что делать если банкомат выдал больше денег чем запрашивали
Банкомат выдал больше денег: что нужно делать
Банкомат — это техническое устройство, в работе которого могут отмечаться ошибки. Если оно выдало меньше запрошенного, человек всегда паникует, начинает звонить собственнику устройства, пытается вернуть свои деньги. Но если банкомат выдал меньше денег, чем списал, клиент попадает в смятение: вернуть этот “лишний” капитал или забрать деньги себе?
Узнает ли банк об этом
Что делать, если банкомат выдал больше денег? Что будет, если присвоить эти средства. Почему лучше вернуть их добровольно. Действия банка, что он предпримет для возврата? Чем может грозить присвоение. Подробно на портале Бробанк.ру.
Для начала разберемся в том, как банкомат выдает деньги. Внутри него располагаются несколько кассет, в которые вставлены купюры. Во время инкассации пустые кассеты меняются на заполненные. Стандартный банкомат оснащается 4-6 кассетами, в которые суммарно вмещаются примерно 2500 банкнот.
Если человек снимает деньги, система понимает, сколько и из какой кассеты нужно выдать. Например, если обналичиваете 15000, она выдаст 15 купюр по 1000 или 3 по 5000. Возможные и другие, смешанные варианты.
Если банкомат выдал лишние деньги, причины этого следующие:
В итоге, если отвечать на вопрос, может ли банкомат неправильно посчитать деньги, то да, может. Вследствие какой-то ошибки. На практике такие случае, хоть, редко, но встречаются, поэтому важно знать, как действовать.
Надеяться, что ситуация пройдет незамеченной, не стоит. Все совершаемые с устройством операции отслеживаются. Если будут обнаружены финансовые расхождения, банк обязательно инициирует проверку согласно собственному регламенту.
Вычислить, кому устройство выдало больше денег, не сложно. Система работает так, что все транзакции обрабатываются, записываются, плюс ведется видеонаблюдение. Много времени на выявление “преступника” не понадобится. Не стоит надеяться на то, что это пройдет незамеченным, или вас не найдут. Этого не случится.
Что делать когда банкомат выдает больше денег
Банкиры и юристы сходятся во мнениях. Если банкомат выдал больше денег, важно оперативно обратиться к банку, обслуживающему устройству, и обрисовать ситуацию. Хорошо, если банкомат стоит в отделении этого банка, тогда нужно просто подойти к его сотрудникам.
Если устройство расположено вне офиса, например, в ТЦ, то на нем всегда отражается телефон службы поддержки, куда можно звонить по всем вопросам. Позвоните, обрисуйте ситуацию, там скажут, как действовать дальше. Там могут предложить либо принести “лишние” деньги в офис, либо положить их на эту же карту, чтобы впоследствии их списали.
Действия банка, если клиент не обращается
Расхождения в отчетности чаще всего выявляются благодаря самим клиентам. Если вдруг устройство вместо 100-рублевых купюр выдает по 1000, клиенты обращаются по указанным телефонам и информируют об этом банк. Но в таком случае обычно о сбое сигнализирует и сама система, поэтому ошибка оперативно устраняется, банкомат могут удаленно отключить на время исправления ситуации.
Если ошибка единичная, то о ней банк может узнать только по итогу инкассации. Он увидит недостачу и начнет расследование. Проверит все транзакции, видео с камер и найдет человека, который присвоил деньги.
Если банкомат для клиента “не родной”, то предварительно подается запрос к банку-эмитенту, чтобы получить данные держателя.
Человек вычислен, далее действия банка будут такими:
Если банкомат выдал больше денег, ответственность неминуема. Вроде как это банковская ошибка, человек не виноват, что устройство решило выдать ему больше снимаемого, но ответственность за это он несет.
Возбуждение уголовного дела
На практике это случается редко, так как стандартно удается уладить ситуацию полюбовно, договорившись. Человек в процессе диалога с банком понимает ответственность и возвращает средства. В случае обращения пострадавшей стороны в полицию может быть заведено уголовное дело по одной из статей:
Но все же здесь нет речи о краже или мошенничестве, потому что у человека не было умысла присваивать себе чужое имущество. Поэтому обычно все же дело ведется по неосновательному обогащению. По закону такие деньги обогатившийся обязан вернуть.
Все обычно заканчивается судебным заседанием, где в подавляющем числе случаев банк признается пострадавшей стороной. А ответчик кроме “лишней” суммы обязывается покрыть расходы истца на госпошлину, на юридическое сопровождение. Кроме того, банк правомочен начислять проценты на эту сумму. Так что, если банкомат выдал больше денег, последствия будут, лучше как можно быстрее добровольно вернуть эти средства.
Если банкомат Сбербанка выдал меньше денег, чем списал
Ошибки банкоматов чаще бывают именно обратными, когда устройство выдало одну сумму, а списало больше. Например, человек снимает 10000, а выдали ему только 9000. Ситуации, когда банкомат выдал меньше денег, встречаются не только в Сбербанке, риск совершения такой убыточной транзакции есть всегда, вне зависимости от обслуживающего устройство банка.
Если банкомат выдал не всю сумму, нужно оперативно позвонить по номеру телефона, который указан на устройстве. Вместе с телефоном располагается номер банкомата, его лучше записать или сфотографировать, при беседе с консультантом по телефону он также обязательно называется.
Желательно обратиться и в офис банка, обслуживающего карту, чтобы написать заявление. Но готовьтесь, что рассматриваться обращение будет в течение 30 дней. Далее, если все подтвердится, деньги вернут обратно на карту. Что делать, если банкомат недодал денег? Нужно обращаться к банку. Если карта обслуживается другим, тогда звонить обоим. В этом случае бумажной волокиты будет больше.
Может ли банкомат ошибиться? К сожалению, да. Как в большую, так и в меньшую сторону. Если банкомат перепутал купюры, выдал меньше или больше, нужно быстро действовать, чтобы не остаться пострадавшим или виноватым. И кто именно ошибся, терминал или банкомат, разницы нет. Алгоритм действий идентичный.
Что делать, если банкомат выдал больше денег чем запрашивали
Это опасно – деньги нужно вернуть
Забирая наличные из банкомата сверх запрошенной суммы, владелец карты надеется, что сотрудники финансового учреждения не заметят пропажу или не смогут установить, кто ее забрал. Некоторые клиенты уверены, что никакой ответственности за факт получения излишне выданных денег быть не может.
Сбой в работе банкомата – это оплошность сотрудников финансовой организации. По причине их небрежного отношения к должностным обязанностям люди вынуждены снимать наличность в неисправных устройствах. Но подобная точка зрения ошибочна.
Невозврат денег, которые получены сверх запрошенного лимита, квалифицируется как противоправное деяние. Виновный будет нести за него ответственность в рамках отечественного законодательства.
«Не виновата я»
Читайте также:
Банк узнает об этом почти быстро
Каждый банкомат оснащен кассетами. В них инкассаторы закладывают деньги. По мере опустошения блоки заменяются на новые. В устройстве находится 5-6 кассет. В одном блоке помещается 2,5 тыс. банкнот. При запросе на вывод денег устройство распознает, из какой кассеты и сколько нужно выдать наличных. Например, при запросе на 20 000 р. устройство приготовит (по выбору):
Возможны смешанные комбинации.
Все ходы записаны
Каждая операция по движению средств отслеживается сотрудниками финансового учреждения в автоматическом режиме. Современные системы оборудования позволяют быстро выявлять малейшие расхождения в цифрах. По факту недостачи инициируется внутренняя проверка. Она позволяет безошибочно определить, по чьей вине деньги были списаны со счета сверх запрошенного лимита.
Каждая операция в банкомате документируется, поэтому сотрудники финансовой структуры могут доказать факт недостачи средств в суде. Устройства, предназначенные для выдачи и приема денег, оборудованы системами видеонаблюдения и регистраторами, которые фиксируют дату и назначение операции. Они позволяют быстро установить того, кто забрал средства. Информация о клиенте в документальном формате поступит в банк после инкассации. Она проводится с периодичностью 1-2 раза в неделю.
Если человек обслуживается в другом финансовом учреждении, то оформляется запрос, чтобы получить информацию о держателе карты.
Банк попытается до вас дозвониться
После установления личности нарушителя сотрудники банка будут предпринимать попытки связаться с ним по телефону. Путем налаживания конструктивного диалога представители финансового учреждения постараются убедить клиента добровольно вернуть деньги. Только при нежелании возместить причиненный ущерб ему сообщают, что дело будет передано в суд.
При отсутствии возможности связаться с владельцем карты сотрудники финансовой организации прибегнут к процедуре списания излишне выданной суммы с банковского депозита. Но такая инициатива возможна при условии, что человек является клиентом учреждения, которому был причинен материальный ущерб. Если нарушитель обслуживается в другом банке – оформляется запрос в соответствующую структуру с просьбой списать деньги с депозита в счет компенсации вреда.
Какие последствия и действия банка
Обналичив деньги, часть из которых юридически принадлежит банку, клиент будет возмещать материальный ущерб в рамках гражданского законодательства по статье «Неосновательное обогащение». Если в ходе расследования установят, что владелец депозита использовал технический сбой в корыстных целях сознательно, то дело могут возбудить по статье 158 УК РФ.
К исковому производству финансовое учреждение прибегает в случае, если человек сознательно отказывается вернуть сумму, на которую неосновательно обогатился. Судебного разбирательства по гражданскому иску не избежать.
Статистика дел о неосновательном обогащении
В качестве потерпевшей стороны выступает банк. И суд признает правоту по делу о неосновательном обогащении за истцом. При подаче заявления банк представляет неоспоримые доказательства, подтверждающие вину клиента. Сотрудники уже провели внутреннее расследование, поэтому у юристов учреждения имеются все шансы вернуть деньги. При принятии решения судья анализирует следующие аргументы:
Когда же собственник карты добровольно соглашается отдать средства, банк готов к компромиссу. Также финансовая организация лояльна к клиентам, которые по невнимательности не обнаружили факт присвоения чужих денег. У них отсутствует привычка пересчитывать деньги, не отходя от банкомата.
Как правильно вернуть деньги – ваши действия
Если устройство расположено в офисе учреждения, необходимо сразу обратиться к дежурному администратору или сотруднику банка. Он выполнит необходимые действия, которые нивелируют риск возникновения материальных претензий. Служба инкассации будет оповещена о случившемся инциденте, а техническая неполадка будет зафиксирована документально.
Особенности процедуры
По факту получения суммы, которая отличается от «запрошенной», необходимо оформить заявление. В нем фиксируются обстоятельства инцидента (время/ дата снятия средств, номер карты и банкомата). К заявлению следует приложить копию паспорта. При возврате наличных в финансовое учреждение клиент должен потребовать расписку. Документ исключит возможность предъявления материальных претензий со стороны банка в будущем. Заявление рассматривается в течение 1-2 недель.
Если устройство удалено от банковского отделения
Но что делать, если аппарат, предназначенный для приема и выдачи наличных, находится далеко от офиса финансового учреждения? Достаточно позвонить оператору на горячую линию и сообщить об инциденте. Он может порекомендовать следующие действия:
Номера телефонов «горячей линии» указаны на банкомате и карте обслуживания.
Почему банкомат ошибается – возможные причины
«Человеческий фактор» и сбой программного обеспечения – причины, по которым клиент получает деньги сверх запрашиваемого лимита. Номинал кассеты в терминале зависит от ее индивидуальных настроек. Риск загрузки купюр достоинством в 2 000 р. в секцию, которая запрограммирована на тысячные банкноты, объясняется сбоями программного обеспечения. И если клиент запросит 1 000 р., он получит в два раза больше.
Загрузить не те средства в кассету могут и инкассаторы. Техническая ошибка возможна, когда после отмены операции на выдачу, программа не возвращает банкноты в кассету. Оставшись в лотке, они аккумулируются с купюрами следующей транзакции по обналичиванию денег. Такие сбои случаются по причине нарушения регламента сервисного обслуживания банкомата.
Ошибки программного обеспечения могут быть спровоцированы действиями злоумышленников. Посредством электронных приспособлений они вмешиваются в техническую работу устройства и незаконно обогащаются.
5 мер предосторожностей
Как минимизировать риск материальных претензий со стороны финансового учреждения, когда банкомат ошибочно выдаст не ту сумму? Всегда пересчитывайте полученные средства, не отходя от терминала. Чтобы доказать сотруднику банка факт технического сбоя, попросите его просмотреть записи систем видеонаблюдения.
Что делать, если банкомат выдал меньше и ошибочно списал деньги
Нужно быть готовым и к тому, что банковский терминал обналичит сумму меньше «запрашиваемой» и произведет списание средств в полном объеме. Процедура получения недостающих денег обратно на счет может осложниться. Реакция банка на случившийся инцидент может быть как положительной, так и отрицательной. Сотрудники учреждения проведут внутреннюю проверку. Если будет установлено, что устройство при выдаче банкнотов работало без сбоев, в компенсации ущерба будет отказано. На положительный исход дела не стоит рассчитывать и тем, кто сразу не обратился к сотрудникам банка по факту выдачи суммы меньше запрашиваемого лимита.
Клиент не всегда считает нужным оформлять письменный документ на возмещение недостающей суммы. Банк может не принять заявление по формальным основаниям (отсутствие паспорта, доверенности и прочее).
Возникают ситуации, когда учреждения умышленно затягивают сроки рассмотрения вопросы о материальных притязаниях клиентов.
Чтобы защитить финансовые интересы, потерпевшая сторона может обратиться в суд. Но она не готова представить достаточный набор доказательств, чтобы выиграть дело о компенсации материального вреда. Как нивелировать риск материального ущерба, возникшего по причине технического сбоя банковского терминала?
Общие рекомендации
В 99% случаев пострадавший не может доказать корректность проведенной транзакции. Он не вправе вмешиваться в ход внутреннего расследования. Но меры предосторожности, которые он предпримет при обналичивании средств, минимизируют вероятность причинения материального ущерба.
Когда же банк сообщает, что результаты внутренней проверки не подтвердили ошибку программы, следует отстаивать интересы в суде. Стоит ли подавать иск?
Перед подачей искового заявления проанализируйте, какими доказательствами вы располагаете. Достаточно ли их, чтобы суд вынес решение в пользу потерпевшей стороны? Важно представить видеоматериалы, на которых видно, как вы пересчитываете купюры из банкомата. При отсутствии такого доказательства шансы на положительный исход дела минимальны, даже с учетом свидетельский показаний.
Заключение
При выдаче терминалом денег в размере, превышающем запрашиваемый лимит, не стоит рассчитывать, что об этом не узнают сотрудники банка.
Обратитесь в офис финансового учреждения и сообщить о техническом сбое банкомата. Такая тактика поведения позволит избежать материальных притязаний со стороны потерпевшей стороны, включая проценты за пользование чужими деньгами и судебные расходы.
Банкомат выдал больше денег – что делать в таких случаях?
Выданная сумма больше запрошенной? Не спешите радоваться
Представьте ситуацию: вы подходите к банкомату, чтобы снять 5 тысяч рублей на текущие расходы, а терминал вместо запрошенной суммы выдает вам… 30 тысяч! Причем такого остатка, возможно, на карте не было вовсе. Вы пересчитываете деньги – все верно, 30 тысяч, хотя в чеке указаны 5 тысяч, и в СМС от банка фигурирует именно изначально запрошенная сумма. Практически у каждого человека в этот момент появится радость от легких денег и желание скрыть от банка факт ошибки терминала. Но не все так просто.
Итак, вы получили в терминале одну сумму, а со счет банк списал меньшую. Разумеется, такая ошибка банкомата воспринимается владельцем карты куда легче, чем если бы ситуация была обратной (выдано денег меньше, или терминал вообще не отдал купюры, а деньги списаны). Однако не стоит думать, что «лишние» банкноты можно положить в карман и воспринимать как неожиданный подарок – с практически стопроцентной вероятностью банк «вычислит» ошибочную операцию и обязательно потребует вернуть средства.
Почему так происходит
Как мы уже говорили, ошибки терминала, приводящие к выдаче не той суммы, что запрашивал владелец карты, нередки. Причем разница может быть как в пользу банка, так и в пользу самого клиента. Если банкомат выдал денег больше, чем указано в чеке, причины могут быть разными:
В любом случае следует знать: банк и терминал максимально точно фиксируют каждую операцию, поэтому выявить впоследствии, при каком из снятий произошла ошибка, для финансового учреждения труда не составит. Поэтому желательно, чтобы вы сами сообщили в банк о сложившейся ситуации – это сэкономит в первую очередь ваше время.
Ваши действия
Что же делать, если банкомат ошибся и выдал вам сумму больше положенной? Не спешите радоваться, эти средства в любом случае придется тем или иным способом вернуть банку. Более того – пользование ошибочно выданными деньгами может грозить вам комиссиями, так как формально вы используете несанкционированный кредитный лимит. Поэтому при выдаче слишком большой суммы стоит обезопасить себя от взимания банком штрафов и розыска вас сотрудниками службы безопасности:
Самостоятельно сообщив в банк об ошибочно проведенной операции, вы обезопасите себя от начисления процентов и комиссий на разницу сумм. Но при этом ни в коем случае не тратьте выданные средства – иначе тем самым вы подтвердите свое намерение воспользоваться несанкционированным овердрафтом.
А если не возвращать?
Получив в банкомате сумму, превышающую списание со счета, вы с большой долей вероятности почувствуете желание скрыть эту операцию и воспользоваться средствами. Однако стоит понимать, что любой договор при открытии дебетовой (или тем более кредитной) карте оговаривает такие случаи.
Как правило, соответствующий пункт соглашения прямо указывает на то, что подобные операции считаются несанкционированным превышением (или открытием) кредитного лимита, а значит, клиент обязан вернуть средства. Более того – банк имеет полное право начислить проценты, комиссии и штрафы при уклонении владельца карты от исполнения своих обязанностей.
На практике кредитные учреждения применяют штрафы и комиссии только в крайних случаях – когда клиент уклоняется от возврата средств, и дело доходит до судебного разбирательства. В остальных ситуациях, когда дело удается решить по согласию сторон, к клиенту со стороны банка никаких мер не применяется.
Действительно, выдача банкоматом большей, чем в чеке, суммы является ошибкой банка, и клиент за нее ответственности нести не должен. Однако если владелец карты не только получил, но и истратил деньги, и не выказывает желания вернуть ошибочно выданные средства, банк вправе расценивать это как нарушение условий договора со всеми вытекающими последствиями.
Итак, чем может грозить владельцу карты несвоевременный возврат ошибочно выданных средств?
Таким образом, на розыск клиента, по ошибке снявшего большую сумму средств, уходит совсем немного времени – от 1 дня до недели.
Сможет ли банк доказать ошибку терминала?
Когда к владельцам карт обращаются сотрудники банка и просят вернуть ошибочно выданные суммы, клиенты не всегда идут на это. Дело в том, что многие из них думают – банк никак не сможет доказать выдачу суммы в большем размере, чем было запрошено. В результате дело доходит до суда, и клиенту – нарушителю условий договора приходится оплачивать огромные издержки и расходы на адвоката.
Судебная практика показывает, что такие дела практически всегда решаются в пользу кредитного учреждения. Банк имеет достаточно информации, чтобы подтвердить: именно этому клиенту в такое-то время была выдана сумма в размере больше, чем указано в чеке. Суд при принятии решения основывается на следующих данных:
Все эти данные суд принимает во внимание, принимая решение по заявлению банка. Поэтому не стоит надеяться, что банку не удастся доказать ваше участие в ошибочной операции банкомата – если «лишние» средств выданы, то их придется вернуть.
Выводы
В результате ошибки банкомата вы можете получить не ту сумму средств, которую запрашивали. И если в случае нехватки денег клиенты реагируют сразу же, то в тех случаях, когда денег больше нужного, банкам приходится «побегать» за владельцем карты. И очень часто в результате он возвращает не только лишнюю сумму, но и оплачивает штрафы и комиссии за незаконное пользование чужими деньгами. В крайних случаях банк может передать дело в суд, и на плечи владельца карты ложатся также расходы на привлечение экспертов, юристов и другие издержки.
Чтобы избежать такого развития событий, лучше действовать сразу же, как только вы заметили ошибку в выданной сумме. Сообщите банку о своем желании вернуть средства, получите инструкции по дальнейшим действиям. Так как финансовое учреждение само заинтересовано в быстром разрешении ситуации, то вся процедура не заставит вас потратить много сил и времени.
Как вернуть «съеденные» банкоматом деньги
Поместили карту в картридер, ввели пин-код, положили деньги в купюроприемник, банкомат деньги проглотил, а на счете тишина. Один из самых часто встречающихся кейсов в «Народном рейтинге» Банки.ру. Что делать?
Несмотря на то что клиенты часто жалуются на проблему, доля неуспешных трансакций в их общем количестве невелика. По крайней мере, это утверждают банкиры. Так, по данным Тинькофф Банка, неудачей заканчивается менее 0,00001% пополнений.
Процедуру внесения денег на счет можно условно разделить на четыре этапа. Причины сбоев на каждом из них разные:
Что делать, если банкомат принял деньги, но не перечислил на счет?
Итак, если ваша трансакция попала в 0,00. 1%, порядок действий следующий:
Как банк решает проблему клиента?
Если сумма оказалась в банкомате, она уже никуда не денется, успокаивают в Тинькофф Банке. Финучреждение проведет расследование, пересчитает все купюры при инкассации (включая те, что застряли в механизме), проверит логи банкомата и записи с видеокамер и вернет все, что «съел» банкомат.
Когда происходит разбор ситуации, банк сверяет сумму, указанную клиентом в заявлении, и излишек, обнаруженный в банкомате, объясняет Глеб Зеленин. Клиенту будет возвращена минимальная из этих двух величин.
Сколько времени занимает расследование?
Разобраться с большей частью претензий удается, просматривая видео с банкомата, рассказывают в Тинькофф Банке. Иногда деньги можно вернуть в тот же день, обычно — в течение трех-четырех дней.
Если результатов такого расследования не хватает для принятия решения по претензии либо клиент утверждает, что внес более крупную сумму, банк дожидается инкассации. Обычно она происходит один раз в неделю, реже — раз в две недели. Без инкассации не обойтись и в том случае, если банкомат посчитал, что внесенная купюра поддельная. Придется закладывать время на инкассацию, передачу купюры на экспертизу, ожидание результатов.
В МКБ утверждают, что средства обычно возвращаются клиентам в течение двух недель.
Если сбой произошел сегодня, а завтра заканчивается грейс-период по кредитке, банк начнет начислять проценты за пользование кредитом и будет делать это, пока расследование не покажет ошибку банкомата. Если банк признает свою неправоту, он должен аннулировать начисленные проценты, в противном случае клиент вправе обратиться в суд.
Как подстраховаться?
1. Не класть в банкомат дефектные купюры и посторонние предметы.
2. Вносить деньги в банкомат того же банка, что выпустил карту. Это ускорит расследование.
3. Вносить деньги несколькими траншами. Это минимизирует риски.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее