что делать если доу
Что делать, если ребенок не хочет ходить в детский сад? Советует психолог
Отношения с детьми — вопрос, волнующий каждого родителя. В младенчестве эта связь является односторонней, поскольку ребенок еще не умеет разговаривать, но с возрастом родители могут столкнуться с тем, что их чадо будет выражать протест против того, что ему не нравится. Покупка новых вещей, знакомство с другими детьми, поход на игровую площадку и даже в детский сад может оказаться мучением для родителей. Если с некоторыми ситуациями реально разобраться за пару минут, то проблема с нежеланием ребенка социализироваться в среде сверстников может стать камнем преткновения на пути к теплым отношениям в семье. Портал 103.by пообщался с практикующим психологом Мариной Мищенко и узнал, что нужно делать родителям, если ребенок отказывается ходить в детский сад.
— Марина, расскажите, что нужно сделать родителям, чтобы облегчить первый поход в садик для себя и для ребенка?
— Когда родители принимают решение вести ребенка в детсад, они должны заранее с ним об этом поговорить. Рассказать, что это за место, что там будет происходить. Это ребенка мысленно подготовит к тому, что он сделает первый шаг, и покажет ему, что он тоже важный член семьи, что с ним считаются.
Конечно, трудности будут всегда, от них никуда не деться. Но важно то, как родители с ними будут справляться. В первую очередь, мама и папа вместе должны быть твердо уверены в правильности своего выбора — отдать ребенка в детский сад. Если они будут колебаться, то и ребенок почувствует на эмоциональном уровне эту неуверенность.
— Как понять, что ребенок уже готов к садику?
— Каждая мама знает особенности своего малыша. Если он имеет навыки самообслуживания и стремится к общению с другими детками — это уже говорит о том, что можно отдавать его в сад.
Идеальный возраст для каждого ребенка свой. Будет и адаптационный период. Однако некоторые дети осваиваются за два дня, кто-то — за две недели, а третьи и через два месяца будут чувствовать себя дискомфортно в группе с другими детками.
Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно наблюдать за ребенком и дозировать его пребывание в группе. Он может сначала проводить там немного времени — полдня или несколько часов. И если мама обещает, что заберет его в определенное время, то свое обещание она должна выполнить. Нельзя нарушать слово, чтобы ребенок понимал, что он находится в безопасном месте и что через малый промежуток времени за ним придут родители.
— Каким должен быть первый день в группе?
— Начните его с положительного настроя. Общайтесь с ребенком, проявляйте внимание к нему. Ребенок должен чувствовать не страх, а спокойствие — бояться ему нечего.
Выйдите заранее из дома, чтобы можно было не спеша добраться в точку назначения, общайтесь по дороге о чем-то нейтральном, обращайте внимание на красивые детали пейзажа и подключайте ребенка к обсуждению увиденного. Таким образом его можно отвлечь от паники и страха, которые могут возникнуть от встречи с неизвестным (садиком).
Когда вы привели ребенка в сад, нужно быть спокойным и уверенным, давать ему возможность принимать самостоятельные решения — здороваться, переодеваться, знакомиться с другими детьми. Это нужно поощрять, потому что малыш будет чувствовать, что он на правильном пути.
Прощаясь, следует обязательно сказать, когда вы за ним вернетесь. Нелишним будет пообщаться с воспитателем в присутствии малыша, чтобы он видел, что мама и педагог находятся в хороших отношениях, а значит, воспитателю можно доверять.
Не спешите углубляться в свои повседневные дела, когда везете ребенка домой из садика, лучше поговорите с ним. Спросите, как прошел день, обратите внимание на его настроение. Если он чем-то расстроен — вы должны это заметить и попытаться узнать у него, что его так взволновало. Если же настроение у малыша хорошее — поддержите его и порадуйтесь за отлично проведенный день.
Спросите у ребенка, что он кушал, с кем подружился, какими игрушками играл. Но не спрашивайте, пойдет ли он в садик завтра. Нужно убрать сомнения, чтобы ребенок не подпускал к себе тревожные мысли. Когда малыш будет чувствовать уверенность и спокойствие — он и сам со временем настроится на посещение детсада.
— А как быть в том случае, если уговоры не действуют и ребенка не радует посещение садика?
— Часто можно заметить, что малыш, собираясь утром в детсад, плачет и упрямится, показывает, что идти он туда не хочет. Здесь нужно выявить причину такого поведения. Одна из них — возможно, он не наладил теплые отношения с другими детками. Еще одна причина — ребенок чувствует себя брошенным и ненужным, поскольку долгое время находился дома с родителями, а теперь они хотят отдать его в незнакомое место, к чужим людям. В таком случае малышу нужно объяснить, что садик — это хорошее место, где можно найти новых друзей, получить знания, научиться чему-то, чему мама с папой не смогут научить.
Также рекомендуется чередовать друг с другом обязанность отводить ребенка в сад, чтобы у него не закреплялось мнение, что только мама всегда отдает его в чужие руки или только папа.
Если у него не складываются отношения со сверстниками, можно войти в контакт с кем-то из родителей в вашей группе и попытаться пообщаться семьями в неформальной обстановке. Тогда дети подружатся вне садика и будут увереннее чувствовать себя в группе.
Может быть и такое, что воспитатель, не ознакомленный с особенностями поведения ребенка, заставляет делать то, что ему категорически не нравится. Это может быть невкусная еда, которую его принуждают кушать, или даже сон в тихий час. Если ребенок не привык спать днем, то воспитателю над объяснить, что заставлять его не нужно. В конце концов, малыш может просто спокойно полежать, главное, чтобы он не мешал отдыхать другим деткам и не нарушал дисциплину.
Еще одна очень распространенная ситуация: ребенок плачет и мама тут же старается ему во всем угодить, чтобы он успокоился. «Не хочешь кушать — не кушай, не хочешь в садик — не пойдем». Ребенок начинает понимать, что слезами он может добиться многого и это входит у него в привычку. Таким образом, он становится маленьким манипулятором, а родители — его заложниками.
В случае, когда эта ситуация имеет обоснованные причины — нужно их найти и разобраться в корне проблемы. Если же ребенок просто ленится рано вставать — объясните ему, что ходить в садик нужно, и настаивайте на своем, не поддаваясь на слезные просьбы остаться дома. Иначе ребенок будет вить из вас веревки все чаще.
— В садике все дети придерживаются определенного режима дня. Нужно ли соблюдать его дома?
— Когда дети идут в садик, режим дня у них меняется. Желательно подготовить ребенка к этому заранее, чтобы организм не испытывал стресса при ранних подъемах и других режимных аспектах. Распределите день дома по часам: завтрак, свободное время, обед, тихий час, полдник и так далее.
Да, бывают ситуации, когда соблюдать режим дня не представляется возможным. Это выходные и праздничные дни, отпуск, каникулы. В такие периоды надо стараться хотя бы примерно придерживаться распорядка — кушать вовремя, устраивать тихий час. Можно также отыграть дома «модель садика», когда ребенок выступает в роли воспитателя, а его игрушки — в роли участников детской группы. Тогда малыш почувствует себя более ответственным, и ему будет легче придерживаться распорядка дня.
Учитывайте также, какую еду дают ребенку в садике. Кардинальная смена рациона может плохо отразиться на пищеварительной системе малыша. Все эти проблемы, возникшие из-за нарушения режима, спровоцируют новый виток недовольства походами в детский сад, и тогда нужно будет заново настраивать ребенка на этот путь.
— Сейчас многие родители предпочитают домашнее обучение садику. Правильно ли это?
— Нельзя сказать однозначно, что это неправильно. Есть мамы, которые с удовольствием отдают ребенка в детский сад, а некоторые вплоть до школы принимают решение о домашнем обучении. Такие семьи часто отдают детей на попечение бабушки или няни, которая водит его на различные кружки, и таким образом ребенок получает навыки общения.
Но в детском саду все равно есть больше возможностей для коммуникации, а также для получения навыков самообслуживания: сходить в туалет, помыть руки, одеться и раздеться, покушать, застелить постель и так далее. Поэтому, на мой взгляд, детский сад — это хороший способ социализировать ребенка и подготовить его к школе.
5 вариантов, что делать, если ребенка не берут в сад (и как все-таки добиться места)
Расскажем, куда жаловаться и что предпринять, если ребенка не берут в сад.
Рано или поздно мамам приходится выходить на работу. Встает вопрос о том, как получить место в садике. Встать на очередь в детский сад очень легко. Необходимо оформить документы на ребенка — получить свидетельство о рождении, сделать регистрацию (прописку).
Далее все достаточно просто. Ты должна зарегистрироваться на портале gosuslugi.ru, зайти в раздел «Образование» — «Детские сады» и выбрать «Запись в детский сад». Подать заявку может любой из родителей.
1 Воспользоваться льготами
Ясельных групп в муниципальных детских садах, практически нет. Несмотря на то, что на официальных сайтах указано, что детей в сад должны принимать с полутора лет, но вероятность попадания на полный день в таком возрасте стремится к нулю.
При этом всегда есть вариант воспользоваться льготами. Их могут устанавливать только на федеральном уровне, регионы не имеют права придумывать какие-то свои преференции. Это незаконно! Данное правило разработано для борьбы с коррупцией.
На федеральном уровне все аспекты преимущественного права на поступление в ДОУ регулируется Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Итак, льготы на получение места в саду имеют четыре категории граждан.
В первую очередь зачисляются:
Преимуществом при получении места в садике обладают:
Если ты относишься к льготной категории граждан, бери справку и смело требуй направление в детский сад. Если нет, то выход тоже есть. К тому же, в одной группе может быть не более 50% льготников.
2 Исходить из возраста
В возрасте от 1,5 до 2,4 лет можно рассчитывать на ГКП — группы кратковременного пребывания. В зависимости от сада время нахождения ребенка в них может варьироваться от трех до пяти часов. Чтобы попасть в ГКП в заявлении нужно поставить галочку в соответствующей графе.
Ребенок может быть переведен в детский сад на пребывание полного дня в возрасте 2,4 года.
Распределение на сентябрь начинается в марте и идет до конца мая. В первую очередь зачисляют детей из основного списка, которым 1 сентября уже будет 3 года, следующими тех, кому будет от 2.8 до 3.
Но в законе нет никаких оговорок о сентябре. В ФЗ «Об образовании в РФ» (далее мы будем ссылаться на него) сказано, что процесс зачисления в детские сады производится круглогодично! И ссылки ведомства на то, что к сентябрю группы набраны, и мест больше нет, противоречат закону. Ты можешь требовать место в детском саду круглый год. Но доукомплектовываются группы по остаточному принципу. То есть, если в выбранном садике мест нет, то тебе предложат место в другом саду, не всегда рядом с домом.
3 Правильно оформить документы и отстаивать права
Даже если у вас нет постоянной регистрации по месту жительства, тебе не в праве отказать в постановке в очередь в ДОУ. Но при формировании основного списка на места в детском саду предпочтение отдается детям с постоянной регистрацией на территории, прикрепленной к образовательному комплексу. Дополнительный список — это все остальные.
Так, например, в Москве, несмотря на Приказ № 293, действует свой порядок приема в московские детские сады. Он закреплен Приказом № 1310 от 31.08.2010 Департамента образования г. Москва. Согласно ему приоритет при приеме в дошкольное учреждение имеют дети с постоянной московской регистрацией. И это не является нарушением российского законодательства, так как Москва является городом федерального значения (ст. 65 Конституции РФ) и имеет особый правовой статус.
При этом Верховный суд отклонил иск о приеме в детские сады Москвы детей без постоянной регистрации. Иск был подан правозащитной организацией от лица нескольких семей, проживающих в Москве. Они просили отмены пунктов приказа Министерства образования и науки от 2014 года, из-за которых нужно предъявлять регистрацию при зачислении ребенка.
В любом случае, если тебе отказали в предоставлении места по причине отсутствия постоянной регистрации, есть один совет: пиши жалобу в Департамент образования или в Прокуратуру, а потом подавай в суд. Здесь необходимо грамотно сформулировать свою позицию и доводы. Если ты не знаешь, как это сделать, лучше обратись за помощью к юристам. Обычно специалисты, которые занимаются такими делами, уже имеют большой опыт в составлении документов и судебной практике.
Есть и хорошая новость: за год до поступления ребенка в школу, место в детском саду предоставить все же обязаны.
4 Поменяться местами
Что делать, если места в садике возле дома нет, и ребенка зачислили в ДОУ в другом районе? Есть ли какие-то нормы по расстоянию между местом жительства и детским садом?
Если в детских садах твоего района нет групп возраста твоего малыша, то тут ничего не поделаешь. Конечно, можно написать жалобу в местный орган власти о создании дополнительных мест в ДОУ, строительстве новых садов и формировании новых групп. Но это дело не одного дня.
По этому вопросу есть положительная практика Верховного суда, который в своем постановлении пояснил, что отсутствие мест в детских садах рядом с домом — проблема не родителей, а чиновников. Они обязаны предвидеть нехватку дошкольных групп и вовремя предпринять необходимые меры. При этом Верховный суд сослался на постановление Конституционного суда от 15 мая 2006 года № 5-П.
Если такая ситуация произошла с тобой, всегда есть вариант поменяться с кем-то местами. Наверняка, кто-то ждал место именно в том детском саду, куда определили твоего ребенка, а получил в том, куда хотела ты.
В любом случае, если ты видишь, что права твоего сына или дочери нарушают, если ребенка не берут в сад, молчать нельзя. Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и номер Департамента образования тебе в помощь. Найти его можно на государственных сайтах по ключевым фразам.
5 Воспользоваться компенсацией
Если заветного места так и не предвидится, можно написать заявление на пособие на детей, не посещающих детский сад. На федеральном уровне пособие не закреплено. Но оно есть в 11 регионах, где местные власти посчитали, что проблема с местами стоит особенно остро. Это Архангельск, Киров, Красноярский край, Липецк, Пермь, Самарская область, Смоленская область, Томск, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО и Ярославская область.
Кроме того, если ты решила отдать ребенка в частный детский сад, оплатить его можно средствами материнского капитала. А еще сделать налоговый вычет за образование ребенка в конце года.
Основатель и руководитель детского центра «Самый лучший», юрист по семейному и гражданскому праву, консультант по юридическим вопросам граждан, @ksyu2081
Можно ли водить здорового ребенка в детский сад во время карантина?
Группу ребенка в детском саду закрыли на карантин, при этом он совершенно здоров. Можно ли перевести его в другую группу или сад во время карантина? Или он обязательно должен сидеть дома?
Моя жена пока не вышла на работу из декрета, а я работаю полный день. Если ребенку запрещено посещать детский сад, есть ли законные основания, по которым меня могут освободить от работы на время карантина, чтобы сидеть с ребенком? А если бы моя жена болела, освободили бы меня от работы на время карантина в детском саду, пока супруга не поправится?
Мне знакома ваша проблема. Группу моего ребенка в детском саду несколько раз закрывали на карантин из-за ОРВИ.
Расскажу, на каких основаниях и на сколько вводят карантин в детских садах и когда работающий родитель может взять больничный на это время.
Курс о больших делах
Что такое карантин и на каком основании его вводят
Моему сыну почти два года. Он ходит в государственный детский сад в Московской области, пока только в группу кратковременного пребывания, ГКП, где находится с 07:00 до 13:00 в будние дни.
Моя жена решила первые полгода не выходить на работу, чтобы не брать постоянно больничные. А я работаю официально по сменному графику — два дня через два.
В октябре в течение нескольких дней 5 из 17 детей в группе заболели ОРВИ, и воспитатель сообщила, что ГКП закрывают на недельный карантин. Детей приводить в сад в этот период нельзя.
Карантин — это меры, направленные на то, чтобы предупредить распространение инфекционных заболеваний. К инфекционным относят вирусные гепатиты, туберкулез, коронавирусную инфекцию, грипп, ОРВИ и многие другие заболевания.
Карантин могут ввести в целом государстве, регионе или городе — это зависит от масштаба распространения и опасности инфекции. Также карантин могут ввести в отдельно взятом учреждении и даже в отдельной группе детского сада или школьном классе.
Порядок введения карантина при разных заболеваниях примерно одинаковый, но отличаются сроки карантина, количество зараженных, после которого его вводят, и меры предотвращения заражения.
Так, при гриппе и ОРВИ медперсонал сада должен сообщить в Роспотребнадзор об очаге заболевания, если будут выявлены пять и более случаев в течение семи дней. При этом карантин могут объявить, если отсутствует от 20% и более детей.
Срок карантина при ОРВИ, гриппе, кишечных инфекциях, дифтерии, скарлатине и некоторых других заболеваниях — 7 дней. При менингококковой инфекции карантин — 10 дней, при коклюше — 14, полиомиелите — 20, ветрянке и кори — 21, вирусном гепатите — 35 дней.
Сроки могут увеличить, если появятся новые заболевшие. Информацию о карантине воспитатели сообщают родителям по телефону или в мессенджерах.
Карантин вводят по приказу заведующей. В нем она указывает ответственных за исполнение санитарно-эпидемиологических мер, а также сроки карантина. Решение о карантине также может принять Роспотребнадзор при опасных инфекциях и органы исполнительной власти.
Можно ли перевести ребенка в другую группу на время карантина
Решение о переводе здорового ребенка в другую группу принимает заведующая совместно с медицинским работником. Они исходят из того, когда последний раз ребенок был в саду, делали ли ему прививку от этого заболевания, если такое возможно, а также есть ли в детском саду аналогичная группа и свободное место в ней.
Дети, которые за неделю до введения карантина посещали закрытую группу, считаются контактными, то есть могут заболеть сами и заразить других. Поэтому родители не могут претендовать на их временный перевод в другую аналогичную группу.
Тех детей, для которых карантин обязателен, не стоит пытаться пристроить в другой сад, в том числе частный, так как есть риск, что они могут заразить других детей.
Как взять больничный на время карантина, если ребенок здоров
Бывает, что дети в детском саду болеют, группу отправляют на карантин, а ваш ребенок здоров. При этом оба родителя ходят на работу. В таком случае один из родителей может взять больничный лист.
После выхода приказа о карантине родителю нужно обратиться к участковому педиатру в поликлинике и предъявить ему копию документа.
Основанием для выдачи больничного родителю будет карантин у ребенка в возрасте до семи лет, посещающего дошкольную образовательную организацию. Листок нетрудоспособности выдадут сразу на весь период карантина или с открытой датой, если неизвестно, когда он закончится.
Пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивают родителю за весь период карантина.
В большинстве случаев больничный можно получить, только если оба родителя работают и ни один из них не находится в отпуске по уходу за ребенком.
Однако возможны исключения. Больничный лист могут выдать второму родителю, если первый в отпуске по уходу за ребенком, в таких случаях:
После карантина, если ребенок не заболел, больничный лист закрывают и передают работодателю.
Что делают воспитатели во время карантина
Если группу отправляют на карантин, это не значит, что воспитатели будут отдыхать. В первый и последний день карантина мы обязаны участвовать в генеральной уборке помещения, поверхностей и чистке игрушек. В остальные дни проводим только влажную уборку, проветриваем помещение и включаем прибор для обеззараживания воздуха — облучатель-рециркулятор.
Медицинский работник ежедневно осматривает нас на симптомы заболевания: измеряет температуру, спрашивает о самочувствии.
Помимо обязанностей по воспитанию и уходу за детьми мы обязаны вести различную документацию. Вне карантина мы ведем учет посещаемости детей, заполняем листы здоровья на каждого воспитанника, а также взаимодействуем с родителями по учебному процессу.
На карантине у нас есть возможность составить план работы на будущий месяц с учетом утвержденного плана на год. А также указать, какие мероприятия проведены в текущем месяце и что сделано дополнительно.
Как возобновить посещение детского сада
После карантина при выходе ребенка в детский сад нужно представить справку от педиатра. Для этого стоит заранее записаться к доктору на осмотр.
В справке должно быть указано, что ребенок здоров и может посещать дошкольное учреждение.
В чем особенности карантина из-за COVID-19
На карантин по ковиду могут отправить как одну группу, так и весь детский сад. Если коронавирусом заразился ребенок, который не контактировал с детьми из других групп — например, на утренниках или дополнительных занятиях, — то на карантин отправят только его группу с воспитателями.
Если заболел преподаватель по физкультуре или музыке, который проводил занятия для всех детей, то на карантин отправят детский сад полностью. Новости о том, что целый детский сад ушел на карантин, периодически появляются в прессе.
Если ковидом заболел один из родителей, то ребенок должен уйти на карантин вместе с ним, а группа в таком случае работает в обычном режиме.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
«Неуправляемые дети» в ДОУ
АНАСТАСИЯ АБРАМОВА
«Неуправляемые дети» в ДОУ
Неуправляемые, чрезмерно активные, замкнутые, непослушные, не идут на контакт со взрослыми и не вписываются в общую систему, — все эти черты объединяются в понятие «неуправляемые дети». Поведение детей всегда приводит в смятение взрослых. Особенно, если в таком поведении прослеживается явное непослушание. Успешно взаимодействовать с такими детьми не всегда под силу даже их родителям.
Что уж говорить о педагогах, которые должны организовывать образовательную работу с целой группой детей с различными особенностями? На помощь родителям и педагогам предоставляем советы разных специалистов по выявлению причин неадекватного поведения детей и организации эффективного взаимодействия с ними.
Внешние проявления неуправляемости или непослушания:
Как выглядят неуправляемые дети? Внешние проявления могут быть очень разными. Дети весьма изобретательны в этом плане, и каждый малыш осознанно или неосознанно выбирает свою линию поведения. Наверняка каждый из вас видел, как ребенок кричит (орет) без видимой причины и что-то требует от родителей, при этом он не слушает доводы старших и не собирается успокаиваться. Родители далеко не всегда могут в таких случаях успокоить свое чадо, особенно если подобные казусы происходят в людных местах. А, как правило, именно в общественных местах ребенок не слушается. Он пытается хватать предметы, которые брать нельзя, активно бегает, а на замечания посторонних людей реагирует не самым лучшим образом. Давайте поговорим о том, как воспитывать детей с расторможенным, неуправляемым поведением?
Ребенок невнимателен, излишне возбудим, раздражителен, не может контролировать своё поведение. «Без тормозов», «реактивный двигатель» — такими эпитетами родители часто «награждают» своего ребенка. В то же время до поступления ребенка в детский сад многие родители не считают его поведение странным и не обращаются к специалистам. Поэтому для них большим открытием становятся жалобы воспитателей на неуправляемость, неусидчивость, неорганизованность, непослушание их ребенка. И в этом нет ничего удивительного, так как даже специалистам трудно разграничить патологически гиперактивных детей и детей с нормальной, свойственной многим ровесникам дошкольного возраста высокой двигательной активностью.
Критериями патологической гиперактивности являются:
1. Беспокойные движения.
2. Неумение сидеть на месте, когда это требуется.
3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди (в играх, в занятиях).
5. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
6. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
7. Неумение играть тихо, спокойно.
8. Впечатление, что ребенок не слышит обращенных к нему слов.
9. Постоянные разговоры с кем-либо.
10. Навязчивость, приставание к другим.
11. Совершение опасных действий без мыслей о последствиях.
12. Частая потеря вещей, игрушек.
Наличие у ребенка по крайней мере семи из перечисленных выше признаков — основание для обращения к психологу или к врачу- неврологу.
К сожалению, родители иногда полагают, что поступление в школу и появление новых обязанностей положительно скажется на ребенке и он изменится. Однако их ожидания не оправдываются. Чем раньше такого ребенка отдают в школу и чем выше требования, предъявляемые учителями, тем серьезнее проблемы в обучении и поведении.
Такой ребенок не может спокойно сидеть на уроке, постоянно отвлекается, не слушает учителя, не может сконцентрировать внимание на предмете, его поведение идет вразрез со школьными нормами. Все это приводит к отставанию в учебе.
Никакие другие случаи нарушения поведения не вызывают такого количества порицаний и жалоб со стороны родителей, воспитателей и учителей, как вышеперечисленные.
Расторможенный, неуправляемый ребенок может поставить в тупик взрослых, которые, как правило, его наказывают, ругают, упрекают, стыдят и одергивают. Ребенок и сам себе не рад, да ничего не может с этим поделать, не может без помощи родителей изменить свое поведение.
Советы родителям на раннем этапе развития ребенка в ДОУ:
1. Проконсультируйтесь у специалистов.
2. Воспитывая гиперактивного ребенка,избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, и установления перед ребенком повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, — с другой.
3. Старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно, сведите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя». Исключите из своей речи негативизмы типа «не вертись, я с тобой разговариваю», «ты что, глухой, сколько можно говорить!».
4. Придерживайтесь «позитивной модели» воспитания. Избегайте излишней пунктуальности, жесткости наказаний, всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.
5. Занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
6. При объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунки, картинки и др.).
7. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания.
8. Придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения, особенно режима сна.
9. Ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях.
10. Не провоцируйте ребенка на шумные игры с участием других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок играет еще с одним, но не более того).
11. Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите, на повышенных тонах.
12. Каждый день ставьте перед ребенком определенную и совершенно конкретную цель, которую он должен достичь. Обязательно похвалите его за это или тем или иным образом поощрите.
13. Приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм. Помогите найти ему какое-то увлечение, хобби. Однако перегружать ребенка занятиями в разных кружках не следует, в частности в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. Это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испытывает особой радости от этих занятий.
Они не знают, какую пользу могут приносить, как реализовать себя, свои возможности и особенности, свои интересы и потребности. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. В силу своих личных качеств и отсутствие должной социальной помощи дети с ОВЗ составляют группу риска, они чаще оказываются в трудной жизненной ситуации. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений, навыков, а также различные формы педагогической работы с ним.
Для решения этой задачи требуются усилия не только ученых, педагогов, родителей, но и общества в целом.
И замечательно, что сейчас в нашем современном мире, такие дети могут свободно посещать ДОУ, где у них есть не только возможность общаться со своими сверстниками, но и стимул развивать свои творческие способности. Да, им труднее, чем другим детям, не все получается сразу, но мы, взрослые и дети всегда рады помочь. Все ребята относятся к ним с добротой, пониманием и уважением. Многим тоже приходится учиться общаться с такими детьми, видеть в них личность, не смеяться, а научиться помогать, понимать и принимать.
В нашей стране, на сегодняшний день, используют следующие способы обучения детей с ОВЗ,которые имеют особые образовательные потребности:
1. Обучение интегрированное – это особый тип обучения, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким областям при изучении одной темы.
3. Обучение инклюзивное – это совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными образовательными потребностями.
На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование, опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.
Какие же методы работы могут быть использованы при планировании работы с детьми с ОВЗ?
Чтобы создать условия для обеспечения равных возможностей для полноценного развития ребёнка в период дошкольного детства независимо от физических и (или) психологических недостатков в развитии детей (в том числе детей-инвалидов) необходима разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов.
Деятельность педагогического состава по работе с детьми с ОВЗ должна быть четко отлаженной, совместно спланированной (выбор темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач, совместное обсуждение для составления планов фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.) Воспитатели и специалисты также должны находиться в постоянном контакте с родителями воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса.
При работе с семьей педагог должен хорошо себе представлять основные особенности родительской позиции по отношению к ребёнку. Родитель будет недостаточна откровенен и не будет доверять специалисту, если не почувствует искреннего желания помочь его ребёнку. Прежде чем начать плавный переход к изучению личности ребёнка, его диагностике, необходимо предложить родителям соглашение на сотрудничество.
В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в педагогический процесс.
Для установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений с семьёй, педагогу требуется тактичное, корректное поведение, умение поставить себя на место консультируемого и сообщить ему любую информацию в щадящей, не травмирующей его чувства, форме. Главной задачей специалистов при взаимодействии с семьёй, имеющей ребёнка с особыми образовательными потребностями, является не только выдача рекомендаций по воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые бы максимально стимулировали членов семьи к активному решению возникающих проблем. С родителями должна вестись информационно-просветительская работа, включающая в себя детские выставки результатов работы за неделю, информационные стенды, консультации, памятки, рекомендации. Данная форма работы позволяет родителям получить необходимые знания по различным вопросам воспитания детей.
И главное, донести до ребенка с ОВЗ, что у всех детей разные возможности и способности, что все люди разные, но все живут вместе на одной Планете и под одним небом. Просто среди них есть те, кто такой же, как и остальные, только возможностей у него меньше, но есть возможность сказать — Я такой же, как все! Ребенок должен почувствовать – то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным! Сотрудничество с ребенком, который имеет нетипичное поведение — это настоящее испытание и для семьи, и для воспитателей. Но это может стать и отличной возможностью для личностного и профессионального роста взрослых, которые общаются с таким ребенком для развития их педагогического творчества. Поэтому объединяйте свои усилия ради счастья маленького человека, который, несмотря на проблемы в поведении, так же как и другие, достоин любви, уважения, возможности реализовать свои способности.
Фотоотчет «Дети и творчество» Занятия декоративно-прикладным творчеством является самым интересным видом творческой деятельности детей. Дети очень любят коллективное.
Дети — наша гордость! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Поздравляю вас всех с началом нового учебного года! Творческих и профессиональных вам успехов, здоровья.
Дружат дети на МAAM! Всегда с большим удовольствием читаю все ваши публикации. С радостью узнаю, что многие уже подружились, делятся друг с другом профессиональными.
Консультация «Дети и дорога» Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков.
Лэпбук «Дети и фронт» Доброго, дорогие коллеги! Продолжая тему Лэпбука «Этот день победы» Вот и закончила я новенький лэпбук. Дался он мне очень тяжело. Потому.
Музыка и дети Сегодня к нам опять приходили долгожданные гости из музыкальной школы. Наши ребята познакомились с новыми музыкальными инструментами, их.
Памятка для пап «Отцы и дети» Рада приветствовать Вас, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами своими размышлениями о роли отца в семье, в частности,.
Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.
Стенгазета «Наши дети» Работа в подготовительной группе в основном направлена на подготовку детей к школе. Родителей наших воспитанников мы активно подключаем.
Театр и дети Нам, взрослым всегда почему-то хочется вернуться в мир детства. Но мы ушли оттуда, и назад пути нет. Наверное, поэтому нас иногда так и.