что делать если не получается ставить аккорды на гитаре
GuitarLine.Ru
Если не получается взять аккорд
Опубликовано: 15.12.2021, автор: Anton Kosh
Часто так бывает, и не только у новичков, что не получается взять какой-либо аккорд. То есть, обычно, нужные пальцы в нужное место поставить получается (иногда с помощью правой руки 🙂 ), а вот чтобы это сделать в процессе исполнения, т.е. в связке с другими аккордами — никак. То не получается поставить их быстро в нужное место, то какой-нибудь палец попадает мимо. И что с этим делать не ясно. Вот два упражнения, которым меня научил мой самый первый преподаватель и которые меня спасают в таких случаях.
Обычно причина вашей неудачи кроется либо в недостаточной развитости руки (не хватает либо силы, либо гибкости или растяжки) — тогда сложно даже просто поставить аккорд, либо в неразвитости «мышечной памяти» — т.е. рука еще не запомнила новое для неё движение. И то и другое поправимо.
1. Первое упражнение помогает руке «запомнить» местоположение пальцев. Если просто поставить пальцы на гриф, зажав аккорд, и держать их таким образом, то ничего путного не выйдет – рука не запомнит позицию, только лишнее напряжение для пальцев. Мышечная память лучше запоминает движение, а не статичную позу. Да и динамические нагрузки лучше развивают мышцы и связки. Поэтому надо заставить пальцы двигаться.
Вот что надо сделать — вы ставите пальцы в нужное место, проверяете — все ли нужные струны звучат, а ненужные молчат, затем по очереди каждый палец левой руки немного приподнимаете над струной, а затем снова прижимаете. При этом остальные пальцы должны оставаться на своих местах, продолжая зажимать аккорд. И так пару-тройку раз — отпустили, прижали, опустили, прижали. Это нужно сделать каждым пальцем.
Можно сделать несколько повторений подряд. Следите за остальными пальцами, чтобы они не «убегали» со своего поста. Периодически проверяйте правильно ли звучит аккорд. Старайтесь максимально расслабить руку — тогда она будет меньше уставать. Как только чувствуете усталость — лучше прекратить занятия.
Такое упражнение помогает пальцам «нащупать» более удобную позицию, поэтому не стремитесь возвращать палец в исходную позицию, его можно чуть-чуть смещать, но так чтобы это не влияло на качество аккорда. Можно менять амплитуду движения пальца вверх-вниз и частоту его движения — это улучшает ваш контроль над пальцами и их независимость. Наблюдайте за рукой и старайтесь фиксировать в сознании, положения пальцев наиболее удобные для руки.
Когда ваши руки запомнили аккорд, переходите к следующему упражнению. Выяснить это тоже просто — поставьте аккорд, затем снимите все пальцы сразу, оторвав их от струн, и снова поставьте на исходное место — если пальцы встали как надо — все отлично и можно переходить к следующему упражнению. Если что-то где-то не так, то надо еще поупражняться.
2. Как правило, умение поставить аккорд недостаточно, важно уметь взять этот аккорд в контексте всего произведения. Это тоже может вызывать сложности. Второе упражнение позволит отработать связку двух аккордов.
Для этого нужно взять два аккорда — тот который у нас не получается и предыдущий ему, и начинаете их играть по кругу. Сначала извлекаете первый аккорд, затем второй, снова первый и снова второй и так далее. Старайтесь это делать ритмично, под счет, чтобы рука привыкала не просто так ставить аккорд, а ставить его в определенный момент. Если не получается быстро — замедляете счет. Извлекать аккорд можно просто одним ударом правой руки или щипком, чтобы обозначить звучание струн, можно и так, как это требует изучаемое произведение.
Иногда произведение позволяет ставить аккорд не сразу весь, а по частям. Тогда ставьте пальцы в этом порядке — это должно упростить вам жизнь.
Еще можно сначала научиться ставить «якорь» — палец, который ставится первым, на который потом ориентируются остальные пальцы. Тогда нужно играть по кругу предыдущий аккорд, а потом только «якорь». Потом к якорю добавляются остальные пальцы.
Обычно после этих двух упражнений сложные аккорды для меня становятся простыми и все проблемы решаются.
Как научиться быстро переставлять аккорды
– Изучаем аппликатуру
Итак, как уже было сказано выше первым делом нужно обязательно выучить аппликатуру нужных аккордов. Важно! Не старайтесь выучить сразу все имеющиеся аккорды! Учите только те, которые вам будут необходимы, т.е. учите по мере их надобности =) Самый простой способ выучить аппликатуры это просто как можно чаще повторять их. Как говориться “Повторение – мать учения”. Но учтите, повторять нужно не долго, а часто. Это очень важно. Быстрее разовьется пальцевая память.
Видео
С какой силой нужно зажимать струны?
Этот вопрос также относится к тому, как ставить аккорды на гитаре, и он также очень важен и требует проработки. Как мы уже писали выше, главное – чтоб ваши пальцы не перенапрягались. Не надо с силой вжимать струны в гриф, поскольку из-за этого пойдет повышение ноты, и, как следствие, «нестрой» всего аккорда. Выполните простое упражнение: положите палец на любой лад любой струны и начните играть по ней, одновременно прижимая. Как только она зазвучит – это сигнал к тому, чтобы прекратить прижимать ее. Немного попрактикуйтесь с этим, и вы сразу поймете, с какой силой нужно нажимать на струны.
Как ставить аккорд F с баррэ
Если говорить честно, то среди всех аккордов именно F заслуживает звание самого многострадального. Множество гитаристов в начале своего пути просто бросало гитару, поскольку наткнулись на непреодолимую преграду в виде баррэ и, как следствие, критической просадкой в скорости смены аккордов.
Не будьте такими гитаристами!
Для начала – поймите, как ставить баррэ правильно. Сначала это может показаться очень сложным – потому что мышцы опять начнут болеть, большой палец начнет быстро неметь и не слушаться. Не сдавайтесь, поскольку это сигнал к тому, что вы все делаете правильно. Да, скорость исполнения будет значительно просажена, однако это нормально.
Совет: Еще один действенный совет по тому, как зажать аккорд F и научиться быстро, играть с ним – это выучить песню с его участием. Сначала у вас наверняка не будет ничего получаться, но если тренироваться каждый день, то со временем скорость вернется, и вы значительно прокачаете свое гитарное мастерство.
Как научиться играть на гитаре с нуля в домашних условиях: мотивация
Итак, мы уже купили вдохновляющий инструмент. Что делать дальше? Дальше начинаются тяжёлые трудовые будни. И тут есть ещё один важный момент.
Типичный подход к обучению игре на гитаре у начинающих гитаристов: найти сборник аккордов, пытаться выучить сразу все аккорды, ежедневно ужасаться количеству этих проклятых аккордов, которые нужно выучить, проводить драгоценное время на гитарных форумах в поисках каких-нибудь упражнений для новичков и так далее.
Мрак. Другим словом это не назовёшь. Но мы ведь купили вдохновляющую гитару, которая будет нам утешением в это трудное время. Только тут никакая гитара не спасёт. Скука, отчаяние и неопределённость.
Самое время вспомнить, зачем вы вообще решили научиться играть на гитаре. Наверняка не ради того, чтобы выучить все возможные аккорды, схемы боя, переборы и овладеть всеми на свете техниками игры на инструменте. Скорее всего у вас есть любимая музыка, которая и вдохновила вас на освоение гитары. Для многих гитаристов отправной точкой служат аккорды песен Цоя. У вас может быть другой кумир – это не важно. Главное начать изучать аккорды и приёмы игры на гитаре с песен, которые вам нравятся и которые вы очень хотите научиться играть.
Такой подход будет гораздо эффективнее, чем бездумное заучивание аккордов и приёмов игры на гитаре, поэтому на второй подход не стоит тратить время. Берите любимую песню, найдите аккорды к ней и пробуйте их зажимать. Там, где любому другому человеку надоест – вы, тот кто выбрал «правильную» гитару и «правильную» композицию – будете полны энтузиазма и продолжите заниматься.
– Простой путь
Теперь нужно найти самый простой путь из точки А, к примеру от аккорда D, до точки Б, к примеру до аккорда G. Как Мы уже выяснили на примере выше, в этих аппликатурах есть одна схожая нота. Этим мы сейчас воспользуемся.
Палец, который зажимает общую ноты мы вообще отпускать не будем. Зачем!
Теперь выясняем самый короткий путь:
Указательный и средний пальцы, соединенные вместе, при перемещении на второй лад должны будут точно встать на свои позиции.
Это мой метод, который работал и работает лично у меня и у моих учеников. Попробуйте может сработает и у вас. Суть в том, что универсального средства практически нет. Ведь нет одинаковых рук или пальцев. У каждого своё.
Ах да, для тех у кого нет общих нот. Просто старайтесь найти максимально короткий путь, а потом создайте мини-план. К примеру для аккордов Am и E.
Передвиньте в точку Б указательный палец
Передвиньте в точку Б одновременно другие два
Обратное действие с точностью наоборот
Учим основные аккорды
Итак, мы добрались до практической части. Аккорды – это то, что вызывает наибольший ужас и массу трудностей на начальном этапе обучения. Хорошая новость заключается в том, что учить сотни и тысячи аккордов совершенно не нужно и в принципе бесполезно. Чтобы сыграть большинство популярных песен вам нужно выучить всего 21 аккорд.
В качестве примера предлагаю бегло ознакомиться с аппликатурами аккордов песни «Звезда по имени Солнце» Виктора Цоя и группы Кино. На примере этих аккордов попробуем разобраться, как читать эти схемы.
Вертикальные линии на схеме обозначают струны. Слева на схеме шестая струна (самая толстая), справа – первая. Горизонтальными линиями обозначены лады. Кружки с цифрами показывают на какой струне и на каком ладу нужно зажимать ноты, а сами цифры обозначают пальцы, которыми нужно эти ноты зажимать (1 – указательный, 4 – мизинец). X вверху обозначает, что в этом аккорде не нужно играть данную струну. O – открытая струна.
Вверху вы видите буквенное обозначение аккорда. Давайте сразу определимся каким нотам соответствуют буквенные обозначения.
Если вы видите рядом с основным буквенным обозначением маленькую букву m (Am) – это минорный аккорд. Если в названии присутствует только большая буква (A) – это мажорный аккорд. Цифрой 7 (A7) обозначаются септаккорды.
Итого, у нас есть 7 нот, на каждую из которых мы должны выучить мажорный, минорный и септаккорд. Этого набора вполне достаточно, чтобы научиться играть на гитаре большинство популярных песен.
Теперь давайте рассмотрим схемы этих аккордов.
Не все аккорды, идущие подряд, имеют общие ноты, поэтому способ № 1, при всем его удобстве, зачастую, оказывается бесполезным. В этом случае, неуверенность в движениях пальцев левой руки оборачивается серьезным недостатком, а приобретение необходимых навыков занимает некоторое время и требует терпения. Со временем ваши пальцы станут работать как одно целое и проблема: «Как быстро переставлять аккорды на гитаре?» решится сама собой. Мы же, со своей стороны, дадим вам пару полезных рекомендаций.
Для гитаристов, начинающих осваивать игру на гитаре аккордами, чрезвычайно актуальным является вопрос: «С какого пальца начинать переставлять аккорд?» Следующий метод поможет вам избавиться от лишних размышлений, возникающих каждый раз, когда вы хотите поменять аккорд на гитаре. Он заключается в том, что при чередовании аккордов, не имеющих общих нот, смену положения пальцев необходимо начинать с первого (указательного) пальца.
Давайте разберем этот метод наглядно. Взгляните на схемы аккордов D и E (ми-мажор). Они не имеют общих нот, поэтому способ с опорным пальцем не сработает. Обратите внимание на расположение указательного пальца в аппликатуре обоих аккордов: в каждом из них он находится на третьей струне – на втором ладу в аккорде D и, на первом – в аккорде E.
Как только вы закончите играть аккорд D, слегка ослабьте давление пальцев левой руки на струны гитары и сосредоточьтесь на том, чтобы сдвинуть указательный палец в нужное положение, и, затем остальные пальцы в аппликатуру аккорда E. Акцентируя внимание на указательном пальце, вы успешно минуете тот момент нерешительности, который мешает начинающим гитаристам быстро переставлять аккорды.
Этот способ хорош своей простотой и удобством. В то же время, как мы уже не раз упоминали, нет других способов научиться играть на гитаре, кроме постоянных практических занятий. Со временем, ваши навыки разовьются настолько, что пальцы левой руки будут переходить с одного аккорда на другой слаженно и одновременно. Начиная переставлять аккорды с указательного пальца, вы постепенно выработаете у ваших пальцев привычку двигаться последовательно, что само по себе, необходимо для вас, как гитариста.
Запомните обе, изученных сегодня, методики, чтобы переставлять аккорды на гитаре быстро, плавно и, не задумываясь об этом. Внимательно анализируйте аккорды песни, которую собираетесь играть и поищите в ней одинаковые ноты. Если таковых не имеется, обратите внимание на смену положения указательного пальца с каждым новым аккордом и сфокусируйтесь на этом.
Аппликатура аккордов может отличаться от представленной нами, но принципы их смены остаются теми же.
Пять ошибок начинающего гитариста. Как их избежать? Учимся играть правильно.
Не получается быстро переставлять аккорды? Вам трудно солировать? Звук грязный? Пальцы не слушаются?
Не беда. В этом посте поговорим о том, как можно за пару самостоятельных занятий победить “капризы” координации.
Как учитель, я часто сталкиваюсь с проблемой “непослушных пальцев” у учеников. Примерно каждый третий начинающий испытывает трудности при смене аккордов и при игре музыкальных произведений отдельными нотами. Ничего страшного в этом нет, при правильной работе эта проблема быстро решается. Обычно я даю всем одни и те-же упражнения (видео с ними я размещу ниже). Разница лишь в том, сколько раз эти упражнения нужно проиграть тому или иному ученику – обычно это индивидуально.
Настоящая проблема кроется в следующем:
Не степень отсутствия координации главный фактор неудачного старта гитариста, а ИЗНАЧАЛЬНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК!
Когда ко мне на урок приходит ребёнок, который никогда ещё не держал в руках гитару, всё просто и понятно. Даже если сейчас мне придётся повозиться с его моторикой, я знаю, что очень скоро он будет, переставляя свои маленькие пальчики играть простые детские песенки, ну а потом, несложные этюды, затем строить аккордовые формы, играть классические произведения и т.д. Дальше – больше. С детьми работать не так сложно. Сложности возникают с ребятами более зрелого возраста и со взрослыми – самоучками. Когда приходит на первый урок ученик, который начал учиться сам, и говорит, что у него проблема со звуком и задержки при смене аккордов, мне тоже сразу всё понятно. Я даже знаю, почему у него не получается, ещё до того, как он что-либо мне сыграет. Ошибки обычно одни и те-же, редко бывают исключения. Но я уже думаю: тут будет немного сложнее.
Почему? Да потому, что переучиваться нужно.
Но не пугайтесь. Если у вас возникла подобная проблема, достаточно немного подумать, и можно без особого труда понять, как исправить собственные ошибки.
Итак, давайте начнём с самого главного:
1. ОБЫЧНО НЕПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА РУК ГИТАРИСТА – СЛЕДСТВИЕ НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСАДКИ.
2. САМАЯ РАСПРОСТРАНЁННАЯ ОШИБКА НАЧИНАЮЩЕГО ГИТАРИСТА – ЖЕЛАНИЕ СРАЗУ СЫГРАТЬ ЛЮБИМУЮ ПЕСНЮ.
3. ГИТАРИСТУ, КОТОРЫЙ НАЧАЛ ОБУЧЕНИЕ С ИГРЫ АККОРДОВ, БУДЕТ СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ ГИТАРИСТУ, ПРАКТИКУЮЩЕМУ В НАЧАЛЕ ИГРУ МЕЛОДИЙ ОТДЕЛЬНЫМИ НОТАМИ.
Нужно понимать, что есть две категории начинающих гитаристов самоучек:
1. Те, которые сразу пытаются выучить песню по аккордам, и при этом пытаются играть БОЕМ, (к этой категории относится наибольшее количество практикующих).
2. Те, которые пытаются вначале выучить мелодию или соло, играя отдельными нотами, или пытаются играть ПЕРЕБОРОМ (арпеджио).
У этих двух групп совершенно разные категории свойственных ошибок.
Давайте начнём с первой группы:
Самая распространённая ошибка гитариста, начинающего с аккордов – это желание сразу сыграть любимую песню.
Вместо того, чтобы сначала разучить упражнения с основными аккордами, затем базовые виды боя, ну а потом уже соединять всё вместе, начинающий гитарист зачастую берёт песню, которая ему нравится, смотрит её разбор в интернете и как правило не может как следует её выучить.
Обычно самым тяжёлым является координирование боя и аккордов.
Даже те, у кого звук и переходы с аккорда на аккорд получаются хорошо, часто не могут разучить тот или иной бой, когда смотрят разборы песен. Они просто не попадают в ритм. Я уже не говорю о пении.
Это происходит от того, что они зачастую не понимают как правильно к этому подходить и практиковать ритмический рисунок боя.
Что такое ритмический рисунок? Сейчас объясню.
Есть четыре основных вида боя (я не имею ввиду переборы, – это является исключением). Используя эти виды боя можно сыграть практически любую песню. У каждого боя есть свой ритмический рисунок (ритмомодус) который необходимо понять и не путать с ритмическим рисунком другого боя. Вот вам названия ритмомодусов, а отсюда и видов боя (названия общепринятые в народе):
1. Бой четвёрка (ритмомодус “четыре четверти”).
2. Бой восьмёрка (ритмомодус “восемь восьмых”).
3. Бой тройка (ритмомодус “три четверти”).
4. Бой шестёрка (ритмомодус “шесть восьмых”).
Так вот, ритмомодус каждого такого боя это своеобразный ритмический оборот (eng. Loop), который всё время повторяется. Музыкальным языком можно назвать это тактом. Ну, это конечно многие знают. А вот то, как запомнить подобный такт, и не путать с тактом другого боя, да потом ещё и соединить несколько тактов вместе не путая удары вверх и вниз, чтобы получился цельный, стабильный бой, для многих это является задачей не из лёгких.
Многие не понимают, что для того, понять и запомнить ритмический рисунок, а затем разучить тот или иной бой нужно вначале ПРОСТУЧАТЬ (ПРОБАРАБАНИТЬ) ритм этого боя, ЗАТЕМ ПОИГРАТЬ ЭТОТ БОЙ ПО ОТКРЫТЫМ СТРУНАМ, и только после этого соединить его с аккордами. Это самый быстрый и верный способ, поверьте! К сожалению ребята, которые выставляют в интернет видео с разборами песен обычно сразу показывают бой с аккордами, и как следствие у обучающихся чаще получается не бой, а каша.
Конечно, в формате данного поста невозможно разместить все видео с последовательным разбором всех ритмомодусов и с подробными объяснениями всех деталей, поэтому данную работу я выложил на моём сайте. Объяснил всё наглядно, а для того чтобы было интересней, показал всё это на примере извесных песен. Все песни подобраны по типу ритмомодусов.
Итак, мы говорили о первой проблеме гитаристов, начинающих обучение с игры песен по аккордам.
Вторая проблема у этой группы начинающих – это сложности в переходах между аккордами и плохой звук. В принципе – это две проблемы, но давайте объединим их в одну, так как обычно это всё происходит вместе.
Начнём с левой руки. Посмотрите следущее видео, в нём я покажу как обычно действует левая рука у гитариста, который ставит аккорды НЕПРАВИЛЬНО. [Читать далее. ]
К сожалению, не могу разместить пост целиком на Пикабу, так как этот сайт не даёт возможность вставлять картинки и графики между текстом, а так-же закачивать видео, (что очень странно, для такого популярного ресурса).
Пост в ближайшем времени может быть удалён модератором из за ссылок.
Не читал, но наверно интересно. Я бы написал такую статью короче.
Все проблемы от ленивых задниц и нежелании слушать советов.
@moderator, похоже на рекламу стороннего ресурса
@moderator, я понимаю, что вы этот пост задолбались уже удалять раз в десятый за последнюю неделю, но, пожалуйста, сделайте это ещё раз.
Прекрасное далеко
В исполнении американки.
Думаю, битломаны знают, что 25 ноября состоится премьера фильма Питера Джексона «The Beatles: Get Back», собранного из многочасовой съемки процесса записи альбома Let It Be.
По этому поводу я вновь пересмотрел «концерт на крыше» 1970 года и кое-что решил сыграть, правда, из другого альбома 🙂
Криминальная Россия на гитаре ( Тяжёлая версия)
Хорошо поёт, однако
Стинг на акустике
Вашему вниманию моё переложение для гитары отличной песни Стинга (а других он и не пишет) Englishman in New York.
Буду рад комментариям и репостам)
Всем love and peace
Моя новая метал песня про крестовые походы
Доделал новую песню на свою композицию Lands Are Waiting, посвященную крестовым походом. Смесь метала, фолк-музыки с женским вокалом. Всем приятного прослушивания. Можно послушать и на Spotify с Я.Музыке и скачать как обычно по ссылке.
«Непогода» на гитаре
Решил сделать аранжировку для гитары песенки «Непогода» из прекрасного советского фильма «Мэри Поппинс, до свидания».
С днём туризма, друзья!
Lady in Red на гитаре методом фингерстайла
Прошу оценить моё переложение для гитары, наверно, самой известной песни Криса де Бурга.
Буду рад услышать вашу оценку, комментарии и т.д.
Буду рад услышать ваше мнение по поводу этой работы!
Одной левой на гитаре
Кусочек Эхо на гитаре
Когда то, лет 15 назад, я впервые увидел школу Ингви Мальма с его космическими пассажами, поливанием нот, и прочим. В числе прочего там был эхо этюд так называемый и скорее всего именно тогда я и узнал о дилее с другой стороны. Позже я увидел много музыкантов играющих с таким эффектом, было интересно. В конце концов я попал на концерт Алексея Архиповского и у него почти всег треки с дилеем так или иначе) Звучит классно, пространственно. Решил тоже побаловаться с дилеем и вот что получилось)
Мне кажется, что каждый хотя бы раз слышал эту песню…
А знали ли вы некоторые интересные факты о ней?
1) Сначала музыка появилась только как упражнение для развития техники игры на гитаре, а написать стихи Керри убедила его супруга, которой эта мелодия пришлась по вкусу.
3) Гитары, под аккомпанемент которых поется “Dust in the Wind”, настроены по-разному: одна – в классическом строе, другая – в так называемом нэшвиллском (это когда 4, 5, 6 струны гитары настраиваются на октаву выше).
4) Эта медленная, акустическая песня не была типичной для Канзаса, предыдущие синглы которого включали «Carry On My Wayward Son» и «Point Of Know Return». Это поставило группу в положение, когда их самая известная песня не отражает их звучание.
5) Billboard высоко оценил «вызывающий воспоминания текст», «запоминающуюся мелодию», а также ведущее вокальное исполнение и то, как струнные инструменты вызывают настроение.
Ну, и мой скромный кавер в дополнение… 🙂
У меня даже без гитары так не получится
Любой видеоурок на YouTube
Youtube видеоурок для начинающих: привет, ребята! Сегодня я собираюсь показать вам несколько простых гитарных аккордов!
Почему не у всех желающих получается научиться играть на гитаре? А хотят многие.
Можно сказать, что предвзятое отношение к гитаре и желание получить быстро хороший результат портят общий настрой на систематические занятия.
Еще встречаются ученики (подростки), которые петь не хотят, не любят, стесняются, но зачем-то их обучают играть аккорды боем, при этом в классе им мелодию поет учитель, а дома они отрабатывают аккомпанемент песни. Нот и длительностей они не знают, и считают, что это лишнее. Я лично не понимаю, зачем такому учиться, потому что вряд ли кто-то другой сможет спеть этому ученику мелодию так же, как тот учитель. И сам ученик, к сожалению, не сможет сыграть в ансамбле с другим певцом, так как метроритм ему никто не объяснял. Играет он аккомпанемент не ритмично и не четко. И красивого законченного исполнения, увы, не получается.
И еще один важный момент. Играть на гитаре, особенно в начале обучения, очень дискомфортно. Это и неестественная посадка с инструментом, и мозоли на пальцах левой руки, и сами пальцы от боли отваливаются))) Здесь важно себя пересилить и понять, что чем больше вы занимаетесь, тем быстрее этот этап закончится.
В общем, уметь играть на гитаре, безусловно, круто и модно. Научиться этому навыку можно и нужно. Только нужно четко понимать, что это такой же полноценный инструмент, как баян, клавесин или виолончель. И настрой на занятия должен быть соответствующий. Тогда все получится!
Спасибо всем за просмотр статьи!! Пишите в комментариях, кто учился играть на гитаре, но бросил и почему, очень интересно.