что делать если большой счет за отопление
Куда жаловаться и что делать, если получили большой счет за отопление
Ежемесячные счета за квартплату составляют немалую часть семейного бюджета.
Платить по ним – обязанность потребителей, поэтому нужно внимательно следить за повышением тарифов на коммунальные услуги и контролировать начисление платы.
Правовое регулирование
Куда жаловаться, если неправильно начисляют
Квитанции за тепло, как и другие коммунальные платежи, формируются автоматически. Для этого разработаны специальные программы, то есть влияние человеческого фактора сведено к минимуму. Ошибки практически исключены. Но неточности все же могут быть допущены из-за технических неполадок или умышленных мошеннических действий персонала управляющей компании.
Повышать расчетную базу самостоятельно УК не имеют права. Чтобы вернуть деньги за счет, составляющий больше обычного, нужно поочередно обратиться в несколько инстанций, но перед этим уточнить размет тарифа, действующий на день расчета платежа.
Еще одной причиной, может быть неточность переданных данных прибора учета самим потребителем.
Управляющая компания
Первый шаг в восстановлении прав – письменное обращение к руководству УК или расчетно-кассового центра, выдавшего квитанцию. Если ошибка в начислениях была ненамеренной, то при ее обнаружении пострадавшему пойдут навстречу. Нужно написать претензию, в которой потребовать вернуть излишне уплаченные деньги, либо зачесть из в счет будущих платежей или сделать перерасчет. Но перед подачей жалобы нужно убедиться, что не произошло увеличения тарифа.
В Государственную жилищную инспекцию
ГЖУ – орган государственной власти, который призван защищать права потребителей коммуналки, контролировать законность деятельности УК и обслуживающих организаций и порядок начисления оплаты. Жаловаться на завышение счетов за отопление можно в представительство инспекции по месту нахождения УК: принести заявление лично или отправить заказным письмом по почте.
СОВЕТ! На официальных сайтах государственных органов власти предусмотрена форма для отправки обращения онлайн.
По результатам проверки деятельности УК инспектор вправе наложить административное взыскание.
В Роспотребнадзор
Роспотребнадзор – это инстанция, куда можно пожаловаться для наказания УК, которая начисляет неоправданно большие платежи за отопление. Претензию можно направить по почте, позвонить на горячую линию 8-800-100-0004 (специалисты помогут решить, что делать в такой ситуации) или оставить электронное письмо на официальном сайте. Инспекторы Роспотребнадзора назначат проверку деятельности УК, выяснят обоснованность начислений квартплаты.
Прокуратура
Прокуратура – надзорный орган власти, куда нужно обращаться, пройдя все предыдущие ступени. Имея отказы от перечисленных адресатов и доказательства незаконности начислений, можно обращаться к прокурору. В его ведении – оценка правомерности расчетов УК, а также действий должностных лиц.
ВАЖНО! По общему правилу обращения граждан рассматриваются в течение 30 дней.
Последней инстанцией на пути разрешения споров является суд. Споры по коммунальным услугам рассматриваются с позиции доказательств заявленных фактов самим ответчиком. Поэтому при обращение в судебные органы нужно иметь неопровержимые доказательства, терпение и умение защитить свою точку зрения.
Необходимые документы
Чтобы вернуть несправедливо начисленную огромную плату за отопление или потребовать перерасчет, необходимо собрать некоторые документы:
Полезное видео
Жизненный случай с ЖКХ:
Не хотите переплачивать за отопление – почитайте новые правила
Что делать, если в квитанции на оплату коммунальных услуг сумма завышена, хотя с этого года собственники квартир не должны платить за тепло сверх положенного?
С 1 января 2019 г. начали действовать изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Так удалось решить проблему, которая касалась тысяч жителей: они были вынуждены платить за отопление не по показаниям индивидуальных приборов учета, а по усредненным нормативам потребления. Это происходило потому, что их права были поставлены в зависимость от недобросовестного поведения соседей, у которых индивидуальные приборы учета отсутствовали.
Как рассчитывается плата за отопление?
Начисление платы за полученную тепловую энергию производится по показаниям приборов учета тепла. Существуют общедомовые и индивидуальные приборы учета. Первые предназначены для учета потребления тепловой энергии всем многоквартирным домом за расчетный период, а вторые – в каждой квартире. Расчет за отопление производится исходя из количества тепла, потребленного за определенный период, по цене, указанной в договоре о предоставлении коммунальных услуг.
Как поведение соседей влияло на сумму в квитанции?
Ранее действовали правила, которыми устанавливалось, что если хотя бы один индивидуальный прибор учета в многоквартирном доме вышел из строя, то остальные индивидуальные приборы не используются для расчета платы за отопление.
К примеру, в доме, оборудованном общедомовым прибором учета отопления, один из жильцов не следил за исправностью индивидуального прибора, из-за чего он вышел из строя. После этого все добросовестные жители дома автоматически становились обязанными оплачивать отопление по установленным нормам, а не по показаниям своих индивидуальных приборов учета. В большинстве случаев это приводило к увеличению суммы, указанной в квитанции.
Новые правила: сверх положенного платить не придется?
Новыми правилами установлена возможность расчета размера платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов в домах, которые оснащены общедомовым прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами. То есть теперь вне зависимости от того, все ли квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, жители будут оплачивать только то тепло, которым они воспользовались. Таким образом, собственники получили «тепловую независимость» от своих соседей и вправе подать заявление на перерасчет оплаты, если до этого они за отопление переплачивали.
Теперь жители не будут платить и за тепло, которое они не получали?
Также новыми Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что платить за отопление только мест общего пользования смогут собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление, т.е. демонтировали приборы централизованного отопления, и собственники помещений, в которых технической документацией на дом не предусмотрены приборы отопления.
Ранее они оплачивали централизованное отопление как своей квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счет обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии. То есть жители, которые перешли на индивидуальное отопление, демонтировав централизованное, к примеру убрав из своей квартиры все батареи, должны были платить за отопление не только общего имущества дома, но и принадлежащих им квартир. Тем самым они фактически оплачивали ту услугу, которая им не оказывалась.
Теперь эта проблема решена. Если собственник квартиры решил отключиться от общего централизованного отопления и обогревать свое помещение индивидуально, к примеру с помощью обогревателя «ветерок», то он не должен оплачивать централизованное отопление по нормативу, рассчитанному исходя из площади своей квартиры, как это было раньше. Он будет оплачивать отопление только небольшой части дома, относящейся к местам общего пользования (подъезд, лестничная площадка).
Новые правила действуют, несмотря на то что в Жилищный кодекс еще не внесли изменения?
Рассмотренные изменения нашли свое отражение в законопроекте о внесении изменений в ст. 157 Жилищного кодекса. В нем предлагается уточнить порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме.
В законопроекте указывается, что размер платы за отопление рассчитывается в порядке, который предусматривается Правилами предоставления коммунальных услуг, с учетом площади помещения собственника и объема потребленной им тепловой энергии. Объем потребления предлагается определять исходя из показаний коллективного или индивидуальных приборов учета либо одновременно обоих.
В случае принятия законопроекта вопрос порядка оплаты коммунальных услуг по отоплению будет решен окончательно. Так удастся исключить ситуации, когда собственники помещений в многоквартирных домах переплачивают за услуги, которые им фактически не оказывались либо оказывались в меньшем объеме.
Хотя поправки в Жилищный кодекс еще не приняты, и можно предположить, что вступят они в силу только с конца 2019 г., новые Правила уже действуют и обязательны для исполнения, поэтому собственники помещений в многоквартирных домах уже вправе рассчитывать на все благоприятные изменения.
Что делать, если плата за отопление завышается?
Несмотря на то что изменения в Правила уже вступили в силу, возможны ситуации, когда в квитанциях сумма за отопление остается завышенной. Такое может случиться из-за технических ошибок при формировании квитанций, по причине неосведомленности управляющей компании об изменениях законодательства либо осознанных злоупотреблений со стороны управляющей компании, рассчитывающей на незнание граждан о вступлении в силу нового порядка расчета платы за отопления.
Если эти доводы окажутся неубедительными и заявление останется без удовлетворения, то необходимо обратиться в суд по своему месту жительства (месту нахождения помещения, с которым связан спор) с исковым заявлением к управляющей компании об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу (отопление).
1 Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».
Переплата за отопление: как вернуть деньги
В квитанциях за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) плата за отопление составляет существенную сумму, иногда до половины расходов на коммуналку. Практически во всех многоквартирных домах в Москве установлены общедомовые приборы учета (ОДПУ), но суммы в квитанциях не меняются год от года, и даже при аномально теплых зимах.
Некоторые управляющие компании (УК) «забывают» сделать перерасчет за отопление. Рассказываем, как узнать, сколько за год реально было затрачено на отопление дома и как вернуть переплату.
Как рассчитывается размер платы за отопление
Для расчета платы за отопление используются показания счетчика ОДПУ за прошлый год. УК делит количество тепла, которое получил дом, на 12 месяцев. Из результата вычитается потребление тепла нежилыми и другими помещениями в домах, полученную разницу делят на площадь жилых помещений и умножают на общую площадь вашей квартиры и действующий тариф.
В первом квартале УК должна сделать перерасчет за отопление — сверить полученный результат с фактически потребленным количеством тепла, а разницу вернуть или, наоборот, увеличить в зависимости от того, сколько тепла потратил ваш дом в прошлом году. Данные правила расчета утверждены постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (.pdf).
На территории города Москвы (за исключением Троицкого и Новомосковского административных округов) при расчете используется порядок внесения платы за отопление равномерно в течение календарного года (см. постановление правительства Москвы от 29.09.2016 № 629-ПП).
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с учетом нормативов потребления. Корректировка размера платы в этом случае не осуществляется, пояснил руководитель проекта направления «Городское хозяйство» Института экономики города Игорь Колесников.
Как узнать реальные затраты на отопление
Из-за аномально теплой зимы в Москве сумма экономии в определенные месяцы может составить 200 руб. В столице израсходовано примерно на 20% меньше тепла и газа, рассказал ранее заммэра города по вопросам ЖКХ Петр Бирюков.
Чтобы узнать данные по реальному потреблению тепла в собственной квартире, нужно запросить показатели ОДПУ у управляющей компании многоквартирного дома за те годы, за которые вы хотите сделать перерасчет. Обязательно просите предоставить надлежащим образом заверенные данные — возможно, вам придется идти с ними в суд. Управляющая компания обязана предоставить информацию в течение трех рабочих дней. Если они этого не делают, то необходимо подать жалобу в Мосжилинспекцию.
Если у вас не сохранились все квитанции ЕПД за прошлый год, то их можно получить в личном кабинете на сайте mos.ru либо запросить в МФЦ справку по форме ЕИРЦ-21 за нужные годы. Общую площадь жилых и нежилых помещений вашего дома, принадлежащих конкретным собственникам, можно взять на сайте dom.mos.ru. Эти данные понадобятся для расчета переплаты за отопление.
Перерасчет производится по формуле:
Pi = Pk.пр. x Si / Sоб — Pfn.i.
Pk.пр — размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний общедомового прибора учета за прошедший год;
Si — общая площадь вашей квартиры или вашего нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Pfn.i — общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в ваше квартире или в вашем нежилом помещении за прошедший год.
Обратите внимание: так как тарифы на отопление меняются в течение года, то считать стоимость отопления по данным общедомового счетчика за текущий год нужно для каждого месяца отдельно.
Как вернуть разницу в платежах
Чтобы вернуть разницу за уплаченное и потребленное квартирой тепло, нужно обратиться в УК для перерасчета платежей. Если УК отказывается выполнить требование, то нужно обратиться в Мосжилинспекцию с требованием обязать ее выполнить нормы закона.
Если на эти запросы УК не реагирует, то нужно обратиться в суд. В суде, помимо пересчета, можно потребовать штраф в размере 50% от суммы взыскания за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке, процент за использование ваших денежных средств, неустойку и компенсацию морального ущерба.
Почему «забывают» сделать перерасчет
Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль»:
— Зачастую люди, которые платят по схеме 1/12 по показаниям прибора учета, не видят в своих платежках желанный перерасчет в свою пользу. Это может происходить по нескольким причинам. Во-первых, потребление тепла считается по году в целом. А начало 2019-го (январь и февраль) было достаточно холодным. Необычно теплыми оказались только ноябрь и декабрь. Во-вторых, обычно поставщики ресурсов не соблюдают температурные графики, подавая в дом больше тепла, чем это предусмотрено при конкретной погоде, поскольку заинтересованы в том, чтобы получить с потребителей больше денег. За соблюдением температурного графика должны следить управляющие компании, у которых эта работа является неотъемлемым приложением к договору теплоснабжения с поставщиком ресурса. Однако управляющие компании не хотят или не могут следить за соблюдением прописанных условий. И ресурсники, и «управляшки» в этом случае ссылаются на то, что в части квартир в силу низкой энергоэффективности дома или отдельных помещений можно обеспечить нормативную температуру (не ниже 18 градусов в дневные часы), только подавая излишки тепла.
В Москве планируется внедрить умную систему отопления в течение ближайших пяти лет. Датчики, установленные в жилых домах, сами смогут регулировать температуру в зависимости от погоды. Столичное ЖКХ станет цифровым — появится единый центр управления в сфере ЖКХ, который позволит следить за многими процессами в автоматическом режиме.
Как уменьшить платежи за отопление?
Живу в многоквартирном доме с центральным отоплением в квартире-студии. В доме установлен общедомовой прибор учета тепла. Окна в квартире постоянно открыты, так как почти всегда при закрытых окнах становится душно, греют батареи слишком сильно.
Вопрос возник только недавно, когда в платежах ЖКХ отопление стало занимать больше 50% от суммы. Возможно ли как-то уменьшить платеж за отопление? Или стоит смириться и воспринимать это как сезонное явление?
Дискуссии. Обсуждаем финансовые вопросы и даем советы друг другу
Если у вас, как и в большинстве домов, вертикальная разводка, т.е. индивидуальные счётчики не поставить, то:
1. Организуете Совет дома и сразу, чтобы 2 раза не делать одну и ту же работу, наделяете СД правом представлять интересы жильцов в ресурсоснабжающих организациях. Для этого проводите собрание, оформляете протокол. ЕМНИП надо чтобы собственники 2/3 жилой площади дома подписались «За».
Это самый сложный, неблагодарный и сжигающий кучу нервов, времени и сил процесс.
2. Узнаёте норматив, по которому отапливается ваш дом. Это формула, по которой считается температура подачи теплоносителя в систему отопления в зависимости от уличной температуры. Мне нравится анализировать нарисованные графики, но можете и просто в табличке цифры смотреть.
3. После этого обращаетесь в Теплосеть (или кто там у вас обслуживает счётчик и прочее оборудование), требуете изменить график подачи тепла на нужный вам. Прикладываете копию протокола, чтобы подтвердить свои полномочия (ну, почему Теплосеть вообще должна вас слушать, мало ли кто там из жильцов будет ими командовать).
4. Анализируете обратную связь от жителей (холодно, жарко, норм) и корректируете график в нужную сторону.
5. Профит.
Скорее всего вы прочитав этот комент ничего делать не будете, продолжите злиться и платить. Но надеюсь, что хотя бы задумаетесь
Огромный счет за коммуналку: как доказать ошибку
Плата за коммуналку может рассчитываться по показателям счетчиков, средним значениям, нормативам. Нормативы потребления коммунальных услуг с учетом среднемесячных данных определил Минстрой. По его сведениям, среднестатистический житель квартиры в России принимает душ 25 раз, а ванну набирает четыре раза в месяц.
Но иногда цифры потребленного ресурса оказываются далеки от «нормальных». Так, за месяц житель Люберец оказался должен за коммунальные услуги более 180 000 руб. Самой затратной статьей расходов оказалась вода. За холодную, горячую воду, а также водоотведение вышло 164 000 руб. Потребление воды за месяц составило 1 200 куб. м., столько обычно нужно общественным заведениям. Причиной, как оказалось, стал сбой в передаче данных, передавало издание «Подмосковье сегодня». Нестыковки пошли после того, как Люберецкий городской жилищный трест (АО «ЛГЖТ») заключил договор с «МосОблЕИРЦ» об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги.
Что делать, если виноват пользователь
Если пользователь внес деньги за коммуналку, но ошибся счетом, ошибку легко исправить, объясняет одна из управляющих компаний: нужно обратиться либо в банк, либо к владельцу платежного терминала с чеком, заполнить заявление об отмене ошибочного перевода и перенаправлении денег на верный номер лицевого счета (образец есть у банков). Бывают ситуации, когда собственник ошибается не в номере счета, а неправильно указывает данные по потребленным ресурсам.
В квитанции жительницы Подмосковья значилось, что за потребленные ресурсы она должна 68 000 руб., причем 49 000 руб. ей начислили за горячую воду. Оказалось, что, передавая показания, женщина не там поставила запятую. Вместо 2,770 кубометра она написала 277,0.
Бычков говорит, что такая проблема решается обращением в управляющую компанию. После этого УК направит своего сотрудника, который снимет показания счетчика и на основании этих данных сделает перерасчет.
Если же окажется, что со счетчиком проблемы, то Бычков советует обратить внимание, как УК вычислит потребленный ресурс в такой ситуации – по среднему значению или по нормативу. В течение трех месяцев расчет должны вести по среднему значению, обычно он выгоднее для собственника. «Счетчики показывают, что жители тратят гораздо меньше воды и света, чем заложено в нормативах. Так что при расчетах по нормативу плата обычно выше», – рассказал представитель «Российских коммунальных систем».
Если излишнюю плату начислили из-за пропуска срока поверки счетчика, то права окажется уже управляющая организация. Так, у Ирины Аверковой* наступил срок поверки счетчика на воду, но она об этом забыла. И еще два года платила по показаниям, но потом об этом узнал Водоканал. Он пересчитал потребленный ресурс. Вышло, что Аверкова должна почти 122 000 руб. Всю сумму истец взыскал через суд (дело № 33-5985/2019, вступило в силу).
Что делать, если ошиблась управляющая компания
«Весь наш дом вчера разом получил долговые квитанции», – написала жительница Москвы в Facebook летом 2020-го. По ее словам, это были извещения о долге за июль 2019 года. А жительница Звенигорода на своей страничке пожаловалась на счета за отопление: ей выставили к оплате 4, 07945 Гкал за отопление, хотя по счетчикам она потребила в два раза меньше – 1,9177 Гкал.
В таких ситуациях сначала нужно рассчитать настоящий размер платежа. Собственник может прийти с платежкой в управляющую организацию и потребовать уточнения по каждой строчке:
Скорее всего, после подсчета цифра получится более привычной, чем внушительная сумма, указанная в квитанции. Тогда можно обратиться с претензией о перерасчете в управляющую компанию или ТСЖ, обслуживающие дом, или же к агенту по приему показателей счетчиков.
Претензии из-за неточности в расчетах обычно удается урегулировать уже на этом этапе. Платежный агент или организация, выбранная вашим домом в качестве формы управления, если обнаружит ошибку, может сразу сделать перерасчет.
В отдельных случаях, продолжает Бычков, УК может направить специалиста, чтобы он проверил целостность пломбы и исправность счетчика и зафиксировал снятые показания в акте. И уже на его основании вносятся корректировки.
Если УК или ТСЖ не идут навстречу, надо обращаться с жалобой в Госжилинспекцию. К заявлению нужно приложить платежки, с которыми вы не согласны. По обращению жилищная инспекция обязана будет провести внеплановую проверку. Если обнаружит нарушение, то обяжет УК провести перерасчет. Бычков рекомендует параллельно направить такую же жалобу и в прокуратуру.
А если причина в счетчике?
Житель Москвы решил переустановить газовую плиту, вызвал мастера, тот сделал все без нареканий. А в конце месяца собственник получил астрономический счет за газ – 600 000 руб.
Подобных историй много: например, счетчик воды накрутил 60 куб. м и даже 180 куб. м вместо обычных 2–3 или прибор учета электричества выдал показания в десять раз больше, чем месяцем раньше. Компании, которые занимаются поверкой и установкой счетчиков воды, выделяют несколько типичных неисправностей, которые могут повлиять на показания счетчика:
Похожая ситуация и с газовыми счетчиками. Неверные данные прибор может показать в таких случаях:
Как только собственник понял, что с пробором учета что-то не то, он должен оповестить управляющую компанию (УК) или ресурсоснабжающую организацию (РСО), говорит Титов. Нужно попросить их проверить счетчик. Если специалист подтвердит, что он неисправен, то начисление ресурса проведут расчетным путем. Но иногда о том, что счетчик выдавал ошибочные показания, собственники узнают, получая квитанцию с круглой суммой. Бычков говорит, что в таком случае нужно будет провести независимую экспертизу счетчика.
Если эксперт подтвердит неисправность прибора учета, обслуживающая организация должна будет произвести перерасчет начисленной суммы, объясняет Бычков. Если РСО или УК этого не сделают, придется через суд добиваться перерасчета платы (исключения из лицевого счета оплаты) за коммунальные услуги.
С таким иском обратился Георгий Боричев* к ЖСК «Юбилейный-6». Он оспаривал начисление почти 115 000 руб. за воду и настаивал, что счетчики воды в его квартире неисправные. Это подтвердила организация по поверке средств измерений: по мнению эксперта, погрешность приборов в три раза больше нормы, а значит, они неисправные.
Первая инстанция встала на сторону собственника и не только обязала ЖСК провести перерасчет, но и взыскала в пользу потребителя компенсацию морального вреда, штраф и расходы на представителя. Но апелляция это решение отменила, решив, что Боричев должен заплатить по выставленному счету. Собственник квартиры обжалует решение в кассации (дело № 2-1159/19).
Лучше не оплачивать сумму, с которой вы не согласны, а вместо этого ждать, пока РСО подаст в суд. И уже в процессе можно добиваться отмены начисления.
Сергей Сергеев, руководитель практики в сфере ЖКХ, экологии и природопользования МКА Московская коллегия адвокатов «Арбат» Московская коллегия адвокатов «Арбат» Федеральный рейтинг. ×
Суд, по словам эксперта, будет оценивать действия сторон на добросовестность: насколько быстро они реагировали на ситуацию и нет ли злоупотребления правом. Второй путь для абонента – оплатить сумму в квитанции полностью, а затем взыскивать с ресурсоснабжающей организации деньги как неосновательное обогащение.
* Имена и фамилии изменены редакцией