переживать стресс.
Но никакая ваша поддержка не отменяет банальной защиты себя. И здесь хороши практически все средства, кроме физического насилия и отвержения. Вероятно, ребёнку самому в такие моменты плохо. Если вы будете отворачиваться, это лишь усугубит проблему.
Для улучшения навыков самоконтроля хорошо работают игры со словом «стоп», их можно найти в интернете в огромном количестве. Также помогают раскраски.
Вы можете попросить ребёнка или помочь ему, если пока сложно, нарисовать злючку внутри него. Прям как он хочет. Там могут быть и шипы, и чернота, и кровь, в общем, всё, что может внушить вам страх, но на самом деле будет очень полезным для мальчика. Попросите рассказать об этом существе, дайте ему звонкое имя, спросите, что оно хочет. Можно попробовать вместе его задобрить: нарисовать солнечный лучик и как оно нежится под ним, отразить, как оно купается и превращается из колючего монстра в мокрого и смешного недотёпу.
Всё это делается только в спокойном состоянии.
Давайте ребёнку больше тактильного контакта. Чаще обнимайте, гладьте по спине. Кладите одну руку между лопатками, а вторую на солнечное сплетение и рассказывайте, как любите и как он дорог.
Введите перед сном ритуал успокаивающего массажа. Прикосновения должны быть приятны ребёнка, ориентируйтесь на его реакцию. Обязательно попробуйте не просто поглаживания: двумя руками, аккуратно, не сильно, но твёрдо, сжимайте попеременно каждый участок тела. Сначала голову и шею, после плечи-руки-ладони, потом спинку, потом ноги-ступни.
Почему дети кидают игрушки на пол
Сначала родителей умиляет, когда их малыш после знакомства с игрушкой швыряет ее на пол. Но когда это повторяется неоднократно, такое поведение начинает злить и вызывает недоумение. Мамы с раздражением поднимают мишку или погремушку, но те тут же летят обратно. Дома эта проблема не кажется такой уж серьезной, но после прогулки приходится мыть и дезинфицировать все игрушки. Почему же малыши так поступают?
Причины, по которым ребенок разбрасывается игрушками
Обычно такое поведение характерно для деток 7-8 месяцев. После года малыши редко кидаются своими игрушками. К 7 месяцам ребенок пробует себя в новой роли. Он понимает, что ему необходимо что-то сделать, но пока нет осознания, какие именно действия он может совершить.
Родители вручают малышу новые игрушки, и он с радостью кидает их на пол или на землю. Маленький человек изучает, как сжимаются и разжимаются пальчики, как летит предмет вниз – это сложные действия для малыша, и он с радостью знакомится с чем-то новым.
Разбрасывание предметов – новый способ познать мир, поэтому родителям нужно набраться терпения и немного подождать. После года ребенок переходит на новый этап развития, и игрушки он кидать, скорее всего, уже не будет.
Обратите внимание, как внимательно следить маленький открыватель за предметом, когда тот летит вниз. Игрушка может упасть с громким звуком или покатиться, а мама будет реагировать по-разному. Она может поднять игрушку и снова дать в ручки, может что-то возмущенно сказать или убрать предмет в коробку. При этом малыш испытывает целый спектр эмоций и познает окружающий мир. Ребенок часто начинает нервничать, когда его исследования прекращает кто-то из взрослых.
Что делать родителям
Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в ручках у сына или дочери не оказались опасные предметы или те вещи, которые легко бьются: кружка, пульт от телевизора, мобильный телефон, и т.д.
Ни в коем случае ребенка нельзя ругать, если он разбрасывает игрушки по полу. Но всегда проговаривайте вслух, что мама сейчас потратит время на то, чтобы собрать все предметы, вместо того, чтобы поиграть с малышом.
«Мячик интересней бросать на улице или в детской, а не в кухне, где что-то может разбиться», – постоянно объясняйте малышу, как лучше поступить.
Вам может показаться, что он еще маленький и не понимает смысл слов. На самом деле, кроха впитывает всю информацию, чтобы впоследствии ею воспользоваться.
Когда малыш станет немного постарше, устройте игру, в которой можно кидаться предметами, но только с пользой. Например, грязные носочки можно бросать в корзину для белья, а подушки – на диван. Своими руками можно сделать простую развивающую игру. Возьмите листочки бумаги или фольги, вместе с малышом сомните их, чтобы получились комочки. Теперь можно забрасывать самодельные мячики в ведерко или тазик.
