что делать если охранник хамит
Если охранник вам грубит или угрожает…
Если охранник вам грубит и угрожает.
Покупатели в супермаркетах нередко становятся жертвами грубости охранников. На что имеют право сотрудники охраны магазинов и как с ними общаться? Если действия охранника супермаркета заставили вас пережить эмоциональное потрясение, вы имеете право подать в суд.
«Мы были с 13-летним сыном в супермаркете, набрали полную корзину, но, пока я рассчитывалась на кассе, мой ребенок стал выходить через рамку и «запищал», — вспоминает Ольга Виленская. — Ему в рукав тут же вцепился охранник и стал тащить в подсобку, по его словам, чтобы проверить карманы. Я вступилась за него, а со мной стали разговаривать как с воровкой. Я устроила скандал и заставила извиниться. В итоге выяснилось, что «запищали» таблетки от головной боли, лежавшие у сына в куртке. Осадок остался ужасный».
Подобные случаи с покупателями супермаркетов случаются нередко.
Форма не дает полномочий
На самом деле охранники обладают теми же полномочиями, что и обычные граждане. Да, они часто одеты в форму, иногда даже в каких-то погонах, но охранники супермаркетов не являются сотрудниками правоохранительных органов. Их задача — следить за мониторами, наблюдать за покупателями. А в случае обоснованных подозрений в воровстве они имеют право лишь вежливо попросить посетителя супермаркета задержаться, после чего вызвать полицию.
Попросите документы
Если у касс или посреди торгового зала вас останавливает охранник магазина, сначала попросите его представиться и предъявить удостоверение. Запишите его данные: они могут понадобиться вам впоследствии. Юристы советуют не уходить по его просьбе в подсобные или служебные помещения.
Лучше, чтобы у вашего общения были свидетели, на роль которых хорошо подойдут другие покупатели. Если охранник превысит свои полномочия, позволит себе оскорбления в ваш адрес, свидетельские показания понадобятся вам для того, чтобы пожаловаться на него в полицию, а также подать в суд. Не забудьте попросить у свидетелей их контактные данные.
Держитесь твердо
Помните, что охранник супермаркета не имеет права лазить по вашим карманам, рыться в сумках, что-либо изымать, хватать за части тела или одежду, обращаться с вами в неуважительной манере и позволять себе обвинения в ваш адрес, надевать наручники или применять какие-либо спецсредства.
Охранник также не имеет права грозить вам задержанием, арестом или каким-либо другим наказанием. В уважительной форме, но твердо попросите охранника разговаривать с вами тактично и, если у него есть подозрения на ваш счет, вызвать полицию.
Жалуйтесь в полицию
Если вам не понравилась манера, в которой с вами разговаривал охранник супермаркета, потребуйте от него данные ЧОПа, в котором он работает. В случае отказа обратитесь с той же просьбой в администрацию магазина: она обязана предоставить вам эту информацию.
Затем напишите заявление в полицию с требованием лишить этот ЧОП лицензии. Если охранник в ходе вашего общения при свидетелях позволил себе нецензурную брань, то также напишите в полицию заявление с просьбой возбудить в его отношении административное дело по факту мелкого хулиганства. Приложите к заявлению показания свидетелей вашего конфликта.
Подавайте в суд
Если действия охранника супермаркета заставили вас пережить эмоциональное потрясение, вы имеете право подать в суд на ЧОП, сотрудником которого он является, с требованием компенсации морального ущерба. В этом случае нужно подать иск в суд по месту жительства, приложив к нему показания свидетелей вашего конфликта с охраной.
Информационный портал «Охрана РОССИЯ». При использовании материала гиперссылка обязательна.
Что имеют право делать охранники и чоповцы, а что нет?
Меня раздражает их навязчивое желание заглянуть ко мне в сумку — как при входе, так и при выходе, — только потому, что им так хочется. Якобы это регламентировано внутренней процедурой, которая обязывает меня открывать сумку и демонстрировать ее содержимое. Но это можно расценить как вторжение в личную жизнь.
Насколько я прав и как можно дать понять чоповцу, что завтра ему лучше отвернуться, когда я буду входить на территорию предприятия?
Любое действие сотрудников ЧОП регламентировано должностными инструкциями и внутренними приказами. И далеко не всегда осмотр содержимого сумок — это превышение полномочий сотрудника охраны.
Проверьте трудовой договор
Вы пишете, что работаете на предприятии с пропускным режимом. Чтобы выяснить, превышают ли охранники свои полномочия или нет, надо смотреть не только их инструкции, но и нормативные документы, регламентирующие ваши отношения с работодателем, а именно трудовой договор. Вполне возможно, что в договоре с работодателем есть пункт, который позволяет охране каждый день контролировать содержимое вашей сумки.
Договор — дело добровольное. Если вы его подписали именно в таком виде — оснований для претензий в адрес охраны быть не может.
В условиях трудового договора, контракта, правил внутреннего трудового распорядка могут быть предусмотрены санкции за невыполнение требований охраны. Трудовым договором нельзя обязать проходить ежедневный осмотр: это незаконно. Но за отказ можно, например, не допустить до работы или просто не пропустить на территорию предприятия. Это по закону.
Такие условия должны быть предусмотрены в трудовом договоре, заключенном между вами и работодателем, либо в требованиях внутреннего трудового распорядка.
Не исключено, что действия сотрудников ЧОП связаны не с «синдромом маленького человека», а с требованиями трудового договора и их внутренними инструкциями. Но без нормативных документов перед глазами говорить об этом сложно.
Это не вторжение в личную жизнь, а защита коммерческих интересов
Просьба показывать сумки на выходе — далеко не самая экзотическая, с какой мне приходилось сталкиваться. Например, если организация работает со сведениями, содержащими государственную тайну, на входе сотрудники охраны могут предложить сдать сотовый телефон, а вернут его только после выхода из помещения. Можно отказаться, силой отбирать телефон не будут, но и в служебное помещение вас не пустят.
А в организациях, связанных с добычей и переработкой золота, могут предложить снять принадлежащую вам одежду и переодеться в рабочий комбинезон без карманов. Это допустимо — если работник дал письменное согласие соблюдать такие требования.
Это не будет считаться вторжением в личную жизнь, если в договоре между работником и работодателем прописаны подобные условия. Работодатель таким образом защищает свои коммерческие интересы. Если вы не согласны соблюдать его требования — можно отказаться от сотрудничества либо договориться с работодателем, чтобы к вам применялись другие условия труда.
Что может делать сотрудник ЧОП
По закону частный охранник, находящийся на проходной предприятия, имеет право:
В вашем случае сотрудники ЧОП ссылаются на обеспечение внутриобъектового и пропускного режима. Порядок его организации установлен статьей 12.1 закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ ». Там сказано, что частные охранники могут проверять документы, дающие право на вход, проводить осмотр транспортных средств и имущества. Есть важная оговорка: правила, которые установил владелец предприятия, не должны противоречить закону.
Чем отличается осмотр от досмотра
Документальное оформление осмотра не требуется, протокол составлять не нужно.
Досмотр — это мера принуждения. Требования к ее проведению прописаны в законе. Сотрудник частного охранного предприятия не имеет права на проведение досмотра. Его может проводить только сотрудник уполномоченных государственных органов в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Закон допускает досмотр без понятых, но только в одном случае: если у сотрудников полиции есть основания считать, что человек, которого они досматривают, вооружен.
По результатам досмотра в обязательном порядке составляют протокол.
Закон тут устанавливает единые требования для всех: и для сотрудников полиции, и для охранников на проходной, и для сотрудников служб безопасности в супермаркетах.
Если охранник, скажем, в магазине установит, что есть какое-то правонарушение, он может вызвать полицию. И только полицейский, если увидит на то основания, уже может провести досмотр.
А как же осмотры в метро, торговых центрах, клубах и барах? Это законно?
Законно — но только при наличии вашего согласия. У вас нет трудовых отношений с охраной клуба, метро или торгового зала. Сотрудник ЧОП не может потребовать вас вывернуть карманы или показать сумку, даже если ему показалось, что вы совершили противоправное деяние. Заставить вас он не имеет права.
Охранник может предложить вам добровольно показать содержимое сумки или карманов. Вы имеете право отказаться — но в этом случае охрана может вызвать сотрудников полиции. Если сотрудники полиции увидят основание для досмотра или осмотра — они будут проводить его самостоятельно.
Но есть еще один момент, который следует учитывать. Если в торговом центре охрана заботится в основном о товаре на полках, то при осмотрах, например, в метро сотрудники ЧОП заботятся о безопасности всех граждан в целом. Такие меры безопасности появились не на пустом месте, а после терактов, и в этом случае, на мой взгляд, к неудобствам следует отнестись с пониманием.
Напоследок
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Конфликтная ситуация. Как вести себя охраннику
Перечень причин, которые могут привести к конфликтной ситуации с участием частного охранника, достаточно обширен, поэтому назовем основные группы конфликтных ситуаций.
Внешние причины: конфликт охраны с персоналом предприятия по причине несоблюдения пропускного и внутриобъектового режимов, конфликт сотрудников охраны с третьими лицами по причине отказа ими соблюдать законные требования, отношения с представителями контролирующих и правоохранительных органов, отсутствие достаточной законодательной базы работы частных охранных структур.
Внутренние причины: слабая функциональная, психологическая, специальная подготовка охраны; отсутствие контроля руководством данного предприятия за психофизическим состоянием личного состава охраны; плохая кадровая работа по отбору сотрудников предприятия; отсутствие внутренней культуры поведения; погрешности в служебной документации на объектах, предоставляющие возможности двоякой трактовки обязанностей и прав сторон, участвующих в конфликтной ситуации; слабое знание сотрудниками охраны законодательной базы в части прав и обязанностей работников контролирующих и правоохранительных органов; плохое знание структуры и принципов работы охраняемого объекта.
Основными ошибками сотрудников охраны при разрешении конфликтной ситуации являются: участие в словесной перебранке, превышение пределов необходимой самообороны, самодеятельность и самоуправство, нарушение должностных инструкций.
Алгоритм поведения охранника для предупреждения и скорейшего разрешения конфликтной ситуации базируется на четком соблюдении должностных инструкций охраняемого объекта; корректном и уравновешенном поведении в любой ситуации, в которой отсутствует прямая угроза жизни или охраняемому имуществу; навыках психологической устойчивости в стрессовых ситуациях; на контроле за внутриобъектовой ситуацией на охраняемом объекте.
Итак, что же должен знать и уметь охранник, чтобы не допускать развития конфликта?
Провоцируя спор, конфликтный человек стремится сломить волю охранника, доведя его до неадекватных реакций, вовлекая его все глубже в конфликт. Но вместо встречной агрессии и сопротивления он должен встретить спокойную, очень внимательную, даже мягкую позицию. Это приводит к расслаблению его наступательной агрессии. Он может продолжать грубо наступать уже по инерции, но охранник не должен принимать заданный агрессивный тон, что заставит зачинщика менять свой подход.
Охраннику очень поможет обучение специальным фразам, способствующим разрядке напряженной атмосферы. Следует избегать отрицательных выражений типа «не положено», «нельзя» и т.д. Эти автоматические отказы не содержат ничего нового для собеседника, именно нарушений этих правил он и добивается. Отказы, сильно раздражающие различных особ, можно поменять на выражения: «Я готов выполнить ваше требование. (при условии), если вы будете любезны подождать немного времени, пока я выясню возможности ваших требований». Не следует вступать в пререкания, продолжая заниматься своими обязанностями.
Нужно учитывать правила поведения при общении с конфликтующим человеком: неприятие заданного тона разговора инициатором конфликта; любые попытки урезонить провокатора неэффективны, поскольку тот априори отводит охраннику роль обслуживающего персонала (подчиненного), у которого нет прав препятствовать, запрещать, а тем более делать в его адрес замечания. Постарайтесь в таких условиях «не слышать» ненормативную лексику и словесные оскорбления в свой адрес; научитесь держаться в рамках одних и тех же аргументов, как бы «не слыша» содержание изобилующей угрозами и оскорблениями речи оппонента.
При внезапно возникшем конфликте следует пользоваться следующими правилами: дать оппоненту возможность выговориться до конца (принцип «выпущенного пара»), не прерывая и не показывая, что уже известно то, что он намерен сказать; спокойно высказать мнение о том, что «его позиция очень даже интересна и ее можно было бы принять, поскольку она оригинальна», и тому подобные одобрения, снижающие агрессию, гнев, возмущение и изначальный пыл. Тут же нужно мягко добавить, что именно эта идея (позиция, желание и т.д.) рассматривается (обсуждается, принимается и т.д.), но имеются некоторые нюансы, которые требуют уточнения и мешают. Это обезоруживает даже самого ярого, враждебно настроенного противника.
Все дело в том, что установка оппонента заранее направлена на сопротивление другому мнению, а тут и сопротивления-то нет, после чего и «сторожевой центр», защищающий от возможного или ожидаемого подвоха, теряет остроту и силу. Сдержанность и спокойствие снижают общий накал страстей, но бывает, что оппонент не хочет мира, и тогда в действие вступает силовой вариант. Но действовать все равно необходимо исключительно в рамках законодательного поля.
В конфликтной ситуации можно выделить несколько основных типов поведения охранников: уклонение, противоборство, уступчивость, сотрудничество, компромисс.
Рассмотрим их чуть шире.
Уклонение (избегание) характеризуется пассивным отношением охранника к предмету разногласий в конфликтной ситуации. Охранник воздерживается от высказывания своей позиции, обусловленной должностной инструкцией, уклоняется от спора, не желая иметь возможные неприятности. В этом случае надо помнить, что если каждая из сторон сохраняет свои позиции, то конфликтная ситуация неразрешима.
К этому могут подвести:
• восприятие ситуации как важной и значимой для охранника;
• желание сохранить свое лицо;
• наличие определенных возможностей настаивать на своем мнении;
• ограниченность по времени для выработки совместного решения и т.п.
Уступчивость (приспособление). Действия охранника направлены на сохранение и восстановление благоприятных отношений путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход со стороны охранника возможен, если интересы охранника не очень ущемляются, а возможности потерь при противостоянии гораздо выше;
• сохранение хороших отношений с оппонентом для охранника гораздо важнее, чем решение конфликта в свою пользу;
• понимание, что другая сторона понесет большие потери, чем охранник;
• у охранника шансы на отстаивание своей позиции невелики.
Сотрудничество. Подобный подход предусматривает активное участие охранника в поиске приемлемого решения, удовлетворяющего все участвующие стороны. Сотрудничество предполагает общую заинтересованность сторон в поиске выхода из создавшейся ситуации.
Из всех типов поведения частных охранников в конфликтной ситуации наиболее пагубными для качества охранной деятельности являются уклонение и противоборство. В связи с этим руководителям коллективов следует жестко пресекать подобное поведение своих сотрудников. И это не все. Нужно учить частных охранников, как правильно разрешать конфликтную ситуацию.
Ф.Аллахвердиев своей статье «Поведение частных охранников в экстремальных и конфликтных ситуациях» приводит такой пример. «В соответствии с правилами внутриобъектового режима каждый человек, проходящий через КПП, обязан предъявить охраннику пропуск. Ежедневно через КПП, не предъявляя пропуск, проходит один из заместителей директора предприятия, которого охранник хорошо знает. Не желая обострять отношения, охранник молча переключает свое внимание на остальных проходящих. Вроде бы ничего страшного. Но эта ситуация формирует у охранника убеждение, что при определенных обстоятельствах возможно игнорировать правила и инструкции и что он способен определять, «что кому можно, а что нельзя». В дальнейшем это может привести к игнорированию своих обязанностей в более серьезных вопросах и, соответственно, к более тяжким последствиям.
Но можно предложить охраннику взять на себя инициативу и самостоятельно решить данный вопрос. Как вариант: выбрав момент, когда замдиректора не будет торопиться (лучше момент ухода с работы), попросить его уделить пару минут: «Уважаемый Н.Н., вы являетесь заместителем директора, и я отношусь к вам с большим уважением. Но всякий раз, когда вы проходите мимо, я чувствую себя виноватым». Не исключено, что от Н.Н. здесь последует вопрос: «Почему?»
Охранник продолжает: «Как бы вы отнеслись к работнику, если бы точно знали, что он постоянно игнорирует ваши указания? Наверное, вас бы это огорчило. А ведь когда вы проходите, я постоянно не выполняю правила, предписанные дирекцией, и не знаю, как мне быть».
Все! «Красные флажки» расставлены. В первой части этого монолога охранник поднял самооценку Н.Н. от уровня, где находится сам, «до небес», обозначив должность Н.Н. и свое чувство вины. Тем самым он расположил Н.Н. к себе. Далее он апеллировал к ответственности работников и деликатно напомнил, что правила подписаны директором, а в их соблюдении заинтересована прежде всего дирекция предприятия. И, наконец, решение вопроса (ответственность) он оставил за Н.Н. Это работает. В следующий раз замдиректора раскрыл пропуск и улыбнулся. Он ведь сделал великодушный жест – избавил охранника от чувства вины!»
ПОМНИТЕ. Если возникает конфликт, не поддавайтесь эмоциям, не спешите его форсировать (конфликтуйте не спеша). Анализируя ситуацию, ищите причину и не зацикливайтесь на факте конфликта. Анализируйте все позитивные и негативные моменты тех или других вариантов развития конфликта. Не стремитесь замять конфликт, доведите его до логического конца (если сами, конечно, убеждены в своей правоте). Не относитесь к другим так, как вы не хотели бы, чтобы они относились к вам (универсальное правило высоконравственных взаимоотношений людей). Дайте людям почувствовать свою значимость. Четко определите цель в конфликте. Кто предпринимает первый шаг к примирению, тот выигрывает.
Хамство охранника
Доброго времени суток!
Что можно предпринять, если охранник хамил и перешел на личное оскорбление? В ответ хамить я, естественно, не стал, а проучить бы хотелось.
Запись беседы имеется?
Пожалуйтесь в администрацию заведения, где работает охранник, а также начальству ЧОПа, в котором он состоит (если конечно состоит).
Статья 5.61. Оскорбление
(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Станислав, вам надо обратиться с жалобой к руководству этого охранника. Там проведут проверку и если факты подтвердятся, то его накажут в дисциплинарном порядке, вплоть до увольнения.
Вы, к сожалению, не указали, в чем именно проявилось «хамство» и «личное оскорбление». Практика показывает, что эти слова люди понимают очень по-разному.
Поддерживаю совет обратиться к работодателю охранника. А по поводу того, есть ли тут административный проступок — зависит от обстоятельств.
Слово-то нецензурное, поэтому решил не писать. Слово «долбоёб», думаю, понимается только в одном смысле.
«Позвольте, я вас покритикую»: как распознать и остановить хамство на рабочем месте
Позвольте, я вас покритикую
Мир меняется и может показаться, что сегодня мы живем и работаем в мире гиперчувствительных людей, которые готовы смертельно обидеться на любое резонное замечание — документ был оформлен неподобающим образом или не соблюдены сроки подачи заявки. Далеко не все корпоративные споры могут быть проявлением хамства, потому что хамство не равно критике. Когда сотруднику сложносочиненно указывают на то, что он не профессионал, это хамство? Порой это даже может быть не засчитано за легкое оскорбление. У каждого человека есть право на мнение, но не каждый обладает достаточным запасом психоэмоциональной энергии и терпения, чтобы высказывать его вежливо («позвольте, я вас покритикую»). И иногда вам могут сказать прямо в лоб: «Ты непрофессионал» и быть на 100% правым. Если ремарка, которую вы слышите, можно определить как критику, под которой есть фактическая основа — то ее запретить нельзя, ваш собеседник имеет на это право. Можно лишь попросить критиковать в более вежливой манере.
С хамством все значительно проще. Спецназ перед тем, как штурмовать помещение, применяет светошумовая гранату. Задача гранаты — вывести из равновесия все системы чувств находящегося там противника: он должен ослепнуть, оглохнуть и потеряться в пространстве. И хамство в корпоративном пространстве — та же самая граната, которая не ранит, но дезориентирует.
Надо ли отвечать на хамство?
Нередкая ситуация на корпоративном совещании. Вы слышите в свой адрес фразу: «Вы идиот, ничего не понимаете в этом, вы вообще никто. Как вы могли вообще это произнести/сделать/подумать!». Надо ли на это отвечать, учитывая, что вы находитесь в корпоративном поле, где присутствуют ваши коллеги и, возможно, даже начальство?
Есть несколько вариантов ответа.
Вспомним японскую притчу. Однажды старый учитель — мастер меча сидел и пил чай, а рядом выполнял работу по дому его ученик. И вдруг в дом ворвался самурай, который хотел вызвать на поединок мастера меча, оскорбляя его, но и не нападая первым — в Японии были достаточно жесткие правила, запрещающие поднимать меч на человека равного, если нет формального повода для боя. Самурай продолжал говорить нелицеприятные слова, а мастер меча — пить чай. Когда самурай истощил запас ругательств и ушел, потому как поводов достать меч не было, потрясенный ученик спросил у учителя, почему тот промолчал? На что мастер ответил: «Скажи мне, если к тебе приходит человек и приносит дар, который тебе не нужен, и ты его не берешь, кому останется дар?». Ученик ответил: «Тому, кто дарил».
В этом правиле важно то, как вы будете молчать. Молчание с осознанием свой уверенности и силы «звучит» и воспринимается иначе, чем молчание, проистекающее от слабости. Представьте себе, что к вам подбежала маленькая собачка «не более наперстка» и начинает гавкать на уровне стопы. Наверное, вы не будете обращаться на нее внимания и она не затронет ваше чувство собственного достоинства.
Но если вы промолчите с позиций слабого, то вы признаете, что оскорбляющий вас хам — ровня или старше, потому что имеет право вас оскорблять.
Мы все забываем прекрасную фразу: «Прекратите со мной так разговаривать» и ее более вежливый вариант: «Я прошу вас в присутствии всех прекратить разговаривать со мной в таком неуважительном тоне».
Хамы нападают только в том случае, когда считают битву заранее выигранной
Первое, что можно сделать, — это попросить помощи. Прийти к руководителю и попросить остановить хамство в ваш адрес, потому что он — ваш руководитель. Мы постоянно решаем за других и ничего не просим. Но мы забываем, что человеку (в данном случае вашему начальнику) будет приятно проявлять свою силу и великодушие, и это нужно использовать, чтобы остановить корпоративного хама.
Кроме того, никто не обязан думать за вас, «прочитывать» ваши чувства и реакции. Ваш начальник, может даже не замечать, что ситуация вышла из-под контроля, или полагать, что для вас это норма. Пока не прозвучала просьба о помощи, проблема остается в области догадок.
В-третьих, тестирование своего окружения на поведение в кризисной ситуации — это то, что должен делать любой разумный человек в фоновом режиме. Если вам отказывают в необходимой помощи, это повод задуматься, нужен ли вам такой начальник и такая работа. Можно сравнить тестирование окружения с прогулкой по тропинке через болото: если палка, которой вы прощупываете почву для следующего шага, ушла под воду — понятно, что туда наступать не стоит. Точно так же в корпоративном мире — вы получаете знание, к кому и с какими вопросами вы можете обратиться. Знание, на кого можно положиться, а на кого нельзя, стоит золота.
Хамство со стороны начальства
Хамство — это самый доступный способ утвердиться на фоне другого человека. Поэтому, если вам хамит в присутствии всех ваш руководитель, то нет другого способа с этим справиться, кроме как поменять руководителя. В российской корпоративной культуре абсолютно бесполезно и бесперспективно вступать в перебранку с человеком, который изначально назначен «командиром».
Если вы считаете, что действия вашего начальника нанесли вам моральный ущерб, вы можете подать заявление в этический комитет (при его наличии) и положить заявление об увольнении на стол. Или — отправить заявление вышестоящему руководству о неподобающем поведении вашего начальника, и опять же положить заявление об увольнении на стол. К сожалению, других методов защиты от этого нет.
Что если вам регулярно хамит начальник, но при этом продолжает платить хорошие (по вашему мнению) деньги? В рамках российской системы сдержек и противовесов деньги уравновешивают хамство. Было бы слишком хорошо, если бы и зарплата была прекрасной, и начальник — идеалом, списанным с книг по менеджменту, но чаще всегда все бывает не так. Поэтому, если система равновесная, то делать ничего не надо. А если она неравновесная, тогда заявление об увольнении и жалоба руководству не должны вас стеснять вообще.
Хотя на моей практике я еще ни разу не видел, чтобы человеку, которого унижают, платили по достоинству. Подобная ситуация допустима только в некоем начале корпоративной игры, когда вам дали условные 100 рублей, а потом начинают проверять на прочность и стрессоустойчивость. Если подобное происходит уже на регулярной основе, то тогда вы можете оказаться в позиции человека, который не имеет ни премий, ни выходных.
Если вы оказались втянуты в эти корпоративные телодвижения, то надо решить для себя вопросы:
1) Каковы ваши личные ощущения?
2) Каков смысл ведущейся корпоративной борьбы?
3) Что надо лично вам? Вы создаете добавленную стоимость или вам скучно и вы хотите позаниматься мелкой возней под столом?
Слишком активное самоутверждение на рабочем месте — это еще и сигнал того, что в коллективе компании потеряна главная цель любой совместной деятельности — создавать добавленную стоимость.
Элемент большой игры
Хамство также может быть элементом большой игры внутри коллектива — «человеческой стаи». Когда бодрый и зубастый сотрудник постоянно борется за свой статус, то у его начальника может возникнуть вопрос: «Он очень резвый и борзый. Может ли он претендовать на мое место?» Такое поведение всегда вызывает больше опасения, чем желания восхищаться. Начальник будет даже рад, если в этой борьбе подчиненный чуть оступится. Ему выгодно истощить моральные ресурсы потенциального соперника. И он не будет его защищать по той же самой причине. Он руководствуется очень простым мотивом: чтобы любое корпоративное трение начало влиять по-настоящему на качество работы и на создание добавленной стоимости, должна разгореться настоящая травля. Поэтому любой начальник готов допустить несущественные «разборки» и мелкие конфликты, которые не ведут к уменьшению производительности труда: ему выгодно, если борзый сотрудник об кого-то «обломает зубы»: поплачет, покричит, поистерит. Он утратит часть морально-волевого стержня временно и перестанет быть конкурентом.
Что делать с хамом дальше?
Вопрос дальнейших взаимоотношений — это вопрос культурных кодов. И в культурном коде, в котором я проживал свои юношеские годы, были слова, в ответ на которые ты должен был броситься в драку и бить. Обычно эти слова произносили те, кто сильнее тебя, и дальше у тебя не оставалось выбора, как быть избитым.
Но мы находимся в корпоративном мире, где всегда можно сказать вашему обидчику: «Василий Петрович, я вас поздравляю, это последний раз, когда мы с вами разговаривали. Мы будем общаться с вами по электронной почте и только через руководство в копии. До свидания». Все. Вы не обязаны продолжать с этим человеком общение. Он может прокричать в ответ, что вы истерик, но если у вас совместный проект — за его эмоциональной эскападой стоит просто непонимание, что делать дальше.
Если же после этого случая к вам приходит ваш руководитель и просит объяснить, то ответ очень простой: «Этот человек сказал мне такие и такие слова. Я не считают возможным работать с ним, пока он не принесет публичные извинения. Возможно, вы выступите в этом вопросе медиатором». Допустим, руководитель говорит: «Я тебе приказываю». Но он не может вам приказывать работать с быдлом.
И это главный вопрос: зачем работать с токсичными людьми? Потому что жизнь сложнее копирки? Если вы работаете в средней компании на проходном месте, вы найдете себе работу на среднем проходном месте где угодно. А если вы работаете в выдающейся структуре, гордитесь своими титулами, но не умеете справляться с такими ситуациями, то возникает резонный вопрос: как вы туда попали?