что делать если бывший работодатель портит репутацию
Испорченная деловая репутация бывшим работодателем
Проработала 5,5 лет в должности экономиста. Добросовестно, качественно выполняла свои служебные обязательства. Бесплатно вела участок сокращенной единицы. В тяжелые времена для предприятия сидела дни за свой счет. Два года совмещала бесплатно обязанности начальника отдела, когда он был в отпуске, а также еще функционал за 1 штатную единицу ( сокращенную), которую он вел. Т.е. оставалась за весь отдел одна и тянула всю работу за свою одну зарплату ( средняя по региону).
Я не стала ждать 2 месяца до увольнения ( по сокращению) и согласилась уйти по соглашению сторон.
При оформлении на новую работу, работодатель сделал запрос по мне на старое место работы. Директор сообщил, что я уволена в связи с конфликтом с руководителем ( хотя для меня озвучили сокращение). На новое место меня не хотели брать. хотя я очень ответственный сотрудник, не конфликтный и все предыдущие руководители всегда меня хвалили и выделяли среди остальных подчиненных. За все время работы ( 5,5 лет ) у меня не было ни одного больничного, все сотрудники цепочкой обращались за помощью по работе. Часто их сам начальник ( с которым конфликт)пересылал ко мне за помощью по вопросу не по моему функционалу.
Теперь я в поиске работы. Я очень боюсь, что новый потенциальный работодатель также будет делать запрос на первое место работы, и директор с бывшим начальником опять скажут много что «приятного» обо мне.
А сейчас работу найти крайне сложно. Что получается все мои труды по данной специальности насмарку из-за руководителей самодуров.
Подскажите как мне поступить, как себя обезопасить? Есть какая управа на бывших руководителей?
Бывший сотрудник пишет гадости про нашу компанию в интернете
Один человек постоянно пишет про наш салон красоты гадости в отзывах на рекомендательных сайтах под разными именами.
Есть подозрение, что это один уволенный сотрудник, поскольку волна негатива началась именно после того, как мы с ним расстались. Как его урезонить? Куда и как правильно обратиться и смогут ли его вычислить? Или это пустая затея?
Все зависит от того, какого результата вы ждете. Я разберу несколько вариантов.
Прекратить поток негатива
Есть несколько способов перейти от вражды к миру.
Дипломатический. У вас наверняка остались контакты уволенного сотрудника. Возможно, есть даже работники, которые не успели испортить с ним отношения. Попросите их связаться с бывшим коллегой и выяснить, он ли пишет отзывы в интернете. Но действуйте осторожно. Если это действительно делает уволенный сотрудник, он может пойти назло компании и начать еще более активно распространять негатив на форумах.
Если подозрения подтвердятся, попросите руководителя поговорить с сотрудником и выяснить, в чем проблема и как ее исправить. Возможно, потребуется выплатить материальную компенсацию, а возможно, человек обиделся и ждет извинений.
Если бывший сотрудник все отрицает, извинитесь и продолжайте поиски.
Наудачу. Напишите модератору форума или владельцу сайта и попросите его удалить комментарии, которые, по вашему мнению, вредят вашей деловой репутации. Контакты администратора обычно есть в нижней части сайта или во вкладке «Контакты». Можно попросить не только удалить комментарии, но и рассказать, кто скрывается под никнеймом.
Но, скорее всего, данные вам не раскроют без решения суда: дело в законе о защите персональных данных. Администратор сайта сможет рассказать вам, кто под каким никнеймом зарегистрирован, только если в согласии на обработку персональных данных, которое заполняют при регистрации, пользователь разрешил администратору передавать данные третьим лицам.
Когда ваше обращение рассмотрят, отзывы с сайта могут удалить, а могут и оставить. Если посчитают нужным — пользователя заблокируют.
Но ни одно из этих действий не гарантирует, что недоброжелатель больше никогда ничего не напишет. Он может зарегистрироваться под другим именем, если его заблокировали, или продолжить писать отзывы на других сайтах.
Как поступить, если Вас оклеветал бывший работодатель?
Практика показывает, что чаще уволенные сотрудники стараются любыми возможными способами очернить экс-работодателя, но бывает и на оборот. Вся штука в том, что если самое распространённое явление, когда обиженный сотрудник пытается как-то насолить бывшему начальнику, по сути, практически не опасно для этого самого начальника, то в том случае, когда сам начальник стремится очернить своего бывшего сотрудника, проблем у того может быть очень много. Гневные отзывы с прежнего места работы заставляют нынешнего работодателя усомниться в соискателе, что, в конце концов, может обернуться отказом. Конечно, далеко не все рубят с плеча, но опасность клеветы со стороны бывшего работодателя – это факт, который не подлежит никаким сомнениям. Впрочем, если многие люди, которые сталкиваются с подобными случаями, задумываются о морально-этической стороне проблемы, то мы постараемся осветить ещё и юридический аспект. На самом деле, в юридической практике, подобного рода дела, отнюдь не являются редкостью.
Действующее законодательство Российской Федерации гарантирует защиту несправедливо оговорённым гражданам, потому, Вам стоит запомнить, что клевета со стороны бывшего работодателя – это не проблема морально-этической сферы, а преступление, которое должно быть наказано. Особое внимание стоит обратить на две статьи. Прежде всего, это статья 129 («Клевета») и статья 130 («Оскорбление»). Разумеется, если подать в суд, то придётся доказать необъективность утверждений экс-начальника.
Если Вы оказались жертвой так называемого «черного пиара», то не нужно отчаиваться. Более того, у Вас есть все шансы получить за это денежную компенсацию. За распространение порочащих честь и достоинство информации предусмотрена ответственность. Если Вы желаете восстановить справедливость, то есть смысл обратиться в суд. Иск о защите чести, достоинства и деловой репутации – это, конечно хорошо, но вместе с этим, такие дела чаще являются очень непростыми, потому, нужно как следует позаботиться о доказательной базе. Для достижения положительного результата Вам просто необходимо привлечь документальные свидетельства и, разумеется, живых свидетелей. Которые способны пролить свет на те события, которые смогут подтвердить, что нелицеприятные высказывания бывшего работодателя в Ваш адрес были беспочвенны. Нужно сказать, что если Вы попали в столь неудобную ситуацию, то не забывайте, что в нашем веке чёрные списки работников сегодня совсем не редкость. Такие сведения часто можно найти и в Интернете. Обнаружив клеветническую информацию о себе в Интернете, Вам стоит немедленно обратиться в прокуратуру, где и проведут расследование. В случае, если Ваша правота будет доказана, а информация, размещённая на сайте, будет признана клеветнической, то владельца сайта обяжут её удалить. Впрочем, это ещё далеко не всё. Далее наступит черёд автора клеветнической информации, и вот как раз он будет привлечён к ответственности в соответствии с законодательством.
Кроме того, если Вы обнаружили информацию о себе в общем доступе, то уже это может стать причиной подачи иска. Интересно, что размер моральной компенсации определяется самим пострадавшим. Однако. Хоть закон не предусматривает никаких фиксированных цифр, надеясь на положительный результат, стоит всё-таки не слишком наглеть, определяя реальную, а не завышенную сумму компенсации. Если вина бывшего работодателя будет доказана, то суд обяжет его выплатить компенсацию за моральный ущерб.
Можно констатировать, что в нашей стране клеветничество является преступлением. Не стоит забывать и о том, что бывший работодатель, который безосновательно порочит честь и достоинство сотрудника, может и должен ответить за своё противоправное деяние. Впрочем, то же самое касается и клеветы со стороны бывшего сотрудника, который клевещет на своего бывшего работодателя. Если работодатель захочет защитись свою честь и деловую репутацию, то также может подать в суд и выиграть дело. Пожалуй, главное в данной ситуации – это решение спорных ситуаций цивилизованным способом.
Как бывший начальник может навредить вам на новом месте
Все чаще при подборе персонала работодатели помимо резюме и трудовой книжки требуют у соискателей рекомендации от бывшего начальника. В прежние времена получить отрицательную характеристику было смерти подобно, ибо обладателя волчьего билета не брали ни в одну приличную организацию.
Времена изменились, но и сегодня необходимо заботиться о профессиональной репутации, сохранять хорошие отношения с бывшим боссом и коллегами, чтобы не испортить себе карьеру негативными отзывами.
Портрет отставника
Итак, характеристика — это официальный документ, в котором содержится оценка деловых и личностных качеств сотрудника, результатов его работы в организации. Прежний руководитель может, например, перечислить сильные стороны бывшего подчиненного и привести в качестве иллюстраций своих слов примеры успешно реализованных проектов. Поскольку единых для всех организаций правил составления такого письма не существует, автор волен сделать акцент на тех особенностях характера своего недавнего сотрудника, которые представляются ему наиболее важными. Речь может идти о способности специалиста успешно решать сложные производственные задачи, его аналитическом потенциале и задатках лидера, исполнительности, аккуратности, дисциплинированности, коммуникабельности и т. д.
Цель любого рекомендательного письма — помочь новому нанимателю получить более или менее полное представление о кандидате, его достоинствах и недостатках. Иногда бывшие руководители из корпоративной солидарности даже подсказывают коллегам, на каком участке работ лучше всего использовать данного сотрудника.
Характеристику составляет представитель отдела кадров, непосредственный начальник, глава департамента или фирмы. Затем бумагу обязательно заверяют подписью ответственного лица и печатью организации.
Комплексная оценка
Даже если в процессе интервью менеджер по персоналу не просит вас представить какие-либо дополнительные документы сверх стандартного пакета бумаг, вы сами можете предложить ему ознакомиться с мнением вашего бывшего шефа. В конце концов, почему бы не воспользоваться шансом произвести хорошее впечатление на нанимателя, если прежние коллеги характеризуют вас самым лучшим образом?
Но все же, как правило, нанимающая сторона сама проявляет инициативу в данном вопросе. Причем помимо рекомендаций соискателя обычно просят предоставить контакты бывшего руководителя, коллег или даже клиентов, которые способны объективно его оценить. Если кандидат не готов представить поручителей, в глазах потенциального нанимателя он будет выглядеть как человек, которому есть что скрывать.
Иногда специалиста просят самостоятельно охарактеризовать себя, чтобы затем, проанализировав текст и выявив нестыковки, найти белые пятна в его прошлом. Кому приходилось смотреть фильмы о шпионах, тот знает, что подобным образом нередко разоблачают вражеских резидентов. Кстати, имейте в виду: приведенные вами сведения наверняка будут проверять!
Под колпаком
В некоторых случаях HR-менеджер может не ограничиться полученной от кандидата информацией и начать собственный сбор данных. По закону он обязан заранее уведомить о своих действиях соискателя и заручиться его официальным согласием на проведение подобных мероприятий, но не все представители корпоративных служб безопасности это делают. Чаще они используют различные ухищрения, например включают в анкету для сотрудников неприметный пунктик «Против запроса дополнительных сведений о себе с прежних мест работы не возражаю».
Если в прошлом человека действительно есть нечто криминальное, это может стать серьезным препятствием на его карьерном пути. Появились даже специализированные компании, занимающиеся анализом биографии соискателей вплоть до их кредитной истории, подлинности вузовских дипломов и вероятного присутствия в базах данных МВД.
На самом деле даже идеальный сотрудник не застрахован от увольнения со скандалом. Конфликты с руководством, к сожалению, явление отнюдь не редкое. Зачастую офисный деспот, считающий себя пострадавшей стороной, пользуется представившейся возможностью наказать за строптивость бывшего подчиненного и характеризует его самым негативным образом. Хорошо, если проверяющие решат не ограничиваться мнением одного отрицательно настроенного по отношению к вам лица и обратятся за справкой еще к нескольким источникам, а если нет? Кандидату, не подозревающему, что кто-то из бывших сослуживцев раз за разом его топит, остается только гадать, почему в самый последний момент ему отказывают в трудоустройстве.
Защита профессиональной чести
В ситуации, когда вы опасаетесь подобного выстрела из прошлого, попросите кого-нибудь из знакомых обратиться к вашему бывшему начальнику за характеристикой под видом нового работодателя. Выяснив намерения недоброжелателя, не ограничивайтесь пассивной обороной. Помните: человек, находящийся под гнетом тревожного ожидания, ведет себя таким образом, что наверняка вызовет подозрения у хорошо разбирающегося в нюансах человеческой психологии кадровика.
Еще один вариант — самому рассказать об имевшем место конфликте на прежней работе новому нанимателю. Лучше сразу выложить собственную версию событий, чем потом что-то объяснять и доказывать свою невиновность. Ни в коем случае не оправдывайтесь! Сохраняйте уверенность и чувство собственного достоинства, чтобы ни говорилось в полученной рекрутером характеристике.
Эксперты кадрового дела также рекомендуют следующее: если, расставаясь с прежней компанией, вы чувствуете недовольство со стороны босса или сослуживца, постарайтесь вызвать его на откровенный разговор и как-то сгладить появившиеся в ваших взаимоотношениях острые углы. Хорошие связи в деловой среде — одна из главных составляющих профессионального капитала любого специалиста!
Антон Кротков
По материалам «Работа & зарплата»
Трудовые споры с работниками: как вести себя работодателю, чтобы избежать потерь
О том, как вести себя работодателю, если работники подали в суд: как доказать, что сотрудник злоупотребляет правом, как избежать финансовых и репутационных потерь, – рассказал директор антикризисной группы Сергей Стороженко.
Читайте до конца, и вы узнаете:
Почему нельзя нарушать права работников, или чем опасны трудовые споры
Как работники злоупотребляют правами, и что поможет работодателю в споре
Как вести себя работодателю, если возник спор с работником:
Договориться и заключить мировое соглашение
Разобраться в нюансах доказывания
Решить, выгодно ли привлекать высококвалифицированного юриста по трудовым спорам
Трудовые споры с «топ-менеджментом»: в чем сложность
Нет времени читать? – получите помощь высококвалифицированных специалистов по сопровождению трудовых споров прямо сейчас:
Заказать юридическое сопровождение, чтобы выиграть трудовой спор
Почему нельзя нарушать права работников, и чем опасны трудовые споры
Предусмотрены строгие меры наказания
За нарушения трудового законодательства предусмотрены строгие меры наказания. К ответственности привлекают директоров и заместителей, главных бухгалтеров, руководителей кадровых служб, а также лиц, отвечающих за соблюдение норм охраны труда и техники безопасности.
Максимальные санкции – штрафы до 200000 рублей для компаний; до 40000 рублей для ИП; до 500000 рублей или до 5 лет лишения свободы для виновных лиц в случае особо тяжких нарушений (в частности, за невыплату заработной платы (ст. 145.1 УК РФ) или нарушение техники безопасности, если работник серьёзно пострадал (ст. 143 УК РФ)).
В 2017 году трудовая инспекция оштрафовала лиц, виновных в нарушениях трудового законодательства, на 3 554 420 000 рублей.
Есть риск рейдерского захвата бизнеса через работников
Малейшие нарушения трудового законодательства, в частности, ситуации с задержкой заработной платы, могут быть использованы кредиторами и рейдерами для захвата бизнеса.
С 2015 года работникам (и бывшим работникам) предоставили право банкротить работодателя за долги по зарплате (ст. 2, № 186-ФЗ от 29.06.2015) свыше 300 000 рублей, если выплаты задерживаются больше чем на 3 месяца (ст. 39, № 127-ФЗ).
Сами сотрудники почти не используют эту возможность, потому что у них достаточно других инструментов воздействия на работодателя (жалобы в Прокуратуру, трудовую инспекцию, обращение в суд).
Однако банкротство через работников уже используют недобросовестные кредиторы и рейдеры, чтобы захватить бизнес, получить доступ к активам должника.
Происходит это так: недружественный кредитор или рейдер погашает зарплатный долг перед работниками (немногим более 300 000 рублей), и к нему переходят права работников по обязательству (ст. 313 ГК РФ).
Далее кредитор или рейдер первым инициирует банкротство, назначает «своего» арбитражного управляющего и управляет банкротством в своих корыстных интересах.
Страдает репутация компании и руководства
Даже компании с хорошей репутацией легко попадают на страницы СМИ и в чёрные списки работодателей. Иногда достаточно только одного прецедента нарушения трудового законодательства.
Вот некоторые «чёрные списки» работодателей:
Чтобы посмотреть, есть ли ваша компания в черном списке, нужно зайти на сайт, ввести город и название фирмы.
Хочу восстановить репутацию компании, нужна помощь эксперта
Чтобы восстановить репутацию, нужно налаживать отношения с работниками, добиваться опровержения, удаления информации о компании из черных списков. Быстрее, дешевле сделать это с помощью квалифицированного привлеченного юриста. С представителями компании работники неохотно идут на контакт.
Суды встают на сторону работников
Работодателю сложно отстоять свои права в трудовых спорах. Суды чаще встают на сторону работников, потому что работник считается слабо защищенной стороной трудовых отношений.
Так, суды удовлетворили 97% исковых заявлений от работников по спорам о заработной плате в 2017 году:
Процент удовлетворенных исков по заработной плате в 2017 году
Рис. 1 Процентное соотношение удовлетворенных исков и исков, оставленных без удовлетворения за 2017 год.
Со спорами по зарплате все ясно, но нередки ситуации, когда работники сами нарушают трудовое законодательство, умышленно саботируют работу и злоупотребляют правами.
Какие это ситуации, и есть ли шансы у работодателя защититься от нелояльного недобросовестного сотрудника? Об этом – далее.
Как работники злоупотребляют правами, и что поможет работодателю в споре
Копируют и продают базу клиентов
Последствия: утрата конкурентных позиций на рынке, финансовые убытки
Что поможет в споре: правильно оформленное положение о коммерческой тайне, подписанное каждым из работников, имеющих доступ к конфиденциальной информации.
За разглашение информации сотрудника можно уволить (ст. 192, 81 ТК РФ) и даже привлечь к уголовной ответственности (ст. 183 УК РФ)
Распространяют о работодателе компрометирующую информацию
Последствия: утрата репутации, лояльности со стороны членов трудового коллектива, потеря партнерских отношений, материальный ущерб
Что поможет в споре: документ, подтверждающий, что работник предупрежден об ответственности за распространение ложных сведений о компании и руководстве (ст. 128 УК РФ). Доказательства распространения ложной информации, расчет понесенных убытков (ст. 152 ГК РФ).
Заявляют права на интеллектуальную собственность
Последствия: риск публичного конфликта, утраты репутации, материальных потерь
Что поможет в споре: доказательства, что продукт интеллектуального труда является «служебным» и принадлежит работодателю. То есть, создавался за счет организации по служебному заданию или по трудовому договору. Помогут соответствующие документы, а также подтверждение, что работу автору оплатили в полном объеме.
Нарушают технику безопасности
Последствия: угроза жизни и здоровью членов трудового коллектива, материальный ущерб для компании
Что поможет в споре: документальные доказательства, подтверждающие размер ущерба, а также причинно-следственную связь между нарушением конкретного работника и наступившими последствиями.
Как вести себя руководству, если работник подал в суд
Договориться и заключить мировое соглашение
Договориться с работником иногда выгоднее, чем «судиться».
Любой трудовой спор может завершиться перемирием – стороны договариваются и подписывают мировое соглашение (п. 1, ст. 39 ГПК РФ).
На что обратить внимание: соглашение должно быть добровольным и не должно нарушать прав работника (ст. 9 ТК РФ).
Мировое соглашение можно заключить на любой стадии трудового спора. Для того чтобы правильно договориться с работником, и избежать рисков на перспективу, компании обращаются к опытным юристам и медиаторам.
Работодатели довольно часто предпочитают мировое соглашение длительным и непредсказуемым судебным разбирательствам (1, 2).
Разобраться в нюансах доказывания
Какие доказательства нужны работодателю, чтобы доказать свою правоту в суде?
Это зависит от того, по какому поводу возник трудовой спор.
Например, в делах о восстановлении на работе сотрудника, уволенного в результате неудовлетворительного прохождения испытательного срока (ст. 71 ТК РФ), работодатель должен доказать, что уволил работника по законному основанию.
Потребуются следующие доказательства:
Чтобы доказать, что работник не соответствует занимаемой должности (п. 3, ст. 81 ТК РФ), и уволен законно, потребуются:
Документы, которые нужно всегда готовить для представления суду в трудовых спорах:
В спорах о возмещении ущерба компании, работодатель должен доказать факт нарушения, вину работника и причинно-следственную связь между деянием и ущербом. В качестве доказательств можно использовать акты, фиксирующие нарушения, локальные акты, должностная инструкция, приказы и распоряжения работодателя, утвержденные планы. Со всеми документами работник должен быть ознакомлен под роспись до того, как произошло нарушение.
Чтобы выиграть судебный спор с недобросовестным работником, можно заявить суду, что работник пропустил срок исковой давности (3). Или подвергнуть сомнению показания свидетелей – по причине их недопустимости в конкретных видах трудовых споров (4) или в связи с нелояльностью свидетелей к работодателю.
Решить, выгодно ли привлекать высококвалифицированного юриста по трудовым спорам
Решая, привлекать или не привлекать высококвалифицированного юриста по трудовым спорам, рекомендуем рассматривать проблему с финансовой точки зрения: что выгоднее
Почему работодателю сложно самостоятельно отстоять свои права в суде?
Потому что результат конкретного спора практически невозможно предсказать. Судебная практика противоречива, а законодательство постоянно меняется.
Например, противоречивость судебной практики подтверждают дела о применении дисциплинарных взысканий к недобросовестным сотрудникам.
Трудовой кодекс позволяет уволить работника за прогул (п. 6 (а), ст. 81 ТК РФ) или появление на работе в нетрезвом виде (п. 6 (б), ст. 81 ТК РФ), – даже если нарушение однократное.
Но на практике работники судятся с работодателями и восстанавливаются на работе.
Так, работница, уволенная за прогул, подала в суд на работодателя, восстановилась в должности и взыскала с работодателя компенсацию вынужденного прогула в полном объеме – за период с даты увольнения по дату восстановления на работе, из расчета среднемесячного заработка.
Суд посчитал, что работодатель не учел тяжесть совершенного проступка и предшествующее поведение работницы, ее отношение к труду. Работница представила суду характеристику, согласно которой она ни разу не привлекалась к дисциплинарной ответственности, является ответственным, грамотным и квалифицированным работником, награждена грамотой администрации как специалист по социальной работе (5).
Работодатели и юристы компании регулярно сталкиваются с проблемой поиска критериев того, как именно оценить последствия нарушения работника, когда судебная практика противоречива, а уточнений в законе нет.
Трудовые споры с «топ-менеджментом»: в чем сложность
Под «топ-менеджментом» традиционно подразумевается высший руководящий состав: генеральный директор, его замы, главный бухгалтер.
С такими сотрудниками нельзя расстаться, не опасаясь возникновения негативных последствий для компании. Топ-менеджеры имеют доступ к коммерческой тайне и имеют определенные рычаги давления на работодателя. Поэтому, при возникновении конфликтов и трудовых споров, рекомендуем привлекать к процессу экспертов и юристов высокого уровня подготовки. Так вам удастся избежать серьёзных финансовых и репутационных потерь.
Получить помощь экспертов, чтобы выиграть трудовой спор