что делать если не дают полис осаго
Отказывают в ОСАГО
Оформление полиса ОСАГО – это прямая обязанность любого владельца автомобиля. Договор, который заключают страхователь и страховщик является публичным. Это значит, что продажа такого документа обязательно должна совершаться для всех физических лиц на территории России, которые имеют на это право по закону.
Но на практике в настоящее время сложилась неприятная ситуация. Страховые компании отказывают автовладельцам в приобретении страхового полиса. Подобные случаи имеют место быть в разных регионах нашей страны.
Растерянные водители, которые не смогли купить страховой полис оказались в ловушке. Ведь без этого документа нельзя использовать автомобиль. А ведь для многих это средство получения дохода или жизненная необходимость.
На самом деле не стоит паниковать, если компания отказывает в покупке полиса. Нужно предпринять необходимые меры в отношении страховщика и добиться от него оформления полиса. Как это можно сделать, и по каким причинам страховщики стали отказывать в заключении договора страхования, узнаем далее, но для начала выясним почему отказ в ОСАГО вообще имеет место быть.
Почему страховщики отказывают в продаже ОСАГО
Причины, по которым страховщики отказывают продавать ОСАГО можно условно разделить на законные и незаконные.
Законные причины, по которым организация имеет законное право не осуществлять страхование следующие.
Штрафы за отказ в оформлении ОСАГО
Если услуга страховщиком не оказывается, а законных оснований к этому нет, его представителям можно напомнить о том, что им грозит серьезная санкция в виде штрафа. И одно дело, если бы наказали за это только компанию. Лицам, продающим страховку можно напомнить, что большую сумму придется заплатить и им и их работодателю.
Наказание установлено КоАП РФ. Раньше на должностное лицо накладывалась санкция в размере 25 000 рублей, а на юридическое лицо 50 000 рублей.
С 2016 года наказание было серьезно ужесточено. Теперь принудительное заключение ОСАГО с навязанными услугами или полный отказ в страховании будет стоить должностному лицу от 20 до 50 тысяч рублей. А вот страховая компания уже заплатит от 100 до 300 тысяч рублей.
Вряд ли кто-то захочет навязывать дополнительные услуги, осознав, что ему может грозить. Ведь размер штрафа, может быть сопоставим с заработком от нескольких десятков договоров страхования.
И все же такие смельчаки находятся и все равно нарушают законное право гражданина решившего застраховать машину. Если такой случай произошел нужно обратиться за помощью в специальные органы, которые восстановят справедливость и помогут получить полис.
Что делать, если отказывают в оформлении ОСАГО
Первое что нужно делать – это требовать от страховщика письменный ответ об отказе в заключение страхового договора. Маловероятно, что он его предоставит, поэтому нужно будет создать официальную переписку.
Нужно написать письмо, в котором указать просьбу заключить договор ОСАГО и указать, что при обращении в офис представителем страховщика в этой услуге было отказано. Руководители филиалов страховых компаний вряд ли захотят рисковать. Выплата по штрафным санкциям может быть очень велика. Скорее всего, после такого обращения полис оформят без задержки.
Правда, стоит обязательно зафиксировать факт обращения. Получить отметку о принятии обращения или заказать почтовое уведомление.
Если направление письма не дало результатов, значит нужно обратиться за помощью в одну и 5 организаций.
Отказ страховой компании в заключении ОСАГО – какие причины и что делать?
Вождение автомобиля без действующего полиса ОСАГО запрещено. И вроде бы ничего не мешает приобрести такой полис в любой страховой компании. Однако на практике СК может отказать в страховании вашей машины. Правомерно ли это? Законных причин для отказа в продаже ОСАГО всего три – если клиент не предоставил обязательные документы, не пригнал автомобиль на осмотр или произошёл сбой в базах РСА. В остальных случаях отказ необоснованный и его можно обжаловать. В статье расскажем, почему могут отказать в заключении договора ОСАГО, когда это незаконно, что делать и какая ответственность грозит страховой компании за неправомерный отказ.
Почему страховая не может отказать в продаже полиса ОСАГО на машину?
Потому что страхование автогражданской ответственности – это обязанность любого водителя, а страховые не вправе чинить препятствия.
Однако в 2021 году вы можете столкнуться с ситуацией, когда страховщик отказывает в оформлении договора ОСАГО. Во многом это связано с политикой страховых компаний. Их цель – извлечь прибыль от коммерческой деятельности. И если за покупкой ОСАГО обращается «нежелательный» клиент, за плечами которого не одна авария или малый стаж вождения – ему могут просто отказать в оформлении. Страховая не будет работать себе в убыток и обязательно найдет повод чтобы уклониться от заключения договора ОСАГО с таким автовладельцем.
Однако закон на стороне владельца машины:
Таким образом, у вас есть право выбрать для оформления ОСАГО любого страховщика с действующей лицензией. И тот не вправе чинить препятствия для заключения договора обязательного страхования.
Законные причины для отказа
Существует список законных причин, по которым вам в 2021 году действительно могут отказать в продаже полиса ОСАГО. И пока эти причины не будут устранены, страховку вы оформить не сможете.
Какие причины обоснованные:
Вот три причины, когда отказ в продаже полиса ОСАГО будет считаться законным.
Также стоит отметить еще одну причину. Например, если вы придёте в офис страховщика, у сотрудников которого нет полномочий по заключению договоров ОСАГО. В таком случае вам откажут, но должны направить в другое отделение СК. И вам придётся ехать туда.
Как решить проблему?
Итак, если вы не смогли приобрести полис ОСАГО по одной из вышеназванных законных причин, ситуация вполне решаема. Порядок действий зависит от конкретной ситуации:
После этого останется подписать договор и забрать «автогражданку».
Необоснованные причины для отказа в страховании автомобиля
Помимо законных причин есть и надуманные. Страховые компании могут идти на разные уловки, лишь бы не заключать договор с нежелательными для себя клиентами.
Незаконные причины отказа в заключении ОСАГО в 2021 году:
Также могут быть уловки с целью подтолкнуть клиента обратиться в другую страховую компанию. Например, когда при оформлении е-ОСАГО на сайте СК пользователю не удаётся распознать капчу или ему на телефон приходит «хитрый» пароль с набором символов латиницы и кириллицы, который невозможно ввести правильно. Некоторые страховые просят привезти автомобиль на осмотр куда-нибудь в другой город или на окраину, за сотни километров. Могут растянуть срок осмотра ТС до 30 дней. Многие водители действительно не выдерживают и обращаются в другие компании.
Что делать в случае отказа страховой заключить договор ОСАГО?
Прежде всего выяснить причину отказа. Если она в числе незаконных, можно обратиться к вышестоящему сотруднику или к директору офиса. Но на практике это редко помогает.
В таком случае следует получить от СК письменный отказ в страховании машины. И ниже мы рассмотрим, какие шаги для этого предпринять.
Шаг 1. Направить заявление-оферту
При личном общении с сотрудником страховой компании вам «вежливо» откажут в выдаче письменного отказа в страховании по ОСАГО. Поэтому стоит действовать в другом ключе.
Дело в том, что у вас, как потенциального клиента страховой, есть право направить ей предложение заключить договор ОСАГО. Такое предложение именуется офертой (ст. 435 ГК РФ).
Направить заявление-оферту можно одним из двух способов:
При отправке оферты почтой в качестве доказательства у вас на руках будет опись вложения, а при личной передаче в офисе страховщика – второй экземпляр заявления. Не теряйте их до полного разрешения проблемы!
Шаг 2. Получить официальный письменный ответ от страховой
Проигнорировать заявление-оферту страховая не может. Договор ОСАГО является публичным и обязательным, поэтому закон даёт СК на рассмотрение оферты 30 дней – в силу п. 1 ст. 445 ГК РФ.
Что дальше? А дальше страховщик должен известить вас о принятом решении. Оно, к слову, может быть уже в вашу пользу – тогда вас пригласят в отделение страховой компании для заключения договора ОСАГО. И совсем редкость, когда СК присылает письменный отказ в услуге страхования на машину. Но и в этом случае у вас выигрышная позиция. Имея на руках официальный отказ, можно обращаться в суд и принуждать страховую заключить договор ОСАГО.
Шаг 3. Собрать доказательства
Если вы поняли, что находитесь в числе нежелательных клиентов страховой, можно зафиксировать её отказ в оформлении ОСАГО иным способом. Но для этого придётся лично посетить отделение страховой компании.
Вначале попросите сотрудника СК предоставить отказ в письменном виде. Абсолютно точно никакую бумагу вам не выдадут. В страховой прекрасно понимают, что действуют незаконно и не станут усугублять положение. Если отказ не выдали, предупредите, что включаете видеокамеру и зафиксируйте факт уклонения сотрудников СК заключать с вами договор ОСАГО. Запишите весь разговор, сделайте фото с места события, возьмите показания у свидетелей.
Позже с этими доказательствами можно обжаловать действия страховщика в надзорных и судебных органах.
Шаг 4. Обратиться с жалобой на страховщика
Договор ОСАГО является обязательным. Если страховщик уклоняется от его заключения, вы вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в районный суд (п. 4 ст. 445 ГК РФ).
Помимо подачи искового заявления, можно обратиться:
Почти во всех спорах по поводу отказа в обязательном страховании вопрос решается в пользу автовладельцев.
Обратите внимание! Даже если вы получили отказ в заключении договора, это не даёт вам права ездить за рулём автомобиля. Управлять транспортным средством без ОСАГО запрещается. Если нарушение будет зафиксировано сотрудниками ГИБДД, вас ждёт штраф в размере 800 рублей (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ).
Но еще бо́льшие неприятности ждут в случае спровоцированного ДТП. Виновнику аварии без полиса ОСАГО грозит регресс от страховой – вначале она возместит ущерб пострадавшим, а затем взыщет эти суммы с него (ст. 14 ФЗ № 40 Об ОСАГО).
Так, в Ставропольском крае водитель пытался обжаловать штраф за езду без ОСАГО на основании отказа страховой в заключении договора. Суд не поддержал его доводы и жалобу отклонил (Решение № 7-319/2019 от 15 мая 2019 года).
Что грозит страховщику за отказ в оформлении полиса ОСАГО?
Страховым компаниям грозят административные меры в рамках ст. 15.34.1 КоАП РФ. Причём ответственность предусмотрена не только для юридического лица, но и для тех сотрудников, кто отказал в оформлении полиса ОСАГО.
Судебная практика в 2021 году на стороне несправедливо ущемлённых автовладельцев. Так, в Красноярском крае суд отклонил жалобу страхового агента «РЕСО-Гарантия», которого ранее оштрафовали на 20 000 рублей за отказ в заключении договора ОСАГО с одним из владельцев автомобиля. А в Курске на ту же сумму оштрафовали директора филиала САО «ВСК» – за те же незаконные действия.
Страховые знают, что переступают черту закона отказом в заключении договора ОСАГО. Поэтому, если вы хотите решить вопрос в свою пользу, напомните страховому агенту об административной ответственности. В таком случае есть шанс, что дело не дойдёт до разбирательств, и вам удастся застраховать автогражданскую ответственность в тот же день.
Как действовать, если страховая отказывается оформлять ОСАГО
Куда обратиться для заключения ОСАГО
Страховой полис ОСАГО
Источник: ©, сайт osagoonline.info
Для заключения договора ОСАГО страхователь может обратиться в любую страховую организацию, осуществляющую обязательное страхование. Если он принес все необходимые документы, ему не вправе отказать.
Договор через суд
Источник: ©, Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области
Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, если страховая компания уклоняется от заключения договора ОСАГО, владелец автомобиля может обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом страховая компания, которая необоснованно уклоняется от заключения договора, обязана возместить ему убытки.
Административная ответственность
Прокуратура Московской области напоминает, что еще с августа 2014 года вступила в силу статья 15.34.1 КоАП РФ, которая предусматривает штрафы до 300 тысяч рублей за необоснованный отказ в заключении договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при его заключении.
Кроме того, с января 2017 года страховые организации обязаны заключать такие договоры и в электронном виде.
Рассматривает административные правонарушения по данной статье КоАП Банк России. Однако привлечь к ответственности страховщика можно только при наличии существенных доказательств.
Фиксация доказательств
Зафиксировать отказ в заключении договора ОСАГО можно с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, а также показаний свидетелей (включая информацию о том, где, при каких обстоятельствах и с какой целью производилась запись; электронную дату фиксации нарушения).
Жалобу на страховщика и имеющиеся доказательства следует направлять в Банк России либо в органы прокуратуры.
Инструкция: что делать, если у страховой компании отозвали лицензию
3 декабря 2021 года Центробанк отозвал лицензии у крупной компании «АСКО-Страхование». Объясняем, что это значит для клиентов и как быть в такой ситуации.
Что означает отзыв лицензии
Чаще лицензии отзывают из-за неустойчивого финансового положения компании — когда у неё недостаточно денег на выплату компенсаций. Также это может произойти из-за недобросовестных действий организации или отсутствия отчётности для Банка России.
У одной страховой может быть несколько лицензий на разные виды страхования. Разберём это на примере «АСКО-Страхования». Центробанк из-за неустойчивого финансового положения отозвал у неё лицензии на следующие виды страхования:
Это значит, что компания больше не может продавать страховые полисы по тем видам страхования, по которым лишилась лицензии. Также запрещено продлевать и вносить изменения в уже действующие страховые договоры.
Что делать клиентам с полисами ОСАГО
Договоры ОСАГО даже при отзыве лицензии у страховой продолжат действовать до окончания своего срока. По закону в случае отзыва лицензии обязанность компенсационных выплат по ОСАГО переходит от страховой компании к Российскому союзу автостраховщиков (РСА).
Таким образом, при ДТП клиентам «АСКО-Страхования» нужно будет обращаться за урегулированием и компенсацией в РСА. Порядок получения компенсации от РСА прописан в статье 19 закона об ОСАГО. Лимиты выплат аналогичны лимитам страховых выплат: 400 тысяч ₽ за ущерб авто и 500 тысяч ₽ за ущерб жизни и здоровью.
Вывод: расторгать договоры ОСАГО клиентам «АСКО-Страхования» прямо сейчас смысла нет.
Как получить компенсацию по ОСАГО от РСА
Что делать клиентам с полисами добровольного страхования
Действие полисов добровольного страхования для клиентов «АСКО-Страхования» прекратится через 45 дней, то есть 17 января 2022 года. Затем договоры будут расторгнуты, а клиентам вернут страховую премию в пересчёте на количество оставшихся дней по этим договорам.
Если не произошёл страховой случай
Обычно после отзыва лицензии Центробанк назначает временную администрацию, которая управляет страховой компанией. В случае с «АСКО-Страхованием» функции временной администрации возложены на Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Это значит, что АСВ будет следить в том числе за тем, чтобы клиентам «АСКО-Страхования» вернули деньги за полисы. Поэтому клиентам, у которых до 17 января 2022 года не произойдёт страховых случаев, нужно написать заявление на возврат денег и ждать их поступления на карту.
Образец заявления можно скачать с сайта АСВ. В заявлении требуется указать реквизиты для перечисления денег, также к нему нужно приложить копии:
1. договора страхования;
2. квитанции об оплате страховой премии;
3. паспорта заявителя.
Заполненное заявление следует отправить заказным письмом по адресу: 454091, Челябинская область, город Челябинск, улица Красная, дом 4, офис 401.
Если произошёл страховой случай
Если в течение 45 дней после отзыва лицензии произошёл страховой случай по действующему договору добровольного страхования, клиенту должны выплатить страховое возмещение согласно условиям его договора.
Если у компании не хватит денег на компенсацию, необходимо дождаться её банкротства, а затем обращаться за возмещением в АСВ. Для этого потребуется собрать документы:
— копию договора страхования;
— квитанции об уплате страховой премии;
— копию паспорта заявителя;
— документы, подтверждающие факт наступления страхового случая;
— экспертное заключение по определению размера ущерба.
Все документы клиентам «АСКО-Страхования» нужно отправить заказным письмом по адресу: 454091, Челябинская область, город Челябинск, улица Красная, дом 4, офис 401.
Однако, как показывает практика, ожидание банкротства и возмещения от АСВ может затянуться. К тому же после банкротства может не хватить денег на выплаты всем клиентам.
Вывод: чтобы не рисковать, клиентам «АСКО-Страхования» с полисами добровольного страхования лучше обратиться в АСВ с заявлением о возврате и прямо сейчас перестраховаться в другой компании.
Выбрать полис добровольного имущественного страхования можно на Сравни.ру
ОСАГО нужен «гарант»: оформить заветный полис удается не всем
Таксисты, мотоциклисты, молодые водители всё чаще сталкиваются с проблемами при оформлении электронного полиса ОСАГО. Почему страховые компании ставят палки в колеса некоторым категориям граждан и как можно отстоять свое право оформить полиc, разбирались «Известия».
Статистика против статистики
Несмотря на рост популярности е-ОСАГО, приобрести полис онлайн может далеко не каждый. Об этом говорит статистика оформления договоров через систему «Е-Гарант», которую приводит агрегатор «Сравни.ру». Система помогает автовладельцу приобрести полис ОСАГО, если он не смог сделать это на сайте выбранного страховщика. За шесть месяцев 2021 года было продано 8,8 млн электронных полисов ОСАГО, около 1 млн — через «Е-Гарант». По сравнению с прошлым годом популярность «Е-Гаранта» выросла на 47%. И с каждым месяцем через систему оформляют всё больше договоров. Причин, по мнению аналитиков «Сравни.ру», две. Во-первых, рост случаев «временной неработоспособности систем» страховых компаний в отдельных регионах. Во-вторых, всё больше страховых агентов занимаются оформлением ОСАГО для проблемных клиентов.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) посоветовали относиться к приведенной статистике с осторожностью.
«Количество оформленных за первое полугодие 2021 года полисов ОСАГО составило 20,1 млн штук, а за первое полугодие 2020 года — 19,2 млн, то есть число оформленных полисов ОСАГО в первом полугодии 2021 года выросло на 4,7%, что свидетельствует как об увеличении автопарка в РФ, так и об отсутствии проблем с доступностью обязательной «автогражданки». В системе «Е-Гарант» представлены полисы ОСАГО 39 компаний. Это технический сервис, поэтому статистику по оформлению договоров через «Е-Гарант» РСА не предоставляет», — сообщили в пресс-службе союза. И предупредили: данные из неофициальных источников могут быть неверными и использоваться в целях манипуляции.
Постоянно возникают технические сбои
Между тем проблемные категории все-таки существуют. Руководитель движения «МотоМосква» Андрей «Проректор» Иванов отмечает, что сложности с оформлением ОСАГО традиционны для всех без исключения байкеров независимо от возраста, модели мотоцикла и региона.
«Самостоятельно оформить полис на сайте РСА невозможно, равно как и на сайтах самих страховых, там постоянно возникают технические сбои. У меня самостоятельное оформление так и не получилось. Сайты уверенно отказывались то запоминать напечатанное, заставляя по десятку раз вбивать одно и то же, то теряли данные полиса или диагностической карты. В итоге все вынуждены обращаться к знакомым агентам, которые берутся за оформление, постоянно подчеркивая, что испытывают сложности с оформлением и передачей полиса в компанию. Также говорят, что их ругают за большое число полисов по двухколесным», — констатирует мотоциклист.
Иванов отмечает, что, даже когда его коллеги пытаются оформить страховку офлайн, то есть приезжают в офис страховой компании, им дают направление на осмотр в другом конце города, а то и в Новую Москву, если речь идет о столице.
У таксистов тоже сложности
С такими же проблемами сталкиваются и таксисты. Например, пользователь Facebook Алла Зефирова просит помощи у интернет-сообщества:
«…Неделя ушла на оформление ОСАГО для такси. Безуспешно. Всё заточено на то, чтобы не оформить полис. Поделитесь контактами, кто страхует такси. Две страховые проводят осмотр в Зеленограде и Троицке».
В подобных ситуациях эксперты советуют сразу писать жалобу в Центральный Банк России, осуществляющий надзор в том числе за страховым рынком.
Регистрация армянская, владелец российский
Еще одна проблемная категория автовладельцев — это российские владельцы машин с армянскими номерами. Некоторое время назад российский гражданин мог приобрести автомобиль в Армении по очень выгодной цене, заплатить пошлины по армянским ставкам, которые были намного ниже российских, и преспокойно пересечь границу, не декларируя машину и не оформляя временный ввоз. Некоторым нравилось и то, что армянский регистрационный знак давал иммунитет против дорожных камер. Кроме того, не нужно было платить российский транспортный налог. В какой-то момент таких автомобилей стало очень много, и в 2020 году начались массовые претензии ГИБДД и таможенных органов к их владельцам.
«В большинстве случаев машины с армянскими номерами принадлежат гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в РФ. Электронные полисы, насколько я знаю, на такие машины не оформляют. Ограниченный круг страховых оформляет в бумажном виде. Но поскольку тут есть момент, что автомобиль зарегистрирован в другом государстве, а принадлежит российскому гражданину, то страховщики используют повышенные коэффициенты», — комментирует эксперт по международному праву, юрист Юрий Демин.
Внутренний приказ или программный запрет
При оформлении через «Е-Гарант» 95% страхователей получают ОСАГО. Оставшиеся 5% — это отказы из-за некорректного ввода данных или недействительных документов, рассказал «Известиям» источник в страховом брокерском бизнесе.
Алгоритмы сайтов страховых компаний, по данным источника, настроены таким образом, чтобы отсеять убыточные категории граждан. Из десяти заявок от «несегмента» одобряется только три, а семь перенаправляются в «Е-гарант», чтобы передать заявку другой страховой компании. Таким образом, общее число убыточных пользователей равномерно распределяется по всем страховым компаниям.
К «несегменту» относятся молодые водители в возрасте до 23 лет и с общим стажем менее трех лет, а также такси, мотоциклы, спецтехника и грузовики, принадлежащие физическим лицам. У данных категорий водителей также будут проблемы и с офлайн-оформлением полиса. У многих страховых агентов запрет на оформление «несегмента» — это может быть внутренний приказ или программный запрет. Если брокер или страховой агент продолжает работу с такими клиентами, его могут оштрафовать, лишить премии или вовсе расторгнуть договорные отношения, рассказал источник.
«Приезжайте завтра»
В офисах тоже существует негласное правило не выдавать полисы убыточным категориям. Под любым предлогом менеджеры будут стараться проводить такого водителя на выход.
«Способов может быть много: «приезжайте завтра», «у нас закончились полисы», «не работает база» и т.д. Если человек умен, он попросит письменный отказ. Скорее всего, в этот момент менеджер поймет, что лучше выдать полис и не вступать в конфликтную ситуацию, так как отказать человеку он не имел права. Если же представитель страховой стоит до последнего, автовладелец просит аргументировать, почему ему отказали, в письменной форме. Если снова отказ, то он пишет претензию с содержанием: «Прошу разобраться. Я, имярек, пришел в офис с целью получить полис ОСАГО», — и они обязаны поставить входящий номер. Далее ему отвечают с исходящим номером, и с ним можно уже идти в суд или, что чаще всего, за своим полисом ОСАГО, так как в ответе придет вежливое приглашение в офис для оформления», — заключает источник в страховом брокерском бизнесе.