что делать если ошибся в показаниях счетчика электроэнергии
Огромный счет за коммуналку: как доказать ошибку
Плата за коммуналку может рассчитываться по показателям счетчиков, средним значениям, нормативам. Нормативы потребления коммунальных услуг с учетом среднемесячных данных определил Минстрой. По его сведениям, среднестатистический житель квартиры в России принимает душ 25 раз, а ванну набирает четыре раза в месяц.
Но иногда цифры потребленного ресурса оказываются далеки от «нормальных». Так, за месяц житель Люберец оказался должен за коммунальные услуги более 180 000 руб. Самой затратной статьей расходов оказалась вода. За холодную, горячую воду, а также водоотведение вышло 164 000 руб. Потребление воды за месяц составило 1 200 куб. м., столько обычно нужно общественным заведениям. Причиной, как оказалось, стал сбой в передаче данных, передавало издание «Подмосковье сегодня». Нестыковки пошли после того, как Люберецкий городской жилищный трест (АО «ЛГЖТ») заключил договор с «МосОблЕИРЦ» об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги.
Что делать, если виноват пользователь
Если пользователь внес деньги за коммуналку, но ошибся счетом, ошибку легко исправить, объясняет одна из управляющих компаний: нужно обратиться либо в банк, либо к владельцу платежного терминала с чеком, заполнить заявление об отмене ошибочного перевода и перенаправлении денег на верный номер лицевого счета (образец есть у банков). Бывают ситуации, когда собственник ошибается не в номере счета, а неправильно указывает данные по потребленным ресурсам.
В квитанции жительницы Подмосковья значилось, что за потребленные ресурсы она должна 68 000 руб., причем 49 000 руб. ей начислили за горячую воду. Оказалось, что, передавая показания, женщина не там поставила запятую. Вместо 2,770 кубометра она написала 277,0.
Бычков говорит, что такая проблема решается обращением в управляющую компанию. После этого УК направит своего сотрудника, который снимет показания счетчика и на основании этих данных сделает перерасчет.
Если же окажется, что со счетчиком проблемы, то Бычков советует обратить внимание, как УК вычислит потребленный ресурс в такой ситуации – по среднему значению или по нормативу. В течение трех месяцев расчет должны вести по среднему значению, обычно он выгоднее для собственника. «Счетчики показывают, что жители тратят гораздо меньше воды и света, чем заложено в нормативах. Так что при расчетах по нормативу плата обычно выше», – рассказал представитель «Российских коммунальных систем».
Если излишнюю плату начислили из-за пропуска срока поверки счетчика, то права окажется уже управляющая организация. Так, у Ирины Аверковой* наступил срок поверки счетчика на воду, но она об этом забыла. И еще два года платила по показаниям, но потом об этом узнал Водоканал. Он пересчитал потребленный ресурс. Вышло, что Аверкова должна почти 122 000 руб. Всю сумму истец взыскал через суд (дело № 33-5985/2019, вступило в силу).
Что делать, если ошиблась управляющая компания
«Весь наш дом вчера разом получил долговые квитанции», – написала жительница Москвы в Facebook летом 2020-го. По ее словам, это были извещения о долге за июль 2019 года. А жительница Звенигорода на своей страничке пожаловалась на счета за отопление: ей выставили к оплате 4, 07945 Гкал за отопление, хотя по счетчикам она потребила в два раза меньше – 1,9177 Гкал.
В таких ситуациях сначала нужно рассчитать настоящий размер платежа. Собственник может прийти с платежкой в управляющую организацию и потребовать уточнения по каждой строчке:
Скорее всего, после подсчета цифра получится более привычной, чем внушительная сумма, указанная в квитанции. Тогда можно обратиться с претензией о перерасчете в управляющую компанию или ТСЖ, обслуживающие дом, или же к агенту по приему показателей счетчиков.
Претензии из-за неточности в расчетах обычно удается урегулировать уже на этом этапе. Платежный агент или организация, выбранная вашим домом в качестве формы управления, если обнаружит ошибку, может сразу сделать перерасчет.
В отдельных случаях, продолжает Бычков, УК может направить специалиста, чтобы он проверил целостность пломбы и исправность счетчика и зафиксировал снятые показания в акте. И уже на его основании вносятся корректировки.
Если УК или ТСЖ не идут навстречу, надо обращаться с жалобой в Госжилинспекцию. К заявлению нужно приложить платежки, с которыми вы не согласны. По обращению жилищная инспекция обязана будет провести внеплановую проверку. Если обнаружит нарушение, то обяжет УК провести перерасчет. Бычков рекомендует параллельно направить такую же жалобу и в прокуратуру.
А если причина в счетчике?
Житель Москвы решил переустановить газовую плиту, вызвал мастера, тот сделал все без нареканий. А в конце месяца собственник получил астрономический счет за газ – 600 000 руб.
Подобных историй много: например, счетчик воды накрутил 60 куб. м и даже 180 куб. м вместо обычных 2–3 или прибор учета электричества выдал показания в десять раз больше, чем месяцем раньше. Компании, которые занимаются поверкой и установкой счетчиков воды, выделяют несколько типичных неисправностей, которые могут повлиять на показания счетчика:
Похожая ситуация и с газовыми счетчиками. Неверные данные прибор может показать в таких случаях:
Как только собственник понял, что с пробором учета что-то не то, он должен оповестить управляющую компанию (УК) или ресурсоснабжающую организацию (РСО), говорит Титов. Нужно попросить их проверить счетчик. Если специалист подтвердит, что он неисправен, то начисление ресурса проведут расчетным путем. Но иногда о том, что счетчик выдавал ошибочные показания, собственники узнают, получая квитанцию с круглой суммой. Бычков говорит, что в таком случае нужно будет провести независимую экспертизу счетчика.
Если эксперт подтвердит неисправность прибора учета, обслуживающая организация должна будет произвести перерасчет начисленной суммы, объясняет Бычков. Если РСО или УК этого не сделают, придется через суд добиваться перерасчета платы (исключения из лицевого счета оплаты) за коммунальные услуги.
С таким иском обратился Георгий Боричев* к ЖСК «Юбилейный-6». Он оспаривал начисление почти 115 000 руб. за воду и настаивал, что счетчики воды в его квартире неисправные. Это подтвердила организация по поверке средств измерений: по мнению эксперта, погрешность приборов в три раза больше нормы, а значит, они неисправные.
Первая инстанция встала на сторону собственника и не только обязала ЖСК провести перерасчет, но и взыскала в пользу потребителя компенсацию морального вреда, штраф и расходы на представителя. Но апелляция это решение отменила, решив, что Боричев должен заплатить по выставленному счету. Собственник квартиры обжалует решение в кассации (дело № 2-1159/19).
Лучше не оплачивать сумму, с которой вы не согласны, а вместо этого ждать, пока РСО подаст в суд. И уже в процессе можно добиваться отмены начисления.
Сергей Сергеев, руководитель практики в сфере ЖКХ, экологии и природопользования МКА Московская коллегия адвокатов «Арбат» Московская коллегия адвокатов «Арбат» Федеральный рейтинг. ×
Суд, по словам эксперта, будет оценивать действия сторон на добросовестность: насколько быстро они реагировали на ситуацию и нет ли злоупотребления правом. Второй путь для абонента – оплатить сумму в квитанции полностью, а затем взыскивать с ресурсоснабжающей организации деньги как неосновательное обогащение.
* Имена и фамилии изменены редакцией
Электрики перепутали наши с соседом счетчики. Кто за что должен платить?
Я живу в квартире родственников. Первые несколько лет оплачивал электричество по счетчику.
За несколько лет ничего не изменилось. Я готов в любой момент оплатить разницу после перерасчета, но сейчас начинаю опасаться, что могу оказаться крайним. Когда ситуация всплывет, не придется ли доказывать, что это не воровство?
Константин, лучшее, что можно сделать в такой ситуации, — сообщить о проблеме в управляющую компанию и энергосбытовую организацию. Если пломбы на счетчиках целые, вас не смогут обвинить в воровстве. А вот доначислить оплату — вполне.
Как подключить счетчики правильно
Счетчики в подъездах могут обслуживать разные организации. Это может быть управляющая компания, которая отвечает за ваш и еще несколько домов, или ТСЖ. Либо энергосбыт, который следит за электрикой во всех домах в регионе.
Отношения между управляющей организацией и энергосбытом понять сложно. Чтобы не разбираться, лучше отправить заявление в УК или ТСЖ и энергосбыт одновременно. В заявлении нужно описать ситуацию и потребовать составить акт о неверном подключении приборов учета. Придут электрики и составят такой документ.
Электрики не обязаны уведомлять собственников о своем визите, подписи жильцов в акте тоже не требуются. Но если есть возможность настоять на вашем присутствии, то лучше это сделать. Возможно, получится взять копию акта прямо на месте, а не ходить потом за ней в офис организации.
Копия потребуется для перерасчета, если акт о неверном подключении составит УК или ТСЖ. Ее нужно будет представить поставщику электричества, то есть в энергосбыт. Если же акт оформят специалисты энергосбыта, то он уже будет у них.
После составления акта электрики должны подключить счетчики правильно — придется сорвать пломбы. Для снятия или установки пломб обязательно вызывают ответственного представителя энергосбыта: этим в сбытовых компаниях занимаются специальные сотрудники, а не обычные электрики. Поэтому не исключено, что акты о неверном подключении и опломбировании составят в разные дни разные люди.
Когда специалисты установят новые пломбы и составят акт, счетчик будет считаться введенным в работу. Показания начинают передавать, как обычно, раз в месяц.
Как пересчитать некорректные показания
После правильного подключения счетчиков события, скорее всего, будут развиваться так. Сбытовая компания возьмет последние показания обоих счетчиков, учтет последние оплаты и перераспределит киловатт-часы и деньги между вами и соседом.
Если есть долги, их учтут при перерасчете.
Ключевой момент — срок, с которого начнут высчитывать переплату. Энергетики могут взять дату установки счетчиков или дату их последней поверки, если она была. Но справедливой будет дата, когда перепутали подключение.
Когда произошла ошибка
Нужно разобраться, что за работы проводили в щитке и когда.
Возможно, счетчики меняли на новые или устанавливали старые после поверки. Тогда специалисты должны были составить акты о вводе в эксплуатацию — два акта на два счетчика.
В акте всегда есть дата. Ее возьмут за исходную для перерасчета, и от нее будут считать долг.
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляют в двух экземплярах. Один из них выдают собственнику квартиры, второй остается в управляющей компании или энергосбыте — смотря кто выполнял работы в щитке. Владелец жилья должен расписаться на обеих копиях акта, иначе они будут недействительными.
Таким образом, если у собственников квартир есть такие акты и они их подписали, то речь идет о путанице при замене счетчиков. Вины жильцов здесь нет. Они не обязаны разбираться в схеме подключения, а своей подписью в акте подтверждают только целостность пломбы и достоверность исходных показаний.
Если акта о вводе в эксплуатацию нет, то, скорее всего, электрики проводили текущий ремонт в щитке. Например, меняли пробки или поврежденный кабель.
При любых работах в щитке электрик обязан получить наряд-допуск. Наряд-допуск могут выдать, например, в УК, если управляющая компания держит электриков в штате. Если счетчики обслуживает энергосбыт, наряды-допуски электрики получают в офисе этой организации. Бывает, обслуживанием щитков в домах занимаются субподрядчики — тогда они же выдают наряды-допуски.
Закрытый наряд-допуск хранится не менее 30 дней. Потом его разрешено выбросить, но на предприятиях этого часто не делают, и документы лежат годами. Кроме того, выписанные наряды-допуски фиксируются в журнале по нарядам и распоряжениям. Закончившиеся журналы обычно не выкидывают, а кладут в архив.
То есть организация, которая проводила работы в щитке, может выяснить, кто, что и когда там делал. Вины жильцов в том, что электрики перепутали счетчики во время ремонтных работ в щитке, тоже нет.
Могут ли привлечь за воровство электроэнергии
Если пломбы на счетчиках целые, то не могут: счетчики фиксировали реальный расход электроэнергии в квартирах.
Если и вы, и сосед оплачивали счета, поставщик электричества точно не понес убытки. Если кто-то задолжал, это все равно зафиксировано — поставщик сможет взыскать долг через суд.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Часто задаваемые вопросы: Что делать, если переданы неверные показания счётчика?
Если клиент «ТНС энерго НН», передавая показания электросчётчика, допустил и заметил ошибку до 25 числа месяца, необходимо оставить заявку с корректировкой на сайте nn.tns-e.ru в разделе «Написать обращение как частный клиент» (тема обращения «Неверно переданные показания»).
В дни приема показаний — с 23 по 25 число каждого месяца такие обращения обрабатываются в первую очередь. В итоге квитанция будет сформирована с корректными данными.
Если потребитель не сразу заметил ошибку при передаче данных прибора учёта, и ему пришел счёт на оплату за электроэнергию с неверными показаниями, необходимо написать заявление на перерасчет по фактическим показаниям и направить его через сайт nn.tns-e.ru. К заявлению нужно приложить:
Заявление также можно составить при личном посещении клиентского офиса «ТНС энерго Нижний Новгород».
Справка о компании:
ПАО «ТНС энерго НН» — гарантирующий поставщик электроэнергии на территории Нижегородской области, обслуживает более 39,3 тыс. юридических лиц и более 1,25 млн. лицевых счетов физических лиц. По итогам 2020 года компанией было реализовано 10,5 млрд. кВт*ч. электрической энергии.
ПАО ГК «ТНС энерго» является субъектом оптового рынка электроэнергии, а также управляет 10 гарантирующими поставщиками, обслуживающими около 21 млн потребителей в 11 регионах Российской Федерации. Совокупный объем полезного отпуска электроэнергии Группы компаний «ТНС энерго» по итогам 2020 года составил 64,52 млрд кВт*ч.
Вопросы и ответы
Как изменить номер счётчика электроэнергии?
Для изменения старого номера счётчика электроэнергии на новый номер:
1. Перейдите по ссылке;
2. Нажмите кнопку «Смотреть данные» напротив той квартиры, где необходимо изменить данные. Если информация дублируется, нажмите кнопку «Удалить»;
3. В поле «Номер прибора учёта» введите новые данные о счётчике и нажмите «Сохранить».
Обновлённая информация будет доступна при получении услуг на портале.
Где взять номер лицевого счёта и номер электросчётчика?
Номер счётчика обычно указан на его лицевой стороне. Местоположение номера может быть различным и зависит от модели прибора учёта энергоресурса.
Номер лицевого счёта также напечатан на бумажной квитанции, которая ежемесячно приходит в ваш почтовый ящик от ПАО «Мосэнергосбыт». Узнать номер лицевого счёта вы также можете в ПАО «Мосэнергосбыт» по телефону: 8 (499) 550-95-50.
Уведомление: «Ошибка в паре лицевой счёт/номер счётчика».
Почему я не могу внести номер лицевого счёта и номер счётчика?
Как исправить ошибочно переданные показания по электроэнергии?
Когда необходимо подавать показания электросчётчиков?
Передача показаний возможна с 15 по 26 число каждого месяца включительно.
Как вводить показания по многотарифным счётчикам?
Как вносить показания по электроэнергии при достижении максимального показания счётчика? При попытке внесения показаний после обнуления электросчётчика возникает ошибка: «Передаваемые показания меньше предыдущих».
Аналогично можно снять показания четырехзначного и шестизначного счетчика электроэнергии.
Важно! После обнуления счетчика для внесения первых показаний обратитесь непосредственно в АО «Мосэнергосбыт» по телефону: 8 (499) 550-95-50.
Уведомление: «Вам недоступна передача показаний. Показания по вашему счетчику снимаются автоматически».
Как оплатить расход электроэнергии?
Оплатить расход электроэнергии на портале mos.ru можно одним из следующих способов:
1. На форме получения услуги «Приём показаний и оплата электроэнергии». Для оплаты введите номер лицевого счёта и номер счётчика.
2. С помощью сервиса «Мои платежи». Во вкладке «Счета к оплате» начисления отображаются автоматически, если в личном кабинете в разделе «Моя недвижимость» заполнен номер лицевого счета Мосэнергосбыт.
Если у вас возникли вопросы о текущем состоянии лицевого счёта, обратитесь в АО «Мосэнергосбыт» по телефону: 8 (499) 550-95-50.
Как узнать приняты ли мои показания?
Проверить факт передачи показаний по электроэнергии через портал можно следующим образом:
1. Перейдите по ссылке;
2. Введите номер лицевого счёта и счётчика;
3. В разделе «Показания по счётчикам» выберите «Архив показаний»;
4. Укажите необходимый вам период.
В результате запроса будет доступна информация о дате, зоне суток, показаниях в кВт и способе передачи показаний. История показаний доступна за последние 3 года.
Можно ли подать показания за электроэнергию на несколько квартир? Как добавить сведения по лицевому счёту и прибору электроэнергии за другую квартиру?
Вы можете подать показания за электроэнергию по нескольким квартирам.
Чтобы добавить сведения по лицевому счёту и прибору электроэнергии за другую квартиру:
1. Перейдите по ссылке и нажмите кнопку «Добавить квартиру»;
2. Заполните соответствующее поле новыми сведениями;
3. Проверьте введённую информацию;
4. Нажмите кнопку «Сохранить».
Обновлённая информация будет доступна при получении услуг на портале.
Показания электросчётчика неправильные. Что делать?
Вы получили квитанцию и заметили, что в ней подозрительно крупная или маленькая сумма. Такое бывает, если вы неправильно передали показания или забыли их отправить, в редких случаях — когда сломался счётчик.
Рассказываем, что делать в этих ситуациях.
Изучите квитанцию и поищите ошибку
Посмотрите в платёжке, с кем у вас заключён договор на поставку электроэнергии. Это может быть:
С этой организацией вам нужно будет связываться, если обнаружите неправильный расчёт стоимости. В той же квитанции вы сможете найти телефон, сайт или адрес компании.
Чтобы понять, почему вам начислили слишком много за электричество, сравните данные из новой платёжки с квитанциями за прошлые месяцы. Если данные не сохранились, позвоните в организацию, с которой у вас заключён договор на поставку электроэнергии, — вам подскажут, как восстановить историю платежей.
Посмотрите в квитанциях, сколько вы раньше в среднем тратили киловатт энергии в месяц и сколько это стоило — найдите, где данные расходятся с показателями за последний месяц. Здесь может быть три варианта:
Если вы ошиблись на несколько киловатт или забыли отправить показания, достаточно в следующий месяц отправить правильные показания счётчика. Сотрудники энергосбыта пересчитают стоимость — если вы переплатили в предыдущем месяце, разницу вычтут из счёта за следующий месяц.
Если ошиблись в показаниях и указали расход в несколько раз больше, лучше позвонить в организацию, с которой у вас заключён договор на поставку электроэнергии. Там вам подскажут, как оставить заявку на перерасчёт. Номер телефона и часы работы должны быть указаны в вашей квитанции.
После звонка компания направит к вам сотрудника, который зафиксирует реальные показания и подскажет, как сделать перерасчёт. Некоторым достаточно в следующем месяце указать фактические данные в платёжке, кто-то попросит внести новые показания в личном кабинете на сайте, реже — попросят написать заявление на перерасчёт и принести его в офис организации, которая регулирует поставки электроэнергии.
Отказать в перерасчете компания не может, даже если вы сами ошиблись при передаче показаний — это регулируется пунктом 61 Правил предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, ред. от 15.09.2018 г.), а именно:
Если счётчики исправны, но человек переплатил за электроэнергию, он может потребовать перерасчёт. Переплата в этом случае засчитывается как оплата показаний в следующих месяцах.
Если передали показания правильно, осмотрите счётчик
Электросчётчики рассчитаны минимум на 10 лет бесперебойной работы, а ещё их ежегодно проверяют на исправность сотрудники энергосбыта. Но иногда поломки возникают — это может быть, например, из-за брака на производстве или неправильной установки. Из-за этого счётчик может вообще перестать считать расход электричества или завысить показания в несколько раз.
Так выглядит рабочий счётчик — корпус без видимых повреждений, пломба на месте
Откройте электрощиток и осмотрите счётчик. Есть несколько признаков, которые могут указывать на поломку:
Согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, неисправность счётчика должна быть устранена в течение 30 дней со дня её обнаружения. Иначе вас могут заподозрить в краже энергоресурсов и выписать штраф до 300 000 рублей.
На время поломки вас будут рассчитывать по вашим средним нормативам потребления. Они могут оказаться выше, чем фактические.
Если вы подозреваете, что счётчик сломался, не открывайте его короб самостоятельно. Вы повредите пломбы, а сотрудники энергосбыта могут заподозрить вас в попытке скрутить показания.
Если все признаки говорят о поломке, нужно вызвать мастера, чтобы он осмотрел счётчик. Вот как это сделать:
Если нужно будет писать заявление, в документе потребуется указать домашний адрес, тип счётчика, его номер и признаки повреждения: не крутятся показания, разбит, повреждены пломбы.
Если же счётчик невозможно отремонтировать, вам придётся купить новый. Для этого посоветуйтесь с сотрудником энергосбыта, который будет проводить осмотр, или покажите сломанный счётчик в магазине, чтобы вам подобрали аналогичный. Счётчики продаются в строительных магазинах и намаркетплейсах.
Монтаж счётчика может выполнить любой мастер, а опломбировать — только сотрудник энергосбыта. Сохраните старый прибор и сорванную пломбу: они понадобятся для заполнения документов при опломбировке.
При опломбировании сотрудник энергосбыта зафиксирует дату и время в акте установки — с этого момента расчёт будут производить по фактическим показателям. Пока пломбы не установлены, вы будете платить за электричество по вашим средним нормативам за последние полгода.