что делать если приходят смс о займе денег
«Ваша заявка одобрена»: что делать, если вам приходят СМС о выдаче займа
«Ваша заявка одобрена»
Мошенники активно пользуются утечками данных в сеть. Россияне все чаще получают сомнительные сообщения о якобы одобренных кредитах. Юристы рассказали, стоит ли обращать внимания на такие эсэмэски, возможно ли оформление кредитного договора без ведома заемщика и что делать в случае требований оплаты чужих долгов.
По данным Центробанка, в третьем квартале прошлого года россияне потратили 2,5 млрд. руб., сами того не зная. В такую сумму оценивается объем операций по картам и электронным кошелькам без согласия клиента. Вернуть удалось лишь 13% средств. Для сравнения, в июле-сентябре 2019-го цифра составляла 1,9 млрд. руб. При этом процент возмещенных средств был аналогичным, констатирует екатеринбургский портал «E1.ru». Следовательно, злоумышленники начали активнее «пользоваться» чужими деньгами, тогда как возвращать украденное стало сложнее.
«Заявка одобрена»
«Дело в том, что если вы нормальный клиент банка, то информация о вас, о вашем телефоне есть везде. Допустим, если я как частное лицо хочу выбрать клиента, которому можно дать денег под проценты, я легко могу купить на информационном рынке эту базу и по ней сидеть и прозванивать. Потому что я буду знать, что у них нормальная кредитная история, и если они отдали пять-шесть-семь займов до меня, то мой заем они с большой вероятностью тоже отдадут», поясняет юрист.
Кредитный спам нередко приходит от банка, где оформлена зарплатная карта: это нормальное явление. Другое дело, когда сообщения шлют непонятные и сомнительные компании. Персональные данные запросто могут оказаться у микрофинансовых организаций (МФО) и кредитных кооперативов. По оценкам экспертов по IT-безопасности, сведения о банковских заемщиках уже полтора десятилетия гуляют по рукам.
Партнер адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» Андрей Конышев указывает на беспрецедентное раскрытие персональных данных в наши дни.
Можно обратиться в полицию с жалобой на навязываемую надоедливыми спамерами рекламу. Но вряд ли удастся добиться должного результата, несмотря на то, что завладевшие данными фактически убеждают жертву в одобрении ненужного кредита.
Навешивание кредита
Дамир Садритдинов называет спам от кредитных организаций – небольшой бедой. Гораздо хуже, когда паспортными данными пользуются мошенники для оформления займа на подставное лицо. Это не составляет большого труда для «умельцев» проворачивать подобные схемы.
«Я сейчас как раз занимаюсь двумя делами, в ходе работы над одним я глубоко копал информацию, связанную с тем, что в мобильном приложении «Сбера» и ВТБ привязывается мобильный банк к самой трубке, — рассказывает адвокат. — Если владелец эту трубку потерял, а другой (мошенник) нашел, то он может, в принципе, при помощи этой трубочки зайти в мобильный банк и провести любые операции. Ответственность за использование трубки с привязанным к ней мобильным банком несет сам клиент банка. Это написано в правилах, но про них мало кто помнит и знает. Другая технология — делают клон симки через операторов связи и при помощи этого клона заходят в мобильный банк. Получается, что официально заходит владелец, клиент банка. Технически, если человек сделал клон симки и у него есть ваши паспортные данные, то он запросто может оформить кредит на ваше имя».
Андрей Конышев согласен с мнением коллеги. Он называет навешивание кредитов распространенным видом мошенничества. В 2021-м тенденция пошла на спад, но в период пандемии и до нее россияне нередко обращались к нему с такой проблемой.
Как доказать правоту
При отсутствии судебного решения по факту незаконного оформления кредита, следует обратиться в банк с требованием предоставить экземпляр договора и фото человека, подписавшего его по чужим документам. Такую информацию кредитор обязан передать: фактически человек просит свои же данные, хотя кредит оформляло неизвестное лицо, говорит Дамир Садритдинов.
Также непричастность можно доказать, указав на подпись в кредитном договоре, которая явно отличается от подписи настоящего владельца документа.
Как узнать о наличии кредита
Дамир Садритдинов называет элементарной возможностью узнать о выдаче неоформленного кредита по СМС-сообщению от банка об операции по счету. Закон о Национальной платежной системе обязывает финансовые организации приостанавливать транзакции, если клиент в течение суток сообщит о своих подозрениях. Но, к сожалению, отсутствует правовая норма, обязывающая банки информировать непосредственно о выдаче заемных средств.
Но о «чужом» займе в МФО клиент зачастую узнает при получении претензии от кредитора или по факту вынесения судебного приказа о взыскании определенной суммы. Если же начинают донимать коллекторы, то скорей всего с момента выдачи денег прошел минимум год…
Как защититься
Переживающим за чистоту кредитной истории специалисты рекомендуют каждый месяц делать запросы в бюро кредитных историй. Бесплатно такая процедура доступна лишь раз в год. В остальное время стоимость запроса составляет 400-1000 руб. в зависимости от сервиса.
Лучше всего – жить по средствам, не вестись на телефонные сообщения и ненужные покупки. Кредитные средства надо использовать лишь для ипотеки, на остальные вещи можно заработать.
Как распознать мошенников
При решении перезвонить по указанному в СМС номере и взять кредитные средства, юристы советуют обращать внимание на определенные нюансы. Серьезные организации никогда не требуют комиссии за одобрение заявки, предоплаты, оплаты страховки, курьерской доставки или иных услуг. Если просят какой-либо блиц-перевод – это должно минимум насторожить.
Во-вторых, можно найти организацию, которая прислала СМС, в интернете (но ни в коем случае не переходите по ссылкам в сообщении). Если у компании есть сайт, проверьте, чтобы там был адрес, телефон горячей линии или городской номер, электронная почта, сведения о лицензии, выданной Банком России и подтверждающей право на деятельность. В реестре ЦБ нет организации, которая предлагает кредит? Передайте данные о ней в полицию или Роспотребнадзор, советуют эксперты.
Еще одним ключевым моментом юристы называют запутанные условия кредитования без всяких требований к заемщику. Солидные финансовые организации четко все прописывают и ничего не скрывают. К тому же банки и МФО обязательно проверяют кредитную историю потенциального заемщика. Безразличие к ней свидетельствует об обмане. В этом случае эксперты также рекомендуют передавать сведения о мошенниках в правоохранительные органы.
Как быть, если пришел микрозаем, который вы не брали
Оформление микрозаймов без согласия клиентов — новый вид мошенничества
В сфере выдачи микрозаймов в последнее время всё чаще встречается новый вид мошенничества. Недобропорядочные микрофинансовые организации (МФО) оформляют микрозаймы без согласия клиентов, и физлицу на карту поступает сумма выданного займа. В результате у человека образуется долг, к которому он не имеет отношения.
Это мошенничество имеет две разновидности:
О том, как в действительности происходит получение микрозайма, рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к К+, получите прямо сейчас пробный онлайн-доступ к системе бесплатно.
Что предпринять при получении микрозайма без своего согласия
Стать жертвой подобного мошенничества может любой человек. Что же предпринять, если вы столкнулись с получением микрозайма, на который не давали согласия?
Во-первых, не следует вести никаких переговоров с недобропорядочным МФО. Их представители будут пытаться активно связаться с клиентом и убедить его оплатить проценты или подписать обманным путем согласие на микрокредит. Никаких кодов из СМС передавать мошенникам не следует, как и соглашаться на любые предложенные ими схемы, которые якобы помогут выйти из данной ситуации.
Ответить мошенникам следует только то, что вы будете обращаться с жалобой в Центробанк и полицию.
Во-вторых, нельзя тратить полученные на карту деньги. По возможности до решения ситуации лучше вообще не пользоваться картой, т. е. не тратить не только деньги, поступившие от МФО, но и свои средства.
В-третьих, следует оперативно обратиться в банк с заявлением об ошибочном переводе. Заполнить его можно лично в отделении банка или онлайн, обратившись в службу поддержки банка. Наличие такого заявления подтвердит позицию физлица, что он не получал микрозаем добровольно.
В-четвертых, следует подать жалобу в уполномоченные органы, а именно в Центробанк и Роспотребнадзор. Электронные обращения можно подать на сайте каждой организации. Помимо этого можно подать заявление в полицию и прокуратуру.
В тексте обращения в каждое ведомство следует указать, что:
После того как ситуация с микрозаймом решится (это займет определенное время), следует перевыпустить карту. Основная причина такого мошенничества — утечка данных банковских карт. Новая карта позволит минимизировать риск повторной ситуации с получением микрозайма без согласия клиента.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Никаких процентов, которые начисляются за время разбирательств, клиент МФО не должен. Поэтому опасаться угроз МФО истребования их через суд, с помощью приставов или коллекторов не нужно.
Итоги
При получении на карту микрозайма, когда вы не давали на него согласия, необходимо подать жалобы в Центробанк, Роспотребнадзор, полицию и прокуратуру. Также следует обратиться в банк с заявлением об ошибочном переводе. Никаких кодов и прочих данных представителям МФО передавать не следует. Тратить полученные деньги также нельзя.
О новостях системы банковского обслуживания можно узнать в нашей рубрике «Банк».
Подскажите, как остановить СМС-спам от микрозаймов?
Ситуация у меня такая: мой бывший коллега по работе около полугода назад воспользовался услугами микрозаймовых компаний, где без моего ведома и согласия указал меня в роли своего поручителя, оставив им мой номер телефона и ФИО.
Так как коллега на довольно таки регулярной основе пользовался услугами микрозаймов, то у меня есть подозрения, что он оставил мои данные сразу в нескольких разных компаниях (если что, то речь идёт об Украине).
Собственно, проблема в том, что вот уже полгода мне идёт агрессивный и настойчивый СМС-спам из всех этих шарашкиных контор. Вот, например на скринев конце поста можно увидеть, что за последнюю неделю мне пришло 39 сообщений, при чём некоторые компании шлют мне свои сообщения чуть ли не через день!
Параллельно с СМС-ками, мне ещё по будним дням стабильно один-два раза в день названивают их агенты, спрашивающие, получал ли я их сообщение с предложением взять кредит или не хочу ли я узнать их «очень выгодные условия кредитования». Первое время я вежливо отнекивался, потом тупо сразу же клал трубку и тут же заносил этот номер в чёрный список. Ещё и как назло эти звонки были в самый неподходящий момент, когда я занят на работе или выхожу с пакетам в руках из магазина!
Вскоре я понял, что игнор – это бессмысленная затея, так как если они не могут дозвониться мне с одного своего номера, они следом набирают меня с другого номера и эти проклятые номера у них вообще не заканчиваются! На втором скрине в конце поста как раз те самые номера, заблокированные мною в первый месяц начала этой спам-эпопеи.
Так как отбоя от них не было, то в один прекрасный момент я решил – чёрт с вами, оформлю у парочки самых рьяных спамеров самый минимальный займ, только чтоб они от меня отстали, и потом тут же погашу его. Тем более, что первый кредит все компании почему-то предлагали под мизерный процент, и мне как-то не было жалко тех копеек суточной переплаты – лишь бы они успокоились уже и от отстали от меня!
Но за этим шагом последовали ещё более фатальные последствия, так как те конторы, где я тогда и оформил этот треклятый микрозайм, принялись писать и названивать мне уже с удвоенной силой! При чём я уже даже заметил интересную тенденцию: в начале недели они, как правило, предлагают мне взять у них кредит по промокоду на скидки на погашение процентов, к середине недели их планка уже опускается до 50%, а под конец недели они уже присылают мне промокоды на ещё большие скидки – дескать, ну может сейчас-то уже согласишься, а?
В общем, блокирование номеров не помогает абсолютно, функции блокировки сообщений с каких-либо конкретных номеров у меня на телефоне не предустмотрено, а полностью отключать службу приёма СМС я просто не могу, так как останусь тогда вообще без каких-либо уведомлений (например, от банка и прочих относительно полезных СМС-ок, типа когда абонент появился в сети). Также я пробовал спрашивать у пары операторов, которые мне звонили, что мне надо сделать, чтобы они удалили меня из своей рассылки СМС и вообще из всей своей базы данных. Вразумительных ответов я услышал только два. Первый: пишите письменное заявление, направляйте письмо на наш киевский адрес и мы потом только рассмотрим вашу челобитную (то есть, не факт, что удалят мои данные – только ведь рассмотрят мою просьбу!). Второй ответ: никак, так как мы не имеем какой-то своей базы данных, а всю информацию нам предоставляют партнёры, которых мы не имеем право разглашать налево и направо кому попало!
Что делать и как остановить это мракобесие я уже просто не представляю.
Люди добрые, пожалуйста, подскажите хоть какие-то варианты решения этой проблемы.
Как справиться с навязчивыми звонками от банков и МФО?
Спам-звонки и сообщения стали повседневным явлением, редкий человек не сталкивался с навязчивой телефонной рекламой. Простыми просьбами «прошу больше не беспокоить» данный вопрос не решить. Звонки и СМС продолжат поступать, пока абонент проявляет в ответ активность. Игнорируйте входящие вызовы, и интерес звонящих постепенно утихнет. Но не всегда этот способ приносит результат.
В этой статье мы расскажем вам, как справиться с рекламными звонками от банков и МФО. Вы найдете здесь подробные инструкции, которые помогут вам законно и без проблем отказаться от навязчивых рекламных сообщений и рассылок от банков и МФО. Также мы разберем здесь схожую ситуацию – когда от вас требуют вернуть чужой долг.
Возможные причины звонков, SMS и писем на почту
При обращении в банк или микрофинансовую компанию почти всегда нужно оставить номер мобильного телефона и подтвердить согласие на обработку данных. После этого ваш телефон попадает в базу обзвона колл-центра компании. Работники центра регулярно звонят по номерам в базе по различным поводам:
У меня положительная кредитная история и высокий кредитный рейтинг, поэтому из банков мне звонят регулярно. В зависимости от того, есть ли у меня свободное время и настроение, или нет, я могу либо пообщаться с менеджером, либо сразу сказать, что мне неинтересно его предложение. И второе происходит гораздо чаще, причем в большей степени потому, что с большинством звонящих невозможно разговаривать по-человечески.
Я думаю, что большинство людей так же, как и я, не отвечают согласием на предложения по простой причине — ни один банк, ни одна МФО и другие подобные учреждения на самом деле не думают о клиенте. Они просто хотят продать любой ценой. Но в современном мире, который перенасыщен предложениями, нужно в первую очередь говорить о выгоде для клиента.
Виталина Слепухова, журналист, автор статей для ВЗО
Кроме звонков, банки и микрофинансовые компании часто применяют рекламные рассылки. Они отправляют на номера телефонов и адреса электронной почты клиентов предложения оформить новый займ или кредит. Такие рассылки раздражают не так сильно, как навязчивые звонки, но они часто отвлекают и засоряют список сообщений.
Иногда вы можете получать сообщения с требованиями вернуть долг, который вы не брали. Ваш телефон может оказаться в базе обзвона коллекторского агентства, даже если вы никогда не оформляли кредиты или займы. Такое происходит по трем причинам:
По телефону часто работают мошенники, которые под предлогом оформления займа на выгодных условиях выманивают у жертвы паспортные данные и реквизиты банковской карты. Отличить телефонного мошенника можно по нескольким признакам:
Если окажется, что вам звонит мошенник, то вы можете просто добавить его в черный список. После звонка обратитесь в банк или микрофинансовую компанию и уточните, действительно ли в его колл-центре работает специалист с таким номером. Если выяснится, что такого работника здесь нет, то звонящий определенно был мошенником.
Если звонят и предлагают займы, кредиты или карты
Из банков или МФО постоянно названивают и предлагают супервыгодные условия, которые действуют только для вас и только сейчас? Это реклама, и подобные действия регулируются Федеральным законом «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Рекламные предложения по телефону допустимы только с разрешения абонента.
Если поступил звонок из организации, клиентом которой является человек, то наиболее вероятно, что, оформляя кредит или карту, он уже дал согласие на использование его личных данных и получение различного рода информации. Однако если рекламируют услуги банка или МФО, с которыми гражданин никогда не имел дела, это незаконно.
В большинстве случаев согласие на условия обработки персональных данных каждый клиент предоставляет автоматически — для этого достаточно поставить галочку или подпись. Мало кто тратит время на изучение текста соглашения, а там может содержаться информация о том, что оператор имеет право передавать полученные сведения третьим лицам, например другим банкам или микрофинансовым компаниям. Но любое согласие можно отозвать.
Как правило, звонки поступают проверенным клиентам, которые часто пользуются банковскими или микрофинансовыми услугами. Звонящий в этом случае говорит о предодобренном предложении на определенную сумму, пероснально разработанном для вас.
Но могут звонить случайным людям, чей телефон числится в базе потенциальных потребителей. Спамеры особенно активизируются перед крупными праздниками или во время действия специальных акций. Абоненту навязчиво рекомендуют взять деньги в долг, применяя психологическое давление.
Чтобы избавиться от рекламных звонков, свяжитесь со службой поддержки компании по официальному номеру горячей линии и попросите об удалении вашего телефона из базы колл-центра. Можно отправить электронное письмо с этой просьбой на адрес для обратной связи. Иногда этого достаточно для того, чтобы ваш телефон оставили в покое.
Отказ от звонков с помощью заявления
Если звонки продолжаются даже после вашей просьбы, обратитесь в компанию и напишите заявление в свободной форме. В нем попросите удалить ваш номер из базы обзвона. Заявление можно отправить лично или (если у компании нет офисов в вашем городе) по почте. После этого компания в большинстве случаев перестает звонить вам.
Как отмечает юрист компании «Крылов и партнеры» Валерия Петелина, вначале следует узнать как можно больше о звонящем. Попросите назвать его имя, должность и название организации, из которой он звонит. Обязательно спросите, есть ли у него разрешение на обработку ваших персональных данных. Разговор при этом желательно записать на диктофон.
В заявлении потребуйте:
В незнакомый банк нужно отправить запрос с просьбой сообщить источник получения ваших личных данных и запретить их дальнейшее использование. Нелишним будет установить специальную программу для записи телефонных переговоров. При разговоре об этом нужно предупредить собеседника.
Кроме того, можно отправить заявление оператору сотовой связи с просьбой заблокировать звонки и сообщения с определенного номера, так как они являются рекламными.
Другие способы избавления от звонков
Можно написать жалобу в ФАС. Именно это ведомство занимается нарушениями в сфере рекламного законодательства. В заявлении необходимо указать все известные факты, которые можно подтвердить документально. Приложите копии отправленных претензий в банк, МФО или сотовому оператору, скриншоты сообщений, детализацию звонков. Рассмотрение обращения занимает до 30 дней.
Также за защитой своих прав можно обратиться в суд, но чаще фиксируются отрицательные решения по подобным делам. Чтобы доказать получение морального ущерба от действий рекламодателей, придется немало потрудиться. Необходимо подготовить массу документов, оплатить государственную пошлину и услуги юриста, а присудят в лучшем случае пару тысяч рублей. Но звонки, скорее всего, прекратятся.
Самым простым способом убрать навязчивые звонки является добавление номеров в стоп-лист. Услугу блокировки спама предлагают за незначительную плату сотовые операторы. Можно также оформить подписку на определитель номера и не брать трубку от нежелательных организаций.
Если присылают SMS и сообщения на электронную почту
Отказаться от SMS-рассылки можно так же, как и от телефонной рекламы – достаточно сообщить об этом банку или микрофинансовой компании по телефону. Если это не помогло – напишите заявление об удалении номера из базы рассылки. После этого вы не будете получать рекламные сообщения.
Отписаться от рассылки по электронной почте проще. Обычно в каждом рекламном письме от банка или МФО всегда есть ссылка или кнопка «Отписаться от рассылки». Так, например, выглядит эта ссылка в рекламном письме Альфа-Банка:
Перейдите по такой ссылке и подтвердите отказ от рассылки. Для этого достаточно нажать на кнопку «Отписаться» и, если нужно, указать причину отказа:
После этого банк или МФК больше не будет присылать вам рекламные письма.
Можно добавить адреса, с которых вы получаете рекламу, в спам-фильтр вашего почтового ящика. Но мы не советуем так делать – иногда с этих же адресов приходят и не рекламные сообщения (например, выписки со счетов или напоминания о смене тарифов).
Иногда рекламную рассылку, в том числе и через SMS, можно отключить через интернет-банк или личный кабинет на сайте микрофинансовой компании.
Если вы получили такое сообщение, то сначала проверьте номер или адрес, с которого оно пришло – скорее всего, он отличается от официального. Сравните оформление с другими сообщениями от того же банка – они также могут отличаться. После этого немедленно позвоните в организацию и уточните, действительно ли ваша карта заблокирована.
Если звонят с требованием вернуть чужой займ
Как поступить, если звонят коллекторы или представители службы безопасности и требуют вернуть займ либо кредит, который вы не брали? Прежде всего следует обратиться в микрофинансовую организацию с требованием разобраться в ситуации.
Для этого нужно узнать у звонящего максимум информации о задолженности. Кто является кредитором и заемщиком, как абонент связан с должником и какие требования предъявляет звонящий. Подтверждение финансовых обязательств лучше запросить на электронную почту в виде копии документа.
Если звонок поступил из коллекторского агенства, необходимо запросить название организации, ИНН и ОГРН, а также документ, дающий право представлять права кредитора.
Если выяснится, что вопрос возник по кредиту, где человек проходит как поручитель или созаемщик, от ответственности по договору избавиться не получится. Если же клиент был указан как контактное лицо в чужом кредитном договоре или является родственником заемщика, он не обязан отвечать за чужие финансовые проблемы.
При разговоре с коллекторами всегда сохраняйте спокойствие. Отвечайте четко и убедительно, не показывайте страх или раздражение. Если вы записываете звонок – предупредите звонящего об этом. Помните, что неосторожные действия приведут только к еще большей агрессии.
Если выплата долга не имеет к получателю звонка никакого отношения, следует передать коллекторам подтверждающие документы и просьбу исключить номер из базы обзвона. Согласно действующему законодательству, коллектор не имеет права сообщать информацию о должнике третьим лицам, поэтому беседа с посторонним незаконна.
Предпринятые действия не помогли и звонки продолжают поступать или коллекторы угрожают выбить долг любым способом? Необходимо обращаться в компетентные органы.
Часто коллекторы звонят родственникам людей, которые оформляли займы и не возвращают их. Это одна из самых действенных мер воздействия на заемщика. В этом случае обратитесь в банк или микрофинансовую компанию, которая передала долг коллекторам, и оформите отдельную претензию. Помните: если вы не являетесь созаемщиком или поручителем человека, который оформлял кредит или займ, то вы никак не отвечаете за его долги. Если вы супруг или супруга должника, то вы можете понести ответственность по этому долгу только по решению суда.
Чего ни в коем случае нельзя делать
Из каких организаций звонят чаще всего?
Мошенники, которые работают по телефону или через SMS, иногда представляются сотрудниками несуществующих, не имеющих лицензии или зарегистрированных в других странах (например, в Украине или Беларуси) кредитных организаций. Проверить, существует ли организация с названием, которое вам сообщили, вы можете в справочнике кредитных организаций ЦБ (если это банк) или в реестре микрофинансовых организаций (если это МФК или МКК).
Вопросы и ответы
Любые рекламные рассылки и звонки попадают под действие закона о рекламе и закона о персональных данных. Если вы не подтверждали согласие на их получение или получаете их даже после отказа, то эти сообщения нарушат этот закон.
Если коллектор оскорбляет вас и угрожает физической расправой, то он нарушает статьи 117 и 119 Уголовного кодекса. Если он вымогает деньги, то нарушает статью 163. Если требует больше информации о должнике – нарушает статьи 137 и 138.
Если сайт-агрегатор подчиняется закону о персональных данных, то он никогда не сообщает номера телефонов пользователей посторонним организациям и людям. Все крупные агрегаторы, в том числе наш, подчиняются этому закону. Мы никому не сообщаем ваши номера телефонов.
Если даже после получения заявления звонки не прекращаются, обратитесь в Федеральную антимонопольную службу и Роскомнадзор. Копия экземпляра с отметкой о принятии и описи вложения (если отправляли заявление по почте) докажут, что вы ранее требовали удалить ваши данные из базы.
Если и ФАС не удовлетворил вашу пользу, то вы можете обратиться в суд и потребовать компенсации морального вреда, поясняет адвокат Владимир Постанюк. Организация, нарушающая законы о персональных данных и о рекламе, может быть привлечена к административной ответственности.
Все зависит от того, кто и с какой целью вам звонит:
Основание для обращения | Инстанция |
Навязчивые рекламные звонки, в том числе после подачи заявления на удаление номера из базы | Федеральная антимонопольная служба, Роскомнадзор |
Звонки из коллекторских агентств по кредитам, которые вы не брали | Национальная организация профессиональных коллекторских агентств, Роспотребнадзор, Центробанк, СРО (если звонят из микрофинансовой компании), финансовый омбудсмен |
Угрозы со стороны коллекторов, вымогательство | Полиция |
Отсутствие ответа на претензию, направленную в организацию, от которой звонят коллекторы | Прокуратура |
Видео о спам звонках из банков и МФК
Заключение
В обращении смело ссылайтесь на Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 года. Согласно нему, любое распространение рекламы с помощью телефона разрешается только при согласии клиента. Если сотрудник контактного центра станет указывать на ваше согласие на обработку персональных данных, смело ссылайтесь на Федеральный закон «О персональных данных» от 30 января 2007 года, который позволяет только обрабатывать ваши данные, но не использовать их в целях рекламы.
Если же вас донимает по телефону чужой банк или МФО, которые достали ваш телефонный номер незаконным способом, то потребуйте, чтобы звонящий представился и объяснил, откуда у него ваш номер телефона. Обычно это охлаждает энтузиазм звонящего. Бывает, что вам звонит не живой человек, а робот. Но и в этом случае не стоит сразу бросать трубку. Узнайте, от имени какой организации вам звонят. Обычно рекламное предложение сопровождается указанием телефона или сайта организации. Обращайтесь по этим контактам и требуйте объяснений.
Вы можете столкнуться с недобросовестной или вовсе мошеннической организацией, для которой ваши угрозы – это пустой звук. В этих случаях нужно блокировать номера телефонов, с которых вам звонят, внося их в черный список на своем телефоне. Кроме этого, можно установить на своем смартфоне одну программу для блокировки нежелательных звонков и сообщений. Такие программы для любой операционной системы легко найти по запросу «программа блокировки звонков и смс» в Яндексе или Гугле.
Рекламу, приходящую на электронную почту, отмечайте как спам. Если есть возможность, откажитесь от рассылки. У добросовестных рекламодателей в конце письма также должна быть опция «Отказаться от рассылки».
Часто звонок застает человека врасплох, и он сгоряча может сообщить свои данные и даже PIN-код своей карты. Не спешите общаться со звонящим, даже если он утверждает, что ваши деньги в опасности и нужно немедленно сообщить данные карты для блокировки. Именно так и поступают мошенники. Возьмите паузу и попросите перезвонить, а затем сразу же свяжитесь со своим банком, чтобы выяснить, был ли звонок действительно оттуда.
Вы должны понимать, что закон на вашей стороне и если все вышеперечисленные способы не помогают, то вы имеете право обратится в Роспотребнадзор, полицию, прокуратуру и суд.
Если вы столкнулись с телефонной рекламой, то старайтесь бороться с ней грамотными и законными методами. Такие действия помогут вам не только избавиться от навязчивых звонков, но и сохранить свое лицо перед компанией. Если вы сможете определить телефонного мошенника, то сохраните деньги и личные данные. А решение вопроса с коллекторами, которые ищут чужой долг, сохранит ваши нервы и избавит от лишних обвинений.
Напоследок напомним вам два основных правила, которые помогут вам избежать ненужных звонков и рассылок. Не оставляйте свой номер телефона и адрес электронной почты в подозрительных местах и на подозрительных сайтах – так он не попадет к посторонним людям. Всегда изучайте условия обработки персональных данных, когда даете согласие на нее.
Справиться с навязчивыми сообщениями от банков и МФК можно, не прибегая к нежелательным методам. Все зависит от того, какие это сообщения:
Будьте внимательны, когда оставляте свои контактные данные на подозрительных сайтах. Оттуда они могут легко попасть в базы обзвона.
Сталкивались ли вы с навязчивыми звонками и как с ними боролись? Оставить свое мнение и поделиться опытом можно в комментариях.
Источники
Редактор и автор текстов для #ВЗО. Занимается редактурой с 2017 года, до этого писала статьи для различных ресурсов, в том числе финансовых. На нашем проекте Анастасия работает с 2020 года. Она как обрабатывает тексты, которые готовят для сайта другие авторы, так и пишет информационные статьи сама.
Опытный журналист, работал в большом количестве СМИ — от РБК и Коммерсантъ до Российской газеты и Известий. Хорошо разбирается в финансовой и связанных с ней тематиках, пишет новости и аналитические статьи.