что делать если опаздываешь к врачу по записи
Каковы последствия неявки работника на прием к врачу в период больничного?
Dmyrtp_z / Depositphotos.com |
Московское отделение ФСС России разъяснило порядок действий работодателя в ситуации, когда работник принес больничный, свидетельствующий о том, что он не явился к врачу в установленную дату, а при следующей явке был признан трудоспособным (Письмо Московского регионального отделения ФСС РФ от 1 сентября 2020 г. N 14-15/7710-2216л).
В Фонде напомнили, что согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом, является основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности. При наличии основания для снижения пособия по временной нетрудоспособности данное пособие выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, со дня, когда было допущено нарушение.
Из этого специалисты Фонда делают следующий вывод:
— за период до неявки к врачу пособие по временной нетрудоспособности исчисляется в общем порядке;
— сам день неявки к врачу оплачивается из МРОТ, установленного федеральным законом;
— последующие дни можно считать либо прогулом, либо отсутствием на рабочем месте по уважительной причине (если работодатель сочтет ее таковой). Такие дни не относятся к периоду временной нетрудоспособности и оплате не подлежат.
Как записаться на прием к врачу
1. К каким врачам я могу записаться?
Самостоятельно вы можете записаться на прием к врачам первичного звена, работающим в поликлинике, к которой вы прикреплены:
Чтобы записаться к другим профильным специалистам, на диагностическое исследование или лечебную процедуру, вам нужно сначала получить направление у врача первичного звена.
Если вы постоянно наблюдаетесь у профильного специалиста и прикреплены на динамическое наблюдение, то вы можете записаться к нему сами.
2. Как записаться на прием к врачу, отменить или перенести запись?
Вы можете записаться на прием к врачу, диагностическое исследование или процедуру:
Для записи вам понадобится номер полиса ОМС.
Предварительная запись ведется на две недели вперед. Возможность записаться на определенное время зависит от расписания и загруженности конкретного специалиста и от количества талонов, выделяемых поликлиникой для предварительной записи.
Чтобы не пропустить прием, подключите СМС-информирование в поликлинике — так вы будете получать напоминания и сообщения об изменении расписания врача.
Вы можете записать к врачу вашего родственника, друга или знакомого — для этого нужно будет указать его фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер и серию (при наличии) его полиса ОМС. Сделать это можно через любой канал записи.
Вы также можете записать к врачу нескольких детей так, чтобы их приняли в одно время. Для этого дети должны иметь московские полисы ОМС и быть прикреплены к одному участку.
Если вы не сможете прийти на прием в назначенное время, отмените или перенесите запись любым способом (независимо от того, как записались), тогда на это время сможет записаться другой пациент.
3. Как я могу попасть к врачу без предварительной записи?
Вы можете попасть к врачу без предварительной записи, если:
4. Что нужно делать после того, как я записался к врачу?
Не забудьте распечатать талон на прием с помощью инфомата в холле поликлиники. Для этого на главном экране выберите «Получить выписанный талон» и приложите к считывателю ваш полис ОМС или карту москвича, если ваш полис записан на нее.
Если у вас не получается воспользоваться инфоматом, за помощью можно обратиться к консультанту у инфомата либо на стойку информации.
5. Что делать, если я опоздал на прием?
Если вы опоздали на прием к участковому педиатру, терапевту или врачу общей практики (семейному врачу), вас направят на прием к дежурному врачу или запишут к этим специалистам на свободное время.
Если вы опоздали на прием к другому специалисту, при наличии свободного времени в расписании, вас примут в этот же день. Обратитесь к дежурному администратору или руководителю поликлиники, если в этот день в расписании нет свободного места или вы хотите перенести запись на другой день. Дежурный администратор поможет вам попасть на прием, если медицинская помощь нужна вам по неотложным показаниям.
6. Что делать, если я не смог записаться к врачу?
Проверьте, прикреплены ли вы к поликлинике, позвонив по круглосуточному телефону службы записи: +7 (495) 539-30-00. Вам нужно будет назвать номер полиса ОМС.
Убедитесь, что вы записываетесь к врачу первичного звена или к специалисту, к которому выдано направление.
Уточните, работает ли специалист, к которому вы хотите попасть на прием, в вашей поликлинике. Записаться самостоятельно к специалисту, работающему в медицинской организации, к которой вы не прикреплены, можно только после того, как вы получите соответствующее направление в своей поликлинике. Для этого вам не нужно открепляться от своей поликлиники.
7. Могу ли я поменять врача?
Да, вы можете поменять своего лечащего врача в поликлинике, стоматологической поликлинике, женской консультации с учетом согласия врача. Для этого нужно написать заявление в свободной форме на имя главного врача медицинской организации.
Может ли пациент получить помощь, если опоздал к врачу?
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Аналогичное правило закреплено в ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В настоящее время запись на прием к врачу, как правило, осуществляется в электронном виде. Министерство здравоохранения РФ разработало Временный порядок (Порядок) ведения федеральной информационной системы «Запись на прием к врачу в электронном виде» (смотрите Письмо Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2012 г. N 18-1/10/2-1335).
Порядок, в частности, регламентирует правила оказания гражданину медицинской помощи в случае его опоздания на прием к назначенному времени. Так, гражданин, опоздавший на прием к врачу в назначенное время более чем на 15 минут, принимается в порядке очереди по факту обращения в медицинскую организацию.
Отметим, что нормативно-правовыми актами, издаваемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, порядок приема опоздавшего пациента может быть уточнен.
Например, в Тульской области пациенту, опоздавшему на прием к врачу более чем на 15 минут от времени, предоставленного при предварительной записи, должен быть предложен прием дежурным терапевтом или дежурным педиатром.
В городе Москве пациент, опоздавший на прием к врачу, на диагностическое исследование или на лечебную процедуру по предварительной записи, принимается при наличии свободного интервала приема в день обращения пациента. При отсутствии свободного интервала приема в день обращения пациента повторная предварительная запись на прием к врачу, диагностическое исследование или лечебную процедуру пациента осуществляется дежурным администратором или руководителем структурного подразделения медицинской организации в рамках горизонта записи. Пациент, опоздавший на прием к врачу-педиатру участковому, врачу-терапевту участковому или врачу общей практики (семейному врачу) направляется на прием к дежурному врачу или записывается на другое свободное время.
Кто и как оценивает уважительность причины неявки работника на прием к врачу в указанную в больничном дату?
VitalikRadko / Depositphotos.com |
Согласно ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности, в частности, являются:
ФСС России рассмотрел вопрос о том, кто и как оценивает, является ли причина неявки работника на прием к врачу в дату, указанную в листке нетрудоспособности, уважительной. Актуальность проблемы обусловлена переходом с 2021 года на «Прямые выплаты пособий ФСС России» (Письмо Фонда социального страхования РФ от 31 марта 2021 г. № 15-15/7710-7534л).
Согласно п. 65 Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности факт неявки или несвоевременной явки застрахованного лица на прием к врачу должен быть зафиксирован лечащим врачом в самом бланке листка нетрудоспособности в строке «Отметки о нарушении режима». По мнению специалистов ФСС России, принятие решения об уважительности причин нарушения режима лечения находится в компетенции лечебного учреждения, где был выдан листок нетрудоспособности, и непосредственно лечащего врача, который заверяет листок нетрудоспособности своей подписью и печатью. Такое решение принимается индивидуально по каждому случаю нарушения режима лечения, так как в законодательстве РФ нет какого-либо перечня причин нарушения режима лечения, которые признаются или не признаются уважительными в целях снижения размера пособия по временной нетрудоспособности.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Отметим, что критерии отнесения причин к уважительным, действительно, законодательно не урегулированы. Однако согласно Порядку выдачи и оформления листков врач лишь фиксирует сам факт нарушения режима, но не причины, по которым он нарушен. Следовательно, причины допущенных работником нарушений по-прежнему придется выяснять работодателю.
На это и указали далее в письме специалисты ФСС России. По их мнению, при необходимости выяснения уважительности или неуважительности причин нарушения режима, предписанного врачом, работодателю необходимо взять у застрахованного лица объяснение, а также затребовать документы, подтверждающие уважительность причины.
Если в организации создана комиссия по социальному страхованию, документом, подтверждающим выяснение причины неявки застрахованного лица уважительной, является протокол такой комиссии. Для рассмотрения возможности назначения пособия по временной нетрудоспособности без учета отметки о нарушении режима необходимо подтвердить тот факт, что нарушение режима было обоснованно.
Права пациента на приеме у участкового терапевта
Могу ли я вести аудио- и видеозапись на приеме у участкового терапевта, если считаю его действия неправомерными? Должна ли я оповещать его о том, что произвожу запись? Могу ли я требовать у терапевта официальный документ с отказом в предоставлении больничного, если имею медицинские показания для его получения?
Взаимоотношения врача и пациента регулируются положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 323-ФЗ сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных ч. 3, 4 ст. 13 Закона № 323-ФЗ, не допускается (ч. 2 ст. 13 Закона № 323-ФЗ). Таким образом, сведения, полученные во время врачебного приема, составляют врачебную тайну.
Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, допускается только с письменного согласия гражданина или его законного представителя (ч. 3 ст. 13 Закона № 323-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В настоящее время Закон № 323-ФЗ не содержит в себе запрета ни врачу, ни пациенту каким-либо образом фиксировать проводимый прием.
В соответствии с вышеизложенным у пациента имеются правовые основания для осуществления аудио- и видеозаписи врачебного приема для фиксирования моментов нарушения своих прав. Согласия врача на аудиозапись или видеозапись врачебного приема пациент в данном случае испрашивать не должен.
В соответствии со ст. 77 Гражданского процессуального кодекса РФ аудио- и видеозаписи могут являться доказательствами в суде.
В случае отказа в предоставлении больничного листа вам следует обратиться к главному врачу медицинского учреждения с заявлением о повторном осмотре, после чего будет назначено второе обследование, по результатам которого будет принято решение о выдаче больничного листа или повторном отказе. Последнее возможно только в том случае, если другим специалистом снова не обнаружены признаки заболевания.
Если планируется дальнейшая защита прав, необходимо затребовать отказ в предоставлении больничного листа в письменном виде. Если сотрудники медицинского учреждения отказывают в его предоставлении, направить заявление о предоставлении больничного листа почтой (заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений).
Если обращение к главному врачу не даст результатов, то вам следует подать официальную жалобу, которая может быть направлена в региональное отделение Минздрава России или в ФСС России.
Если все перечисленные способы оспаривания действий медицинского работника не будут иметь успеха, следует обращаться в суд. Иск составляется по общим правилам судопроизводства (ст. 131 ГПК РФ). В нем должна быть указана информация, приводимая в жалобе. Дополнительно нужно представить сведения о попытках досудебного урегулирования конфликта.
Если врач неправомерно отказал вам в выдаче листа нетрудоспособности, на него может быть наложено дисциплинарное взыскание главным врачом. При инициировании судебного дела компенсация за моральный и (или) материальный ущерб выплачивается медицинским учреждением.