что делать если не хочется делать английский
Я не хочу учить английский! Что делать?
Здравствуйте, друзья! Обычно, все хотят учить английский. Не у всех получается, но мечта выучить английский есть. Но наша статья для тех, кто не хочет его учить, но хочет изменить такое положение дел.
Как правило, не хотят учить английский дети. А родители считают, что английский им необходим. В принципе, родители правы – знание иностранного языка в жизни не будет лишним. Но кто же слушает родителей?!
В своей педагогической практике я часто сталкиваюсь с тем, что у детей возникает протест против английского. Родители ведут ребенка на английские курсы или нанимают репетитора, а ребенку не интересно, ему это не нужно.
Давайте попробуем разобраться в причинах, почему детям или взрослым не хочется учить английский.
Не интересно
По типу мышления людей условно можно разделить на гуманитариев и аналитиков. Гуманитарий – это тот, кому интересны иностранные языки, кому они легко даются. Логикам же интересны точные науки, схемы, планы. Конечно, не все так однозначно. Но человеку может быть попросту неинтересно учить английский язык.
Слишком много – тоже плохо
Бывает так, что ребенка слишком рано начали обучать английскому и, что называется, «перекормили». Лишняя ложка меда может стать причиной отвращения к меду на всю жизнь. Слишком много английского или слишком большие усердия в его изучении могут вызвать протест и отбить желание учиться на многие годы. У меня был ученик, папа которого начал обучать его английскому в 4 года. И так дообучался, что у ребенка начинались истерики, когда он видел англйский учебник. Родители, обратите внимание, что излишнее давление может серьезно сказаться на результатах ребенка в худшую сторону.
Нет смысла
Очень важно понимать, зачем ты делаешь то или иное дело. К сожалению, школьная система и система высшего образования построены по принципу «раз надо, значит надо»: учи, потому что, возможно, когда-то тебе это пригодится. И вообще, учебный план не будут менять под одного ученика, который не вписывается в систему. Все учятся по общей программе под лозунгом «надо». Но если полученные знания невозможно применить сразу, почти все забудется в течении нескольких месяцев. Если учить английский неинтересно, нет возможности его применить, такая учеба бесполезна.
Образ
Образ английского?! Да, именно. Что для вас английский язык? Помимо стандартных «Биг Бэн, Королева, London is the capital of GB», у вас могут быть и негативные ассоциации, связанные с английским языком. Плохой учитель в школе, толстый английский учебник, который больно упал на ногу, не нравятся чопорные британцы или толстые американцы. Все, что угодно. Но эти неприятные мысли могут стать помехой в обучении. Приступать к английскому нужно тогда, когда вам ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ЕГО ВЫУЧИТЬ. Не просто надо, потому что модно, поможет на работе и «все, кроме меня знают английский». Как вам такой образ: вы свободно разговариваете с англичанами или американцами, ведете переговоры на работе, поехали в путешествие в Лондон, и вас принимают за местного. Нарисуйте свои позитивные образы, связанные с английским языком.
Английский язык – это не только набор правил и слов, это большая система. Полюбите эту систему, заинтересуйтесь ею, скажите себе «Я хочу выучить английский и сделаю это!»
Тем, у кого ничего не получается: как заставить себя учить английский
Меня зовут Тимур Зарудный. Я долго страдал и выстрадал пять правил того, как заставить себя что-то учить, даже сделал про это курс. Я всю жизнь учил английский: в школе, потом в институте. Постоянный процесс с нулевым результатом. А потом я поменял стратегию и сейчас читаю на английском научные статьи по нейрофизиологии.
Когда нужно было раскрыть рот, все рушилось
В институте я делал все по правилам: ходил на уроки и учил грамматику по синей книжке Мерфи. Но когда нужно было раскрыть рот или пересказать прочитанное — все рушилось, а смысл ускользал. Голова казалась пустой и я чувствовал себя идиотом.
Однажды меня позвали на студенческую конференцию по английскому, где я читал доклад про спам в электронной почте. В конце мне задали единственный вопрос: «Ну и как ты относишься к спаму?». Я ответил: «Зыс ис дифинатли бэд ¯\_(ツ)_/¯». Больше меня ни о чем не спрашивали, а мне было стыдно.
Казалось, чтобы начать говорить на английском, нужно заполнить условную шкалу знаний, а у меня их все еще недостаточно: сосуд пустоват, критическая масса не набрана. Поэтому я тупил и молчал.
Все поменялось, когда я начал диджеить и стримить свое музыкальное шоу. Я забил на всю эту шкалу, писал как мог на английском подводки к подкастам, делал обзоры на крутые пластинки, просил классных зарубежных электронщиков сделать специальный гостевой микс.
Это было смешно, я общался на странных сайтах для 10 человек, с дурацким акцентом, дикими ошибками, через онлайн-переводчик. Но я не стеснялся, потому что было классно делать свою передачу. И это сработало. Мой интерес и погружение сдвинули языковые навыки с мертвой точки.
Спустя десять лет я вытащил из этого опыта пять правил, которые теперь помогают делать любые долгие дела, не только учить язык.
1. Нахожу причину, которая щелкает
Формулировка «выучить английский» — это абстрактная ерунда, которую нельзя потрогать. С шоу было все конкретно: я хочу транслировать свою музыку, для этого мне нужен английский. Английский как инструмент. Ясно-понятно.
Читайте также: Британец публикует переводы русских мемов на английский. И это лучше словаря
Всем надоело слово «мотивация». Назовем это причиной. Чтобы найти причину начинания, я задаю себе вопрос «зачем» и долблю сам себя этим вопросом, пока внутри что-то не щелкает.
— Мне нужно выучить английский.
— Зачем?
— Чтобы свободно на нем говорить.
— Не то. Зачем?
— Чтобы смотреть фильмы в оригинале.
— Не то. Зачем?
— Скрыть это от друзей, а потом поразить их своим идеальным произношением в следующей поездке.
— (Щелк) О!
Щелкает то, что связано с твоим внутренним миром, с ценностями. В английском со мной сработало обычное тщеславие. Я начал его учить, чтобы быть самым классным диджеем в городе, у которого в программе играют эксклюзивные миксы крутых ребят.
С другими проектами щелкает что-то другое. Мне нравится пример Людвига Быстроновского про душевую лейку, которую он наконец прибил просто для того, чтобы она перестала мозолить глаза и вытягивать энергию.
Я сделал текстовый шаблон, вопросник самому себе. Отвечая на него, я выясняю, стоит ли любое новое дело моих усилий. Копируйте себе и пользуйтесь на здоровье.
2. Начинаю с тем, что имею
Лучше пользоваться багажом, который взял с собой, а не жалеть об оставленном на перроне. Поэтому не «выучить английский, чтобы потом сделать радиопрограмму», а «делать радиопрограмму на английском прямо сейчас с тем, что умею». Это называется проектным обучением, и для меня работает лучше традиционной модели. О том, что это такое, можно почитать здесь.
Благодаря этому подходу я уже шесть лет снимаю документальный фильм о своей жизни, в день по секунде. До него я не умел снимать, монтировать и красить видео — хотел научиться, но постоянно ломало. Как только придумал щелкнувшую причину и начал снимать на айфон — дело пошло.
На этом этапе главное не оказаться в заложниках «идеального проекта», когда кажется, что все выходит криво, а ты — лох и неудачник. Для этого у меня два приема.
Первый — разрешаю себе делать криво, потому что для меня любой кривой проект лучше несделанного. К нему всегда можно вернуться и поправить.
Второй — «метод прогрессивного джипега» Артемия Лебедева. Прогрессивный джипег — это когда принимаешь, что проект готов в любой момент времени, а все дело в проработанности деталей.
Это значит, что любая радиопрограмма готова, как только я записываю музыкальный микс. Текстовая подводка, обзор, рассказ о госте — это уровни детализации, которые делают программу интереснее, но необязательны.
Любая статья готова, как только я формулирую тему и то, кому и как она сможет помочь. Структура, тезисы, иллюстрации и примеры из жизни — это детализация, которая делает мою мысль понятнее.
Пробежка зачтена, как только я обуюсь в кроссовки, выйду на улицу и сделаю несколько первых шагов. Захочу — пробегусь, не прет — ладно, попробую в следующий раз. Километры, пульс, оценка осанки, заминка на турниках после — это детализация тренировки, которая помогает кайфануть и прокачаться.
О том, как это работает в жизни обычного человека, здесь подробно объясняет редактор Юлия Медведева.
3. Учусь тому, что мне нужно прямо сейчас
Чтобы написать два абзаца о музыке и госте программы, не нужно штудировать весь учебник грамматики и говорить как нэйтив. Я просто набирал типовые фразы других ведущих и выдергивал интересные обороты из статей в журналах — все по методу прогрессивного джипега.
Когда понимал, что знаний недостаточно, выделял проблемы, находил прием и оттачивал его до автоматизма:
– не «делать радиопередачу на английском», а «набрать хлестких фраз», «описать суть пластинки двумя предложениями через гугл-транслейт» и «почистить записанный голос от шумов»;
– не «учиться писать статьи в инфостиле», а «соблюдать минимальную текстовую гигиену», «описать свой опыт, а не абстракции» и «сделать структуру в мире читателя, которую он сможет применить»;
– не «снимать фильм», а «снимать без тряски в руках», «выбрать способ покраски видео» и «автоматизировать добавление дат»;
– не «бегать», а «следить за пульсом», «скорректировать осанку» и «следить за дыханием».
Со временем приемы встраиваются в жизнь и складываются в общий навык. Об этом же говорит программист Кэти Сиерра.
4. Занимаюсь регулярно, но только в кайф
Регулярность — это система. Система важна для обучения. Каждый сформированный в мозгу навык — это связь между нейронами, проторенная тропинка. Чем больше я повторяю действие, тем чаще по тропинке ходит импульс. Чем чаще ходит импульс, тем удобнее тропинка и легче по ней ходить. Именно поэтому легко делать то, что проделал тысячу раз.
Раньше мне казалось, что для понимания нового важно больше концентрироваться и дольше работать. «Чем дольше просижу над заданием, тем круче все пойму». Все работает не так.
В учебе одинаково важно и копать, и давать мозгу время, чтобы новая информация разложилась по полочкам, превратившись в знания. Если постоянно учить или писать, мозг не успеет структурировать информацию. Получится бесполезная свалка.
Это значит, что учеба по 15-20 минут и через день работает лучше, чем заниматься один день в неделю по 2-3 часа. Как в качалке: мышцы растут не на тренировке, а во время отдыха. Вот здесь показано, почему это работает.
Этот метод избавил меня от напряжения и научил работать в свое удовольствие. Если мне не хочется заниматься 20 минут, я занимаюсь пять. Не хочется пять — столько, сколько нужно для действия без сопротивления. Главное — регулярно делать подходы и получать от этого удовольствие. Там и глубина появится.
Если постоянно себя заставлять, работа будет ассоциироваться со сложностью и дискомфортом. Это когда «сейчас по-быстрому эфир запилю и свободен». Когда я делал свой радиопроект, я этого не знал. Старался закончить все в срок и идеально. В итоге сильно пережал себя и через год охладел к проекту.
Чтобы побольше узнать о процессе обучения, обязательно пройдите курс Барбары Оакли Learning How To Learn. Он на простом английском и с русскими субтитрами. Чтобы заниматься регулярно, нужно знать, как работают привычки.
5. Собираю обратную связь
Важно брать паузу, делать шаг назад и оценивать: что вообще сделал, что ок, что можно улучшить. Без этого правила есть риск пропустить важный момент, когда становится скучно и ты ушел не туда.
Еще хорошо бы фиксировать все наблюдения в специальном дневнике и прямо в процессе: как есть и честно. Это помогает замечать важные детали, которые со временем могут забыться. Я веду проекты и заметки в Трелло.
Коротко
1. Найдите причину, которая щелкает внутри.
2. Начинайте с тех знаний и навыков, что уже есть.
3. Если чего-то не хватает — разбирайте конкретный прием и доводите его до автоматизма.
5. Делайте шаг назад, собирайте обратную связь.
Как выучить английский, если нет желания его учить?
Как правило, желания учить английский нет из-за того, что нет четкой цели, для чего вам нужен язык. Попробуйте сформулировать для себя, зачем вам это обучение, насколько важно оно для вашей жизни.
А также бывает, что ранее у вас был неудачный опыт, и у вас «отбили» желание учить английский.
В школе English Forward методика изучения английского языка основана на действительно работающих методах, которые не просто сводились к тому или иному яркому учебнику, а затрагивали суть того, как люди изучают что-либо, какие есть виды непонимания, и самое главное, как с ними справляться. Вы, наверное, испытывали скуку, злились, «улетали» мысленно, или запутывались на занятиях в прошлом? У каждого есть «брошенный» курс или недочитанная книга. Хотя изначально мы хотели дойти до конца.
В основе методики лежит исследование в отношении того, как люди во всем мире учат свой родной язык. Наблюдения за этим процессом показали, что человек осваивает язык шаг за шагом, почти интуитивно. Согласитесь, ведь если ребёнок другой национальности будет расти и учиться среди людей, говорящих на ином языке, он освоит его как родной? Это означает, что нет никаких ограничений в изучении языков: каждый способен заговорить на любом языке. Когда обучение сопровождается практикой: применением слов и выражений в речи, запоминание происходит практически само собой!
Мы проводим бес платные вебинары, можете послушать, вдруг это вернет вам желание учить английский))
5 причин, по которым ты не хочешь выучить язык
Многие, кто хочет изучить иностранный язык, часто начинают с поиска причин, почему делать этого не стоит. Это нормальная реакция организма, который, ясное дело, ленится и приступать к чему-либо новому не собирается. Точно так же мы откладываем поход в фитнес, здоровый образ жизни и многое другое. И точно так же неубедительно выглядят наши отговорки, если рассмотреть их поближе.
Давай начнем с самых простых и очевидных отговорок и посмотрим на те, о которых мы сознательно даже не задумываемся, но развенчание которых может служить огромным стимулом изучать языки.
Весь мир говорит по-английски или по-русски
О да, это действительно так. Если, конечно, твой мир ограничивается «приотельной» территорией на отдыхе. В ином случае, очень скоро ты сможешь разочароваться в своей уверенности. Даже в родной и привычной Черногории, стоит отъехать от побережья, и заказ еды без знания языка превратится в настоящее приключение. А во Франции тебя не спасет даже знание английского — ты наверняка слышала немало историй про языковой снобизм французов и их нежелание говорить по-английски. Кстати, кофе во французском меню может стоить дешевле, чем в английском.
Google Translate меня спасет!
В целом да, если нужно срочно перевести что-то с английского. Если же ты сама хочешь написать письмо в отель, другу по переписке или партнеру по работе, будь готова, что твой ответ будет звучать как «моя хотеть вчера очень сказать понимать». Конечно, в случае с английским, Google Translate справится более или менее сносно, хотя носителю языка твой ответ все равно покажется несколько странным. Что касается других языков, то Гугл может и вовсе провалить операцию. Даже спустя две недели изучения турецкого, мне было ясно, что машинный перевод никуда не годится и может ввести в заблуждение собеседника. Лично мне куда приятнее написать простую фразу, в которой я уверена, чем вызвать смех у человека, которому я пишу. Кстати, жители Испании или Латинской Америки придут в полнейший восторг от твоей — даже довольно неловкой — попытки говорить на их родном языке.
«К тому моменту, как я выучу язык, я уже буду на пенсии»
У нас для тебя хорошие новости: выучить иностранный язык можно гораздо быстрее, чем принято считать. Его действительно можно учить годами, причем совершенно бестолково (чем ты, возможно, занималась в школе), можно даже попробовать ходить на курсы и тоже не добиться результата. К сожалению, плохие учебники, преподаватели и программы занятий – не такая уж редкость. Но бывают еще очень хорошие и интересные учебники, очень талантливые преподаватели и достойные современные методики. Сегодня мало кто учит язык больше двух лет, чтобы добиться более или менее свободного уровня общения. А при определенной сноровке и мотивации хороших результатов можно добиться всего за несколько месяцев.
Если ты уже несколько раз пробовала и ничего не вышло, по теории вероятности в следующий раз тебе должно повезти! Экспериментируй, попробуй нескольких учителей по Skype, освой новые технологии — установи LinguaLeo на телефон, найди друга для переписки.
Выучить язык можно только живя в стране, где все на нем говорят
Еще один миф, активно подогреваемый друзьями, друзья которых им рассказали, что их друзья выучили английский, только когда переехали жить в Новую Зеландию. А до того учили 10 или 20 лет. И все без толку. Ну что ж, друзьям друзей друзей не повезло. А я выучила 5 языков, живя в России. И мои друзья, кстати, тоже.
«Мне не надо ничего читать/смотреть, в интернете уже полно всего, все новости для меня переводят за секунды»
Честно признаюсь: даже после того, как я выучила английский, я не догадывалась, сколько информации мне недоступно. Я бы многое потеряла, не выучив испанский или португальский. Тебе открывается новый мир, когда понимаешь, что можешь узнавать о фильмах, музыке и стихах на других языках. Кстати, большая часть из них не переведена на русский. И на английский тоже. Ограничивая себя в изучении языков, мы ограничиваем себя в чудесных вещах, которые можно обнаружить. Мы ограничиваем себя в точках зрения, которые можем услышать, в друзьях, которых можем приобрести, в странах, где можем почувствовать себя как дома. Попробуй начать общаться с первых недель изучения языка. Возможно, это сможет тебя мотивировать.
«Мне просто лень. Учить язык очень скучно»
Скука не возникает сама по себе. Бороться с ней сложно, а с причинами ее возникновения — очень легко. Может быть, тебе просто не нравится преподаватель? Или ты поставила себе неправильную цель? Преврати свое обучение в игру. Не забывай посещать сайты языкового обмена (interpals.org), сайты изучения языков (lingualeo.com, busuu.com), читай путеводители по стране, где говорят на том языке, который ты изучаешь, посещай клубы общения — все это обязательно избавит тебя от скуки.
Не отказывайся от большой цели, открывающей много возможностей. Не ищи причину не учить язык, экспериментируй со способом его выучить!
Текст: Ольга Дегтярева, ведущий менеджер LinguaLeo
12 способов победить лень при изучении иностранного языка, сэкономив время, силы и нервы
В любой инициативе бывает сложно сделать первый шаг. Многие планы и мечты разбиваются об этот барьер, как волны о береговую плиту. Даже у людей с амбициями и океаном намерений реальные действия могут сильно отставать от желаемого из-за лени. Но еще больше сложностей оказывается связано с тем, чтобы довести затеянное до конца и не бросить его спустя три недели, едва воодушевившись. Иностранный язык не является исключением: скорее наоборот. Попробуйте вспомнить, сколько людей среди ваших друзей и знакомых начинали учить английский, японский или итальянский и какой процент из них получили хотя бы какой-нибудь сертификат о прохождении того или иного уровня?
Лень подпитывается топливом из трех источников. Хуже всего, когда включаются сразу все:
1. В первом варианте проблем с прокрастинацией нет и дела стартуются легко. Но зато проблема кроется в нетерпеливости, дефиците стабильности и слабой нацеленности на результат. Такой «человек-спринтер» учится рывками и ему проще бегать на короткие дистанции вместо длительных марафонов.
Решение: распланировать учебный процесс частыми, но недолгими этапами; чередовать деятельность с чем-то еще. Например, учиться 20 минут в день, затем переключаться на другие интересные занятия. По желанию открывать учебник еще раз позже и ненадолго. И так постоянно. Процесс протекает еще лучше, когда есть с кем поспорить на изучаемую тему, если присутствует дух конкуренции и соперничества.
2. Проблема: такой человек включается в действие лениво и медленно, но зато основательно и продуктивно.
Решение: неторопливо создать условия комфорта, украсить своё учебное место, сформировать конкретную мечту измеримую финансово, придумать методы, которыми можно гарантировать результат и стабильность от будущих дивидендов в виде владения тем или иным уровнем языка.
3. Проблема: поверхностность, неусидчивость, постоянное отвлечение на социальные сети и разговоры.
Решение: собрать максимум информации, изучить разные пособия, пересмотреть множество видео на выбранную тему, сформировать круг общения по учебным интересам.
4. Проблемы с волей, излишняя зависимость от настроения, капризность и обидчивость.
Решение: создать условия комфорта, в идеале учиться из дома или создать филиал дома в офисе с едой, фотографиями и приятными мелкими вещами. Придумать себе эмоциональный стимул (порадовать родителей, помечтать о дорогом путешествии), выбирать мотивацию, способствующую душевному порыву. Помогает использование образов и ассоциации для запоминания. Может сработать стимул в будущем помогать в учебе другим людям.
5. Проблема: самонадеянность, хвастовство, излишняя амбициозность, учеба напоказ.
Решение: в учебном процессе создать атмосферу радости и азарта. Постоянно хвалить себя или окружить себя людьми, которые хвалят вас (регулярная доза похвалы обязательна). Учиться по-своему, в формате игры, придумать «фишки», избегать шаблонов и жестких регламентов.
6. Проблема: зависание в мелочах, из-за чего страдает основной процесс (за стволом дерева не видно леса), ворчливость, критика всего и вся, недовольство.
Решение: продуктивность повышается, если учиться, раздробив процессы на маленькие подзадачи, сделав акцент на тактике и практической пользе над стратегией и высшими смыслами. На старте очень помогает изучение пошаговых инструкций, методичек и любой оформленный структурированный материал.
7. Проблема: изворотливость, увиливание — отказ брать на себя ответственность за итог, вспыльчивость и нерешительность.
Решение: найти партнера по интересам, с кем можно скооперироваться, распределить ответственность, повеселиться, а также найти учителя иностранного языка, эксперта, который продемонстрирует яркий пример, которому захочется следовать.
8. Этот тип не начинает действовать до тех пор, пока не окажется в экстремальных условиях (риск сокращения, если не выучит английский; одним словом «пока гром не грянет, мужик не перекрестится»), агрессивность, максимализм. Иногда злопамятность, мстительность, ехидство, выискивание недостатков везде.
Решение: загнать себя в условия «если не выучу по плану на сегодня, с кресла не встану» или учиться таким образом, когда половину времени вы отдыхаете по полной программе, а другую занимаетесь по 15 часов в сутки (сверхинтенсивно) с полнейшим погружением в процесс. Такой человек учится охотнее, когда есть возможность критиковать. В подаче материала важно чувство юмора.
9. Проблема: отсутствие чувства меры, без высокой цели — бездействие, много слов и мало дела, высокомерие.
Решение: сместить акцент с ежедневной рутины, загореться большой целью и эпатажно нацелиться всеми силами в одну точку. Купить самые дорогие учебные пособия, создать условия престижа или духовной глубины, направив учебный процесс на большое благо и реализацию умной идеи. Человек такого типа лучше всего учится, когда сам выступает в роли учителя. Фигура уважаемого преподавателя крайне важна.
10. Проблема: излишний консерватизм, сложность адаптироваться, если что-то пошло не по плану, упрямство.
Решение: тщательно распланировать учебный процесс, изучить инструкции, алгоритмы, найти преподавателя, на чей опыт можно опереться. Не торопиться, не советоваться со всеми подряд. Делать немного, но каждый день. Упорство и постоянство сыграют на руку. Такой человек лучше всего учится, когда понимает практическую пользу материала и конечного результата.
11. Проблема: непоследовательность, ненадёжность, стиль поведения «что хочу, то и делаю», непредсказуемость, отсутствие терпения.
Решение: собрать максимум информации, перезнакомиться с максимальным количеством людей, работать в тусовочном режиме, создать атмосферу свободы от ограничений в учебном процессе, когда позволяется импровизировать. Старту помогает посещение тематических мероприятий, вступление в клуб по интересам. Такой тип отлично учится с использованием гаджетов и/или нестандартных подходов в обучении.
12. Проблема: лень, хаотичность в учебном процессе, непрактичность, нерешительность. Вместо того, чтобы сделать — летание в мечтах (уверен, что заговорит на 15 языках без акцента, но ленится написать даже одно слово, потому что ему «уже все понятно»).
Решение: уединяться, мечтать, визуализировать, замотивировать себя возможностью помогать другим, использовать интуицию, забыть про формальное планирование и поэтапную организацию дела, приветствовать творческий хаос, при котором вы можете успешно учиться в параллели с чем-то еще. Этот человек лучше всего учится, подключая воображение и образы.