что делать если потерял медкнижку
Восстановление медкнижки в случае потери или утраты
Если медицинская книжка была утрачена или потеряна, ее необходимо восстановить. Наличие факторов, повлиявших на отсутствие этого документа, никак не повлияет на возможность работать без наличия медкнижки. При любых обстоятельствах, в самые короткие сроки документ должен быть восстановлен.
Причины отсутствия медицинской книжки
Принято выделять ряд основных причин, по которым может отсутствовать медицинская книжка:
Если на предприятии будет проведена проверка в ходе которой выявляется, что у сотрудника отсутствует медкнижка, это может грозить серьезным штрафом как для самого работника, так и для работодателя. И размер штрафа будет гораздо больше, чем стоимость восстановления медицинской книжки.
Что делать, чтобы восстановить медкнижку
Если принято решение восстановить медицинскую книжку, стоит понимать, что стоить это будет столько же, сколько оформление документа заново. Выделение на книжку нового бланка уже не бесплатно. Восстанавливать имеет смысл только утраченную или испорченную действующую медкнижку, но не просроченную или срок которой подходит к концу.
Если медкнижка делалась совсем недавно, рекомендуется обратиться именно в тот медицинский центр, где она была выдана. С большой долей вероятности в базе данных клиники сохранились результаты осмотров и анализов, данные о прививках и прочая необходимая информация о состоянии Вашего здоровья.
Сколько стоит восстановить медицинскую книжку
Стоимость восстановления медицинской книжки может зависеть от сроков изготовления документа (как правило, за срочность взимается отдельная плата). Также на цену влияет тип медкнижки (для работы на пищевом производстве, для работы в салонах красоты и пр.).
В зависимости от сферы деятельности работника ему необходимо проходить определенный список врачей и анализов. Количество, а соответственно и стоимость медицинских услуг может разниться в зависимости от этого фактора.
Процесс восстановления медицинской книжки в случае утраты
Процесс восстановления медицинской книжки в случае утраты
Причины отсутствия медицинской книжки
Существует огромное количество специальностей, где наличие у сотрудника медицинской книжки (она же санитарная книжка) является на 100% обязательным пунктом. Вся пищевая промышленность, большая часть фармацевтической промышленности, особо опасные предприятия, работа со сложной опасной техникой, работа в профессиональных охранных структурах. Но нужно помнить, что медкнижка физически является не более чем бумажкой. Следовательно, с ней может произойти разное:
Здесь каждый пункт следует рассмотреть в отдельности. Когда медкнижка оказывается целиком заполненной, то это совершенно штатная ситуация. В этом случае работодатель оформляет сотруднику новый бланк. По закону он обязан сделать это за свой счёт. Однако на практике зачастую самому сотруднику приходится покупать новую медкнижку. Как правило, сам документ стоит порядка 200 рублей. Если старая медкнижка закончилась, но отмеченный в ней медосмотр еще действителен, то с покупкой нового бланка рекомендуется повременить. Запастись чистым бланком следует примерно за месяц до истечения срока годности последней медкомиссии.
Если бланк оказался физически уничтожен, то тут всё зависит от обстоятельств. Но за исключением редких курьезных случаев физическое уничтожение обусловлено, например, пожаром или потопом. То есть форс-мажорная ситуация, не зависящая от работника. На практике сие означает, что человеку приходится покупать за свой счёт новый бланк, однако медицинские мероприятия организовывает работодатель.
Когда в документе присутствует какая-то ошибка, здесь вину работника тоже вряд ли можно найти. На практике это оборачивается повторным медицинским обследованием. И хорошо, если получится сделать его точечно-выборочным. Допустим, некорректно заполнены результаты флюорографии, и пациент просто проходит её заново. Это в интересах сотрудника, поскольку оплачивать, и вообще решать эти бюрократические ошибки приходится ему.
Что же касается намеренной подделки, за это грозит уголовная ответственность. И работодателю (за халатную проверку штата своего сотрудников), и самому сотруднику по статье 327 УК РФ. Но у работодателя в данном случае проблемы могут быть гораздо серьезнее.
Потеря медкнижки — кто виноват и что делать?
Аннулирование санкнижки означает, что становятся недействительными результаты последней медкомиссии. Медкнижку могут аннулировать по разным причинам. Например, в работе этой медкомиссии были выявлены какие-либо нарушения. В лучшем случае работнику придётся повторно проходить полный медосмотр, но уже за свой счёт. Что же касается утраты медицинской книжки, то здесь есть ряд своих тонкостей.
Прежде всего, почему это может стать такой проблемой:
Если место работы находится в отдалении от достаточно крупных населенных пунктов, например, вахтовая деятельность, то ближайшие медицинские учреждения могут просто не располагать такой компетенцией, как проведение медкомиссии для оформления санкнижки.
На практике получается так, что документ был утерян в бухгалтерии работодателя, а разбирать ворох проблем приходится сотруднику. Презумпция невиновности здесь не работает — работнику придётся доказывать, что его вины тут нет, и книжка была потеряна без какого-либо его участия.
В нашем административно-бюрократическом аппарате потеря подобных документов в принципе не приветствуется. У многих чиновников это априори вызывает мнение, что человек якобы просто не ответственно относился к документу.
В подобной ситуации здесь можно предпринять следующие меры:
Реально использовать такую юридическую лазейку. Сделать письменное заявление на имя работодателя с требованием в его адрес: срочно выдать медкнижку в течение 3 дней на основании статьи 62 ТК РФ. Дело в том, что точно также как работник почти не способен доказать, что его вины в потере санкнижки нет, также и работодатель вряд ли предъявит какие-то весомые улики, указывающие на вину работника. Однако заявление фиксируется, и работодатель обязан выполнить требование своего сотрудника. А если он этого не сделает, его ждёт административная ответственность по статье 5 пункт 27 КоАП РФ. Причём до реальных действий дело даже можно не доводить. В большинстве случаев и так понятно, кто из штата сотрудников мог потерять документ. Например, работник бухгалтерии. И этот бухгалтер должен понимать, что если работодатель будет вынужден заплатить штраф по указанной административной статье, то свои убытки он наверняка покроет за счёт лишения премии и временного сокращения зарплаты одного не слишком внимательного бухгалтера. И потерянная медкнижка может чудесным образом найтись.
При оформлении нового документа многие данные можно внести достаточно быстро. Например, данные о вакцинации. Эту информацию нетрудно достать из прививочной карты поликлиники по месту прописки. Если была утеряна санкнижка, которая только начата, есть вероятность, что какая-то информация из старой санкнижки остаётся актуальной.
В последние годы большая часть медицинской информации в поликлиниках переведена в цифру. Это весьма удобно как раз на случай потери бумажного носителя информации. Если в поликлинике обширная база данных, то большую часть медицинской книжки реально будет восстановить практически сразу.
Если же ситуация не меняется, виновным полагают самого сотрудника. И новый документ оформляется целиком и полностью за его счёт: как сам бланк, так и весь медосмотр.
Восстановить медицинскую книжку — как это сделать?
Если медицинская книжка была утрачена — потеряна, украдена, необратимо испортилась под воздействием тех или иных факторов — её необходимо восстановить.
Конечно, можно сделать медкнижку заново — в том же медицинском учреждении, в котором она делалась первоначально, или же в другом. Это вполне возможно и никаких юридических запретов на это нет — медицинская книжка является документом, в котором уполномоченной медицинской организацией зафиксированы определённые показатели здоровья гражданина, подтверждающие его пригодность к работе на той или иной должности в той или иной сфере деятельности. Правда, новая медицинская книжка может вызвать определённые вопросы, в случае если она оформлена позже момента трудоустройства на ту должность, для работы на которой она требуется — при том, что гражданин на этой должности уже работает или работал ранее. Поэтому, если было принято решение сделать медицинскую книжку заново — нужно быть готовым к вопросам на эту тему. И запастись какими-то доказательствами факта утраты действительной медкнижки, сделанной первоначально (например, подтверждением из отдела кадров, где осуществлялся приём на работу, и где эту первоначальную медкнижку видели, проверяли и приняли).
Если же принято решение именно о восстановлении медицинской книжки, то тут нужно понимать следующее. Во-первых, скорее всего, стоить это будет столько же, сколько оформление медкнижки заново — хотя бы уже по причине выделения на книжку нового бланка, который, естественно, не бесплатен. Во-вторых, и времени это займёт вряд ли меньше, чем оформление новой — потому, что сотрудникам медицинской организации придётся поднимать все данные о прохождении гражданином соответствующих осмотров, сверять их между собой, проверять сроки их действительности и т.д. Отсюда следует, что восстановить просроченную медкнижку практически невозможно, восстанавливать имеет смысл только утраченную действительную.
Ну и, наконец, нужно учитывать, что даже если утраченная медкнижка делалась совсем недавно и в медицинском центре, где её выдавали, сохранились все или почти все данные на этот счёт (результаты осмоторов и анализов) — всё равно точную копию утраченной книжки получить там не удастся. Уже хотя бы потому, что бланки медицинских книжек номерные. Поэтому мед книжка, оформленная взамен утраченной, будет именно что оформленной взамен утраченной — с другим номером и другой датой выдачи. То есть, восстановить медицинскую книжку один-в-один нельзя в принципе — конечно, если она настоящая, не поддельная. Можно лишь получить в медицинском центре, где она оформлялась, официальное заверение, объясняющее разницу в датах между утраченной и сделанной там же новой.
И последнее. Сделать поддельную медкнижку взамен утраченной настоящей — исходя из того, что все данные-то в ней всё равно будут реальными — плохая идея. Поддельный документ по закону всё равно является поддельным, даже если содержит верные сведения. К тому же подделка, которая повторяет настоящую медицинскую книжку с точностью до её номера и даты, обойдётся существенно дороже оформления настоящей медицинской книжки «с нуля» — да и делать такую фальшивку, скорее всего, будут много дольше, если вообще возьмутся. Ведь смысл изготовления подделок именно в их дешевизне и (увы. ) массовости; возиться с «особо требовательным клиентом» изготовителям подделок ни к чему, их криминальный бизнес держится на другом.
Восстановить медкнижку за 1 день иногда возможно
Прокурор разъясняет
Все знаю, что при увольнении работодатель обязан выдать трудовую книжку (в случае ведения в бумажном виде). Но зачастую возникает вопрос: Обязан ли работодатель выдать медицинскую книжку, в случае ее ведения?
Согласно ч. 1 ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Согласно абз. 4 ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.
По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
В соответствие с п. 6 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Согласно Приказу Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» личная медицинская книжка хранится у администрации организации или индивидуального предпринимателя и может быть выдана работнику по его требованию. При увольнении и переходе на другое место работы личная медицинская книжка остается у владельца (т.е. сотрудника) и предъявляется по месту новой работы.
Таким образом, медицинская книжка должна быть выдана работнику работодателем в день его увольнения.
В случае, если работодатель отказывается выдавать медицинскую книжку, необходимо:
Старший помощник прокурора края
по правовому обеспечен ию
Прокуратура
Ставропольского края
Прокуратура Ставропольского края
8 февраля 2021, 09:24
Имеет ли право работодатель при увольнении не отдать медкнижку?
Все знаю, что при увольнении работодатель обязан выдать трудовую книжку (в случае ведения в бумажном виде). Но зачастую возникает вопрос: Обязан ли работодатель выдать медицинскую книжку, в случае ее ведения?
Согласно ч. 1 ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Согласно абз. 4 ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.
По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
В соответствие с п. 6 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Согласно Приказу Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» личная медицинская книжка хранится у администрации организации или индивидуального предпринимателя и может быть выдана работнику по его требованию. При увольнении и переходе на другое место работы личная медицинская книжка остается у владельца (т.е. сотрудника) и предъявляется по месту новой работы.
Таким образом, медицинская книжка должна быть выдана работнику работодателем в день его увольнения.
В случае, если работодатель отказывается выдавать медицинскую книжку, необходимо:
Санитарная книжка — обязательный документ для людей, работающих в сфере торговли, общественного питания или здравоохранения. К сожалению, даже человек, оформивший ее вовремя, не застрахован в будущем от неприятных неожиданностей. В результате неудачного стечения обстоятельств она может быть испорчена или потеряна, а в некоторых случаях —аннулирована официальными инстанциями из-за серьёзных ошибок при оформлении. Для каждой отдельно взятой неприятности существует своя стратегия действия.
Если свободные графы в санитарной книжке закончились, паниковать не стоит — продлить ее довольно просто. Достаточно обратиться по месту работы или в медицинское учреждение, и вам выдадут новый документ, а в некоторых случаях обязуют приобрести ее самостоятельно.
Процесс аннулирования вообще происходит без участия сотрудника — обычно этим занимаются работодатели или медицинские работники. В случае недействительности документа медицинскую комиссию необходимо проходить заново.
Утрата медицинской книжки — один из неприятных для сотрудника вариантов. Причем утеряна она может быть не только работником, но и медицинскими сотрудниками, а также работодателем или отделом кадров. Ответственность полностью на сотруднике только в том случае, если он сам потерял документ.
Основная проблема в том, что медицинские справки, включая книжки, в принципе не принято оформлять дважды. Документ должен быть выдан один раз — и в случае надобности продлеваться. Допустимо лишь снимать копии для личных целей. Кроме того, восстановление медицинской книжки может осложниться по другим причинам — не во всех клиниках для профессиональных осмотров санитарные книжки в нужном количестве.
Хорошо, если в данный момент человек не задействован в сфере, где без медкнижки никак. Во всех остальных случаях нужно как можно скорее озаботиться восстановлением санитарной книжки.
Если медицинская книжка была утеряна благодаря невнимательности третьего лица (работодателя или медика), то для начала этот факт требует доказательств. После того, как вина будет официально доказана, вся ответственность по восстановлению документа ляжет на провинившегося, однако, это вовсе не означает, что сотрудника не попросят повторно пройти все необходимые анализы. Расходы на прохождение медицинской комиссии обязана взять на себя виноватая сторона, но пострадавший все равно имеет право взыскать с виновника за моральный ущерб.
Но если работник потерял медицинскую книжку самостоятельно, то и восстанавливает он ее за свой счет, потому что повторно бланк выдается платно. Сотрудник самостоятельно организует прохождение медицинской комиссии,но некоторые записи можно восстановить, например, лист прививок может находиться в поликлинике участка. Таким же образом можно восстановить информацию о флюорографии и о прошлых заболеваниях.
Если сохранилась медицинская книжка за предыдущие годы, то немного информации можно взять из нее. Кроме того, во многих поликлиниках, занимающихся профессиональными осмотрами, вся база хранится в электронном виде, и восстановить необходимые записи можно без труда.
В любом случае, не стоит сильно паниковать при утере или порче документа. Восстановление медицинских справок — не редкий случай, и во многих клиниках есть уже своя схема действий на случай этой неприятности. Но не стоит забывать, что медицинская книжка — крайне важный документ, за отсутствие которой может быть применена административная ответственность,поэтому не стоит откладывать восстановление.