что делать если ребенок хочет какать и не может
Что такое запор у ребёнка? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Данилейченко Н. А., гастроэнтеролога со стажем в 32 года.
Определение болезни. Причины заболевания
Всё чаще причиной обращения за помощью к детскому гастроэнтерологу становятся жалобы на задержку стула у детей.
Запор (копростаз) — это нарушение очищающей функции кишечника, при котором увеличиваются интервалы между актами дефекации, изменяется консистенция стула, возникает систематически неполное опорожнение кишечника.
У здорового малыша частота дефекаций может быть разнообразной. Она зависит от возраста малыша, качества питания, количества выпитой воды и других моментов. К примеру, у детишек на первых месяцах жизни, которые питаются только грудным молоком, частота дефекаций составляет от 1 до 6-7 раз в день. С введением прикормов частота дефекаций снижается, стул становится более густым. При искусственном вскармливании стул реже, чем при грудном. Если анализировать детей более старшего возраста, то норма частоты их стула может варьироваться от 3 раз в день до 3 раз в неделю.
Беспокоит то обстоятельство, что родители зачастую поздно начинают бить тревогу — ребёнок чувствует себя хорошо, играет, кушает, терпит. [3] [4] И если маленькие дети всё же находятся под контролем, то подростки часто могут стесняться рассказать о нарушении стула. [2] Зачастую это выясняется на приёме у гастроэнтеролога по поводу другой проблемы.
Причины запоров:
Симптомы запора у ребёнка
Частота дефекаций у детей разного возраста
Количество дефекаций в грудном возрасте зависит от вида вскармливания. На грудном вскармливании в первые месяцы жизни дефекация происходит 2-3 раза в сутки, на искусственном — 1-2 раза. После шестимесячного возраста — 1-2 раза в день, после 4-5 лет — один раз в день. Несмотря на вариабельность частоты стула у детей раннего возраста, отсутствие стула более суток должно насторожить родителей. При этом нужно учитывать, что стул один раз в 2-3 дня, если он мягкий и безболезненный, может быть вариантом нормы.
Запор может выражаться как кишечными проявлениями, так и общеклиническими симптомами.
Местная симптоматика проявляется снижением частоты стула, неполным опорожнением кишечника, уплотнённым «фрагментированным» стулом. [7] [8] [10] Эти нарушения зачастую сопровождаются болью при дефекации и недержанием кала. Если у детей первых месяцев жизни в норме кашицеобразные каловые массы, которые после введения прикормов превращаются из кашицеобразных в оформленные, то при задержке стул уплотняется до «овечьего»стула.
При копростазе появляются разлитые боли в животе разной локализации, проходящие после опорожнения кишечника, вздутие, беспокойство и боль при дефекации.
Общеклинические проявления характеризуются утомляемостью, снижением аппетита, головной болью, капризностью (каловая интоксикация). На кожных покровах могут появиться высыпания, гнойнички, акне.
При осмотре отмечается увеличение объёма живота из-за скопившихся газов, при пальпации обнаруживаются плотные каловые массы в сигмовидной и прямой кишке.
Задержка стула может сопровождать и другие патологии желудочно-кишечного тракта — гастродуодениты, холециститы, панкреатиты, функциональные нарушения гепатобилиарной системы.
Основываясь только на клинических данных, не всегда возможно установить механизм запоров: гипер- или гипотонический. Однако гипотонические запоры отличаются большей тяжестью и упорством, имеют прогрессирующий характер, могут сопровождаться каломазанием и образованием каловых камней.
Патогенез запора у ребёнка
При длительном нахождении каловых масс в толстой кишке происходит повышенное всасывание их жидкой части и уплотнение, что приводит к повреждению слизистой и боли при дефекации. [8] [9] Это заставляет ребёнка принудительно сдерживать позыв к опорожнению.
По мере увеличения частоты запоров развивается нарушение микробиоты кишечника, что усиливает патологическое состояние. [7] [10]
Классификация и стадии развития запора у ребёнка
В данное время нет единой общепринятой классификации запоров.
По происхождению выделяют:
По времени возникновения различают:
Согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней десятого пересмотра), принято различать синдром раздражённой кишки и функциональные запоры разной этиологии. [2]
Кроме того, по типу нарушения двигательной функции запоры подразделяются на:
Функциональные запоры — более 90 % всех случаев запоров. [4] [6] [8] [9]
Очень важно различать запоры по степени компенсации:
Эта классификация по степени компенсации необходима врачу для определения тактики лечения или направления на консультацию к проктологу или хирургу. [1]
Осложнения запора у ребёнка
Длительная компрессия, которую оказывает кишечное содержимое при застое, может повлечь за собой растяжение и удлинение толстой кишки, нарушение кровоснабжения. Также у детей всё чаще возникают случаи геморроя, парапроктита, колита, хотя мы привыкли считать эти проблемы «взрослыми».
При частом натуживании может происходить выпадение прямой кишки.
Запоры провоцируют и усиливают дисбаланс микробиоты кишечника, что выражается в изменении соотношения полезной и условно патогенной микрофлоры и проявляется у ребёнка снижением иммунитета, признаками недостаточности микроэлементов и витаминов, вздутием живота и плохим запахом изо рта.
Каловый застой приводит к усилению всасывания токсинов и продуктов метаболизма микрофлоры. Об этом свидетельствуют признаки интоксикации: утомляемость, снижение аппетита, нарушение сна, кожные проявления.
Заболевания других органов желудочно-кишечного тракта, такие как рефлюкс-энтерит, стоматиты, желчекаменная болезнь, гастрит и другие, тоже могут возникнуть в результате стойких запоров.
Когда запор угрожает жизни пациента
Угрожающие признаки при запоре:
Диагностика запора у ребёнка
Когда нужно обратиться к врачу
Сбор анамнеза
При сборе анамнеза врач задаст следующие вопросы:
Физикальное обследование
Обследование проводится с целью выяснения причины и механизма развития запора, а также исключения врождённой или приобретённой органической патологии.
Начинается осмотр с пальцевого обследования. При этом определяется заполненность ампулы прямой кишки, состояние тонуса сфинктера, наличие анатомических повреждений (трещин, стеноза), наличие кровянистых выделений. При болезни Гиршпрунга тонус сфинктера повышен, при хронических запорах, каломазании — снижен.
Эндоскопическое обследование (колоноскопия, ректороманоскопия) выполняется с целью оценки состояния слизистой оболочки кишечника и исключения воспалительных процессов.
С помощью рентгенографии органов брюшной полости и ирригографии можно увидеть структурные и функциональные особенности кишечника. Если при гипертоническом запоре просвет кишки сужен, гаустры усилены, опорожнение нормальное, то при гипотоническом наблюдается расширение сигмовидной и прямой кишки, опорожнение сильно замедлено.
Нарушения аноректальной зоны у детей выявляются с помощью манометрии и сфинктерометрии.
В комплексном исследовании применяется УЗИ-диагностика состояния кишечника, гепатобилиарной системы, поджелудочной железы и желудка. Учитывая неврологическую природу запоров, необходима консультация невропатолога.
Дифференциальный диагноз
При постановке диагноза очень важно провести сравнительный анализ заболеваний и состояний, схожих по клинике с запором.
В первую очередь необходимо исключить заболевания, имеющие органическую патологию (болезнь Гиршпрунга или аганглиоз). При данном заболевании нарушена иннервация участка толстой кишки, что может быть врождённой или приобретённой патологией. Врождённый аганглиоз проявляется с первого года жизни, приобретённый может возникнуть после какого-либо инфекционного заболевания кишечника. Чем больше протяженность участка с нарушенной иннервацией, тем раньше и более тяжело протекает заболевание. При болезни Гиршпрунга консервативное лечение малоэффективно. Идёт прогрессирование запоров с образованием каловых камней, увеличением размеров живота, развитием колита. Лечение заболевания — оперативное.
Лечение запора у ребёнка
Увеличение двигательной активности
Основа лечения запоров — изменение образа жизни: прогулки, посещение спортивных мероприятий, активные игры на свежем воздухе. В особенности, это необходимо детям, длительно сидящим за компьютером или перед телевизором. Эти изменения должны стать привлекательной альтернативой их обыденному времяпрепровождению. [1] [7]
Диетические рекомендации
Увеличение объёма потребляемой жидкости
При лечении запоров важно контролировать водный режим. Вода необходима для формировании каловых масс и облегчения прохождения их по кишечнику. Если воды недостаточно, то кал становится более плотным. Пить жидкость лучше за полчаса до еды или через два часа после приёма пищи.
Препараты
При применении слабительных следует помнить о следующих правилах:
БОС-терапия заключается в обучении ребёнка сознательной регуляции тонуса мышц тазового дна.
К физиопроцедурам относятся электрофорез, СМТ (синусоидальные модулированные токи) и рефлексотерапия.
Что нельзя делать, когда у ребёнка запор
Когда у ребёнка запор, его нельзя ругать и заставлять насильно садиться на горшок. Нельзя давать некоторые продукты питания, тормозящие моторику кишечника: айву, грушу, хурму. Следует уменьшить количество мучной и мясной пищи.
Срочные меры
До обращения к врачу ребёнка можно дать слабительный препарат, поставить свечку или сделать микроклизму.
Как сделать ребёнку клизму
Очистительная клизма проводится для освобождения нижних отделов кишечника от каловых масс.
Техника выполнения клизмы не сложная, её можно сделать в домашних условиях. Но, желательно, чтобы в первый раз проведение процедуры контролировал медработник.
Обучение опорожнению кишечника
При нарушенном функционирования мышц тазового дна эффективным методом является БОС-терапия. Цель терапии — научить пациента управлять мышцами малого таза и запирательного аппарата прямой кишки. Пациентами могут быть дети старшего возраста, способные понять поставленную задачу.
Позиция: лёжа на боку, в анальное отверстие вставляется датчик, соединённый с компьютером.
Задача ребёнка: усилить напряжение мышц для появления или увеличения какого-либо анимационного эффекта на экране.
Продолжительность терапии: один раз в неделю в течение пяти недель.
Народные средства
При запоре будет полезно употребление смесей сухофруктов (инжир, курага, чернослив), запечённых яблок, йодсодержащих фруктов (киви, фейхоа).
Прогноз. Профилактика
При устранении предрасполагающих причин и корректировке дефектов питания можно добиться беспроблемной дефекации и изменения характера испражнений. Самостоятельно проводить лечение, используя только послабляющие препараты и клизмы, нельзя, так как это может привести к усилению тяжести и хронизации состояния. [10] [11]
Для профилактики задержки стула необходима физическая активность, массаж, рациональное питание и благоприятная психологическая обстановка.
Что делать если ребенок хочет какать и не может
Психологический запор у ребенка – актуальная тема в последние несколько лет в среде психологов. Но не с точки зрения рабочего процесса, а скорее с позиции вообще работать или нет с этим запросом. Если работать, то как.
И самый острый момент в работе психолога – это результат. Ну или положительная обратная связь = результат.
В работе с запорами результат не бывает быстрый, поэтому не все специалисты готовы идти этот долгий сложный путь вместе с родителями и ребенком.
Какой запор?
Вы заметили, что психосоматическим запором не страдают младенцы? У них наблюдается физиологический запор. А психологическая причина в задержке дефекации уже характерна с 2-х лет.
Что может послужить причиной?
Как формируется психологический запор?
Ребенок получил негативный опыт похода в туалет и на психологическом уровне у него формируется связь дефекация = боль (или стыд, неприятные ощущения, давление и прочее…).
Итак, что может вызвать нежелание малыша сходить в туалет:
Причем симптомы запора часто одинаковы с симптомами физиологического запора, родители не понимают природу запора и продолжают совершать ошибки, которые и привели изначально к психологическому запору.
Кто попадает в группу риска?
Что делает психолог?
Сначала психолог задает очень много разных вопросов, которые могут показаться родителям странными. Но именно таким образом вырисовывается картина проблемы и находится отправная точка, с которой и начался замкнутый круг.
Беседуя с родителями, психолог составляет представление о семейной системе в целом, о всех моментах, которые могли повлиять на формирование психологического запора.
Какие рекомендации бывают?
Медведева Наталья
Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог
Особенности запора у детей
Количество просмотров: 468 326
Дата последнего обновления: 20.12.2021 г.
Среднее время прочтения: 17 минут
Симптоматика
После года и старше признаками недостаточной дефекации считаются:
В таблице ниже приведена информация 4 о том, сколько примерно раз может быть дефекация у детей разного возраста, а также характеристики каловых масс.
Возраст
Сколько раз в день бывает стул
Цвет и консистенция кала
0-3 мес., грудное вскармливание
От 1 до 5-6 раз, иногда до 1 раза в 4-7 дней
Вязкий, похожий на полужидкую кашу. Цвет — желтый, желтовато-зеленый, золотисто-желтый, обычно однородный или с белыми комочками.
0-3 мес., искусственное вскармливание
Пастообразный. Цвет от желтого до светло-коричневого.
Мягкий, оформленный или пастообразный, коричневый, светло-коричневый или темно-желтый, коричнево-зеленоватый.
1 раз в день или не менее 3 раз в неделю
Оформленный, коричневый, темно-коричневый.
Причины запоров у детей
Причины отсутствия дефекации у детей делят 1, 3, 6 на две группы:
Разновидности запоров
Нарушения перистальтики могут возникнуть 1, 3, 6 из-за множества факторов.
Органические или первичные запоры
Задержка стула в этих случаях проходит после излечения (при его возможности) или подбора способа коррекции болезни.
Функциональные запоры 5
Психологические запоры у детей
Примеры других ситуаций, которые становятся причинами психогенных запоров:
Преходящие запоры
Лечение детских запоров
Запоры у детей требуют 6 обязательного лечения. Вот лишь несколько причин, почему.
Цель лечения — восстановление перистальтики, нормализация плотности и количества кала, частоты дефекаций 2, 4, 6
Схему лечения и что именно можно дать ребенку от запора назначает врач, исходя из возраста, особенностей питания, роста и развития, наличия других заболеваний, жалоб, длительности состояния. Лечение состоит из 1, 2, 6 :
Обследование установило, что у ребенка запор: что делать? Если причина связана с каким-либо заболеванием, то будут приняты меры для его лечения и одновременно подобран способ нормализации частоты стула с учетом болезни и других особенностей организма.
Лечебная диета
А если запор у ребенка в год и старше, что делать с питанием?
Режим дня
Режим дня, привычка делать все необходимое каждый день помогает нормализовать работу вегетативной нервной системы, привить потребность регулярного опорожнения кишечника примерно в одно и то же время.
Лечение запоров у детей с помощью препарата МИКРОЛАКС ®
Вводится Микролакс ® ректально, в прямую кишку. Для детей до 3 лет может использоваться Микролакс ® с укороченным наконечником микроклизмы длиной 47,3 мм.
Для использования у детей и взрослых используют тюбик с универсальным наконечником длиной 60,6 мм.
Когда будет достигнут желаемый результат, следует и далее придерживаться сформированных привычек рационального питания и питьевого режима, здорового образа жизни для профилактики нарушений работы кишечника в дальнейшем.
Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.
Запор у ребенка — причины, лечение задержки стула у детей 2-3, 4-5 лет
Самочувствие ребенка во многом зависит от работы желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Родители должны контролировать как часто малыш испражняется и какой у него стул.
Запор у ребенка 2-5 лет встречается не редко. Чтобы помочь крохе справиться с этой проблемой, важно понимать причину ее возникновения, без устранения которой лечение будет малоэффективным.
Как понять, что у ребенка запор?
В норме ребенок в возрасте старше 2 лет опорожняется ежедневно. Стул детей в возрасте 4-5 лет может быть до 3-4 раз в неделю, что также является нормой, если дефекация происходит естественным путем, не вызывает боли и других дискомфортных ощущений.
Если стул отсутствует более 2-3 дней и появились вышеперечисленные признаки, то вероятнее всего у ребенка запор.
Причины запора у детей
Все причины задержки стула можно подразделить на несколько групп.
Задержка стула у детей старше 2 лет чаще всего связана с нарушением в питании и питьевом режиме. Причины следующие:
К распространенным функциональным причинам запора у детей 2 лет относится подавление позывов в туалет. Например, такое возможно при приучении крохи к горшку. Если родители чрезмерно давят на ребенка, то у него появляется страх дефекации, из-за чего он сдерживает позывы. Аналогичная ситуация может произойти, когда малыш начинает посещать детский сад или школу. Он испытывает психологический дискомфорт при опорожнении вне дома, поэтому сдерживает акт дефекации. В результате каловые массы затвердевают и создают своеобразную пробку.
Примечание! Намеренное подавление ребенком позывов в туалет — серьезная проблема, поскольку в целом нарушается моторика кишечника, из-за чего могут появиться более серьезные нарушения.
Посещение детского сада, повышенные умственные нагрузки, неблагоприятная психологическая атмосфера в семье — это стрессовые факторы, которые могут стать причиной запора, диареи и даже нарушения функционирования ЖКТ.
Если у ребенка запор, то нужно обязательно провериться на заболевания ЖКТ, поскольку они могут нарушать перистальтику кишечника.
Примечание! При сильных сокращениях мышц кишечных стенок, когда становится невозможным продвижение каловых масс наружу, говорят о спастическом запоре, при полном расслаблении стенок — об атоническом.
Органические причины задержки стула:
К более редким причинам относится муковисцидоз, эндокринные и метаболические нарушения.
Чем опасен запор и какой врач его лечит?
Хронические и часто повторяющиеся запоры приводят к осложнениям, поэтому важно вовремя начать лечение. Несвоевременное опорожнение кишечника вызывает интоксикацию организма, плохой сон, кожные высыпания, анальные трещины и геморрой.
Лечить задержку стула должен врач. Если у ребенка нет заболеваний ЖКТ, то помощь может оказать педиатр. В противном случае нужно обратиться к гастроэнтерологу.
Перед посещением врача следует вести мониторинг опорожнения кишечника: время и день дефекации, консистенция стула, сопутствующие патологические симптомы. Это поможет составить максимально точную клиническую картину.
На приеме доктор проведет пальпацию живота, спросит о рационе ребенка, внимательно выслушает жалобы. Если он заподозрит органические нарушения, назначит дополнительное обследование:
После обследования врач составляет комплексную лечебную программу.
Задержка стула может доставлять существенный дискомфорт ребенку, поэтому первоочередная задача доктора — вызвать дефекацию. Сделать это можно с помощью клизмы или слабительных препаратов.
Примечание! Слабительные средства должен назначать врач, поскольку их неправильный прием может вызвать привыкание, привести к диарее.
Помимо первой помощи, необходимо устранить причину запора и нормализовать работу кишечника, чтобы предупредить возникновение подобной проблемы в будущем. Как будет выглядеть лечение органических патологий, зависит от их вида. Схема подбирается индивидуально для каждого маленького пациента.
Основное лечение обязательно дополняют правильным питанием, соблюдением клинических рекомендаций, которые выглядят так:
Если вылечить все заболевания ЖКТ, нормализовать режим и рацион питания, то стул ребенка станет регулярным.
Ребенок боится ходить в туалет: Как справиться с детским психологическим запором
Многие родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок.
Ситуация обретает формат замкнутого круга. Ребенок не ходит в туалет долго — в результате ему больно. Запоминает боль — снова долго не ходит в туалет (уже терпит намеренно). В итоге ребенок боится ходить в туалет «по-большому». Так повседневный естественный процесс провоцирует целый комплекс неприятностей, сложностей и превращается в серьезную нервотрепку для детей и родителей.
Из-за стресса у ребенка вся семья может переселиться к туалету и забыть все другие темы разговоров.
Термин «психологический запор» в официальной медицине не встречается. Эта проблема входит в симптомокомплекс, который называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (СДВНС). В МКБ-10 заболевание включено в группу невротических расстройств. Да-да, проблемы с горшком в данном случае относятся не к расстройствам ЖКТ, а к неврозу, вызванному неправильной работой вегетативной нервной системы и замедленному созреванию органов пищеварения. Это функциональное, а не органическое нарушение. Однако надо помнить, что диагноз выставляется после исключения органической патологии.
У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром.
Так называемый «психологический запор» представляет собой расстройство по типу ферментативной недостаточности. У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром. Страх боли формирует у ребенка желание отсрочить хождение в туалет. Боль часто ассоциируется с положением сидя, поэтому ребенок может ходить в туалет в положении стоя (в памперс или штаны).
Диагноз СДВНС не грозит ничем страшным. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.
Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.
На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет
Другие симптомы невроза. Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.
Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?
Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.
Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни.
Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.
Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.
Как помочь ребенку решить деликатную проблему
Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.
Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.
Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.
Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.
Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.
Что делать, если лучше не становится
Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2–4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.
Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.
Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.