что делать если ничего не успеваешь по учебе
Ничего не успеваете? 14 простых решений, которые помогут
Как найти больше времени на самое главное в жизни и работе.
Джефф Хейден – консультант, писатель, автор Inc.com.
В духе нашей темы сразу перейдем к делу.
1. Откажитесь от обязательств, взятых ради тщеславия.
Мы все занимаемся чем-то, что скорее потворствует нашему эго, чем приносит результаты. Работаем в каком-нибудь комитете, потому что этот пункт будет хорошо выглядеть в резюме. Преподаем в местном университете, потому что нам нравятся слова – «я преподаватель». Или мой пример – я пишу еженедельную колонку для местной газеты по большей части потому, что мне нравится, когда люди узнают меня в продуктовом магазине.
То, чем вы занимаетесь ради своего эго – по большей части пустая трата времени. Подумайте о том, чем вы занимаетесь прежде всего потому, что так вы выглядите более важной, умной или модной персоной. Если в этом занятии нет какой-то другой ценности, бросьте его. Я бросаю свою еженедельную колонку.
2. Книжная полка счастья.
На моей книжной полке стояла куча старых книг по Photoshop. Не брал их с полки годами – так что заменил их семейными фотографиями. От этого я чувствую себя счастливым. А когда я счастлив, мне работается лучше. И вам тоже.
3. Хватит гнаться за лишними 10 процентами.
Я, можно сказать, человек соревновательного склада. Когда я начинаю что-то делать, вскоре мне хочется делать это лучше других.
Ладно, я уж слишком соревновательный. Возьмем поездки на велосипеде. Я быстрее, энергичнее и в других отношениях лучше среднего человека. Но в сравнении с по-настоящему быстрыми гонщиками я никто. Это меня бесит. Я езжу больше, больше тренируюсь и трачу кучу времени на эти тренировки – и для чего? Чтобы еще пару километров тащиться за быстрыми гонщиками? Чтобы заехать на горку на 30% медленнее их, а не на 40%?
Такого рода улучшения не имеют никакой реальной ценности. Конечно, я стану спортивнее, но на этом этапе эффект для моего здоровья уже будет минимальным. И я трачу на велосипедные тренировки много часов, которые лучше бы отдал более важным целям. Или хотя бы проводил больше времени с родными – а это самая главная цель.
Так что в этом году я буду поддерживать себя в форме, но больше не стану гнаться за скоростными гонщиками: во-первых, я никогда их не догоню, а во-вторых, даже если и догоню, это не имеет значения.
Подумайте о том, что вы и так делаете хорошо, но упорно стараетесь сделать еще лучше. Потом взвесьте затраченные усилия и результат.
Иногда достаточно делать что-то просто хорошо, особенно если лишние 10% совершенно непропорциональны усилиям, которые вы на них тратите.
4. Отработайте ответ «нет».
Предприниматели усердно работают над «презентациями в лифте» — умением быстро представить свой проект. Они оттачивают формулировки и репетируют, потому что это важное умение. И так же важно уметь с достоинством и тактом говорить «нет».
Большинство из нас по умолчанию говорят «да», потому что не хочется показаться грубыми, недружелюбными, не желающими помочь. Увы, это означает, что мы по умолчанию берем на себя больше, чем можем или хотим сделать.
Может быть, ваш ответ будет столь же простым, как и тот, что выбрал я: «Простите, но у меня совсем нет времени». Но каким бы он ни был, отрепетируйте его, чтобы он звучал естественно. Тогда вы не скажете «да» лишь потому, что считаете это своим долгом; вы скажете «да», только если поймете, что это правильно.
5. Откажитесь от «традиционных» развлечений.
Вспомните, чем вы занимаетесь лишь потому, что всегда это делали. И подумайте – не пора ли остановиться? Вот простой способ проверки: если бы вы не стали заниматься чем-то в отпуске, значит, нет причины тратить на это время, когда вы не в отпуске.
6. Устанавливайте пределы.
Дедлайны и сроки задают ограничения, но обычно не самым правильным способом. Мы инстинктивно подстраиваем свою работу к ним, так что она занимает столько времени, сколько мы позволяем ей занять. Однако рабочие задачи должны отнимать ровно столько времени, сколько им требуется – или сколько вы решите, что им требуется.
Попробуйте вот что: примите решение тратить лишь 10 минут в день на соцсети. Всего 10.
В первый день вы будете чувствовать недовольство, потому что не сделаете всего, что вам «нужно» сделать. На второй день вы инстинктивно пропустите несколько новостных потоков, потому что они не так уж важны. На третий день вы пересмотрите приоритеты и, может, воспользуетесь инструментом типа HootSuite, чтобы лучше организовать себя.
На пятый день вы поймете, что 10 минут – это уйма времени, и его хватает, чтобы сделать все реально нужное. А то, что вы прежде тратили на это целые часы, было лишь результатом самообмана.
Выберите задачу, задайте ограничение по времени и придерживайтесь его. Необходимость, даже искусственно заданная, рождает креативность. Гарантирую: вы придумаете, как сделать, чтобы все получилось.
Первое, что вы делаете каждый день – это самое важное действие: оно задает тон всего вашего дня. Подготовьтесь к нему заранее, вечером. Составьте список. Напишите для себя напоминания. Обдумайте еще раз информацию. Запрограммируйте себя начать утром со спринта. Тело, введенное в сверхбыстрый режим, склонно в нем и оставаться.
8. Пересмотрите свой утренний распорядок.
Сделайте так, чтобы можно было добраться до первой утренней задачи как можно быстрее. Представьте, что вы спринтер-олимпиец, и ваш утренний распорядок – это как разогрев перед бегом. Не тяните время, не умасливайте себя, и не надо уделять время «себе» (сон – это и есть то самое время, когда вы наедине с собой). Встаньте, умойтесь, подзарядитесь – и вперед.
Я обычно оказываюсь у рабочего стола через 15 минут после пробуждения, так что здесь простора для улучшений немного. Поэтому я сделаю кое-что другое: обычно я первым делом проверяю почту; теперь же я буду делать до этого хотя бы одно важное дело.
Спринтеры не делают расслабляющих кругов перед гонкой. И мы тоже не должны.
9. Пересмотрите задачу, которую вы решаете регулярно.
Вспомните о задаче, которая постоянно повторяется в вашей жизни. И разберите ее на части. Сделайте ее решение быстрее. Или качественнее. Выберите действие, которое стало автоматическим, и очень постарайтесь сделать его лучше.
Даже если вы сэкономите пять минут, вы будете выигрывать пять минут всякий раз, как беретесь за эту задачу.
10. Поменяйте распорядок еды.
Еда может отнимать много времени, особенно если вы куда-то ходите поесть. Надо решить, где поесть, что поесть, добраться туда, сделать заказ, дождаться… эх.
Выберите один прием пищи и сделайте его эффективнее. Превратите 30 или 60 минут простоя в 10 минут перезарядки. Поставьте на рабочий стол что-то полезное – салат или фрукты. Съешьте батончик, заменяющий обед. Пусть прием пищи зарядит вас энергией. И тут же переключайтесь на продуктивное дело. Вы почувствуете себя лучше. И больше успеете.
11. Передайте задачу кому-то еще.
Меня воспитывали в уверенности, что если я могу сделать дело сам, то я сам и должен его сделать. Со следующей недели соседский мальчик будет подстригать мой газон. Ему пригодятся деньги. Мне пригодится время.
12. Исправьте ту штуку, которая у вас обычно не получается.
Я отвратительно управляюсь со встречами и переговорами в своем календаре. Я всякий раз решаю, что занесу их в планы попозже, а потом забываю. Я трачу слишком много времени – часто в панике, — пытаясь понять, где, что, когда… Все это потерянное время. Я беру обязательство: я буду сразу заносить каждую встречу или разговор в календарь в тот момент, когда я о них договариваюсь – что бы я в это время ни делал.
У вас наверняка есть как минимум одно дело, которое получается плохо. Моя жена часто берет не те ключи от машины и (а я вместе с ней) тратит слишком много времени на поиски. Может, вы забываете что-то отмечать. Может, вы откладываете ответ на письма и затем забываете о них. Может, у вас часто бывает, что вы не подготовились к совещанию или телефонному звонку. Что бы это ни было – исправьте это. Вы сэкономите себе время и нервы.
13. Пересмотрите свой путь на работу.
То время, что у вас уходит, чтобы добраться до работы, возможно, тратится впустую. Сделайте его продуктивным. За это время вспомните свои дела и подумайте о том, как лучше с ними разобраться. Послушайте подкаст или аудиокнигу. Сделайте пару звонков – не таких, где требуется сосредоточенность или принятие важных решений, а более простых: свериться с кем-то, уточнить, как идут дела, напомнить о себе и т.д.
Изучайте новый язык. Исследования показывают, что когда человек говорит хотя бы на двух языках, это замедляет наступление в старшем возрасте старческого слабоумия и болезни Альцгеймера.
Поездка на работу не должна быть временем простоя. Сделайте что-то, чтобы сэкономить время потом. А в высвободившееся время можно заняться чем-то более приятным.
14. Выберите дело, во время которого не будете отвлекаться.
Есть масса исследований о том, что из многозадачности ничего хорошего не выходит. А есть исследования о том, что многозадачность делает нас глупее. Может, вы согласны с этим, а может быть, и нет. Но в любом случае, я уверен, что у вас есть хотя бы одно дело, во время которого важно не отвлекаться и не терять сосредоточенности.
Выберите важную задачу, и когда вы ее решаете, отключите все остальное. Думайте только о ней. Ну как, получается лучше? Я уверен, что да. И уверен, что вы распространите эту практику и на другие свои дела.
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Как студенту всё успевать и не забывать про учёбу?
В нашем коллективе работают студенты, которые на себе ощутили, как сложно успевать быть молодцом в университете, проводить время с друзьями и при этом хорошо работать свою работу.
Внесем тут небольшую ремарку: планирование – это не волшебная палочка, которая добавит вам 25-ый час в сутки. Планирование – это о самоорганизации. Без вашего желания и старания едва ли какая-нибудь статья сможет помочь.
Немного занудный первый пункт, но без него машина дальше не поедет. Очевидная истина, социальные сети – пожиратели времени #1 сегодня. Я себя на этом ловила очень часто. И это грустно.
Тут на помощь приходят дополнительные сервисы. Для компьютера использую SelfControl, он бесплатный. Сервис не блокирует доступ в интернет полностью, в этом плане он достаточно гибок. Вы вручную добавляете сайты, на которые обычно отвлекаетесь (ВК, ФБ, твиттер, инстаграмм) и устанавливаете время блокировки. Чем хороша программа – её ничем не пробьешь, даже перезагрузка системы не поможет (не пробуйте, я пыталась).
Для телефона использую Forest. Стоимость 150 рублей, но она вполне себя оправдывает. Забавное приложение, можно использовать и как помодоро-таймер. Пока идет заранее установленное время – в телефоне растет дерево. Выходите из приложения – дерево умирает. Выдерживаете, как герой, и не отвлекаетесь – получаете крутой лес! Из моего времени родилась новая тайга.
Можете использовать любые другие приложения, сейчас их миллион. А можете просто задать себе установку и никуда не заходить во время работы (у меня, увы, самостоятельно не получается).
Важно, чтобы всё было под рукой, в одном месте. Как с обычным письменным столом: пенал или стаканчик с ручками и карандашами, стопка бумаги, тетради, на полке книжки, распечатанные лекции и прочее. Вы садитесь и используете каждый из этих инструментов для того, чтобы сделать домашку и заняться своими делами.
Рабочее место всегда должно быть в порядке. В хаосе сложно найти что-либо, не говоря уже о том, что беспорядок отвлекает и мешает сконцентрироваться на работе.
Я долгое время не могла уйти от бумажных носителей: блокнот, книжки из библиотеки, тетради на каждый предмет. Изо дня в день на рабочем столе скапливалось всё. В прямом смысле – всё. Что нужно, и что не нужно. Поэтому перед тем, как приступить к выполнению какого-либо задания, требовалось время, чтобы разгрести стол и оставить только то, что необходимо именно сейчас. Ключевое тут – время. А мы ведь именно его хотим сэкономить?
Сейчас весь учебный процесс я перенесла в Weeek. Получилось вот так:
Использовала только доски.
Самая первая доска – это расписание. В колонке нераспределенных задач порядок пар и время, далее каждая колонка – день недели и предметы.
Начала с этого, потому что первое, что я делаю, когда сажусь заниматься – смотрю, к какому предмету готовиться.
Например, завтра понедельник. На примере «Лит. анализа худ. текста» покажу, как удобно оформить доску предмета.
Колонку нераспределенных задач я использую для материалов, которые необходимы мне во время работы с заданиями. Здесь учебники, полезные статьи, тематические сайты и прочее.
Вторая колонка непосредственно для домашнего задания.
В шапке карточки я поставила дату и приоритет (если задача объемная и может потребоваться несколько дней на ее выполнение – красный ярлычок). Внутри само задание. Если есть дополнительные материалы (БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛОВ), прикрепляю их файлами к задаче. Красивенько и удобно получается.
И так с каждым предметом. Получила задание – внесла в нужную доску, установила время. Нашла материалы – добавила.
За время работы с Weeek поняла, что это некий пластилин для планирования. Берем инструменты и колдуем себе наиболее удобное пространство.
Несмотря на то, что этот инструмент для работы существует ещё с тех пор, как по земле ходили мамонты, им часто пренебрегают. А зря.
Современный ритм жизни делает нас многозадачными, а это не хорошо. Вместо длинных рассуждений старая добрая поговорка: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Вот так. Поэтому супер важно погружаться в одну задачу целиком.
В чём заключается принцип: вы устанавливаете таймер на 25 минут, потом 5 минут отдыхаете (время можно установить иначе). И так из раза в раз, пока задача не будет выполнена.
Как это работает с учёбой и Weeek:
Смотрим расписание, открываем предмет, все документы и книжки, которые нужны. Включаем таймер и погнали. Практика показала, что так задания, которые на первый взгляд кажутся огромными и сложными, решаются гораздо быстрее.
Недавно на платформе появился свой помидор, поэтому необходимость пользоваться дополнительно телефоном отпала.
Чаще всего задания повторяются. То есть повторяется принцип их выполнения. Несколько первых учебных недель я работала с функцией «Учёт рабочего времени». Садилась выполнять задание, включала таймер и засекала, сколько мне нужно, чтобы хорошо выполнить задачу (именно хорошо, а не на коленке). В конце недели составила отчёт и всё подсчитала.
Зачем? Ответ прост: чтобы заранее понимать, как я могу распределить одно задание в течение недели, не навредив времени на работу и отдых. До сих к этому приходится привыкать, но это не так сложно, как кажется.
Если задание большое и займет много времени, делаю вот так:
Разбиваю задание на несколько дней в календаре и указываю время. В итоге: вместо того, чтобы в один день потратить на задание 2 часа, трачу по 1 часу, только два раза в неделю.
Мы с одногруппниками сошлись в едином мнении – готовится к занятиям и экзаменам гораздо интереснее и эффективнее вместе. Предложила некоторым ребятам протестировать Weeek совместно. Получилось не так плохо, как я ожидала.
В течение двух недель мы вели общие доски, делились материалами и оставляли друг другу комментарии. Например, к зачету по одному предмету нам нужно подготовить лингвистические анализы рассказов Бунина. Чтобы в них не запутаться, каждый оставлял название выбранного рассказа в комментариях к задаче.
Это дополнительный пункт.
Для того, чтобы быть крутым спецом – недостаточно каждый день выполнять домашние задания. Нужно подпитываться дополнительно. Условно: если вы хотите научиться писать – нужно не только ежедневно расписываться, но и смотреть, как пишут другие, много читать, слушать лекции людей, которые умеют. Хотите рисовать – рисуете, изучаете техники, ходите в музеи, смотрите картины и т.д. В общем, окружаете себя всем, что связано с вашей специализацией.
Для этих целей завела дополнительную доску (БОЛЬШЕ ДОСОК).
Здесь хранятся все сайты, которые полезны, интересны, просто прекрасны. Название сайта – внутри ссылка. Часто я обращаюсь к ним и во время подготовки к занятиям. Иногда просто читаю. «Но почему бы не использовать закладки в браузере?» – спросите вы. «Это не так удобно» – отвечу я. Работа с таск-менеджером тем и хороша – это одна площадка, на которой должно быть всё с целью экономии времени и концентрации внимания. В закладках огромное количество сайтов, которые никак не относятся к учёбе, а значит поиск нужных мне будет отбирать какое-то время.
Лайфхак: Когда одногруппники просят вас скинуть домашнее задание – копируйте ссылку на задачу и отправляйте им. Всем удобно, все счастливы.
Лайфхак 2: Если преподаватели разрешают вам ходить на пару с ноутбуком – пользуйтесь Гугл Документами. Файлы с лекциями и домашними заданиями добавляйте в карточки задач (предметов).
Лайфхак 3: Недавно на платформе появился раздел “Идеи”. Неплохой инструмент для работы над рефератами, докладами и статьями. Я пробую составлять внутри “заметки” план своего текста, накидываю тезисы, ссылки на исследования, цитаты и выдержки из монографий.
В этих шести пунктах уместились все мои тайм-менеджментские ̶с̶т̶р̶а̶д̶а̶н̶и̶я̶ знания. Через пару недель такой работы я стала замечать, что свободного времени действительно стало гораздо больше. Хотя, обманывать не стану, пришлось приложить немного усилий, чтобы сделать это системой. Выстраивание порядка в рабочем процессе требует определенной усидчивости. Но со временем становится привычкой, как чистка зубов по утрам.
1. Сделаете так, чтобы было удобно. Соберите и структурируйте всё в одном месте. Это необходимо для того, чтобы не отвлекаться и концентрироваться на работе.
2. Не пренебрегайте методом помодоро, считайте время.
4. Отключаем соц.сети: выращиваем деревья, выключаем полностью телефон. Что угодно делаем, но не соц.сети.
Как организовать время и всё успевать — советы тем, кто учится в школе
Руководитель PR-службы «ИнтернетУрока»
Ксения Славщик, руководитель PR-службы «ИнтернетУрока», рассказывает, как найти время для действительно важных и интересных дел и не ухудшить успеваемость.
Учеба в школе — время узнавать новое, пробовать себя в различных ролях и профессиях, искать занятие по душе. Именно в школьном возрасте наш интерес к познанию себя и окружающего мира практически неутолим — очень важно этот интерес сохранять и поддерживать.
Но как найти время на все занятия и кружки, если школа отнимает очень много времени и сил? Шесть-семь уроков в день, дорога туда-обратно, домашние задания, дополнительные мероприятия. Для многих детей это становится серьезной помехой на пути к любимым занятиям и хобби.
Почему я ничего не успеваю?
Стандартная ситуация: после школы приходишь домой, обедаешь, садишься за уроки, и время куда-то исчезает, задания на завтра сделаны не все, а уже пора ложиться спать. Никакого отдыха, прогулок, общения с семьей и друзьями; даже на уборку в собственной комнате времени нет — не то что на какие-то кружки и секции.
А ведь школьная программа предполагает не больше 3,5-4 часов в день на домашнюю работу. И почему же так получается? Причин много, и вот, пожалуй, самые распространенные:
Винить «злую и несправедливую» школьную систему можно сколько угодно. Это даже может быть немного приятно, ведь мы снимаем с себя ответственность за трату личного времени. Однако еще приятнее научиться это время не терять, и в этом нам помогут следующие инструменты.
Тайм-менеджмент
Грамотное распределение времени — целое искусство. Однако владение им помогает вырваться из связки «школа — дом» и добавить в свою жизнь больше интересных занятий.
Чтобы научиться правильно планировать день и распределять усилия, нужно знать главные инструменты тайм-менеджмента: матрицу Эйзенхауэра, закон Парето и сильную мотивацию. Несмотря на сложные и страшные названия, действуют эти инструменты очень просто.
Матрица Эйзенхауэра
Разделите дела на четыре группы:
Это поможет бороться с прокрастинацией и грамотно расставить приоритеты. Принцип, по которому распределены дела, поможет определить место задачи в распорядке дня и количество времени, которое надо на эту задачу потратить.
Например, если в списке дел стоит подготовка важного доклада на вторник и дополнительное необязательное задание на пятницу, а сегодня понедельник, то важным и срочным делом будет доклад, а необязательное задание — неважным и несрочным. И даже если доклад делать уж очень не хочется, можно наглядно увидеть, что начать делать домашнюю работу нужно именно с него, а дополнительное задание можно выполнить и в другой день.
Представить матрицу Эйзенхауэра можно в виде четырех квадратов:
Чтобы такое распределение дел всегда было перед глазами и вошло в привычку, нарисуйте матрицу на доске и повесьте над рабочим столом — так можно будет корректировать изображение, дополнять список дел и убирать уже выполненное.
Закон Парето
Закон Парето гласит: 20% усилий дают 80% результата. И в большинстве случаев это так. Конечно, стремление сделать домашнее задание идеально — похвально, однако стопроцентная скрупулезность требуется редко. Не стоит забывать, что цель домашней работы — закрепить и повторить пройденный материал.
Никто не ждет от ученика произведения искусства или внезапного открытия новой теоремы. Результат домашней работы — это аккуратная тетрадь с выполненным заданием и понимание новой темы.
Мотивация
Вспомните, как долго тянется время, если вам приходится заниматься тем, что делать совсем не хочется. То же происходит и с домашней работой. Если нет мотивации учиться, то любой будет откладывать выполнение заданий и всячески тянуть время. Попробуйте дать развернутый и аргументированный ответ на вопрос: «Зачем нужно учиться».
Полезные привычки
Часто мы теряем время, сами того не замечая. Например, отвлекаемся на социальные сети или телевизор, внезапно решаем убраться и всячески прокрастинируем, вместо того чтобы разобраться с задачей. Можно развить полезную привычку, экономящую время, и даже подключить к этому и родителей — все-таки личный пример неплохо вдохновляет.
Сделал дело, гуляй смело
После уроков всегда хочется отдохнуть, погулять, посмотреть телевизор, полистать TikTok, а вот делать домашние задания совсем не хочется. Привычка сначала расправляться со всеми делами, а потом уже отдыхать и заниматься тем, чем хочется, не только сэкономит время, но и послужит отличной мотивацией не отвлекаться и закончиться дела поскорее.
Метод «90 на 30»
Принцип 9 дел
Суть в следующем: вы ставите себе цель за день выполнить 9 дел — 1 большое, 3 средних и 5 небольших. Распределение усилий зависит только от вас, главное, чтобы к концу дня все 9 дел были выполнены. Пользуясь этим методом, можно постепенно научиться правильно распределять время и увеличивать продуктивность.
Привить навык можно, устроив семейное соревнование. Каждый вечер вы вместе придумываете 9 дел для каждого члена семьи на завтра и обсуждаете результаты прошедшего дня, делитесь впечатлениями, рассказываете, как удалось справиться со своим списком. Постепенно можно добавлять новые условия. К примеру, кто быстрее и качественнее выполнит свои задания, тот получит приз.
Дистанционные занятия
Одна из распространенных причин нехватки времени — это дорога в школу или на курсы, к репетиторам, на кружки. В пути тратится драгоценное время. Сегодня существует масса возможностей учиться, не выходя из дома. Онлайн-образование не только для взрослых, но и для детей быстро развивается и предлагает различные варианты занятий, где каждый найдет формат по душе. И речь идет далеко не только об онлайн-репетиторах.
Рынок дистанционных занятий предлагает уроки по языкам, предметам школьной программы, подготовке к экзаменам и по различным хобби. Особенно велик сегодня выбор школ, обучающих творческим профессиям: дизайну, анимации, фотографии, пиару.
Если хочется стать, например, гидом или программистом, шаг навстречу мечте можно сделать, не дожидаясь окончания школы. Онлайн-занятия помогут получить основы профессии, а заодно и понять, хочется ли дальше развиваться в этой сфере или стоит попробовать что-то еще.
Как выбрать подходящие занятия?
При этом популярность бренда школы не всегда гарантирует качество: вполне возможно, что выбранному направлению могут обучить за меньшую стоимость на не столь известной платформе.
Важна в обучении и связь с педагогом: когда мы учимся новому, поддержка наставника просто необходима, а потому выбор стоит делать в пользу курсов, позволяющих оперативно связаться с преподавателем, задать все интересующие вопросы и получить развернутый и понятный ответ и обратную связь по домашним и учебным работам.
Еще один фактор, который стоит учитывать при выборе платформы для дополнительного обучения — особенности восприятия. Каждый усваивает новое по-своему. Если важно, чтобы уроки не были привязаны к конкретному времени и их можно было «посетить» более одного раза, обратите внимание на курсы с видеоуроками в записи. Если же информация лучше усваивается в процессе онлайн-общения, выбирайте занятия, которые проходят в прямом эфире. При этом и здесь есть вариативность: уроки могут быть как индивидуальные, так и в группах.
Для тех, кто всерьез увлечен спортом, музыкой, танцами или другим хобби, много путешествует и хочет уделять своему увлечению гораздо больше времени, существуют общеобразовательные онлайн-школы. Учеба в таком формате экономит время не только на дорогу, но и на выполнение домашних заданий и вообще учебу.