что делать если контрагент не подписывает договор

Как заставить контрагента вернуть первичные документы

Первичные документы – важная часть любой коммерческой сделки, фактор, подтверждающий ее законность. Причины, по которым бизнес-партнер не возвращает подписанные документы, могут быть различными. Результат один: проблема, которую нужно решить в короткие сроки, как правило, до сдачи отчетности по периоду. Мы расскажем, как это сделать.

Договариваться или требовать?

Прямой законодательной нормы, к которой могла бы обратиться одна из сторон при возникновении конфликта и истребовать документы, не существует. Чтобы разобраться, какие практические шаги необходимо предпринять, рассмотрим такую ситуацию: поставщик не отдает покупателю его экземпляры, при этом требует оплатить поставку, ссылаясь на положения договора. В противном случае поставщик угрожает арестом груза, разрывом договорных обязательств.

Обратите внимание на важный момент: поставщик апеллирует к двустороннему договору, в котором прописана своевременная оплата поставки, а покупатель аналогично поступить не может, поскольку положения, касающиеся обмена документами между организациями, в нем отсутствуют.

Из этого следует очевидный вывод: механизм и сроки обмена документацией обязательно должны быть зафиксированы в договоре. Необходимо прописать и санкции за нарушение документооборота. В случае если он был подписан ранее, а проблема невозврата документов возникла только сейчас, требуйте заключения допсоглашения к договору. Не играет роли, какую из сторон представляет ваша компания, поставщика или покупателя. В обоих случаях урегулирование вопроса возврата документов другой стороной официально возможно только посредством договора.

На заметку! При подписании основного договора или допсоглашения не забудьте отдельным пунктом зафиксировать, кто из контрагентов оплачивает пересылку документов. Это особенно актуально при наличии больших расстояний между двумя компаниями. Почтовые расходы на пересылку могут быть весьма существенными.

В договоре ни слова о возврате первичных документов, а контрагент в очередной раз игнорирует все сроки подписания и передачи «первички»? Придется договариваться. Свяжитесь с ним и попросите прислать по факсу либо электронно подписанные копии. Таким способом можно ускорить процесс подписания, если ваши экземпляры находятся «в долгом ящике» у партнеров, либо убедиться, что подписи уже поставлены и задержка связана с временем пересылки (передачи) пакета. В отдельных случаях, если стало ясно, что документы утеряны, необходимо оформление дубликатов. Однако следует помнить, что сканирование копий – вынужденная полумера. Поясним далее, почему.

Вопрос: Организация при приобретении четырех мешков продукции по 25 кг каждый получила от поставщика накладную и счет-фактуру, в которых указаны разные единицы измерения. В накладной отмечено в основных единицах измерения 4 шт. и дополнительно — 100 кг, в счете-фактуре — только 100 кг и единица измерения кг. Исправлять документы поставщик отказывается. Возможно ли принять НДС к вычету, если в накладной и счете-фактуре стоят разные единицы измерения? Возможно ли обязать продавца внести исправления в счет-фактуру?
Посмотреть ответ

С позиции поставщика

Поставщик признает доходы в НУ в периоде подписания им документов (когда была поставка или оказание услуг по договору). Об этом сказано:

Из текстов указанных документов следует, что поставщику не обязательно ждать, когда покупатель подпишет пакет и вернет его.

В целях НУ поставщик отражает НДС сразу как только выписал счет-фактуру (по правилам ст. 167 НК РФ). В данном случае тоже не требуется ждать ответной реакции контрагента.

Вместе с тем возможна ситуация, при которой покупатель имеет претензии к поставщику и в связи с этим не подписывает документы. Например, его может не устраивать качество поставленного товара или услуги, либо он может не признать поставку как таковую.

Последствия для поставщика могут наступить на основании ГК РФ (ст. 395, ст. 15) в виде требований о возмещении убытков и уплаты процентов.

Кроме того, расчет налоговой базы придется корректировать. Другие последствия при отсутствии оформленных оригиналов «первички» могут наступить, согласно ст. 120 НК РФ, за грубое нарушение правил учета доходов (расходов). Штраф предусмотрен в размере 10-30 тыс. руб. При этом для налоговиков не важен факт признания дохода компанией.

Вопрос: Организация получила от контрагента первичные учетные документы, подтверждающие факт оказания им услуги (и, соответственно, осуществления организацией расходов) в прошлом году, а бухгалтерская (финансовая) отчетность за этот год уже представлена в налоговый орган. Можно ли данные этих документов отразить в бухгалтерском учете в текущем периоде, то есть в периоде, когда документы получены?
Посмотреть ответ

С позиции покупателя

Налоговая служба не признает законными расходы, подтвержденные копиями документов. Необходимо иметь на руках оригиналы, на основании которых рассчитывается налоговая база. Кроме того, и к покупателю могут быть применены санкции, согласно ст. 120 НК РФ, по тем же основаниям, что и к продавцу.

Контрагент, несмотря на просьбы, затягивает передачу оригиналов, или отвечает отказом — обратитесь к нему с официальным письмом.

Текст обращения может быть таким:

Руководителю (наименование компании-контрагента)

Настоящим письмом сообщаем Вам, что на основании договора (реквизиты договора) Вашей организации были оказаны услуги (наименование услуг) на сумму (стоимость услуг). Одновременно сотруднику Вашей организации (ФИО) был передан пакет документов на подпись – вторые экземпляры (перечисляются переданные документы). До настоящего времени подписанные экземпляры документов в наш адрес не поступили.

Имеет место нарушение условий двустороннего договора (указать, какие пункты договора нарушены).

Исходя из вышеизложенного, просим Вас в течение (…) рабочих дней с момента получения письма подписать документы и предоставить их в адрес нашей компании, во избежание применения санкций по двустороннему договору.

Приложение: (дубликаты переданных на подпись документов).

Письмо подписывается руководителем, указываются контактные данные ответственных лиц организации. Отправляется почтой, с описью вложения, курьером, по ЭКС — с использованием цифровой подписи, т.е. любым способом, подтверждающим факт получения его контрагентом.

Еще несколько полезных советов

Кто отвечает за документы

Обсуждая вопрос, как наладить эффективный документооборот компании, чтобы все документы контрагентов попадали вовремя к конечному лицу — бухгалтеру, нельзя не сказать об ответственности служб: бухгалтерской и службы менеджмента.

Если в организации не отрегулировано и не закреплено разделение обязанностей, работники могут перекладывать ответственность друг на друга: истребовать документы порой бывает не так просто, а последствия для фирмы в виде санкций ФНС вполне реальны.

Выход кроется в исполнении положений ПБУ1/2008 (утв. Приказом №106 н Минфина от 06/10/08 г.). Согласно ему, утверждая учетную политику предприятия, необходимо утвердить и правила документооборота на ней (п. 4). В них целесообразно детально прописать прохождение документов, ответственность сотрудников, в том числе и в части истребования документов, удерживаемых контрагентами: кто обязан составлять письменные требования о возврате и отслеживать их, кто будет вести при необходимости телефонные переговоры, осуществлять личные контакты с представителями контрагента.

Подводя итоги

Основным документом, регламентирующим документооборот между двумя контрагентами, в том числе и возврат подписанных экземпляров другой стороне, является двусторонний договор. На основании его фирма может законным порядком требовать возврата «первички». В иных случаях придется договариваться с представителями компании-партнера о добровольной передаче.

Локальными нормативными актами хозяйствующего субъекта должны определяться ответственные сотрудники, которые будут вести переговоры, составлять письменные требования и отслеживать поступление подписанных документов от партнеров.

Источник

Как бороться с невозвратом первичных документов? Традиционные и цифровые способы

что делать если контрагент не подписывает договор. Смотреть фото что делать если контрагент не подписывает договор. Смотреть картинку что делать если контрагент не подписывает договор. Картинка про что делать если контрагент не подписывает договор. Фото что делать если контрагент не подписывает договор

Федеральный закон N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязывает подтверждать факт финансово-хозяйственной операции первичными учетными документами. За их отсутствие или отсутствие подписей обеих сторон сделки налоговая взымает приличные штрафы. Как бороться с невозвратом и могут ли помочь в этом технологии?

Почему контрагент не спешит возвращать документы?

1. Незаинтересованность бизнес-партнера в возврате ПУД. Контрагент в полной мере оказал услуги, деньги на счет поступили – его все устраивает. А отправка или возврат первичных документов – это дополнительные усилия, трудоемкость опять же, всегда найдутся дела поважнее.

2. Экономия на отправке документов. Одно заказное письмо обходится примерно в 60 рублей с НДС. Если сумму умножить на количество контрагентов, как правило, статья расходов становится приличной. Многие небольшие компании предпочитают экономить на почтовых расходах.

3. Плохая организация документооборота. В потоке бумажных документов, которые кочуют от стола к столу, некоторые экземпляры просто теряются или попадают в корзину для бумажного мусора.

4. Уклонение от договорных обязательств. Заказчик (покупатель) может преднамеренно затягивать подписание документов, чтобы не платить за услугу (товар) или, как минимум, отсрочить платеж.

Небольшая фирма обслуживает и ремонтирует офисную технику. Большая часть клиентов – юридические лица, сумма с каждой оказываемой услуги хоть и небольшая, но заказов много, соответственно, и документов тоже. Однако вовремя возвращают подписанные первичные документы чуть более половины заказчиков – примерно 60%.

Случаются ситуации, когда от заказчика приходит представитель или курьер, оставляет технику для ремонта или сразу получает услугу, забирает с собой документы с обещанием подписать их или хотя бы просто передать в бухгалтерию. Но на следующий раз все повторяется. Фирма оказывает услуги, предоставляет документы, а вот принимать их и, соответственно, оплачивать услуги клиенты не торопятся.

Руководство сервисной компании вынуждено время от времени проводить мероприятия по возврату документов: звонки, сообщения и письма, личные встречи, повторная печать документов. И даже при таких усилиях, документы получается вернуть не всегда.

Чем грозит невозврат документов?

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ в статье 9 четко прописано, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Документ должен содержать наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, а также подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

То есть на руках у исполнителя (поставщика) в обязательном порядке должен быть, подписанный заказчиком, экземпляр ПУД.

В статье 120 НК РФ устанавливается ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Таковым нарушением является и отсутствие первичных документов, и это влечет за собой взыскание штрафа от 10 000 до 30 000 рублей.

Если же нарушение повлекло за собой занижение налоговой базы, тогда штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Если нет первичных документов (накладной ТОРГ-12, УПД или товаросопроводительных документов, которые бы подтвердили факт получения товара), подписанных покупателем, взыскать долг и штрафы с него сложно.

Как защитить себя от невозврата ПУД?

1. Особые условия в договоре. Порядок возврата документов прописывается в отдельном пункте договора, указывается, кто берет на себя почтовые расходы, какая ответственность ложится на стороны за несвоевременный возврат документов.

2. Четкое определение ответственного. Регламентами компании закрепляется ответственность сотрудника за контроль возврата документов. Таким ответственным может стать менеджер, который заключал договор, бухгалтер, секретарь.

3. Оплата доставки документов. Вместе с документами контрагенту отправляется оплаченный конверт с обратным адресом, ему останется только дойти до почты.

1. Задание-контроль ответственному. Если процесс автоматизирован и в работе используется система электронного документооборота (СЭД), то сама система будет напоминать об отправке документа контрагенту или необходимости проконтролировать возврат. Напоминание оформляется как задача, при необходимости можно настроить автоматическую отправку электронного письма контрагенту с просьбой вернуть подписанные экземпляры.

2. Юридически значимый обмен электронными документами с контрагентами. Используя сервис обмена цифровыми документами, компания сокращает стоимость доставки, может обезопасить себя от потери, а контрагенту подписать документ будет так же легко – всего пара кликов.

что делать если контрагент не подписывает договор. Смотреть фото что делать если контрагент не подписывает договор. Смотреть картинку что делать если контрагент не подписывает договор. Картинка про что делать если контрагент не подписывает договор. Фото что делать если контрагент не подписывает договор

Цифровые процессы внутри компании помогают упорядочить документооборот, отражая регламенты и единые принципы работы. Переход на электронный юридически значимый обмен документами с контрагентами исключает проблемы с доставкой и хранением. Найти нужный первичный учетный документ в электронном архиве существенно проще, что особенно актуально при подготовке к налоговой проверке.

Попробуйте цифровые процессы бесплатно – воспользуйтесь специальным предложением от Directum.

Источник

Что делать, если заказчик не подписывает акт выполненных работ

что делать если контрагент не подписывает договор. Смотреть фото что делать если контрагент не подписывает договор. Смотреть картинку что делать если контрагент не подписывает договор. Картинка про что делать если контрагент не подписывает договор. Фото что делать если контрагент не подписывает договор

Многие подрядчики сталкивались с тем, что заказчик не подписывает и не возвращает акт выполненных работ. Из-за этого исполнитель не может получить оплату или зачесть уже полученный аванс. Расскажем, какие риски связаны с отсутствием актов и что делать, если столкнулись с недобросовестным заказчиком.

Зачем нужен акт выполненных работ

Акт выполненных работ — первичный документ, который подтверждает выполнение работ или оказание услуг. Он регистрирует факт совершения сделки и служит основанием для её отражения в налоговом и бухгалтерском учёте. Когда подрядчик закончит работу, заказчик обязан осмотреть результат и подписать оригинал акта выполненных работ. Если у заказчика есть претензии к срокам или качеству работ, он может дать письменный отказ от подписания акта, указав на выявленные недостатки (ст. 753 ГК РФ).

Требования к оформлению актов установлены ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Отсутствие оригинала акта не позволяет исполнителю требовать оплату, а заказчику — включить уплаченную сумму в расходы, уменьшающие налоговую базу по прибыли.

Иногда не подписанный или подписанный в одностороннем порядке акт выполненных работ может привести к доначислениям и штрафам при налоговой проверке. В случаях, когда между заказчиком и исполнителем есть спор по объёму или качеству работ, стороны не имеют права отражать их стоимость в учёте до конца судебного разбирательства. Включить эти суммы в налогооблагаемые базы по НДС, прибыли или УСН можно только после разрешения судом всех спорных вопросов (письмо Минфина РФ от 31.12.2014 № 03-03-06/1/68990, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.07.2020 по делу № А09-6014/2019).

Три причины невозврата актов выполненных работ — алгоритм действий

Чаще всего отказ от подписания акта выполненных работ вызван одной из трёх причин:

Первый вариант подразумевает, что исполнитель получил оплату — вопрос в том, как отразить это в бухгалтерском учёте при отсутствии первичных документов. Второй и третий варианты, напротив, говорят о наличии спора между исполнителем и заказчиком. Рассмотрим каждый из трёх случаев.

Сотрудники заказчика халатно относятся к документам или экономят на почтовых расходах

Бывает, что заказчика всё устраивает, но он просто перечисляет деньги, пренебрегая обязанностью по оформлению документов. Исполнители в этом случае обычно не переживают, ведь работы или услуги оплачены. На самом деле, пока не подписан акт, перечисленные средства принадлежат заказчику и считаются авансом, а значит, он может в любой момент потребовать их обратно. Нет акта — нет доказательств того, что аванс отработан.

Если заказчики не возвращают акты выполненных работ, повлиять на них достаточно сложно. Но в ваших силах выстроить у себя систему, которая позволит уменьшить связанные с этим риски:

У заказчика нет денег или желания платить

Иногда заказчики не подписывают акты выполненных работ, чтобы не платить. На такой случай в законе есть специальный механизм, который защищает подрядчиков от недобросовестных контрагентов и помогает получить оплату.

Долг можно взыскать в судебном порядке, если выполнить все шаги из приведённой инструкции:

У заказчика есть претензии к качеству или объёму работ

Клиент не принимает работы, так как не доволен их качеством или объёмом. Он готов заплатить и подписать акт выполненных работ, если недостатки будут устранены. В этом случае нужно постараться мирно решить возникшую проблему.

Когда сторонам не удалось договориться о сдаче-приёмке выполненных работ, в том числе и после исправления недостатков, обратитесь в суд. Суд с помощью экспертизы определит реальный объём и стоимость работ. Исполнитель обязан доказать выполнение работ, а заказчик — наличие недостатков качества или объёма работ.

Порядок учёта доходов и НДС, когда не подписаны акты

Способ признания доходов и расходов зависит от закреплённого в учётной политике метода учёта. При методе начисления доходы и расходы признаются по факту отгрузки. При кассовом методе — на момент оплаты.

Таблица поможет правильно отразить выручку и учесть НДС при отсутствии актов выполненных работ.

Каждому, кто оказывает услуги или выполняет работы, нужно взять за правило любые договоренности с клиентами или заказчиками закреплять только на бумаге. Рекомендуем даже переговоры вести письменно. Например, вы пришли к соглашению по результатам встречи в офисе — напишите партнёру по электронной почте короткое письмо-резюме, где изложите условия сотрудничества и попросите подтвердить, правильно ли вы все поняли, а лучше составьте протокол проведения переговоров и попросите его подписать.

Всегда составляйте и подписывайте договор. В процессе работы объём и состав работ может меняться. Всегда составляйте дополнительное соглашение, в котором фиксируйте новые условия или объекты.

Если в итоге заказчик окажется недобросовестным, вы сможете доказать стоимость, объём и условия сотрудничества.

Подготовила Елизавета Кобрина, редактор-эксперт

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Как обезопасить себя при заключении договоров

что делать если контрагент не подписывает договор. Смотреть фото что делать если контрагент не подписывает договор. Смотреть картинку что делать если контрагент не подписывает договор. Картинка про что делать если контрагент не подписывает договор. Фото что делать если контрагент не подписывает договор

Если договор был подписан неуполномоченным лицом, это может повлечь существенные риски для добросовестного контрагента: «плавающий» статус договора, длительные судебные тяжбы, признание сделки ничтожной, испорченная деловая репутация и самое главное — финансовая, а возможно и уголовная ответственность.

Полномочия директора

Полномочия директора на момент подписания договора необходимо проверять и подтверждать соответствующими документами. Проверьте данные, приведенные в ЕГРЮЛ. Будьте внимательны, указанный в едином реестре директор может быть уже уволен, или на его место назначен другой человек, или могут быть сфальсифицированы документы о назначении. Сейчас суды подходят к сделкам с лжедиректорами дифференцированно и устанавливают обстоятельства, при которых они были заключены. И если не было уголовного состава, сделку могут признать действительной.

Несмотря на это, не пренебрегайте следующими шагами. Попросите контрагента предоставить устав и информацию о том, есть ли у данного юрлица иные документы, которые регламентируют компетенцию директора (желательно в письменном виде). В соответствии с п. 1 ст. 174 ГК РФ полномочия директора могут быть отражены не только в уставе, но и в иных регулирующих его деятельность документах.

Убедитесь, что директор назначен уполномоченным органом, например собранием участников общества или советом директоров, и срок его полномочий еще не истек. Для этого запросите протокол о назначении директора либо выписку из него, заверенную налоговой, и решение о продлении полномочий директора (ст. 51 ГК РФ). Если протокол содержит конфиденциальные сведения, попросите только часть документа, но обязательно с заверением.

Независимо от того, с каким лицом вы заключаете договор, включайте в него заверения об обязательствах, например, о том, что нет других документов, которые регламентируют компетенцию директора, кроме устава, или о том, что представитель действительно уполномочен (ст. 431.2 ГК РФ).

Полномочия представителя

Когда договор подписывает представитель, сначала нужно проверить, уполномочен ли был директор на момент выдачи доверенности представителю, а затем — уполномочен ли представитель на момент подписания договора. Помимо пакета документов, которые необходимы для проверки директора, запросите доверенность представителя или ее дубликат. Проверьте все необходимые данные в ней, а также личные данные представителя и реквизиты компании (ст. 185.1 ГК РФ):

Убедитесь, что доверенность не отозвана. Если она была выдана для представления интересов компании при взаимодействии с ограниченным кругом лиц, юрлицо обязано уведомить всех своих контрагентов об отзыве доверенности у своего представителя. Если же круг лиц не ограничен, в течение месяца после отзыва доверенности сведения об этом должны быть отражены на сайте.

Особенности сделок с и. о. директора

Исполняющий обязанности (и. о.), назначенный уполномоченным органом, может полностью заменять директора во время его отсутствия (отпуска, болезни и т д.) Если и. о. назначен директором, он может либо полностью заменять директора, либо быть представителем. Судебная практика по этому вопросу неоднозначна: в одних регионах признают, что директор вправе кого-то назначить вместо себя, а в других считают, что если и. о. назначен директором, он является представителем, а значит, должна быть доверенность. Поэтому приказа недостаточно, просите доверенность.

Включайте в договоры заверения об обязательствах, например, о том, что директор действительно уполномочен, или о том, что нет других документов, которые регламентируют компетенцию директора, кроме устава (можно сослаться в договоре на ст. 431.2 ГК РФ). Это дисциплинирует контрагентов.

Актуальная правовая база для бухгалтера

Читайте в ближайшее время продолжение статьи о том, в каких случаях можно добиться исполнения условий договора, если все же есть «проблема с полномочиями».

У вас остались вопросы? Спросите в Нормативе.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Как сократить риски, если покупатель отказывается или «забывает» подписывать электронные накладные?

Прокомментировать подобные ситуации мы попросили руководителя юридической компании «Частное право» Виктора Рассохина.

Рассмотрим случаи, когда покупатель не признаёт факт принятия товара и отказывается от подписания электронных товарных накладных.

Если организации работают с бумажными документами, покупатель обычно подписывает накладную в момент приемки товара и тем самым подтверждает факт отгрузки. Подписать электронные документы так же оперативно не всегда возможно: на складе может не оказаться компьютера с доступом в интернет.

Прокомментировать подобные ситуации мы попросили руководителя юридической компании «Частное право» Виктора Рассохина.

что делать если контрагент не подписывает договор. Смотреть фото что делать если контрагент не подписывает договор. Смотреть картинку что делать если контрагент не подписывает договор. Картинка про что делать если контрагент не подписывает договор. Фото что делать если контрагент не подписывает договор

Что говорит закон

Подписание документов в системе ЭДО является такой же обязанностью покупателя, как и подписание бумажных документов при получении товара. Если покупатель уклоняется от их подписания, поставщику придется доказывать факт передачи товара. Поставка будет считаться несостоявшейся, поскольку факт передачи товара не подтвержден соответствующими документами. Момент передачи товара регулирует статья 458 ГК РФ.

Чтобы гарантированно получить оплату за поставленную продукцию, поставщику нужны подписанные товарные накладные в электронном или бумажном виде. В случае спора он сможет подтвердить факт поставки. Судебная практика показывает, что товарная накладная, не подписанная покупателем либо подписанная неустановленными или неуполномоченными лицами, не может доказать передачу товара.

Примеры: определения ВАС РФ от 31.08.2010 № ВАС-12080/10 по делу № А54-899/2009С17, от 08.11.2011 № ВАС-14650/11 по делу № А53-6664/10, от 10.11.2010 № ВАС-14834/10 по делу № А51-20146/2009, от 17.03.2010 № ВАС-2909/10 по делу № А60-13740/2009-С1, постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.07.2017 № Ф05-10387/2017 по делу № А40-118194/2016.

Доказательственную силу в суде имеют только документы, подписанные всеми участниками сделки. Нет разницы, оформлены они в бумажном или электронном виде. Если товарная накладная подписана только со стороны поставщика, это означает лишь его намерение исполнить договор надлежащим образом. Когда покупатель подпишет товарную накладную или УПД, он примет исполнение обязательства поставщика. Товаросопроводительные документы, подписанные поставщиком и покупателем, однозначно подтверждают согласие обеих сторон с их содержанием.

Электронные документы — это оригиналы. Они имеют такую же юридическую силу, как бумажные.

Как подстраховаться поставщику

Как подготовиться к ситуации, когда в момент приемки товара у покупателя нет возможности подписать электронный документ на компьютере? Поставщику следует напечатать бумажную накладную, попросить подписать ее и хранить свой экземпляр до подписания электронной накладной. Подписанная бумажная накладная будет являться гарантом для поставщика, подтверждающим факт получения товара покупателем.

В договор или дополнительное соглашение к нему рекомендуется добавить условие о приоритете электронного документа над бумажным. Это нужно, чтобы избежать некорректного учета даты получения товара, верно рассчитать неустойки и избежать разночтений в исполнении договора.

При возникновении спора о том, какой документ должен определять экономические последствия для сторон, суд учтет приоритет электронного документа. Бумажную накладную он рассмотрит в совокупности с другими доказательствами, поскольку ее нельзя полностью лишить статуса юридически значимого документа.

Товар доставляет транспортная компания: что учесть

Также в договоре нужно подробно прописать ответственность сторон за невыполнение своих обязательств. В частности, указать, как оформлять разногласия, если покупатель отказывается принимать товар.

Как доказать правоту в суде

Допустим, разбирательство дошло до суда: покупатель подписал электронную накладную, забрал товар, но отказывается платить и утверждает, что ничего не получал и документы не подписывал. Тогда поставщик может обратиться к оператору ЭДО. В ответ на запрос от организации или представителя суда специалисты Контур.Диадока составляют официальное письмо, которое подтверждает факт получения и подписания покупателем электронного документа. Суд учитывает эти данные в своем решении.

Примеры: постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.08.2010 по делу № А43-5226/2010, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.07.2017 № Ф09-3929/17 по делу № А76-18725/2016, постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.05.2017 № Ф05-3750/2017 по делу № А41-19529/2016, постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.05.2017 № Ф05-3750/2017 по делу № А41-19529/2016.

При любом споре участников электронного документооборота оператор ЭДО может выступить в судебном процессе как третья, независимая сторона и подтвердить совершение действий с документом: отправку, получение и подписание.

Электронные документы — это оригиналы. Они имеют такую же юридическую силу, как бумажные.

@Константинов Александр. Совершенно согласна с Сергеем. Статья пустая. Не ответили на главный вопрос: что делать, если товар передали, а покупатель не подписал электронный УПД.

Или другой распространённый вариант: покупатель подписал УПД, но с отметкой, что товар при нет с расхождением по акту, а акта может вообще не быть или товар приняли без расхождений. Такой фокус всегда делал по всем поставкам печально известный Холидей.

И ещё более сложной ситуации, когда в доставке товара участвуют два транспортникам, один со стороны поставщика, второй – покупателя. Как подтвердить, что товар передали? Особенно если будет недостача или кража/авария у перевозчика покупателя.

По поводу выступления в суде в качестве третьей стороны тоже лукавите. Возник судебный спор с тем же Холидеем: Товар не принимали, ни о каких электронных УПД ничего не знаем. Мы обратились в вам в Контур. Получили ответ: распечатайте страницы из Диадока и самих заверьте. Мы обратились в вашу прекрасную компанию Контур. Получили ответ: распечатайте страницы Диадока и сами заверьте.

@Демина Ольга. Опять лукавите или не понимаете, когда пишете: «такой же, как при подписании бумажного УПД». Водитель отдает приемщику товар и бумажный УПД и без подписи в бумажном УПД не сдвинется с места. При ЭДО он отдает товар, отметка ставится только в транспортной накладной, в которой нет перечня товаров, только количество мест и ссылка на номер УПД. В случае недобросовестности покупателя/кладовщика покупателя сложно доказать, что именно и сколько лежало на паллетах.
По поводу подтверждения провайдером и аналогии с курьерской службой. Мы не отправляем документы курьером, а товар отдельно фурой. Как я писала ранее, водитель не отдает товар без подписи в бумажных документах.

Вы как провайдер можете подтвердить передачу УПД №1 от сегодняшнего числа и статус подписания. Но кто подтвердит, что в УПД было 1000 штук по цене 10 тыс. руб.? Мы в реальной жизни столкнулись с покупателем, который откровенно включал дурака. Вы как провайдер предложили распечатать визуализацию электронного УПД и нам самим его заверить. В суде с этим проблемы. Не знаю, как в других городах, а в Москве не каждый нотариус готов заверять скрины с сайта.

Татьяна. 1) Что нужно доказывать в суде?

АПК РФ Статья 65. Обязанность доказывания
3. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

2) Как доказывать и чем?

АПК РФ Статья 64. Доказательства
2. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

С точки зрения закона и суда, совершенно неважно в какой форме представлены доказательства, главное, чтобы из них достоверно можно было сделать вывод о совершившемся юридическом факте (товар поставлен и вручен покупателю). Будет это ли бумажный Торг-12 с синей печатью и подписью или распечатанный УПД с печатью и подписью представителя покупателя или электронный УПД с доказательствами его достоверности.

3) Что принимают в качестве доказательств достоверности УПД?

Возьмем, например, перечень из Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015 N 09АП-21682/2015 по делу N А40-26656/2015. Там в качестве доказательства подлинности УПД представлено истцом следующее:

— электронные товарные накладные, содержащие сведения о подписании каждой представленной товарной накладной генеральными директорами истца и ответчика;
— отчет оператора ЭДО;
— свидетельство Министерства связи и массовых коммун.

как заменить смайл с довольного на злобный?

Отвечая на вопрос Серея о том, что для чего нужен ЭДО, нужно сказать, что он нужен прежде всего для сокращения затрат на документооборот, повышение его эффективности и скорости обмена юридически важными документами и сообщениями между участниками рынка. Но сделать это мгновенно, к сожалению, невозможно. Кроме этого, последствия перехода на ЭДО очень наглядно видны из судебной практики. Поэтому мы, практикующие юристы, в своей работе прежде всего, изучаем судебные дела, в которых рассматриваются интересующие нас кейсы.

Как раз анализ судебных дел и позволяет делать выводы в каких случаях и какие документы могут быть использованы в качестве доказательств, а к каким суд относится критически.
Однако поскольку переход к ЭДО осуществляется относительно недавно, суды еще не успели накопить достаточное количество судебной практики по рассматриваемым проблемам. Тем не менее, некоторые примеры вполне показательны (часть из них приведена в статье).

Относительно доводов Сергея о том, что дебиторы, которые не платят деньги по подписанным накладным идиоты, можно сказать, что часто такая неоплата как раз наоборот является хорошо спланированным и рассчитанным актом недобросовестности. Например, в известном деле ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК» vs. ООО «Аптека-А.в.е» Дело № А40-4350/16 о взыскании 38 011 312,65 руб., о котором я частенько рассказываю на своих выступлениях на семинарах по ЭДО, были доказательства наличия электронных накладных, подписанных ответчиком. И была доверенность. Но в силу содержания договора, который предусматривал ряд специфических условий (например, особый порядок уведомления об использовании ЭДО, без соблюдения которого формально суд первой инстанции посчитал факт поставки недоказанным; там было много и других обстоятельств в этом деле), дело пересматривалось несколько раз, дошло до Верховного Суда РФ, направлено на повторное рассмотрение, затянулось на несколько лет. Почитайте это дело и вы увидите, что ответчик по нему уж точно не идиот (хотя его, вероятно, можно упрекнуть в определенной степени недобросовестности). Поэтому чесать всех под одну гребенку, не владея практикой, не зная всех нюансов это, по меньшей мере, некорректно.

Относительно совета включать «хитрые» пункты в договор, этот совет полезный. Действительно, очень много зависит от договора. Мы специально изучаем договоры наших доверителей для того, чтобы включить в них наиболее безопасные для них или, как минимум, предоставляющие наибольшие гарантии исполнения договора условия. Но здесь не может быть общих советов, т.к. каждый конкретный договор индивидуален и составляется конкретно под каждого клиента. Поэтому включать какие-либо общие рекомендации в статью совершенно не целесообразно.

А советы «работать плотнее с транспортной компанией» и требовать подписания ТН, к сожалению, не несут никакой пользы, т.к. транспортная накладная в силу закона подтверждает факт исполнения обязательств перевозчиком (а не поставщиком). И если транспортная накладная не содержит товарной части, то даже очень «плотная» работа с транспортниками не гарантирует успеха в суде доказывания факта поставки именно того товара, который перечислен в договоре/спецификации/накладной и пр. Именно по этой причине в статье рекомендовано (пока судебная практика по данному вопросу окончательно не сформировалась) дополнительно оформлять письменные накладные. Эта рекомендация дана не просто так, а с позиции практикующего юриста, ежедневно разрабатывающего договоры поставки и участвующего в судебных заседаниях по подобным спорам.

В завершении необходим отметить, что 90% успеха зависит именно от договора поставки, от того, как в нем сторонами урегулировано применение ЭДО, приемки товара и оплаты. Дополнительно под структуру правоотношений, которая урегулирована договором поставки необходимо корректировать договор перевозки/экспедиции, т.к. он хоть и не прямо, но также может повлиять на доказывание факта вручения заказанного покупателем товара. Тогда все возможные риски будут сведены к минимуму.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *