что делать если лизнула собака в исламе

Если слюна собаки попала на тело, нарушается ли омовение?

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

Нет, омовение не нарушается. Просто нужно избавиться от этой наджасы (слюна собаки).

Наджаса, которая попала на тело из вне омовение не нарушает, а наджаса, которая попала на тело, выйдя из него, нарушает омовение.

Что касается очищения от слюны собаки, то ученые на этот счет считают следующее:

Ответ: «Слюна собаки – нечистота, и если она попадет на посуду или одежду, следует помыть место, куда попала слюна, в соответствии словам пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

«Если собака облизала вашу посуду, то для очищения, вымойте ее семь раз, и первый раз – землей».

Если одежда стирается в чистой воде и след нечистот исчезает, то одежда очищается от собачьих и прочих нечистот, с условием что нечистоту собаки нужно вымывать семь раз и в первый раз – землей, или тем, что может заменить это, например мыло или стиральный порошок». (см. «аль-Ляджна ад-Даима» 4/196)

Ответ: «Собачью слюну и ее следы нужно вымывать, куда бы она ни попала, на одежду, на тело или на что-либо из домашней утвари. Мыть нужно столько раз, сколько необходимо для выведения следа от этой нечистоты, и не является условием очищения от нее использование земли, кроме как при очищении от нее посуды».

Ответ: «Нет необходимости ее мыть, мыть нужно то, из чего она пила. Что же касается влаги ее рта, ее пота, крови и т.п. в этом случае достаточно удалить саму нечистоту и ее следы, и нет необходимости мыть семь раз и очищать землей».

Источник

Очищение от собачьей наджасы по шафиитскому мазхабу

что делать если лизнула собака в исламе. Смотреть фото что делать если лизнула собака в исламе. Смотреть картинку что делать если лизнула собака в исламе. Картинка про что делать если лизнула собака в исламе. Фото что делать если лизнула собака в исламе

Хвала Аллаху, сделавшему воду и землю чистыми и очищающими, мир и благословение Пророку Мухаммаду, сказавшему: «Чистота – половина веры», – его роду и сподвижникам.

Изучение вопросов ритуальной чистоты возложено на каждого совершеннолетнего мусульманина, и незнание этой темы откликнется грехом за оставленную обязанность и множеством ошибок и изъянов в поклонении, приводящих к его недействительности.

Известно, что много вопросов в шафиитском мазхабе вызывает очищение от нечистот собаки и из-за этого нередко даже переходят в другой мазхаб. Особенно актуально это для новообращенных мусульман, в культуре чьих народов держать собак в доме – обычное дело, и для тех, кто в больших городах случайно сталкивается с собаками и не знает, что именно в собаке нечисто и каким образом она загрязняет одежду и другие чистые предметы.

Краткие сведения о делении нечистот в шафиитском мазхабе

Аль-Хатыб аш-Ширбини пишет в книге «Мугни аль-Мухтадж»:

«Знай, что нечистоты делятся на тяжелые [для устранения], средние и легкие»[1].

Практическая разница между этими видами наджасы определяется, в первую, очередь, способами устранения этих видов наджасы.

1) Тяжелые нечистоты, к которым относятся собака и свинья, устраняются семикратным мытьем места попадания нечистот, причем одно из омываний нужно совершить водой, смешанной с землей. Тут надо пояснить, что в книгах по фикху часто встречается выражение: «Семикратное мытье, одно из которых должно быть совершено землей», – но под землей факихи имеют в виду воду, смешанную с землей в таком количестве, что вода становится мутной. Если место омывания просто посыпать землей или протереть землей, то испачканная одежда или другие предметы не очистятся.

2) Средняя наджаса, к которой относятся все остальные виды нечистот, кроме свиньи, собаки и мочи грудного ребенка мужского пола, который питался только грудным молоком. Примеры этого вида наджасы: моча, кал, кровь, гной и т. д. Очищение от этого вида нечистот происходит полным омыванием участка загрязнения с условием протекания воды по нему, то есть если водой просто смочить место загрязнения, но вода не протечет по участку, то очищения не произойдет.

3) Легкая наджаса, к которой относится моча грудного ребенка мужского пола, питавшегося только грудным молоком. Для очищения от такой наджасы достаточно побрызгать место загрязнения и не требуется протекания воды по нему, но брызгами должно быть охвачено все очищаемое место[2]. Надо уточнить, что имеется в виду именно моча мальчика, потому что моча девочки будет относиться уже ко второму виду наджасы[3].

Шариатское решение в отношении собаки

Основным доказательством, на которое опираются ученые шафиитского мазхаба, утверждая, что собака является нечистой полностью, служит хадис:

طُهُورُ إِنَاءِ أَحَدِكُمْ إِذَا وَلَغَ فِيهِ الْكَلْبُ سَبْعُ مَرَّاتٍ أُولاهُنَّ بِالتُّرَابِ

«Очищение ваших сосудов, если собака испила из них, – семикратное [омытие], первое из которых – землей»[4].

В другом риваяте от Муслима добавлено:

Также Бухари и Муслим приводят хадис от Абу Хурейры:

إِذَا شَرِبَ الكَلْبُ في إِنَاءِ أحَدِكُمْ فَلْيَغْسِلْهُ سَبْعاً

«Если собака выпьет из вашего сосуда, то вымойте его семь раз».

Аль-Хатыб аш-Ширбини разъясняет первый хадис:

«Довод этого хадиса заключается в том, что нечто очищают либо из-за ритуальной оскверненности (хадас), либо из-за нечистот, либо из уважения[5]. Сосуд не может быть ритуально осквернен или уважаем, и поэтому устанавливается, что его надо очистить из-за нечистот, а это устанавливает нечистоту рта собаки, а это самая благородная ее часть, но собака – самое благородное животное в плане запаха изо рта по причине ускоренного дыхания, и поэтому нечистота остальных частей тела собаки еще более очевидна.

Также передается в хадисе, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, позвали в один дом и он ответил на приглашение, а на приглашение в другой не ответил. И, когда спросили об этом, он сказал: «В доме такого-то собака». На это сказали: «Но в другом доме была кошка». И он сказал: «Кошка не является наджасой». И эти слова дают нам понимание, что собака сама полностью нечистая»[6].

Как можно испачкаться наджасой собаки

Загрязнение собачьей наджасой происходит либо при попадании слюны, мочи, пота и других ее жидких выделений на одежду или другие предметы, либо если прикосновение к собаке происходило посредством чего-то влажного (например, шерсть собаки была мокрой, когда человек дотронулся до нее частью своей одежды, или одежда самого человека была мокрой, когда он коснулся собаки).

Все это кратко выражено в словах аль-Хатыба аш-Ширбини:

«То, что стало наджасой из-за соприкосновения с собакой, будь это [соприкосновение] с ее слюной, мочой и остальными жидкими выделениям либо при соприкосновении ее сухой части с чем-либо влажным»[7].

Способ очищения от собачьей наджасы

Имам ан-Навави пишет в «Аль-Минхадж»:

«Испачканное прикосновением к собаке очищается семикратным мытьем, одно из которых происходит землей».

Разъясняя эти слова шейхуль-Ислама ан-Навави, аль-Хатыб аш-Ширбини говорит:

«[Землей] очищающей[8], полностью охватывая место попадания нечистот, [чтобы земля] присутствовала в таком количестве, чтобы сделать воду мутной и посредством нее достичь всех частей испачканного места. Необходимо землю смешивать с водой либо до начала очищения, либо [смешав их] после попадания на [загрязненное] место, даже если они не будут туда доведены поочередно, а затем будут смешаны до омывания, даже если само место уже будет влажным»[9].

Отсюда мы понимаем, что условием очищения землей является смешение земли с водой, поскольку только так можно землей полностью омыть место загрязнения. И земли должно быть столько, чтобы вода стала мутной, то есть чтобы присутствие земли в ней было заметно невооруженным взглядом. Не обязательно смешивать воду с землей до попадания на само место очищения.

Еще одним условием семикратного очищения является устранение самой нечистоты при первом мытье. Если, например, наджасу получилось устранить только через семикратное омывание, то следующее омывание будет считаться вторым.

Если в процессе очищения от собачьей наджасы одежды или другого предмета капли воды, омывшие загрязненное место, попали на другой участок, то этот второй участок нужно промыть столько раз, сколько осталось необходимым промыть первый. Например, если капли попали на новый участок после первого промывания первого участка, то второй участок, так же, как и первый, необходимо промыть шесть раз; если это был второй раз, то надо промыть пять раз – и так далее.

Аль-Хатыб аш-Ширбини поясняет:

«Капли воды, омывшей наджасу от собаки, смываются шесть раз, если попали после первого раза, а если не после первого раза, то столько раз, сколько осталось до семи».

Это основано на том, что вода, смывающая наджасу, будет чистой только при полном устранении наджасы, а для этого в нашем примере необходимо семикратное промывание. Имам ан-Навави разъясняет:

«Наиболее достоверна чистота воды, смывшей наджасу, если она не изменилась и омытое место очистилось».

Аль-Хатыб аш-Ширбини говорит:

«Если человек съел мясо собаки, то он не должен семь раз мыть место совершения истинджа»[10].

О заменяемости земли в вопросе очищения

Надо учитывать, что, согласно самому достоверному мнению в мазхабе, обязательно использовать именно землю, даже если это приведет к порче одежды или других предметов[11], объединяя два вида очищения, то есть очищение водой и очищение землей, поэтому недостаточно использовать мыло, порошок или другие очищающие средства.

Именно этот пункт очень сложно выполнить, и люди часто переходят в другой мазхаб, в частности, маликитский, из-за трудности соблюдения этого условия. Но мы должны знать, что предпочтительнее взять слабое мнение в своем мазхабе, чем переходить на практике в другой мазхаб, и поэтому надо исследовать существующие мнения своего мазхаба, а потом уже выбирать другие мазхабы для следования.

Обратимся к «Мугни аль-Мутахдж» для изучения существующих мнений мазхабе о возможности заменить землю в вопросах очищения собачьей наджасы:

«Второе мнение[12]: не обязательно использовать землю, и упомянутые вещи[13] могут землю заменить. И этому мнению следует автор «Ат-Танбих»[14]. Третье мнение: они могут заменять землю при ее отсутствии, но не могут, когда земля есть в наличии. Также говорят, что допускается использовать нечто иное, если земля будет портить очищаемую вещь, например, одежду, а если не будет, то нельзя»[15].

Отсюда мы видим, что в нашем мазхабе существует четыре мнения о том, можно ли заменять землю чем-то другим при семикратном мытье.

Первое мнение, и оно самое сильное и служит основой для практики, и только по нему муфтий мазхаба может давать фетву, – это незаменимость земли[16] для такого рода очищения.

Различные вопросы

Если одежда была многократно испачкана собакой, или одна собака много раз выпила из одного сосуда, или много собак выпили из него, то достаточно однократного очищения[17]. Если место, испачканное собакой, было испачкано другим видом наджасы, то для его очищения достаточным будет очищение от наджасы собаки[18].

Если сосуд или одежду, испачканную собакой, окунуть в большое количество стоячей воды, то это будет считаться однократным мытьем, даже если одежду держать там долго, а если одежду подвигать в воде семь раз, даже не вытаскивая ее наружу, то это будет считаться семикратным мытьем[19].

Если собака лакала из большого сосуда[20], то ни вода, ни сам сосуд не становятся нечистыми, если только мокрый язык собаки не коснулся стенок сосуда, до которых не доходила вода[21].

Если собака лакала из сосуда малого объема[22], то вода очистится, если ее довести до большого объема, а сам сосуд при этом не очистится.

Воду, испачканную собакой, желательно вылить, а хадис, в котором содержится повеление выливать ее, касается случая, когда кто-то хочет совершить ею омовение, тогда вылить ее становится обязательно[23].

[5] Речь идет о повелении омывать человека после смерти, потому что такое очищение не связано с тем, что он стал мертвечиной или нечистым, а связано с проявлением к нему уважения.

[6] Мугни аль-Мухтадж, т. 1, с. 228.

[8] Которая не использовалась до этого для очищения от нечистот собаки и не использовалась в таяммуме.

[12] Первое мнение и самое сильное в мазхабе – это необходимость именно земли.

[13] Мыло, например, или стиральный порошок.

[16] Напомним, что земля должна быть чистой и не должна быть до этого использована в таяммуме.

Источник

ПОЛОЖНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ШЕРСТИ И СЛЮНЫ СОБАКИ

что делать если лизнула собака в исламе. Смотреть фото что делать если лизнула собака в исламе. Смотреть картинку что делать если лизнула собака в исламе. Картинка про что делать если лизнула собака в исламе. Фото что делать если лизнула собака в исламе

«Наджаса» (нечистота), множественное число «наджасат» – это все то, что здоровое человеческое естество считает грязным (скверным), от чего люди предохраняются и очищаются, когда она попадает на их одежду. См. “ар-Раудату ан-надийа” 1/12.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Наджаса – это все то, от чего шариат обязал сторониться и очищаться, как например, моча и экскременты”. См. “Фатауа ат-тахара” 1/64.

Основа в том, что любая вещь является чистой, кроме как на основании довода из Корана и Сунны, что некая вещь является нечистой!
Поэтому если человек узнает, что именно является нечистотой, то ему будет проще понять, что все иное не является нечистотой.
Во-вторых, среди нечистот есть такие, очищение которых отличается, как например то, что можно очистить землей, что необходимо промыть водой или же что можно просто побрызгать водой.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:
“Что же касается собаки, то ученые разошлись относительно нее на три мнения:

Первое мнение: вся собака является чистой, и даже ее слюни. Это является мазхабом Малика.
Второе мнение: вся собака является нечистотой, и даже ее шерсть. Это мазхаб аш-Шафи’и и одно из мнений Ахмада.
Третье мнение: шерсть собаки чистая, а ее слюни нечистота. Это мазхаб Абу Ханифы и одно из мнений Ахмада. Это мнение и является наиболее правильным, и если влажная шерсть собаки коснется одежды или тела, то они не становятся по причине этого наджасой”. См. “Маджму’уль-фатауа” 21/530.

И среди саляфов были те, кто не считал нечистотой (наджаса) кости, рога, ногти, перья и шерсть даже мертвечины, как например это передается от Ата и Хамада. См. «Сахих аль-Бухари» 1/342.

Вопрос: “Каково правовое постановление слюны собаки, попавшей на тело человека или его одежду, а также правовое суждение стирки этой вещи с другими вещами в стиральной машине, не сменяя воду и стирать только один раз?”

Ответ: “Слюна собаки – нечистота, и если она попадет на посуду или одежду, следует помыть место, куда попала слюна, в соответствии словам пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если собака облизала вашу посуду, то для очищения, пусть он вымоет ее семь раз, и первый раз – землей». Если одежда стирается в чистой воде и след нечистот исчезает, то одежда очищается от собачьих и прочих нечистот, с условием что нечистоту собаки нужно вымывать семь раз и в первый раз – землей, или тем, что может заменить это, как мыло и поташ1” «аль-Ляджна ад-Даима» 4/196.

Фетвы шейха Ибн Джибрина (да смилуется над ним Всевышний Аллах):

Вопрос: “Если на тело человека попала слюна собаки, как ему очиститься от нее?”

Шейх Абду Ллах бин Абду Ррахман Аль-Джибрин
да помилует его Аллах Всевышний
Постановление шариата относительно нечистот собаки

Вопрос:
«Если слюна собаки попала на тело человека, как следует ее очищать?»
Ответ:
Свернуть
«Обязательным является мытье этой слюны и тех следов, которые она оставила. Будь она на теле, одежде или постели. Мыть необходимо до тех пор, пока следы этой слюны не исчезнут.
В случае попадания слюны на тело человека, одежду или постель: не является обязательным мыть ее семь раз, один из которых землей, это условие является обязательным только если слюна собаки попала на посуду».
(фетва от 14/10/1423 г. по хиджре)

Вопрос:
«Каково постановление шариата относительно человека, который прикоснулся к собаке, своей рукой или одеждой?»
Ответ:
«Нет сомнений, что собака, и все части ее тела, являются наджасом (нечистотой). Но если человек прикоснулся к собаке сухой рукой, то в этом случае наджаса (нечистота) не переходит с собаки на руку или одежду человека.
Также не обязательно мыть те места, к которым собака прикоснулись своей спиной, животом или головой, если она была сухой. Но если же собака промокла по причине попадания воды или дождя, после чего капли с нее попали на постель или одежду, и тебе известно место попадания этих капель, то их следует отмыть, как и все другие нечистоты».
(фетва от 14/10/1423 г. по хиджре)

Источник

Слюна и шерсть собаки

Собака – домашнее животное семейства псовых, родственное волку. Используется человеком для охраны, охоты, езды в упряжке и т.д.[1] Подобное задействование собак с точки зрения Ислама в полной мере допускается[2].

Проявление чувств сострадания и милосердия к собакам, как и к любому другому творению Всевышнего, мы можем увидеть в назидательном повествовании пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует): «Однажды некий человек увидел пса, жующего влажную, сырую землю от жажды [и отсутствия доступного для него источника воды]. Мужчина снял обувь, зачерпнул ею воду и дал напиться собаке. Поступок этот настолько высоко был оценен Всевышним, что Господь миров наделил его [по милости Своей] райской обителью в вечности»[3].

В данном материале мы постараемся коснуться аспекта, с которым часто приходится сталкиваться в тех регионах и городах, где высока численность как бездомных, так и домашних собак. Но первым делом необходимо принципиально уяснить, что собака не считается в Исламе «грязным» животным, как невежественно это представляется непосвященным. Это такое же творение Господа Бога, как и все остальные, нюанс лишь в том, что, когда, например, собачья слюна соприкасается с телом человека или его одеждой, требуется ее смыть, дабы восстановить наличие ритуальной чистоты (тела или одежды)[4]. Проистекает данное положение из высказывания посланника Всевышнего: «Если какая-либо собака поест из посуды кого-либо из вас, опустив свой язык в содержимое (в то, что в посудине), то вымойте это (данную посуду) семь раз, первый[5] из которых – землей (или водой, смешанной с землей)[6]»[7].

Из данного пророческого повествования мусульманские богословы единодушно заключили, что слюна собаки относится к явным нечистотам (наджаса), которые препятствуют наличию ритуальной чистоты, то есть требуют обязательного очищения. При попадании ее на тело или одежду (посуду и т.п.) человек должен тщательно промыть это место.

Что касается остальных частей тела собаки (лап, шерсти), то по этому поводу мнения ученых разделились. Причина разногласия – отсутствие оговорки об этом в хадисах Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует). Богословы-шафииты говорили, что все части тела собаки являются нечистыми (наджаса). Собаки чистят свое тело языком (в том числе и «подмываются»), то есть слюна периодически соприкасается с остальными частями тела, делая их нечистыми. Но в то же время ротовая полость (пасть) собаки отнюдь не самая грязная часть тела данного животного[8]. Тот факт, что хадис относит ее к нечистотам (наджаса), косвенно указывает на нечистотность всего тела собаки[9].

Ученые-ханафиты ограничились текстом хадиса, то есть к каноническим нечистотам отнесли только слюну (язык, полость рта), ну и, конечно же, помет (экскременты)[10].

