что делать если ребенок 3 года боится какать
Что делать если ребенок 3 года боится какать
Психологический запор у ребенка – актуальная тема в последние несколько лет в среде психологов. Но не с точки зрения рабочего процесса, а скорее с позиции вообще работать или нет с этим запросом. Если работать, то как.
И самый острый момент в работе психолога – это результат. Ну или положительная обратная связь = результат.
В работе с запорами результат не бывает быстрый, поэтому не все специалисты готовы идти этот долгий сложный путь вместе с родителями и ребенком.
Какой запор?
Вы заметили, что психосоматическим запором не страдают младенцы? У них наблюдается физиологический запор. А психологическая причина в задержке дефекации уже характерна с 2-х лет.
Что может послужить причиной?
Как формируется психологический запор?
Ребенок получил негативный опыт похода в туалет и на психологическом уровне у него формируется связь дефекация = боль (или стыд, неприятные ощущения, давление и прочее…).
Итак, что может вызвать нежелание малыша сходить в туалет:
Причем симптомы запора часто одинаковы с симптомами физиологического запора, родители не понимают природу запора и продолжают совершать ошибки, которые и привели изначально к психологическому запору.
Кто попадает в группу риска?
Что делает психолог?
Сначала психолог задает очень много разных вопросов, которые могут показаться родителям странными. Но именно таким образом вырисовывается картина проблемы и находится отправная точка, с которой и начался замкнутый круг.
Беседуя с родителями, психолог составляет представление о семейной системе в целом, о всех моментах, которые могли повлиять на формирование психологического запора.
Какие рекомендации бывают?
Медведева Наталья
Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог
Ребенок боится ходить в туалет: Как справиться с детским психологическим запором
Многие родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок.
Ситуация обретает формат замкнутого круга. Ребенок не ходит в туалет долго — в результате ему больно. Запоминает боль — снова долго не ходит в туалет (уже терпит намеренно). В итоге ребенок боится ходить в туалет «по-большому». Так повседневный естественный процесс провоцирует целый комплекс неприятностей, сложностей и превращается в серьезную нервотрепку для детей и родителей.
Из-за стресса у ребенка вся семья может переселиться к туалету и забыть все другие темы разговоров.
Термин «психологический запор» в официальной медицине не встречается. Эта проблема входит в симптомокомплекс, который называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (СДВНС). В МКБ-10 заболевание включено в группу невротических расстройств. Да-да, проблемы с горшком в данном случае относятся не к расстройствам ЖКТ, а к неврозу, вызванному неправильной работой вегетативной нервной системы и замедленному созреванию органов пищеварения. Это функциональное, а не органическое нарушение. Однако надо помнить, что диагноз выставляется после исключения органической патологии.
У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром.
Так называемый «психологический запор» представляет собой расстройство по типу ферментативной недостаточности. У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая — отсюда и болевой синдром. Страх боли формирует у ребенка желание отсрочить хождение в туалет. Боль часто ассоциируется с положением сидя, поэтому ребенок может ходить в туалет в положении стоя (в памперс или штаны).
Диагноз СДВНС не грозит ничем страшным. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.
Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически.
На что обратить внимание, если у ребенка страх ходить в туалет
Другие симптомы невроза. Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики), низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.
Связь со стрессом и переменами в жизни. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик или в школу? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь манифестировала? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?
Проблема со стулом может оказаться соматизированным проявлением депрессии или субдепрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной — классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.
Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни.
Ребенок отказывается от определенных продуктов. Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим — тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.
Наследственность. Имеет значение наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность — это может частично объяснять и симптоматику ребенка.
Как помочь ребенку решить деликатную проблему
Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.
Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.
Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.
Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.
Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.
Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.
Что делать, если лучше не становится
Если коррекция психолога, гастроэнтеролога и перечисленные выше изменения режима существенно не улучшают ситуацию в течение 2–4 недель, стоит обратиться к неврологу и психотерапевту.
Для снятия проблемной симптоматики и купирования невротических состояний специалисты могут назначить ребенку лекарственные препараты и лечение по методикам рефлекторной саморегуляции: работа с дыханием, гимнастика, вегетостабилизирующие комплексы упражнений. В школьном возрасте популярны нейрофизиологические тренинги, которые повышают стрессоустойчивость.
Помните, отсутствие помощи может перерасти в соматическую патологию более сильного характера или в патологию других органов.
Ребёнок боится какать. Что делать? Как помочь?
Психологический запор – распространённое явление у детей в дошкольном возрасте. Малыш хочет сходить по большому, но боится какать, изо всех сил сдерживает себя, жмётся, плачет, категорически отказывается садиться на горшок, не поддаётся уговорам, терпит до последнего, а когда уже нет сил, какает стоя в штанишки. Приходит облегчение животику, но в следующий раз всё повторяется.
Больно смотреть как ребёнок мучается, места найти себе не может. Жизнь мамы превращается в кошмар. Как выбраться из замкнутого круга, какие действия предпринять по освобождению от страха какать?
Необходимо пересмотреть питание, включить в рацион послабляющие продукты, оказывать моральную поддержку ребёнку, так как основная проблема в голове. Психологический аспект — самый сложный и чаще всего долгий по решению. Хорошо помогает сказкотерапия, об этом будет написано в конце статьи, а сейчас давайте по порядку.
Для того чтобы преодолеть боязнь дефекации, нужно сначала определить причину её возникновения, и только потом искать эффективные пути решения.
Почему ребёнок боится какать
У детей в возрасте 2-3 года формируется полноценный режим похода в туалет по большому. Большинство уже приучены ходить на горшок. В норме двухлетний ребёнок ходит по большому ежедневно или через день. Если через 3-4 дня ребёнок не какает – появляется повод задуматься о констипации (запоре).
Среди причин, влияющих на задержку стула в возрасте 2-3 лет, специалисты выделяют:
Поход к врачу
Обязательно обратитесь к педиатру, возможно он направит к гастроэнтерологу, или назначит УЗИ внутренних органов и анализы(кровь, мочу, кал). Если не удалось нормализовать работу кишечника устранив погрешности питания, будут назначены препараты, такие как Дюфалак, Форлакс,Хофитол, Лактулоза.
Что делать, если ребёнок боится какать
Психологический запор – проблема деликатная. К её решению следует подойти с большой ответственностью. Прежде всего, родителям нужно уяснить, что психологическая задержка опорожнения не проходит с помощью наказаний и применения силы. От этого проблема будет только усугубляться.
Необходимо обеспечить малышу психологический комфорт, показать, что вы с уважением относитесь к его страхам, ни в коем случае не смеяться и не говорить, что это глупости. Ребёнок должен понять, что вся семья на его стороне и помогут ему побороть фобию.
Перед родителями стоят две задачи:
В первую очередь нужно нормализовать кал, не допустить боли и неприятных ощущений при дефекации, которые так испугали малыша. Стул должен быть мягким и безболезненным. Со временем ребёнок поймет, что какать – это хорошо, после этого животику становится легче, ничего не болит и перестанет бояться похода в туалет. Какова бы не была причина запора – без специального лечебного стола проблему с дефекацией не решить, именно питание определяет частоту хождения в туалет по большому.
Рекомендации по питанию и образу жизни при запорах
Откорректировать проблемы с задержкой стула поможет специальное лечебное питание, оно оказывает большое влияние на физиологию пищеварения. Чтобы стул нормализовался, нужно придерживаться следующих правил:
Чтобы стул был ежедневным, включите в рацион следующие продукты
Овощи
Все виды капусты, тыква, морковь, кабачок, свёкла, огурец, помидор. Каждый прием пищи дополняйте салатом из свежих овощей, в меню должны присутствовать винегреты, овощные запеканки.
Фрукты и ягоды
Должны ежедневно присутствовать на столе. Яблоки (как в свежем виде так и пареные), груши, слива, абрикосы, крыжовник, киви.
Нежирные сорта мяса и рыбы
Можно запекать, варить, готовить на пару. Курица, говядина, кролик, нежирная свинина, баранина.
Каши
Они нормализуют работу кишечника, способствуют регулярному испражнению. Детям до года каши сильно разваривают, по консистенции она должна напоминать крутой супчик. После года можно варить кашу покруче. При запорах хорошо помогаю гречневая, овсяная, пшеничная и ячневая крупы.
Сухофрукты
Чернослив, курага, изюм, финики, инжир или другие высушенные фрукты. Детям до года дают компоты из них, а ребятишкам постарше размачивают в кипятке, остужают и кормят разбухшими ягодами. Малыши также любят домашние конфеты из сухофруктов. Для их приготовления нужно перекрутить через мясорубку сухофрукты. Затем из полученной массы сформировать небольшие шарики и давать малышу на десерт. Можно обвалять конфетки в измельчённых орехах, если у ребёнка нет на них аллергии.
Кисломолочные продукты
Кефир, творог, простокваша, йогурт, сметана.
Хлеб из муки грубого помола
Продукты, которые нужно исключить из рациона
Послабляющие продукты
Питание ребёнка при запорах должно включать большое количество клетчатки. Пищевые волокна позволяют быстро разрешить проблему с застоем каловых масс в прямой кишке.
Положительно повлияют на ускорение процесса дефекации отруби. Достаточно будет одной ложки перед едой. Это позволит очистить кишечник от шлаков, отруби положительно влияют на слизистую оболочку желудка, активируют работу кишечника.
Примерное меню ребёнка 2-3 года при запорах
Вариант 1
Завтрак. Ячневая или гречневая каша. Творожная запеканка, компот из сухофруктов.
Второй завтрак. Яблоко или груша.
Обед. Столовая ложка отрубей (можно добавлять в первое), борщ, картофельное пюре с паровой котлетой и овощной салат (заправить растительным маслом).
Полдник. Творог с распаренными сухофруктами.
Ужин. Отварная рыба с овощами.
Поздний ужин. Стакан кефира или натурального йогурта.
Вариант 2
Завтрак. Омлет с овощами или отварная каша с сухофруктами, компот, 1 печенье.
Второй завтрак. Сливы или яблоко.
Обед. Овощное рагу с мясом, щи на лёгком мясном бульоне. Ягодный морс.
Полдник. Конфеты из сухофруктов, йогурт.
Ужин. Курица отварная или тушёная, овощная запеканка.
Поздний ужин. Творожок или стакан ряженки.
Чтобы восстановить нормальную работу пищеварительной системы, должно быть три основных приёма пищи и 2-3 перекуса. Пищу принимать рекомендуется в одно и то же время каждый день небольшими порциями.
Сказкотерапия при психологическом запоре и боязни горшка
Психологический запор – это заболевание, появляющееся в результате эмоциональных переживаний и стрессов ребёнка. Для его устранения нужны не только медицинская помощь и диета, но и психологическое лечение. Хорошо помогают сюжетно — ролевые игры и сказки о том зачем игрушки ходят на горшок. Они в деликатной форме помогут малышу побороть нелюбовь к горшку, перестать бояться, и со временем он забудет свою травму.
Сказка о гноме и тяжёлом мешке
Однажды гном шёл по лесу и нёс тяжёлый мешок с песком. Мешок был очень тяжёлым и гом думал, когда же это мучение закончится. И вдруг, какая то веточка проткнула мешок, и весь песок высыпался на тропинку. Гному стало очень легко!
Одна очень интересная история попалась на форуме для родителей. Мама рассказывала дочке такую сказку.
Сказка про Егора и горшок
Когда будите рассказывать сказку, подставьте имя своего ребёнка, пусть герой будет максимально похожим на него. Ни в коем случае не пытайтесь объяснить смысл, малыш должен сам понять, иначе результата не будет.
Жил был мальчик Егор. Ему было 3 года. У него были светло-русые волосы и голубые глаза. Егор любил есть конфеты, играть со своими машинками, смотреть мультфильмы и кататься с горки. Но была у Егора одна проблема: он очень боялся какать в горшок. Он даже сам не знал, почему ему страшно, знал только, что страшно. И решил Егор, что он ни за что на свете никогда не будет какать в горшок.
Мама с папой очень расстраивались и всячески просили сына покакать на горшочек, но Егор всё твёрдо решил, что никогда ни сядет на горшок и уж тем более не будет в него какать. Вот так Егор и жил: играл, спал, кушал, слушал сказки, смотрел мультфильмы, и все было бы замечательно, если бы не этот злосчастный горшок.
И вот однажды ночью, когда мальчик лежал в своей кроватке и собирался спать, он вдруг услышал плачь в своей комнате. Егор очень удивился, и хоть он был смелым мальчиком, ему стало страшно и он уж было хотел позвать маму, но потом решил всё-таки посмотреть, кто же там плачет. Плачь был очень тихим и жалостливым.
Когда Егор встал с кроватки он увидел как в углу комнаты весь в пыли и паутине стоял горшок, по его горшочьим щекам катились самые настоящие слёзы. Егор очень удивился и спросил – «Почему ты плачешь?». Он всё ещё боялся горшка, но уже меньше. «Я плачу потому, что я самый плохой горшок на свете». Егор уже перестал бояться горшка и спросил ещё смелее «Как тебя зовут и почему ты решил, что ты такой плохой?». «Меня зовут Зюзюбрик, и я точно знаю, что я плохой!» Егору стало очень жаль Зюзюбрика, он даже удивился, почему до сих пор так боялся такого милого и безобидного горшка. «Ну Зюзюбрик, миленький, расскажи что произошло, почему ты так горько плачешь?»
И горшок рассказал мальчику свою историю. « Я Зюзюбрик – обычный, ничем не примечательный детский горшок. Сначала я жил в магазине со своими друзьями горшками, потом пришли твои родители и купили меня. Я был очень счастлив, наконец, в моей жизни появился смысл, я думал, что буду служить по предназначению. Каждому горшку очень важно, чтобы его купили и подарили какому-нибудь мальчику или девочке. Я очень надеялся, что мы с тобой подружимся и я стану настоящим взрослым горшком. Но я тебе не понравился! Ты даже не хочешь на меня смотреть! Я ужасный горшок, просто отвратительный!». «Нет, что ты! – сказал Егор. «Ты замечательный горшок, самый лучший на свете. Просто я думал, что ты страшный, а ты оказался очень хороший. Давай дружить!». С тех пор Егор больше не боялся какать в горшок.
Последствия
Боязнь горшка часто встречается у детей в возрасте 1.5 – 3 года. Если не справиться с задержкой стула психологического характера своевременно, у ребенка появляются проблемы со сном, ухудшается память и концентрация, снижается активность, цвет кожи становится желтоватого оттенка. Постоянное переполнение прямой кишки приводит к её патологическому растяжению. Чувствительность рецепторов уменьшается, скопившийся кал самопроизвольно начинает выходить из анального отверстия, в результате чего происходит каломазание.
Когда ребёнок боится какать родители паникуют и нервничают. Важно успокоиться и постараться успокоить своё чадо, ведь проблема, прежде всего, в голове.
Что делать если ребенок боится ходить в туалет по-большому: советы психолога
Немногие родители сталкиваются с такой детской проблемой, как страх перед каканием. Ребенок боится горшка панически, всячески отказывается садиться на него, чтобы опорожнить кишечник. В чем причина фобии и как справиться с психологическим запором, узнаете в этой статье.
Из этой статьи вы узнаете
Причины возникновения страха
Если ребенок боится ходить в туалет по-большому после серии физиологических запоров, то речь идет о психологической травме. В этом случае причиной фобии стали:
При отсутствии отрицательного опыта какания, то есть сложностей с дефекацией из-за сухого кала, регулярного физиологического запора, виновниками страха перед горшком являются:
Для решения проблемы с каканием на горшок важно выявить причину страха. От этого зависит выбор способов преодоления фобии, тактики поведения родителей.
Если виновником страхов является физиологический запор, вылечите в первую очередь его. Иначе получится замкнутый круг. Малыш испытывает боль – боится какать, не допускает акта дефекации – скапливается кал в прямой кишке, который потом трудно опорожнить. Используйте слабительные, поменяйте режим питания и меню.
Психологический запор лечится другими методами и способами, о которых речь пойдет ниже.
Как справиться с проблемой
Для устранения деликатной трудности родителям придется разобраться в причинах фобий малыша. Составить целостную картину поможет доверительная беседа с ребенком после трех лет, разговоры с воспитателем детского сада, личные наблюдения.
Посмотрите внимательно видео, в котором доктор Комаровский дает простой и действенный совет, как справиться с этой проблемой:
После анализа причин воспользуйтесь проверенными советами опытных родителей, врачей и психологов по решению проблемы, а они точно знают, что делать, если малыш боится какать.
Советы педиатров
Советы психологов
Эта история должна быть забыта. Акцентируйте внимание на успехах, положительных моментах в жизни семьи.
В домашних условиях ребенок может расслабиться, почувствует себя комфортно.
Важно! На устранение психологического запора может понадобиться 2–3 месяца. Не торопитесь получить положительный результат, не подгоняйте ребенка. Наберитесь терпения.
Опыт родителей
Если ребенку идет второй годик, пусть выберет туалет в магазине сам.
Чего нельзя делать
Важно! Каждый ребенок индивидуален. Методы устранения фобий выбирайте внимательно, экспериментируйте. Если не подошел один способ, пробуйте другой, тогда точно добьетесь успеха.
Профилактика запоров
Используйте следующие методы предотвращения затрудненной дефекации регулярно:
Если ребенок любого возраста никогда не сталкивался с физиологическими запорами, то и психологических, скорее всего, не будет — нет причин пугаться горшка. Профилактика запоров избавит родителей и детей от эмоциональных проблем и телесных зажимов.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/rebenok_boitsya_kakat.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Что делать, если ребёнок боится ходить в туалет по-большому
Если ребёнок боится какать, он может постоянно терпеть, отказываться от еды и активных игр из-за плохого самочувствия, плакать во время дефекации. В чём причины проблемы и как помочь малышу с ней справиться, рассказываем в статье.
Почему ребёнок боится какать
Терпит, чтобы избежать неизбежного. Если ребёнок столкнулся с болью во время дефекации, он может начать бояться какать. Такая тактика может провоцировать запоры и приводить к дискомфорту при дефекации. Получается замкнутый круг: терпит — из-за этого снова больно — опять терпит.
Даже взрослые пытаются отсрочить неприятные ситуации, а дети — тем более. Таким образом, если из-за затвердевших каловых масс малыш ощутил боли при дефекации, в следующий раз он попытается оттянуть этот момент.
Испытывает стресс или не может адаптироваться на новом месте. Дефекация — психологизированный акт, который во многом зависит от наших установок и переживаний. Например, на новом месте даже у многих взрослых не сразу нормализуется стул. Действует природный механизм — в любой незнакомой ситуации подожди и не оставляй следы.
Существует две базовые стратегии. Птица в стрессе первым делом облегчается, чтобы буквально налегке сняться с места. А вот все, кто прячется или выслеживает, наоборот, избегают оставлять после себя пахучие следы, пока опасность не минует. У людей нередко запускается эта стратегия тела: есть стресс, опасность, незнакомая ситуация — значит, лучше потерпеть.
Есть переживания, связанные со свободным выражением эмоций, проявлением себя. Да, дефекация связана с экспрессией себя, а в более взрослом возрасте и с творчеством. Кал — это первое, что человек производит в своей жизни. Из еды мы делаем отходы и наблюдаем результат. С позиции взрослого это незначительное достижение: ведь мы уже научились производить более сложные, интересные и ценные продукты. У ребёнка же всё иначе, и ему нужно принять то, что он производит, выработать к процессу дефекации стабильное нормальное отношение.
Если есть переживания, мешающие это сделать — брезгливость, страх не угодить любимому взрослому или разочаровать его — то они могут стать почвой для развития страха к дефекации. Бывают очень восприимчивые и чувствительные дети, и они могут всерьёз опасаться, что испачкавшимися и испускающими неприятный запах будут отвергнуты родителями (особенно если родители подпитывают эти опасения, ругая малыша, когда тот обкакался). Отсюда возможны и боли, и переживания.
Если ребёнку пока небезопасно выразить себя, он закрывается — зажимается и психологически, и физически — в итоге сам стимулирует запор своим страхом.
Подобрано неподходящее питание. Если в рационе ребёнка преобладает грубая пища, не хватает жидкости или ещё что-то провоцирует чрезмерную твёрдость каловых масс, то могут возникать боли во время дефекации. И, как следствие, страх к этому процессу.
Медицинские причины. Есть ряд заболеваний кишечника, кожи и других, при которых малыш может столкнуться с запорами и болями при дефекации. Для установления диагноза и возможного лечения необходимы знания специалиста, и даже ему могут быть нужны результаты анализов или исследований. Если ваш педиатр придерживается доказательной медицины, то не назначит необоснованных обследований и лечения, но сможет определить проблему, если она есть, и предложить способы её решить.
150 игрушек и занятий для дома
Бесплатная подборка для детей с 0 до 5 лет
Что делать, если ребёнок боится какать
Ретроспективно оцениваем причины, психологические триггеры. Вспомните, давил ли кто-то на ребёнка в вопросах, связанных с дефекацией. Например, вы сами или родственники. Если дело в родственниках, которым вы периодически оставляете малыша, не переубеждайте их, но обязательно расскажите, как вести себя с вашим ребёнком. За него отвечаете вы, поэтому так делать можно и нужно.
Если поняли причины проблемы, устраняем их. А если не поняли, максимально мягко реагируем на любые неудачи, связанные с процессом дефекации. И наблюдаем за ребёнком. Будьте готовы к тому, что борьба со страхом не приведёт к успеху быстро. Чтобы преодолеть любой страх, нужно подходить к нему издалека, постепенно приближаясь к тому, что пугает. Так работает метод систематической десенсибилизации: издали контактируем со своим страхом — привыкаем к источнику страха — становится нестрашно (можем с этим спокойно жить).
Условно говоря, отходим на километр от источника страха, потом приближаемся на 100 м (до состояния, когда уже стало страшно, но ещё нет паники). И так постепенно приближаемся к источнику страха, с каждым разом всё больше. То же с горшком: ребёнок, пытаясь подольше не покакать, и отходит от источника страха на этот самый километр. И задача взрослого — постепенно помогать ему приблизиться.
В случае с дефекацией это нелегко организовать: естественные процессы жизнедеятельности не могут подождать, пока малыш наберётся смелости. Готов он или нет, его кишечник нуждается в регулярном опорожнении. Поэтому, чтобы помочь постепенно преодолеть неприязнь, отменяем все требования, касающиеся горшка.
Если раньше требовали, чтобы ребёнок какал только в горшок и только в туалете, временно пренебрегаем этим правилом. Вместо того, чтобы строго контролировать малыша в вопросах освоения горшка, помогаем ему расслабиться, успокаиваем и поддерживаем. И только когда ребёнок успокоится при отсутствии требований, возобновляем процесс освоения горшка. И, наученные предыдущим опытом, делаем это более бережно и терпеливо, чем в прошлый раз.
Если ребёнок боится ходить в туалет по-большому, временно отменяем требования к нему и нагрузки, чтобы снизить стресс. Помогаем расслабиться, успокаиваем и поддерживаем, и только потом возобновляем процесс освоения горшка
Договариваемся и идём навстречу. Если ребёнку 3-4 года, с ними можно разговаривать и договариваться. Например, предложить подержать за ручку, сходить с ним, повысаживать 3 раза в сутки, помочь преодолеть стресс и начать пользоваться унитазом.
Если он терпел и обкакался, реагируем нейтрально. Показываем, что всё в порядке, что есть план решения «катастрофы» — помоем, поменяем, покажем, что, где и как.
Поддерживать — не значит вкладывать много эмоций. В противном случае поход на горшок для ребёнка может превратиться в акт привлечения вашего внимания. Если взрослый случайно внёс дисбаланс и уделил слишком много внимания вопросу горшка (например, излишне эмоционально отреагировал после первого успеха или очередной неудачи), нужно сместить акценты — дать ещё больше внимания чему-то другому хорошему. И в следующий раз, когда малыш успешно сходит в туалет, отреагировать на это нейтрально. «Перетянуть» своё и его внимание на что-то другое. Ведь ребёнок и сам никогда не бывает по-настоящему рад, если он неконструктивным или неудобным путём завоёвывает наше внимание.
Чтобы взрослому было проще сохранять спокойствие и оставаться в ресурсе, когда ребёнок учится преодолевать страх к дефекации и постепенно осваивает горшок, важно понимать, что из позиции сочувствия проще, чем из позиции злости распределять чувства. Ошибочно думать, что малыш всё делает вам назло — это не так.
Контролируем питание и образ жизни. Может помочь здоровая диета, а также — препараты, смягчающие стул (и то, и другое — только по согласованию с врачом). Важно, чтобы, когда малыш терпит, твёрдые массы не копились, не создавали боль при дефекации и не подкрепляли его негативные ассоциации с этим процессом.
Если в жизни малыша не хватает движения, активности, нужно создать для этого подходящие условия — ведь малоподвижный образ жизни способствует проблемам с дефекацией.
Проходим консультацию врача. Если психологических предпосылок к запорам нет, а они происходят регулярно, и поэтому ребёнок боится ходить в туалет по-большому, необходимо пройти осмотр врача-педиатра и при необходимости сдать анализы, пройти лечение.
Мини-курсы для родителей
Рекомендации экспертов и разборы реальных ситуаций
Чего нельзя делать
Ругать. Если ребёнок боится какать и терпит, то крики и осуждение со стороны взрослых только подкрепят этот страх. Руганью не добиться ни каких-либо улучшений, ни дисциплины, ни тем более полного решения проблемы.
Слишком эмоционально реагировать. Крайности вредны — как в выражении положительных эмоций, так и отрицательных, когда дело касается вопросов горшка. Каким бы ни было ваше отношение к успеху или неуспеху, лучше всего отреагировать нейтрально.
Поход на горшок — это естественная и обыденная часть жизни, вот что полезно транслировать ребёнку. И делать это нужно особенно аккуратно, если вы по своим личным причинам брезгливо, с неприязнью относитесь к процессу. Восприимчивый малыш может уловить негативную эмоцию и испытать стыд, страх — а они усугубят сложности.
Игнорировать проблему. Конечно, ситуации, когда ребёнок постоянно терпит, могут и сами со временем пройти. Но будет гораздо лучше, если взрослый уделит внимание этой проблеме и поможет малышу преодолеть страх. Вот что может быть, если отпустить всё на самотёк.
Как обеспечить профилактику запоров
Не давим на ребёнка в вопросах освоения горшка — уменьшаем вероятность проблем.
Если уделяем проблемам с туалетом внимание, то только в положительном ключе: не ругаем, а направляем и показываем, что хотим помочь; и что любую проблему можно решить, и у вас есть план.
Не вымещаем собственные переживания, связанные с негативным опытом, пережитом в детстве, на своих детях: смотрим с позиции сочувствия, а не раздражения.
Ответственно подходим к планированию рациона ребёнка — чем он младше, тем более подходящие продукты должны быть в меню. Важен и способ их приготовления — плоха как слишком измельчённая, так и слишком грубая пища.
Никакую проблему не игнорируем, а решаем всё вместе с ребёнком.
Коротко о главном
Фото Татьяны Третьяковой и из блога How we Montessori
Мини-курсы для родителей от 199 руб.
Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов