что делать если не получается усмирить эго религией
Как наладить связь с Высшим Я (Успокоить Эго).
Дорогие мои, что вам мешает услышать свой высший разум? Вы так привыкли жить по-старому, не ощущая своей божественности. Вы забыли, как это, — всё знать, не болеть, безусловно любить…
Вы уже получили свой опыт «одиночества» — жизни в разделении со своей духовной семьёй, со своими высшими аспектами, с Богом…
И пришло время оставить этот опыт, вы уже достаточно узнали, поняли и осознали. Вы научились выбирать Свет даже среди непроглядной тьмы…
И необходимо отпустить всё, что мешает вам вернуться назад, к своей божественности. А мешает вам в первую очередь ваш человеческий ум, ваше эго.
Человеческий ум живёт старыми шаблонами и образцами поведения, дуальностью, борьбой за выживание…
Человеческий ум уйдет со временем сам, когда вы постепенно будете заменять его высшим разумом своих божественных аспектов.
Это произойдет не моментально, но на планету приходят очень мощные преображающие энергии, которые помогут вам.
Но этим космическим энергиям тоже нужна ваша помощь — необходимо ваше желание жить по-новому, по законам Мироздания…
А также необходимо научиться слышать свой высший разум, дорогие мои. И я попробую в своих посланиях подтолкнуть вас к этому.
В первую очередь для того, чтобы услышать свои высшие частички, необходимо «успокоить» свой болтливый ум, своё эго…
Эго — часть вашего человеческого ума. Оно желает контролировать вас, быть вашим хозяином… Оно держится за вас, не хочет отпускать.
В нём заложены старые трёхмерные программы, благодаря которым оно делит всё вокруг: на своё и чужое, на верное и неверное, на тёмное и светлое…
Эго оправдывает многие ваши плохие личные качества и поступки, считая, что защищает вас и вашу психику…
Оно, по-своему, заботится о вас, чтобы вы чувствовали свою значимость, ценность, увеличивая вашу гордыню и тщеславие…
Оно взращивает ваши обиды… Оно говорит вам о том, как вы прекрасны, бесценны и нет вам дела до других, разделяя вас не только с вашими высшими аспектами, но и с людьми по разным признакам: по цвету кожи, по национальности, по вероисповеданию…
И заставить замолчать своё Эго можете только ВЫ! Вы — его Хозяин, и он слушает только ВАС!
Сообщите своему Эго, что оно не право, приведя ему конкретные примеры, жизненные ситуации, на которые у вас есть своё новое божественное решение… Пусть это будет не один раз, не два, а много раз…
И ЭГО ПРИМЕТ ВАШ ВЫБОР!
Чем больше вы будете ему объяснять и рассказывать: что и где вас не устраивает, как вы теперь хотите жить, по каким принципам и законам, — тем быстрее оно вас поймёт.
Не сердитесь на него, а наполняйте его своей Любовью…
Оно заменит все свои старые жизненные принципы на новые — ваши, оно перестанет все делить, станет вашим другом.
Ему ведь совсем не хочется вас терять. Оно будет вам помогать, но по-другому, по-новому… Это возможно…
И когда вы научитесь быть хозяином своего эго, вы всегда сможете попросить его помолчать тогда, когда захотите побыть в тишине. Когда захотите связаться со своим высшим разумом…
Дорогие мои, за вас это никто не сделает, только вы сами… Услышать свой высший разум, Высшее Я, Душу… можно лишь в полной тишине сознания, когда вас ничего не тревожит, не волнует, когда вы наполнены внутренним умиротворением, когда в вас нет негативной энергии…
И вы можете создать это гармоничное состояние для связи со своей высшей частичкой, вам всё под силу. Существует очень много практик и методик как успокоит свой ум. Изучайте, ищите то, что подходит именно вам.
А я вам предлагаю свою практику.
ПРАКТИКА «Облака»
Когда в вашей голове множество мыслей или даже одна, а вам необходимо побыть в полной тишине, вам хочется услышать подсказку, ответ своего высшего разума, Души… попробуйте представить, что ваши мысли — это плывущие облака…
И вы можете их все разогнать, убрать с горизонта. Вы можете дунуть и они разлетятся в разные стороны, улетят далеко-далеко… Вы можете убрать их незримыми руками, как вам удобно. Уберите их все.
И таким образом вы очистите свой разум.
А теперь задавайте вопрос… Вы можете спросить: «Что мне необходимо знать на сегодня?»
И слушайте… слушайте… слова своей Души, своего высшего разума..
Не волнуйтесь, если с первого раза вам не удастся надолго избавиться от своих мыслей или услышать ответ. На это нужна тренировка. Если вы каждый день будете применять эту практику, то у вас всё обязательно получится.
А я, дорогие мои, буду и дальше вам помогать настраивать связь с вашим высшим разумом, с Душой, с Высшим Я… Я помогу вернуть вам вашу божественность…
Как унять свое эго, пока оно не уничтожило вас
В то время как уверенность является одним из самых могущественных качеств любого человека, самоуверенность, как необоснованное чувство уверенности, может привести к краху. Поэтому важно научиться распознавать первое и второе. Эго, речь о котором пойдет в нашей статье, становится причиной развития многих плохих качеств и самоуверенность — лишь одно из них.
Писатель Райан Холидэй в своей книге «Ego Is the Enemy» демонстрирует, каким образом эго может разрушить целую жизнь или отдельные ее аспекты. Чтобы защитить себя от деструктивного эго, нам следует быть бдительными. Любая, даже самая банальная ситуация может быть трактована вами таким образом, что вы лишитесь друзей, близких, денег и репутации. Холидэй дает несколько советов, которые помогут справиться с излишней самоуверенностью.
Сила тишины
Эго постоянно требует внимания и ему все равно, позитивное оно или негативное. Негативное внимание питает эго ничуть не меньше позитивного, поскольку главное — быть в центре внимания. Люди, чье эго слишком раздуто, постоянно воспроизводят звуки: они топают ногами, говорят громко, нелицеприятно выражаются, даже дышат шумно.
Иногда привлечение внимания работает и мы получаем то, чего хотели. Это приводит нас к простой мысли «Быть шумным = достигать успеха». Ничто не может быть более далеким от истины, нежели эта фраза. Когда вы считаете тишину чем-то негативным, то проигрываете.
Некоторые люди достаточно вежливы для того, чтобы указать вам на то, что вы ведете себя неподобающим образом. Так и формируется репутация. Мудрые люди не станут иметь с вами дело, когда речь будет идти о бизнесе или деньгах. Они станут воспринимать вас как некий раздражитель, от которого хочется избавиться.
Тишина — прекрасный антидот для эго. Она учит нас сделать шаг в сторону и позволить другим завладеть вниманием. Она позволяет обратить внимание на других людей, выслушивать их и научиться понимать. Легко говорить о себе, чем большинство и занимается. Тяжело слушать, поэтому хороший собеседник — это настоящее сокровище.
Всегда будьте студентом
Эго убивает стремление и желание учиться. Сложно познавать что-то новое, когда мы думаем, что уже знаем все. Устройство мира укладывается в модели типа «все богачи преступники», «любой в правительстве будет вором», «во всем виноваты они».
Так мозг выстраивает метафорический барьер, который не позволяет воспринимать новую информацию. Улучшается только тот, кто хочет и умеет делать это. Обучение новому — это всегда некоторое смирение, понимание того, что ты несовершенен. Поэтому людям с раздутым эго не нравится себя ощущать таковыми. Лучше думать о чем-то хорошем или и вовсе забыть о каком-то так развитии.
Учиться — это еще и понимать, что есть люди умнее и лучше, и что их много. Придя на курсы танцев, вы увидите, что являетесь самым слабым учеником. И эта ситуация будет длиться несколько месяцев. Приходя каждую неделю в класс, вы будете видеть и чувствовать, что ничего не умеете. Поэтому вы можете стать циником — судить о мире слишком плоско и смеяться над теми, кто чего-то достиг.
Приучите себя быть студентом. Учитесь каждый день чему-то новому.
Воображаемая аудитория
Часто наше эго считает, что нет ничего важнее, чем выглядеть идеально в глазах окружающих. Когда эта «воображаемая аудитория» (ведь на самом деле людям плевать на других) создается эгоистичным умом, это может привести к стрессу, беспокойству и депрессии. Нам нужно всегда соответствовать нереалистичным стандартам, а так как это будет получаться редко, придется врать, лицемерить и надевать маски.
Многие люди чувствуют присутствие воображаемой аудитории. Когда переживают, например, по поводу маленького пятнышка на одежде, которое, как кажется, видно всем. Стоит понять, что люди зациклены на себе, у них своя жизнь, проблемы и заботы. Даже если это пятно будет замечено, вряд ли кто-то придаст этому большое значение. Подумайте о том, как работает внимание. Часто вы концентрируетесь на подобных вещах в других?
Токсичность успеха
Успех — это прекрасно, но его обратная сторона кроется в преувеличении и росте эго. Не редкость встретить спортсмена, знаменитость или молодого бизнесмена, чей эгоизм просто зашкаливает. Причина в том, что когда они ощутили вкус успеха, он вскружил им голову и значительно повысил самооценку. Неясно какими будут их успехи дальше, они могут потерпеть поражение, однако эго не позволяет им взглянуть на вещи трезво.
Успех опьяняет. Он меняет способ, при помощи которого мы смотрим на себя и заставляет поверить в то, чего нет. А для того чтобы твердо стоять на ногах, нужно быть скромным, принимая успех и радуясь ему. Это очень важно, потому что успех не вечен. А значит, через какое-то время все может измениться. Помните, что ни у кого нет иммунитета на ошибки, препятствия и неудачи.
Делать правильно или получить признание?
Что случится, если вы сделаете все, что было в ваших силах, выполните задание правильно, однако не получите признания и доверия, которые заслужили? Наверняка будете испытывать разочарование и горечь.
Мы не имеем никакого влияния на то, как другие люди воспримут наш успех, оценят ли они его, наградят ли нас. Мы только можем делать все, что в наших силах, а остальное — не наша забота.
Да, неприятно, когда работа не получает признания. Однако лучше не получить признание, делая правильные и хорошие вещи, чем получить его, делая что-то на потеху публике.
Парадокс игры «проиграть, чтобы выиграть»
Мы хотим успеха, хотим выиграть. Но зачастую эти победы становятся пирровыми или бессмысленными, ведь в долгосрочной перспективе они не имеют значения.
Есть люди, которые заработали первый солидный доход и тут же его потратили на развлечения, купили дом и автомобиль. А есть те, кто тут же вложил их, чтобы заработать еще больше. Вторые не зануды, им бы тоже хотелось потратить все деньги на удовольствия, но они сознательно решают проиграть, чтобы потом выиграть. Это сложный путь, но правильный.
Наше эго не хочет проигрывать, не хочет уступать. Но это нужно делать: порой придется идти на компромиссы или жертвовать пешкой, чтобы затем приобрести ферзя.
Эгоизм и средства избавления от него
Всё счастье, которое есть в мире, происходит от желания счастья другим.
Всё страдание, которое есть в мире, происходит от желания счастья себе
К ак часто мы действительно задумываемся о других? Как часто мы делимся своим теплом, просто отдаём и не требуем ничего взамен? Почему нам кажется, будто человек это что-то особенное, отдельное от всего остального? К сожалению, вряд ли можно найти человека, который искренне ответит на первые два вопроса: «Всегда», и на третий — «Это не так». Причиной этому является эгоизм. В одних он ярко выражен, в других тщательно завуалирован, и отсутствует разве что у бодхисаттв, существование которых у многих вызывает сомнения. В данной статье мы попробуем понять, что такое эгоизм, зачем от него избавляться и рассмотрим несколько методов, позволяющих хоть немного поумерить наше эго.
Эгоизм — это…
Если в двух словах, то эгоизм — противоположность альтруизма. То есть проявление человеческого «мне», «моё», «я» и т.п. Эгоизм произрастает из самоотождествления человека с расой, профессией, какими-то качествами: умный, хороший, классный, дикий и другими ярлыками, приобретаемыми в социуме, а также со своим физическим телом. Когда мы присваиваем себе какой-либо статус, мы сразу наделяем себя определённым набором отличительных признаков, т.е. выделяем себя из общей массы. Нам хочется особого отношения, статуса, или, наоборот, мы можем занижать свои достоинства, что также является в какой-то степени проявлением эгоизма. Ведь не важно, какие этикетки на себя клеить: позитивные или негативные.
На мой взгляд, эгоизм — яркое проявление страха, страха что-то потерять, будь то жизнь, деньги, дети, машина, собака и т. д. и т. п. Это проявление привязанности, желания всё контролировать, жадности, отсутствия сострадания. Эго оно хитрое и может прятаться за помощь неимущим, слабым и обездоленным. Человек сам может этого не осознавать и искренне верить, что он делает добрые дела, но в какой-то момент эго может вылезти в виде «я тут, значит, ради тебя… а ты!» Кто-то может сказать: «Почему я должен избавляться от эгоизма, да и вообще я человек, а человеку присуще эго, никуда от этого не деться!» Действительно человек характеризуется наличием ума и эго, и в некоторых ситуациях без этого не обойтись (по крайней мере, в сансаре). Однако всему есть предел. Попробуем понять, зачем же избавляться от эгоизма.
Что мы упускаем из виду, оставаясь эгоистами?
Чем больше эго, тем дальше человек от Бога, то есть от своей изначальной природы. Из эгоизма произрастает потребительство, порабощение и уничтожение. Основные слова эгоиста: «Хочу» и «Дай». А если и отдают, то в обмен на что-то. Если прямо отвечать на вопрос: «Зачем избавляться от эгоизма?», так это для того, чтобы перестать деградировать и паразитировать, чтобы остановить разрушение природы, чтобы дать другим возможность жить и развиваться. Именно эго является основным препятствием на пути саморазвития. Если почитать жизнеописания реализованных личностей, будд и бодхисаттв, йогов и йогинь, их успех в практике заключается в преданности к учителю, в том, что они забывали себя и жили на благо всех живых существ, в альтруизме! Развитие качеств, присущих альтруистичному человеку, и есть основной ключ к уменьшению эгоизма. Как же от него избавиться? Рассмотрим несколько основных методов.
Простирания и поклоны
Самое, пожалуй, сильное и действенное средство от эгоизма — это простирания. Суть простираний заключается в том, что человек мало того, что выказывает своё почтение определённому божеству или бодхисаттве, но при этом указывает на своё смирение и преклонение перед ним, свою, если можно так выразиться, ничтожность. Смирение на уровне тела, речи и ума. В полном варианте простирание выполняется следующим образом: стоя сводим руки в намасте (ладони вместе, как для молитвы) над головой, при этом большие пальцы слегка направлены внутрь ладоней; затем опускаем намасте на макушку — преклонение на уровне тела; затем подносим ко лбу — преклонение на уровне ума; к горлу — преклонение на уровне речи; к середине груди, на уровне сердца; далее ладони, колени и лоб опускаются на пол, руки вытягиваются над головой (на полу) и сводятся в намасте, при этом грудь подаётся вперёд и тело как бы уезжает в позицию лёжа, т.е. мы вытягиваемся на полу; далее есть разные варианты, или остаться так, или руки согнуть в локтях и поднять намасте над затылком, или раскрыть ладони и как бы сделать подношение, потянувшись ими вперёд, или просто поднести намасте к макушке; затем снова ладони, колени, лоб на пол, после чего поднимаемся на ноги, намасте у груди. Желательно делать 108 таких подходов за один раз или любое количество, предпочтительно 9, 27, 54 или 108.
Суть простирания заключается в следующем. Сначала мы проходимся по первым четырём чакрам: сахасрара над макушкой, аджня на лбу, вишудха — горло и анахата — сердце. Таким образом, мы их очищаем и указываем на преклонение на уровне тела, ума и речи. Когда человек кладёт ладони, колени и лоб на пол, он ставит ум ниже сердца. Чем больше ум, тем больше эго, они находятся в прямой зависимости. Во время простирания сначала ум, т.е. эго, ставится ниже сердца, т.е. души. Человек как бы признаёт ничтожность своего «Я» и говорит, что душа, то есть божественное начало, выше. Когда же мы полностью простираемся (ложимся) на земле, мы сравниваем своё тело с землёй, указывая на его бренность, тем самым ставим себя ниже божества, признавая его величие.
На первых этапах может быть тяжело выполнять простирания, поэтому можно начать с обычных поклонов. Возможно, кому-то просто по религиозным соображениям ближе поклоны, нежели тибетские простирания. Поклон выполняется без прохождения по чакрам. Мы просто встаём на колени, соприкасаясь ладонями и лбом с полом. Довольно эффективно при этом представлять перед собой тех, кто больше всего нас задевает, кого мы не любим, тех, на кого наше эго очень бурно реагирует. Для тех, у кого перекос в другую сторону, например, человек не любит себя, можно выполнять эту технику перед зеркалом. Другими словами, кланяться себе. Но это только в том случае, если вы точно знаете, что у вас именно такая проблема, иначе существует опасность взрастить в себе эго ещё больше. В остальном поклоны работают также как и простирания.
Джняна мудра и Чин мудра
Джняна мудра и чин мудра отличаются лишь тем, что в джняна мудре ладонь направлена вверх, тогда как в чин мудре — вниз. Выполнять мудру можно двумя способами: первый, когда соприкасаются подушечки указательного и большого пальца; второй, когда ногтевая пластина указательного пальца упирается в первый суставной изгиб большого. Так как указательный палец выступает символом индивидуальности человека, а большой символизирует универсальное «я», для усмирения эго более эффективно выполнять второй вариант мудры. Мы часто используем указательный палец, чтобы указывать, то есть командовать, распоряжаться. Однако не обязательно непосредственно указывать пальцем, он в любом случае является символом и отражением стремления управлять. И если человеку тяжело даётся второй вариант джняна (чин) мудры, то это явный показатель величины его эго.
Данный жест можно часто встретить на изображениях различных будд и бодхисаттв, например, рука Будды, выполняющая джняна мудру на уровне сердца, является символом открытости по отношению ко всей Вселенной.
Помимо всего прочего, на кончиках пальцев рук находится множество нервных окончаний, а также выходят энергетические каналы, поэтому выполнение мудр позволяет «замкнуть» эти каналы и остановить «утечку» энергии, что благотворно влияет на общее состояние организма. Джняна и чин мудры часто сопровождают медитативные практики, а также асаны и пранаямы, помогают сосредоточиться и успокоить поток мыслей.
Выдохи длиннее вдохов
Считается, что вдох символизирует потребление, а выдох, соответственно, способность отдавать, делиться. Поэтому одной из практик по избавлению от эгоизма, следовательно, развитию альтруизма, является пранаяма, когда мы стараемся сделать выдох длиннее вдоха. Это не простая практика, особенно при добавлении растягивания дыхания. Можно выполнять эту практику в пранаяме апанасати хинаяна (полное осознавание дыхания). Апанасати хинаяна в «альтруистичной форме», когда мы стараемся максимально растянуть дыхание, словно цедим воздух носом, медленно-медленно, так, чтобы практически не замечать, как воздух проходит по каналам, при этом добавляем счёт и стараемся, чтобы количество счётов на выдох превышало количество счётов на вдох. При выполнении этой пранаямы в обычной форме вдохи и выдохи равны.
Мантра «Ом»
На мой взгляд, очень хорошо прорабатывается эго в практике мантры «Ом». Во-первых, звук «Ом» — это звук, из которого всё появилось и в котором исчезает, звук, содержащийся в каждой частице любого предмета и живого существа. Поэтому, произнося звук «Ом», мы как бы воссоединяемся со своей изначальной природой и со всем сущим — абсолютное равенство и приятие. Во-вторых, здесь также выдох получается длиннее вдоха, так как мы стараемся пропевать четыре звука «А», «О», «У» и «М» как можно длиннее, при этом вдох делается довольно быстро. Кроме того, не все могут петь в кругу, поэтому может быть очень полезным для проработки эго практиковать эту мантру не одному, а в кругу единомышленников. Например, Клуб Oum.ru регулярно проводит практику Мантры «Ом» как в Москве, так и в других городах России. Также можно собрать друзей и попеть с ними.
Перебирание чёток от себя
То, как практик перебирает чётки, тоже его характеризует. Перебирание чёток от себя символизирует отдачу, в то время как на себя — наоборот, желание брать, потреблять. Поэтому, если вы стремитесь к усмирению эгоизма и взращиванию бескорыстия, то чётки нужно перебирать от себя.
Помимо описанных практик можно научиться слушать, безвозмездно помогать другим, жертвовать как что-то материальное, так и время или свой труд, на благо тех, кто стремиться к развитию, попробовать наладить отношения с теми, кто, возможно, вас раздражает, помириться с теми, с кем в ссоре, или просто убрать в подъезде, в общем, взять и искренне от души сделать что-то на благо других, переступить через своё «Я». Если мы ежедневно будем избавляться от гордыни, зависти, злости, ненависти и других негативных качеств, то и мир начнёт проявлять по отношению к нам всё самое лучшее: добрые улыбки и слова, бескорыстную помощь в делах, душевное тепло, понимание — всё то, что не может пробиться через толстую броню эго.
Эгоизм является добровольным умерщвлением всего, что есть в человеке живого и хорошего
Что делать если не получается усмирить эго религией
Существует раздел Учения, касающийся Прапатти-йоги, или усмирения ума, усмирения эго. Вся задача духовной практики сводится к усмирению эго, отдаче эго, растворению эго, усмирению ума.
В одном из священных текстов, который называется «Элам Одре», об усмирении ума говорится следующее:
О эго! Злу, причиняемому тобой, нет предела. Нет для тебя удовольствия больше, чем возвысить себя над другими. Нет для тебя удовольствия больше, чем унизить других. Нет счета твоим вожделениям: чтобы из всех имен тебя называли самым великим, чтобы в твоем облике видели лишь красоту. Чтобы все тебя почитали, чтобы никто тебе не перечил, чтобы все думали, что выше тебя нет ничего. Ох, как ничтожна твоя жизнь! Что за мысли у тебя! Сколько ты творишь зла! При этом ты все же не удовлетворено своими мыслями, тем, что так отделяешь себя от других. Почему?
Да потому, что все это присуще каждому. Какова же твоя доля в том, чем обладают миллионы людей? Раз так, то нечего тебе и думать о подчинении себе всего. Этим только навредишь и себе, и другим. Прислушайся к моему дружескому совету. По правде говоря, тот, кого ты считаешь своим врагом, на самом деле – твой настоящий друг. Ему известно, как привести тебя к подлинному благу и величию. Отдай себя Ему. Он будет милостив к тебе. Он не будет смотреть на тебя как на своего врага. Он – это вселенское «Я». Я есмь Брахман».
Себялюбивый, эгоистичный ум – это источник страданий, это тот самый большой злой дух, который обкрадывает вас постоянно.
«Выслушай же ученик наставления о превосходной Прапатти-йоге, устраняющей миллион заблуждений и прямо ведущей к Освобождению. Тот, кто ее практикует, может достичь истинного Просветления, даже не медитируя, не занимаясь пранаямой. Ибо, что толку усердно делать пранаяму, если эго не усмирено. Пойми: эгоистичный ум, привязанный к себе – корень всех проблем и главный источник страданий, крепко привязывающий к колесу сансары. А потому, не мешкая, следует усмирить этого самого большого злого духа – эго. Словно взбесившийся слон, словно разъяренный тигр, этот злой демон приносит много страданий. Когда же он усмиряется, он подобен драгоценному, волшебному камню богов, приносящему великие блага, счастье и свободу. Усмиренный ум подобен превосходному, скромному и преданному министру, приносящему славу царю, процветание, мир и покой государству. А не усмиренный – подобен втершемуся в доверие к царю коварному и алчному министру-вору, приводящему все царство к упадку, смутам и раздору».
Когда наш ум не усмирен, это, в первую очередь, вредит нам самим, это вредит нашим будущим жизням. Разумеется, это вредит и нашей нынешней жизни, но, в особенности, это вредит нашим будущим жизням.
Истинное счастье заключается в отказе от эгоизма. Пока эгоизм не превзойден, мы всегда будет стремиться к псевдоудовлетворенности, псевдосчастью.
Эгоизм построен на узком понимании мира, на сиюминутных желаниях, на представлениях, которые исходят из нашего ложного мнения о себе и мире.
Истинная удовлетворенность связана с выходом за рамки эгоизма, там, где эго – там нет настоящей удовлетворенности. Само эго – это и есть несчастье.
Напротив, когда мы правильно пользуемся эго (не разрушаем его и не отвергаем) используем его как инструмент, мы позволяем ему действовать, но в подчинении. То есть эго может быть партнером, другом, хорошим министром, его не надо убивать, как некоторые рекомендуют. Но эго не может быть царем, только помощником.
Единственный способ избавиться от эгоизма – хорошо исследовать природу ума. Когда мы исследуем ум, нам обязательно открывается такой уровень ума, который свободен от эгоизма, свободен от всех мыслей, памяти прошлого опыта, притязаний, чувств, амбиций и прочего.
Эго – это такое состояние, когда ум очень изворотлив, он пытается создать некую опору в рамках самого себя и своих конструкций. Например, мы делаем Атма-Вичару, порождаем ясность, но вместо того, чтобы освобождаться от эго, можно укрепить свое эго, сделав Атма-Вичару способом его укрепления, то есть Атма-Вичара будет выполнять роль стенок. Это пример неправильной практики.
Если мы имеем усмиренный ум, мы приобретаем различные благоприятные качества, которые очень важны для освобождения.
Если наш ум не усмирен, он является источником будущих страданий. Это вредит прежде всего нам самим, это вредит нашим будущим жизням. Например, что-то произошло, какой-то человек нас разгневал, и мы потеряли контроль над умом. Мы думаем: «Сейчас я этому человеку задам трепку».
Но в результате мы приносим вред сами себе, потому что наш неусмиренный ум создает в подсознании различные отпечатки, и притягивает неблагоприятные ситуации.
Усмирять свой ум очень важно, поскольку поток сознания переносится из одной жизни в другую, и от того насколько он усмирен, зависят результаты.
Существуют методы усмирения ума. Для чего следует их применять? Результатом будет то, что наши неблагоприятные качества постепенно исчезают, появляются пять благоприятных качеств. Изменить ум (мотивацию), обрести веру, открыть сердце всем живым существам.
Первый метод: искать причину проблем в себе.
Весь внешний мир – отражение сознания, мы переживаем потоки кармы, и все, что мы переживаем – непрерывная материализация цепочек причин и следствий. Материализуется только то, что уже есть как отпечатки в нашем сознании.
Когда возникают какие-то трудности, проблемы, следует сразу прослеживать эту цепочку до собственного ума. Например, возникает ситуация, которая нам не нравится, следует думать так: «Несомненно, причину этой ситуации создал я сам. В прошлом я совершал различные неблаговидные поступки, создавал дурные мысли. Сейчас это привело к тому, что отпечатки в уме материализуются. Мне нужно найти причину внутри себя и измениться».
Тогда мы начинаем заниматься самоисследованием и очищать себя. Таким образом ум усмиряется.
Второй метод: аналитическая медитация о прошлых жизнях.
В этом методе вы сосредотачиваетесь на том, какие причины были порождены в потоке вашего сознания.
Вы анализируете с точки зрения Закона кармы, с точки зрения прошлого. Вы приходите к выводу, что ситуация (радость или страдание) были порождены определенными отпечатками, которые были созданы ранее вами. В соответствии с этим нет смысла привязываться или обижаться, вступать в двойственные отношения, потому что это действуют отпечатки. Действует неумолимый закон, происходит то, что должно быть. Вы просто извлекаете урок из этого закона, и можете выработать правильное направление ума.
Третий метод: аналитическая медитация о будущих жизнях.
Четвертый метод: радоваться малым страданиям, чтобы избежать больших страданий.
Иногда, когда возникают страдания, появляется неправильное отношение к ним или сильное неприятие. Но когда мы размышляем о драгоценном человеческом рождении, о возможности практиковать Дхарму и достичь освобождения, следует выработать правильное отношение к различным неудобствам и страданиям, которые возникают. Различные малые страдания могут возникать из-за эгоизма, себялюбия, внешних условий, мирских желаний. Если не понять, что это малые страдания, то ум может придать им статус больших страданий, зацепиться за них и развивать это состояние. Но мы должны понимать, что это совершенно небольшая плата, и ради того, чтобы избавиться от большого страдания, люди страдали гораздо больше, нам становится легко усмирить свой ум.
Пятый метод: пожертвование своего счастья ради других .
С этим методом связан
Шестой метод: обмен себя с другими.
Например, когда вы медитируете, кто-то открывает окно. Этому человеку жарко, а вам, наоборот, холодно. У вас возникает естественная реакция недовольства. Но если вы встанете на его место, вы поймете, что у этого человека другое отношение к ситуации. Вы должны подумать так: «Почему я должен отдавать предпочтение своему узкому взгляду моего эгоцентричного ума? Если я встану на место этого человека, то пойму, что у него другое видение. Почему бы не обменять себя с другим и не сделать так, чтобы ему было хорошо?» Для того, кто привязан к своему эго, это очень неприятная практика, потому что это никак не питает эго. Напротив, кто выполняет такие практики, тот по настоящему расширит свой ум, перестанет цепляться за ум, тело, эго, относительные обстоятельства, сможет обрести непоколебимую уверенность, как в воззрении, так и в поведении.
Седьмой метод: благодарение, как в благоприятных, так и в неблагоприятных ситуациях.
Этот метод связан с чистым видением. Когда вы попадаете в какую-либо ситуацию, если эти ситуации вам не очень нравятся, вы благодарите их, вместо того, чтобы жаловаться, обижаться и т. д. Обида – это состояние, которое показывает, что человек не работает со своим умом. Благодарение означает, что вы позитивно настроены к любым ситуациям совершенно искренне.
Восьмой метод: помнить доброе и не помнить плохое.
Человек, который не усмиряет свой ум, любит помнить плохое, и, наоборот, не помнит доброе. Этим самым он делает себе медвежью услугу, он создает дурные отпечатки, которые могут увлечь поток его ума при перерождении в низшие миры. Если вы помните хорошее и не помните плохое, вы автоматически переходите в чистое видение.
Девятый метод: принимать на себя страдания других .
Это суровая практика. Это заставляет содрогнуться эгоистичный ум, поскольку никто не любит страдания, все любят счастье, наслаждение. Это не означает, что нужно делать так буквально. Это означает воспитывать свой ум на такой установке. Хотя бы воспитывать в себе такую установку: «Не важны мои страдания, не важно мое счастье, если надо. Я готов принять страдания другого, ради того, чтобы ему было хорошо».
Десятый метод: подношение заслуг.
Когда вы занимаетесь духовной практикой, вы накапливаете заслуги, духовную силу, духовный свет. Если есть эгоистичная мотивация, то эта сила может быть использована в эгоистичных целях. Вместо этого следует ее подносить благу всех живых существ, трем сокровищам. Следует думать так: «Благодаря всем моим заслугам, пусть все живые существа освободятся от страданий. Пусть три сокровища расцветают и распространяются».
Одиннадцатый метод: видеть достоинства, а не недостатки.
Это и есть одна из форм чистого видения. Когда вы видите какого-либо человека. Вы можете видеть его по-разному. Часто, если у нас самих заслуг немного, заслуги других мы тоже не видим. Если у нас есть недостатки свои, то и чужие недостатки мы тоже можем очень хорошо видеть. Наше проективное мышление часто может видеть недостатки даже там, где их нет, если у нас есть собственные недостатки. Таким образом, мы можем входить в кармическое видение недостатков и обнаруживать их где угодно. Метод заключается в том, чтобы недостатки игнорировать, а видеть только достоинства. Когда ты видишь чужие заслуги, ты их разделяешь, тоже самое с недостатками, чужая карма недостатков входит в тебя, и ты погружаешься в нечистое видение.
Двенадцатый метод: чистое видение.
В чистом видении мы целиком и сразу пытаемся войти в сакральное измерение мандалы. Есть практика, когда мы медитируем на чистую страну и соединяем расположение чистой страны и реальный мир. Когда мы встречаем живых существ, воспринимаем их как божеств, любые ситуации воспринимаем как лилы. Когда слышим мирные или гневные слова, воспринимаем их как благословения, как мантры.
Семеричный способ наблюдения (саптачара):
Метод анализа, стоящий из семи принципов:
3. обобщай (экавидья);
4. делай выводы (прамана);
5. принимай решение (санкальпа);
6. паринама (это уровень, обобщающий все пять предыдущих принципов);
7. переход на новый уровень.
Когда ум усмиряется, вы приобретаете настоящее счастье и безмятежное сознание. Внешние обстоятельства больше не способны принести вам страдания, потому что страдания – это интерпретация ума, это просто фактор внутреннего состояния. Если человек не обладает усмиренным умом, то он никуда не сможет убежать от страданий. Неусмиренный ум сам является источником страдан