Кстати сказать, даже если следовать более строгому мнению (мнению ученых-шафиитов) в данном вопросе, то сам факт соприкосновения одежды и шерсти не говорит о том, что одежда теряет ритуальную чистоту и непригодна для совершения очередной обязательной молитвы. О непригодности и канонической загрязненности можно говорить только в том случае, если что-то осталось на одежде или теле в результате соприкосновения шерсти и, например, тела, одежды. Это «что-то», то есть оставшийся след, необходимо соответствующим образом смыть и только.

Имам ан-Навави, в религиозной практике следовавший шафиитскому мазхабу, в комментариях к своду хадисов имама Муслима дал практическое разъяснение слов ученых шафиитского мазхаба: «Знай же, что у нас (в шафиитском мазхабе) нет разницы между слюной (оговоренной в тексте хадиса), кровью, шерстью, пометом, мочой или какой-либо другой частью тела собаки. Если любое из перечисленного соприкоснется с чем-то чистым в тот момент, когда одно из них (то, что касается собаки, или предмет, соприкоснувшийся с ней) влажно, мокро (посредством чего нечистотность собаки переходит на данный предмет), тогда для восстановления канонической чистоты потребуется в обязательном порядке промыть это семь раз, один из которых – землей»[11].

В то же время все богословы единодушны, что случаи, когда та или иная форма попадания нечистот повсеместна и сложно обезопасить себя от нее (‘умумуль-бальва), относятся к «ма‘фуввун ‘анху», то есть канонически допускаются и прощаются. Нечистоты, которые практически не видны или присутствуют на одежде в форме неудаляемых пятен (например, неотстирывающееся пятно), не заслуживают внимания и с богословской точки зрения не рассматриваются.

Проявлять щепетильность в таких вопросах излишне и неуместно. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) трижды настоятельно повторил: «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут»[12]. Также посланник Творца предостерегал: «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого»[13].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1224.

[2] К примеру, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал одному из своих сподвижников: «Отправляя обученного пса за дичью [упоминая при этом имя Творца], смотри: если собака убьет дичь [более не трогая ее], то можешь использовать [добычу] в пищу, а если собака сама начнет есть дичь, тогда не тронь, она (собака) предназначила это для себя». См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 370, хадис № 175.

Также см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 47, хадис № 20; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 183.

[3] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 368, хадис № 173.

[4] Важно отметить, что слюна собаки и прикосновение к ней (слюне) никак не нарушают состояние ритуальной чистоты и уж тем более не связаны с ранее выполненными намазами. Заново совершать омовение нет необходимости. Нужно лишь промыть место соприкосновения, учитывая нижеследующие разъяснения.

[5] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 366; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 48.

[6] В данном случае напрашивается вопрос: возможно ли использовать вместо земли какое-либо из современных моющих средств? По этому поводу большая часть мусульманских богословов заявила о допустимости, особенно когда человек живет в городских условиях и есть вероятность загрязнения какой-либо поверхности, например одежды, от использования земли.

[7] Хадис от Абу Хурайры и др.; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Хаббана и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 364, хадис № 172; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 44, хадис № 16; с. 47, хадис № 19.

[8] Кстати, в слюне собаки содержится намного большее количество, чем у человека, специального фермента – лизоцима, который уничтожает оболочки бактериальных клеток и способствует заживлению ран на теле. Именно поэтому собаки могут есть с грязной поверхности. Хотя все же такая слюна не защитит от вредоносных микроорганизмов.

[9] Подробную аргументацию богословов-шафиитов см., например: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 160, 172.

[10] Подробнее по упомянутым двум мнениям см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 365; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 45; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 305, 306; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 26–29; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 184–186.

[11] См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 185.

Подробнее по теме см., например: ‘Али Ахмад Мар‘и. Аль-бидая фи фикх ас-сира. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 195–213.

[12] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594.

[13] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хаким. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 174, хадис № 2909.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *