что делать если истек срок поверки газового счетчика
Вопросы, возникающие при истечении срока поверки газового счётчика
В соответствии с п. 25 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008г. № 549, показания прибора учета газа с истекшим сроком поверки не могут быть применены для расчета оплаты за газ. Истечение срока поверки является основанием для определения объемов потребленного газа, исходя из нормативов потребления.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и дополнившем его Постановлением Правительства № 258 от 28.03.2012 года, утвердившим «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», рассчитанный по формулам норматив потребления природного газа на отопление представляет величину равную 1/12 годовой потребности, которая равными долями в течение года включается в расчет платы за коммунальную услугу по газоснабжению. В этой связи, независимо от того, существует ли потребление газа или отсутствует (оборудование отключено), плата за услугу по газоснабжению, предъявляемая в межотопительный период, определяется исходя из утвержденного среднемесячного норматива (на отопление в размере 7 м3 на 1 м2 отапливаемой площади). Нормативы потребления, утверждены постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 21.01.2011 г. № 1/3.
Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
Доставка газовых счётчиков на поверку, затраты на поверку, а также на ремонт счётчиков, их замену и возможные затраты на изменение внутридомовых газовых сетей в связи с заменой счётчика возложены на абонентов, поскольку они являются собственниками приборов учёта газа и несут бремя их содержания (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Большие сроки выполнения работ по замене счетчиков вызвано многократным увеличением обращений жителей области по выполнению данного вида работ. В ряде филиалов данное увеличение составляет более чем в несколько десятков раз. При этом следует отметить, что те же самые работники филиалов выполняют и плановое техническое обслуживание и заявочный ремонт внутридомового газового оборудования, пуск объектов в связи с началом отопительного сезона, а также другие заявки от населения, связанные с эксплуатацией и строительством (реконструкции) объектов газоснабжения. При этом следует отметить, что первоочередным исполнением является выполнение аварийных и неаварийных заявок, связанных с эксплуатацией и ВДГО и распределительных сетей. Выполнение остальных заявок выполняется в порядке «живой очереди» в зависимости от их поступления. Показания не поверенного счетчика не могут быть применены для расчета оплаты за газ, поэтому и после подачи заявления расчет проводится по нормативу.
Согласно п. 2 ст. 12 Закона РФ № 102 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. В настоящее время поверку бытовых приборов учета газа на территории Липецкой области проводят 2 организации – ОАО «Липецкоблгаз» и ФБУ «Липецкий ЦСМ». Лаборатории ОАО «Липецкоблгаз» находятся: • Филиал «Бориногаз»: 398510, с. Боринское, ул. Космонавтов, д.51, тел.: 76-10-52; • Филиал «Елецгаз»: 399783, г. Елец, ул. Свердлова, д.117, тел.: (474-67) 2-07-61. Стоимость поверки бытового счетчика газа составляет 467 руб. 73коп. Лаборатории ФБУ \»Липецкий ЦСМ\» находятся • г. Липецк, ул. Гришина, 9а, тел. 43-25-12, 43 27-36 • г. Елец, ул. Барковского, д. 3, тел. (474-67) 2-21-68 Стоимость работ, осуществляемых филиалами Общества, связанных с заменой или поверкой счетчика определяются в каждом конкретном случае индивидуально с учетом объема работ на основании действующего Прейскуранта цен ОАО «Липецкоблгаз».
Деятельность по поверке средств измерений, в том числе и по поверке счетчиков газа прописана в метрологических правилах и ГОСТах. В частности в п. 2.12. ПР50.2.006-94 «Порядок проведения поверки средств измерений» указано: «место поверки выбирает пользователь средств измерений…», то есть владелец прибора учета может обратиться в любую организацию на территории Липецкой и других областей с вопросом поверки принадлежащего ему счетчика газа. П.3.16 тех же Правил по метрологии определяет, кто должен доставить средства измерения на поверку: «доставку средств измерений на поверку обеспечивают юридические и физические лица – владельцы средств измерений». При этом в предыдущие годы, оказанные услуги по доставке оборудования, теплообменников и счетчиков приводили к жалобам и разбирательствам, по причине предъявления претензий со стороны владельцев на то, что оборудование пришло в негодность в результате доставки их до места поверки или ремонта, в связи с этим Общество вынуждено было отказаться от этого.
До 2001 года, а также в последующие годы работы по установке счетчиков производились как по эскизам, так и сразработкой проектно-сметной документации. Необходимость разработки проектно-сметной документации определяется на момент определения места расположения счетчика и необходимости для его установки существенного переустройства системы газопотребления.
Разница в стоимости работ по замене счетчика и первичной установки прибора учета газа вызвана отличием объема выполняемой работы.
Вопросы проведения работ по техническому обслуживанию регламентированы Приказом Министерства регионального развития РФ от 26 июня 2009 № 239 «Об утверждении порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ», который содержит минимальный объем работ по обслуживанию внутридомового газового оборудовании для обеспечения его исправного и работоспособного состояния (Приложение № 1 к Порядку). Согласно перечню работ (Приложение № 1 к договору на техническое обслуживание, заявочном ремонте и аварийно-диспетчерском обеспечении) при производстве работ по техническому обслуживанию ВДГО выполняется визуальная проверка целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) газопроводов сети газопотребления, газоиспользующего оборудования и приборов учета газа. Таким образом, при выполнении работ по техническому обслуживанию ВДГО прибор учета газа осматривается на его целостность, то есть на отсутствие трещин и повреждений прибора, проверяются места его соединения с газопроводом на возможность утечки газа, а также работоспособность механизма прибора учета. Действующим законодательством Российской Федерации на газораспределительные организации, которой является ОАО «Липецкоблгаз», не возложена обязанность осуществлять контроль за сроками прохождения поверки приборов учета газа, установленные у потребителей. Информирование абонента о необходимости проведения поверки прибора учета газа как при выполнении работ по техническому обслуживанию, так и после его проведения в обязанности ОАО «Липецкоблгаз» не входит.
Правомерен ли расчет по нормативам, если я просрочил поверку газового счетчика?
Добрый день, я вовремя не произвёл поверку газового счётчика (вернее нужно было его менять) произвёл его через месяц (чуть меньше, 28дней), газовая служба насчитали мне оплату по нормативам, и вышла большая сумма, я считаю они это сделали не совсем правомерно
Расчет оплаты за газ производится в следующем порядке.
Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»
(вместе с «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»)
25. Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:
а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;
б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;
в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;
г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
8. В случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте «б» пункта 25 настоящих Правил, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу.
В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Запросите письменно расчет-обоснование выставляемой суммы, тогда можно будет проверить каждое начисление.
Должны были исходя из вашего среднемесячного потребления за последний год
Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549
(ред. от 09.09.2017)
«О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»
(вместе с «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»)
30. Объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года — за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Здравствуйте. К вашей ситуации в первую очередь применяются правила
Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»
Согласно этому документу, прибор учета с истекшим сроком поверки не принимается к расчетам. В силу п. 25.
В этом нормативном акте не урегулирована ситуация с начислениями после истечения срока поверки. Только ситуация, когда потребитель демонтировал прибор учета для направления на поверку (это не ваша ситуация, предполагается, что снят прибор учета до истечения межповерочного интервала)
В такой ситуации предлагаю опираться на Правила предоставления коммунальных услуг (ППРФ 354), где в п. 59 говорится, что
в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки
в течение трех периодов для жилого помещения начисления производятся по среднемесячному потреблению
Таким образом, поскольку ваша ситуация не урегулирована напрямую Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 вам и выставили по нормативу, исходя из того, что прибор учета после истечения межповерочного интервала считается неисправным. Вопрос о возможности в неурегулированной части применения Правил предоставления коммунальных услуг 354 — спорный. Поскольку в ППРФ 354 указано
не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549
Считаю возможным обращение в жилинспекцию для разрешения данного вопроса.
П. 30, на который ссылались выше, о расчетах за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку до дня установки пломбы не может быть применен еще и потому, что необходимо соблюдение процедуры. Демонтаж прибора учета должен производиться в присутствии газовой службы.
В данной ситуации начисления незаконны и, как указали коллеги, должны быть перерасчитанны исходя из среднего расхода за предыдущий год.
Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»(вместе с «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»)
59. Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, — начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
Вам необходимо обратиться к поставщику газа с досудебной претензией, в которой необходимо указать на незаконность их действий, требовать произвести перерасчет. Кроме того обратиться с жалобой в прокуратуру.
Газ для потребителя
7 вопросов о газовых счетчиках
Газ – штука сложная. Учет его потребления – процесс строго регламентированный. Поэтому чаще всего потребители природного газа задают вопросы именно на эти темы. Как учитывается потребленный газ и зачем нужны температурные коэффициенты, почему нужно помнить срок поверки счетчика и что будет, если его пропустить, зачем на счетчике пломба и чем грозит вмешательство в его работу? На эти вопросы ООО «Газпром межрегионгаз Майкоп» отвечало десятки раз, но абоненты продолжают их задавать. Значит, будем отвечать снова и снова!
Как учитывается потребленный газ?
При поставке газа абонентам, основная задача – определить потребленный абонентом объем газа. Существует два основных метода определения объема – по показаниям исправного прибора учета газа (счетчик) (если не наступил срок его поверки и не повреждены пломбы, установленные на счетчике) и в соответствии с нормативами потребления газ при неисправности счетчика или его отсутствии. В случае если показания счетчика неизвестны (абонент не сообщил их своевременно) объем газа определяется первые три месяца по среднемесячному расходу счетчика, а затем в соответствии с нормативами потребления газа. Важно знать, что возобновление определения объема газа по показаниям счетчика осуществляется после проведения проверки счетчика, выполненной по заявке абонента. Это значит, что один единственный пропуск в предоставлении показаний счетчика может фактически привести к изменению способа определения объема потребленного газа, для принятия к учету показаний счетчика нужно будет письменно обратиться для выполнения поставщиком газа проверки счетчика.
Как учитывать расход газа при разных температурах?
Прибор учета газа– сложный технический прибор, осуществляющий измерение объема проходящего через него газа. Измерить объем прошедшего газа непростая задача, так как газ обладает свойством изменять свой объем в больших пределах в зависимости от давления и температуры. При расчетах за газ, его объем должен быть приведен к стандартным условиям (давление 101 кПА, температура газа 20 °С). Большинство бытовых счетчиков, измеряют физический объем газа, который не приведен к стандартным условиям. Более точно измеряют объем счетчики, которые в конструкции содержат специальный элемент – термокорректор, о чем свидетельствует буква «Т» в названии модели счетчиков. Для приведения к стандартным условиям, объемы газа, прошедшие через счетчик без термокорректора, умножаются на температурный коэффициент. Коэффициент устанавливается на каждое полугодие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Для чего нужна поверка счетчиков?
В процессе эксплуатации механические части прибора учета изнашиваются, измерительные элементы электронных счетчиков загрязняются, что приводит к росту погрешности измерения.В соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» средства измерения (счетчики), до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации — периодической поверке. Поверка – это проверка счетчика для установления фактической погрешности измерения. Эта процедура названа государственной поверкой и выполняется специальными метрологическими учреждениями, имеющими аккредитацию на данный вид деятельности, в частности в Адыгее услуга оказывается Центром Стандартизации Метрологии (ЦСМ).
Для чего на счетчике пломба?
В процессе поверки на счетчик наносят специальные клейма, свидетельствующие о пригодности счетчика для измерения.Нельзя нарушать, повреждать, приводить эти знаки (клейма) в состояние при котором их трудно распознать, так как в этом случае показания счетчика не принимаются к учету, а объем потребленного газа будет рассчитан в соответствии с нормативами потребления газа. Так же в соответствии с нормативами будет определяться объем и при истечении межповерочного интервала и наступлении срока очередной поверки. Определение объема газа по показаниям счетчика будет возобновлено только после выполнения поверки и восстановления пломб на местах крепления счетчика к газопроводу.
Что будет, если пропустить срок поверки счетчика?
Необходимо понимать, что даже если по результатам поверки счетчик будет признан пригодным к применению, объём газа, в период, когда был пропущен срок поверки, не будет пересчитан. Поэтому нужно заблаговременно, до окончания поверки счетчика написать заявления поставщику газа о проведении поверки. Контролер посетит ваше домовладение и составит акт осмотра счетчика, в котором запишет его показания и состояние пломб. После этого необходимо осуществить поверку счетчика, и написать заявление об опломбировке прибора учета газа. В таком случае, объем газа, потребленный за период демонтажа счетчика и до дня восстановления пломб, будет определяться по среднемесячному расходу по счетчику за последний год его работы (или за время его фактической работы, если оно меньше года).
Кто мне напомнит, что пришло время поверки?
Счетчик является собственностью абонента, поэтому на него возложена обязанность своевременно предоставлять счетчик для проведения поверки, следить за его работоспособностью и состоянием пломб (завода изготовителя, клейма госповерителя, поставщика газа устанавливаемых на местах крепления счетчика к газопроводу) и своевременно сообщать об их неисправности или повреждении. Если неисправность счетчика или повреждение пломб будет выявлено представителем поставщика газа, то выполняется перерасчет объема потребленного газа. Объем газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа с момента выполнения последней проверки счетчика, но не более чем за шесть месяцев, показания счетчика за этот период к учету не принимаются.
Чем грозит вмешательство в работу счетчика?
Отдельные модели счетчиков (например, СГМН, МКМ, СГД, СГБ) не обладают достаточной взломостойкостью, этим пользуются различные «умельцы», предлагающие свои услуги по искажению показаний счетчиков. Если к Вам обратился такой «умелец» сообщите об этом на телефон доверия.
После вмешательства «умельцев» в счетчики остаются следы – сколы, трещины, царапины, установленные не заводские детали, оттиски кустарных клейм, поврежденные оттиски поверителя, поврежденные заводские пломбы, неправильно отображаются показаний счетчиков, завышенные или заниженные показания и пр. Отличие фактических показаний от учтенных поставщиком, это дополнительный повод для внимательного изучения счетчика. Поэтому не следует завышать показания счетчика, передавайте только фактические показания. Для создания «запаса» на отопительный период летом достаточно вносить платежи авансом. В Обществе работает группа экспертов, имеющих специальное образование, которые по следам, оставленным на счетчике в состоянии определить вмешательство, как бы тщательно «умельцы» его не скрывали. В таком случае счетчик признается неисправным, а объем потреблённого газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Дежурный диспетчер
Тел.:(8772) 52-38-60
Абонентская служба
Тел.:8 800 200 66 04
Телефон доверия
Тел.:
Споры с монополистом из-за неповеренного счетчика газа, или Когда своё слово скажет Верховный суд?
Есть в нашей жизни такие споры, которые затрагивают огромное число организаций и предпринимателей. К таким спорам, относятся и споры о безучетном потребление энергии, в том числе споры, вызванные во время не поверенным прибором учета. В данной статье я хотел бы остановиться только на «газовой» тематике.
Ситуация у моего клиента заключалось в следующем: 30 января 2019 года был составлен Акт, согласно которому выявлено, что газовые счетчики не прошли поверку.
После составленная данного Акта организация прошла поверку данных счетчиков, а именно 05.02.2019 года.
После прохождения поверки счетчиков был составлен Акт 14.02.2019 года о допуске к учету данных приборов учета.
Никаких замечаний и возражений относительно достоверности полученных с помощью спорного измерительного комплекса данных об объемах поставляемого газа со стороны газораспределительной организации не имелось.
Далее, газовая компания обращается с иском на сумму 1 050 736 рублей за период январь-февраль 2019 года, хотя в реальности компания потребила всего на сумму 75 464 рублей. Разница, что называется, впечатляет. Понятно, что не один клиент, понимая, что счётчик у него по сути один и тот же, не исправлен он не был, не может понять, откуда такая сумма. Ведь её нарисовали буквально из бумаги, все понимают, реально такие объемы не были потреблены, более того, всем известны и реальные объемы потребленного газа, так как счётчик никто не снимал.
При подготовке иска я обнаружил две противоложные судебные практики по данному вопросу.
Первый подход, который условно, можно назвать подходом здравого смысла основан на следующем:
При выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Исходя из толкования указанных норм права в отношении поверки презюмируется, что, пока не доказано иное, прошедшее поверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчетах за поставленный ресурс.
Однако это не означает, что подобная презумпция не может быть опровергнута лицом, не исполнившим (несвоевременно исполнившим) обязанность по представлению средства измерения на поверку. Последствием неисполнения этой обязанности является возложение на указанное лицо (в данном случае ответчика) бремени доказывания исправности средства измерения и отсутствия вмешательства в его работу (целостность пломб и т.п.).
Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.
Если после выявления факта истечения межповерочного интервала Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний по результатам поверки подтвердило пригодность средств измерения общества к применению и достоверность передаваемых им сведений, что подтверждается отметками в технических паспортах, то, считается, что презумпция неисправности прибора учета опровергнута.
Такой подход можно найти в Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.08.2019 N Ф06-50034/2019 по делу N А12-36609/2018, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.02.2017 № Ф09-293/17 по делу №А60-9343/2016, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.08.2016 № Ф09-7583/16 по делу № А76-12045/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 09.12.2016 № 309-ЭС16-16075 отказано в передаче дела № А76-12045/2015), Постановлениее Арбитражного суда Уральского округа от 04.07.2016 № Ф09-7117/16 по делу № А76-16212/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 27.10.2016 № 309-ЭС16-13725 отказано в передаче дела № А76-16212/2015).
Однако, мы судились в Арбитражном суде Тульской области, который ориентируется на противоложном подходе, который условно можно назвать формальным подходом.
Логика таких судов следующая и основана, как ни странно, на тех же самых нормах:
Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат (пункт 25 Правил поставки газа).
Таким образом, в силу прямого указания пункта 25 Правил поставки газа истец несет ответственность за техническое состояние и поверку своих контрольно-измерительных приборов, которые должны входить в измерительный комплекс узла учета газа.
В силу пункта 24 Правил поставки газа монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона об обеспечении единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Из системного толкования положений Закона об обеспечении единства измерений (пункты 2, 17 статьи 2, пункт 1 статьи 5 и статьи 9, пункт 1 статьи 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается, поскольку истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.
Такой подход, например, отражен в Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.09.2019 N Ф10-4039/2019 по делу N А64-9559/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 30.01.2020 N 310-ЭС19-26270 отказано в передаче дела N А64-9559/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.10.2017 N Ф10-3612/2017 по делу N А09-16262/2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.09.2018 N Ф01-4062/2018 по делу N А43-27238/2017.
При этом, как это часто бывает, Верховный суд РФ отказывает в передаче кассационных жалоб на судебные акты, с диаметрально противоположными подходами. Естественно, эти «отказные» определения нисколько не отражают реальной позиции высшей судебной инстанции. Между тем, таких споров в судах первой инстанции, довольно много (просто до окружных судов доходят единицы), и каждый областной суд ориентируется на свой округ. С точки зрения единства судебной практики, это нельзя признать правильным. Да, и чисто по человеческому, непонятно, почему организация в Тульской области должна платить в 50 раз больше, чем организация, например, в Челябинской области. Кроме того, наконец, подход первой группы мне представляется просто отвечающей логике. Ни одному предпринимателю невозможно объяснить, почему он должен платить в десятки раз больше за один и тот же потребленный объем газа при том, что счетчик в действительности исправлен.