что делать если по кассе не пробили эквайринг
За что вас оштрафуют в 2021 году. Разбираем наказания по онлайн-кассам
Отдохнули и хватит — мораторий кончился, и с 1 января 2021 года налоговые инспекции снова пошли с протянутой рукой, тьфу, с проверками, которые затрагивают, как правило, сильнее всего малый бизнес. Мы решили собрать в одной статье все виды наказаний и заглянуть в будущее — что там еще за экзекуции приготовили для предпринимателей. Поехали!
Отсутствие онлайн-кассы
Пока официального наказания за отсутствие кассы не придумано. В КоАП есть только штраф за использование кассы, не соответствующей требованиям закона № 54-ФЗ — 30 тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
Неприменение онлайн-кассы
А вот за это как раз вас могут оштрафовать, санкции указаны в части 2 статьи 14.5 КоАП, как обычно, они отличаются для ИП и юрлиц. Первые отделаются штрафом от ¼ до ½ суммы пробитого расчета (минимум 10 000!), а вторым грозит минимальный штраф в 30 тысяч или от ¾ от размера расчета, не проведенного через онлайн-кассу.
Должностным лицам также грозить наказание — оно аналогично по размеру санкциям, применяемым к ИП.
Допустим, компания « Зайчик и Ко » продает детские игрушки, но онлайн кассу не покупает и чеки не пробивает. За несколько дней выручка от продажи составила 210 000 рублей. И тут в магазин нагрянула проверка, обнаружив выручку, но не обнаружив кассы, инспекторы насчитали горе-продавцам штраф в 157 000 рублей (210 000 * ¾).
При повторном нарушении, если при этом вы накопили расчетов без чеков на сумму более 1 млн, то вас ждет еще более суровое наказание:
Поблажку могут сделать только для малого бизнеса — сказать « ата-та! » и заменить штраф на предупреждение, но только при условии, что вы не злостный нарушитель, а проступок совершили впервые, не создали чрезвычайных ситуаций или не нанесли значительного имущественного ущерба (см. часть 2 статьи 3.4 КоАП).
Не выдан чек
Не пробит чек на онлайн-кассе
Фактически это тоже самое, что неприменение онлайн-кассы и наказание аналогичное.
Если вас пугают высокие комиссии за эквайринг, рекомендуем посмотреть наш вебинар о том, как подключить эквайринг со ставкой 0,7% и работать без банковского терминала — экономьте на эквайринге с МоимСкладом и Тинькофф.
Нет номенклатуры в чеке
Сейчас это вопрос дня — как вписывать название товаров в чек? Это обязательно с 1 февраля 2021 года для ИП на спецрежимах, которые ранее не обязаны были вписывать конкретное наименование.
И здесь штрафы не маленькие:
Неправильная СНО в чеке
Если вы указали в чеке систему налогообложения УСН, а сами работает на ОСНО, это нарушение. Вначале 2021 года многие предприниматели спешно меняли в онлайн-кассах настройки — переходили с ЕНВД на УСН. А кто-то даже не успел еще перейти, ведь сроки подачи заявления на УСН для бывших вмененщиков продлили. Тем не менее, т.к. режима ЕНВД больше не существует, пробивать чеки с этим режимом неправомерно.
Штраф за неправильную СНО по части 4 статьи 14.5 КоАП составляет:
Нарушение использования онлайн-кассы
Есть и другие ситуации, когда вас настигнет кара налоговиков, например, если они запросили у вас документы по ККТ, а вы из не предоставили. Для физлиц (включая ИП) штраф составит — до 3 000 рублей, а для юрлиц — до 10 000.
Нарушения при регистрации кассы или если она не будет соответствовать установленным стандартам, вы тоже можете схлопотать штраф.
Например, вы решили перенести кассу на другую торговую точку, значит должны были внести изменения в карточку ККТ, но не сделали этого.
За это вам грозит штраф по части 4 статьи 14.5 КоАП:
Сроки привлечения к ответственности
Общий срок — в течение года с даты нарушения. Но, если вы постоянно нарушаете закон, например, с момента регистрации не используете онлайн-кассу, хотя должны, то срок будут отсчитывать с момента, когда проверяющий нашел нарушение.
Можно ли избежать штрафов за неприменение онлайн-кассы?
Вы можете не дожидаясь проверки, до того, как инспекция вынесет решение о привлечении вас к ответственности, самостоятельно исправиться и исполнить обязанности, возложенные законом.
Проще говоря — вам нужно пробить чек коррекции. Как это сделать — описано в Методических рекомендациях ФНС от 06.08.2018 года № ЕД-4-20/15240@.
За что чаще всего штрафуют?
ФНС поделилась статистикой и сообщила, что, например, в 2019 году самым « популярным » видом штрафа был — за неприменение онлайн-кассы.
Что ждет нас в будущем?
Пока все нововведения находятся в стадии обсуждений, но стоит приготовиться к некоторым радикальным изменениям:
Не допускайте нарушений работы с онлайн-кассами, ведь размеры санкций такие, что способны попросту обанкротить небольшой бизнес. Лучше сразу организовать работу так, как требует законодательство. В этом вам поможет сервис МойСклад : торговля, склад и CRM в облаке. Всё, что нужно, в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики.
Неверный чек ККТ — основание для коррекции
Все люди ошибаются, а не ошибается лишь тот, кто вообще никогда не работает. Не обошла соответствующая обыденная практика и кассиров, работающих с новыми онлайн-кассами.
Чтобы понять алгоритм исправления ошибочно пробитого чека, необходимо обратиться к положениям закона «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ/ККМ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Для изменений в уже осуществленных расчетах понадобится их коррекция или возврат прихода. С этой целью предусмотрены отдельные операции по онлайн-кассе с одноименными названиями, сопровождающиеся изготовлением специальных документов — чека коррекции или чека возврата прихода.
Поэтому ответ на вопрос: «Как оформить ошибочно пробитый чек» — таков: необходимо осуществить операцию по коррекции ранее произведенных расчетов или возврату прихода.
Важно! Схема исправления с использованием чека коррекции допустима при использовании пользователем форматов фискальных документов версии 1.1. При использовании версии 1.05 для исправления ошибки в виде некорректно сформированного кассового чека чек коррекции не применяется, а используется чек с признаком расчета «возврат прихода» (письмо ФНС от 06.08.2018 № ЕД-4-20/15240@).
Корректировать расчеты по онлайн-кассе придется, если есть:
Далее мы объясним, почему необходимо исправлять ошибки в расчетах по онлайн-кассе.
Налоговики способны дистанционно разглядеть ошибки в кассовых расчетах
Применение онлайн-касс ставит фискальное взаимодействие коммерсантов и налоговиков на новый современный уровень. Теперь последним необязательно выходить на проверку, чтобы выявить ошибки в кассовых расчетах. Это достигается за счет обмена информацией между 4 участниками процесса:
Покупатель, приобретая товар, получает чек ККМ. Он вправе проверить его реквизиты через специальное приложение и направить налоговикам информацию о нарушении. Кассир, работающий на онлайн-кассе, передает сведения о пробитом чеке ОФД. Последний принимает эти сведения, подтверждает факт получения данных и хранит их. Основное же предназначение ОФД — это связующее звено между владельцем онлайн-кассы и налоговиками, которым он в установленные сроки направляет полученные сведения.
В процессе контроля за полученными сведениями налоговая служба выявляет правонарушения, направляет владельцам кассовых аппаратов необходимые для исполнения предписания и привлекает их к ответственности.
Так в кратком изложении выглядит современный процесс взаимодействия между налоговым органом и другими лицами, задействованными в процедуре применения онлайн-касс. Если ошибочно пробит чек по онлайн-кассе, это может оказаться на виду у налоговиков. Целесообразно устранить ошибку до того, как она привлекла их внимание.
Чтобы получить больше информации о взаимодействии с налоговиками, читайте статью «Как получить налоговый вычет при покупке онлайн-кассы?».
Как оформить коррекцию ошибочно пробитого чека?
Выше мы выяснили, как оформить неправильно пробитый чек и для чего это нужно. Теперь рассмотрим порядок изготовления чека коррекции (при использовании ФФД 1.1).
Важно! Подсказка от КонсультантПлюс
Используйте чеки коррекции в следующих ситуациях:
1)вы самостоятельно обнаружили ошибку в чеке в присутствии покупателя (клиента);
Еще 5 ситуаций, когда требуется оформить чек коррекции смотрите в К+. Получить пробный доступ можно бесплатно.
Его следует оформить в промежутке между отчетами об открытии смены в работе кассы и закрытии такой смены (без ограничения по датам).
При формировании чека коррекции особое внимание следует обратить на заполнение следующих реквизитов:
Порядок заполнения этих и других реквизитов чека коррекции в зависимости от ситуации расшифрован в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Исправление ошибки необходимо оформить сопроводительным документом. Им может быть объяснительная кассира или акт о проведении операции по корректировке расчетов. В документе следует отразить факт ошибки в расчетах и причины корректировки.
Факт выявления неучтенной операции влечет для виновного лица ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Оформление чека коррекции до выявления этого факта налоговиками может помочь избежать ответственности. Это следует из примечания к данной норме.
Оформление чека возврата прихода
Такая операция понадобится, когда в первоначально выбитом чеке ошибочно указано больше денежных средств, чем требуется (при использовании ФФД 1.05). Возврат прихода для неверно пробитого чека вернет ситуацию в исходную точку. В новом чеке следует отразить данные, аналогичные указанным в ошибочно пробитом кассовом чеке. Затем пробивается новый кассовый чек с правильной информацией. То есть в этом случае, в отличие от коррекции, операция не исправляется, а полностью аннулируется.
Важно! Подсказка от КонсультантПлюс
Возвратный чек также используется в случае выплаты покупателю денег за возвращенный товар независимо от того, какую версию ФФД вы применяете.
Подробнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
При оформлении операции возврата прихода следует отразить фискальный признак ошибочного чека ККМ, чтобы налоговики не требовали дополнительных пояснений и представления копии заявления покупателя о возврате уплаченных денег.
Важно уяснить, что проведение этой операции необязательно делать в день ошибки, т. к. соответствующее ограничение законом не установлено. Если же ошибку не исправить вовсе, то возможно применение санкций по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.
Аналогичной операцией можно устранить и иные ошибки в чеке, не связанные с занижением выручки. Примером такой ситуации может быть неотражение в чеке НДС тогда, когда он должен быть указан. В такой ситуации также следует оформить операцию возврата прихода до обнаружения ошибки инспекторами.
Не следует оформлять возврат прихода для устранения операций, проведенных в период возникновения перебоев со связью, т. к. подобные явления не отражаются на работе кассы. Фискальный накопитель хранит необходимую информацию в течение 30 дней и самостоятельно направит ее ОФД, когда связь наладится. Проведение же в этом случае дублирующей операции повлечет необходимость оформления чека коррекции.
В дополнение посмотрите видео в материале «Как сделать возврат денег за покупку по онлайн-кассе?».
Итоги
Совершение ошибки при работе с онлайн-кассой не является причиной для паники. Важно заметить и устранить такую ошибку до того, как на нее обратили внимание налоговики. В этом случае ответственность за нарушение не наступит. Устранение, в зависимости от вида ошибки, оформляется либо чеком коррекции, либо операцией возврата прихода. Если самостоятельного исправления изъянов в работе с кассой вовремя не происходит, возможно применение санкций со стороны налогового органа.
Если у вас появилась необходимость снять онлайн-кассу с учета, читайте статью «Как выглядит заявление на снятие с учета ККМ — образец».
Тема: Забыли пробить чек при оплате картой
Опции темы
Поиск по теме
Забыли пробить чек при оплате картой
Здравствуйте! Подскажите, если кассир вчера провел операцию по оплате банковской картой через терминал и сегодня только обнаружил, что забыл пробить чек по онлайн-кассе. Как правильно поступить? Нужно ли или нет пробивать чек? И что еще. Спасибо!
Пробить чек коррекции и письмо в ФНС в соответствии с примечанием к п.15, ст.14.5 КоАП.
Добрый день. Подниму темку. У нас такая ситуация: долго и сложно внедряли онлайн-кассу, привязывали ее к 1с и терминалу для принятия платежей по эквайрингу. В связи с этим на протяжении долгого времени чеки по платежам по терминалу выбивались по кассе с нарушением сроков. То есть: иногда на день позже, часто позже чем через 5 минут после проведения платежа с банковской карты. Собственно, вопрос, который меня мучает.
Я знаю, что по п.15 ст. 14.5 КоАП мы можем написать в налоговую добровольное так сказать признание. Чеки коррекции не пробивались (наше ПО не позволяет бить именно чеки коррекции), пробивались обычные чеки, не коррекции. Объяснительные на каждый факт я составляю и в стопочку складываю.
На самом деле все ответы есть в 54 фз. Но пока что, это на данный момент, никто смотреть не будет, сейчас иная глобальная цель. Что будет за то что вы указали, написано в вами указанной статье КоАП. Если не применяли ч.2 если косяки в работе то ч.4
id104533792,
Поскольку вы не можете пробить чек коррекции, то даже при наличии объяснительной, они вам скажут, что у вас чеки пробиты после завершения смены, и это точно огромадный штраф будет, особенно если ООО. Я бы вам советовала все же сидеть 1 год тихо и никуда не писать, потому что если сумма будет свыше миллиона в течение 1 года, то еще и арест до 90 суток либо дисквалификация директора. Есть шанс, что пронесет. Чеки по эквайрингу начинайте пробивать на онлайн-кассе, как положено, в реальном времени, другого пути у вас нет.
На проверку оперконтроля еще надо нарваться, просто так они не придут, особенно если у вас еще есть право БСО использовать или еще что-то по отсрочке.
По эквайрингу запросят банковские выписки и отчеты банка-эквайера, у вас может их и не быть.
Владос,
Вы не подскажете, кого сейчас проверяет оперконтроль по постановлению на проверку, какие нарушения? Есть ли плановые проверки и тоже кого проверяют? Какие документы запрашивают? Я слышала, что проверяют в основном, только нарушителей, кто на точке чек не пробил, или на кого пожаловались, или кто сам объяснительную написал с чеком коррекции.
Пробивать ли выручку по эквайрингу по онлайн-ККТ
Вопрос задал Валентина В.
Ответственный за ответ: Александр Бажин (★10.00/10)
пробивается ли выручка по эквайрингу еще и по ККТ?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Все комментарии (11)
Здравствуйте. Любое поступление безналичных денежных средств через эквайринговый терминал должно сопровождаться выдачей кассового чека с типом платежа — БЕЗНАЛИЧНЫМИ. То есть приняли ДС от клиента, провели платёж, распечатали слип и далее пробили чек на ККТ с соответствующим типом оплаты. В конце смены делаете: 1) сверку итогов на терминале по банку и 2) снимаете отчет с гашением на ККТ. Суммы безналичной оплаты должны совпадать в обоих отчетах.
На текущий момент срок давности один год. Если самостоятельно нашли нарушение пробиваете чек коррекции с указанием причины — не применение ККТ. Для того чтобы ответить на вопрос как именно исправить — напишите пожалуйста, через какой документ в программе фиксируете продажу и принимаете оплату. Лучше если пришлете скрин, а также текущий релиз 1С.
Ожидайте, напишу с примером.
В актуальном релизе УТ 11.4 чек коррекции пробивается прямо из документа Эквайринговая операция (вложение). Причем программа сама определяет по типу документа, что нужно пробить по безналичному расчету. В том релизе, который реально у вас есть (11.3.3.231) этот функционал реализован через документ Кассовый чек коррекции. В результате пробития чека коррекции результат должен быть таким же как во вложенном файле. Единственно что смущает — это отсутствие возможности выбора в документе формы расчета — безналичный. Тут надо смотреть код программы, как она себя поведет, лучше вместе с программистом.
Если не получается так — то можно прямо из драйвера ККТ пробить чек, там возможностей с установкой параметров гораздо больше.
Насчет пункта — безнал. Тут как бы следует из самой формы расчетов что она безналичная. Банковская карта относится к электронным средствам платежа (ЭСП). Описано в ч. 19 ст. 3 N 161-ФЗ от 27.06.2011 N 161-ФЗ «это средство и/или способ, которые позволяют клиенту оператора по переводу денежных средств составлять/удостоверять/передавать распоряжения для перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации (в том числе платежных карт), а также других технических устройств».
Есть особенности — Письмо ФНС N ЕД-4-20/15240@ от 06.08.2018 «… каждая корректируемая сумма расчета должна отражаться в кассовом чеке коррекции отдельной строкой. Указание в кассовом чеке коррекции только общей суммы корректируемых расчетов при корректировке, как ранее осуществленных с применением ККТ расчетов с ошибкой, так и при корректировке расчетов, ранее произведенных без применения ККТ, не может являться достаточным для установления события административного правонарушения (поскольку невозможно идентифицировать из такой суммы конкретный расчет). Учитывая изложенное, в случае корректировки только общей суммой расчетов при использовании форматов фискальных документов версий 1.05 пользователю необходимо в обязательном порядке направить в налоговые органы в дополнение к сформированным кассовым чекам коррекции сведения и документы достаточные для установления каждого события административного правонарушения, т.е. идентификации каждого конкретного расчета».
Обратите пожалуйста внимание на эту рекомендацию.
Факт нарушения был, т.к. не пробили чек. Сами нашли и исправили — молодцы, санкций не будет. Позиция ФНС тут ясна — они должны понимать в какой день какая сумма у вас прошла и не была отражена по ККТ. Увидят этот факт, когда к ним через ОФД придет Ваш чек с типом Коррекция. А поскольку это не наличка, то запросить по банку транзакции для них не проблема. И сличить банк и чеки коррекции. Вдруг вы не всё отразили что должны, отсюда явное требование указывать все факты. Пока о таких проверках не слышал, но с учетом того, что срок давности по подобным случаям хотят с 1-го до 3-х лет увеличить, лучше конечно подстраховаться.
Как исправляется ошибка неверно указанного вида оплаты при использовании ККТ нового типа (онлайн-кассы)?
Как исправляется ошибка неверно указанного вида оплаты при использовании ККТ нового типа (онлайн-кассы), например, когда вместо оплаты наличными выбрана оплата банковской картой? Как исправлять такую ошибку, если она выявлена через 1, 2, 3 недели? Обязательно ли использовать чек коррекции? Достаточно ли будет пробить чек с признаком «возврат прихода», а затем пробить верный чек? Нужно ли пробить чек на возврат товара, купленный не в этот день (по старому законодательству чек не нужно было пробивать)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Для исправления ошибки при выборе формы расчета необходимо использовать чеки коррекции.
Возврат денежных средств покупателю вне зависимости от того, сколько времени прошло с момента поступления денежных средств, осуществляется с одновременным пробитием кассового чека.
Обоснование позиции:
Исправление ошибки при применении ККТ
Исходя из пп. 4 п. 4.1 Закона N 54-ФЗ, при использовании онлайн-касс оформляются, в частности, фискальные документы:
кассовый чек (бланк строгой отчетности);
Среди обязательных реквизитов кассового чека поименованы, в частности:
форма расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумма оплаты наличными денежными средствами и (или) электронными средствами платежа.
Таким образом, кассовый чек (бланк строгой отчетности) с признаком расчета «возврат прихода» или «возврат расхода» оформляется только в случаях фактического возврата клиенту или получения от клиента денежных средств в кассу (дополнительно смотрите письма Минфина России от 12.05.2017 N 03-01-15/28920, от 24.05.2017 N 03-01-15/31944).
При выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее, формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены (п. 4 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).
Формулировка «после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены», по нашему мнению, не означает, что чек коррекции оформляется только в день допущения ошибки. Данная фраза означает лишь, что нельзя корректировать расчеты после формирования отчета о закрытии смены. То есть в день выявления ошибки, требующей внесения изменений в данные, переданные через оператора фискальных данных в налоговый орган, пользователь после открытия смены (формирования отчета об открытии смены) может сформировать чек коррекции до закрытия смены.
Дело в том, что в силу п. 1 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ при закрытии смены фискальный накопитель формирует итоговые сведения о суммах расчетов, указанных в кассовых чеках и кассовых чеках коррекции, для формируемых отчетов о закрытии смены. То есть данные из КЧК учитываются в отчете о закрытии смены.
Здесь же приведем мнение представителя налоговых органов, размещенное в материале «Когда потребуется чек коррекции ККТ» на сайте http://54fz.ru: «Чек коррекции (или бланк строгой отчетности, БСО коррекции) формируется для корректировки расчетов, произведенных ранее. Открыв смену, пользователь ККТ может пробить чек коррекции за любое время, указав дату (скажем, смена открыта 20 марта, а чек коррекции пробивается за 3 марта)».
В Приказе также предусмотрена возможность формирования чека коррекции в случае выявления ошибки пользователя. Перечень реквизитов КЧК приведен в таблице 30 п. 35 Приказа.
С учетом вышеизложенного полагаем, что при внесении исправлений в регистрацию произведенного расчета в онлайн-ККТ прежде всего следует обнулить зарегистрированный ранее расчет с ошибочным указанием формы расчета (например наличными). Для этого необходимо оформить КЧК с признаком расчета «3» (расход) на сумму первоначального кассового чека с его же реквизитами.
Для оформления прихода с указанием правильной формы расчета (банковской картой) оформляется КЧК с признаком расчета «1» (приход).
Среди дополнительных реквизитов КЧК (п. 5 приложения N 1, таблицы 30 и 31 к Приказу) предусмотрены «тип коррекции» и «основание для коррекции».
Также целесообразно, по нашему мнению, до пробития чека коррекции составить объяснительную (акт, служебную записку), в которой указывается основание для коррекции.
Обращаем внимание, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений и материалов судебной практики по рассматриваемому вопросу мы не обнаружили. В связи с этим рекомендуем обратиться за соответствующими письменными разъяснениями в ФНС России (п. 1 ст. 7 Закона N 54-ФЗ, п. 1, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Возврат товара
Под расчетами для целей Закона N 54-ФЗ понимаются, в частности, прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты.
Таким образом, при возврате денежных средств покупателю ККТ применяется в обязательном порядке (письмо Минфина России от 12.05.2017 N 03-01-15/28914).
При этом кассовый чек с признаком возврата прихода формируется на контрольно-кассовой технике того же хозяйствующего субъекта.
На сегодняшний день финансовое ведомство фактически не разделяет возврат средств клиенту в день их уплаты или в последующие дни. Следовательно, с переходом к применению онлайн-касс возврат денежных средств покупателю вне зависимости от того, сколько времени прошло с момента поступления денежных средств, осуществляется с одновременным пробитием кассового чека, что, в общем-то, следует из понятия расчетов, установленного для целей применения норм Закона N 54-ФЗ (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ) и нормы п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ.
До начала применения онлайн-касс возврат денежных средств из кассы не в день оплаты должен был осуществляться кассиром на основании расходного кассового ордера (РКО) в соответствии с пп.пп. 6.1, 6.2 п. 6 Указаний N 3210-У) с обязательным внесением записи о выданных наличных денежных средствах в кассовую книгу (пп. 4.6 п. 4 Указаний N 3210-У, смотрите также письмо ФНС России от 11.04.2013 N АС-4-2/6710).
Что касается необходимости оформления РКО (форма КО-2 утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88) при возврате товара (отказе от услуги) не в день покупки после начала применения онлайн-касс, то существует мнение специалистов, что РКО следует оформлять в случае, если денежные средства выдаются клиенту из главной кассы организации, а не из наличности, находящейся у кассира-операциониста (смотрите, например, ответ на сайте на сайте http://54fz.ru на вопрос: «Организация занимается торговлей автомобилями. Подскажите, получена оплата от покупателя по безналу. От сделки клиент отказался. Делаем возврат из основной (единственной) кассы организации. Должны мы пробивать чек с реквизитом «возврат прихода»? Или достаточно РКО с заявлением на возврат?».
Сразу оговоримся, что разъяснений уполномоченных органов по аналогичным ситуациям нами не обнаружено, а в упомянутых выше письмах Минфина России от 24.05.2017 N 03-01-15/31944 и от 04.07.2017 N 03-01-15/42315 сообщено, что по вопросу соблюдения порядка ведения кассовых операций (выдачи денежных средств за возвращенный товар не в день покупки такого товара и документального оформления такой операции) необходимо обратиться в Банк России, наделенный функциями определения указанного порядка в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Вместе с тем выдача наличных денег относится к кассовым операциям (п. 2 Указаний N 3210-У) и проводится по РКО (пп. 4.1 п. 4, п. 6 Указаний N 3210-У).
При этом согласно пп. 4.1 п. 4 Указаний N 3210-У (в редакции Указания Банка России от 19.06.2017 N 4416-У, вступившего в силу с 19.08.2017) кассовые документы (в том числе РКО) могут оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании фискальных документов, предусмотренных Законом N 54-ФЗ.
Таким образом, на конец дня (смены) по окончании проведения кассовых операций можно оформлять ПКО на общую сумму прихода и РКО на общую сумму выданных (возвращенных) наличных денег, которые следует учесть в кассовой книге. То есть получается, что по окончании смены РКО будет сформирован на основании данных ККТ, что позволяет не оформлять РКО в случае возврата денег в течение дня (смены). По сути, в таком случае кассовый чек с признаком возврат прихода будет выполнять роль РКО для целей применения положений пп.пп. 6.1, 6.2 п. 6 Указаний N 3210-У.
В письме Минфина России от 04.04.2017 N 03-01-15/19821 указано, что Закон N 54-ФЗ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты не предусматривают применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденной Постановлением N 132. В результате сделан вывод, что указанные формы документации могут не применяться.
В письме ФНС России от 03.04.2017 N ЕД-4-20/6181@ специально подчеркнуто такое преимущество перехода на новый порядок применения ККТ, как отказ от обязательного ведения форм первичной учетной документации (формы КМ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.