Как можно раньше начните приучать малыша к уборке игрушек. Если кроха только учится ходить, устройте ему полезную гимнастику: малыш одной ручкой держится за опору, наклоняется, поднимает игрушку и отдает маме. Такая игра наверняка понравится ребенку!
Постоянно хвалите малыша каждый раз, когда он сам поднял игрушку. Вам придется набраться терпения и постоянно повторять одно и то же, но в результате ребенок усвоит, что за собой нужно убирать.
«Когда Костику исполнилось 8 месяцев, он вдруг начал разбрасывать свои игрушки. Это могло продолжаться бесконечно, и весь день мы с мужем ползали по полу, чтобы все собрать. На улице история повторялась: из коляски летело все, что оказывалось в руках сына. К году Костик стал меньше разбрасываться игрушками, а спустя несколько месяцев уже с удовольствием сидел и играл со своими машинками и фигурками. Главное – перетерпеть этот период, и ругать малыша точно не стоит. Для него кидание – это игра, и родители должны поддержать ребенка, а не набрасываться с криками».
«Моя Злата с рождения была хулиганкой. В 8 месяцев она разбила наши с мужем телефоны, кучу посуды, хрустальную конфетницу, постоянно разливала воду, скидывала тарелку с кашей, на пол лился компот. Конечно, мы сами виноваты, что в руках у проказницы оказывались ценные вещи. Телефон я забыла на полу, отвлеклась на кухне, а когда пришла, экран был уже разбит. Самое сложное – сдержать свои эмоции и осознать, что в этом виновата только я, а не маленькая девочка, которая таким образом познает окружающий мир. Сейчас Злата такая же бандитка, но ее энергию направляем в нужное русло. Конечно, вещи она не кидает, зато занимается гимнастикой, играет в подвижные игры, постоянно бегает. С ее пути убрали все бьющиеся предметы и постелили ковры, чтобы падения были не такими болезненными».
Детям нужно помогать изучать окружающий мир, для чего родители должны создать все условия. Дайте в руки маленького человека ненужный пульт от телевизора, мягкую игрушку, которая точно не разобьется при падении, игрушечные музыкальные инструменты. Ребенок открывает для себя мир новых эмоций и впечатлений, и за это его уж точно не нужно ругать.
Ребенок кусается, не делится игрушками и кидается песком: что делать?
Мама и ребенок 3 лет: поведение в песочнице. Как разрешать конфликты
Наталья Барложецкая педагог-психолог, телеведущая, автор книг для родителей
Если в возрасте одного-двух лет ваш малыш мог прийти в песочницу, увидеть других детей, развернуться и пойти играть в другое место, то трехлетний ребенок уже из этой песочницы никуда не уйдет. Даже если он еще не научился играть вместе с другими детьми, ему будет интересно находиться рядом, смотреть на них со стороны и постепенно включаться в совместную деятельность. Как помочь ему научиться общаться? Рассказывает психолог Наталья Барложецкая.
Как научить ребенка делиться игрушками
Ребенок трех лет может играть одновременно с двумя-тремя предметами. Поэтому, приходя в песочницу, доставайте ему из вашего прогулочного пакета не больше трех игрушек. Не исключено, что кто-то из детей заинтересуется вашими игрушками и тоже захочет поиграть с ними. Тут могут возникнуть проблемы.
Если ваш малыш не склонен делиться игрушками, предложите ему собрать два пакета для песочницы: в одном — игрушки, которые можно дать поиграть другим детям, в другом — то, чем он играет сам. В каждом пакете по семь предметов. Смысл в том, что в песочнице, где есть другие дети, можно пользоваться только теми игрушками, которые вы отобрали, чтобы делиться. А если ребенок хочет поиграть неприкосновенным содержимым другого пакета, тогда вы идете в такое место, где никого нет.
Итак, вы приходите на детскую площадку и напоминаете: «Помнишь, о чем мы договорились? Либо ты делишься, либо мы идем играть в другое место». Так как ребенку обычно хочется играть с другими, он достает тот пакет, игрушками из которого будет делиться.
Разумеется, это не решит раз и навсегда всех проблем в песочнице. Если у вашего малыша кто-то пытается отобрать игрушку, а он упирается и кричит: «Нет, это мое!», вам надо подключиться. Ни в коем случае не забирайте игрушку у своего ребенка! Поищите компромисс, попытайтесь договориться с другим малышом. Отвлеките его, поиграйте с ним какой-нибудь другой игрушкой, на какое-то время оставив своего кроху в одиночестве.
В конце концов ваш ребенок должен понять правило: либо я делюсь и становлюсь участником общей игры, либо я не делюсь и остаюсь один. Причем понять это он должен не из ваших обличительных нотаций, а исключительно из личного опыта. Не ругайте своего малыша, не называйте жадиной. Ничего страшного не происходит.
Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры или для другого близкого человека. А вот мотив сделать что-то сообща с другими пока отсутствует. Поэтому в песочнице он строит собственную башенку, в которой будет жить его собственный пожарный или принцесса. Разрешить поиграть с этой башенкой кому-то другому он пока не готов.
Но он с удовольствием построит башенку для вас. И если вы хотите вовлечь его в общую игру, можете сказать: «А давай мы сделаем дорогу, которая будет вести к моей башенке, и все остальные ребята тоже смогут по ней ездить». На это трехлетка, скорее всего, согласится. Через вас он готов впустить в свою деятельность других детей. Очень хороший прием.
Как разрешать конфликты в песочнице
Три-четыре года — возраст бесконечных конфликтов: «Он кидается песком!», «Он кусается!», «Это мое, не ломай!», «Отдай!» и т.д. Как реагировать взрослому, зависит от конкретной ситуации.
Итак: «Он кидается песком!». Конечно же, хочется сразу подойти к тому, кто кидается, и сказать: «Мы здесь не кидаемся песком». Стоп. Давайте теперь представим, как будут развиваться события. Не исключено, что вы тут же услышите: «Лучше за своим следите, а со своим я как-нибудь сама разберусь». — «Как же, разберетесь! Он песком кидается, а вы молчите».
Конфликты взрослых в песочнице — очень частое явление. И это вполне объяснимо. Во-первых, родители сконцентрированы на своих детях и очень болезненно воспринимают любые замечания в их адрес. Во-вторых, с ребенком чаще всего гуляет мама или бабушка, а когда женщина целыми днями находится дома, в замкнутом пространстве, один на один с ребенком, уровень адекватности социального реагирования снижается.
В-третьих, молодой маме действительно приходится все время бороться: в поликлинике — за очередь, на молочной кухне — за детское питание, дома — за возможность отдохнуть или, например, встретиться со своими подругами. Она все время во взвинченном состоянии, и это, конечно, только подогревает конфликты.
Если вы посмотрите на форумы мам в интернете, то заметите, что чаще всего конфликты вспыхивают именно между родителями детей от трех до пяти лет. Такое впечатление, что мама в этот период лишается всех своих навыков коммуникации и вместе со своим ребенком начинает в этой песочнице отвоевывать место под солнцем.
И это совершенно неправильно, потому что чаще всего такие бои выигрывают самые громкие и самые наглые. Все, чему научится ребенок, наблюдающий за таким конфликтом: чем громче я ору, чем дольше я настаиваю, тем у меня больше прав и тем больше меня слушаются.
А потом такой наглый, настаивающий на своем ребенок оказывается в школе, без мамы и папы. И тут он получает от своих сверстников все то, от чего раньше его уберегали родители. Можно попасть в очень нехорошие ситуации, если вовремя не научиться цивилизованному урегулированию споров.
Итак, возвращаемся к описанной ситуации. Кто-то стал сыпать песок специально в лицо вашему ребенку. Ваши действия — подходите к своему ребенку (не к тому, кто это сделал) и говорите: «Наверное, не очень приятно играть с человеком, который так делает. Не играй с ним больше».
Так вы лишаете того ребенка компаньона по играм. Скорее всего, он будет разочарован, ведь ему хочется играть. Далее вы предлагаете своему ребенку какую-то интересную игру, к которой тому, другому, очень хочется присоединиться.
Лично я со своими детьми часто именно так выходила из сложных ситуаций на площадке. Я говорила своему сыну: «Давай мы будем строить метро в песочнице. Для этого нужно прокопать глубокий туннель».
«Обидчику», как правило, хочется присоединиться к такому интересному занятию. Он еще слишком маленький, чтобы спрашивать: «Можно я буду вместе с вами?». Он просто подходит и тоже начинает копать. Тогда вы говорите: «Ты больше не будешь бросаться песком, и мы будем играть. Хорошо?» — «Да, мы будем играть».
В итоге вы, во-первых, научили своего ребенка правильному способу выхода из конфликта, во-вторых, научили чужого ребенка не бояться вашего, подходить и контактировать, но на ваших условиях. В-третьих, что немаловажно, у вас не возникло конфликта с мамой «обидчика». Даже если она услышит ваше замечание, у нее не будет поводов для недовольства. Вы были корректны и позитивны, любая мама будет только благодарна за столь умелое вмешательство.
Что делать, если ребенок кусается
Если в годик ребенок кусает, чтобы увидеть реакцию мамы, в два года — от избытка эмоций, то трехлетка кусается, чтобы причинить боль. Он понимает, что этим способом может добиться своего.
Очень сложно спокойно реагировать, если твоего ребенка укусили. И все-таки постарайтесь вести себя так же, как и в случае, когда бросаются песком. Это будет самая правильная тактика.
А что же делать, если ваш ребенок и есть кусака?
Во-первых, если хоть раз такое происходило, то, выходя на улицу в следующий раз, заранее оговорите: «Ты никого не будешь кусать. Если вдруг такое произойдет, я извинюсь за тебя перед малышом, перед его мамой, и мы сразу уйдем с площадки».
Во-вторых, возьмите с собой на прогулку сок, порезанное дольками яблоко. Если малыш периодически будет к вам подбегать и делать несколько глотков сока, откусывать яблочко, ему не будет так хотеться кого-нибудь укусить.
Внимательно наблюдайте за крохой в тот момент, когда он играет с другими детишками. Будьте рядом! Если вы видите, что ваш малыш собирается кого-то укусить, подойдите, обнимите и закройте ему ладонью рот: «Тшш! Спокойно! Спокойно!». Импульс пройдет, и кусаться больше не захочется.
Если же это все-таки произошло, сразу подойдите к пострадавшему и попросите прощения у него и у его родителей. Затем уведите своего ребенка с площадки — домой или в другое место, где он будет гулять один. Возможно, ему захочется остаться на площадке, он станет плакать и сопротивляться. Оставайтесь непреклонны, иначе эти инциденты будут повторяться снова и снова.
Ну и самое главное — дома, когда вы пришли, сразу, не откладывая, поговорите с малышом: «Давай подумаем. Когда человек кусается, с ним хотят играть? Не хотят. Ты хочешь играть один? Давай мы несколько дней погуляем одни. А если ты хочешь играть с ребятами, то кусаться нельзя. Я понимаю, что иногда хочется. Я тебе буду помогать сдерживаться. Давай у нас будет секретное движение. Если я прикрываю себе рот ладошкой — это секретное движение».
А может быть, «секретным движением» станет хлопанье в ладоши или у вас появится «секретное» слово. В общем, придумайте вместе с ребенком какой-то пароль, который поможет ему вовремя останавливаться.
Тихая беседа с глазу на глаз необходима. Ребенок должен понимать, что он не только совершил плохой поступок и его наказали за это лишением чего-то — прогулки, например. Он должен видеть, что из этой ситуации есть выход и родители готовы ему помочь.
Ни в коем случае нельзя в качестве воспитательной меры кусать ребенка. Некоторые мамы мне с гордостью говорили: «Я его укусила сама, чтобы он понял, как это больно. Он сразу перестал кусаться». Давайте подумаем, какой опыт в результате получил ребенок.
Да, он понял, что кусаться больно. Но самое главное — его укусил не другой ребенок, а родная мама, которая просто по определению не может, не должна причинять боль! И вот вы делаете ему больно, обманываете его доверие. А базовое доверие вашего ребенка к миру строится на доверии к вам. Нельзя доверять маме — нельзя доверять миру.
Кстати, базовое доверие теряется и в том случае, если вы наказываете ремнем, если даете подзатыльники. Когда мы применяем физическое наказание, ребенок теряет уверенность в себе, доверие к миру, к тому, что он безопасен.
Ну и конечно, нельзя лишать своей любви. Скажите малышу: «Я тебя очень люблю, но то, что ты кусаешься, мне не нравится. Давай мы объявим войну кусанию и вместе будем с ним бороться».