что делать если на фортепиано переиграла руку

«Переиграть руки»

Опасность, которая подстерегает профессиональных музыкантов, когда они остервенело и по много часов играют на скрипке/рояле/гитаре/барабане и т.д. напряженными руками, не слушаясь своего тела, которое умоляет их остановиться, посылая соответствующие сигналы (руки устают, начинают болеть…).

Если музыкант долго продолжает в том же духе и издевается над собой, то однажды природа скажет ему свое веское «хватит»: никакие проф. движения без боли для такого человека будут уже невозможны, как бы он ни хотел. Это своего рода «природный предохранитель». (С точки зрения природы наши с вами концерты и конкурсы ведь совершенное ничто по сравнению с сохранением здоровья и жизни).

В таких случаях помогает время и отдых, восстановительное лечение, а иногда — так считается, или по крайней мере раньше считалось, — не помогает и музыкант может потерять профессию.

Важно! Считается, что «переигрывает руки» тот музыкант, чей учитель сделал ему с самого начала неправильную «постановку рук». Между тем выдающийся педагог, проф. Гольденвейзер считал иначе. Он говорил, что понятие «постановка рук» ложно, потому что подразумевает статику, а исполнительство — это движение, и «надо исходить из того, что руку надо не ставить, а двигать». Более того: именно из-за того, что в педагогической практике столь большое внимание уделяется «постановке рук», музыканты начинают играть напряженными руками. (см.) То есть — логически продолжим сказанное Гольденвейзером — рискуют «переиграть руки».

Переиграть руки могут не только музыканты. Нечто подобное происходит и с людьми не музыкальных профессий, везде, где люди изо дня в день совершают однообразные движения, особенно — находясь при этом в стрессовом состоянии. У тех, кто много пишет, бывает так называемый «писчий спазм». У тех, кто постоянно долбит на компьютерной клавиатуре — «туннельный синдром». У рабочих на заводах — прядильщиц и мотальщиц и др. — и даже у доярок (!) существует свое профзаболевание рук.

Конкретные диагнозы, а также обследования — дело докторов. О профессиональных заболеваниях рук написаны книги и научные труды, изложение некоторых из них см. здесь. (В свое время в московском Институте профзаболеваний были специалисты, которые лечили такие состояния; правда, когда я несколько лет назад я наводила справки, мне сказали, что сейчас там этим не занимаются. Если у вас есть информация о том, где найти докторов, специализирующихся на руках музыкантов, дайте знать).

(Небольшое отступление. Не всякая боль в руках говорит о том, что они «переиграны». В обычной жизни есть немало ситуаций, в которых можно перетрудить руки. Они не обязательно связаны со скрипкой. Ношение тяжелых сумок; отгребание машины из снега; или даже методичное отшвыривание от себя настырного кота, который всю ночь лезет лизаться — все это может дать на следующий день боль в руках, и в этом случае не стоит сразу бить во все колокола, нужно просто вспомнить, что вы делали помимо того, что играли на скрипке).

Но если боль связана именно со скрипкой — немедленно отложите инструмент в сторону.

Лучший способ справиться с переигрыванием рук — его не допустить. Или, если перефразировать изречение, «лучше недоиграть, чем переиграть»

Надо уметь вовремя остановиться в занятиях, не играть уставшими руками, а уж если они болят — не играть тем более.

Во время вирусных заболеваний (гриппа, ангины и даже банальных ОРВИ) соблюдать осторожность, и если температура поднялась выше 37 — не играть. (Исключение — ответственные концерты, тут решение принимается исходя из ситуации).

Ну и самое главное — уже скорее из области психологии. Нужно избавляться от механистического мышления и болезненных амбиций, заставляющих исступленно истязать себя, истощая психику и подвергая себя чрезмерным нагрузкам.

Нужно учиться любить и уважать себя, и кто бы что ни говорил, но мы обязаны ценить самый совершенный инструмент, который дала нам природа — даже не скрипку, нет, а наше тело.

31 комментарий для “«Переиграть руки»”

Хочу поделиться с музыкантами рецептом, который помог мне. 2 года назад я очень сильно переиграла руку, причиной этого была игра на инструменте с температурой. Играть не могла 3 месяца совсем, а потом еще 3 месяца потихоньку сквозь боль. На мне испытали 7 разновидностей физиопроцедур, массаж, ванночки- ничего не помогало. Диагноз поставили- тендовагинит. А потом меня научили очень простому рецепту- натереть лук на терке(да-да, как это не странно-обычный репчатый лук), и привязать его к руке на 2 часа, делать достаточно 1-2 раза в сутки. После снятия такого компресса- намазать руку любой мазью для суставов или мышц и обматать шерстью. Рука прошла за неделю.

Возможно лук тут ни при чем, а дело в мази для суставов?

А возможно, просто прошло достаточно времени к тому моменту как стал применяться лук, и рука восстановилась бы и без лука так же, просто совпало. Как обычно, после — не значит, вследствие, но кто ж об этом помнит, когда боится за своё здоровье, тогда и гомеопатия начинает «помогать».

Ага, само прошло… Не стОит быть таким наивным. И если не знаете на себе действие гомеопатии, не нужно хаять то, чего не знаете.

Всё будет хорошо не отчаивайтесь. 😉

Вообще не надо думать о движениях. Когда ребенок учится говорить, то он не задумывается о том, как должен себя вести речевой аппарат, — у него есть звуковая цель, к которой он стремится. Правильно — он говорильщик-любитель. Професиональный диктор или актер проходит постановку голоса, наподобие постановки рук у пианистов.

Под «переигрыванием рук» обычно подразумевается тендовагинит — воспаление сухожилия и его оболочки, которое возникает от чрезмерной нагрузки на сухожилие (частые однообразные движения или неправильное поднятие тяжестей).
У меня вопрос на похожую тему. Я начал играть на скрипке с 14 с половиной лет (до этого с 7 лет занимался на фортепиано) и примерно через год, когда я эмоционально, «рьяно» проводил смычком по струне ми или одновременно по струнам ми и ля (например, аккорд в конце произведения) при доведении смычка до конца у меня в запястье сбоку (по линии большого и указательного пальцев) на полсекунды возникало болевое ощущение, словно пронзает током. Было ли у кого-нибудь такое и с чем это могло быть связано?

У меня через час академ, п рука болит просто невыносимо…никогда не отличалась сильно хорошей игрой, это последние сроки для здачи, ведь на Гала-концерте педагог «не хочет себя позорить»
Учительница всегда меня всячески обзывала, говорила:»-У тебя даунские пальцы. » Мама предлагала несколько лет назад уйти к другому учителю, но я, по своей глупости ответила:-«Мам, у неё свой джаз-бенд был, у неё джазовый театр импровизации, к ней все мечтают попасть, меня просто засмеют»
ЧТО ДЕЛАТЬ.

Настя, я не имею права давать советы.
Но прочитав Ваш коммент, я вспомнила, что мне обычно мудрые люди говорили перед выходом на сцену: иди играй и получи от игры удовольствие. Так я и поступала. И удовольствие приходило.
Раз у вас прямо сейчас выступление, забейте на учительницу. Сейчас уже не важно, что она говорила.
С Богом!

Спасибо за Вашу историю, Герман. А что это за шарики, которыми вы упражнялись?
Я помню из истории музыки, что Шуман использовал какое-то механическое приспособление и из-за этого повредил себе руку, поэтому ему пришлось покончить с концертированием. Зато он стал гениальным композитором.
У вас, кстати, судя по вашему мэйлу (он здесь не публикуется, но я вижу), профессия сейчас тоже творческая. По-моему, это прекрасно.
Удачи Вам! И точно — музыканты, как наркоманы, бывшими не бывают!

Здравствуйте! Я учусь в музыкальной школе уже давно. Раньше рука никогда не зажималась, а теперь после игры одного произведения чувствуется сильная усталость. Боюсь переиграть руки. Подскажите, как избавиться от зажатости в плече.

Катерина, ну никак нельзя на расстоянии понять, что произошло. Вашему педагогу должно быть это видней. А что за произведение «виновник» таких ощущений? Единственное, что могу посоветовать — не игнорируйте эти сигналы, и если чувствуете, что зажатость какая-то неправильная, вовремя давайте себе и рукам отдых.

У меня через два дня гос. экзамен а через неделю конкурс. В последнее время замечаю что правая рука очень сильно устает и напрягается, не могу выигрывать пассажи — пальцы изза зажатой руки очень плохо двигаются. А вот буквально вчера( не знаю это связано с этим или нет) заметила что рука чуть ниже сгиба локтя дергается(нерв наверно какой-то)
Не знаю что делать. Может это и не признак заигрывания, но очень боюсь особенно за конкурс
Не хочу никого подвести
Может какие-то народные средства есть
Помогите пожалуйста

Простите, пожалуйста, Вероника, что не видела раньше Вашего комментария и поэтому не ответила.
Хотя я не врач и все равно не могла бы Вам тогда помочь, да и опасно это — давать советы по интернету. Надеюсь, у Вас все хорошо.

Хорошая статья, спасибо. Очень важно поднимать такие вопросы! Когда у меня появилась проблема с правой рукой, я играл на барабанах уже 3-4 года. Однажды, я решил попробовать новое упражнение — побарабанить на мешке с песком. Позанимался я не мало, и не чувствовал сильной усталости, но на следующий день ощутил боль в районе сустава, у кисти. Тут я понял что переиграл, перенапряг руку. Самое печальное, что с этой болью даже продолжал репетировать с группой… Спустя пару недель боль начала утихать. После этого боль появлялась только тогда когда репетируешь много времени. Однажды это мне надоело, и я решил избавиться от этой проблемы. Я ходил к хирургам, они сказали что нужно мазать сустав и кисть мазью и не давать нагрузку, которая дает эту боль. Так как этот вариант был тупиковый, я начал ходить по другим врачам. Врач который меня спас, был массажистом. Параллельно с массажем применялось иглоукалывание, но это было больше как дополнительная терапия. В общем, если отбросить подробности, то проблема заключалась в том что мышца перенапряглась и запомнила это состояние. Решение заключается в том, чтобы расслаблять мышцы. По крайней мере, это решение к которому пришел я, возможно есть ещё другие варианты, например растяжка. Специалист, который может вам помочь называется мануальный терапевт. Лучший вариант — это пойти к этому специалисту. Если хотите сами разобраться — нужно для начала найти мышцу которая дает боль. Учтите, за свои действия отвечаете только вы сами! Чтобы ее найти, нужно сделать самому себе массаж, в моем случае надо хорошо надавливать на мышцы всей руки + лопатка и плечо, и понять какая же мышца вызывает боль сверху кистевого сустава. Я нашел её в предплечье. Когда вы надавите на перенапряженную мышцу, вы почувствуете что она больше остальных дает болевые ощущения. Чтобы расслабить мышцу, нужно на нее надавить и держать в таком положении некоторое время. Мышца будет болеть, но боль уйдет спустя несколько минут. Не нужно держать очень долго! Спустя несколько таких сеансов, которые будут проводиться несколько дней, а то и недель, Вам станет намного легче. Что я понял, пообщавшись с этим врачом: когда я занимаюсь музыкой, то даю своим рукам нагрузку которой нет в повседневной жизни. Расслабление мышц после тренировки исключают возможность появления боли.

И, конечно, нужно больше слушать своё тело и внутренний голос!

Источник

Что делать если на фортепиано переиграла руку

Это банально, но мне всегда помогала красная шерстяная ниточка на руке. 🙂

И я советую все-таки отложить инструмент хотя бы на 2-3 дня и переключиться временно на другой род деятельности! Часто это помогает лучше всяких мазей.:solution:
Обязательно держать руку в тепле и во время занятий следить, чтобы она постоянно была свободна. Как только возникают неприятные ощущения, сразу опускать и расслаблять руку. Не играйте пока двойные ноты, они никуда не денутся, а кроме них наверняка есть над чем работать!

Помните, что лучше сейчас некоторое время не позаниматься, чем потом всю жизнь проклинать ошибки молодости!

При исполнении двойных нот болит рука из-за сверхнормального давления на струны;

Чрезмерное давление на струны-результат силовой охватики грифа;

Силовая хватка грифа-результат целенаправленных чрезмерных (и излишних) напряжений в пальцах и кисти левой руки;

Чрезмерные напряжения в руке-результат пользования рукой,изолированной не только от плеча,но и от всего тела;

В конце концов все это есть результат анатомического невежества,незнания физиологии и механики движений своего тела( в объеме,требуемым исполнителю).

Обычно исполнитель знает все или почти все об анатомии инструмента,на котором играет; и ничего или почти ничего об инструменте,которым играет- о своем теле.

Именно об этих проблемах,вопросах и путях их решений пишет Владимир Мазель в своей серии»МУЗЫКАНТ И ЕГО РУКИ «.

К ВРАЧУ!К ВРАЧУ!К ВРАЧУ!

ДЭНАС хвалят, но для меня это из области мистики.
Мне не помогал (хотя я и не переигрыш им пытался лечить).Ну, надо под присмотром специалиста поначалу, там есть некоторые хитрости 😉
Особенно он не поможет, если будет в коробочке лежать :silly: 😛

Консультации высококвалифицированного специалиста могу пообещать 8)

Вот только
а) ни в коем случае не начинать играть, пока всё не прошло.
б) пересмотреть аппарат, убрав лишние зажатия. Согласна! :beer:

Нет.. Ну может плечо соовсем немного (теперь, после зажима, до него не было)
Я думаю я перенапрягла руку на высоких позициях и двойных нотах. 🙁
Но, это не страшно? Когда пройдет, следов обычно не остается.

Элен, а на каком месте конкретно? Потому что у меня на нем тоже такая проблемка возникала. Просто не играла пару дней и не поднимала никаких тяжестей + смазывала больное место. Ну и, конечно, выяснила из-за чего это произошло и стала внимательней к постановке.

В смысле на каком месте конкретно зажала?
Не знаю точно, но мне кажется на аккордах, двойных нотах.. Которые на 3й, 5й странице. В каденции. Я просто его за полторы недели практически выучила, и. Немного переборщила с количеством занятий. Хоть я и пыталась чередовать нагрузки.
Но у Вас все прошло бесследно?
Просто честно говоря я немного боюсь. roll: У моей учительницы один ученик переиграл на Вьетане руки, месяц не играл, потом кое как сдал экзамен зимой, а теперь опять не играл долгое время. Не знаю чем это кончится 🙁 А играл он хорошоо.. Так что обидно. :(:cry:

Да.. Постараюсь расслабить.. А то. %)
Ээ. Не секрет.. 6-7 курс заканчиваю. Школы.. ) (13 лет)

Кстати.. Вспомнила тут одну вещь. 🙂 Вы с мостиком играете? Если есть хоть малейшее неудобство из-за мостика или подбородника, может выйти то, что случилось с Вами.. И еще, в любом случае, скрипка не должна прижиматься головой (извините за сумбурный ход мыслей, по-другому не умею. oops: )

(хохоча) Чудовищный.. 😆 Обожаю людей с хорошим чувством юмора 😉
На самом деле, как уже было сказано

Обычно исполнитель знает все или почти все об анатомии инструмента,на котором играет; и ничего или почти ничего об инструменте,которым играет- о своем теле.

в этом-то и вся беда..

У меня недавно заболела, зажалась рука, но не запястье, а бицепс левой руки (скрипка).

Ребят, извините меня плз!)
мне срочно нужна увертюра к опере Верди «Сила судьбы»! чем подскажете? где взять? 😳

Вы не в тот раздел пишете.. На форуме существуют разделы, каждый посвящен определенной тематике. Вам сюда http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=3696

Вы не в тот раздел пишете.. На форуме существуют разделы, каждый посвящен определенной тематике. Вам сюда http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=3696

Чё это ты? 🙂
Напоминает анекдот про двух обезьян и крокодила :lol:Просто реклама :silly: 😉

А про обезьян не помню 🙄

на самом деле, если грамотно организовать аппарат (я не столько про постановку самих рук сейчас, сколько именно про организацию движений) и поставить процесс изучения техники, то ни забалтываний, ни переигрываний быть не должно.
Вот например, сплошь и рядом вижу переходы, выполненные
а) рывком
б) не отпуская палец, на котором едут.
Это отвратные, слышные, быстрые желудочные глиссанды на зажатой руке. К тому же неточные.
И что мешает, скажем, взять 20-й Мазаса (или 9й Крейцера) и МЕДЛЕННО и ПЛАВНО всё сделать как надо?

:-oЭто правда действует.

—————————-
Искусство скрипичного конструирования:
http://zhurnal.lib.ru/m/muratow_s_w/index_1.shtml (http://zhurnal.lib.ru/m/muratow_s_w/index_1.shtml)

Искусство штриховой техники скрипача:
http://zhurnal.lib.ru/m/muratow_s_w/index_4.shtml (http://zhurnal.lib.ru/m/muratow_s_w/index_4.shtml)

—————————-
Искусство скрипичного конструирования:
http://zhurnal.lib.ru/m/muratow_s_w/index_1.shtml (http://zhurnal.lib.ru/m/muratow_s_w/index_1.shtml)

Искусство штриховой техники скрипача:
http://zhurnal.lib.ru/m/muratow_s_w/index_4.shtml (http://zhurnal.lib.ru/m/muratow_s_w/index_4.shtml)

Спасибо Вам большей за такой подробный ответ.

Источник

Что делать если на фортепиано переиграла руку

Нет такого. Можете, конечно, играть, но последствия. Нужно длительное лечение и полный покой.

(в отчаянии)
про последствия понимаю всё прекрасно.
только вот играть завтра надо!
а лечиться хоть месяц, только вот после игры:cry:

А что Вы потеряете, если отмените концерт? Гонорар?
А что Вы потеряете, если пойдёте на концерт и доконаете руки? Боюсь, месяцем бассейна дело будет не поправить.

Есть такие блокаторы. Это уколы, которые делают прямо в позвоночник (в качестве наркоза при операции аппендицита, к примеру). Вы не почувствуете не только боль, но и свои руки.

///Обезбольвающее можно принимать, но не кетанов, а что-то помягче. Поверьте, рукам это до одного места, а печень жалко:roll:

А что Вы понимаете под «психофизиологической причиной»? Если человек испортил руки, играя неверно, и теперь будет продолжать увлечённо наяривать через боль, это может исправить ситуацию?

Вы, наверное, никогда не переигрывали руки! 😉

Отменить! За день ничего не сделать! Только руки еще больше угробите!

(в отчаянии)
про последствия понимаю всё прекрасно.
только вот играть завтра надо!
а лечиться хоть месяц, только вот после игры:cry:

ндаа,очень сочувствую. несколько лет назад я переиграла руки. основательно переиграла. как раз перед концертом. я Вам очень советую отменить концерт и не играть. лучше не сыграть один концерт, чем потом не играть вообще. своё выступление то я отменила, но все равно не играла несколько месяцев после этого. лечила руки. долго лечила. у замечательного врача ( к ней обращались все поголовно играющие пианисты с проблемными руками. к сожалению, она умерла уже. ).
мне помогли иголки, ванночки каждый день с содой, с солью. и мазать несколько раз в день руки мазью Софья с пчелиным ядом и мазью Арника ( только не российской). поберегите руки, не давайте им большой нагрузки. но при это все равно каждый день очень осторожно, аккуратно, но играйте по 15-30 минут. нельзя совсем не давать нагрузку. ни на что не претендую, но это то,что мне как-то помогло. удачи!

А что Вы понимаете под «психофизиологической причиной»? Если человек испортил руки, играя неверно, и теперь будет продолжать увлечённо наяривать через боль, это может исправить ситуацию?

Уважамый aprile.
Вы хотите «аргументов» и «дискуссий».

И всё-таки, даже имея 125 лет опыта (и особенно имея оный), довольно рискованно ставить диагноз и прописывать лечение заочно. А вдруг гигнется пациент?

(А дискуссий и аргументов я и правда совсем не хочу! Лучше шоколадку).

Цвета льна, как Вы? Надеюсь, не на концерте?

Надо искать спортивных врачей.Ну как же! Это ж для свободной механической игры(см.выше).

И дело не только в руках, а в общем мышечном зажиме: спина, лопатки, плечи, неправильное распределение сил, посадка. Ведь есть произведения, которые физиологически не подходят. Вот рациональные зерна,но они лишь фрагменты возле инструмента.А что вне его?А что с общей осанкой,с сидением на стуле,вставанием,ходьбой, поднятием сумок,движениями,которыми пишем, или моем посуду и полы? Проблемы не начинаются с ф-но,оно только возвращает их фидбеком в чистом и усиленном виде.

Мы так много слышим об исполнителях с переигранными руками.Кто-то и когда-то слышал о диких зверях охотниках с перехоженными лапами?

Видите ли, уважаемый NbP, я очень неплохо знаю rapidkeys, а также очень нелохо осведомлен о его педагогической деятельности. И вот если Вы приведете то количество лауреатов, каковое воспитал (уже!) rapidkeys, а не будете ограничиваться ссылками на сына, лихо барабанящего по компьютерной клаве, то. возможно (впрочем, не уверен, ибо МОЙ опыт говорит, всё же, об обратном) я Вам и поверю.

///Обезбольвающее можно принимать, но не кетанов, а что-то помягче. Поверьте, рукам это до одного места, а печень жалко:roll:

Присоединяюсь. :appl:
Еще от себя добавлю очередной садистский рецепт. (Предыдущие были в разделе «Проблемы с голосом, что делать» и касались вокалистов.)
Заранее говорю, что при исполнении это не так страшно, как при описании, но определенный риск все же есть. Вам решать, сделать ЭТО или нет. Кака раз из серии «Экспрессметодов».
Итак. Вам потребуются: 2 человека(родственники или друзья). Ровная поверхность (не пол!), возможно, массажный стол, на котором можно вытянуться во весь рост, и свесить шею, чтобы она свободно болталась запрокинутой назад.
Фильмы, где преступникам заламывают руки назад, смотрели?8). 1.ЗавОдите, сидя на ровной поверхности, максимально руки назад(если самой больно, попросите кого-то аккуратно помочь. Штоб не сломать8)).
2.Опираясь на руки того, кто Вас поддерживает, постепенно ложитесь на спину со сведенными руками. ВАЖНО при этом, несмотнря на боль, СОВЕРШЕННО РАССЛАБИТЬСЯ, обмякните на чужих руках, как кисель. Помогает долгий выдох (во время которого и попытайтесь успеть лечь на спину).
3. Шея, как уже говорилось, должна свисать и болтаться. Заранее рассчитайте так, чтобы был доступ к ногам и к шее вашим помощникам. Потому что передвигаться и поправлять позу самой в таком положении очень больно!
4. Один берет Вас за ноги НИЖЕ щиколоток, лучше около пятки (а то можно случайно ухватить за болевые точки выше внутренних косточек, там как раз очень удобно держать человека за ногу8)8)), второй аккуратно берет Вас за шею, как бы ПОДДЕРЖИВАЯ ее на весу до ровного положения. Ваша голова при этом находится как бы «в лодочке» из ладоней помощника, закрывающей затылок и часть виска (возле ушей). ВАЖНО! проверить, чтобы шея действительно была расслаблена. «Повзвешивать» ее на руках,слегка поворачивая слева направо,до полного расслабления.
5. Вы делаете глубокий вдох, и, как только начинаете выдох, Ваши помощники ОДНОВРЕМЕННО И ОЧЕНЬ ЛЕГКО, наподобие того движения, как мы, например, забираем игрушку на ниточке у котенка, или выдергиваем ключи из двери- подергивают Вас за ноги и шею в направлении КАДЖЫЙ НА СЕБЯ, нив коем случае не вниз и не вверх. а только очень легко и строго ГОРИЗОНТАЛЬНО. Это делается всего пару секунд-пока Вы выдыхаете набранный воздух. Повторите так пару раз.
6. Хруста бояться не надо, т к. в таком положении Вы ничего себе не сломаете(!).
7. Повторить то же самое, лежа на животе и сложив руки под грудью (как при сидении за партой). Голова тогда свисает вперед, а руки помощника обхватывают подбородок и виски. Хрустеть при этом могут ребра. Бояться тоже не надо8)8)

Вообще, совершенствование таким образом нервных связей с движением пальца, гораздо полезнее многих пустых часов «технических» занятий.
К тому же это единственный известный мне настоящий метод поддержание техники в условиях отпуска или отсутствия инструмента.

. в анатомии и тЭории исполнительства (есть такая специальность, наряду с пЭдагогикой).

И еще хорошо, если сам новоиспеченный Кандидат наук забудет свою диссертацию, как кошмарный сон, и будет работать так, как это делал до защиты (талантливо и с любовью к ученику), а если сам вдруг поверит в то, что написал? Всё, выноси покойников (музыкальных).
:appl::appl::appl:

Рад услышать, наконец, умного человека!
Отказавшись несколько лет назад от преподавания курса методики, я мотивировал свой отказ тем, что не могу учить тому, чего нет.

Не знаю, на что так оскорбились уважаемые педагоги (видимо, само сравнение с рабочими и с компьютерщиками покоробило их эстетическое самолюбие8)).

Это уже, уважаемый (ая) Ваши домыслы.
Речь только о том, что занятия музыкой не только (и не в первую очередь!) физиологический процесс.

Видите ли, я не знаю результатов труда NbP (http://www.forumklassika.ru/member.php?u=10667), замечу лишь, что к музыке классико-академической традиции (см. его профиль) он относится косвенно.NbP опирается на труды Владимира Мазеля, который к классическо-академической традиции относится в полной мере и выучил немало первоклассных скрипачей. Сейчас ушел в науку и обобщает свой многолетний опыт с точки зрения анатомии и физиологии.
По себе могу сказать, что система очень действенна 8)

Речь не о псевдометодистах, переписывающих друг у друга научные работы и не знающих, с какой стороны подойти к инструменту.

Сначала определяется общее движение в быстром темпе, когда траектория движения рук и ног идеальна. А уже потом в замедленном темпе оттачивается баланс тела. Вот так изучают восточные единоборства. Так же можно и совершенствовать движения музыканта, если хотите. Но никак не наоборот: от медленного к быстрому.

Так же оттачивают свои движения художники. Только быстрое движение может привести нас к идеальной кривой.

Я долгое время занимался микроминиатюрами и изучал психологию точных движений. Только быстрое движение может привести к успеху. Если не верите мне, то почитайте книгу Н.Сядристого «Тайна микротехники». В интернете ее нет, но в библиотеках поискать можно.

Абсолютно согласна, полный идиотизм. Про яблочко и прямые пальцы знаю, а крендельками это как. 😮

NbP опирается на труды Владимира Мазеля, который к классическо-академической традиции относится в полной мере и выучил немало первоклассных скрипачей. Сейчас ушел в науку и обобщает свой многолетний опыт с точки зрения анатомии и физиологии.
По себе могу сказать, что система очень действенна 8)

А где и каким образом NbP на них «опирается»?Он просто знаком с системой Мазеля и цитирует ее время от времени 🙂

Музинтерпретация в методику не входит. Методика отвечает на вопрос «как?». Каждый педагог ставит перед учеником свою цель. Вот на достижение ее и направлена методика.

И еще. Академическое образование каек таковое еще не деланет человека Музыкантом. Равно как и иная профессия (НЕ академическая) не означает чьей-то НЕМУЗЫКАЛЬНОСТИ.
По мне, так взгляды NbP гораздо более относятся к музыке, чем Ваша борьба с Методологией и Муз педагогикой.:lol::lol::lol:.
Я писал где-нибудь о немузыкальности NbP? Перечитайте мои посты внимательно и не приписывайте мне Ваших собственных измышлений. Борьба с «Методологией». А. Ну, с ней не один я борюсь. Вся гуманитарная мысль XX столетия прошла под знаком борьбы с системотворчеством катедер-философии XIX в. С «единственно-верными» учениями.

Всего доброго. Больше я отвечать Вам не буду-неинтересно!:-?
Вы знаете, я этим не удивлен.

Так приведите хоть один пример.
Буду только благодарен.
А Ваши обвинения crispa в немузыкальности и воинствующем дилетантизме нелепы и беспочвенны.

Это сообщение напрямую относится к заявленной теме и ни в коем случае не отвечает за другие аспекты исполнительства и методики обучения.

К сожалению, детей обучают игре на инструменте, заставляя напрягаться. Забывая, что параллельно нужно обучать умению расслабляться.

Не принимайте никогда буквально советы даже великих мастеров

По моему мы с Вами говорим о разных вещах.
Возможно. Но тема «игры всем телом» в теме «переигранных рук» кажется мне несколько излишней.
Мне кажется многим просто приятно тут поговорить о том, что они читали или что им интересно в методике. По «своей теме», как бы она не была далека от смысла корневого вопроса.

Но тема «игры всем телом» в теме «переигранных рук» кажется мне несколько излишней.

А именно в технике игры «конечный» аппарат воплощения (пальцы, руки) должен быть самым тщательным образом контролируем, свободен и готов к мельчайшим тонким реакциям.
Прекрасное пожелание,но пожелания не есть метод.

И как же два слова от великих мастеров предохраняют от переиграния рук(не забыли?)?

«- Гуща лучше!
— Боб вернее!» (с)
(это я про спор ув. коллег о том, нужно ли играть «всем телом» :-)).

В какой-то старой энциклопедии (возможно, первом издании БСЭ) я видела картинку, иллюстрирующую, какие мышцы задействованы при выполнении довольно несложного движения (типа поднимания предплечья или удержания небольшого груза). Так все тело нарисованного человечка было в красных отметинках.

:solution::solution::solution::solution:ура. я, значит, была права. (в отношении охлаждения руки)

Прошу меня простить, если не по делу встреваю, но обратил внимание на такой момент: жалобы на переигранные руки идут главным образом от пианистов. Интересно, почему подобного не слышно, скажем, от органистов, у которых чисто физические усилия нередко [орган с механической игровой трактурой, без Баркера, возможно, исторический] ощутимо больше таковых, необходимых для извлечения звуков на фортепиано. Вроде бы клавесинисты, у которых, как я понимаю [на клавесине играть не доводилось, увы], усилие меньше фортепианного, тоже не страдают или, во всяком случае, не информируют нас о своих бедах. В чем же дело? Или только в том, что органистов и клавесинистов значимо меньше, чем пианистов?

Хи-хи. Пианисты больше занимаются!:silly:
А если серьёзно, то проблемы с руками бывают у музыкантов разных специальностей.

Нащщот клавесина не скажу.

* Ой, а никто не знает, почему теперь так много композиторов?

Вероятно, и органисты переигрывают руки.

На органе звучание меняется совсем иными средствами, и перенапрягать руки для его изменения «не хочется».

Мне пока доводилось видеть и слышать только одну органистку, у которой были на тот момент проблемы со связками. На мой взгляд, очень квалифицированный человек. Умудрялась с забинтованной рукой играть Регера.

В неком смысле, да, другими, так как у органиста, если он играет на механике особенно, к ответственному моменту взятия звука [открытия клапана] добавляется не менее ответственный момент снятия [закрытия], и, грубо говоря, тут-то и всплывает наличие/отсутствие мануальной техники.

Вероятно, и органисты переигрывают руки. Но (подозреваю) меньше, чем пианисты, и вот почему:

потому что нас, пианистов, как собак нерезанных, а органисты наперечёт

Откровенно говоря, не понимаю, почему с таким умным видом, аппелируя к какой-то метафизике (типа играть надо ушами и душой, а не пальцами. ) музыканты рассуждают о профессиональной травматизации вызванной монотонным переутомлением.
Угу. Монотонным. Не смешите народ. «С умным видом. «

Идите к трактористам и им советуйте. Не думаю, правда, что они смогут воспользоваться Вашими рекомендациями.

Профессионально? О да. У нас теперь везде профессионалы.

А Вы, случайно, с бодибилдингом игру на рояле не путаете?

Метафизика здесь только одним местом. «Осеннюю песню» Чайковского сыграть технически ОЧЕНЬ просто, а музыкально ОЧЕНЬ сложно. Поэтому не стоит ставить себе технические задачи, неподвластные индивидуальным возможностям организма. Лучше сделать что-то полегче технически, но поискать музыку.
Поискать музыку?:lol: Верный совет: ищите музыку.

Поэтому не стоит ставить себе технические задачи, неподвластные индивидуальным возможностям организма.
Мысль верная. Только. Вы знаете, она принадлежит к того же рода «мыслям», что и мои соображения, например, по поводу диетологии: лучше (для здоровья, понятно) выпивать в день стакан сока, чем бутылку водки (попробуйте оспорить!).
Могу еще добавить «верных соображений». Например, из области географии: Волга впадает в Каспийское море.
И т.д. и т.п.

От себя добавил бы необходимый по теме текст:»А зачем вам чужие языки? Русским надо обходится,великим русским!»

Я только представил, как исполнитель выходит на сцену, весь опутанный проводами, и воспроизводит программу.

Хватит извращаться, господа.8)

Как верно заметил один из участников форума, это было скорее психологическое перенапряжение, чем физическое.

Что бы этого не было, надо научиться владеть собой, ни в коем случае не поддаваться эмоциям в плане физическом. Эмоции должны быть в душе, а не в руках.

Поскольку медиаторная техника при игре на электрогитаре сродни смычковой на скрипке, думаю, что проблема в этом.

Что бы этого не было, надо научиться владеть собой, ни в коем случае не поддаваться эмоциям в плане физическом. Эмоции должны быть в душе, а не в руках.

Поскольку медиаторная техника при игре на электрогитаре сродни смычковой на скрипке, думаю, что проблема в этом. Полная чепуха. Почитайте методику. В процессе обучения надо контролировать сост-ия мышц у ученика. Причины зажатости могут быть разные.

У нас была вот такая странная ситуация: во время занятий на скрипке у дочки неожиданно заболела правая рука, сначала несильно (и она продолжала заниматься), а потом вдруг резко очень сильно.

Полная чепуха. Почитайте методику. В процессе обучения надо контролировать сост-ия мышц у ученика. Причины зажатости могут быть разные.

Изложу еще раз взгляд на эту проблему.

Я своим начинающим ученикам, прежде чем приступить к технической игре, даю пропеть несложный 8-тактовый блюз. Таким образом, у них настает осмысление того, что они будут играть.

Когда приходит пора играть руками, они уже не испытыват технических проблем. Ибо у них уже осмыслена композиция. А руки становятся вторичными.

Я своим начинающим ученикам, прежде чем приступить к технической игре, даю пропеть несложный 8-тактовый блюз. Таким образом, у них настает осмысление того, что они будут играть.

Когда приходит пора играть руками, они уже не испытыват технических проблем. Ибо у них уже осмыслена композиция. А руки становятся вторичными.

во время занятий на скрипке у дочки неожиданно заболела правая рука, сначала несильно (и она продолжала заниматься), а потом вдруг резко очень сильно. (. ) Знать бы, чтобы предотвратить подобное на будущее, если возможно.

но позвольте, как же идти в педагогику, если у самого (у самой) постановка неправильная? как «ставить» ручки юным музыкантам
Не знаю, как на пианино, а на гитаре постановка руки – дело индивидуальное.
Гари Мур всю жизнь играет тремя пальцами на грифе, Стив Морс держит медиатор самыми нечеловеческими способами, Марк Нопфлер вообще не играет медиатором и играет большим и средним пальцем. И ничего – живут, и хорошие гитаристы! Примеров могу уйму привести.
Да и на фоно я не раз слышал критику (я, правда, плохо в этом разбираюсь) что джазовые пианисты неправильно держат руки, и.т.д.

Просто поясню свою мысль еще раз.

:-o(хотя, может когда-нибудь произойдёт переворот в моей голове и я «созрею», но только после того, как смогу решить свои постановочные «проблемы-проблемки»):-)

просто сейчас так много разелось «педагогов» (и не только в музыке), которым преподавать просто противопоказанно (и дело не только в руках). но это уже не тема для данного обсуждения.

вот я и говорю, как, например я, ненашедшая даже для себя удобной, комфортной, для игры, постановки, пойду преподавать? не пойду!

:-o(хотя, может когда-нибудь произойдёт переворот в моей голове и я «созрею», но только после того, как смогу решить свои постановочные «проблемы-проблемки»):-)

Это отдельный вопрос.

Хотя справедливости ради надо сказать, что Гари Мур хоть и играет хорошо и его произведения сложны, к виртуозам я бы его не отнес. У него главный козырь – музыкальность и вокальность исполнения на гитаре.

Там не то что сильная растяжка, или то что вы перечислили – просто ну как сказать…
Ну так по нормальному никто не играет.:lol: Теоретически возможно, но никто так не делает. Никто не игнорирует безымянный палец в игре. Трехпалая игра – я видел, что бы люди не использовали мизинец, но не использовать безымянный – это только у Гари Мура. 😆

Кстати, по этой ссылке особо на музыкальность не рассчитывайте – здесь просто хорошо видно движение руки на грифе.:-)

Я уж высказал свое мнение – самое главное, научиться преодолевать страхи и комплексы. Не в руках дело – я считаю, что это вторично. То, что проделал над собой Шуман – это по меньшей мере странно.

Впрочем, ребята – гитаристы идут и в современности на какую-ту ерунду. Недавно кто-то рассказывал, что якобы гитаристам делают специальные пропилы над кожей между пальцами для растяжек. Не хочеться в это верить, пусть лучше это будет слухами, нежели правдой.

Ни малейшего пренебрежения к современным музыкантам. Просто я считаю не совсем корректным приводить в качестве примера игру в совершенно другой технике и с другими художественными задачами.
Я могу кучу примеров привести, не только блюз-роковых, но и джазовых и классических гитаристов.
Гари Мур – просто первое, что приходит в голову (больная мозоль): ученикам задаешь StillGotTheBlues, они орут – ерунда! А начиная играть, спотыкаються о такие вещи, как точное интонирование подтяжек, пассажи, с виду кажущимися простыми, ритм. Как вы точно заметили, не из-за слуха, а из-за «недостатка ума».

Немузыкальный – это я в плане того, что данный пример показывает его движение рук, но художественной ценности это произведение не имеет; там камера почти вплотную к рукам. Другого примера не откопал, где камера была близка и движение пальцев было видно.
Если хотите услышать его музыкальность, по этой же ссылке увидите другие ролики, в том числе из выступлений вживую. К примеру этот
http://www.youtube.com/watch?v=LGdC4GBkcbM&feature=related

Интересно, среди танцоров не ходят слухи о необходимости подстригать мешающие детали?
:-):-):-):appl::appl::appl:

Там не то что сильная растяжка, или то что вы перечислили – просто ну как сказать…
Ну так по нормальному никто не играет.:lol: Теоретически возможно, но никто так не делает. Никто не игнорирует безымянный палец в игре. Трехпалая игра – я видел, что бы люди не использовали мизинец, но не использовать безымянный – это только у Гари Мура. 😆

Играет он безымянным пальцем.
KFUW621lgXY&NR

Играет он безымянным пальцем.

Например, как это делает Стиви Рэй Воэн

Так считается более правильно.

Любопытно, а как Хили удается удерживать гитару на коленях, беря ноты в верхней части грифа? Корпус прикреплен к коленкам или электрогитара требует гораздо меньших усилий для зажимания струн на ладах, чем классическая? Попробовал бы он на акустике этюдик Сора сыграть таким образом. 😕 Вроде бы, еще гавайскую гитару держат подобным образом.

Кстати, о надрезах на коже. :figa: Они по-любому только снизят возможность растяжки. Ведь не дырочки ж там остаются опосля. 🙂 А любой надрез, заживая, замещается рубцом, который менее эластичен, чем кожа, и к тому же стягивает окружающие ткани. Аналогию с танцорами можно использовать, чтобы слегка закатывать юные нетерпеливые губёшки. 🙂

Не совсем согласен. Аппликатурные модели на электрогитаре тоже имеют определенную универсальность, которыми старина Гари пренебрегает.
И потом, жалко, не могу загрузить ДВД, там отдельные места есть, где показаны крупным планом руки, где он ноты от ми до ля на 1 струне (12-17 лад) играет 1 и 2 пальцами.
Спрашивается – зачем ему это неудобство? Нет, играет же, и хорошо, аж за душу берет…

Что касается Джеффа Хили – электрогитара просто имеет несколько другой корпус, нежели классическая.
Мое ИМХО – классическая гитара и электрогитара – это очень разные вещи. Как я уже упоминал, электрогитара больше родня скрипки. И мне жалко, что нет ДМШ по классу электрогитары, где, по моему мнению, отбор надо вести едва ли не такой же жесткий, как на скрипку. На электрогитаре очень много приемов, требующих хороших ушей, такие, как подтяжки, вибрато, и.т.д.
Как пример – посмотрите видео одного балбеса (прости господи, другого слова не придумать), как можно обгадить хорошее произведение.

И сравните, как это делает тот же Гари Мур.

Фактически гитара (вообще)по сложности игры стоит на втором месте после скрипки.Не надо забывать,что Паганини был не только великим скрипачом,но и- по словам очевидцев-великим гитаристом.Как раз скрипачам легче всех перейти на гитару.

Если так, я глубоко снимаю шляпу перед австралийцами.

Если так, я глубоко снимаю шляпу перед австралийцами.

Не совсем согласен. Аппликатурные модели на электрогитаре тоже имеют определенную универсальность, которыми старина Гари пренебрегает.
.
Спрашивается – зачем ему это неудобство? Нет, играет же, и хорошо, аж за душу берет…

Как пример – посмотрите видео одного балбеса (прости господи, другого слова не придумать), как можно обгадить хорошее произведение.

Список можно предоставить, просто обидно будет, когда модераторы наш интересный оффтоп убьют.

На фоно нота ре всегда нота ре. А на гитаре можно подтянуть на тон от ре до ми например. И надо слышать ноту ми, точно интонируя тон.
Та же фишка и с рычагом. Ноту опускаают/поднимают до определенной высоты.
Про методы звукоизвлечения скромно умолчу.

При этом я очень уважаю фоно и людей, на нем играющих. Мне просто обидно, что электрогитара, столь богатый на выразительность инструмент, в нашей стране предана игнорированию.

Вот, собственно, самое главное.

. я просто хочу сказать, что как аппликатура, так и непосредственно постановка рук, есть универсальная. А есть удобная. И показал на примере Мура.

Список можно предоставить, просто обидно будет, когда модераторы наш интересный оффтоп убьют.

Я попробую заикнуться об отделении темки через «жалобу».

Мне просто обидно, что электрогитара, столь богатый на выразительность инструмент, в нашей стране предана игнорированию.

Никто с этим не спорит, говориться лишь о том, что «победителей не судят», и если человек найдет для себя комфортную постановку, отличающуюся от универсальной, то никто его не осудит.

Не эксцентричности, а эксцентрики. Точнее, музыкальной эксцентрики. Или, по словарю:

Полноценный и заслуживающий уважения жанр.
История знала не одного и не десять слепых исполнителей. И большинство из них традиционная посадка-постановка вполне устраивала.
Что же касается выразительности, то я уже написала о требованиях жанра. Где-то номер проходит, где-то нет.

Это говорит не об ограниченности фортепиано как инструмента, а об ограниченности дядьки как исполнителя. 🙂 Уж извините. Лучше послушать мнение пианистов более высокого уровня. Или хотя бы задать вопрос в разделе пианистов на здешнем форуме.

Что, неужели и Шопена исполняют? :-o:-)

Дело не в этом, а дело в том, что по большей части академические музыканты этот инструмент недооценивают. Инструмент молодой, это не скрипка с фортепиано или классическая гитара, имеющие под собой многовековую историю.
А в чем должно выражаться «дооценивание»?
Я попросила выделить наши посты в отдельную ветку. Будем ждать. Может и настоящие знатоки скажут в ней пару веских слов.

Что, неужели и Шопена исполняют? :-o:-)

Насчет Шопена не знаю, но вот примеры:
http://ru.youtube.com/watch?v=kYX-pGavags&feature=related (http://ru.youtube.com/watch?v=kYX-pGavags&feature=related)

Вряд ли захотят.
У кого какие приорететы. Почему, я ответил в той теме.

Кстати, гитару я уж поскребываю 15 лет. Даже на этом умудряюсь деньги зарабатывать иногда)))))))).

Кстати, гитару я уж поскребываю 15 лет. Даже на этом умудряюсь деньги зарабатывать иногда)))))))).
Звиняйте, добродию. Сослепу не разглядела.

Изгадить можно.:-) И делают это повсеместно и всевременно.

Хорошо. Давайте говорить пока о правой руке.

Стив Морс
http://ru.youtube.com/watch?v=SjH118NwQRk

Кирк Хэммет
http://ru.youtube.com/watch?v=mKKbT3zyqtw

Пол Гилберт
http://ru.youtube.com/watch?v=HC60XNiS-MQ

У каждого свои возможности. Школа Столярского в свое время была знаменита исключительным профессионализмом педагогов.
Сейчас, психологическая зажатость родителей, которые не могут обсудить проблему с педагогом, привела к ее усугублению.
Необходимо решать эту проблему с педагогом и завучем, изменить программу, на более щадящую. Найти специалиста по профзаболеваниям и наметить план реабилитации.

Составление и подготовка текста С.М.Фроловой. Екатеринбург: гуманитарно-экологический лицей, 1994. – с 11 ил. 90 страниц.

Книга знакомит с оригинальной методикой лечения и профилактики профессиональных заболеваний рук у музыкантов-исполнителей. Благодаря В.А.Гутерман сотни людей вернулись к творческой деятельности. Методику также могут использовать вязальщицы, машинистки (пользователи ПК) и представители других профессий, связанных с тонким и точным ручным трудом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *