что делать если накладная испорчена
Испортили или потеряли накладную: что делать бухгалтеру
Бланки товарных и товарно-транспортных накладных относятся к документам с определенной степенью защиты. В электронном банке данных (ЭБД) содержится информация о каждом бланке, его действительности и покупателе. Бумажные накладные теряются, рвутся и промокают, как и любые бумаги, а иногда их просто неправильно заполняют. Использовать такие бланки повторно нельзя.
Разберемся с порядком действий при порче или утрате накладной.
Пустой бланк накладной похищен, поврежден или утерян – собрать комиссию, составить акт списания и передать его в МНС
Если незаполненный бланк поврежден, потерян или украден, сообщите руководителю организации. В течение 3 рабочих дней со дня обнаружения этого факта руководитель организации (или индивидуальный предприниматель) должен создать комиссию и провести проверку.
По итогам проверки комиссия составляет и подписывает акт списания бланков документов с определенной степенью защиты (приложение № 2 к инструкции № 33/77/17). На следующий рабочий день руководитель проверяет и утверждает акт. На основании этого акта бланки списываются с учета.
ВАЖНО!
Индивидуальные предприниматели, которые ведут бизнес без наемных материально ответственных работников, проводят проверку самостоятельно — без создания комиссии. Акт о проверке ИП составляет и подписывает самостоятельно.
На следующий рабочий день направьте утвержденный акт в инспекцию МНС. Ее работники самостоятельно передадут в ЭБД информацию о вашем бланке и отметят его признаком «Недействительно».
Эти действия нужны, чтобы мошенники не смогли использовать бланк в своих целях. В ЭБД хранится информация о вас как о покупателе бланка. Если вы не сообщите, что бланк был утерян, украден или испорчен, то ответственность ляжет на вас, а свою непричастность придется доказывать.
Бланк испортили при заполнении – сохранить бланк, составить на него реестр и уничтожить после налоговой проверки
Есть риск испортить бланк при заполнении: указать некорректные реквизиты, вписать неверную сумму или внести другие данные, которые нельзя исправить. Воспользоваться таким бланком практически невозможно.
Бланки, испорченные при заполнении, не нужно включать в акт на списание. Для них предусмотрен другой порядок действий, который описан в инструкции от 18.12.2008 № 196:
Все испорченные экземпляры накладных желательно перечеркнуть или поставить на них отметку «Испорчен». Это нужно для того, чтобы их случайно не использовали повторно.
Подготовка к уничтожению бланков выполняется в следующем порядке:
Тариф «Первичка» от Контур.Бухгалтерия поможет упростить работу с накладными. Система подойдет всем компаниям, которые получают много входящих накладных и работают в учетной программе 1С. Сервис умеет автоматически распознавать данные со сканов ТН и ТТН и заносить их в учет.
Вероника К., фрилансер: «Работаю бухгалтером и кроме основной работы имею небольшую подработку. Конечно, внесение накладных в 1С занимало много времени, прежде всего, потому, что нужно заводить карточки номенклатуры. Сервис позволил мне вносить накладные в 7 раз быстрее. Особенно мне нравится, что карточки номенклатуры в 1С обработка делает сама, я только проверяю. И ура, теперь я больше сплю!».
Узнайте подробности по ссылке: https://b-kontur.by
Также вы можете задать вопросы на Viber +7 982 6105 008
Потеряли заполненные накладные – получить заверенную копию или заменить ПУД
Если вы потеряли пустые бланки или накладные, которые еще не передавали контрагентам, действуйте в порядке, описанном в ситуации с похищенным бланком.
Сложности начинаются, когда теряются заполненные накладные, по которым проведены хозяйственные операции. Потеряны уже первичные документы, а не бланки. А само их отсутствие может привести к доначислению налогов, штрафам и другим проблемам.
Потеря заполненных накладных может быть двух степеней тяжести: когда теряется один экземпляр и когда теряются сразу все.
Если утрачен один экземпляр накладной, его можно восстановить. Для этого направьте контрагенту официальный запрос и попросите выдать заверенную копию накладной. Проверьте копию на наличие всех обязательных реквизитов и убедитесь, что можете принять ее к учету вместо оригинала. Отметка о заверении должна включать резолюцию «Верно», должность заверителя, его подпись и дату заверения.
Если вы потеряли все экземпляры и копию взять негде, сообщите руководителю и попросите его назначить комиссию для расследования пропажи. Комиссия должна взять объяснительные у ответственных работников, установить причину невозможности восстановить документ и собрать доказательства проведения хозоперации (договоры, платежки, ЭСЧФ, акты сверки и т. п.). На основании полученных сведений нужно составить новый ПУД в произвольной форме, но с наличием всех обязательных реквизитов. К нему прилагаются все собранные комиссией документы.
Как списать бланки пропавших или испорченных накладных
В инструкции № 196 даны правила списания бланков накладных.
1. Бланк утрачен из-за программных сбоев, отказа клиента от покупки, неправильных данных или чрезвычайных обстоятельств. Это произошло до того, как материально ответственное лицо передало бланк ответственному исполнителю. Создайте следующую бухгалтерскую запись:
Дебет
Кредит
Содержание
92 «Внереализационные доходы и расходы»
Списана стоимость бланков
006 «Бланки строгой отчетности»
Списаны бланки за балансом
2. Найдены лица, виновные в утрате бланка. Создайте следующую бухгалтерскую запись:
Дебет
Кредит
Содержание
94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
10, 08, 20, 23, 26, 29, 44 и др. «Материалы» и др.
Списана стоимость бланков
006 «Бланки строгой отчетности»
Списаны бланки за балансом
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Недостача бланков отнесена на виновное лицо
94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
68 «Расчеты по налогам и сборам»
Списан НДС со стоимости утраченных бланков
Упростить работу с первичными документами поможет сервис для распознавания сканов товарных и товарно-транспортных накладных. Он создан специально для работы с белорусскими ТН и ТТН: автоматически распознает сканы и вносит данные в 1С. Вам остается только проверить, все ли верно.
На правах рекламы. АО «ПФ «СКБ Контур», ИНН 6663003127
Списываем накладные старого образца, действительные для использования
Как отразить в учете организации списание бланков накладных старого образца, действительных для использования?
Руководителем организации принято решение об аннулировании и уничтожении бланков накладных старого образца, действительных для использования, в связи с возникающими трудностями в их заполнении в соответствии с действующим законодательством.
Учетная стоимость старых бланков накладных, числящихся по данным учета организации на счете 10 «Материалы» и забалансовом счете 006 «Бланки документов с определенной степенью защиты», — 5 руб.
Общие положения
Формы действующих бланков ТН и ТТН утверждены постановлением N 58 и введены в действие с 02.09.2016.
При заполнении бланков накладных старого образца необходимо учитывать, что, поскольку постановление N 53 и постановление N 192 утратили силу, бланки ТН и ТТН, утвержденные данными постановлениями, следует заполнять в порядке, предусмотренном постановлением N 58.
Так как вышеуказанные нормативные акты не обязывают организации применять старые бланки накладных до их полного использования, то руководитель организации вправе принять решение о списании бланков накладных старого образца в связи с возникающими трудностями в их заполнении в соответствии с действующим законодательством.
Бухгалтерский учет
Налог на прибыль
Таблица бухгалтерских записей
К счету 10 «Материалы» открыт субсчет 10-13 «БСО».
Как не получить штраф при работе с первичкой
Бухгалтерские первичные документы оформляют для регистрации фактов хозяйственной жизни в компании. Бланки составляют в свободной форме и хранят в бумажном виде или в учётной системе электронного документооборота (ЭДО). Порядок работы с первичкой регулирует ст. 9 402-ФЗ РФ.
В статье рассмотрим случаи, которые не следует допускать при работе с первичными документами, чтобы избежать штрафных санкций.
За что штрафует ФНС при работе с первичными документами
Рассмотрим пять самых распространённых нарушений, за которые ФНС может оштрафовать организацию.
Отсутствие первичных документов
Компании-партнёры осуществляют обмен сканами подписанных документов. В дальнейшем копии меняют на подписанные оригиналы, которые отправляют по почте. Порядок подписания и сроки отправки закрепляются в договоре между контрагентами.
Налоговая оштрафует компанию, если при проверке ФНС хозяйственная операция отражена в учёте организации, но первичный бухгалтерский документ отсутствует.
Поэтому важно отслеживать партнёров в области своевременной отправки оригиналов первички.
Отсутствие первичного бухгалтерского документа регулирует ст. 120 НК РФ. За нарушение с организации взыщут:
В соответствии со ст. 15.11 КоАП РФ, должностное лицо получит штраф :
Также ФНС вправе убрать из налогооблагаемой базы те расходы, которые документально не подтверждены. В таком случае организации придётся доплачивать налог на прибыль.
Первичный бухгалтерский документ, утерянный при стихийном бедствии или при форс-мажорных обстоятельствах, необходимо восстановить. В данном случае операция считается неподтверждённой и не освобождает организацию от ответственности.
Отсутствие обязательных реквизитов
В соответствии с 402-ФЗ от 06.12.2011 первичный учётный бухгалтерский документ должен содержать обязательные реквизиты :
Особое внимание ФНС акцентирует на подписи сторон, отсутствие которых свидетельствует о несостоявшейся сделке. В таком случае инспекция доначислит налоги.
Повреждения в документах
Первичный бухгалтерский документ возможно испортить при сшивании или прокалывании для занесения его в архив. При осуществлении таких действий повреждению могут быть подвержены реквизиты счетов или актов.
Первичка будет принята в ФНС, даже если документ испорчен, если на основе оставшихся данных можно идентифицировать:
В иных случаях требуется сделать запрос на дубликат документа у партнёра.
Нечитаемый документ
Причины нечитаемости первичного документа могут быть различными. Данные невозможно просмотреть по ряду причин: выцветание краски на документе или неисправность печатного оборудования. Для того чтобы оформить расходы по таким документам, с них снимают копии, заверяют подписью ответственного лица, ставят печать и хранят вместе с оригиналами.
Внесение исправлений
Исправления в бумажные документы вносят в соответствии с законодательством.
В первичке допустимы правки путём вычёркивания позиции с прописанными вручную датой исправления и подписями сторон. Порядок оформления исправлений регулирует п. 4 положения о документах и документообороте в бухгалтерском учёте.
Исправления не допускаются в тексте и цифровых данных первичных документов и учётных регистров.
В каких случаях разрешены, а в каких запрещены сканы первичных документов
Ст. 9 402-ФЗ содержит в себе информацию о том, что оформление бухгалтерских первичных документов происходит только на бумаге или в электронном виде.
Цифровые документы подписывают квалифицированной электронной цифровой подписью (УКЭП). Именно такой вид подписи придаёт цифровым документам юридическую силу и подтверждает их авторство. Астрал-ЭТ и 1С-ЭТП от УЦ «Калуга Астрал» подходит для подписания цифровой документации, обмена документами между контрагентами и сдачи отчётности в госорганы.
Федеральный закон не имеет в составе текст, который разрешает использовать сканы первички. Работа со сканированными копиями и их оформление в качестве первичных документов — запрещено законодательством.
Однако существуют исключительные случаи, для которых использование сканов разрешено, на это указывает письмо Минфина от 22.04.2020 № 03-01-10/32570. Документ разрешает учитывать и оформлять расходы по сканированным образам документов, пока у организации нет возможности получить их оригинальные копии. Связано это с обострившейся эпидемиологической обстановкой в стране. Многие сотрудники бухгалтерии перешли на удалённый режим работы, в то время как работодатели не успели подключиться к электронному документообороту. Для такого случая налоговая служба приняла вышеуказанные меры.
Чтобы организацию не оштрафовали за использование сканов во время пандемии, необходимо внести правки в учётную политику компании. В ней следует указать, что на основе правительственных нормативных актов работа с первичными документами осуществляется с использованием сканированных образов. После улучшения эпидемиологической обстановки в стране и выхода сотрудников бухгалтерии предприятия с удалённого режима работы компания обязуется вести обмен оригиналами документов.
Возможны ли штрафы за скан-копии первички
Штрафные санкции можно получить, если в учётной политике компании не прописано использование сканированных образов первичных бухгалтерских документов. Также организации используют сканы, предполагая, что получат оригиналы. Если после пандемии фирма так и не получит оригинальные копии документов, тогда ФНС оштрафует компанию за отсутствие первички и доначислит налоги.
Во избежание штрафных санкций необходимо подключиться к оператору электронного документооборота. Оформление первичных документов в электронном виде даёт следующие преимущества:
Как поступить, если обнаружили пропажу накладной
Причины, обстоятельства и места утраты (недостачи) документов могут быть различными. Для организации первостепенное значение имеет сам факт того, что бланк или уже оформленный документ утрачен. Рассмотрим основные действия бухгалтера при пропаже накладных (ТН или ТТН).
При приемке бланков не достает накладных
В такой ситуации нужно сделать следующее :
1) составить в произвольной форме акт обнаружения производственного брака бланков. Такой акт нужно оформить в четырех экземплярах и указать в нем типы, коды, серии и номера бланков, их количество, а также описать выявленный брак;
2) передать три экземпляра акта вместе с бракованными бланками в реализующую организацию. Последняя либо вернет стоимость бракованных накладных, либо произведет их замену.
Потеряна «новая» накладная
Если обнаружилась пропажа накладной, которая была не заполнена или заполнена, но не передана контрагенту (хозяйственные операции по ней не совершались), действовать нужно так.
Один из контрагентов потерял свой экземпляр
Когда свои экземпляры накладной утеряла передающая либо принимающая сторона, то для такой ситуации законодательством не предусмотрен четкий порядок действий.
В данной ситуации можно восстановить утерянные документы. На наш взгляд, сделать это стоит так.
2. Руководитель организации, по нашему мнению, может:
— затребовать письменное объяснение у работников, ответственных за прием и хранение потерянной накладной. Это нужно для установления причин и обстоятельств, при которых она была утрачена, а также виновных в этом лиц ;
На заметку
После 26 февраля 2018 г. отметка о заверении может не содержать печати контрагента, если им принято решение не использовать печать в своей деятельности .
Утеряны все экземпляры накладной, и нет возможности «раздобыть» ее копию
Иногда случается, что утрачены все экземпляры оформленной и подписанной обеими сторонами накладной или невозможно получить ее копию (например, контрагент ликвидирован). Конкретного порядка действий организации в такой ситуации законодательство также не содержит.
Полагаем, что в указанной ситуации стоит действовать так.
Комиссии при этом необходимо:
— взять пояснения у работников, причастных к утере накладной, для установления обстоятельств, при которых она была утрачена ;
— установить причины, по которым документ невозможно восстановить;
— собрать доказательства того, что хозяйственная операция имела место: взять пояснение у лиц, которые перевозили (переносили), принимали или отпускали товар со склада. Кроме того, стоит собрать документы (в том числе проверить их наличие), которые могли бы подтвердить факт того, что данная хозяйственная операция имела место (договоры, платежные документы, ЭЧСФ, акты сверки расчетов и т.д.).
Порядок документального оформления возврата бракованного товара поставщику
Каков порядок документального оформления возврата бракованного товара поставщику, в частности, оформления первичных документов, а также отражение в бухгалтерском учете данных операций?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок документального оформления операций по возврату бракованного (некачественного) товара поставщику и отражение данных операций в бухгалтерском учете организации зависит от момента выявления брака, в частности до принятия такого товара к учету (до перехода права собственности на него) или после.
Если бракованный (некачественный) товар выявлен до принятия товаров к учету, то организация-покупатель составляет и направляет в адрес поставщика: акт о выявленных расхождениях, претензионное письмо и расходную накладную на возврат товаров поставщику с пометкой «возврат товара». При этом до момента возврата бракованных (некачественных) товаров поставщику эти товары учитываются на забалансовом счете 002.
Если бракованный (некачественный) товар выявлен организацией-покупателем после принятия этих товаров к учету, то возврат такого товара оформляется как обратная реализация. При этом в адрес поставщика покупатель выставляет: акт о выявленных недостатках, претензионное письмо, товарную накладную или иной документ, применяемый им для реализации товаров, а также счет-фактуру. При этом в бухгалтерском учете возврат бракованного товара покупатель отражает проводками, соответствующими обычной реализации.
Обоснование вывода:
В первую очередь необходимо отметить, что определение брака продукции не содержится в бухгалтерском законодательстве, но по своей сути брак представляет не что иное, как продукцию, которая в силу своего низкого качества не может быть использована по прямому назначению или ее использование связано с дополнительными расходами по исправлению дефектов.
Продажа изготовленной продукции осуществляется, как правило, по договорам купли-продажи. Разновидностью такого договора является также договор поставки.
В соответствии с нормами ст. 513 ГК РФ установлена обязанность покупателя по принятию товаров. Покупатель (получатель) товаров в соответствии с п. 2 ст. 513 ГК РФ обязан в срок, определенный законом, договором поставки или обычаями делового оборота, проверить количество и качество принятых товаров. Порядок приемки товаров может быть установлен, в частности, договором поставки. О выявленных несоответствиях и недостатках товаров покупатель (получатель) обязан незамедлительно уведомить поставщика.
В соответствии со ст.ст. 469 и 475 ГК РФ в ГК РФ содержится перечень ситуаций, в которых покупатель вправе отказаться от исполнения своих обязательств по договору, вернуть товар поставщику и потребовать возврата денежных средств, если товар был оплачен. К таким ситуациям относится, в частности, поставка товара ненадлежащего качества.
Как следует из п. 2 ст. 475 ГК РФ, в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Если товар возвращается продавцу по перечисленным обстоятельствам, то можно говорить о том, что продавец не исполнил договор поставки надлежащим образом, поэтому, по сути, в указанных ситуациях происходит частичное или полное расторжение договора поставки (купли-продажи).
При этом отменяется изначальный переход права собственности на данный товар от поставщика к покупателю.
Смотрите также постановления Девятнадцатого ААС от 08.12.2011 N 19АП-4037/11, ФАС Московского округа от 05.04.2010 N КА-А40/2672-10, от 28.01.2010 N КА-А40/14851-09, от 06.07.2009 N КА-А40/2935-09, ФАС Поволжского округа от 03.06.2009 N А65-10290/2008, от 14.05.2008 N А55-15140/2007, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 N А66-7216/2008, от 07.11.2008 N А56-6327/2008, письма Минфина России от 02.06.2010 N 03-03-06/1/370, от 03.06.2010 N 03-03-06/1/378, от 05.02.2010 N 03-03-06/1/51, ФНС России от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182.
Отметим, что в случае если возвращается товар, уже принятый к учету (т.е. когда факт перехода права собственности на товар подтвержден соответствующими первичными документами), то возврат такого товара рассматривается как заключение сторонами нового договора купли-продажи (поставки), в соответствии с которым право собственности на товар передается первоначальному владельцу товара (поставщику) (смотрите, например, п. 4 письма ФНС России от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182, постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.03.2008 N Ф03-А24/08-2/710). При этом сторонами оформляются первичные документы, сопровождающие приемку-передачу товара и подтверждающие новый переход права собственности на товар.
Соответственно, если бракованный (некачественный) товар на учет не принят, имеется в виду частичное принятие на учет товаров, поступивших от поставщика, то речь идет о частичном расторжении договора поставки (купли-продажи). И при возврате такого товара считается, что право собственности на товар, не соответствующий условиям договора, не перешло к покупателю.
Таким образом, в целом, существуют два случая, когда выявляется бракованный (некачественный) товар:
некачественный товар выявляется до принятия на учет товаров, поступивших от поставщика и до перехода права собственности на него;
некачественный товар выявляется после принятия товаров на учет покупателем и право собственности на такой товар перешло к покупателю.
Как следует из вопроса, организация выявила бракованный (некачественный) товар до принятия товаров на учет и планирует вернуть его поставщику.
Поставщик же настаивает на принятии всей партии товара на учет, в том числе и бракованного (некачественного), с последующим его возвратом поставщику.
Вместе с тем, учитывая последовательность и логику развития событий в рассматриваемой ситуации, поскольку бракованный (некачественный) товар был выявлен все-таки до принятия всей партии товара к учету, полагаем, что организация-покупатель вправе не принимать к учету бракованный (некачественный) товар и настаивать на его возврате, а также замене на качественный товар или возврате денежных средств.
Если же организация-покупатель примет решение пойти навстречу поставщику и принять к учету всю партию товара, то она также не лишается своего права настаивать на возврате бракованного (некачественного) товара, а также замене на качественный товар или возврате денежных средств.
При этом документальное оформление рассматриваемых действий в обоих случаях отличается и будет таким, как описано ниже.
Документальное оформление
В силу п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Соответственно, формы первичных документов могут быть разработаны хозяйствующим субъектом самостоятельно.
При этом на основании п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов должны содержать обязательные установленные реквизиты.
При этом с 1 января 2013 года упразднена обязанность применять в учете унифицированные формы первичных документов, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).
Соответственно, каждая организация может самостоятельно разработать и утвердить в своей учетной политике формы первичных учетных документов, которые она будет использовать, либо применять используемые ранее формы первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм, утвердив их своим приказом.
Возврат бракованного товара осуществляется в соответствии с порядком, установленным договором поставки (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2016 N 17АП-17424/16 и Арбитражного суда Уральского округа от 12.10.2015 N Ф09-7183/15 по делу N А60-267/2014).
При отсутствии в договоре условий возврата бракованной продукции следует исходить из положений ГК РФ о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ).
Таким образом, в случае выявления некачественного товара организация-покупатель должна оформить соответствующие документы, порядок оформления которых зависит от того, в какой момент был выявлен бракованный товар:
до принятия на учет товаров покупателем (до перехода права собственности к покупателю);
после принятия товаров на учет покупателем (после перехода к покупателю права собственности на товар).
Рассмотрим данные варианты более подробно.
Если товар несоответствующего качества выявлен в момент приемки товара на склад, то покупатель должен оформить претензию поставщику, а также акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке ТМЦ (форма ТОРГ-2).
Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).
На основании соответствующего акта покупателем составляется претензия поставщику. Унифицированной формы претензионного письма не установлено, и организации следует разработать форму такого письма самостоятельно.
Порядок и форма выставления такой претензии должны быть установлены договором.
Соответственно, претензия может быть составлена в произвольной форме, но при этом она должна содержать следующие данные:
вид некачественного товара, номер партии и упаковки;
ссылку на акт о браке;
требования покупателя относительно бракованного товара;
вывод независимой экспертизы (если она проводилась);
в чем состоит брак и его причины;
количество некачественного товара;
требования покупателя относительно бракованного товара (возврат, замена и т.п.).
В п. 2.1.9 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5, указано, что покупатель при возврате продавцу некачественных товаров оформляет в его адрес расходную накладную.
Соответственно, возврат некачественного товара поставщику организация может оформлять в том числе расходной накладной.
Форма расходной накладной на сегодняшний день законодательно не установлена, поэтому для оформления возврата товаров покупатель может использовать самостоятельно утвержденную форму (при соблюдении требований ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Кроме того, при закреплении в учетной политике использования унифицированных форм первичных учетных документов при возврате товара может оформляться накладная на отпуск материалов на сторону (по форме М-15) или товарная накладная (по форме N ТОРГ-12).
На накладной целесообразно сделать пометку «Возврат товаров».
Таким образом, в случае обнаружения покупателем при приемке товаров несоответствия поставляемых товаров условиям договора по качеству (при обнаружении бракованных товаров) покупатель оформляет:
акт об установленном расхождении по количеству и качеству (покупатель вправе применить формы N ТОРГ-2 (для российских товаров), N ТОРГ-3 (для импортных товаров), подписанный специально созданной комиссией;
претензионное письмо с приложением акта об установленном расхождении по количеству и качеству;
письмо-согласие с претензией поставщика или согласие, подтвержденное иным образом (согласно условиям конкретного договора);
товарную накладную с пометкой «на возврат» (может быть применена форма N ТОРГ-12, если данная форма утверждена в организации в качестве первичного документа (письмо УФНС России по г. Москве от 21.09.2012 N 16-15/089421@). Или, например, накладная по форме М-15, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 21.09.2012 N 16-15/089421@).
В ситуации, если бракованный (некачественный) товар выявляется после принятия всей партии товаров, поступивших от поставщика (вариант, на котором настаивает поставщик), документальное оформление возврата такого товара имеет определенные особенности.
Так, в письме УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037667 было сказано, что после завершения процедуры передачи товара право собственности на него переходит к покупателю. Последующее изменение собственника влечет налоговые последствия в виде признания операции по передаче товара реализацией. Процесс перехода прав собственности на товар определяется по мере подписания первичных документов, подтверждающих соблюдение условий приемки-передачи товара.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах УФНС России по г. Москве от 19.04.2007 N 19-11/036207, от 19.04.2007 N 19-11/36207.
Соответственно, если возврат товара осуществляется по соглашению сторон договора, после его приемки покупателем и подписания соответствующих первичных документов, то будет иметь место обратная реализация этого бракованного (некачественного) товара.
В случае оформления возврата товаров в качестве обратной реализации покупатель отражает в своем налоговом учете доход от реализации (ст. 249 НК РФ) и расход в виде стоимости реализованных товаров (пп. 3 п. 1 ст. 268, ст. 320 НК РФ).
Фактически финансовый результат будет равен нулю с учетом позиции ФНС, отраженной в письме от 17.07.2009 N 3-2-06/77.
Аналогичная позиция применительно к НДС и порядку выставления счетов-фактур прослеживается и в письмах Минфина России от 07.04.2015 N 03-07-09/19392, от 01.04.2015 N 03-07-09/18038.
Смотрите также постановление Пятнадцатого ААС от 04.09.2015 N 15АП-4261/15.
Таким образом, в случае обнаружения покупателем несоответствия поставляемых товаров условиям договора по качеству (при обнаружении бракованных товаров) после принятия их к учету покупатель оформляет:
акт о выявленных недостатках (браке) (покупатель вправе применить формы N ТОРГ-2 (для российских товаров), N ТОРГ-3 (для импортных товаров), подписанный специально созданной комиссией;
претензионное письмо с приложением акта о выявленных недостатках (брака);
письмо-согласие с претензией поставщика или согласие, подтвержденное иным образом (согласно условиям конкретного договора);
товарную накладную (форма N ТОРГ-12) или иной документ, в соответствии с учетной политикой покупателя применяемый им для реализации товаров;
счет-фактуру от покупателя на «обратную» реализацию поставщику бракованного (некачественного) товара.
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете организации-покупателя порядок отражения возврата некачественного товара зависит от того, обнаружен брак непосредственно при приемке товара или после его принятия на балансовый учет организации.
В соответствии с п. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, приобретенные товары принимаются на учет с отражением на счете 41 «Товары» по фактической себестоимости, равной договорной цене товара (без учета НДС).
Если брак обнаружен при приемке товара, то бракованный товар принимается к учету на забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в оценке согласно товаросопроводительным документам (простой записью по дебету счета 002). При возврате товара поставщику стоимость товара списывается с забалансового учета простой записью по кредиту счета 002.
При выявлении брака не всей партии приобретенных ценностей, а только их части, по дебету счета 002 отражается только часть бракованных материалов (товаров), а ценности надлежащего качества принимается к учету с отражением на счетах 10 «Материалы» и 41 «Товары» соответственно.
Если возврат бракованного (некачественного) товара происходит после принятия его к учету, в качестве обратной реализации покупатель отражает в бухгалтерском учете проводки, соответствующие обычной реализации.
При этом на стоимость бракованного товара покупатель предъявляет поставщику претензионное письмо.
Расчеты по претензиям учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 02 «Расчеты по претензиям».
На основании Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н, доходы от реализации товаров признаются в качестве доходов организации от обычных видов деятельности.
В целях избежания претензий со стороны налоговых органов во время налоговой проверки, а также конфликтов с поставщиком по вопросу документального оформления обнаруженного брака рекомендуется при заключении договора поставки (купли-продажи) четко прописать порядок возврата и порядок перехода права собственности в случае выявления бракованного товара.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Возврат товара продавцу (поставщику).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.