что делать если не прочитал литературу на лето

Успеть за август! 5 советов, как прочесть летний список литературы

Рассказывает Лусине Искандарян, лицей №8, Оренбург

что делать если не прочитал литературу на лето. Смотреть фото что делать если не прочитал литературу на лето. Смотреть картинку что делать если не прочитал литературу на лето. Картинка про что делать если не прочитал литературу на лето. Фото что делать если не прочитал литературу на лето

Чтение школьной литературы летом упрощает жизнь. Во время учебы мало времени читать большие произведения, а краткие содержания не передают деталей, который всплывают на контрольных. Но что делать за месяц до сентября, когда совесть проснулась, а желание читать литературу на лето — нет? Главное — не паниковать! Расскажем, как не опустить руки и безболезненно осилить все произведения из списка.

Распечатать то, что дали в школе, недостаточно. Добавьте над каждым произведением количество страниц, которые оно занимает. Так вы сразу увидите, на что нужно потратить больше времени. Но не пытайтесь прочесть сначала большие романы, потом — маленькие рассказы, а после — стихотворения. Несколько крупных произведений подряд перегрузят мозг и психику. Лучший вариант — чередовать объемные и не объемные произведения.

Изучите свой список и начните с того, что вам приглянулось. Если первая книга все же оказалась скучной, возьмите другую. Так вы точно найдете «свое» произведение. Но не стоит откладывать самое неинтересное на потом, тогда весь список вы точно не осилите. Здесь, как и с объемом — лучше чередовать.

Обычно желание читать школьную литературу отпадает из-за ее сложности. У некоторых писателей тяжелый слог, некоторые пишут о непонятных вещах, а иногда мы просто не согласны с автором. Чтобы облегчить участь, можно найти партнера — такого же мученика с таким же списком, как у вас. С напарником можно обсудить сюжет, поделиться впечатлениями и, возможно, взглянуть на произведение под другим углом — вдруг он заметит то, чего не увидели вы.

Не вместо самого произведения! Если аннотация и первые главы очередного романа кажутся скучными, краткое содержание поможет разобраться. Узнав из него, в какой главе произойдет что-то интересное, вы получите стимул не забросить книгу и скорее добраться до этого места.

Большие произведения, вроде «Войны и мира» или «Тихого Дона» лучше читать в нескольких томах — так произведение не выглядит пугающе и читается проще.

Можно придумать себе награду: после каждой книги устраивайте пикник с друзьями или смотрите сериалы. В общем, делайте то, ради чего стоит терпеть классику.

Не обязательно летом читать все произведения из обязательного списка. Изучите программу по литературе и читайте летом именно те произведения, которые в школьной программе идут осенью-зимой. Остальное можно прочесть в учебные будни или на других каникулах.

А еще мы пообщались со школьниками, которые ответили на вопрос: «Как вы справляетесь со скукой и нежеланием читать?»

«Понимаю, что это важно и лучше сделать это сейчас, чтобы потом не получить втык от учителя». Полина, Оренбург, 11 класс

«У меня нет конкретной цели читать-читать-читать. Читаю тогда, когда хочу. Но, когда желание появляется и книга очень интересная, могу прочитать за один день 500 страниц. Лайфхаков у меня нет — когда хочу, тогда и делаю». Александра, Краснодар, 9 класс

«На чтение некоторых произведений меня сподвигают фильмы по ним. Часто мы читаем с друзьями в одно время, а потом шутим про всякие моменты, обсуждаем и т. д. И хочется быть в теме». Ирина, Челябинск, 8 класс

«Я стараюсь читать в том же темпе, что и мои подруги, чтобы можно было обсудить книгу. Порой это бывает даже интереснее, если произведение нам не нравится». Татьяна, Санкт-Петербург, 10 класс

«Просто беру и делаю. Лучшее лекарство от лени — это работа». Марк, Волгоград, 11 класс

Какой бы скучной ни была школьная литература, читать ее нужно. А при правильном подходе можно даже получить удовольствие от процесса.

Источник

Как справиться со списком литературы на лето

что делать если не прочитал литературу на лето. Смотреть фото что делать если не прочитал литературу на лето. Смотреть картинку что делать если не прочитал литературу на лето. Картинка про что делать если не прочитал литературу на лето. Фото что делать если не прочитал литературу на лето

1. «Съесть слона по кусочкам»

Часто длинный список литературы на лето выглядит пугающе. Но стоит применить к нему пришедший из тайм-менеджмента принцип, как все становится проще. Сначала требуется оценить размер «слона». Нужно взять список и подготовить нужные книги. Что-то наверняка есть в домашней библиотеке, что-то можно найти в электронном формате. Затем надо примерно подсчитать общее число страниц и поделить его на количество дней, оставшихся до конца каникул. Полученная цифра — тот минимум, который нужно читать каждый день. 30-40 страниц уже выглядят не так страшно, как целая полка толстых томов.

2. Найти время на книги

Если читать некогда, то нужно поискать и найти «пожирателей» своего времени. Вполне возможно, что «я только на минутку загляну „ВКонтакте“» превращается в пару часов чата с друзьями, а «мне быстренько проверить обновления в игре» длится до самого позднего вечера. Можно поставить себе таймер, ограничивая время в соцсетях или за компьютерными играми. И тогда полчаса на чтение обязательно найдется.

3. Держать книгу под рукой

Если для того, чтобы прочитать книгу, нужно пойти в библиотеку или даже просто найти ее в книжном шкафу, это может сильно усложнить процесс. Поэтому лучше всегда держать книгу на виду: положить рядом с кроватью или на компьютерный стол, носить с собой, выходя из дома. Всегда можно почитать на остановке, ожидая транспорт, или в очереди. Если книга постоянно попадается на глаза, то с большей вероятностью вы откроете ее и начнете читать.

4. Выделить обязательное время для чтения

На помощь придет еще один принцип тайм-менеджмента — «съедайте лягушку» по утрам. Прочитайте до завтрака или сразу после него свою литературную «норму», и вам уже не придется то и дело откладывать это занятие и тянуть с чтением до позднего вечера. Вряд ли удастся понять сюжет художественного произведения и оценить его стиль, если читать приходится, превозмогая сон.

5. Читать бумажные книги

. И не только потому, что шелест страниц и особый «книжный» запах настраивают на нужную волну. Просто если читать книгу с планшета, руки так и тянутся проверить ленту в соцсетях или почту. Да и уведомления от разных приложений отвлекают. Все это сильно затрудняет процесс и мешает сосредоточиться. Нить повествования теряется, приходится все время возвращаться назад. Если книга все-таки электронная, то, принявшись за нее, лучше отключить WiFi, чтобы полностью погрузиться в чтение.

6. Создать ритуал

Найдите место, где вам не будут мешать — уютное кресло с торшером или дачные качели. В назначенный час, предупредив, чтобы вас не беспокоили, устройтесь поудобнее, «забыв» взять с собой телефон, который вечно просится в руки. Только вы и книга. В такой компании время пролетит незаметно!

7. Отмечать свои успехи

. То есть прочитанные книги из списка литературы. Со временем цветных «галочек» или «кружочков» будет становиться больше, а книг без отметок — все меньше. Это поможет вам двигаться вперед и продолжать читать.

8. «Отпустить» ситуацию

Если читать совсем не хочется, можно попробовать просто положить возле себя рядом и посидеть рядом с ней в тишине. Без телефона, планшета, телевизора и компьютера. Не отвлекайтесь и просто прислушайтесь к себе. Вы удивитесь, но через 5-10 минут руки сами потянутся к книге, и вы начнете читать.

9. Найти мотивацию для чтения

Если читать только ради того, чтобы выполнить задание на лето, то процесс станет скучным и нудным. Чтобы изменить это, стоит создать для себя несколько бонусов, которые вы получите благодаря тому, что освоили список художественной литературы. Например, пополнится словарный запас и легче станет писать сочинения, вы станете интересным собеседником и сможете поддержать любой разговор.

10. Слушать аудиокниги

Если вы относитесь к аудиалам — тем, кто лучше воспринимает информацию на слух, — то можно попробовать не читать, а слушать книги. Выбирайте записи хорошего качества и включайте их на прогулке или перед сном. Если уделять такому занятию всего час в день, то за две недели можно прослушать целый том «Войны и мира».

11. Найти компанию

Делать что-то вместе всегда веселее. Можно объединиться с ровесниками, создать свой клуб, устроить соревнование, придумать квесты по мотивам прочитанных произведений. Или просто собираться раз в неделю и вместе сочинять новую историю, в которой участвуют герои прочитанных книг.

Источник

Что делать, если ребёнок не прочитал список книг на лето

Одна из немногих вещей, которые не позволяют считать лето полностью свободным от школы, — список литературы на каникулы. Пугающе длинный, вроде как ультимативный, угнетающий детей и мобилизующий родителей. Классическая ситуация: ребёнок к середине лета даже не открыл ни одной книги из списка, и родитель в лучшем случае ударяется в пространные рассуждения о «нечитающем поколении»; в худшем — начинает репрессии в одной отдельно взятой семье. Как не оказаться в этом педагогическом тупике и важен ли вообще список чтения на лето — в материале Татьяны Волошко.

Как и зачем появился список книг на лето

Одна из гордостей советского образования — фраза о «самых длинных в мире каникулах». Это правда, они действительно были и остаются самыми длинными на планете. И для того чтобы поддержать интеллектуальный тонус (да и просто заполнить чем-то массу свободного времени советского школьника), был придуман летний список чтения. Сначала книги из списка нужно было взять в библиотеке, в достаточно сжатые сроки прочитать и вернуть томики обратно в целости и сохранности. И это порой превращалось в настоящую эпопею. Современные учителя, не изменяя многолетней традиции, и сегодня составляют перечень на основе принятой в школе программы. Хотя для подростков двадцать первого века книги стали гораздо доступнее, а количество всевозможной литературы увеличилось в разы.

Важно понимать, что произведения из этих списков ребенок может прочитать и в течение учебного года — было бы время и желание. Именно серьезная загруженность детей и невозможность осваивать большие объемы текстов непосредственно во время учебы вынуждает учителей порой настаивать, а не рекомендовать. На самом же деле список литературы — всего лишь рекомендация, и сам по себе отказ от этой рекомендации не подразумевает наказания ни для ребенка, ни для родителя.

Обязательно ли прочитывать список целиком

В свое свободное время подростки охотно и без всякого принуждения читают только то, что им самим интересно. В этом смысле они ничем не отличаются от взрослых. При этом вчитаться в книгу, которая не захватила с первых строк, им значительно сложнее, чаще всего для этого им элементарно не хватает мотивации. Прочитать за лето пятнадцать крупных произведений сложно любому человеку, тем более подростку, который уже выстроил массу планов на лето и собирается максимально насладиться своим свободным временем. Относиться к списку (и уж тем более к порядку книг в нем) как к абсолютной истине не только неверно, но и в чем-то опасно. Имеет смысл менять ритм и тематику (не читать пять «толстых» романов подряд), чередовать книги из списка с легким факультативным чтением.

«Все беды от того, что современные дети стали гораздо меньше читать»

С научной точки зрения это утверждение не выдерживает критики. Если суммировать все печатные символы, которые современный ребенок складывает в слова и предложения за день, результат будет стабильно выше, чем у детей советской эпохи, с которыми мы постоянно (явно или подспудно) сравниваем нынешних. Дело в том, что раньше чтение было основным (а иногда и единственным) каналом получения информации и ответов на важные вопросы. Сегодня ребенок живет в информационном обществе, когда помимо книг (печатных и электронных), у него есть кино и, по сути, безграничный мир интернета. Это не значит, что потребление информации стало лучше или хуже — просто оно стало другим.

«Не прочитанный летом список гарантирует проблемы и плохие оценки»

Это утверждение тоже довольно сомнительно, но уже с практической точки зрения. Прочитанная летом из-под палки и по диагонали книга иногда хуже не прочитанной вовсе. В сухом остатке — примерно одинаковое количество полезной информации, которая осядет в голове ребенка к началу изучения книги в школе. Набор инструментов, которые спасают в ситуации не прочитанного произведения по программе, примерно понятен:

— Чтение отдельных глав и/или ключевых моментов произведения

— Экранизации и театральные постановки

Разумеется, даже при оптимальном использовании (а это тоже непростой отдельный навык) эти суррогаты не могут в полной мере заменить работу с текстом, ни с точки зрения непосредственно знаний, ни с точки зрения оценки.

«Давайте вспомним, как мы сами читали классику? Может, конечно, есть гении, которые сразу все понимают. Я вот поставил себе задачу прочитать объемную книжку Алексея Толстого «Петр Первый». Прочитал, но ничего не помню. Вообще.

Другой пример. Я не читал в школе «Евгения Онегина», но ухватил пару-тройку фраз, удачно ввернул их на уроке и получил хорошую отметку. Потом, став взрослым, как-то ковырялся в интернете и наткнулся на то, что фраза «Мой дядя — самых честных правил…» оказывается, не первая строка в поэме, а чуть ли не двенадцатая… Меня это зацепило, я тут же нашел «Евгения Онегина», чтобы посмотреть, какая же первая строчка, и начал читать. Я не мог оторваться и понял, почему Пушкин гений. От него невозможно оторваться, если начал читать. Я получил колоссальное удовольствие, которое не получил бы, будучи школьником. Вывод: всему свое время!»

Александр Пушной, телеведущий

«В вопросе о чтении вообще принципиально важно коснуться способов считывания информации.

В психологии существует термин «каналы восприятия», включающий в себя основные способы первичного восприятия информации. Так вот у детей оно отличается от нашего. Если маме надо распечатать лист, чтобы лучше вникнуть в смысл, то сыну — найти книгу в электронном варианте. Читать с листа многим подросткам тяжело, потому что они затрачивают слишком много энергии, чтобы элементарно функционировать в этом формате. Еще один важный момент — визуализация. Раньше именно во время чтения возникало множество образов. Такого количества визуализаций, как сейчас, не существовало. Для многих из нас чтение было удовлетворением определенных потребностей, в том числе и подростковых. Помните, с каким интересом девчонки читали «Унесенных ветром»? Современные дети намного искушеннее. Все образы им уже предложены, и само по себе чтение эту функцию не выполняет. Если самостоятельного интереса к чтению нет, существуют способы его стимулировать: хорошая аудиокнига или близкая к содержанию экранизация; случайная беседа с родителями, во время которой подросток может проявить естественный интерес».

Анастасия Кузнецова, педагог-психолог, член экспертно-консультативного совета ДОгМ, научный сотрудник МГППУ

В любом случае, очень важно помнить и понимать, что список книг на лето — всего лишь один из (и далеко не самый важный) инструментов образования. Безусловно, всем хочется, чтобы дети много и с удовольствием читали, быстро и в охотку делали домашнее задание и с интересом и любовью изучали абсолютно все предметы. При это мы понимаем, что на практике всегда получается компромисс из разумного, требуемого и желаемого. И превращение одного конкретного инструмента (того же списка, например) в фетиш по своим отрицательным побочным эффектам, наверняка, превзойдет пользу от его побуквенного исполнения.

Источник

Ребенок не читает книги по школьной программе. Что делать учителям и родителям?

Список литературы на лето. Оставить в покое, включить аудиокнигу, дать краткое содержание?

что делать если не прочитал литературу на лето. Смотреть фото что делать если не прочитал литературу на лето. Смотреть картинку что делать если не прочитал литературу на лето. Картинка про что делать если не прочитал литературу на лето. Фото что делать если не прочитал литературу на летоСергей Волков учитель русского языка и литературы, руководитель кафедры словесности Новой школы

В конце учебного года ответственные учителя-словесники выдают детям список литературы на лето, в котором произведения школьной программы соседствуют с литературой для внеклассного чтения. Ответственные родители книги по списку закупают, скачивают — кому как привычнее. А безответственные дети и особенно подростки эти книги по школьной программе читать отказываются. Что делать: заставлять, заинтересовывать или оставить в покое?

что делать если не прочитал литературу на лето. Смотреть фото что делать если не прочитал литературу на лето. Смотреть картинку что делать если не прочитал литературу на лето. Картинка про что делать если не прочитал литературу на лето. Фото что делать если не прочитал литературу на лето

Типичная школьная ситуация: девочке-семикласснице задали читать «Князя Серебряного», она попробовала — и зашвырнула книжкой в стену.

Девочка в принципе читающая, и программные «Повести Белкина» или Шекспир прошли на ура. Но «Князя» — ни за какие коврижки. Муть, скучища, ничего не понятно. Да и вообще все внимание сейчас занято «Игрой престолов».

Родители — мои друзья — задали мне вопрос, что делать. Я, не раздумывая, сказал: «Не заставлять!» — и напомнил им о правах читателя, которые сформулировал французский писатель и учитель Даниель Пеннак: право читать что попало, право не дочитывать, право втыкаться в любое место книги. Ну а если уж прямо будет надо, то можно и кратким пересказом ограничиться.

Сказать-то сказал, но все-таки решил обсудить с коллегами-словесниками (есть у нас для этого специальная группа в Фейсбуке). Тема задела: мы все сталкиваемся с детьми, которые не хотят читать конкретную книжку. Если она непрограммная, то и ладно — а если в программе? Если нам ее надо проходить? Если по ней сдавать тест, проверочную по тексту, сочинение?

Школьная программа по литературе: как быть учителям?

Как нам, учителям, быть? Действовать по Пеннаку? Но тогда легко себе вообразить, как полкласса откажется читать одно произведение, а полкласса — другое. И будет чувствовать себя в своем праве. А как же организовывать тогда общую работу? И что делать с каким-нибудь отдельно взятым оболтусом, который вообще ничего не прочтет и станет настаивать на свободе такого выбора?

Право ребенка выбирать книги для изучения в школе очень трудно реализовать при поточном характере обучения — это ясно. Отдельные уроки, посвященные своим книгам, возможны и даже необходимы, но именно отдельные. На обычном же уроке перед глазами всех его участников общий текст, и смысл как раз в том, чтобы увидеть этот текст с разных точек зрения, соотнести их, обогатить свое понимание за счет понимания других.

А если этот текст мне совсем неинтересен, если читать его после первых двух страниц не хочется? «Ну, знаешь, — говорят одни учителя, — не хочется — потерпишь. Ты что, на физике или химии какую-нибудь формулу не учишь, потому что она тебе не нравится? Или кольчатых червей на биологии не проходишь? Проходишь как миленький. И тут давай не кочевряжься. Потому что в программе».

Другие учителя начинают искать подходы к ребенку, пытаться его заинтересовывать («А напиши мне, почему тебе эта книжка не нравится? Попробуй это объяснить»; «А давай сделаем по этой книжке буктрейлер»), признавая само отсутствие интереса нормальным. Но всегда ли тактика учительских завлекалочек работает? И главное — зачем его все-таки не мытьем, так катаньем затаскивать в эту, немилую его сердцу книгу?

что делать если не прочитал литературу на лето. Смотреть фото что делать если не прочитал литературу на лето. Смотреть картинку что делать если не прочитал литературу на лето. Картинка про что делать если не прочитал литературу на лето. Фото что делать если не прочитал литературу на лето

Список литературы на лето, дети и родители

У учителей в этой истории свои проблемы и свои точки выбора. А как быть родителям? Они тревожатся, что ребенок получит двойку, не просоответствует правилам, вызовет гнев учителя. Они начинают наседать, воевать или торговаться. «Мы ж читали, иногда через не могу — и живы. Давай и ты». Исход этой борьбы непредсказуем, но редко когда приводит к пользе для ребенка. Как правило, прочитанная под нажимом книжка останется отрицательно маркированной на долгие годы (впрочем, бывают и исключения).

Есть и другие родители: они, часто справедливо, недовольны конкретной школой или школой вообще и с радостью уличают ее в абсурдности требований. Насильное чтение — одна из удобных здесь мишеней. Поэтому такие родители не только не заставляют ребенка читать, но еще и идут качать права в школу: почему то-то или то-то в программе? Это не по возрасту (запредельный объем, так грустно, что дочка плачет, зачем травмировать детей, идиотская книга, скучища жуткая, а сама училка читала? — нужное подчеркнуть).

Ну и, конечно, свои сложности в этой ситуации у детей. Хорошо, когда со взрослыми есть контакт и когда можно объяснить им свои чувства. Хорошо, когда есть с кем поговорить. А если нет? Или если установки взрослых настолько жестки, что себе дороже обнаруживать себя? И легче соврать, прикинуться, прочитать пересказ, как-нибудь пережить проверочную.

Как видим, история с нечтением выглядит по-разному, если смотреть на нее с точки зрения разных участников. Мы, как учителя, можем быть неумолимы и хладнокровно составлять тест на знание текста («Деревья каких пород шумели в парке, когда герой объяснился героине в любви?») — но мы же в качестве родителей можем негодовать на подобные задания своих коллег, когда наш собственный ребенок получает за такой тест двойку или тройку («Да какая разница, что там шумели липы и ясени?») — или вовсе не пройти этот тест как читатели («Упс, а что, там были в этот момент деревья?»). И, конечно, эта история в каждом конкретном случае поворачивается тем или иным боком. Тем важнее разные ее «бока» проговаривать.

Ребенок не читает. Что делать?

Приведем несколько выдержек из комментариев в фейсбучном обсуждении (их авторы в основном — учителя литературы и ответственные родители). Может быть, они помогут вам увидеть проблему с новой стороны, или расслабиться и принять свое внутреннее ощущение, или, наоборот, испытать желание спорить. И уж во всяком случае, они покажут, что учителя и родители — тоже люди. Думающие и сомневающиеся, не во всем друг с другом согласные. И они тоже когда-то были детьми.

Статья предоставлена сайтом ассоциации «Гильдия словесников»

Источник

Ребёнок так и не прочитал книги из списка на лето. Что делать?

Психолог Елизавета Филоненко помогает найти выход из ситуации, знакомой многим современным родителям

что делать если не прочитал литературу на лето. Смотреть фото что делать если не прочитал литературу на лето. Смотреть картинку что делать если не прочитал литературу на лето. Картинка про что делать если не прочитал литературу на лето. Фото что делать если не прочитал литературу на лето

— Так и не смогла заставить четвероклассника читать книги из списка летнего чтения. Как только беру в руки книжку, он начинает плакать. Страдает адски. Я нервно объясняю ему, почему важно это делать, а потом уже не выдерживаю и говорю, что не хочет – не надо. Но ведь так, наверное, нельзя?

Второе — нужно в спокойное время поговорить с ребенком. Не когда уже пора читать, а, например, когда вы хорошо провели день вместе. Надо спросить ребенка, почему он так реагирует, что его пугает. Он может бояться, что мама будет ругаться, или что книга слишком сложная, или что ему придется самому читать, а он это плохо умеет делать.

Третье — важно изменить условия, в которых это происходит. Ребенок так ярко реагирует на конкретную ситуацию. Пусть ему предлагает читать кто-то другой, или попробуйте поменять формат. Тогда, возможно, реакция будет спокойнее. Если ребенку слишком сложно читать самостоятельно, то надо подключиться старшим. Сейчас важнее не прочитать книги из заданного списка, а сохранить положительное или нейтральное отношение человека к чтению, а значит, хорошей тактикой будет отложить этот вопрос.

Как правило, в 4 классе непрочитанная литература не является критической проблемой. Отложить чтение нужно для того, чтобы прервать деструктивный цикл: мама достает книжку, ребенок плачет, мама настаивает. Если ребенку все-таки надо освоить список литературы, сделать это можно с помощью аудиокниг – такой компромисс в данной ситуации более чем оправдан. Или родители могут помогать с чтением — где-то пересказывая содержание, где-то зачитывая вслух определенные фрагменты. Главная цель сейчас – заинтересовать ребенка, создать положительный образ книги.

Объяснять ребенку, зачем нужно читать, — провальная тактика. Это, во-первых, создает отрицательный антураж вокруг книг, они будут ассоциироваться с неприятной обязаловкой. Во-вторых, родители обычно говорят одни и те же вещи – и эти объяснения оказываются вплетенными в проблемный сценарий. Это ситуацию только усугубляет. Более того, порождает желание не слушать объяснения и впредь. Так что оптимальный вариант здесь – это когда ребенку ненавязчиво помогают найти компромиссы или вообще говорят: «Не хочешь — не надо». В 4 классе запросто можно отдавать ребенку ответственность за школьные дела. Это совершенно нормально.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *