что делать если под колеса бросился человек
Автоподставы: Что делать, если кто-то бросился под вашу машину
В последнее время участились случаи, так называемых, автомобильных «подстав» с участием пешеходов. Звучит довольно страшно, ибо игры с человеческой жизнью не совсем то, что хотелось бы видеть на наших дорогах. Хватает и той бурды, в которую играют на дорогах, стройках, рельсах и прочих локациях молодежь, состоящая в тех самых группах в социальных сетях, которые называть не будем. Наши органы могут это рассматривать как рекламу.
Окей. К черту такие группы. Зачем они нужны, если можно заработать автоподставами? Зачем просто так рисковать, ради каких-то лайков и просмотров, если здесь хороший кэш на кону? Именно так и думают некоторые граждане. Подумают, поразмышляют, и прыгают под колеса.
Неплохой способ заработать, если у вас железные кости или хорошая подготовка в плане акробатических навыков. «Артисты», порой, попадаются, на самом деле, крайне талантливые и убедительные. Смотришь некоторые видео на такие темы и ждешь, как разверзнется асфальт, и из отверстия поднимется кулак с выставленным большим пальцем и пронесется над каким-нибудь проспектом святого Рашпиля станиславское «Верю!». Сколько талантов пропадает. Есть же профессия каскадер. Очень, кстати, высокооплачиваемая. Но нет, там учиться надо. А тут — каждый сам себе профессор.
Ну, шутки шутками, а когда на капоте вашего автомобиля бабочкой распластывается такой вот «актер», как правило, сжимается там, где не должно в нормальной ситуации. Человек — существо эмоциональное, что, зачастую, мешает принимать правильные и взвешенные решения в такие моменты. Но сделать это придется, если не хотите попасть на удочку мошенников.
Во-первых, конечно же, спасет видеорегистратор. Если таковой в автомобиле имеется. Если нет, но вы решили его приобрести, то обращайте внимание на те модели, которые обладают максимально широким углом обзора. Когда видно обочину, есть большая вероятность того, что акробатические этюды «подставщиков» попадут в объектив. Ну, и, конечно же, при упоминании того, что мошенника сняла камера, как правило, он ретируется и дает стрекоча.
Но они стали умнее. Ищут автомобили, где на лобовом стекле нет регистратора. То есть, его установка в разы снижает вообще возможность попасть в неприятную ситуацию.
Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.
Второе, что следует предпринять, если уж такая неприятность случилась — трезво оценить ситуацию и убедиться, что «подставщик» действительно таковым является. Не стоит пренебрегать съемкой всего происходящего на телефон. Как бы это кощунственно не звучало, но эта съемка сможет многое объяснить подоспевшему наряду полиции. А именно, место происшествия, на переходе это было или рядом (или вообще вдалеке), состояние пострадавшего, положение автомобиля, который ни в коем случае нельзя передвигать ни на сантиметр.
Следующее, что стоит сделать — вызвать полицию. В любом случае. Правы вы или нет, это сделать следует. Если контакт произошел вне пешеходного перехода — так тем более. Если же перед вами мошенник, при виде водителя, вызывающего полицию, он предпочтет удрать. При прибытии наряда правоохранителей, опишите ситуацию и внешность мошенника. Наверняка, вы — не единственная его жертва.
Что немаловажно, желательно осмотреть место происшествия на предмет наличия камер видеонаблюдения, которые могут быть на столбах, у входа в магазин и т.д. Да, вряд ли мошенник выберет место с камерами, но все может быть. Зачастую эти парни прекрасные каскадеры, но не сильно внимательные «фрилансеры».
В целом, подытожив, можно сказать, что такой вот материал является прямой рекламой полиции и видеорегистраторов. Получается так, что вашими основными помощниками в ситуации «автоподстав» являются либо люди в погонах, либо гаджет на лобовом стекле.
Отдельно стоит отметить, что мошенники в 80% случаев для такого «развода» выбирают водителей прекрасного пола. Да, именно женщины становятся жертвами подстав чаще всего в последнее время.
Поэтому, милые дамы, имейте в виду, на вас ведут охоту не только настоящие мужчины, но и всевозможные «ловкачи» придорожного характера.
Взгляд с позиции водителя: как защитить свои права при ДТП с пешеходом (и при этом не сесть)?
Доступность алкоголя и обилие транспортных средств на дорогах – гремучая смесь. Каждый вечер люди с низкой гражданской ответственностью допиваются до беспамятства. А водители пытаются проехать так, чтобы им под колёса не бросился «пешахид». Таким ёмким именем в интернете прозвали пешеходов, не беспокоящихся о собственной безопасности.
В октябре 2020 года стало известно, что Виктория Короткова, финалистка шоу «Холостяк», насмерть сбила мужчину на столичном Кутузовском проспекте. Для справки, эта транспортная артерия Москвы с ноября 2018 года содержит 9 полос, одну выделенную полосу, обочины. А общая ширина – около 45 метров! То есть на месте Виктории мог оказаться любой водитель: пешеходов на этой трассе быть просто не должно.
Кстати, финалистка «Холостяка» смогла доказать свою невиновность: дело закрыто (на момент подготовки статьи). Но проблема неадекватных пешеходов осталась. Как водителю выйти с минимальными потерями из столь сложной ситуации? Что делать, если пешеход бросается под колёса? Всегда ли виноват водитель? Поговорим об этом прямо сейчас.
Что говорят ПДД?
Правила дорожного движения закрепили дуализм. Согласно п.10.1 ПДД, если возникает опасность, водитель должен снизить скорость, вплоть до полной остановки, чтобы избежать ДТП. При приближении к пешеходному переходу необходимо двигаться так, чтобы тут же остановиться – в случае чего. Если в попутном направлении тормозит машина – тоже нужно сбрасывать скорость.
Но и у пешеходов много обязанностей, перечисленных в 4 главе ПДД. Они должны двигаться по тротуарам или обочинам, иметь предметы со световозвращающими элементами. На нерегулируемом пешеходном переходе до начала движения нужно убедиться в безопасности манёвра. Да и вообще участники дорожного движения должны быть взаимно вежливыми.
Водители не тормозят перед переходами, пешеходы не смотрят по сторонам – счёт 1:1. Но нас интересует не общая вежливость, а конкретные ситуации, где есть риск лишиться свободы и крупной суммы денег. Важно понимать, как работает машина правосудия, чтобы попытаться склонить её на свою сторону.
За 2019 г. на российских дорогах погибло свыше 16,9 тыс. человек. Около 4,9 тысяч жертв – пешеходы. Для сравнения, за неполные 10 лет войны в Афганистане там погибло 15051 солдат и офицеров Советского союза. То есть, дорога каждый год генерирует больше жертв, чем 10-летний кровавый конфликт на Ближнем Востоке.
Кто отвечает в ДТП с пешеходом?
Авария, как правило, предполагает контакт человека и транспорта. Но если манёвр пешехода заставил водителя съехать в кювет, это тоже ДТП. В этой ситуации пострадавший имеет право задержать нарушителя (если будет в состоянии), требовать привлечения его к ответственности. Но чаще именно машины сбивают пешеходов, нежели последние провоцируют съезд в кювет.
Ситуации можно разделить на две больших группы:
В интересах водителя не говорить о том, что он наблюдал пешехода в течение длительного периода времени до столкновения. Однако редкое ДТП обходится без свидетелей, поэтому откровенно агрессивная манера езды будет ими замечена и отмечена. Сразу после аварии составляется подробная схема происшествия.
Важны самые разные детали:
Чего категорически нельзя делать – это покидать место происшествия. Ведь если водитель уедет, восстановить эту картину будет сложнее. Но и если останется, следует быть осторожным: не перемещать предметы, не перегонять машину, выставить знак аварийной остановки.
Водителю стоит взять контакты у свидетелей, которые смогут подтвердить, что аварию спровоцировал сам пешеход. Ну и вызвать «Скорую помощь», разумеется.
Практика: как часто водители страдают от «пешахидов»
В самом худшем случае, если погиб один пешеход, а водитель уехал с места аварии или был пьян, ему может грозить до 12 лет лишения свободы, если два пешехода – до 15 лет. Тут уместным будет напомнить, что за умышленное убийство дают меньше, но такова норма закона. Если же пешеход получил более лёгкий вред здоровью, речь идёт об административной ответственности.
Важно! Начало процесса не означает признание водителя виновным. Привлечь его к уголовной или административной ответственности можно лишь при наличии состава преступления или правонарушения.
Показательно кассационное определение от 20 августа 2020 года, которое попалось мне при подготовке статьи. Обстоятельства дела: осужденный М. передвигался по дороге и совершил наезд на пешехода, причинив тяжкий вред здоровью. Одним из ключевых доказательств вины стал первичный протокол осмотра места происшествия. При этом М. не отказался от участия в осмотре, дал показания на самого себя, а ещё – не пригласил адвоката.
Приговоров, основанных на таких же доказательствах, сотни (учитывая, что на дорогах в год погибает почти 5 тысяч пешеходов). Органам предварительного следствия и суду проще признать человека виновным, нежели идти от обратного. Это плохо и хорошо одновременно: так работает система, с этим придётся считаться.
Руководство: что делать, чтобы доказать невиновность
Мой первый совет – припрятать запись видеорегистратора. Она способна как помочь водителю, так и «утопить» его. Гражданин имеет право предпринимать любые меры для самозащиты. К таковым можно отнести и сохранение записи, которую можно сперва просмотреть со своим адвокатом. Если же информация будет изъята сотрудником ГИБДД или следователем, её однозначно изучат.
Второй совет – незамедлительно обратиться за помощью адвоката. И это должен быть юрист, специализирующийся на ДТП. Слишком много нюансов и мелочей, адвокат «общей практики» может усугубить положение клиента. Яркий пример – Эльман Пашаев, который защищал Ефремова по резонансному ДТП. Судя по его линии обороны и поведению в процессе, он вообще слабо знаком со спецификой автоаварий.
Третий совет – не давать никаких показаний на месте происшествия. Помните, что человек вправе не свидетельствовать против себя. Мало того, что можно наговорить лишнего, так ещё и следователь способен всё это превратно понять. Ситуацию нужно тщательно обдумать, а уж потом строить линию защиты.
Резюме: есть ли шанс спастись от «пешахида»?
Итак, гарантировать отсутствие ДТП может лишь полный отказ от личного автотранспорта. Это невозможно для большинства людей, которые не мыслят себя без перемещений. Нужно всегда быть готовым к такой неприятности, как авария с пешеходом, не ценящим собственную жизнь. Действенный шаг для водителя – снижать скорость, как только увидел неадекватное поведение на дороге.
Если же авария произошла, стоит взять себя в руки и действовать. Да, нужно оставаться человеком: не покидать место ДТП, вызвать «Скорую помощь» и полицию. Но и о своей безопасности тоже стоит позаботиться: приберечь запись видеорегистратора, не свидетельствовать против самого себя и не рыть себе могилу раньше времени. Дорога – это дело случая, так пусть он будет на вашей стороне.
Пешеход бросился под машину: кто возместит ущерб?
Многие наверняка слышали истории, как суд обязывал пешехода покрывать ущерб нанесенный в результате ДТП. При этом суд обязывал автовладельца покрыть траты за лечение пешехода. Причем эти траты полностью покрывались страховкой ОСАГО. А вот пешеход тратил намного больше, возмещая автовладельцу расходы на ремонт автомобиля. Давайте разбираться, кто же должен платить, если пешехода сбивают на перекрестке или в неустановленном для перехода месте.
Платить придется
Подобная практика, часто становится шоком для автомобилиста. Выходит, если на скоростной трассе под машину кинется пьяный, неадекватный, или желающий свести счёты с жизнью человек и при этом погибнет или будет серьезно покалечен, то водитель в любом случае будет вынужден оплачивать все расходы на лечение или платить серьезную компенсацию родным погибшего.
Конечно в законодательстве есть исключения, когда водитель освобождается от ответственности. Но на практике это всегда очень сложно доказать. Никто и никогда не признается, что бросился под колеса сознательно, тем более если пострадавший погиб. Любой юрист, которого привлечет пострадавшая сторона, докажет, что человек пострадал по невнимательности, а не по собственному умыслу. А в таком случае автомобилист будет обязан покрывать ущерб.
Но у данной ситуации есть и другая сторона. В некоторых случаях имеется обратная ответственность пешехода. Когда суд или ГИБДД признают виновником происшествия пешехода. В этом случае пешеход также должен возмещать автовладельцу ущерб за повреждение автомобиля. Эта процедура была подтверждена Конституционным Судом. После этого количество судебных исков к пешеходам от автовладельцев возросло в несколько раз.
Иногда страховые компании полностью возмещают автомобилистам полученный ущерб, если имеется страховой полис КАСКО, но после этого они требуют возврата этих средств с пешехода. Нередко подобные дела решаются через суд и после привлекаются приставы, которые помогают взыскивать с пешехода, если тот уклоняется от возмещения ущерба. Сегодня звучат призывы к тому, чтобы пересмотреть такое положение. Поскольку может показаться неэтичным, что с родственников погибшего или тяжело пострадавшего взыскивается компенсация за причиненный автомобилю ущерб.
Кто рискует больше: пешеход или водитель?
Если рассматривать причинение вреда здоровью, то очевидно, что больше всего в ДТП страдает пешеход. Нередко даже незначительные столкновения приводят к тяжелейшим последствиям, среди которых инвалидность или даже гибель. Не секрет, что сегодня политика ГИБДД направлена так, что пешеход в любом случае считается правым на дороге. Понимая это, многие переходят дорогу как угодно даже не поворачивая головы. И эта уверенность в своей полной правоте приводит к огромному количеству аварий с самыми тяжелыми последствиями.
Если практически у каждого автомобилиста есть обязательная страховка, то у пешеходов таких страховок нет, а значит покрывать ущерб приходится из своего кармана. Все это приводит к длительным судебным тяжбам, а впоследствии и привлечению приставов, поскольку пешеходы редко по своей воле торопятся возмещать ущерб автомобилисту. Подобные судебные тяжбы, и ожидание выплат, может растянуться на месяцы и даже годы.
Естественно риски автомобилистов несколько меньше. Если ДТП произошло, но скорость автомобиля была невысокой, то и повреждения автомобиля будут минимальны, а ущерб здоровью пешехода будет минимальным или средним, что может полностью покрыться обязательной страховкой. Что позволит избежать выплат из собственного кармана.
В любом случае надо быть предельно внимательным и осторожным во время езды на автомобиле. Даже на небольших скоростях можно серьезно покалечить человека или даже лишить его жизни. В этом случае лечение или компенсация может обойтись очень дорого, что не сможет покрыть обязательная страховка. В этом случае даже признанный невиновным автомобилист будет обязан выплачивать компенсацию или оплачивать лечение.
А как на западе?
Не в пример России, на западе эти проблемы уже давно решены. Там автовладельцы хорошо защищены от обязанности оплачивать лечение пешеходу, если доказано, что водитель полностью не виновен. Не смотря на размер суммы взыскания за причиненный ущерб, все оплачивается страховкой. Причем если по вине пешехода автомобиль сильно пострадал и стоимость ремонта не попадает под страховой случай, весь ущерб обязан оплатить пешеход. Как показывает практика на западе этот механизм прекрасно отработан и сложностей с оплатой обычно не бывает. Возможно, что в скором времени и в России этот механизм будет доведен до европейской практики.
Читайте также:
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Зацепили пешехода. Он поднялся и… ушел. Что делать водителю?
Ситуация не типичная, но встречается. Если бы пешеход, которого зацепил автомобиль, предъявил требования водителю или наоборот при условии, что нарушителем ПДД – пешеход. В подобной ситуации всё понятно. Стороны в такой ситуации вызывают сотрудника полиции, а, возможно, и скорую медицинскую помощь, если в этом есть необходимость; могут и договориться на месте, не вызывая никого. Столкновение с пешеходом – это ДТП, которое регулируется вторым разделом ПДД. Все последствия такой ситуации прописаны.
Рассмотрим вариант. Пешеход ушёл с места столкновения с автомобилем. В чём-то ситуация не типична.
Почему же он ушёл? Причин несколько. Наиболее частая – переход проезжей части вне зоны пешеходного перехода. В такой ситуации пешеход опасается встречи с инспектором ДПС – штраф за нарушение ПДД и необходимость нести материальную ответственность за ущерб, причинённый автомобилю. Другая – сложившуюся ситуацию воспринимает как несерьёзную Худший вариант – пешеход находится в состоянии шока и не отдаёт отчёт своим действиям.
Как действовать водителю в подобной ситуации?
Благоприятное развитие. Пешеход самостоятельно без чьей-либо помощи поднялся. В адрес водителя высказал ряд нелитературных выражений и отправился далее по своим делам. По поведению пешехода и его словам у водителя есть возможность понять, что здоровью пешехода не причинено вреда. В такой ситуации водителю опасаться нечего. Высока вероятность того, что даже вредный пешеход через полчаса не вернётся на место ДТП и не будет вызывать автоинспекцию. Если «ваш пешеход» окажется таковым, то водителю предъявят наказание по ст. 12.27 часть 2 КоАП (оставление места ДТП). Вероятность такого развития обстоятельств очень невелика. Пешеход, не имеющий повреждений, не сможет доказать факт наезда на него автотранспортного средства.
Неприятное развитие ситуации. Пешеход получил травму и по прошествии некоторого времени обратился в лечебное учреждение, в котором сообщит, что травма получена в ДТП. В таком случае медики сообщат в ГИБДД. Полиция объявит авто в розыск. Если транспортное средство найдут, то водителю, который в то время был за рулём, грозит ответственность по статья 12.27 часть 2 КоАП (оставление водителем места ДТП).
Какое возможно наказание? Лишение права управления транспортным средством на срок до 18 месяцев или арест до 15 суток.
А если вред здоровью более существенный.
Легкий вред здоровью – добавится ещё и ответственность по статья 12.24 часть 1 (нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью). Лишение права управления на срок до 18 месяцев или штраф до 5000 рублей.
Вред здоровью средней тяжести. Ответственность по статья 12.24 часть 2 КоАП (лишение права управления сроком до 24 месяцев или штраф до 25 000 рублей).
Тяжкий вред здоровью не рассматриваем, при такой травме пешеход никуда не уйдёт с места ДТП.
Как поступить водителю? Всесторонне оценить ситуацию, чтобы принять правильное решение. У водителя есть шанс, что пешеход пострадал. В этом случае пешеход может вернуться на место ДТП или обратиться в лечебное учреждение, по после чего ему предстоит встреча с сотрудниками ГИБДД. Тогда лучше всего вызвать сотрудников полиции. В этом случае ответственность по статья 12.27 часть 1. Санкция к нему будет в размере всего лишь 1000 рублей.
Что делать, если под колеса автомобиля бросился пешеход?
На сегодняшний день существует множество разных методов, способных помочь жуликам заработать денег на добропорядочных гражданах. К примеру, давний, но до сих пор используемый метод – пешеход кидается под колеса проезжающей машины, а потом пытается взыскать от автомобилиста денежные средства по причине того, что он будто «сбил» его. Как быть в подобной ситуации, чтоб не было проблем, и не пришлось отдавать свои деньги обманщикам?
Нужно упомянуть об ответственности. В подобных ситуациях законодательством предусмотрено штрафное взыскание за непропускание пешеходов – 1 500 – 2 500 руб. Но, как правило, автомобилисты не знают тонкостей законов, поэтому отдают мошенникам гораздо больше денег. Также надо учитывать, что это довольно стрессовая ситуация. Расчет жулика как раз на это.
Как это происходит?
Автомобиль подъезжает к нерегулируемой зебре, а аферист стоит на тротуаре и жестами пропускает автомобилиста. Машина начинает трогаться, а пешеход прыгает на капот или под колеса. Потом пешеход начинает изображать, что травмирован, кричать, тем самым усиливая перенапряжение автомобилиста.
Тут как тут появляются «очевидцы», которые в действительности заодно с подставным пешеходом. Они всячески оказывают давление на водителя, угрожают судом, большими штрафами и тюремным заключением. Автомобилист от безысходности может согласиться отдать пешеходу большие деньги, главное, как можно быстрее, решить вопрос. На это рассчитывают жулики, отлично исполняющие свои роли.
Как себя вести в этой ситуации?
Не нужно опасаться обращения в полицию. Водителю не угрожает уголовное наказание и другие значительные последствия, которыми начнут запугивать аферисты. Тут же нужно позвонить в отдел полиции и скорую помощь, рассказать о случившемся и ждать.
На запугивания со стороны «очевидцев» и «пострадавшего» надо ответить, что вот-вот подъедут сотрудники полиции и разрешат ситуацию.
Хорошо сможет помочь запись с регистратора, если он есть. Основное – нельзя уезжать с места ДТП! За подобное можно лишиться водительских прав. Подробнее читайте здесь.
Если жулики оказывают давление, проявляют агрессию и осыпают угрозами – нужно заблокировать двери автомобиля и снова позвонить в отдел полиции. Следует сказать, что поступали угрозы.
Как правило, аферисты просто уходят с места аварии, когда осознают, что их план не удался. Автомобилист, сохранивший ясный ум и хладнокровие, который поступил правильно и взвешенно – это не тот, кто им нужен.
Когда они не покинули место ДТП и дождались полицейских – надо требовать, чтобы в протоколе были указаны все нюансы произошедшего, включая также осмотр «пешехода» врачами. У жуликов огромный опыт в подобных делах, потому максимальное, что может быть у аферистов – гематомы и ссадины. Не факт, что с такими проблемами они обратятся в суд.
Также нужно понимать, что в ДТП виновен не один автомобилист, но и пешеход также. Он тоже участвует в дорожном движении и должен блюсти правила.