что делать если написал песню но нет бита
Как писать песни: памятка для новичков
Всегда мечтали сочинять песни, но не знали, с чего начать? Вот вам несколько простых советов от практика с 25-летним опытом.
Meery Mary для Skillbox Media
Gfire M
Преподаёт и исполняет музыку уже более 25 лет. Даёт уроки вокала и сочинительства песен, игры на фортепиано и фолк-гитаре, диджеинга и йоги ученикам от пяти до ста пяти лет 🙂 — как онлайн, так и очно. Живёт в «мировой столице живой музыки» Остине, штат Техас, США.
Переводчик. Любит языки и всё, что с ними связано. В свободное время учит новые (языков много не бывает!), а ещё рисует.
Интересная идея может посетить сонграйтера когда и где угодно. И её, конечно, захочется записать. Важно быть к этому готовым. Поэтому запаситесь блокнотами, ручками и всегда держите их под рукой — дома, на рабочем месте и в машине. Даже если придумается только название, пусть всего из одного слова, — не поленитесь сохранить и его.
Научитесь быстро открывать диктофон на смартфоне — вдруг вам будет удобнее просто напеть мелодию или наговорить слова новой песни.
С подготовкой закончили, а теперь о вдохновении. Так или иначе на всех нас влияют разные исполнители, композиторы и музыканты. Составьте плейлист с творчеством авторов, которых цените больше всего, — пусть он поможет вам не терять это самое вдохновение.
Определитесь со структурой песни
Для этого надо знать, из каких частей вообще состоят песни. Разберём это на примерах.
Пример 1
В самом простом случае у песни всего одна составная часть — куплет (назовём его «А»). Такова популярная ария Summertime («Летней порой») Джорджа Гершвина.
Куплет в ней повторяется дважды (то есть её структура будет A-A). Послушайте сами:
Пример 2
В песнях с припевом уже две разные части (раз куплет «А», то припев пусть будет «В»). Так в знаменитой песне Боба Дилана Blowin’ in the Wind («В дуновении ветра»).
Вот её структура: A-B-A-B-A-B.
Пример 3
Бывает и более сложная структура — из куплета «A», припева «B» и бриджа «C». Такая песня есть у «Битлз» — это Ticket to ride (дословно «Билет в дорогу» или «Билет на поезд»; подробнее о названии песни и её истории читайте в «Википедии». — Пер.).
Структура здесь уже такая: A-B-A-B-C-A-B-C-A-B.
Переслушайте и проанализируйте любимые композиции (обратите внимание на повторяющиеся части внутри каждой).
Так вы научитесь отличать одну песенную структуру от другой и сможете экспериментировать с ними в своём творчестве.
Как написать слова песни
Песня — лаконичная творческая форма. Поэтому важно, чтобы её текст был объединён какой-то общей идеей. Если мыслей много, не пытайтесь все их вместить в одну песню — лучше напишите несколько разных.
С чего бы вы ни начинали, полезно описать идею песни одним-двумя предложениями — сделать логлайн. Он соберёт вас, поможет не растечься мыслью по древу, всегда напомнит о сути.
Для песни «Битлз» Ticket to ride подобный логлайн мог бы выглядеть так: « Моя девушка уходит от меня. И мне грустно, но ей всё равно» (в оригинале: «My girlfriend is moving away from me and I am sad, but she doesn’t care». — Пер.).
Кстати, вовсе не обязательно писать все слова за один присест: многие сонграйтеры ограничиваются куплетом или припевом и продолжают работу позднее, когда вернётся вдохновение.
Сочиняем мелодию, подбираем аккорды
Для музыкальных экспериментов отлично подходит диктофон на смартфоне или компьютере. Напевайте свой текст на разные лады. Проделайте это хотя бы трижды и переслушайте, что получилось.
А кто-то, наоборот, предпочитает начинать с аккордов. Сыграйте несколько аккордов на гитаре или пианино и запишите на диктофон. Напевайте текст под них, сравнивайте.
Или попробуйте совместить всё сразу: текст, придуманную мелодию и выбранные аккорды.
Если не получается придумать удачную последовательность аккордов, можно позаимствовать её из другой песни с похожим стилем и ритмом. Главное — не копировать саму мелодию: она защищена авторским правом (а вот последовательность аккордов как таковая — нет).
Придумываем название
Песне нужно хорошее название! Кто-то выносит в него хук (самую цепляющую строчку), кто-то — повторяющиеся слова из припева. Единого рецепта тут нет: название может быть даже описательным, отвлечённым, то есть без единого слова из самого текста.
Полируем результат
Первая версия готова? Теперь дайте своей песне отлежаться. Хотя бы пару дней даже не вспоминайте о ней. Вы вернётесь со свежим взглядом и слухом — и песня предстанет перед вами в новом свете. Скорее всего, вам захочется доработать текст или заменить какие-то аккорды — и ваше творение зазвучит ещё круче.
Готовую песню можно испытать на публике. Например, исполнить на вечере свободного микрофона или хотя бы перед вашим музыкальным наставником. Реальное исполнение и обратная связь помогут исправить недочёты и сгладить неровности, которых вы сами не замечали.
Ещё одна отличная идея — записать своё исполнение и выложить в интернет. В наш век это легко сделать даже дома (достаточно хорошего микрофона и специального софта). Пусть вашу работу оценят потенциальные поклонники и другие артисты. А может, талант ваш приглянётся даже музыкальным продюсерам.
Как взять и начать писать музыку, если очень хочется
Полезно знать, как устроено то, что тебе нравится. Любое искусство становится в разы интереснее, если ты в курсе, как работают его произведения изнутри. Заменяя дурацкое созерцание на исследование, мы, в целом, становимся умнее. И если раньше для изучения искусств требовалось слишком много всего, то теперь достаточно лишь компьютера с парой аксессуаров — и вот ты уже готов сделать что-то своими руками. Например, освоить базовые навыки сочинения музыки, которую потом, может быть, кто-нибудь захочет послушать. Или купить.
Кадр из фильма «Амадей» — кстати, если ты его не видел, то срочно исправься.
Ничего не получится, потому что у меня нет образования
Во-первых, ты слишком стар, чтобы поступать в детскую музыкальную школу, а во-вторых ничему хорошему тебя там, скорее всего, не научат. Статистически большая часть людей, окончивших ДМШ, выкинула инструмент в окно сразу после выпускного концерта и вспоминает все эти бесконечные упражнения с ненавистью и тяжелыми вздохами.
Конечно, теоретическая часть крайне полезна, но к ней можно перейти позже, когда поймешь, что степень твоего интереса подразумевает соответствующее погружение в вопрос.
Я не умею читать с листа
Запомни простую вещь: нотное письмо придумали в ту пору, когда у человечества не было даже намека на технологии звукозаписи.
Для великих композиторов все эти крючки, точки и полосы были единственным способом зафиксировать только что придуманную мелодию и передать ее исполнителям.
Даже 10 лет назад это еще было проблемой, но теперь можно записывать музыку хоть на айфон, а потом собирать из черновиков что-то вменяемое.
Тем не менее, знание нотной грамоты — тоже очень полезный теоретический навык. Оставь его на потом.
Базовый комплект
Если ты не владеешь ни одним музыкальным инструментом, но очень хочешь изливать душу в форме упорядоченных звуков, будет достаточно купить ноутбук и MIDI-клавиатуру, а затем определиться с программой, в которой предстоит работать. Если ты имеешь дело с Windows, то для начала попробуй простейшую FL Studio (100 долларов, бесплатная демо-версия). А на макбуках по умолчанию установлена Garage Band, ее больше чем достаточно.
Компактный вариант от M-Audio. Подключается по USB; две с половиной октавы. Средняя цена аналогичных устройств — около 6000 рублей.
Клавиатура же в первую очередь нужна для наглядности. Матерому композитору для работы она не требуется: человек с опытом способен зайти в редактор и написать музыку в полной тишине, как html-программист. Тому же, кто хочет понять, как тут все устроено, и что какие звуки издает, пригодится инструмент, с которого музыку начинают изучать и дети. Вот «до», вот «соль», — на клавишах все куда очевиднее, чем на гитаре с ее своеобразной логикой.
Что делать дальше
Вооружившись всем необходимым, для начала стоит попробовать повторить тех, кто тебе нравится. К примеру, если ты решил поинтересоваться профессией музыканта из-за Depeche Mode, есть смысл попытаться «снять» пару их хитов, хотя бы фрагментарно.
Да, дети в музыкальных школах занимаются тем же самым: или играют круговые упражнения, или разучивают произведения великих. Но у нас с тобой свои великие, правильно? Выбери несложную песню, попробуй уловить мелодию и повторить ее, нажимая клавиши. Обещаем: в течение первой дюжины подходов ты будешь чувствовать себя круглым идиотом — звучит-то просто, а в исполнении все это как минимум не удобно. Через некоторое время выработается привычка, разомнутся пальцы и появится уверенность; главное — не отступать. Иначе единственный вывод, который ты сделаешь, будет состоять в том, что писать музыку сложно. Хотя это не так. Если знать, как устроена композиция, единственное, что останавливает тебя от написания хита уровня «Не сыпь мне соль на рану», — твоя собственная фантазия, не более.
Просто. Нажимай. На кнопки
Раз уж взялся, запускай свою музыкальную машину как можно чаще и играй то, что уже запомнил. Рано или поздно это приведет к тому, что ты осмелеешь и начнешь импровизировать, обогащая (скорее, похабя) чужие этюды собственными. Случайные попадания в какие-то ранее неизведанные ноты приведут к тому, что ты научишься сочинять — сперва совсем простые вещицы, а затем все более и более комплексные.
Не относись к этому слишком серьезно
Главная ошибка всех, кто начинает делать что-то просто из любви к искусству, состоит в том, что такие люди скоропостижно начинают корчить серьезное лицо и говорить окружающим, что они «инди» или «музыканты». Никакой ты не этот — ты просто любознательный дилетант. Принимай всю критику во внимание и относись к ней смиренно — ну правда, неужели можно рассчитывать на стремительное признание, если ты буквально вчера впервые услышал, как из-под твоих рук звучит виртуальный рояль?
Если ты вдруг понял, что всю жизнь именно этого и хотел, и из сиюминутного увлечения музыка переросла в мало-мальски серьезный приоритет, найми репетитора. Теперь, когда у тебя есть базовое представление о том, как все работает, можно смело идти учиться более профессиональным вещам.
В то же время, не нужно ставить на себе крест, если кто-то из близких скажет, что это «не твое», и вообще ты зря тратишь время. Изучение музыки, даже бытовое и очень поверхностное, развивает воображение и фантазию, плюс, при должном рвении у тебя откроется возможность заработать на этом каких-нибудь денег — потому что сейчас все вокруг снимают рекламу и делают игры, которые нуждаются в звуковом оформлении. В конце концов, ты приобретешь навык, которым сможешь позже поделиться с детьми.
А твой недоброжелательный родственник только и может, что ходить в магазин со своими пакетами.
«Бит за нереспект» — Bahh Tee рассказывает, как битмейкеру получать большие деньги за работу
Если не знаете, то артист и продюсер Bahh Tee завел классный телеграм-канал, в котором интересно рассказывает о современном музыкальном бизнесе. У нас уже появлялась его статья о том, что такое авансы и почему их так легко выдают артистам. Сейчас он написал большой материал о работе битмейкеров в России, и как эту работу лучше всего монетизировать.
Чем отличается битмейкер от продюсера/саундпродюсера:
Потенциальные источники дохода для битмейкера:
Как это работает на Западе:
Как это работает у нас:
Почему у нас не так, как на Западе:
Более-менее хорошие саундпродюсеры делают песни от 100 000 рублей, когда битмейкеры, в среднем, получают 10 000. Почему они стоят дороже? Потому что делают песню «под ключ». Они создают аранжировку, записывают, сводят, мастерят, редактируют вокал, помогают петь. В итоге, битмейкер тратит на бит, в среднем, до одного дня, а саундпродюсер неделю. Вот и разница в цене. При этом, значимость саундпродюсеров, работающих в направлении поп-музыки, гораздо выше, чем у битмейкеров. Они зарабатывают, конечно, меньше, чем артисты, но тоже ездят на хороших иномарках и покупают квартиры. Я думаю, что эти люди, на данный момент, гораздо ближе к тому, чтобы начать требовать роялти от артистов, чем битмейкеры, и, в их случаях, это оправданнее. Артист приходит на их студию и записывает песню у них — у саундпродюсера сразу возникают смежные права на фонограмму, которые он может продать или монетизировать сам.
Примеры битмейкеров, которые могли бы заработать миллионы, но не сделали это
Записал альбом — что делать дальше?
Как правильно выпустить и презентовать свою музыку: профессионалы советуют начинающим артистам
Фантасты XX века грезили, что технологии освободят человека. В некоторых сферах нашей жизни это действительно произошло. Например, выпустить альбом и стать популярным сегодня может абсолютно любой. Без влиятельного продюсера, связей, внушительных финансовых средств и даже не выходя из дома — только с помощью домашнего компьютера, подключенного к интернету. Технологический прорыв внес значительный вклад в развитие российской музыкальной индустрии — доходы от продаж музыки растут, концертно-гастрольная отрасль тоже набирает обороты. Но пробиться на самый верх молодым артистам все так же сложно, в том числе по причине высокой конкуренции — и не только в талантах. Сегодня музыкантам необходимо обладать внушительным набором навыков и знаний, не относящихся к творчеству, и хорошо представлять себе, как устроен современный музыкальный бизнес.
По нашей просьбе кураторы и преподаватели курса Music Business в Moscow Music School составили краткую пошаговую инструкцию для музыкантов-неофитов.
Шаг 1-й. Не торопитесь выкладывать музыку в интернет
После того как ваши песни уже увидели свет, задаваться вопросом, что делать дальше, чтобы их услышало как можно больше людей, бессмысленно. Лучше все спланируйте заранее.
Евгений Меркушев
партнер музыкального агентства Music Development Russia, которое занимается менеджментом молодых российских артистов и продвижением российской музыки на международном рынке
Выпуск нового материала — важнейший элемент в стратегии развития музыкального проекта, вокруг которого строится дальнейший план работы — промокампания и концертный тур. Если сингл или альбом выпущен просто ради факта появления в сети, то возможности по его продвижению уже упущены. Успех релиза по большей части зависит от заранее подготовленного плана действий, которые предваряют и сопровождают выход альбома «в свет».
За несколько месяцев до предполагаемой даты релиза (если вы выпускаете альбом — за полгода-год) необходимо поставить цели, которых хотелось бы добиться после выпуска, сформировать список задач, наметить план продвижения, выбрать дату и площадку для презентации. Цели должны быть реалистичными, включать в себя количественные показатели, которые можно измерить и проанализировать: например, количество проданных билетов на презентацию или предполагаемый объем прибыли от дистрибуции. Релиз для артиста — как зачетка для студента: сначала вы работаете на него, потом он на вас.
Шаг 2-й. Соберите команду и проработайте план
Ни у кого еще не получалось добиться успеха в одиночку, и исключения здесь лишь подтверждают правило.
Екатерина Бажанова
партнер музыкального агентства Music Development Russia, которое занимается менеджментом молодых российских артистов и продвижением российской музыки на международном рынке; преподаватель курса «Менеджмент артиста» в International Music Business School (Барселона)
Следующий шаг — выбор команды или распределение ролей внутри существующей (даже если вы — совсем молодой артист, вокруг наверняка есть люди, готовые помочь и взять на себя часть обязанностей ради большой цели). Далее приступаем к проработке каждого этапа плана.
— Распределение функциональных ролей внутри команды. Необходимо назначить team leader — ответственного за выполнение всего плана со всеми сроками.
— Разработка стратегического плана действий по принципу «цель / способ достижения / сроки / ответственные лица». План должен содержать контрольные точки, в которых происходит сверка ожиданий и реальности. В зависимости от результата «в точке» дальнейшее движение можно либо продолжать согласно плану, либо корректировать — на этот случай необходимо заранее продумать план Б как минимум.
— Кроме стратегии надо подготовить максимальное количество контента, который будет поддерживать релиз и продлевать ему жизнь: это обложка и история ее создания, пресс-релиз о группе и новом альбоме, фото артиста для афиш и рекламных материалов, видео (официальный клип, лайв-версия, бэкстейдж со съемок, репетиций, записи), мерчандайз и возможные спецпроекты по мотивам альбома. Также нужно продумать, как пролонгировать актуальность альбома в перспективе (выпуск ремиксов и бисайдов).
Шаг 3-й. Во время промокампании уделите наибольшее внимание социальным сетям и онлайн-магазинам
Умение работать с соцсетями и интернет-витринами сейчас играет критически важную роль в продвижении новой музыки.
Владимир Юрченко
маркетинг-менеджер по международному репертуару Warner Music Russia
Выпуск нового релиза предполагает подготовительную работу, от которой зависит его судьба. Это и определение аудитории, каналов связи с ней, и в целом план работы по промо и маркетингу.
В современных реалиях важно четко понимать, какая цифровая площадка становится главной для вас, так как работа по маркетингу с прицелом на Apple Music отличается от работы с «ВКонтакте», а работа с YouTube Music — от работы с Bandcamp и так далее.
Представим, что вы — начинающий рэп-артист без активных соцсетей со сформированной аудиторией. В этом случае лучше сфокусироваться на работе во «ВКонтакте» и весь маркетинговый бюджет направить на развитие собственного паблика и продвижение поста с новыми песнями доступными во «ВКонтакте» инструментами. Ко второму релизу у вас, возможно, появятся сильная фанатская база, любовь блогеров и редакторов The Flow.
Другой пример: вы — инди-рокер, и у вас международные амбиции. Ваш трек, загруженный на Bandcamp (или, как вариант, SoundCloud) год назад, неожиданно продался хорошим энным тиражом. Обязательно нужно новый релиз грузить туда, выкачивать данные покупателей первого трека, добавлять туда мерч, запускать таргетированную рекламу с соответствующими настройками, искать тематические блоги, которые как раз любят использовать виджеты Bandcamp/SoundCloud.
Также должен быть определен фокусный трек из нового релиза, который будет предлагаться партнерам в плейлисты и на который будет делаться упор. Грубо говоря, сингл, хотя это понятие сейчас приобретает несколько другие характеристики. Как это сделать? По большому счету, это интуитивный процесс, но есть несколько базовых вещей, которые нужно понимать и которые помогут определиться: выбрать трек для клипа — в 90% случаев это именно тот трек, на котором нужно концентрироваться; определить, на какой аудитории вы фокусируетесь — массовой или фанатах, рассчитываете ли на радио, в какие плейлисты метите (жанровые или мейнстрим).
Шаг 4-й. Запланируйте презентацию релиза и гастрольный тур
Выход вашего нового альбома уже запланирован, соцсети уже пополняются лайками, перепостами и новыми поклонниками. Значит, самое время думать о концертах.
Татьяна Журавская
исполнительный директор лейбла Елены Темниковой, букер Tele-Club и холдинга «Дом печати»
Концертная презентация нового материала — этим вопросом лучше озаботиться заранее, перед релизом, поскольку дальнейший процесс — во многом импровизация, к которой нужно быть готовым. Живое исполнение студийного материала всегда несет в себе риск несовпадения ожиданий аудитории, особенно если это первые концерты, но в то же самое время это один из лучших способов продвижения своей музыки. Чтобы ничто не отвлекало во время работы на сцене и все звучало «как надо», заранее сверяем готовность к гастролям по короткому чек-листу.
Определите состав музыкантов. Если у вас есть команда, с которой вы придумывали музыку и записывали ее в студии, — вопрос, скорее всего, решен. Если в записи альбома принимали участие сессионные музыканты или вы записали все сами, нужно искать тех, кто сможет сыграть на сцене то, что, слушая ваши песни, люди слышат в своих наушниках.
Составьте технический райдер. Вы должны знать, что вы имеете при себе для выступления, а что должно быть на концертной площадке.
Рассчитайте длительность концертной программы и ее сет-лист. Минимальный сет для клубного выступления — 40 минут; для сольного концерта программа должна быть 80—90 минут; фестивальное выступление в случае молодого артиста может длиться от пары песен до 30—40 минут.
Задумайтесь о сценографии. Попробуйте самостоятельно, но лучше при помощи профессионала продумать концерт как перформанс: декорации, расстановка музыкантов на сцене, последовательность треков, стиль и внешний образ музыкантов, речи во время пауз между треками и т.д. Помните, что «сториз», снятые зрителем во время концерта, увеличивают или уменьшают вашу известность — все зависит от зрелищности.
Найдите площадку для выступления. Здесь важно свои амбиции и желания соотнести с размером вашей аудитории в городе. Оценить ее можно несколькими способами.
— Воспользоваться поиском по участникам в вашей группе во «ВКонтакте»: выбрать конкретный город и понять, сколько человек оттуда состоит в сообществе. Учтите, что на концерт дойдут не все — в лучшем случае стоит рассчитывать на половину из них.
— Изучить статистику запросов в Яндексе. По названию коллектива или альбома можно получить детальный анализ запросов как в целом по России, так и по отдельным городам и регионам. Есть возможность задавать временные рамки и другие настройки.
Запланируйте sold—out. Если выбрать площадку заведомо меньше размеров аудитории, можно недополучить денег, но получить аншлаг и таким образом обратить на себя внимание промоутеров и других площадок.
Запустите продажу билетов. Рекомендуемый минимальный срок с момента старта продаж до концерта — два месяца. В вопросе выбора партнера для продажи билетов масса нюансов. Кто-то дает больше возможностей для аналитики продаж: например, «Телекасса», Radario, Qtickets. Но иногда, особенно начинающим группам, важен и тот факт, что часть билетных операторов дает денежный аванс (например, Яндекс, Ponominalu и др.), который необходим для внесения аванса за аренду площадки и на рекламу.
Планируйте тур. В тур лучше ехать, когда есть запрос извне и начинают поступать звонки и письма из городов с предложениями выступить. Хотя бы несколько «входящих» заявок с хорошими условиями позволяют построить «скелет» тура, на который уже можно наращивать соседние города.
Если тур-менеджера вы еще не завели, то гастроль по стране — самое время, когда это стоит сделать. Если после регионального тура он останется с вами, можете считать, что жизнь удалась.
Шаг 5-й. Проконсультируйтесь с юристом по авторскому праву
Александра Шульц
юрист, с 2016 года занимается частной практикой и консультированием представителей креативных индустрий — артистов, менеджеров артистов, авторов произведений, промоутеров, цифровых сервисов по распространению музыкального контента и т.д.; защищает интересы российских поп-артистов и промоутеров в судебных спорах с рекорд-лейблами и с РАО
Если вы не уверены, что полностью владеете авторскими правами на свои произведения и смежными правами, — лучше не издавайте их.
Вы — автор текстов и музыки всех песен на релизе: означает ли это, что вы являетесь единственным владельцем авторских и смежных прав? Да, но не обязательно. Возможны неочевидные для вас ситуации.
— Самая распространенная: музыканты записывают песню на студии, звукорежиссер (аранжировщик) — их друг или просто хороший знакомый, и никакие документы не оформляются в уверенности, что, если потребуется, их всегда можно подготовить.
— Другой случай — использование различных битов и сэмплов в треках. Внимание. Биты, сэмплы и прочие звуковые примочки являются сами по себе объектами авторских прав.
— Еще пример: в треке есть бэк-вокал, который воспринимается как «безликий», и поэтому кажется, что он не заслуживает какого-либо специального оформления. Вместе с тем даже «безликий» бэк-вокал — это исполнение, объект смежного права, и просто заплатить бэк-вокалистам гонорар недостаточно, необходимо формально получить права.
Несоблюдение формальностей может иметь очень неожиданные последствия. Самое простое — вы не сможете лицензировать ваше произведение в рекламе или кино, а зачастую и просто отдать паблишеру или дистрибьютору. Юристы проведут проверку наличия у вас всех прав и наложат вето на сделку, если у вас нет лицензии на какую-либо составляющую трека. А с участниками записи у вас уже нет связи, а возможно, вы даже и не знаете их имен. Или совсем страшный сценарий: в треке используется неочищенный сэмпл, трек лицензируется в рекламе, и счастливый (конечно, счастливый!) правообладатель предъявляет рекламодателю иск, а рекламодатель затем вам, причем в размере не только компенсации, но и убытков в связи со снятием рекламы с ротации.
Поэтому главный совет: пока вы готовите к выпуску новый релиз — изучите его под микроскопом на предмет задействования объектов авторских и смежных прав и, пока у вас еще не прервалась коммуникация с участниками, оформите передачу прав.
Не обязательно готовить многостраничные документы, достаточно отразить ключевые параметры: отчуждение/лицензия, какая лицензия (исключительная/неисключительная), срок лицензии, территория. В договор с аранжировщиком целесообразно включить так называемое заверение об обстоятельствах, а именно о том, что в трек не включались чужие объекты авторских прав без оформления лицензии. Здесь же вы можете предусмотреть санкции за ложность заверения: неустойку, возмещение убытков.