что делать если председатель тсж не выполняет свои обязанности
Что делать, если председатель ТСЖ не выполняет свои обязанности
Когда председатель ТСЖ не может выполнять свои обязанности, либо ими пренебрегает, нарушает права жильцов, нормы законодательства, превышает собственные полномочия, мошенничает с финансами и так далее – в таких случаях существует свой порядок влияния на управленца.
Алгоритм действий воздействия на председателя может быть следующим:
1. Один собственник, либо группа проживающих в доме людей могут высказать председателю свои претензии, касающиеся его недобросовестной либо некомпетентной работы.
2. Подается жалоба в управленческие и контролирующие государственные учреждения, стоящие выше ТСЖ и имеющие к нему отношение.
3. Расторжение трудового договора с председателем за систематическое нарушение обязанностей.
Жалобу на председателя члены Товарищества могут направить в следующие учреждения:
· Управление ТСЖ по району, региону;
Подавать претензию можно как в одну из вышеперечисленных организаций. Так и сразу в несколько.
Но сделать это следует в определенном порядке:
1. Сначала жалуются письменно на некачественную работу председателя в органы, управляющие всеми ТСЖ в округе.
2. Затем можно обращаться в Инспекцию по жилфонду
3. Если в Инспекции не предприняли никаких соответствующих мер, либо они оказались не эффективными, тогда – в прокуратуру.
4. Судебная инстанция всегда является последней. В суде обращают внимание на досудебное урегулирование, коим и являются всем предыдущие этапы обращения в соответствующие учреждения.
Обратите внимание! Коллективной жалобой можно повлиять на председателя быстрее, чем одиночной. Такой способ более эффективен и принимается во внимание контролирующими государственными службами гораздо быстрее, чем, если пожалуется один человек.
Как снять полномочия
ТСЖ – не коммерческая организация, поэтому его председателю разрешается вступать на должность и выходить из нее добровольно. Но уведомлять об этом собрание членов товарищества следует обязательно.
Для снятия с себя полномочий председательства пишется заявление, обращенное к коллективному обществу как юридической организации – ТСЖ, организованного и зарегистрированного по такому-то адресу.
Перед подачей заявление желательно предложить другую кандидатуру на руководящий пост.
В случае регулярной фиксации систематических нарушений своих полномочий и обязанностей председателем, с ним Товарищество попросту расторгает трудовое соглашение.
Происходить это должно путем голосования и принятием большинства голосов за принятие нового человека на руководящую должность.
Нарушения, за которые могут снять с должности председателя ТСЖ:
· присвоение чужого имущества, в том числе и денежных средств, не принадлежащих управленцу (расхищение членских взносов, например);
· неподчинение руководству, стоящему выше ТСЖ;
· превышение полномочий – например, когда председатель принял какое-то решение без уведомления собственников или руководства;
· постоянные жалобы жильцов;
· окончание срока действия договора (срок 1-2 года, указывается всегда в Уставе ТСЖ).
Председателя снимают с должности, на его место утверждают новое лицо, которое обязательно следует зарегистрировать также и в ЕГРЮЛ через налоговую.
Вполне возможно, что в качестве штрафа за нарушенные права жильцом, членов ТСЖ и свои должностные обязанности, недобросовестного председателя лишать его зарплаты за последний месяц.
Любая смена председателя ТСЖ всегда влечет за собой внесение должных изменений в Устав Товарищества. Потому только будут составлять новый договор с новым председателем.
Должность председателя ТСЖ является не менее ответственной, чем начальник Управления ЖКХ, либо директора некоммерческой организации.
Здесь понадобиться четкое знание Жилищного Кодекса страны, умение отслеживать новшества в законодательстве, поэтому руководитель Товарищества обязательно должен быть юридически подкован.
В обязанности управленца входит максимально вовремя и качественно обеспечивать все необходимые процессы по коммунальному обеспечению дома и его благоустройству.
Личные интересы жильцов, касающиеся облагораживания их квартир, не входят в задачу для выполнения председателем ТСЖ.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Куда жаловаться на ТСЖ и его председателя: жилищная инспекция, роспотребнадзор и др.
Собственники многоквартирных домов нередко сталкиваются с ситуацией, когда правление ТСЖ или избранный председатель ненадлежащим образом выполняет свои функции. В данном случае возникают вполне логичные вопросы – что делать? Как бороться с нарушителем? Куда можно пожаловаться? Найти ответы поможет настоящая статья.
Правление ТСЖ: права и обязанности
В соответствии с жилищным законодательством одним из способов управления общим имуществом многоквартирного дома является создание товарищества собственников жилья.
Так, основные полномочия, которыми обладает данный орган, подробно расписаны в п. 1 ст. 137 ЖК РФ. В этот перечень входят следующие права:
Основные обязанности, которые должно выполнять товарищество собственников жилья, обозначены в ст. 138 ЖК РФ. Сюда входит следующее:
Обязанности ТСЖ по содержанию дома
Основные правила содержания общего имущества многоквартирного дома подробно расписаны в Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491.
Так, в п.10 раздела I упомянутого выше нормативного акта написано, что общее имущество владельцев квартир должно содержаться в состоянии, соответствующем требованиям, прописанным в законодательстве, действующем в следующих сферах:
Таким образом, на представителей ТСЖ возлагаются следующие обязанности по содержанию жилого дома:
Ответственность членов правления ТСЖ
В соответствии с положениями ст. 144 ЖК РФ выделяют два органа управления ТСЖ:
Стоит отметить, что в жилищном законодательстве не содержится четкое определение видов ответственности, которую несут члены правления.
В то же время, в силу того, что такое объединение собственников является юридическим лицом, то члены его правления отвечают за ущерб, причинённый в результате совершения ими неправомерных действий (п. 2 ст. 53.1 ГК РФ).
Так, члены правления ТСЖ могут понести следующие виды ответственности:
ТСЖ не выполняет свои обязанности куда обращаться, как заставить работать
На практике нередко происходят ситуации, когда жильцы дома недовольны качеством услуг, оказываемых ТСЖ. В большинстве случаев причины связаны с ненадлежащим исполнением членов товарищества их прямых обязанностей.
Так, поводом для недовольства может быть:
В данной ситуации есть несколько разных способов воздействия на ТСЖ, пренебрегающее своими функциональными обязанностями. Можно предпринять следующие действия:
Направлять такое заявление следует даже в том случае, если жильцы заранее уверены в том, что это не принесет результата. Дело в том, что такой документ в дальнейшем понадобится при обращении в вышестоящие инстанции.
Одной из крайних мер, является переизбрание членов ТСЖ или вовсе смена способа управления общим имуществом дома (например, передача полномочий управляющей компании). Все эти решения должны приниматься на общем собрании собственников МКД путем голосования.
Если правление ТСЖ нарушает устав, как быть
По закону основным документом, регламентирующим деятельность ТСЖ, является устав, который принимается на общем собрании. Все члены товарищества обязаны неукоснительно выполнять правила, прописанные в этом внутреннем регламенте (ст. 148 ЖК РФ).
В случае, если правление ТСЖ регулярно нарушает положения устава, то жильцы могут предпринять следующие действия:
Что делать, если председатель ТСЖ не предоставляет документы
В соответствии с п. 3 ст. 143 ЖК РФ члены ТСЖ, а также иные лица, вправе ознакомиться со следующими документами, касающимися деятельности организации:
По запросу собственников квартир, председатель товарищества обязан выдать интересующую их документацию. Однако иногда происходят ситуации, когда он уклоняется от выполнения такой обязанности.
Такое действие является незаконным и за это предусмотрена административная ответственность согласно ст. 5.39 КоАП РФ. В соответствии с положениями данной статьи должностное лицо может понести наказание в виде штрафа размером от 5 000 до 10 000 рублей.
Таким образом, если председатель не предоставляет документацию, связанную с деятельностью ТСЖ, владельцы МКД могут поступить следующим образом:
Как снять председателя ЖСК с должности, куда жаловаться на него
Одним из способов воздействия на председателя ТСЖ (ЖСК, ЖК и т. д.), нарушающего права и интересы собственников МКД, является лишение его занимаемой должности. Однако процедура снятия с поста должна быть правильно организована, в противном случае нарушитель сможет через суд признать такое решение неправомерным и восстановиться на прежнем месте.
Итак, для того, чтобы уволить председателя должны быть предварительно предприняты следующие действия:
Заявление в ОБЭП на председателя ТСЖ, образец
В случае, если у членов ТСЖ есть весомые основания полагать, что председатель товарищества произвел хищение совместного имущества или денежных средств, ведет незаконную предпринимательскую деятельность (например, самовольно сдал общие помещения МКД в аренду третьим лицам) или же совершил иные виды экономических преступлений, они вправе написать соответствующее заявление в ОБЭП.
Как правило, такой документ составляется в произвольной форме. При этом в его содержании должна быть отражена следующая основная информация:
В конце документа все собственники, имеющие претензии к руководителю товарищества, должны поставить свои подписи.
Кому жаловаться на ТСЖ, алгоритм действий собственников МКД
При возникновении споров, связанных с ненадлежащим исполнением ТСЖ прямых обязанностей, собственникам МКД нужно действовать следующим образом:
Предъявление претензии к ТСЖ на собрании собственников
Как уже было отмечено выше, начинать следует с выражения своего недовольства внутри ТСЖ. Это можно сделать на общем собрании жильцов или же направить письменную претензию в адрес председателя.
Предпочтение следует отдать второму варианту, так как в этом случае у заявителя будет документальное доказательство того факта, что были предприняты попытки разрешить конфликт мирным путем.
Заявление следует подготовить в двух экземплярах, один из которых пойдет к адресату, а второй останется у недовольных собственников МКД.
Стоит иметь в виду, что шансы на успех существенно возрастут, если такой документ будет иметь коллективный характер.
Жалоба в контролирующие органы
Заставить ТСЖ должным образом работать можно также путем написания соответствующей жалобы в надзорные органы, а именно:
Жалоба на ТСЖ в Роспотребнадзор, образец
С точки зрения ФЗ РФ «О ЗПП» собственники квартир являются потребителями услуг, оказываемых должностными лицами ТСЖ. Отсюда следует, что в случае некачественного выполнения своей работы последними, жильцы вправе написать жалобу в Роспотребнадзор.
Заявление можно подготовить как в письменном виде, так и направить через электронную форму, размещенную на официальном сайте территориального органа Роспотребнадзора (например, для Москвы адрес интернет-страницы данного ведомства будет следующий – 77.rospotrebnadzor.ru, раздел «Прием обращений граждан»).
В целом такая жалоба подготавливается в произвольной форме и не имеет единого образца. ⇐
Жалоба на ТСЖ в жилищную инспекцию, образец
Еще одним надзорным учреждением, в которое могут обратиться квартировладельцы, является жилищная инспекция (ГЖИ). Это государственный исполнительный орган, призванный осуществлять контроль за правомерностью действий, совершаемых УК, ТСЖ, ЖК и т.д.
Граждане вправе написать жалобу в это ведомство в том случае, если ТСЖ регулярно нарушает их права и обязанности, бездействует, осуществляет не целевое расходование общих финансов, а также совершает иные виды неправомерных действий.
При подготовке жалобы в ГЖИ нужно руководствоваться следующими общими правилами делового письма:
В целом же, типовой образец жалобы (⇐ кликните для скачивания) в жилищную инспекцию на ТСЖ без труда можно найти в интернете и подкорректировать в соответствии с обстоятельствами конкретной ситуации.
Сроки рассмотрения жалоб
Как известно, государственные органы рассматривают обращения, поступающие от населения, в соответствии с порядком, прописанным в ФЗ РФ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ.
Так, согласно п. 1 ст. 12 упомянутого законодательного акта письменные обращения граждан должны быть рассмотрены в течение 30 дней с момента их регистрации во входящей корреспонденции государственного учреждения. При этом в исключительных случаях установленный срок может быт увеличен еще на 30 дней (п. 2 ст. 12). Однако заявитель обязательно должен быть письменно уведомлен об этом обстоятельстве.
Обращаемся в прокуратуру
Помимо упомянутых выше государственных учреждений, владельцы МКД вправе обратиться за помощью в прокуратуру. Однако в этом случае должны быть соблюдены определённые правила.
Особенности написания жалобы в прокуратуру
Прежде чем приступить к подготовке жалобы в адрес прокуратуры, нужно детально изучить правила обращения в данное ведомство. Тут есть некоторые особенности, которые выражаются в следующем:
Заявление в прокуратуру на ТСЖ о не целевом расходовании средств, образец
Как известно, правление ТСЖ обязано использовать общие денежные средства согласно утвержденным сметам расходов. В случае несоблюдения данного требования, виновных должностных лиц могут привлечь к ответственности за не целевую трату финансов товарищества.
При наличии подозрений на совершение такого деяния, владельцы МКД могут написать соответствующее заявление в прокуратуру. В нем должно быть четко указано, при каких обстоятельствах совершено данное правонарушение, какова сумма, причиненного ущерба и иные важные нюансы.
Как написать заявление в прокуратуру на председателя ТСЖ, образец
При помощи прокуратуры управу можно найти и на председателя ТСЖ, злоупотребляющего своими полномочиями и регулярно нарушающего правила, прописанные в уставе товарищества.
Причины написания жалобы на данное должностное лицо могут быть самые разные, к примеру:
Заявление составляется в свободной форме и подписывается всеми гражданами, недовольными качеством выполнения председателем своих задач.
Заявление на председателя ТСЖ в прокуратуру за хищение, образец
На практике достаточно часто происходят ситуации, когда владельцы МКД выявляют факт хищения средств, являющихся их совместным имуществом.
Чтобы насолить нарушителям и привлечь их к ответственности, жильцы могут обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением. В его содержание могут быть включены следующие основные пункты:
Заявление можно сдать в прокуратуру вместе с документами, подтверждающими правомерность предъявленных претензий к ТСЖ (например, заключение ревизии, фото и видеозаписи и т. д.).
Когда стоит обращаться с жалобой повторно
В отдельных ситуациях жильцы МКД могут повторно обратиться с жалобой в надзорные органы. Это допустимо в следующих случаях:
Кроме того, если к примеру прокуратура конкретного субъекта РФ не смогла разрешить сложившуюся проблему, то заявители могут повторно обратиться уже в генеральное ведомство данного государственного органа.
Обращаемся в суд
Крайней мерой, которая зачастую дает 100% результат в борьбе с ТСЖ, является подача искового заявления в суд.
Стоит отметить, что в этом случае лучше сразу заручиться поддержкой грамотного юриста, который сможет оказать помощь, начиная с этапа сбора бумаг и вплоть до выступления на заседаниях в суде.
Порядок инициирования судебного процесса подробно расписан в положениях ГПК РФ и включает следующие этапы:
Таким образом, существует достаточно много разных способов воздействия на недобросовестно работающие ТСЖ. Жильцы вправе пожаловаться в компетентные органы либо же снять с должности нарушителей порядка.
ВС РФ не признал трудовыми отношения между ТСЖ и председателем его правления
suwannar1981.gmail.com / Depositphotos.com |
Верховный Суд Российской Федерации высказал свое мнение по вопросу о статусе отношений между товариществом собственников жилья и председателем его правления (Определение ВС РФ от 24 мая 2019 г. № 84-КА19-1).
Напомним, что правление является исполнительным органом ТСЖ, подотчетным общему собранию членов товарищества (ч. 4 ст. 147 Жилищного кодекса). Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества (ч. 3 ст. 147 Жилищного кодекса РФ). Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 149 Жилищного кодекса РФ председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно, действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, иные внутренние документы товарищества, предусмотренные Жилищного кодекса РФ, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.
Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца
Вопрос о том, можно ли на основании приведенных норм считать председателя правления ТСЖ работником товарищества, долгое время являлся предметом споров среди специалистов. Так, например, Минфин России в своих письмах настаивал на существовании между указанными сторонами именно трудовых отношений, ссылаясь, среди прочего, на ст. 17 Трудового кодекса, согласно которой трудовые отношения возникают в том числе в результате избрания на должность.
А вот в судебной практике сколь-либо однозначного подхода по данному вопросу выработано не было. Встречались как примеры признания указанных отношений трудовыми (определение Кемеровского областного суда от 10 февраля 2012 г. № 33-1264), так и указания на принципиальную невозможность заключения трудового договора в такой ситуации (определения Московского городского суда от 2 июля 2014 г. № 33-25650/14, Ярославского областного суда от 16.07.2013 № 33-4240/2013). Существовала и точка зрения о том, что отношения между рассматриваемыми сторонами могут носить как трудовой, так и гражданско-правовой характер в зависимости от обстоятельств (определение Забайкальского краевого суда от 22 марта 2016 г. № 33-1350/2016). Специалисты Роструда высказывали осторожную позицию о том, что закон не запрещает заключать с председателем правления ТСЖ трудовой договор.
И вот, наконец, по данной проблеме пришлось высказаться и ВС РФ. Судьи напомнили, что положения ст. 15 ТК РФ к трудовым отношениям относят отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Законодатель в ст. 20, ст. 56-57 ТК РФ определил, что работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.
Между тем товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащим им имуществом, члены правления которого и его председатель являются членами товарищества собственников жилья, собственниками жилых помещений, которые действуют в форме товарищества собственников жилья в своих интересах в отсутствие лица, которого можно было бы квалифицировать в качестве работодателя.
Члены правления товарищества собственников жилья и его председатель действуют исключительно в интересах собственников жилых помещений, то есть в своих интересах, что делает невозможным вывод о существовании в рассматриваемых отношениях по самоуправлению признаков трудовых отношений.
Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, основанной на равноправном членстве собственников помещений в многоквартирном доме, члены правления которого не могут находиться с ним в трудовых отношениях, но на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья им может быть определен размер вознаграждения за участие в управлении многоквартирным домом.
Как правильно разговаривать с управляющей компанией. Памятка
В обязанности управляющих компаний (УК) входит весь спектр услуг по содержанию и ремонту мест общего пользования и коммуникаций жилого дома, а также взаимодействие с государственными и подрядными организациями. Зачастую УК злоупотребляют правами, стараясь заработать на жителях многоэтажек, или просто не выполняют свои обязанности.
Юристы рассказали, как правильно общаться с управляющей компанией, если возникли различные проблемы.
Как выбирают УК
Отношения между жильцами многоквартирных домов и управляющей компанией регулируются Жилищным кодексом России. УК избирается на общем собрании собственников дома. «При этом после составления протокола общего собрания она должна заключить договор управления с собственниками многоквартирного дома не менее 2/3 от всей его площади. Дата заключения договора с управляющей организацией и будет являться числом начала управления домом», — рассказала Виктория Данильченко, председатель МКА «Коллегия адвокатов Виктории Данильченко».
Претензии и обязанности
Ресурсы. Наиболее распространенной претензией со стороны жильцов в адрес управляющей компании является низкое качество предоставляемых услуг — недостаточное отопление, перебои в подаче воды и ее качество, неполадки в водопроводной системе, неправильная работа газо- и электроснабжения, уточнила Данильченко. По ее словам, именно управляющая компания несет ответственность за целостность всех коммунальных систем, происходящих на этих участках авариях и способах их ликвидации, а жители имеют право на получение качественных услуг в полном объеме. Если этот баланс нарушается, то управляющая компания должна его восстановить, поясняет юрист.
Тарифы. Другой, не менее популярной претензией к управляющим компаниям является завышение тарифов по коммунальным услугам. «Некоторые нечистые на руку компании рассчитывают тарифы по оказываемым услугам на один квадратный метр, в то время как в основу платежа должен браться не метраж, а стоимость самой услуги. Кроме того, некоторые УК завышают стоимость проделанных ремонтных работ и включают ее в квитанцию по коммунальным услугам в графу «За содержание и ремонт жилого помещения». Повышенные начисления могут наблюдаться за обслуживание домофона, лифтов, вывоз мусора. Чтобы проверить, насколько цифра в квитанции совпадает с реальной стоимостью оказываемых услуг, можно обратиться к «Калькулятору ЖКХ», разработанному Федеральной антимонопольной системой. В программе нужно указать свой населенный пункт, метраж квартиры, число зарегистрированных в ней граждан. Она рассчитает примерную стоимость услуг и даже покажет номер муниципального постановления, по которому взимается плата за ту или иную услугу», — советует юрист.
Уборка и ремонт. Обязанность УК содержать в чистоте дом нередко становится камнем преткновения с жильцами. Сюда относятся и проведение влажной и сухой уборки с определенной периодичностью, и борьба с насекомыми и грызунами, уборка придомовой территории, графики которых очень часто не соблюдаются. «Наиболее сложной проблемой является проведение ремонта общих помещений — чердаков, подъездов, лифтов. «Здесь УК очень часто злоупотребляют своими полномочиями. По закону масштабный ремонт подъезда должен проводиться раз в три — пять лет. Но на деле либо сроки отодвигаются, либо материалы закупаются более дешевые, а деньги, соответственно, уходят в карман представителей управляющей компании», — пояснила Данильченко. По ее словам, ежегодно в первом квартале года УК должна отчитываться перед собственниками о финансово-хозяйственной деятельности за прошедший год. При этом должны быть предоставлены акты о проделанных работах, если производился ремонт, сметы и прочие финансовые документы, а не размытые фразы о том, что на трубы потрачено 50 тыс. руб., пояснила юрист.
Обратитесь к руководству УК
Если жильцы столкнулись с недобросовестностью управляющей компании, то сначала нужно написать жалобу на имя ее руководителя с просьбой разобраться в ситуации и принять меры. «При первых же признаках игнорирования со стороны ваших просьб и требований необходимо на юридический адрес УК направить претензионное письмо со своими требованиями, содержащее также положение о том, что в случае неисполнения этих требований вы будете вынуждены обратиться с исковым заявлением в суд.
Чаще всего данная мера является достаточной для стимулирования интереса УК к вашей проблеме и исполнения ее в кратчайшие сроки», — объяснил адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. Он пояснил, что, согласно закону «О защите прав потребителя», руководство УК должно рассмотреть письмо в течение десяти дней.
В жалобе необходимо подробно описать суть проблемы, указать право собственности на квартиру (или свои права как арендатора), реквизиты подтверждающих документов и договора, заключенного с управляющей компанией. «Следует добавить пункты договора, которые были нарушены. Это может быть несвоевременное отключение воды, неработающий лифт, завышенные тарифы или некачественная уборка общественных зон. Стоит также указать, что сотрудники управляющей компании игнорируют просьбы и пожелания жильцов, не выполняя свои обязанности», — объяснил Гавришев. По его словам, если же должной реакции не последует, то жильцы имеют право обратиться в надзорные органы.
Напишите в Жилищную инспекцию
В Жилищную инспекцию жителям многоэтажки необходимо обращаться, если претензия к управляющей компании заключается в техническом обслуживании и эксплуатации дома. «Сотрудники инспекции проведут проверку и обяжут управляющую компанию устранить нарушения в течение определенного времени, уточнил юрист. Руководителю УК выпишут штраф и привлекут его к административной ответственности. В случае если проблема не будет решена, штрафы увеличатся», — пояснил Гавришев.
На сайте Жилищной инспекции есть контакты и образец заявления для обращения граждан. Помимо описания проблемы, к письму необходимо прикрепить документы, которые подтверждают право собственности на квартиру, и копию ответа из управляющей компании (если он есть).
Пожалуйтесь в Роспотребнадзор
В Роспотребнадзор стоит жаловаться, если речь идет о несправедливо завышенных тарифах, неверности расчетов и отказе предоставлять жильцам информацию об услугах и ходе выполнения тех или иных работ. Для начала необходимо узнать контакты территориального отделения ведомства и направить туда письмо с описанием проблемы и документами на квартиру, как и в предыдущем случае. «Претензию можно отправить по электронной почте или принести лично. Формат может быть любым, четких правил нет. Однако главное — подробно описать проблему и прикрепить максимальное количество доказательств тех или иных нарушений», — пояснила Данильченко.
Обратитесь в прокуратуру или суд
Если после обращений к руководству управляющей компании в Жилищную инспекцию или Роспотребнадзор нарушения так и не были устранены, стоит обратиться в районную прокуратуру, пояснил управляющий партнер AVG Legal. Он рассказал, что заявление должны рассмотреть в течение месяца. «Прокуроры составят акт реагирования, по которому нарушители будут наказаны. Если УК не устранит неполадки в предписанные сроки, то ее закроют», — пояснил юрист.
В суд необходимо обратиться, если УК нанесла материальный ущерб. «Гражданин имеет право подать иск, даже если все проблемы устранены, но ущерб УК ему не возместила. Соответствующее заявление действует лишь в том случае, если его подали не позднее трех лет с момента нарушения прав. Иск рассматривают, как правило, не более 60 дней», — резюмировала Данильченко.