что делать если подотчетное лицо потеряло кассовый чек

что делать если подотчетное лицо потеряло кассовый чек. Смотреть фото что делать если подотчетное лицо потеряло кассовый чек. Смотреть картинку что делать если подотчетное лицо потеряло кассовый чек. Картинка про что делать если подотчетное лицо потеряло кассовый чек. Фото что делать если подотчетное лицо потеряло кассовый чек

Какими документами можно оправдать оплату

С ситуацией, когда подотчетное лицо потеряло кассовый чек, сталкиваются многие практикующие бухгалтеры. Принять к налоговому и бухгалтерскому учету расходы, неподтвержденные документально, нельзя. Об этом гласят нормы налогового законодательства (ст. 252 НК РФ) и закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ст. 9). При этом первичные документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ. Кроме того, неподтвержденные первичкой расходы нельзя учесть в базе при расчете прибыли (письмо УФНС по Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007).

Посмотрите, что изменилось в расчетах с подотчетниками с 30.11.2020.

При совершении операций с денежной наличностью все юридические лица и ИП (за исключением случаев, предусмотренных пп. 2, 3, 5–7 ст. 2 закона «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ) обязаны выдать чек ККТ или БСО покупателю (п. 2 ст. 1.2 закона 54-ФЗ).

Чек ККТ (БСО) — первичный учетный документ, отпечатанный с применением специально предназначенной автоматизированной техники или же сформированный в электронной форме в момент расчета между продавцом и клиентом.

Документ должен содержать данные о расчете, а также обязательные реквизиты, предусмотренные п. 4.7 закона 54-ФЗ. Однако действующее законодательство не говорит о том, что чек ККМ является единственным первичным документом, подтверждающим факт расходования средств, а Налоговый кодекс не устанавливает перечня таких подтверждающих бумаг. Следовательно, если подотчетник предоставил иные подтверждающие документы, например: товарный чек, акт выполненных работ, товарную накладную и прочие бумаги, оформленные в соответствии с нормами законодательства, то они могут быть приняты к учету.

Подробнее о порядке заполнения первички читайте в материале «Первичный документ: требования к форме и последствия ее нарушения».

Сотруднику Никитину О. А. было выдано 83 548 руб. на закупку товаров от поставщика за наличный расчет. Товары он сдал на склад, о чем свидетельствует приходная накладная, подписанная кладовщиком. Авансовый отчет с приложением документов — ТОРГ-12, ТТН, счета-фактуры и квитанции к ПКО — передан в бухгалтерию. При этом кассовый чек был утерян.

При проверке авансового отчета бухгалтер запросил у поставщика подписанный акт сверки. Сумма оплаты в нем была отражена. Авансовый отчет был принят у работника.

Образец заполнения авансового отчета см. в статье «Образец заполнения авансового отчета в 2021 году».

Можно ли принять расходы по авансовому отчету и принять к вычету НДС, если нет кассового чека, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Сложнее обстоит дело в ситуации, когда утерян весь пакет подтверждающих первичных документов.

Что делать, если утерян весь пакет подтверждающих документов

В данном случае налогоплательщик может выбрать один из трех вариантов:

Однако есть вероятность спора с налоговиками и необходимости отстаивать свою позицию в суде.

В данном случае понадобится приложить к авансовому отчету следующие бумаги:

ВНИМАНИЕ! Если руководитель уверен, что работник исполнил поручение, и авансовый отчет был им утвержден, то документ нужно принять к бухучету.

Офис-менеджеру было выдано 1 340 руб. на закупку канцтоваров. Канцелярию работник сдал, а первичку потерял, в связи с чем написал объяснительную записку. Бухгалтер запросил у продавца дубликат товарной накладной, копию z-отчета кассира-операциониста и акт сверки. Подотчетная сумма фигурировала во всех документах, и авансовый отчет был принят.

ВАЖНО! Если же подтвердить расходы документально не получится, то выданная в подотчет сумма будет считаться доходом сотрудника. С нее необходимо удержать НДФЛ, а также рассчитать страховые взносы.

Программисту компании «Флагман» было выдано 5 380 руб. на оплату интернета для компании. Он оплатил услугу в размере 4 980 руб. и комиссию в сумме 400 руб. через терминал. Однако при заполнении авансового отчета обнаружил, что чек терминала утерян.

Работник написал объяснительную записку с указанием даты, места и потраченной суммы, а также обстоятельств утери чека. Бухгалтер запросил акт выполненных работ и акт сверки у провайдера. В документах фигурировала сумма в 4 980 руб. Чтобы не спорить с налоговиками, руководитель предприятия решил учесть расходы за счет чистой прибыли организации, а сумму комиссионных включить в доход сотрудника.

Бухгалтер удержал НДФЛ в размере 52 руб. (400 × 13%) и рассчитал страховые взносы в сумме 120 руб. (22% — страховая часть, 5,1% — ФФОМС и 2,9% — страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

Если сотрудник не представил документов или косвенного подтверждения целевого расходования средств, организация вправе потребовать возврата подотчетных сумм. Выбрав данный способ, работодатель избавит себя от необходимости оплаты налогов. К такому мнению пришли судьи в постановлении ВАС РФ от 05.03.2013 № 13510/12.

Директору ООО «Мериада» в течение 2021 года выдавались суммы в подотчет на закупку ГСМ. Однако по истечении срока представления авансового отчета документов он никаких не предоставил и подотчетные денежные средства не вернул. В результате проверки налоговики переквалифицировали всю сумму в доходы работника и рассчитали НДФЛ. Суд в данном вопросе поддержал проверяющих (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2014 № А26-5684/2013).

Итоги

Принимать или не принимать авансовый отчет у сотрудника, потерявшего чек ККМ, — решать только работодателю. Приняв расходы к учету без документов, подтверждающих факт покупки, предприятию придется отстаивать свою позицию в суде.

Источник

Деньги под отчет: товар есть, документов нет

Сотрудник получил деньги под отчет. Через некоторое время работник вернулся с приобретенным товаром, но без подтверждающих документов. Что в этой ситуации делать бухгалтеру: как отражать расходы в бухгалтерском и налоговом учете, начислять ли НДФЛ и взносы, – рассказала Светлана Сидоркина, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт».

В каждой организации возникает необходимость в приобретении товаров, работ или услуг через подотчетное лицо. Для этого сотруднику, который поименован, например, в перечне подотчетных лиц, на основании приказа руководителя и заявления работника выдаются деньги на совершение покупки.

В письме Банка России от 2 октября 2014 года № 29-Р-Р-6/7859 указано, что в целях применения Указания Банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У под работником юридического лица понимается лицо, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера.

Подотчетник обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней после дня истечения периода, на который выданы наличные, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии – руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами о расходах. Проверка авансового отчета, его утверждение и окончательный расчет осуществляются в срок, установленный руководителем (п. 6.3 Указания № 3210-У).

Нет отчета, но деньги есть

На сегодняшний день запрета на выдачу наличных под отчет при условии неполного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной сумме не установлено. Поэтому работнику можно выдавать средства, даже если он не отчитался по предыдущим полученным суммам, конечно, если иное правило не установлено в локально-нормативном акте организации.

Утрата документов

Возможны ситуации, когда сотрудник приобретает необходимые товары (работы, услуги), передает их организации, но по каким-либо причинам не может подтвердить расходы документально. Это может быть и забывчивость работника, которая выразится в том, что он просто не взял документы, либо их утрата, – причины потери могут быть разными, при этом отсутствие документов не является основанием для того, чтобы не отчитываться по потраченным суммам.

Возмещать работнику расходы или нет в данной ситуации целиком зависит от решения руководителя, поэтому даже при отсутствии оправдательных документов бухгалтерия компании на основании письменного распоряжения руководителя принимает авансовый отчет от работника, где подтверждающим документом может являться объяснительная записка, в которой указываются обстоятельства и причины отсутствия бумаг.

Отражение в учете

Для отражения затрат в бухгалтерском учете достаточно авансового отчета и объяснительной, полученной от работника. Каждый факт хозяйственной жизни должен быть отражен на основании первичного документа, в частности, им может являться бухгалтерская справка, составленная по факту утраты чеков.

В налоговом учете все сложнее, расходы должны быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и оформленными в соответствии с требованиями законодательства.

Подтверждением того, что работник действительно совершал покупки, могут являться любые документы, которые будут свидетельствовать о произведенных тратах. Сотрудник может обратиться к продавцу (поставщику) с просьбой предоставить копии закрывающих документов. Если они были составлены на юридическое лицо, то в данном случае возможно получить дубликаты.

А что делать, если оплата была произведена наличными от имени физического лица и чек был утерян? Если работник предоставит копию кассового чека, то данный первичный документ подтвердит расходы, но в целях налога на прибыль «первичкой» все равно будет являться только оригинал чека.

Минфин России еще в 2008 году в своем письме от 17 сентября № 03-03-07/22 указал, что при подтверждении расходов могут быть использованы копии чека, но только если они выцвели, нечитаемые и к ним приложен оригинал чека.

Таким образом, даже если сотрудник не предоставит оправдательные документы, но затраты были реально им понесены, то расходы могут быть ему возмещены на основании распоряжения руководителя.

В бухгалтерском учете с отражением таких трат сложностей не возникает, так как они могут быть оформлены бухгалтерской справкой, а вот для принятия расходов в налоговом учете необходимы оригиналы документов.

НДФЛ и взносы

Теперь разберемся с НДФЛ и взносами по подотчетными деньгам, оправдательные документы на которые пропали. Статей 137 ТК РФ предусмотрено право работодателя взыскивать с сотрудника задолженность для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного выданного аванса удержанием из заработной платы, но не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, и при условии, что работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

Если работник предоставит копию кассового чека, то данный первичный документ подтвердит расходы, но в целях налога на прибыль «первичкой» все равно будет являться только оригинал чека.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, если иное не предусмотрено статьей 420 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного соцстрахования, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 41 НК РФ в соответствии с НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» в Налоговом кодексе.

В Постановлении ФАС Московского округа от 24 февраля 2010 года № КА-А40/669-10 по делу № А40-46422/09-112-282 был рассмотрен вопрос о включении в состав дохода работника в качестве экономической выгоды выданных под отчет средств на хозяйственные нужды организации, в связи с тем, что к авансовому отчету были приложены только товарные чеки без чеков ККТ. При этом спорные товарные чеки были признаны судом документами достоверными и подтверждающими произведенные расходы сотрудником Общества, поэтому данная сумма не должна включаться в налоговую базу по НДФЛ.

Однако риск включения таких расходов в доход работника существует. Например, суды посчитали невозможным принятие к учету и подтверждение несения расходов на основании представленных к авансовому отчету подтверждающих документов по расходованию выданных под отчет сумм на производственные нужды, не соответствующих порядку оформления, определенному действующим законодательством. В связи с чем указанные средства были отнесены к доходам подотчетного лица, подлежащим включению в базу по налогу на доходы физических лиц (Определение Верховного Суда РФ от 9 марта 2016 г. № 302-КГ16-450 по делу № А78-7155/2015).

Вопрос о начислении НДФЛ и страховых взносов по неподтвержденным израсходованным суммам рассмотрен в письме Минфина от 1 февраля 2018 года № 03-04-06/5808, однако данный случай рассматривается в контексте того, что работник не предоставил авансовый отчет. Таким образом, если сотрудник действительно потратил выданные средства на нужды организации и отчитался перед работодателем, то объекта налогообложения НДФЛ и взносами не возникает. Однако есть риск того, что налоговые органы могут посчитать предоставленные оправдательные документы недостаточным доказательством несения расходов и включить их в доходы работника, соответственно увеличив таким образом налоговую базу по НДФЛ и страховым взносам.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Подтвердить расходы подотчетное лицо может без чека?

что делать если подотчетное лицо потеряло кассовый чек. Смотреть фото что делать если подотчетное лицо потеряло кассовый чек. Смотреть картинку что делать если подотчетное лицо потеряло кассовый чек. Картинка про что делать если подотчетное лицо потеряло кассовый чек. Фото что делать если подотчетное лицо потеряло кассовый чек
AllaSerebrina / Depositphotos.com

В настоящее время выдавать кассовые чеки или БСО, отвечающие требованиям Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», обязаны, как правило, все организации и ИП при осуществлении расчетов за оказанные услуги. Конечно, есть исключения – они также оговорены законодательством, но в данном случае речь не о них (письмо Минфина России от 26 сентября 2019 г. № 03-03-06/1/74132).

Может случиться так, что приложенные к авансовому отчету сотрудника документы об оплате оформлены с нарушениями. Например, в кассовом чеке или БСО не хватает обязательных реквизитов. Или вместо чека вашему сотруднику ИП – продавец выдал товарный чек, мотивируя тем, что он применяет ЕНВД, но в рамках внутреннего контроля вы установили, что это не так.

В таком случае окончательное решение о возмещении расходов – за руководителем учреждения. Безусловно, принять оформленные с нарушениями документы – это риск того, что при проверке ревизоры могут признать нарушение и даже оштрафовать за искажения отчетности.

Примечательна позиция Минфина России относительно подобных ситуаций. В своих разъяснениях финансисты подчеркнули: нарушение контрагентом законодательства при документальном оформлении расчетов само по себе не свидетельствует о неправомерности расходов покупателя.

Да, эти разъяснения касаются порядка подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли. Но здесь важен сам факт, что на уровне финансового ведомства впервые высказано мнение о том, что подотчетные лица и организации не должны быть заложниками неприменения контрагентами ККТ или несоблюдения ими норм закона при оформлении соответствующих документов для покупателей. Данная позиция Минфина может стать аргументом для учреждения в спорах с проверяющими.

Однако для того чтобы свести к минимуму возможные негативные последствия, следует детально разъяснять подотчетным лицам, как должны быть оформлены документы, которые они должны получить от продавца при хозяйственных закупках или в гостинице, находясь в командировке.

Ну а в случае сомнений в достоверности документа обязательно проведите контрольные мероприятия по проверке информации о продавце – организации или ИП, воспользовавшись специальным сервисом на сайте ФНС России. Там же можно проверить подлинность кассового чека или бланка строгой отчетности.

Источник

Как сейчас подтверждать подотчетные расходы

что делать если подотчетное лицо потеряло кассовый чек. Смотреть фото что делать если подотчетное лицо потеряло кассовый чек. Смотреть картинку что делать если подотчетное лицо потеряло кассовый чек. Картинка про что делать если подотчетное лицо потеряло кассовый чек. Фото что делать если подотчетное лицо потеряло кассовый чек

Подотчетные расходы есть почти у каждой организации. И они всегда попадают в круг особого внимания налоговиков. Знаете почему? Потому что к ним некоторым образом причастны лица за пределами бухгалтерии — ваши подотчетники, у которых нет такого трепетного отношения к документам, как у вас. А ваши возможности на них повлиять ограничены. Ну принес подотчетник документы с огрехами, заменить или исправить их возможности нет. Разве вы не примете расходы? Примете, конечно. И хорошо, если таких расходов немного и они несущественны. А если наоборот?

Смотрите, о чем нужно предупредить работников и на что обращать внимание при приеме документов, подтверждающих расходы подотчетных лиц, чтобы не иметь проблем с подотчетными суммами сейчас и в будущем.

Важно! С 30.11.2020 в оформлении расчетов с подотчетными лицами есть ряд существенных изменений. Подробнее о них читайте здесь.

Затраты по электронным билетам

Основной документ, подтверждающий расход подотчетной суммы, называется авансовый отчет. Но только лишь его одного недостаточно. К нему должны прилагаться подтверждающие траты подотчетника чеки, квитанции, счета и т.п.

Электронный билет — удобная штука. Но, как оказывается, не для бухгалтера. Для учета расходов ему нужна не только распечатка билета (авиа- или ж/д), но и документ, подтверждающий факт поездки. Например, посадочный талон, причем в идеале со штампом о досмотре. При отсутствии такового бухгалтеру приходится озадачиваться добычей справки от перевозчика или хоть какой-то бумаги, подтверждающей перелет или проезд. Благо Минфин это разрешает.

Раньше подобные хлопоты в основном случались из-за того, что посадочный работник потерял. Сейчас же в этом виноваты не так давно обновленные правила регистрации на рейс, которые позволяют пройти на борт без бумажного талона. Правила-то позволяют. Но возможность распечатать талон сохранена. Дайте работникам четкое указание: «Всегда печатать талон». Пропишите эту обязанность в ЛНА по командировкам, ознакомьте подотчетников с этим требованием. В конце концов пригрозите, что при отсутствии талона со штампом проезд возмещать не будете. Воплощать эту угрозу в жизнь конечно же нельзя. Рассчитывайте только на силу слова.

Как регистрировать для целей НДС в книге покупок электронные билеты на самолет или поезд, приобретенные командированным работникам: кого указывать продавцом, как отражать наименование перевозчика на иностранном языке? Разъяснения эксперта по данному вопросу смотрите в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить онлайн бесплатно.

Вторая проблема с разъездами подотчетников — расходы на такси. Их все чаще заказывают через мобильные приложения и расплачиваются также онлайн. Подтверждением оплаты в этом случае выступает электронный чек. Он вполне пригоден для прибыльных целей. Главное, чтобы содержал правильные реквизиты (письмо Минфина от 12.09.2018 № 03-03-06/1/65357). Просите работников получать чеки на e-mail и приносить вам распечатки. А лучше сделайте корпоративную почту для сбора всех электронных чеков на фирму. Это существенно облегчит вам учет.

Внимание на БСО и новые реквизиты чеков ККТ

К 01.07.2019 фактически окончилось повсеместное внедрение онлайн-ККТ. На них перешли те, кто до этого пользовался отсрочкой, за небольшим исключением. Это значит, что вне закона теперь бумажные бланки строгой отчетности. Предупредите работников об этом. Сейчас к авансовому отчету они должны прилагать либо чек ККТ, либо БСО, сформированный автоматизированной системой — аналогом онлайн-кассы. И никаких больше заполненных от руки бланков или распечаток из компьютера.

О том, как сейчас применяют БСО, смотрите консультацию советника государственной гражданской службы РФ 1 класса А. А. Батарина в КонсультантПлюс. Пробный доступ можно получить бесплатно.

Кстати, на чеки пусть тоже обращают внимание, а также обращайте внимание сами. В них должен быть полный набор предусмотренных законом реквизитов. Перечень реквизитов немаленький, сориентироваться в них может быть непросто. Какая информация должна быть на чеке ККТ, узнайте здесь. Не забывайте, что проверить чеки можно через мобильное приложение ФНС.

Источник

Как восстановить чек на покупку

Зачем восстанавливать чек о покупке

Информация, содержащаяся на документе

Важно! Отказ со стороны продавца в выдаче дубликата может говорить о недобросовестности, в ведении чёрной бухгалтерии уклонении от уплаты налогов. В виде исключения: рынки (продукты питания), киоски (канцелярские товары и пресса), отделения почтовой связи (конверты, открытки).

Когда чек должен быть обязательно восстановлен?

Совет! Документы об оплате товара, услуги желательно хранить на весь период действия гарантийного срока или срока эксплуатации товара. Кроме того эксперты рекомендуют приплюсовать к нему еще срок исковой давности, который составляет три года.

Процедура восстановления чека на покупку

Закон гласит, что товарно- денежные отношения между субъектами предпринимательской деятельности в торговой сфере и физическими лицами называются сделкой в розницу. На физлица распространяются права, защищающие потребителей. Это позволяет возвращать дефектные и некачественные вещи, продукты. Чтобы осуществить такое действие, как правило, в торговую точку несут: заявление о возврате стоимости покупки, чек и собственно сами товары народного потребления.

Есть ли шанс проделать эту процедуру без документа, подтверждающего акт приобретения, и вернуть товар в магазин? Или же смириться с неудачным отовариванием? Ниже рассказывается о законодательной подоплёке вопроса.

Статьи закона

Согласно ст. 493 Гражданского кодекса Российской Федерации моментом заключения розничной сделки является выдача бумаги, свидетельствующей о покупке. Фактически потеря клочка кассовой ленты не позволяет аннулировать сделку. Подтвердить ее помогут свидетели.

На стороне потребителя оказывается также ст.18 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой говорится о неправомерности отказа в возврате денежных средств (или замене вещей) при условии отсутствия кассового (товарного) чека или прочих документов.

Выдача дубликатов продавцом

Выписывать повторно документ о приобретении товара никто не будет. Да и закон не велит. Но не всё так безнадёжно. Существует несколько способов подтверждения товарно-денежных отношений:

2. Копия товарного чека. Зачастую он выдаётся покупателю. Можно предъявить его. Если он потеряется, то полагается выдача второго экземпляра. Однако не стоит возлагать больших надежд и на этот вариант, поскольку магазин или иная компания вправе не выписывать товарный чек в двух экземплярах.

Интернет-торговля (e-Trading)

Самостоятельная «реанимация» товарно-кассового чека

Способ 2. Для проявления стертых чернил используют растворы соли или соды.

Способ 3. Чек, приложенный к листу белой бумаги, отпечатывается на нем. Проблема заключается в том, что такая «копия» не имеет юридической силы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *