что делать если бизнес не идет и весь в долгах
Что делать предпринимателю, если он погряз в долгах
Соосновательница бизнес-платформы ОНФ
Когда бизнес уходит в минус, предпринимателям нужно действовать быстро. Чаще всего они берут кредиты или занимают деньги у друзей и родственников, потому что именно эти решения кажутся наиболее оптимальными. Но если посмотреть на ситуацию со стороны, то порядок действий может быть другим. Об этом — Евгения Лазарева, соосновательница бизнес-платформы ОНФ.
Шаг 1. Проведите аудит
Даже если очевидно, что к долгам привел кризис или какие-то другие внешние обстоятельства, проведите аудит. Он поможет выявить, какие процессы или действия стали причиной такой ситуации, и позволит понять, как избежать повторения сценария в дальнейшем. Советуем проводить аудит регулярно, а не только в кризисные моменты, чтобы действовать на опережение.
Шаг 2. Оптимизируйте работу
На основе аудита сделайте выводы о том, какие направления бизнеса наиболее маржинальны и приносят стабильный доход. Скорее всего, эту информацию можно получить и без аудита, но он станет дополнительным источником данных. Откажитесь от менее прибыльных направлений и тех, по которым высока вероятность риска, даже если вам они кажутся потенциально успешными. К ним можно будет вернуться уже после того, как вы рассчитаетесь со всеми долгами.
Шаг 3. Поговорите с банком о реструктуризации
Если у вас есть кредит в банке, то рано или поздно придется отправиться на переговоры с ним. Обращаться за помощью в свой банк — это нормальная практика. Например, в рамках реструктуризации банк может предложить вам увеличить срок кредитования и при этом уменьшить процентную ставку. Итоговая сумма долга банку будет больше, но на такие меры вполне можно пойти в кризисные времена. Другой вариант реструктуризации долга — отсрочка платежа. Если ваш банк не предложит выгодные условия, всегда можно обратиться к другим.
Раз уж мы заговорили о банках, мониторьте ситуацию в стране. Возможно, ваш бизнес попадает под действие государственных программ, и вы можете рассчитывать на льготные условия кредитования. Например, когда началась эпидемия COVID-19, малому и среднему бизнесу из наиболее пострадавших отраслей экономики предоставили кредитные каникулы сроком на полгода.
Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране
По первому требованию можно было получить отсрочку платежей по любым кредитным договорам, заключенным до третьего апреля. При этом процентная ставка не увеличивалась и кредитная история не ухудшалась. Кроме того, можно было рассчитывать на льготное кредитование под 2% и особые условия погашения долга. Например, за компании, которые сохранят рабочие места для 90% сотрудников, весь долг выплачивает государство.
Шаг 4. Получите обратную связь от клиентов
Мнение клиентов крайне важно, и кризисные времена не исключение. Один короткий отзыв может вызвать изменения, которые выведут бизнес на новый уровень. Проведите опросы или серию интервью и получите бесценную информацию о том, что же на самом деле нужно вашим клиентам.
Часто именно период кризиса толкает предпринимателей на такие шаги и приводит к запуску новых продуктов или к усовершенствованию тех, которые уже были на рынке долгие годы. Как бы не было тяжело, кризис — отличный толчок для того, чтобы переосмыслить ведение дел, расставить приоритеты и сосредоточиться на самом главном.
Получить обратную связь можно своими силами или за счет привлечения сторонней компании. В первом случае это обойдется дешевле, но важно, чтобы у вас были сотрудники с соответствующим опытом. Иначе силы и время могут быть потрачены впустую.
Шаг 5. Обратитесь к консультанту
Мало что так мотивирует предпринимателей на перемены, как взгляд профессионала со стороны. И хотя в период кризиса экономить приходится практически на всем, привлечение консультанта может стать отличным решением. Он оценит ситуацию в вашей компании, сопоставит с положением дел на рынке и поможет выработать эффективную стратегию выхода из долгов. В долгосрочной перспективе этот антикризисный план может привести к многократному увеличению прибыли.
Шаг 6. Если ничего не помогает, начинайте процедуру банкротства
Порой лучшее решение — то, которое дается тяжелее всего, но с ним не стоит затягивать. Если вы сделали все возможное для восстановления бизнеса и понимаете, что это не помогло, задумайтесь о банкротстве. Это временная мера: если вам удастся восстановить платежеспособность в будущем или во время процедуры, вы сможете продолжить ведение бизнеса. Если нет, мир из-за этого не рухнет: вы всегда сможете открыть новое дело или заняться чем-то другим. Да, на это потребуются деньги и новые силы, но вы справитесь, даже если понадобится больше времени, чем вы рассчитывали.
В попытках как можно скорее решить проблему с долгами многие предприниматели берут деньги из своих накоплений, занимают у друзей или оформляют потребительский кредит. Это кажется хорошим решением, но мы не советуем смешивать бизнес и личные финансы.
Предприниматель отдает своему делу душу, и этого более чем достаточно. Фраза «Ничего личного, только бизнес» поразительно глубока и многогранна, если хорошенько задуматься о ее смысле. Как бы вы ни любили свое дело, сколько бы сил и времени ни вложили в него, помните, что это только бизнес.
Из князи в грязи и обратно: как бизнесмены встают на ноги после разорения
«Я работал на голом энтузиазме и продал удобрений больше, чем завод за 10 лет»
Марк Залуцкий, 32 года, Иркутск
Фото из личного архива
К разорению меня привел мой самый крупный бизнес — биржевая торговля. Мы тогда работали на два региона: в Улан-Удэ находился офис, а в Иркутске — два частных трейдера. Инвестиций у нас было порядка миллиарда рублей, все от частных лиц. Среднюю ставку по прибыльности давали в районе 12–15 процентов в месяц.
В 2013–2014 годах по нам очень сильно ударил кризис. Мы торговали исключительно на паре евро-доллар. Евро тогда поднялся до ста, доллар — до восьмидесяти рублей, но затем все начало снижаться. Тогда и оказалось, что наша стратегия торговли не совпадала с ростом. Мы потеряли все деньги, которые имели в обороте.
На бирже я торговал три года, а из долговой ямы потом вылезал около двух лет
Но мое разорение было связано не только с тем, что я потерял вложенные мной деньги. Под свою личную гарантию я привлек в это дело нескольких близких людей — отца и его товарищей. Я гарантировал им если не рост, то хотя бы возврат денег. Чтобы не ударить в грязь лицом перед этими людьми, я был обязан в кратчайшие сроки после разорения вернуть тот депозит, который они положили на счет. Это стало большой нагрузкой для меня, но все деньги — порядка десяти миллионов — я вернул. Часть занял у физических лиц под высокие проценты, часть взял из своих накоплений. Пришлось брать кредиты. На бирже я торговал три года, а из долговой ямы потом вылезал около двух лет.
После разорения я опустился «из князи в грязи». Уровень жизни, который был у меня до кризиса, просто несопоставим с тем, что стало после. Когда привыкаешь к чему-то хорошему, очень трудно потом от этого отвыкать.
Сейчас мой бизнес связан с сельскохозяйственными удобрениями. Изначально у меня был договор с белорусским заводом: я продавал их продукцию. Работал на голом энтузиазме и не знал, что из этого получится. Но в первый же год торговли я продал удобрений больше, чем сам завод, который занимался этим почти 10 лет.
Банкротство и разорение — не конец света. Мы начинаем что-то новое и уже ничего не боимся
Так получилось из-за того, что у белорусов был очень жадный директор. Когда он украл одного моего клиента, мы с ним перестали общаться, а позже даже судились. Из-за этого конфликта я решил перейти от продажи удобрений к их производству. Основной состав продукта я знал, но не мог начать производить по той же технологии, что и белорусы: рецептура была запатентована. Я привлек химиков, мы внесли изменения в состав, улучшили свойства продукта. Сейчас моя компания работает с большими сельскохозяйственными предприятиями восточной части России.
Банкротство и разорение — не конец света. Я думаю, лучшее — впереди. Мы начинаем что-то новое и ничего не боимся. Просто учитываем прежний опыт, помним об ошибках и стараемся их больше не совершать.
«Казалось, что во мне есть какой-то дефект, из-за которого я не справилась»
Юлия Деген, 42 года, Москва
Фото из личного архива
Когда я жила в Белоруссии, у меня была своя студия видеодизайна. Я открыла ее, чтобы помогать знакомому дизайнеру продавать его работы. Этот бизнес не приносил много денег. Фактически мы начали как фрилансеры, очень долго не решались поднять цены. Потом стали набирать людей, открыли ООО, получили неплохой постоянный заказ — передачу для телеканала. На этом держались какое-то время.
Когда мы лишились этого проекта, пришлось работать с нерегулярными заказами — презентационными фильмами, видеороликами. Их было много осенью, немного весной, а в остальное время студия оставалась без работы. Тогда мы и поняли, что абсолютно не умеем планировать и строить бизнес в таких условиях. Пытались демпинговать, чтобы получить клиентов, но денег все равно не хватало. Затем наступил первый кризис. В команде испортились отношения, люди ушли.
Я влезла в огромные долги, а завершил дело кризис 2008 года. Моя жизнь кардинально изменилась: распалась моя семья, я ужасно устала и была в отчаянии
Я не опустила руки и решила восстановить компанию. Мне почти удалось: набрала новую команду, отдала долги, мы вышли на хороших заказчиков из Москвы. В частности, делали графику для фильма «Запрещенная реальность» и «Тунгусский метеорит». Однако мы выставили белорусские цены за работу, и в этом была главная ошибка. Я думала, что наши люди будут стоить дешевле, и поэтому мы сможем конкурировать ценой. Но качество от нас требовалось московское — обычные специалисты не подошли. Пришлось нанимать тех, которые стоили как москвичи.
Все это привело к тому, что я влезла в огромные долги. Завершил дело кризис 2008 года, когда работы не было даже у наших постоянных клиентов. В то время моя жизнь кардинально изменилась: распалась моя семья, я ужасно устала и была в отчаянии, перестала верить в себя. Мне казалось, что во мне есть какой-то дефект, из-за которого я не справилась, винила во всем себя. Даже не могла спокойно смотреть чужие видеоролики — мне становилось просто физически плохо.
Чтобы отдать все долги, мне понадобилось около трех лет. Пришлось переехать в Москву и устроиться в одну из местных студий видеодизайна. Трудно было перестать мыслить как собственник и перейти к мышлению менеджера среднего звена, но в конце концов мне это удалось.
От страха снова разориться я не могла избавиться долгие годы. Однако именно он научил меня эффективно планировать работу, бюджеты, сроки, успешно конкурировать на рынке видеодизайна
Сейчас я понимаю, что именно стабильная зарплата дала мне возможность передохнуть, подумать о том, чего я хочу. На новой работе я встретила своего нынешнего мужа. Он помог мне преодолеть творческий кризис, выгорание, неверие в себя. Вместе с ним мы открыли компанию «Чингис», сейчас она в лидерах на российском рынке VR. Всеми деньгами в этом проекте распоряжался муж, а у него не было такого негативного опыта, как у меня. Помню, в начале мне даже было страшно от его смелости. Затем я уже сама открыла проект «Хирокама», который занимается созданием креативных визиток. Пока что дело движется очень трудно, но мне нравится им заниматься.
От страха снова разориться я не могла избавиться долгие годы. Однако именно он научил меня эффективно планировать работу, бюджеты, сроки, успешно конкурировать на рынке видеодизайна. Сейчас я представляю себе бизнес как очень сложную игру, которую трудно пройти до конца за одну игровую жизнь. Иногда нужно начинать заново и понимать, что ты заходишь в эту игру без всяких гарантий.
«Мы потеряли все деньги и стали жить на суммы, близкие к минимальной зарплате»
Георгий, 39 лет, Новосибирск
У нас был онлайн-магазин товаров для здоровья и биодобавок. Огромный ассортимент, рассылка по всему СНГ. Люди спрашивали, не собираемся ли мы открывать точку офлайн-продаж. Таких писем было много, и мы решили попробовать.
Нашли хорошее место, недалеко от метро и центра. Набрали товар, оплатили аренду, сделали ремонт. Но клиент не пошел. Мы консультировались с опытными бизнесменами, все говорили: «Открывайтесь». Однако аудитория онлайн-магазина никак не хотела идти в офлайн.
Мы рекламировали себя через сайт, пробовали расклеивать объявления на соседних домах. Все бесполезно. Но мы не собирались сдаваться и планировали раскручивать точку дальше. Крест на всем бизнесе поставила налоговая.
Когда мы открыли точку, нам добавили вмененное налогообложение за торговую площадь. Однако какой-то некомпетентный инспектор вдруг обнаружил, что мы не платили вмененный налог за всё предыдущее время существования онлайн-магазина. А мы и не должны были его платить — торгового помещения у нас тогда не было! Из-за ошибки клерка нам закрыли счет. Будучи и так в серьезном минусе, мы потеряли возможность платить оптовым продавцам и принимать деньги от покупателей.
После этого случая я понял: налоговая инспекция может лишить вас доступа к собственным деньгам без какого-то нарушения — просто по ошибке или безалаберности
Счет был арестован на срок более месяца, до окончания проверки. Но проверка не проводилась, всем и так было ясно: это ошибка налоговой. Однако в силу какой-то внутренней неповоротливости налоговая не могла разблокировать наш счет быстрее. Мы потеряли весь оборотный капитал на штрафах, аренде и простое. Клиенты быстро ушли к конкурентам, и даже онлайн-магазин с лидирующих позиций скатился далеко за первую двадцатку. Тогда мы потеряли реально все деньги и стали жить бедно — на суммы, близкие к минимальной зарплате. Однако не взяли ни одного кредита.
Какое-то время после той неудачи у меня были другие проекты с другими партнерами, но уже менее успешные. Ни один из них так и не вышел на самоокупаемость. Ну а что делать, бизнес — это риск. После случая с тем разорением я понял: налоговая инспекция может лишить вас доступа к собственным деньгам без какого-то нарушения — просто по ошибке или безалаберности. Поэтому я всегда говорю: если открываешь свой бизнес, нужно держать с партнером раздельные счета. Налоговая арестует один — вы сможете работать со вторым.
По натуре я не предприниматель, а исследователь. Мне не так интересно зарабатывать деньги, как развивать какую-то перспективную идею. Например, сейчас мы в составе интернациональной команды разрабатываем искусственный интеллект для сферы здравоохранения.
Близкие никогда не упрекали меня за неудачи. Я же разорился не из-за алкоголизма, неумения строить общение или каких-то других личных проблем. Я адекватный человек и в состоянии предвидеть все известные риски. В чем меня упрекать? В том, что возникла неизвестная ранее проблема или открылись непредсказуемые обстоятельства? Адекватные люди, как моя семья, этого делать, конечно, не будут.
«За год у меня провалилось пять идей в разных нишах»
Константин Фримен, 25 лет, Рязань
Фото из личного архива
Основной доход мне приносит интернет-маркетинг, но как-то пришла идея открыть свой бизнес. Получилось все просто: заказал в интернете коврики для автомобиля, мне их привезли, продукт понравился. Я подумал: товар хороший, машин в регионе много, надо попробовать. Стал продумывать стратегию вывода ковриков на рязанский рынок, связался с поставщиками, дал хорошую рекламу.
Однако составленный мной бизнес-проект оказался неудачным. Я думал, что в Рязани все должно пойти хорошо, но просчитался с некоторыми моментами. Главное — с региональным менталитетом. В Москве люди гораздо чаще заказывают что-то через интернет, а в регионах покупают либо на AliExpress, либо в брендовых магазинах, которые дают стопроцентную гарантию. У нас же система работала по предоплате, а ее давать никто не хотел.
В регионе к тому же очень консервативная аудитория автомобилистов, интернет проходит мимо них. Где они стабильно сидят, так это в «Одноклассниках». Я думал, что кому-то из них мы все же сумеем продать хотя бы один комплект ковриков — пусть даже по демпинговой цене, а потом пойдет сарафанное радио. Этот план оказался неверным: радио не пошло, затея прогорела.
Я не очень много вложил в этот бизнес — порядка тридцати тысяч рублей, — но прибыли не получилось. Издержки покрыл доход от продажи сайта-дублера — это была копия моего сайта, но сделанная под другой регион.
Прогореть снова я не боюсь: и так знаю, что из десяти начинаний только два окажутся успешными
Когда я почувствовал, что бизнес не пошел, было очень обидно. Затея с ковриками — всего лишь один из многих моих провалов, за тот год у меня провалилось пять идей в разных нишах. Однако я не драматизирую, ведь любой провал — это на самом деле положительный опыт. Я получил знания и в планировании, и в выводе продукта на рынок.
Если рассматривать проект с ковриками как бизнес — это был фейл. А если как возможность себя пропиарить и войти в тусовку бизнесменов — удача. Это дело принесло мне много полезных знакомств. Прогореть снова я не боюсь: и так знаю, что из десяти начинаний только два окажутся успешными.
Сейчас, например, мы с моими знакомыми собираемся придумывать свой бренд и продвигать автохимию: покрытия, уходовые средства для кузова. Еще у меня есть стабильный бизнес по ремонту компьютеров — его я начал сразу после ковриков. Нашел людей, которые занимались починкой, какое-то время тестировал их на порядочность — подсылал своих знакомых в качестве клиентов. Вот года полтора работаем, пока все хорошо.
Я вообще человек очень аккуратный, на рискованные мероприятия с большими суммами не иду. Поэтому и очень больших неудач у меня не было. Но жена все равно с осторожностью относится к тому, что я делаю. Когда нужно было отказаться от стабильной работы на дядю и открыть свое дело, она просила меня хорошо подумать. Каждый раз, когда я прихожу домой и говорю: «Есть идея, и какая-то сумма из нашего семейного бюджета уйдет на попытку ее воплотить», жена, конечно, относится к таким заявлениям с осторожностью. Но куда она денется?
Не идут дела в бизнесе: причины и способы решения проблемы
Не идет бизнес?
Упрямая статистика: 90% бизнесов разоряются в первый год. В чем причина и что же делать, если ваш бизнес не идет?
Нередко случается, что дело, ранее приносящее хороший доход, становится убыточным. Не секрет, что многие предприниматели сталкиваются с такой проблемой сразу же после открытия нового бизнеса. Чтобы сделать свою предпринимательскую работу прибыльной, необходимо выяснить, что идет не так и как это исправить.
Признаки неуспешного бизнеса
Самый первый предупреждающий сигнал – это резкое снижение продаж. Как известно, деньги должны делать деньги, но когда бизнес не идет, это становится невозможно. Прибыль способно приносить только динамичное, развивающееся дело. Если же получаемые доходы не соответствуют бизнес-плану, то следует задуматься о ситуации и проанализировать ее.
Многие связывают застой в своих делах с ростом цен на производственные факторы, в результате чего приходится повышать стоимость выпускаемого продукта и он плохо продается. Конечно, цена оказывает влияние на объемы реализации продукции, но если постараться, то можно найти способы снижения уровня издержек и сделать свой товар конкурентоспособным.
Практика показывает, что застой в бизнесе связан не с ценой, а с отсутствием достаточного количества потребителей. Любое предпринимательство перестает приносить доход, когда становится некому продавать товары или услуги. Чтобы приобрести новых потребителей, необходимо уметь работать с идеями. Ведь основу любого рынка составляет замысел. Он внедряется в сознание определенной части людей, которые становятся в итоге потребителями услуг или товаров и образуют рынок.
Поэтому, если бизнес рушится, в первую очередь следует обратить внимание на популярность своей идеи среди целевой аудитории. Определить проблемы можно с помощью опросов или простого наблюдения за поведением потенциальных клиентов. Стоит также внимательно изучить опыт конкурентов. На их примере несложно будет определить собственные недостатки, найти причину непредвиденных убытков или потери клиентов.
Причины застоя в бизнесе
Причин, почему наступает спад в делах, может быть масса. Среди них можно найти как вполне объективные, так и самые банальные, – например, лень. Следует понимать, что в бизнесе нет мелочей. Важно все – организация, устройство компании, управление делами и коллективом. Чтобы бизнес заработал, его надо правильно сформировать, проанализировав причины застоя.
Неправильный подход к бизнесу
Любой предприниматель, начиная собственное дело, должен видеть и планировать свои действия на несколько шагов вперед. Часто случается, что человек, открыв фирму, как бы нанимает себя на работу и делает только то, что требуется на данный момент. При таком поведении его нельзя назвать владельцем бизнеса: он попросту является наемным работником. Чтобы добиться успеха, нужно понимать, что всегда следует работать не в бизнесе, а над бизнесом. Важно также осознавать, ради чего было создано дело, и действовать в соответствии со своей целью.
Многие бизнес-проекты рушатся из-за недостаточного финансирования, поскольку не удается найти инвесторов. Предпринимателю бывает довольно сложно убедить кого-то в том, что его идея окупится.
Низкое качество или отсутствие внутреннего бизнес-анализа
Бизнес-анализ необходим для оценки и планирования изменений в действующей компании. Он помогает понять состояние дел, облегчает взаимодействие между участниками производственных процессов и способствует их стандартизации. Поэтому очень важно найти хорошего специалиста, владеющего системными знаниями и необходимыми техниками бизнес-анализа, особенно, когда не идут дела в бизнесе.
Если компания не получает прибыль, возможно, надо переориентироваться на долгосрочное сотрудничество или предоставление расширенного пакета услуг. Следует также проанализировать состояние своей клиентской базы, определить, кто в нее мог бы еще войти. Не нужно ждать, пока придут клиенты, а надо искать их самостоятельно, но и не забывать о тех, кто уже пользовался услугами компании.
Низкое качество финансового управления
Владельцы малого и среднего бизнеса, как правило, оперируют лишь цифрами из отчета о движении денежных средств. Но всю правду о финансовом состоянии бизнеса можно узнать, имея три формы финансовой документации – баланс, отчет о движении денежных средств и учет доходов и расходов. С помощью баланса можно узнать ответ на вопросы, где прибыль и насколько эффективно работают деньги, вложенные в бизнес; благодаря отчету о доходах – сколько заработано средств и насколько эффективно дело; отчет о движении денег помогает понять, сколько получено средств, сколько потрачено и какая сумма осталась в резерве.
Правильное управление финансовыми потоками – краеугольный камень построения любого бизнеса. Он вряд ли будет успешным, если его владелец не обладает хорошими знаниями в маркетинге и менеджменте.
Низкая квалификация руководителя предприятия
Если владелец бизнеса не руководит им, значит, кто-то другой делает это или никто не делает. Плохим для бизнеса является и первый, и второй вариант. При этом не надо сваливать свой неуспех на различные внешние факторы – сложное законодательство, экономический спад, дорогие кредиты. Причины, почему бизнес не идет, следует искать, прежде всего, в себе. Ведь при одинаковых внешних обстоятельствах одни компании почему-то резко взлетают вверх, в другие еле сводят концы с концами. Владелец бизнеса должен хорошо ориентироваться во всех рабочих процессах, понимать свое финансовое положение и иметь стратегию развития.
Отсутствие владельческого контроля
Первое, что нужно предпринять – выявить среди сотрудников тех, кто не приносит никакой пользы делу и тех, кто действительно работает. Существует такая процедура, как хронометраж рабочего времени. Самому руководителю это делать, конечно, не стоит, лучше привлечь квалифицированного специалиста со стороны.
Как правило, результаты хронометража показывают, что 90 % работников занимаются совсем не тем, за что получают зарплату. Такие люди встречаются среди бухгалтеров, технарей и других специалистов, не влияющих напрямую на увеличение прибыли компании, но при этом съедающих ее львиную долю.
Слабая маркетинговая кампания
Не секрет, что производимому товару или услуге нужна максимальная огласка. Это можно сделать с помощью раздачи листовок целевой аудитории, рекламы на телевидении, радио, специализированных выставках, в интернете и пр. Главное, быстро реагировать на сложившуюся ситуацию и тщательно анализировать свою деятельность.
Неправильная мотивация персонала
Каждый сотрудник компании должен понимать, что от результата его деятельности зависят достижения всей компании. Кроме того, он должен видеть, что уровень его дохода зависит от того, насколько эффективно он выполняет свои обязанности. Мотивация должна быть выстроена таким образом, чтобы каждый член команды был заинтересован в увеличении прибыли компании.
Неправильная работа с клиентами
Клиенты делятся на действующих и потенциальных. Зачастую компания за счет рекламы старается привлечь новых клиентов, что может стать существенной проблемой при ведении бизнеса. Ведь используя правильную стратегию, что-то продать человеку, который уже однажды воспользовался существующим предложением, намного проще. При этом следует прикладывать максимум усилий, чтобы каждого потенциального покупателя превратить в действующего.
На действующих клиентах можно зарабатывать намного больше, чем на потенциальных.
Применение только простых схем продаж
Сложные, многоступенчатые схемы продаж обеспечивают гораздо более эффективный результат, чем простые. Например, если товар специфический, то можно предложить клиенту бесплатное обучение правилам его использования и этот этап будет одним из элементов системы продажи.
Патологическое стремление к совершенству
Стремление делать все идеально – проблема, которая представляет куда более сильную угрозу, чем может показаться на первый взгляд. Если человек решает, что должен запустить в работу какой-либо процесс лишь доведя его до идеала, он рискует никогда его не запустить.
Неуверенность в собственных силах
Если предприниматель руководствуется принципом: «Я уверен, что это работать не будет», то его бизнес вряд ли станет успешным. Чтобы узнать результат, необходимо пытаться что-то делать. Чем больше будет проб, тем выше станут шансы на успех.
Отказ от преимуществ интернета
Каждая, даже небольшая компания должна иметь свой сайт. Как известно, интернет является довольно сильным инструментом продаж. Если предприниматель им не пользуется, он теряет большие возможности.
Бесконечный демпинг
Если предприниматель старается выиграть за счет постоянного снижения стоимости своего товара, то он только создает себе лишние проблемы. Если тщательно проанализировать технологию эффективных продаж, то можно понять, что дорого реализовывать – не так уж сложно, а при определенных ситуациях даже проще, чем дешево. Главное, найти правильную тактику.
Подверженность человеческой лени
Став предпринимателем, необходимо напрочь забыть о лени. Бизнес не способен развиваться сам по себе, он требует постоянной работы. Даже если бизнесмена устраивает текущее положение дел, непременно наступит момент, когда надо будет выводить свое дело на новый уровень. Поэтому нужно быть всегда готовым «свернуть горы» ради будущего результата.
Как улучшить состояние своего бизнеса
Оптимизация собственного бизнеса для многих – это что-то очень сложное и дорогое. Но существует большое количество способов реанимации бизнеса без вложения крупных денежных средств.
Вот список наиболее действенных из них:
Такие простые способы помогут улучшить состояние бизнеса и приостановить потери, а предприниматель получит время на анализ ситуации. В условиях убыточного бизнеса даже небольшие успехи придают энтузиазма, поэтому в его голову могут прийти новые идеи, способные стать в итоге спасительными.
Что делать не стоит:
Привлекать дополнительные средства для реанимации бизнеса не стоит, если нет уверенности, что вложения оправдаются.
Как закрыть убыточный бизнес
Многие предприниматели предпочитают закрыть убыточную компанию, и хотят знать, как это сделать с минимальными рисками. Самым распространенным и эффективным способом избавления от бизнеса, не приносящего прибыль, является ликвидация, которая с грамотным юристом выполняется довольно быстро и без осложнений.
Как понять, что бизнес пора закрывать:
Существует два варианта закрытия бизнеса – ликвидация и банкротство. Для индивидуальных предпринимателей лучшим способом является ликвидация. Банкротство для ИП – это клеймо на длительное время: нельзя будет заниматься бизнесом 3 года, брать кредиты, а еще можно лишиться собственности.
При банкротстве юрлица учредители рискуют намного меньше, поскольку не отвечают личным имуществом перед кредиторами. Это, конечно, не означает, что при первом удобном случае надо объявлять компанию банкротом. Такой шаг имеет смысл делать, если долгов накопилось очень много и нет никакой возможности их выплатить. В том случае, когда существует шанс закрыть обязательства, лучше прибегнуть к простой ликвидации. Если же долгов вообще нет, можно оставить ООО в реестре и сдавать нулевые декларации. В этом случае государству платить ничего не придется, зато когда владелец бизнеса захочет вернуться в строй, у него уже будет готовая компания.
Индивидуальные предприниматели платят налоги независимо от того, есть прибыль у них или нет. Им оставлять дело «на всякий случай» совершенно невыгодно, поскольку придется ежегодно отдавать государству до 30 тысяч рублей. Тем более, что открыть новое ИП совсем не сложно.
Продажа бизнеса
Официально и целиком можно продать только ООО. Законная реализация ИП невозможна. Продать можно лишь материальные ценности индивидуального предпринимателя, его товарный знак (при условии, что он зарегистрирован). Если кто-то и рискнет купить ИП-шный проект, ему придется переделывать все: регистрацию документов, кассового аппарата, договора с поставщиками, контролирующими органами.
Юридическое лицо имеет возможность продать свою компанию вместе с активами, названием и даже работниками. В том случае, когда директор остается прежним, не возникает даже надобности перезаключать договора с контрагентами.
Бизнес можно продать через порталы бесплатных объявлений, например, «Авито», или же объявив о продаже в социальных сетях. Но при этом следует учитывать, что вряд ли найдется много желающих приобрести убыточный бизнес. Продажа может быть успешной при наличии следующих условий:
Выводы
Если бизнес не идет, первое, что следует сделать, это пересмотреть идею и стратегию его ведения. Необходимо понять причину, почему бизнес-идея не сработала, а еще надо уметь принимать верные решения, соблюдая три простых правила: