что делать если ребенок боится глотать пищу
Что делать, если ребёнок подавился и теперь отказывается от еды
У редакции «Монтессори.Дети» спросили:
— Здравствуйте! Хочу задать вопрос психологу. Сыну 3 года и 4 месяца. Примерно 10 дней назад он сильно подавился и испугался. Стал после этого сначала плохо есть, прям впихивала в него, мясо стал выплевывать. А последние 3 дня он практически ничего не ест. Может на завтрак кашу поесть, суп, только жижу, молоко и варенец. Уже не знаю, что делать. Не хочет твердую пищу есть, хотя раньше с этим проблем не было. Зато сладкое едим за обе щеки. Говорит, что есть вообще не будет, не хочет и т. д. Помогите, пожалуйста.
Почему ребёнок отказывается от еды и что делать родителям
Отвечает психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова:
— Теоретически возможно, что какой-то ребёнок сильно подавится, и у него на этой почве разовьётся такая фобия глотания, что у бедняги получится что-то вроде истерического невроза и вторичная анорексия на этой почве. Такому гипотетическому малышу потребуется психологическая, да и медицинская помощь.
Но практически дети — это очень эффективная машина по переработке опыта. Только на основе него и возможно развитие.
Совершенно логично и здраво после того, как ты сильно подавился, есть с вниманием и осторожностью. Надо же понять, что пошло не так, и как избежать подобного впредь. В какой-то степени срабатывает и эффект «обжегшись на молоке, дуем на воду». Никто, кроме самого ребёнка, не сможет определить, как ему теперь лучше есть, чтобы и не перестраховываться, и подстраховаться.
Судя по вашим словам, мальчик именно этим поиском нового баланса и был занят: начал есть медленно, осторожно, избегая «задач повышенной трудности» — жёсткой пищи, требующей много прожёвывания. Вы не дали сыну времени в его темпе осмыслить, как ему есть с учётом открывшегося ему знания о том, как сильно можно подавиться.
Вы, как многие родители, были больше озабочены тем, как бы ваш малыш не начал недоедать, и, как вы самокритично описали, начали «прям впихивать» в него еду. И эта борьба продолжалась дней семь. В результате сын реагирует на эту борьбу (а не на то, как он подавился) тем, что начинает вообще отказываться от жёсткой пищи: так медленно и мало, как ему сейчас нужно, вы ему есть её всё равно не даёте. Поэтому он и решил не есть грубую еду вовсе, на всякий случай. Очень разумно, я считаю. А то так и подавиться недолго, если есть в некомфортном темпе.
Физиологически верный вектор лежит в направлении «мам, дай поесть», а не «сынок, покушай ещё»
Хорошо, что вы подробно описали, как именно последние три дня сын «практически ничего не ест»: может «на завтрак кашу поесть, суп, только жижу, молоко и варенец… сладкое едим за обе щеки». То есть, ко всему прочему, вы изменили привычные ограничения в отношении сладостей, пока старались «впихнуть» еду.
Голодать он не голодает, а вот возможности спокойно самому разобраться с жеванием у него нет. Кроме того, в ходе всех переживаний о пережёвывании вы упустили правильную расстановку акцентов: человек не вам одолжение делает, когда ест, а себе. Физиологически верный вектор лежит в направлении «мам, дай поесть», а не «сынок, покушай ещё».
Я думаю, вам нужно немного отпустить ситуацию, ослабить напряжение, дать сыну чуть больше выбора, чуть больше времени, чуть меньше уделять вашего внимания теме еды. Дайте ему услышать самого себя и изобрести, что с этим делать.
Если вы продолжите испытывать беспокойство пару недель спустя, будет полезно пройти очную консультацию психолога. Уделите внимание себе и тому, как вам направить ваше законное материнское беспокойство о здоровье и благополучном питании сына в максимально конструктивное русло.
Ваши тревоги и чувство ответственности за ребёнка хороши тогда, когда приносят пользу и вам, и сыну. Иногда для этого нужно немного изменить угол зрения на проблему или скорректировать ваши способы реагирования на неё. Обратная связь, которую способен дать психолог на очной консультации, помогает пройти подобную трансформацию быстрее и более коротким путём, чем в одиночку.
Источник фото: www.pinterest.ru
Мини-курсы для родителей от 199 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов
Ребенок боится глотать пищу: что делать?
У любого ребенка глотательный рефлекс хорошо развит еще с младенческого возраста. Поэтому, когда у него возникают трудности с приемом пищи, родители начинают паниковать. Ведь если не избавиться от данной болезни вовремя, в будущем она может привести к довольно серьезным нарушениям. Что же следует предпринять в случае, если ребенок боится глотать пищу? Для ответа на этот вопрос следует разобраться с первопричинами появления болезни.
Причины возникновения фагофобии
Страх подавиться (фагофобия) является невероятно разрушительной для организма ребенка. Причина этого неприятного заболевания во многом зависит от возраста малыша. Если речь идет о младенце, подобная боязнь может возникнуть из-за чрезмерного количества молока в материнской груди. Кроха не успевает кушать и захлебывается, у него полностью пропадает желание глотать.
У детей постарше страх подавиться появляется по совсем иным причинам. К примеру, после перенесенной ангины ребенок боится глотать твердую пищу, потому что во время болезни этот процесс вызывал сильные болевые ощущения. Возможно, он случайно проглотил какое-то инородное тело, в результате чего теперь с ужасом относится к твердой еде.
Причиной может являться и то, что малыш не может сосредоточиться на одном процессе или слишком ленив, чтобы пережевывать пищу. Главный же повод для возникновения данной болезни заключается в том, что ребенок боится кушать после того, как подавился.
В легкой форме фагофобия проявляется в отношении каких-то определенных видов пищи. Это может быть рыба с мелкими костями, сухие мучные изделия, орехи, таблетки и пр. При более тяжелых случаях страх вызывает любая еда.
Эта фобия способна привести к истощению и создать серьезную угрозу организму вашего сына или дочери. Поэтому, когда ребенок стал бояться глотать пищу, нужно принимать все возможные меры, чтобы избавить его от страха в кратчайшие сроки.
Как бороться?
Лечение фагофобии возможно без нанесения психологической травмы малышу. Не вредят современные методы избавления от данного заболевания и пищеварительной системе карапуза. Так, существует специальный массаж лица, способный развить у него глотательный рефлекс.
Итак, перед вами возникла сложная ситуация – ваш ребенок боится глотать пищу. Что делать для лечения подобной болезни, подсказывают психологи:
объясните, что глотание еды является нормальным процессом, который не вредит здоровью, а наоборот – считается необходимым;
предложите малышу какую-нибудь сладость, перед которой он не сможет устоять;
проявите упорство и начните кормить сына или дочь только твердой едой;
старайтесь почаще брать ребенка в гости или же предлагайте еду в общественных местах, чтобы он наблюдал, как кушают другие.
Если ребенок подавился и боится кушать, тогда можно использовать постепенную методику глотания, начиная с мелких и заканчивая более крупными объектами. Поговорите с ним серьезно и объясните, что все люди периодически давятся, но при этом живы и здоровы.
Куда обратиться за лечением?
Если страх малыша перед глотанием не проходит, невзирая на все усилия и уговоры родителей, пришло время обратится к профессионалам. Специалисты психологического центра «Инсайт» подберут самый действенный метод лечения фагофобии с учетом индивидуальных особенностей маленького пациента.
Если ребенок подавился и теперь боится глотать, доверьте решение данной проблемы нашим сотрудникам! Чтобы записаться на консультацию к дипломированным психологам компании, позвоните менеджерам или заполните заявку на сайте. Мы проводим как индивидуальные, так и групповые занятия.
Дисфагия: симптомы, причины и лечение заболевания
Что такое дисфагия
Дисфагия – это нарушение сложного рефлекторного глотательного акта. Код по МКБ-10 – R13. Это вторичный патологический процесс, который развивается на фоне других заболеваний. Такое состояние проявляется невозможностью или затруднением глотания, болевыми ощущениями при глотании, попаданием жидкости или пищи в трахею, гортань и нос.
Дисфагию нужно отличать от одинофагии, которая определяется как ощущение боли при прохождении пищи по пищеводу. Также это состояния необходимо отличать от ощущения комка в горле, когда человек чувствует, что что-то застряло в задней части горла. В данном случае, дисфагия является симптомом, который появляется только при попытке проглатывания.
Основные причины
Проблемы с прохождением пищи через глотку и проксимальный отдел пищевода вызваны следующими причинами:
Дисфагия является одним из наиболее частых последствий инсульта и черепно-мозговых травм.
Общие симптомы дисфагии
На начальной стадии патологии пациенты жалуются на проблемы при глотании твердой пищи, которые сопровождаются дискомфортом в области гортани. Характерная симптоматика при этом расстройстве следующая:
По мере прогрессирования патологии у человека появляются проблемы с глотанием жидкостей. Возникает тревожность по поводу приема пищи, попадание еды в дыхательные органы. Если не предпринимать никаких способов коррекции, то у человека ухудшается общее состояние организма, а также значительно уменьшается масса тела.
Классификация и симптоматика
Патология различается в зависимости от места образования очагов поражения, причин и степени тяжести.
По месту образования | |
---|---|
Ротоглоточная (орофарингеальная) | Местом поражения становится зона ротоглотки. Пищевой ком с трудом двигается из глотки в пищевод. Во время сглатывания ребенок начинает давиться, вследствие чего пища попадает в трахею или носовую полость. Ротоглоточная дисфагия возникает в результате нарушения работы нервно-мышечной связи. Характерен сильный кашель, повышенное слюноотделение. Чтобы пища прошла по пищеводу, малышу приходится делать усилия. |
Пищеводная | Поражение приходится на нижнюю область пищевода, а сложности глотания появляются в зоне шейного отдела. Симптоматика пищеводной дисфагии схожа с ротоглоточной, поэтому точный диагноз может поставить врач в ходе обследования. Характерна частая отрыжка с кислым привкусом, сильная изжога, болевые ощущения грудной полости. |
Крикофарингеальная | Расстройство сокращений некоторых волокон, что является причиной расслабления перстневидно-глоточной мышцы. Это способствует выпиранию стенок пищевода и формированию патологий легких. |
По виду | |
---|---|
Парадоксальная | Ребенок с трудом глотает, но твердая пища проходит лучше, чем жидкая. Зачастую возникает на фоне заболеваний пищевода. При наличии опухолевых новообразований малыш может начать отказываться от твердой пищи, затем от полужидкой и от напитков. Бывают случаи, когда дисфагия пропадает. Но это мнимая ремиссия и нарушение в скором времени даст о себе знать. |
Нейрогенная | Поражена нервная система. Затруднено формирование пищевого комка в полости рта или комок просто не проходит по пищеводу. Причиной нейрогенной дисфагии может стать серьезная черепно-мозговая травма, а также инсульт. |
Сидеропеническая | Дистрофические изменения слизистых оболочек пищевода. Об этом может говорить дефицит железа и питательных элементов в организме, что приводит к патологическим изменениям глотательных мышц. Может быть как генетическим, так и приобретенным нарушением. |
Психогенная | Возникает из-за частых стрессов и нервных напряжений. Во время приема пищи малыш ощущает «ком» в горле и боль в зоне груди. Может возникать сильная изжога. |
По причине возникновения | |
---|---|
Функциональная (нервная) | Нарушение работы пищевода, возникшее вследствие нарушения нервной системы. Ребенок с трудом глотает пищу, может отказываться от еды, рвотные рефлексы, возникают нарушения дыхательного процесса и сна. |
Органическая | Как результат заболеваний, которые привели к нарушениям ротоглотки и пищевода. |
Диагностика
После поступления больного в отделение, проводится оценка качества глотания по специальной шкале оценки дисфагии.
По выраженности этой патологии выделяют 4 степени. При первой есть проблемы с проглатыванием твердых продуктов, при второй человек может проглатывать только жидкую пищу. При третьей степени есть сложности с проглатыванием и твердой, и жидкой пищи, а при четвертой человек не может глотать даже собственную слюну.
При сборе анамнеза необходимо уточнить:
Выявление проблем при глотании, как правило, не представляет особых трудностей по причине типичной клинической картины этого состояния. Но основным моментом является диагностика заболеваний, которые могли стать причиной этого нарушения.
Используются следующие способы диагностики:
Лечение дисфагии
Как будет проходить исправление дисфагии, зависит от разновидности нарушения:
Особенности логопедической работы
Выделим основные методы логопедической работы:
Упражнения для восстановления глотания
Для примера приведем ряд упражнений, которые помогают восстановить нормальный процесс глотания:
Упражнения для восстановления дыхания
Также нужно выполнять упражнения, которые направлены на отработку ритмизированного дыхания с чередованием вдоха и выдоха через нос и рот (корпус прямой, положение – либо на стуле, либо стоя). Через неделю после начала терапии добавляются упражнения для укрепления мышц шеи и гортани. Это поднимание, опускание плеч, повороты головы в разные стороны.
Помощь, которую оказывает логопед на ранних этапах заболевания, является основой успешной терапии на дальнейших этапах реабилитации.
Лечить дисфагию необходимо комплексно, т.е. важна совместная работа и поддержание контакта логопеда с другими специалистами для построения и согласования лечебного процесса. Важно налаживать контакт с пациентом, проводя восстановительные занятия, а также консультируя и поддерживая самого больного и его окружение.
Дочь боится подавиться едой
Добрый день, дочь 5 лет перестала нормально кушать, пережёвывает очень тщательно каждую ложку и плохо глотает, при разговоре выяснилось, что она боится подавиться (младший брат подавился при ней, и в садике сказали, что подавитесь, если будете баловаться). Полный рот слюней, и она их не хочет глотать, это длиться 3 дня, сначала говорит, что хочет кушать, начинает есть одну ложку супа по 15 минут и отказывается вовсе от еды. Что предпринять в данном случае? При разговоре все понимает и соглашается с тем, что она большая и не может подавиться, как малыш, но садится за стол и все по новой.
Для начала не стоит обесценивать эмоции ребенка. Она боится, и у нее есть для этого основания. Поэтому стоит признать чувства дочери. Вы можете сказать примерно следующее: «Я понимаю, тебе страшно, но я рядом, я помогу». Не ругайте, не заставляйте есть, а помогайте вернусь себе уверенность.
Во-первых, напомните, что братик справился с этим, что у нас есть чудесные защиты тела, которые помогают справляться с такими ситуациями. В данному случае речь о кашле. Можете покашлять вместе, показать, как это работает. Потом расскажите, что вы знаете способ, который помогает малышу справиться, если вдруг кашель не поможет. Воспитатели знают тоже. Кстати, стоит попросить воспитателей, чтобы не запугивали детей и рассказали малышам о том, что и как делать, если все же подавился. Иначе получается, что у малыша есть опасность, а знаний о том, что делать не хватает.
Ешьте вместе, сначала вы, потом братик, потом предлагайте дочери. Можно начать с прикорма, так, как вы это делали в начале ее жизни, обучая и контролируя.
Играйте во врача. Поиграйте с куклами, покормите их вместе, покажите первую помощь на них. Ни в коем случае не стучите по спине, сначала ознакомьтесь с нормами оказания первой медицинской помощи. Попросите девочку помочь вам оказать ее кукле, потом делайте это по очереди. У ребенка должна появиться уверенность в том, что она справляется.
И, конечно, не стоит говорить, что большие не могут подавиться. Во-первых, получается двойное послание: воспитатели говорят одно, а вы – другое. Во-вторых, это неправда. Ребенок может подавиться и ситуация усугубиться. И вам доверия не будет, и страх вырастет до размеров, с которыми тяжело справиться.
Вообще, страх возникает в двух основных ситуациях: когда предмет страха кажется больше, чем силы ребенка, и когда есть недостаток информации. Ваша задача работать в этих двух направлениях. Рассказать, когда человек может подавиться, как это происходит фактически (можете показать это на предметах), показать, что с этим может справиться тело само и дать поддержку в виде знаний и собственной фигуры. Красной нитью должна быть мысль «мы вместе, я рядом, я помогу».
Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет
Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ?
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ?
5-7 лет – возраст страхов у детей. В это время чего-то боятся практически все. Обычно дети боятся врачей, темноты, больших собак и т.д.
Характер детской тревожности также зависит от психологической конституции. Так же, как и у взрослых, среди детей встречаются более или менее впечатлительные. Кто-то мечтает о подвигах и бросается в любую драку, а другому – лишь бы с книжкой в уголочке посидеть. Очевидно, что, в том случае, если ребёнок изначально обладает тонкой душевной организацией, он будет больше подвержен страхам, чем кто-то другой.,
Как правило, любой страх начинается с конкретной ситуации. Например, бояться врачей ребенок начал после того, как испытал боль при лечении.
Бывает, что дети подсознательно воспринимают страхи или тревожность, напряжение в отношениях родителей и демонстрируют взрослым их же страхи, но своим детским способом.
Большое значение также имеет характер детско-родительских отношений. Если они слишком отстранённые или, наоборот, тяготеют к симбиозу, или амбивалентны, это тоже может приводить к нарастанию тревожности и напряжению у ребёнка, появлению страхов.
ЧТО ПОМОЖЕТ МАЛЫШУ СПРАВИТСЯ СО СТРАХАМИ:
Сказкотерапия. Выберете сказку или мультфильм с сюжетом сходным с проблемой малыша и обсудите его с ребенком.
Придумайте собственную сказку, где главный герой справляется со своим страхом и становиться победителем. Важно через сказку показать малышу иные способы поведения и решения волнующих вопросов, которые помогут ему выйти из позиции «жертвы».
Для проработки темы страха также хорошо использовать методы арттерапии. Допустим, ребёнок боится врачей, или непосредственно перед каким-то неприятным событием (если вы видите признаки беспокойства у ребёнка) можно предложить нарисовать то, чего он боится. «Когда ты боишься, как это выглядит? Нарисуй!»
Потом опробуйте «позвучать»: «А если бы твой страх мог говорить, что бы он сказал? А ты что хочешь ему сказать? Что ты с ним хочешь сделать?»
Например, сделать маленьким или превратить во что-то хорошее, или просто порвать листочек тем самым уничтожить стах.
Обязательно спросите малыша, каким он хочет быть? Смелым хочет? Что ему в этом поможет? Например, волшебный меч или волшебное платье. Попросите ребенка нарисовать себя смелого обладающего этом волшебным предметом в той ситуации где это необходимо.
Очень полезно регулярно обсуждать с ребенком что его беспокоит, объяснять почему происходят те или иные события, рисовать их или лепить, а в конце всегда говорить, что он со всем справится, все будет хорошо, что вы его любите и всегда поможете.
Ещё очень здорово обыграть болезненную ситуацию. Это можно сделать и с помощью игрушек, которые назначаются на главные роли. Во время игры демонстрируйте ребенку желаемое поведение и показывайте как это он может сделать сам. Обязательно во время этой игры оказывать ребёнку эмоциональную поддержку: обнимайте, хвалите его.
Так же важно помочь малышу создать новый позитивного образа себя «Я-смелый». Регулярно обращайте внимание на проявления храбрости в поведении ребенка, и подкрепляйте их соответствующими замечаниями, рассказывайте о них другим (так, чтобы ребенок слышал) и т.д. Таким образом, вы сознательно создаёте ресурсные состояния у ребёнка, к которым он может обращаться в сложные моменты своей жизни.
Таким образом, ваша помощь ребенку состоит из двух частей
Вы помогаете ему разобраться, что его пугает или беспокоит, даете этому понятное объяснение и рассказываете, что будет происходить дальше. Проигрываете варианты решения через сказку, рисунок, лепку или театральный постановку, в которой ребенок находит новый способ поведения и выходит победителем.
Создаете эмоционально-позитивную основу и новый образа «Я-смелый» через применение соответствующих поведенческих моделей.
И самое важное, Вы сами должны быть спокойны и счастливы, только при этом условии ваш ребенок будет тоже спокоен, весел и успешен.
Полезные книги по теме:
Б. Дорис «Жила была девочка, похожая на тебя…»
Е. В. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
В. Оклендер «Окна в мир ребёнка»
С. Прокофьева «Машины сказки»
Дж. Дональдсон и Аксель Шеффлер «Груффало» и «Дочурка Груффало»
И мультфильмы:
«Ничуть не страшно» и «Ахи-страхи»
«Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
Статья написана с использованием материалов работы Анны Бравославской.
Жукова Александра Анатольевна
Психолог, дипломированный тренер. Опыт работы с детьми 22 года..
Диагностика психического развития детей и подростков: возрастные нормы психического развития, диагностика интеллекта и личностной сферы. Индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми: снижение тревожности и страхов, формирование коммуникативных навыков, коррекция самооценки, помощь при адаптации к новым условиям, подготовка к школе