что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

Посетители отказываются надевать маски. Как защитить бизнес?

Хотел бы задать вопрос как бизнесмен.

У меня пекарня. Мои сотрудники работают в масках и перчатках. Но бывает, что к нам заходят клиенты без масок, а некоторые натягивают на подбородок воротник от кофты, как бы прикрывая рот и нос. Когда мы просим надеть маски, они ругаются и даже угрожают, но просьбу не выполняют.

Я знаю, что по требованиям властей мы должны обслуживать посетителей в масках, иначе нас могут оштрафовать. Но что делать, если посетители не соблюдают требования? Как защитить себя?

Обязанность бизнеса обслуживать только посетителей в масках устанавливают региональные власти в рамках режима повышенной готовности. Если клиент отказывается надеть маску, у вас есть два варианта: не допустить его в торговую зону или отказать в обслуживании. Оба варианта будут законными, суды это уже подтвердили.

Однако действовать нужно по порядку, который разъяснили Минпромторг и Роспотребнадзор. Расскажу о нем подробнее.

Как убедить посетителя надеть маску

Обосновать просьбу надеть маску можно, если показать постановление главного санитарного врача и региональный акт, в которых сказано об обязательном масочном режиме.

Не все потребители знают, что требование надеть маску — это не прихоть продавца, а предписание главного санитарного врача. По этому вопросу сложилось много мифов. Например, кто-то считает, что масочный режим действует лишь в крупных городах. Другие — что маски надо носить только при высокой температуре или что требование носить маски противоречит Конституции. На самом деле обязательный масочный режим в местах массового пребывания людей действует на всей территории России.

Верховный суд РФ подтвердил законность этого правила. Он отметил, что носить маски должны все, в том числе люди, у которых есть медицинское заключение об отсутствии коронавирусной болезни.

Еще в каждом регионе действуют свои дополнительные антиковидные ограничения. Их строгость зависит от местной санитарно-эпидемиологической обстановки.

Например, в Москве граждане должны носить маски, даже если они просто гуляют. В такие указы часто вносят правки, поэтому надо читать последнюю редакцию акта.

Если у посетителя нет маски, можно предоставить ее бесплатно или предложить купить. Если посетитель все равно не хочет надевать маску, расскажите ему о штрафах.

Есть две статьи кодекса об административных правонарушениях, по которым гражданина могут оштрафовать за нарушение масочного режима:

Протоколы о нарушении составляет полиция, Роспотребнадзор и уполномоченный региональный орган. Наказание назначает суд.

Как победить выгорание

Можно ли отказать клиенту в обслуживании

Если посетитель принципиально не хочет надевать маску, вы вправе отказаться его обслуживать. Законность этого подтвердил Верховный суд. При конфликте с посетителями Минпромторг рекомендует сотрудникам торговых объектов вызывать полицию.

Правозащитники из Смоленска посчитали, что рекомендации Минпромторга противоречат гражданскому кодексу, где сказано об обязанности продавца обслуживать всех обратившихся клиентов.

Кроме того, условие приобрести маску, чтобы купить товар, — это, по их мнению, тоже нарушение закона. Поэтому они подали иск о признании письма Минпромторга незаконным. Но Верховный суд отказался это делать.

Как не допустить посетителя в торговую зону

Отказ обслуживать клиента без маски может защитить от штрафа, но не от коронавируса. Если клиент начнет скандалить и требовать обслужить его без маски, то большое количество сотрудников подвергнутся риску заражения. Есть только один способ это предотвратить — не пропускать клиента без маски на территорию пекарни.

Роспотребнадзор допускает ненасильственное воспрепятствование потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам. Это означает, что можно поставить перед входом охранника, который будет пускать только людей в масках.

Охранник может также измерять температуру у посетителей на входе в торговый зал. При этом сведения о температуре — это персональные данные, а значит, их можно фиксировать только с согласия человека.

Роскомнадзор пояснил: на входе в организацию достаточно разместить объявление об измерении температуры. Тогда люди, заходя в помещение, будут выражать свое согласие на термометрию тела. Если термометр показал повышенную температуру, то сотрудники вправе направить посетителя к врачу.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

На вайлдбериз можно купить 100 масок рублей за 300, значит, цена 1 маски около 3 рублей. Сделайте наценку на вашу продукцию и повесьте баннер «Скидка 5% тем, кто в своей маске». Будут надевать как миленькие)

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

Фрёкен, ваше решение шикарно защищает от штрафов)))) Но, если владелец не хочет заражения клиентов, то посетитель должен все пребывание в магазине быть в маске же)

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

Екатерина, вопрос был «как защитить бизнес», а не «как защитить посетителей от заражения». От заражения, к сожалению, на 100% не защитит ничто. Точнее, защитит: тотальная изоляция ото всех, включая курьеров с едой.

Можно, кстати, побуждать клиентов вакцинироваться. В Теремке, например, за QR код можно скидку получить. Правда, для этого его недостаточно показать кассиру, надо куда-то там загрузить QR код, и неизвестно, как им дальше распорядятся, поэтому я не рискнула :))

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

Фрёкен, а в красном и белом 50 шт за 100 рэ, ещё дешевле)

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

Анна, по вашему сообщению вообще не ясно, какую точку зрения вы поддерживаете.

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

Елена, жаль таких как вы еще на входе не отсеивают, чтобы не ходили и нормальных людей не заражали.

Artem, и? Ну отсеете тех, кто в маске- так всегда найдётся человек с маской, но старой и нестираной

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

Костямба, ну это проблема тех, кто носит старую нестираную маску, она как минимум защитит от кашля этих людей. Пусть и не полностью, но вероятность заразить других будет ниже.

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

Artem, включили бы мозги и выключили бы телевизор, может появился бы свой взгляд на эту » проблему» с маками

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

Artem, ну по идее так и должно работать. А в нашем городе можно спокойно зайти в супермаркет, походить по нему, выбирая товары, отстоять очередь, где никто не соблюдает дистанцию, и только на самом финише тебе откажут в обслуживании. И непонятно, то-ли магазин борется с профилактикой коронавируса, то-ли формально исполняет формальное предписание

Artem, не заражали чем?

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

Андрей, повежливее, пожалуйста. Вот ссылка на наши правила, ознакомьтесь: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

Елена, таких и перцем залить, и пнуть могут, если гавкать начнут без намордника, вы бы поосторожнее были.

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

Значит не обслуживать. Берите пример с Дикси/Пятерочек. В нашем городе говорят, что пока не наденешь маску-товар пробит не будет. Взаимоуважения у людей нет.

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

Вопрос: человек пришёл без маски в аптеку чтобы купить маску (потому что у него нет маски). Ему продадут маску или скажут что не будут обслуживать? Что законы и предписания говорят?

Михаил, этот вопрос из раздела что появилось первым курица или яйцо? 😂

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

Наталья, но это не ответ на мой вопрос.

Михаил, ок. Если маску хотят купить, то можно ее сначала подать покупателю, а когда он ее наденет, сможет рассчитаться.
Это ответ?)))

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

Наталья, в любом случае непонятно что говорят на этот счёт законы и предписания. На случай если продавцы будут упираться и требовать маску (которой нет, ведь затем маску и покупают чтобы она была) хорошо иметь ссылку на документ который обязывает их продать маску человеку без маски.

Михаил, статья полный бред. Сами вызывайте полицию и пишите заявление на магазин 426 гк рф, 310 гк рф и КоАП РФ Статья 14.8. Никто не может отказать в обслуживании просто так, должны сослаться на закон.

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

А зачем носить маски, если они бесполезны?

Что за бред тут написан? Постановление Мишустина, 417, если не ошибаюсь, обязывает предоставить СИЗ любому посетителю. А НИ ОДНО из заведений этого сделать не сможет. Маски, которые предоставляют везде, не соответствуют ГОСТу, да и а целом маски не являются СИЗами. Изучайте закон, а потом отвечайте. Человека не может ограничивать в своих правах распоряжение губернатора и тем более распоряжение санитарного врача, ну это прям бред. Есть же законодательная власть у нас в стране.
Резюмируя:
Без масок можно куда угодно.
Без qr-кода можно куда угодно.
Паспорт могут проверить только сотрудники полиции и только при наличии оснований для их проверки, основания в ФЗ о полиции прописаны, все гуглится.
Вся эта коронавирусная история с ограничениями полный бред, который ни одним законодательным актом не подтвержден.

P.S. Температуру на входе может измерять только мед. персонал. Охранник не имеет права на это действие.

Дмитрий, только благодаря Вам и таким как Вы, нас всех еще раком не поставили. Правильно сказали, учите законы, господа хорошие. Нам с вами еще тут жить, нам бежать некуда.

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

Источник

Законны ли штрафы для магазинов за несоблюдение покупателями масочного режима и как их избежать

Роспотребнадзор и полиция штрафуют магазины, клиенты которых не носят маски, нарушая тем самым масочный режим. При этом в некоторых случаях размер штрафов доходит до 300 000 рублей. Рассказываем, насколько законны эти штрафы и что нужно делать, чтобы их избежать.

Кто отвечает за соблюдение масочного режима

Масочный режим (обязанность по ношению медицинской маски/респиратора и запрет на появление без маски в общественных местах) введен в соответствии с региональными нормативными актами и продолжает действовать во многих субъектах РФ. Например, в Москве масочный режим был установлен на основании указа мэра от 07.05.2020 № 55-УМ. В соответствии с п. 9.4 этого указа с 12 мая текущего года при посещении объектов торговли все без исключения граждане должны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы). В свою очередь, организации торговли обязаны контролировать исполнение своими клиентами указанного требования и создавать условия для соблюдения ими временных санитарных ограничений и запретов.

Таким образом, обязанность по соблюдению масочного режима распространяется не только на покупателей, но и на сами магазины и их должностных лиц (продавцов, кассиров, охранников). Причем магазины должны не просто снабжать своих сотрудников масками и антисептиками, но и следить за тем, как масочный режим соблюдается всеми посетителями, находящимися на кассах и в торговых залах.

За что могут оштрафовать магазин в период действия масочного режима

Само по себе нахождение в магазине посетителей без масок не грозит торговой организации какой-либо ответственностью. По общему правилу, привлечению к административной ответственности подлежит лицо, совершившее данное правонарушение. То есть сам покупатель, а не магазин.

В конечном счете магазины не вправе отказать клиентам в посещении своих торговых площадей и залов. В противном случае действия магазина могут быть расценены тем же Роспотребнадзором в качестве дискриминации и нарушения прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ).

1. Масочный режим (обязанность по ношению медицинской маски в общественных местах) был введен в соответствии с региональными нормативными актами и продолжает действовать во многих субъектах РФ.

2. Магазины должны следить, как масочный режим соблюдается всеми посетителями и работниками магазина (продавцами, кассирами, охранниками и т. п.).

3. Если магазин соблюдает санитарные нормы, масочный режим, режим социального дистанцирования и оповещает своих клиентов о необходимости соблюдения соответствующих норм и правил, то оштрафовать его не могут.

4. Штраф последует, когда торговая организация/ИП осуществит реализацию продукции клиентам, не соблюдающим масочный режим и другие временные санитарные ограничения, установленные местным законодательством.

5. Если клиенты магазинов нарушают масочный режим, а магазин беспрепятственно продает таким клиентам товары, то оштрафовать могут одновременно и клиентов, и продавца, который обслужил их на кассе, и сам магазин, который допустил нарушение.

6. Чтобы избежать штрафов, при попытке прохода в магазин посетителя без маски, представитель магазина должен проинформировать его о введенном в регионе масочном режиме, о необходимости его соблюдения и об ответственности за нарушение такого режима.

7. При соблюдении магазином всех правил (предупреждение об ответственности, неосуществление отпуска товара на кассе и вызов полиции), Минпромторг советует правоохранителям не штрафовать магазин за нарушение посетителями режима обязательного ношения масок.

В то же самое время магазин обязан проинформировать своих посетителей об обязанности соблюдать масочный режим и об административной ответственности за несоблюдение данного режима. Одновременно с этим магазин должен предпринять действия, обязывающие клиентов соблюдать масочный режим.

И если магазин соблюдает санитарные нормы, масочный режим, режим социального дистанцирования и оповещает своих клиентов о необходимости соблюдения соответствующих норм и правил, то оштрафовать его не смогут.

Штраф последует только тогда, когда торговая организация/ИП осуществит реализацию продукции клиентам, не соблюдающим масочный режим и другие временные санитарные ограничения, установленные местным законодательством.

Также магазин могут оштрафовать за непредупреждение клиентов, которые не носят масок, о необходимости соблюдения масочного режима и об ответственности за несоблюдение данного режима (письмо Минпромторга от 11.05.2020 № ЕВ-32091/15).

Какие штрафы действуют за нарушение масочного режима

Если клиенты магазинов нарушают масочный режим, а магазин беспрепятственно продает таким клиентам товары, то оштрафовать могут одновременно и клиентов, и продавца, который обслужил их на кассе, и сам магазин, который допустил подобного рода нарушение.

Штрафы последуют по ст. 20.6.1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения).

По данной статье за отсутствие маски клиент магазина может быть либо предупрежден, либо оштрафован на сумму от 1 000 до 30 000 рублей. Кассир, осуществивший продажу товара клиенту, нарушающему масочный режим, может быть оштрафован на сумму от 10 000 до 50 000 рублей. Такой же штраф назначается и ИП, которому принадлежит соответствующая торговая точка. Торговая организация за это нарушение несет ответственность в виде штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей.

Повторное нарушение масочного режима увеличит штрафы для покупателей, продавцов и организаций (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ). За повторное нарушение штраф для покупателей может составить от 15 000 до 50 000 рублей, а для продавцов — от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет. Штраф для ИП и торговых организаций составит от 500 000 до 1 млн рублей. В качестве альтернативы штрафу деятельность магазина могут приостановить на срок до 90 суток.

Как магазинам избежать штрафов за нарушение масочного режима

В целях избежания возможных наказаний за нарушение санитарных норм в период действия карантина организации и ИП должны строго следовать распоряжениям местных властей, а также выполнять рекомендации контролирующих ведомств и, в частности, Роспотребнадзора.

Например, магазины должны соблюдать рекомендации Минпромторга, которые касаются работы магазинов в условиях санитарных ограничений (письмо от 11.05.2020 № ЕВ-32091/15).

Согласно данным рекомендациям, при попытке прохода в магазин посетителя без маски представитель магазина должен проинформировать его о введенном в регионе масочном режиме, о необходимости его соблюдения и об ответственности за нарушение такого режима.

Одновременно посетителя нужно проинформировать о возможности приобретения масок при входе в магазин или на его территории в отдельной кассе.

При несогласии посетителя исполнять такие требования и в случае их нарушения, в том числе проникновения на территорию магазина, представителям торговой организации рекомендуется отказать такому посетителю в обслуживании на кассе.

Одновременно необходимо вызвать полицию для пресечения нарушения. В конфликт с нарушителем продавцам вступать не рекомендуется.

При соблюдении магазином данной инструкции (предупреждение об ответственности, отказ в продаже товара на кассе и вызов полиции), Минпромторг советует правоохранителям не штрафовать магазин за нарушение посетителями режима обязательного ношения масок.

Может ли магазин отказать в обслуживании клиенту без маски

Выполняя санитарные рекомендации Минпромторга и Роспотребнадзора, магазины должны отказывать в обслуживании и отпуске товаров покупателям, не соблюдающим масочный режим. В связи с этим возникает вполне резонный вопрос о законности такого отказа.

По общему правилу, магазин не вправе отказать своему клиенту в обслуживании.

Договор купли-продажи, заключаемый между магазином и потребителем в момент совершения покупки, предусматривает недопустимость отказа в обслуживании покупателя, если интересующий товар доступен для приобретения, а у покупателя достаточно денежных средств для оплаты (п. 3 ст. 426 ГК РФ).

В свою очередь отказ потребителю в предоставлении товаров либо доступе к товарам по причинам, связанным с состоянием его здоровья, влечет наложение штрафов по ч. 5 ст. 14.8 КоАП РФ. За данное нарушение организацию могут оштрафовать на сумму от 300 000 до 500 000 рублей.

Роспотребнадзор поясняет, что такие действия в условиях масочного режима отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и имеют своей целью защиту прав и интересов всех прочих потребителей.

Следовательно, штрафовать за нарушение прав потребителей магазины, отказывающие в отпуске товаров нарушителям масочного режима, Роспотребнадзор не будет. Напротив, самих покупателей, которые игнорируют обязанность по ношению масок, рекомендуется привлекать к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Еще полезные материалы на сайте БУХ.1С в разделах:

Источник

Продавцы снова отказывают в обслуживании без маски, а покупатели нашли способ их наказать

что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Смотреть картинку что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Картинка про что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски. Фото что делать если отказывают обслуживать в магазине без маски

Многие магазины при входе повесили объявление об отказе в обслуживании покупателей, находящихся без масок. Во многих регионах по-прежнему действует режим повышенной готовности, а ношение индивидуальных средств защиты является обязательным в общественных местах, в том числе в магазинах.

Стоит признать, что правило это соблюдают далеко не все, что неудивительно, поскольку в летнее время носить маску сложно из-за теплой погоды, и не каждый может выдержать длительное ношение маски, да и определенный дискомфорт есть.

В некоторых магазинах к этому относятся с пониманием и не обращают внимание на наличие масок, но нередко можно встретить принципиальных продавцов, которые требуют соблюдать установленные правила и носить средства защиты, в противном случае грозят отказом в обслуживании. Но как это выглядит со стороны закона и как некоторые граждане придумали способ наказать за подобное поведение продавцов?

Что говорит закон?

Каждый регион устанавливает свои ограничения в зависимости от эпидемиологической ситуации. Одним из таких ограничений является ношение индивидуальных средств защиты в общественных местах. Несмотря на то что власти заявляют о стабилизации ситуации, во многих регионах еще продолжают действовать серьезные ограничения, и даже продлен режим самоизоляции. Все эти меры вводятся в рамках режима повышенной готовности. За их несоблюдение может быть привлечение к административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ, либо по специальным статьям местных КоАП.

Таким образом, при обязательном ношении масок и перчаток в общественных местах отсутствие таковых считается нарушением.

Однако это никак не относится к Закону о защите прав потребителей. Ни в одном нормативном акте не указано, что отсутствие индивидуальных средств защиты является основанием для отказа в обслуживании покупателя, в том числе отказ продать ему товар в магазине. Даже представим ситуацию, что человеку нужно купить маску, чтобы её одеть, но ему отказывают в продаже, поскольку на данный момент он находится без маски. Выглядит очень абсурдно. При этом Роспотребнадзор давал объяснение, что такое действие торговой организации не является нарушением закона о защите прав потребителей, однако суды встают на сторону покупателей в данном споре.

Как наказывают продавцов

Ситуация сложилась неопределенная. С одной стороны, было выпущено письмо Минпромторгом от 11 мая 2020 года № ЕВ-32091/15, где разъясняется, что представитель организации может отказать обслуживать покупателя в случае отсутствии индивидуальных средств защиты, если ношение таких средств в регионе обязательно. Такой же позиции придерживается и Роспотребнадзор, который выпустил разъяснения, ссылаясь на ст. 10 ГК РФ.

Однако письма и разъяснения данных органов не имеют силу закона. Это лишь акты толкования права и они никаким образом не меняют буквального толкования ст. 426 ГК РФ, который не допускает отказ в заключении публичного договора с гражданином. Ни в одном законе не сказано, что отсутствие средств индивидуальной защиты является основанием для отказа в заключении публичного договора с покупателем. Таким образом, если буквально трактовать нормы материального права, то магазин все же допускает нарушение, несмотря на позицию Минопромторга и Роспотребнадзора.

В последнее время люди начали добиваться защиты своих прав и обращаться в суды, ссылаясь на ст. 13, 15, 16 Закона о защите прав потребителей, и требовать компенсацию морального вреда. В силу ст. 13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителя предусмотрена ответственность. Ст. 15 Закона о защите прав потребителей дает право потребителю требовать компенсацию морального вреда за нарушение своих прав. А ст. 16 Закона о защите прав потребителей запрещает обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных. Действие режима повышенной готовности никак не отменяет действие ГК РФ и закона о защите прав потребителей.

Жительница г. Одинцово Московской области зашла в магазин за покупками, не имея средств индивидуальной защиты. Набрав продуктов и подойдя к кассе, она услышала от кассира, что обслуживать её не будут без приобретения маски и перчаток, которые в том магазине стоили 200 рублей. Женщина объяснила, что из-за астмы она не может носить маски и тратить лишние 200 рублей она не будет.

В итоге, продукты ей так и не продали. Она предъявила претензию магазину, однако ей отказали, сославшись на разъяснение Роспотребнадзора. Женщина пошла на принцип и обратилась в суд, в итоге решением мирового судьи судебного участка 153 Одинцовского судебного района ее требования были удовлетворены и с продавца взыскали моральный вред в размере 4000 рублей. Подобных решений по стране становится все больше, поскольку судебная практика только начинает нарабатываться.

Тем не менее, по возможности лучше одевать индивидуальные средства защиты, ведь вы отвечаете не только за свое здоровье, но и за здоровье окружающих, да и административную ответственность никто не отменял.

Будьте здоровы и берегите себя!

Благодарю за внимание!

Если статья понравилась, то предлагаю принять участие в обсуждении, поделиться в социальных сетях и оценить на свое усмотрение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *