что делать если ребенка обзывают в лагере
Насмешки, бойкот, издевательства: как защитить ребенка
Если ребенка обижают в школе и летнем лагере
Многие — и дети, и взрослые — заблуждаются относительно того, кто может стать жертвой травли (моббинга, буллинга). «Неудивительно, что над ним издеваются, ведь он такой нечистоплотный, необычный, вызывающий, шумный, неуклюжий, непохожий на других. » Выходит, что некоторые люди заслуживают издевательств, что уязвимые дети сами виноваты в том, что их делают изгоями? Это такой же предрассудок, как идея, что жертвы изнасилования сами провоцируют его. Никто не становится жертвой травли, насмешек и бойкота потому, что он это заслужил.
Кто и почему становится жертвой травли
Раньше считалось, что жертвами травли становятся дети, которые в чем-то хуже других: те, кто не могут себя защитить, странно выглядят или как-то еще отличаются от остальных. До сих пор многие думают, что только дети, имеющие какие-либо физические недостатки, становятся объектом насмешек и издевательств. Слишком толстые, слишком худые, рыжеволосые, веснушчатые, прыщавые, очкарики. Еще считается, что частые жертвы травли — те, кто провоцируют других своим поведением.
Современные исследования и практический опыт показывают, что жертвы травли выбираются относительно случайно и с тем же успехом ими могут стать красивые и умные дети, вызывающие чувство зависти своими достижениями в учебе или спорте.
Однако у всех жертв есть одна общая черта: дети и подростки, ставшие объектом издевательств, чаще всего обладают повышенной чувствительностью. Они могут показать свой страх, заплакать, попытаться спрятаться, их легко обидеть и разозлить. Другими словами, они реагируют именно так, как нужно преследователям, они демонстрируют свою слабость. Именно уязвимость жертвы дает агрессору желанное чувство превосходства.
История моей дочери
Когда моя дочь подверглась преследованиям в школе, один из учителей сказал нам, что в этом нет ничего странного. Она была особенной, отличалась от других, и остальным детям было трудно принять ее чувствительность и способности к учебе.
Нас, родителей, убедительно просили проявить понимание и поменьше беседовать с ней на школьные темы, чтобы уменьшить разрыв в знаниях между ней и другими учениками. Нам также посоветовали научить ее скрывать свое обостренное чувство справедливости, поскольку оно непонятно остальным детям. Все это нам пришлось выслушать после того, как она один-единственный раз ясно и однозначно высказалась в защиту своих интересов во время школьного похода, в котором другие дети намеренно игнорировали ее.
Фактически нам предложили «немного изменить» нашу дочь. «Сделать» ее похожей на других детей, чтобы она перестала быть предметом насмешек.
Мы попытались рассказать учителю о ее открытом, любознательном и неуемном характере, о том, что невозможно не отвечать на ее бесконечные вопросы и что мы скорее следовали за ней в ее развитии, нежели сознательно пытались сделать ее непохожей на других, как это представила школьная администрация. Мы хотели, чтобы наша девочка оставалась такой, какая есть.
При этом администрация школы не выразила никакой готовности принять меры в связи с жестокостью других учеников по отношению к нашей девочке. Нам ясно дали понять, что мы единственные, у кого есть проблемы, что проблема — в нас самих.
История могла быть совсем иной, если бы школьная администрация признала проблему и согласилась принять соответствующие меры. Во-первых, оказать влияние на позицию других учеников, а во-вторых, помочь моей дочери наладить с ними отношения.
Признаки жертвы
Не всегда легко заметить, что ваши собственные или чужие дети подвергаются травле. Вероятно, это связано с тем, что мы не хотим видеть того, чего опасаемся, а значит, и не ищем соответствующих признаков. Многие дети пытаются компенсировать проблемы и притворяются, что все хорошо. Интуиция подсказывает нам, что что-то не так, что у ребенка далеко не все в порядке, но мы никак не можем найти, за что уцепиться.
Вы должны насторожиться, если ребенок:
Кроме того, у детей, подвергающихся травле, стресс часто проявляется физиологическим образом: они теряют аппетит, плохо спят, страдают ночными кошмарами, плачут во сне. Их мучают головные боли, часто они начинают физически вредить самим себе.
Что делать, если ваш ребенок подвергся преследованиям
Какие действия можно считать травлей? Если ребенку кажется, что его часто обижают, дразнят или донимают придирками, — именно от этого, а не от собственного понимания ситуации вы должны отталкиваться в разговоре с ним. Это очень важно — психологические травмы человека, подвергшегося преследованиям, вытекают из его личного восприятия ситуации.
Таким образом, вы всегда должны принимать всерьез чувства ребенка и верить тому, что он вам рассказывает. Вам может показаться, что речь идет о самых обычных вещах, которые вполне можно вытерпеть, но отнеситесь к этому серьезно.
Как поступать, если ваш ребенок оказался в трудном положении:
Что делать родителям, когда детей обижают в школе и лагере, куда жаловаться если ребенка обижают в школе.
Школьная пора – начинающий путь к самостоятельной жизни. Школьных конфликтов практически избежать нельзя. Ссоры возникают между сверстниками, детьми постарше. Встречаются недомолвки, придирки со стороны педагогов. Как реагировать, что делать родителям, когда ребенка обижают в школе.
Почему ребенка обижают в школе?
К сожалению, даже в самых показательных классах имеются сорванцы, хулиганы, которым нет ничего проще, как обидеть ребят. Есть случаи, когда старшие дети придираются, высмеивают младших.
Основные причины, по которым конфликтная ситуация сможет возникнуть:
Обиды характеризуются по-разному. Одно дело, когда толкаются на перемене по случайности или мальчишка дергает девочку за косу, другое дело – ребенка обижают сверстники и он плачет. Ссоры между сверстниками свидетельствуют о низкой самооценки, нерешительности, проблеме в общении школьника.
Для разрешения проблемы стоит подключать классного руководителя: кто, как не учитель знает характеристику каждого ученика. Родителям надо тщательно вникнуть в проблему, выяснить по какой причине произошла ссора. Возможно, инициатором стал сам сын (дочка): периодами ведет себя вызывающе, агрессивно.
Хуже нет, когда дети обижены. Обиды, конфликты, ссоры в школе и в результате плохие последствия: ребенок не захочет посещать школу, пропадет желание учиться, общаться с одноклассниками, замкнется в себе.
Что делать, если ребенка обижают в школе?
В момент, когда обида, ссора отражается на здоровье, успеваемости сына (дочки) родителям необходимо срочно принимать меры. Для благополучного решения проблемы нельзя пренебрегать советами психолога.
Советы психолога, если ребенка обижают в школе:
Редко, но все же встречаются жестокие детки. Скорее, это ребята из неблагополучных семей. Не дай Бог попасться им в руки. Обычно детей-тихонь «вылавливают» после уроков и начинают мучить, издеваться, придираться. Такие ситуации расцениваются, как детская жестокость, которые требуют немедленного вмешательства директора школы, правоохранительных органов.
Нельзя все нюансы воспитания детей взваливать на учителей, тренеров, классных руководителей. Чтобы избежать конфликтов со сверстниками, родители должны проводить беседы, учить ребят раскрываться с положительных сторон, найти метод решения проблем с точки зрения психологии, а не драки. Тогда дети поймут, что они — сильная личность, уверенны в своих силах, смогут постоять за себя в любой ситуации.
Соседский ребенок аутист обижает детей. Детки — аутисты, как правило, одиноки в плане общения с другими детьми. Они предпочитают находиться в одиночестве. Ошибочно мнение, когда говорят, что соседский ребенок — аутист обижает детей. Аутистов считают детьми особенными: мысли свои выражают жестами, речь часто невнятная, в звуках наблюдаются нотки агрессии.
Когда на детской площадке играют дети и ребенок – аутист, родители должны подготовить сыновей, дочерей: объяснить, что особенный ребенок сможет проявить агрессию, так как часто таких детей обижают. Аутистам не нравится, что с ними хотят завести беседу, поэтому детки, проявляя агрессию, дают понять отстать собеседнику. Никаких признаков обид быть не может.
Для реализации защиты детей, порой, требуются регулярные звонки директору школы, участковому. На случай когда классный руководитель игнорирует происходящие конфликты, родителям необходимо самостоятельно искать выход. Походы в милицию, школу должны продолжаться пока родитель не увидит, что дитя в полной безопасности.
Что делать, если ребенка обижают в детском лагере?
Не всегда летние поездки в детский лагерь бывают безоблачными и радостными. Иногда случается так, что ребенок не вписывается в коллектив. А так как детям свойственно проявлять жестокость, то часто такого ребенка обижают в лагере.
Причины. В первую очередь надо понимать, что на пустом месте такая проблема не возникает. Наверняка уже были конфликты со сверстниками в школе или во дворе. Скорее всего ребенок уже сообщал или намекал, что у него есть проблемы в общении. Некоторые дети не особо любят говорить о своих неудачах, тогда о существующей проблеме можно догадаться по угрюмому поведению, плохому настроению по возвращении из школы.
Помощь родителей. Не стоит игнорировать и делать вид, что все в порядке. Если ребенка обижают – ему надо помочь. Мягко разговорить, стараясь не обидеть, внимательно выслушать, дать дельный совет. Советы надо давать с умом. Это не должны быть общие фразы с абстрактным смыслом «в целом» и «в общем». Дети этого не понимают. Совет должен быть из разряда: «тебе скажут это, а ты говори то». Или: «тебе сделают это, а ты сделай вот так». И, конечно, потом обсудить уже новую ситуацию – что изменилось.
Если есть проблема, то перед отправкой ребенка в детский лагерь, стоит подготовить его, чтобы потом слушать по телефону, не как обижают ребенка в лагере, а как он со всеми нашел общий язык и как ему там весело.
Ребенок — белая ворона. Возможно у вашего любимого чада есть какой-то недостаток, который в ваших глазах таковым может и не является. Но надо помнить, что детский коллектив – это особая среда. Там любой, даже самый незаметный недостаток будет преувеличен, выставлен на всеобщее обозрение и осмеян. И находится в такой атмосфере тяжело даже видавшему виды взрослому, что уж говорить о ребенке.
Что это могут быть за «недостатки»:
Еще до поездки в лагерь следует убедить ребенка в его «нормальности» и научить парировать насмешки ровесников.
Ну и конечно, нужно помочь ребенку справиться со своими «недостатками» — найти возможность и купить то, что есть у всех, а у него пока нет, возможно отдать в спортивную школу, купить модную одежду, отдать в театральный кружок, где он избавится от застенчивости и научится базовым навыкам общения.
Персонал лагеря. Итак, плотная работа с ребенком проведена. Настало долгожданное время поездки в лагерь. Родителям на этом не стоит успокаиваться – все-таки любимое чадо далеко, поддержки близких нет, может случиться все что угодно. А значит стоит поговорить с вожатым, заручиться его поддержкой в случае, если он увидит, что ребенка обижают в лагере – немедленно принять меры и помочь ему.
Постоянная связь. Большой помощью будут обычные телефонные разговоры по душам. Обязательно снабдите своего ребенка мобильным телефоном. Пусть у него будет возможность рассказать, что случилось за день, а у вас – возможность поддержать советом.
Безусловно, это кропотливая работа, которая за один день не проводится. Необходимо проявить большое терпение и настойчивость. Зато награда – уверенный в себе и успешный в будущем ребенок.
Куда обращаться, если обижают ребенка?
Бывают в жизни ситуации, когда силами семьи не справиться, если ребенка обижают в каком-либо учреждении – школе или это сильно назревший конфликт во дворе, в детском саду. В таких случаях дело усугубляется тем, что обидчиками могут быть взрослые, и хуже всего, если это самые близкие люди – родители.
Куда обратиться, если обижают ребенка родители? Без сомнения, сидеть сложа руки нельзя. У каждого есть право на сохранение своего достоинства и у детей тоже. Но им в этом следует помочь, ведь они еще мало знают о своих правах.
Куда жаловаться, если обижают приемных детей? Обратиться также нужно в отдел опеки. Но бывает, что ситуация сильно накаляется, случается рукоприкладство. Тогда следует вызывать полицию, а они, в свою очередь передадут дело в отдел по делам несовершеннолетних и в отдел опеки и попечительства.
Нельзя оставаться равнодушным, когда где-то рядом обижают ребенка. Детская душа – нежная и ранимая, оттого обида, нанесенная ей – куда большее преступление, чем обида взрослому. Ведь ребенок – зависим от нас, от взрослых. Оказывая помощь детям, мы учим их милосердию и прощению.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Насилие в лагере. Как понять, что ребенку там плохо
В лагере риск буллинга возрастает
Когда десятилетний Миша вернулся из лагеря, его мама стала разбирать вещи сына. Вдруг она услышала, что на мобильный мальчика пришло сообщение. Это был короткий ролик, в котором старшие дети заставляли Мишу делать то, что на юридическом языке называется «действиями сексуального характера». Подростки сняли все на телефон и шантажировали мальчика, обещая отправить ролик его одноклассникам.
Анна Межова. Фото: Facebook
Эту историю «Правмиру» рассказали в фонде «Сохраняя жизнь» — мама Миши обратилась к ним за помощью. За последние три года обращения о насилии в детских лагерях стали более частыми, говорит президент фонда Анна Межова. Но по результатам опроса, который проводил фонд, выяснилось, что бóльшая часть родителей о насилии в лагерях не знает и даже не догадывается, что такое возможно.
Как и в любом закрытом пространстве, в лагере риск буллинга возрастает, отмечает Мария Зеленова — клинический и кризисный психолог, эксперт благотворительной организации «Журавлик» и программы «Травли NET».
В каждую смену формируется неформальная иерархия, это неизбежное следствие групповой динамики.
— В любой группе кто-то будет пытаться занять место под солнцем. Если это происходит хаотично и взрослые этим процессом не управляют, то иногда возникает агрессия. Здесь важно, чтобы взрослые вовремя замечали, если что-то идет не так, — комментирует эксперт.
— Собирательный портрет такого ребенка может быть следующим: заниженная самооценка, неумение конструктивно обосновывать свою точку зрения, повышенная обидчивость, ведомость, низкая прогностичность и критичность собственных действий, недостаточный эмоциональный контакт с родителями, отсутствие в окружении ребенка значимых взрослых, к которым он мог бы обратиться за помощью.
Если ребенок столкнулся с такой ситуацией впервые, возможно, неудачно собрался подростковый коллектив. Но скорее это исключение, чем правило, отметила Федотова.
— Цеплять булли и его группу будет то, что конкретно у них «болит». Это может быть как цвет волос или кожи, так и религия, социальный статус, причиной может стать и случайная шутка, к которой располагала ситуация. На самом деле это трагедия. Для ребенка это сильнейшая травма: она приносит ощущение бессилия, бесконечной вины, сомнения в себе, разрушенную самооценку и большой комплекс невротических переживаний.
По опыту работы в фонде «Сохраняя жизнь» Анна Межова видит, что дети-агрессоры чаще всего сами нуждаются в помощи. Когда специалисты начинают разбирать ситуации, выясняется, что дети, которые ведут себя агрессивно по отношению к другим, раньше подвергались насилию. «Насилие» здесь определяется широко, в том числе — пренебрежение первичными потребностями ребенка. Например, родители его не кормили, у него не было чистой одежды, он постоянно находился с неблагополучными людьми, его били.
— К нам обращались по разным поводам. Самый условно «безобидный», но на самом деле очень травматичный для ребенка — когда сшивают или прячут его одежду. И тогда ребенок вынужден бегать голым по отряду, — рассказывает Межова.
«Нельзя спускать происходящее с рук»
Мария Зеленова. Фото: Instagram
Часто всю ответственность жертва сексуализированного насилия возлагает на себя. Ей тяжело попросить о помощи и рассказать о том, что с ней так поступили. Это естественное поведение человека, который чувствует себя глубоко травмированным. Поэтому важно поддержать жертву и вернуть ответственность за произошедшее агрессору и руководству лагеря, говорит Мария Зеленова. Родителям нужно снимать с ребенка чувство вины и слушать его, разговаривать с ним, если он готов. Если же нет — поддерживать, водить к психологу и первое время, вероятно, прибегнуть к медикаментозной поддержке психотерапевта.
— Нельзя спускать происходящее с рук, потому что в лагере эта ситуация может повториться вновь. Должна быть проведена и постконфликтная работа, и профилактическая на будущее. И родители агрессора тоже должны проводить работу со своим ребенком, не пускать ситуацию на самотек. Потому что если ребенок или подросток прибегает к такой жестокости, то это не сигнал о том, что он здоров и счастлив. Ему также необходима психологическая терапия, чтобы разобрать его внутренние конфликты и побуждающие мотивы, — заключает психолог.
Директор учебно-методического центра в «Орленке» Валентина Федотова тоже уверена, что первая и самая важная функция взрослых, которые узнали о ситуации, — не усугублять самовосприятие ребенка, не возлагать на него чувство вины и не подкреплять чувство стыда по принципу «утонешь — домой не приходи».
— В насилии всегда виноват насильник, а не жертва насилия, даже если жертва вела себя вызывающе.
Это насильник не смог взять под контроль свои порывы и желания, именно насильник переступил морально-этические нормы и закон, и именно насильник должен быть наказан. Такие случаи не должны утаиваться, иначе у насильника подкрепляется уверенность в своей вседозволенности, — подчеркивает Федотова.
Инструкция для родителей
Родителям, которые собираются отправить своего ребенка в детский лагерь, психологи Ольга Кострицына и Мария Зеленова дают следующие рекомендации.
— Если ребенок умеет постоять за себя и может сказать «нет», то другие начинают его уважать и не пытаются к нему приставать. В таком случае жертвой агрессии он не станет, — объясняет Ольга Кострицына. — Дети, которые задирают других детей, выбирают ребенка, который воспитан как жертва: которому стыдно, который зависит от чужого мнения и боится лишний раз что-то сказать.
Если ребенку плохо, как правило, он настойчиво будет проситься домой.
В рамках президентского гранта фонд «Сохраняя жизнь» создал проект «Ребенок под защитой» в Facebook и других соцсетях. Это ресурс для родителей, где будут публиковаться советы и рекомендации. Там же родители могут задать вопрос психологам фонда и попросить совета в конкретных ситуациях.
Как вожатым не допустить или преодолеть травлю в отряде. Практические советы
Я хочу представить вашему вниманию презентацию, которую создала для тренинга с московскими вожатыми в рамках Московского Вожатория. Началось время летних лагерей и каждый год родители мне рассказывают истории о детях, которые в том или ином лагере стали изгоями или объектом травли. И ни разу я еще не слышала от родителей упоминаний о том, что сами вожатые рассказали родителям о проблеме или помогли ее решить. И это понятно. Почитайте мою статью на нашем сайте, которая возникла на основании результатов анкетирования молодых вожатых — «Вожатым о вожатых, или У смены есть начало, но у смены нет конца».
Какая картина мира сформировалась у них? Правда на стороне того, кто использует силу. И не стоит обращаться за помощью ко взрослым — нужно самим решать такие ситуации с применением силы. Если бы вожатые начинали каждую смену с обсуждения правил поведения в лагере, включающих обязательный пункт о моббинге/буллинге, если бы было озвучено отношение вожатых к этой проблеме в начале смены, проговорены меры и способы преодоления травли, а дети — предупреждены, то мальчики в той комнате могли бы иметь шанс обратиться к вожатому за помощью, а не заниматься самоуправством. Разбитый нос, скорее всего, никак не повлияет на поведение того парнишки. Возможно, он сделает вывод о том, что ему тоже нужно по любому поводу пускать в ход кулаки, так как правда на стороне сильнейшего. Если мы не будем учить наших детей вести переговоры и разруливать ситуацию с помощью слов, то они так и привыкнут решать все кулаками. Важно, чтобы администрация лагеря не замалчивала эти ситуации и занималась их профилактикой. И моя презентация должна помочь вожатым и администрациям летних лагерей научиться предупреждать и преодолевать подростковый моббинг/буллинг на раннем этапе. Кейсы, которые я здесь разбираю, предоставлены мне вожатыми.
Особенности моббинга/буллинга в отряде
Собирается новый коллектив и очень мало времени на узнавание.
Ребята судят друг о друге по первым проявлениям или внешности.
Этот «эффект» первого восприятия и определяет дальнейшее «принятие» или «непринятие» ребенка отрядом.
Очень быстро устанавливается иерархия в отряде/в комнате.
Действия вожатых в начале смены
Необходимо очень быстро узнать детей и понять, кто на что «способен».
Правильно провести знакомство между ребятами.
Узнать как можно больше о том, что им нравится и не нравится делать, что у них получается лучше всего.
Определить «лидера» и возможного «аутсайдера» отряда.
Внимательно наблюдать за формированием дружеских групп и за действиями «лидера»/»лидеров».
Подружиться с «лидером» и «аутсайдером». Возложить на них определенные миссии, наделить их полномочиями.
Трудности вожатого
Вожатые часто не имеют возможности поддерживать контакт с родителями.
Вожатые создают впечатление о ребенке со слов ребенка и его первым проявлениям.
Вожатым необходимо очень быстро принимать решения, чтобы не допустить развития моббинга/буллинга.
Вожатый впервые сталкивается с ситуацией травли и не знает, как действовать.
Вожатый сам когда-то в детстве был участником травли в одной из ролей – агрессор, помощник агрессора, жертва, помощник жертвы, наблюдатель. И он будет руководствоваться своим опытом или ничего не станет предпринимать, замкнется, так как сам получил в детстве психологическую травму и не переработал ее.
Как узнать о детях в начале смены
Общая беседа – знакомство, разговор по душам о сотрудничестве, о том, кто что умеет и хочет делать.
Индивидуальная беседа с каждым ребенком (может проходить в течение всей смены в несколько этапов).
Разговор с родителями о ребенке.
Особенно обращать внимание на состояние детей с особыми потребностями, выяснить у них и их родителей, что им больше всего нравится делать, и дать им поручения, которые бы соответствовали их склонностям.
Что должен сделать вожатый, чтобы первым узнать о травле в отряде
В первой беседе рассказать детям, что такое моббинг, вспомнить книги/фильмы, которые они могли читать/видеть и четко обозначить свою позицию по проблеме, предупредив, что не допустит, чтобы отдых был испорчен.
Установить доверительные отношения с активными ребятами и теми, кто любит получать поручения.
Рассказать о себе во время знакомства. И, в том числе, о своих трудностях, которые пришлось в детстве преодолевать и об успешном их преодолении.
Обратить внимание ребят на то, что очень многие люди в их возрасте во всем мире оказываются в такой ситуации и выйти из нее помогают, друзья и старшие товарищи, которым доверяют, поэтому писатели пишу об этом книги.
Четко сформулировать мысль о том, что дети смогут с ним поделиться всеми своими проблемами, он поможет их решить.
Показать и обсудить социальные видеоролики, посвященные преодолению травли в подростковой среде.
Как определить, что ребенка травят
Ребенок замкнутый, угнетенный, плаксивый.
Ребенок не может сосредоточиться.
Ребенок часто накидывает на голову одеяло или прячется где-то, находится в стороне.
Ребенок плохо идет на контакт и не отвечает на вопросы.
Ребенка не поздравляют с днем рождения.
С ребенком никто не хочет дружить или даже стоять в паре.
Над ребенком часто смеются.
Ребенок стесняется новых вещей и боится привлечь к себе внимание новым рюкзаком или курткой, новой прической.
Вещи ребенка часто портят, либо он слишком часто их «теряет».
Ребенок отказывается принимать участие в мероприятиях.
Старается держаться ближе к взрослым.
Главные умения вожатого
Умение видеть и слышать, наблюдая за словами и действиями детей.
Умение оценивать невербальную коммуникацию.
Умения доверительно разговаривать с детьми.
Умение проявлять деликатность и такт в общении с детьми, не вынося на общий разговор то, что можно сказать с глазу на глаз.
Умение быстро реагировать, не откладывая реакцию «на потом».
Умение стать для детей за короткий срок авторитетным человеком и старшим другом.
Кейс №1: «Он шагает не в ногу»
Ребенок не хочет выполнять то, что выполняет весь отряд. Он предпочитает читать или гулять в одиночестве или с другом, отвечая вожатому, что «приехал отдыхать».
Действия вожатого (выбрать правильные ответы):
При всем отряде скажет ребенку, что он «не должен быть лучше других и не должен претендовать на особое положение, а должен подчиняться общей дисциплине»
Пригрозит, что расскажет родителям.
Пригрозит, что оставит без обеда/ужина/экскурсии/спортивных соревнований/дискотеки.
Начнет высмеивать перед отрядом: «он у нас исключительный. Поэтому давайте его исключим из нашей интересной жизни».
Возьмет «паузу» и даст ребенку время на отдых и акклиматизацию, предупредив его о том, через некоторое время попросит и его пойти навстречу его просьбам.
Будет игнорировать с другими ребятами такое поведение, не включая его в интересные мероприятия, но через некоторое время предложить ему, как бы между прочим, выступить или помочь вожатому.
Поговорит с ребенком с глазу на глаз и попробует узнать, что ребенку нравится делать, что получается у него лучше всего, и поручит такое дело или наделит миссией или ролью, которая бы ему нравилась.
Доверительно скажет, что он обязан в силу своей должности организовывать ребят и всех видеть и каждому находить дело. Поэтому попросит ребенка помочь ему найти ему дело.
Кейс №2: «Уберите улиток!»
Мальчик 9 лет не хотел участвовать в жизни отряда. Он ничем не интересовался, не помогал ребятам. Однажды, он стал собирать улиток, сажать их в банки и кормить. И этот процесс его по-настоящему захватил. Его стали подтравливать всем отрядом за то, что улитки расползлись и пугали других детей. Разгорался конфликт, и наметилась травля. Мальчик уперся и не хотел входить в положение тех, кому не нравилось просыпаться с улиткой на подушке. Ребенок не виноват в этой ситуации.
Что делать в этой ситуации вожатому?
Кейс №3: «Мы с ней не хотим жить в одной комнате!»
Вожатый узнают, что в отряде не любят одну девочку и пытаются сделать так, чтобы она перешла в другой отряд или переселилась в другую комнату.
Как поступить вожатому в этой ситуации?
Поговорить с девочкой и узнать, в чем причина гонений. Посоветовать ей, как себя вести в этой ситуации.
Поговорить с лидерами той группы, которая травит, и узнать причину.
Придумать такое общее дело, в котором можно было бы задействовать талант девочки или ее знания.
Наделить ее особыми полномочиями.
Загрузить детей так, чтобы они с ног валились.
Пригрозить, что если узнает, что травля продолжается, то лишит всех чего-то важного и интересного.
Собрать отряд и рассказать о моббинге/буллинге.
Собрать отряд на фильм «Чучело» или расскажет им о замечательной книге Изабель Арсено «Джейн, лис и я», показывая иллюстрации и рассказывая о жанрах – комиксе и о о графическом романе/рассказе. Жанр этой книги – графический рассказ. Обсудить книгу. Попросить создать свой рассказ о жизни в комнате и нарисовать его. Как нарисовать одиночество? Как нарисовать грусть? Можно устроить конкурс комиксов или графических историй о том, как помочь ребенку, который оказался изгоем в отряде или в классе.
Показать ребятам графический рассказ Тассиеса «Украденные имена» и обсудить все возможные роли в ситуации травли и то, как может чувствовать себя тот, над кем издеваются.
Рассказать о книге Анники Тор «Правда или последствия» (девичья ситуация). Вместе почитать и обсудить.
Рассказать о книге Али Бенджамин «Доклад о медузах» или вместе почитать из нее отрывки (тема распавшейся дружбы и предательства в девичьей среде)
Рассказать о книге Дэвида Алмонда «Огнеглотатель» (ситуация «новенького» и защиты собственного достоинства).
Рассказать и прочитать вместе с ребятами книгу Луиса Сашара «Ямы» ( о тяжелой жизни мальчиков в летнем трудовом лагере).
Рассказать о любой другой книге, которая есть в антимоббинговом списке книг на нашем сайте. У вожатого под рукой всегда должна быть хотя бы одна книга из этого списка.
Кейс №4: «Он — черный! Мы не хотим с ним жить в одной комнате!»
Если в отряде есть дети с другим цветом кожи или просто – Другие, непохожие на остальных, и в отряде их начинают игнорировать и издеваться над ними, то вожатый обязан объяснить детям в отряде, что такое дискриминация. Вспомнить исторические примеры. Рассказать о жертвах дискриминации по всему миру. Упомянуть о том, что в мире есть специальные международные дни: Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, Международный день мигранта, Международный день памяти жертв работорговли и её ликвидации, Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.
И самое главное, что должен донести вожатый до детей – дискриминация по расовому и половому признаку находится уже за пределами моббинга. Статьи о дискриминации входят в уголовное право и такое преследование наказуемо во всем мире ( а за их поступки, связанные с дискриминацией, будут отвечать родители). И современным людям в условиях стремительного развития НТП стыдно и недостойно преследовать других людей за их вероисповедание, цвет кожи, сексуальную ориентацию, физические недостатки, так, как это было в прошлых столетиях, когда уровень развития человека был еще не таким высоким.
В ситуации, когда вожатый не может справиться с повторяющимися проявлениями травли в отряде, он должен обратиться к руководителю смены или лагеря и рассказать, что имеет место подростковая травля. В разговоре с администрацией лагеря и с родителями лучше использовать термины «моббинг» и «буллинг».