что делать если банк заблокировал расчетный счет ип
Блокировка счета ИП налоговой
Банк заблокировал счет у ИП — почему это возможно
Ситуация, когда банк заблокировал счет ИП, нередкая. Но почему она становится возможной? Причин тому может быть несколько. Все их описывает ст. 76 НК РФ, и хотя в ее тексте все положения приводятся применительно к налогоплательщикам-юрлицам, на них следует ориентироваться и ИП (п. 11 ст. 76 НК РФ), относящимся к числу:
Основные причины блокировки счета ИП таковы:
Срок принятия налоговиками решения о блокировке счета разнится в зависимости от основания, по которому эта мера применяется. Вы можете не утруждать себя подсчетами, а получить бесплатный доступ к КонсультантПлюс и увидеть эти сроки там. Эксперты К+ уже все рассчитали.
Сам банк в процедуре блокировки счетов является только исполнителем, обязанным беспрекословно выполнить предписание налоговой инспекции (п. 6 ст. 76 НК РФ). Причем сделать это он должен в день поступления соответствующего документа из ИФНС (п. 7 ст. 76 НК РФ). Передаст его налоговый орган электронным способом (п. 4 ст. 76 НК РФ). А ИП извещение о блокировке счета получит в течение 1 рабочего дня, наступившего после дня принятия решения, т. е. не исключено, что это произойдет позднее, чем банк произведет блокировку.
Результатом блокировки счета является ограничение возможности использовать для расходных операций находящиеся на нем средства:
То есть в первой ситуации использовать счет можно, но при этом нельзя остаток на счете снизить до величины меньшей, чем сумма, приводимая в решении о блокировке. Использование этих средств допускается только в случае платежей с очередностью, соответствующей очередности налоговых перечислений, или с более высокой (п. 1 ст. 76 НК РФ).
Подробнее о том, какие платежи можно совершать с заблокированного счета, читайте в нашей статье.
Самым неприятным следствием блокировки является невозможность открыть другой расчетный счет ни в этом же банке, ни в другом на территории РФ. Прямой запрет на это содержит п. 12 ст. 76 НК РФ. А поскольку ФНС России с целью оперативного информирования банков о наличии заблокированных счетов создала на своем сайте специальный сервис, отражающий такую информацию, данные о существовании ограничений на использование налогоплательщиками собственных счетов стали общедоступными. То есть получить их беспрепятственно и бесплатно может любое лицо, решившее воспользоваться сервисом. Для этого достаточно знать ИНН лица, информация о котором запрашивается. Соответственно, у любого контрагента ИП (как действующего, так и потенциального) есть возможность узнать, что у предпринимателя существуют проблемы с доступом к собственным денежным средствам.
Как отменить блокировку счета ИП
Зная причины, в силу которых в качестве наказания может быть применена блокировка счета, лучше, конечно, принять меры для того, чтобы такая санкция вообще не имела места. Но если она все-таки оказалась реальностью, прежде всего следует устранить причину ее введения:
Любое из этих действий обязывает налоговую инспекцию к принятию решения об отмене блокировки счета в течение 1 рабочего дня (пп. 3.1, 8 ст. 76 НК РФ). Этот день отсчитывается с даты, когда ИФНС стало известно об устранении причины наложения санкции, т. е. она должна увидеть:
В банк решение об отмене блокировки будет передано электронным способом не позднее рабочего дня, наступающего за днем принятия такого решения (п. 4 ст. 76 НК РФ).
Однако даже если реакция ИП на факт состоявшейся блокировки окажется достаточно оперативной (всё необходимое для ее отмены будет совершено в день начала действия ограничения на пользование счетом), всё равно в течение как минимум 3 рабочих дней возможности пользоваться подвергшимся блокировке счетом не будет.
Итоги
Блокировка расчетного счета является одной из санкций, применяемых к ИП, совершающему налоговые правонарушения определенных видов. Осуществляет ее банк, но делается она по решению ИФНС. Основными причинами наложения такой санкции служат неуплата налогов, страховых взносов, пеней или штрафов, а также несдача налоговой отчетности. В период действия блокировки открытие иных расчетных счетов запрещено. Чтобы снять блокировку, необходимо устранить причину, ее вызвавшую.
Счет заблокирован банком: три способа решить проблему. И почему банки готовы «похохотать в суде»
Почему банки не стесняются блокировать счета компаниям, даже когда оснований для этого нет? И главное, какие действия помогут решить ситуацию? Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры» разобралась в ситуации и рассказывает, что делать.
Чтобы узнать, как банки контролируют наличку в 2021-2022 году, посмотрите видеозапись вебинара «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году».
Реальные истории блокировки
Ответ моего знакомого, что закон он не нарушал и деньги снимал на свои личные нужды — банк не удовлетворил. Отчитываться о своих личных расходах — мой знакомый не стал (хотя мог бы и, скорее всего, банк был бы удовлетворен). Предприниматель посчитал предъявляемые банком требования необоснованными и завышенными (тут он прав).
Его сообщение банку, что он обратится в суд — сотрудников госбанка не охладило, потому что «они готовы прийти в суд и похохотать». Вот такое отношение сегодня у банков с госучастием к малому и среднему бизнесу.
Эта история имеет продолжение. На следующий день моему знакомому позвонил его приятель, руководитель этого самого госбанка в Екатеринбурге, где он обслуживается. Сообщил, что блокировка счетов сегодня массовое явление и в сложившейся ситуации их приятельские отношения не помогут. В качестве решения он предложил по-тихому перейти в другой банк. Предупредил, что на тех, кто жалуется в ЦБ и качает права в суде — тоже нашли управу: предпринимателей просто вносят в «чёрные списки» ЦБ, чтобы потом им было затруднительно работать легально и уж тем более открывать счета в банке.
У другого нашего клиента банк заблокировал счет, и попросил подтвердить характер сделок, происхождение денег и реальность бизнеса. Мы помогли ему собрать документы, которые характеризуют его как законопослушного бизнесмена с реальным бизнесом. Теперь ждем рассмотрения собранных документов Сбербанком. В лучшем случае его счет разблокируют, в худшем — клиенту придется перейти в другой банк или обратиться в суд на действия банка.
Реальность такова: банковский беспредел в России набирает обороты. Готов ли ваш бизнес и Вы к таким перспективам? Это уже никакие ни страшилки, а бизнес-реальность, в которой мы с вами живём.
Что делать со всем этим? Можно ли добиться разблокировки предпринимательского счета?
Три способа, как решить проблему
Первый способ: просто закрыть один счет и вывести средства на другой счет в другой банк. Этот вариант, скорее всего, полностью устроит банк, так как он видит в вас нежелательного клиента, нарушающего закон № 115-ФЗ, чужие проблемы — никому в банке не нужны, особенно в сложные времена лишения лицензий.
Помимо неприятностей от самого факта блокировки вашего счета, банки (но не все) ещё добавляют негатива. Они начали пользоваться уязвимым положением клиента (это не законно, таких полномочий Росфинмониторинг банку не давал, но и прямого запрета на такого сорта трюки нет). Самая типичная ситуация: банк заблокировал счет (выполняя указания Росфинмониторинга) и любезно сообщает налогоплательщику, что может перевести его деньги на другой счет в другой банк за определенную мзду (таким образом, вводят заградительный тариф) — просят за эту услугу от 7 до 15 процентов от той суммы, которая присутствует на счете у клиента банка. На такие незаконные действия банка вы можете подать жалобу руководству финансовой организации и попытаться расстаться без отступных комиссионных. Кроме того, суды признают, что введение банком таких заградительных тарифов незаконно, так как по сути это не комиссия, а штраф и попытка нажиться на 115-фз вместо того, что следить за его соблюдением.
О необычном способе решить проблему, вчера рассказывал «Клерк». Компании заблокировали интернет-банк. В итоге стало невозможно получить назад свои деньги в сумме 1 млн. рублей. Перечислить их на другой счет нельзя, так как в открытии счета другие банки отказывают. Но обслуживающий банк предлагает выход: номинально подарить ему деньги и зачислить деньги компании в доход кредитной организации.
Третий способ. Он прямо предусмотрен действующим законом № 115-ФЗ:
1) Собрать и представить документы, которые попросит банк. Эти документы должны быть такими, чтобы снять с вас подозрения, доказать вашу благонадежность и платежные операции не должны быть никоим образом отнесены к подозрительным в соответствии с п.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
2) Если банк ваши документы принял, но, не желая разбираться в ситуации (наши клиенты предоставили документы в банк в 2 часа ночи, но уже в 10 утра банк снова отказал им в разблокировки счета), счет не разблокировал — обращайтесь в Арбитражный суд, требуйте признать незаконными действия банка и обязать его совершить нужные вам операции. В соответствии со ст. 65 АПК РФ, именно банк обязан доказать, что у него имелись основания для приостановления или отказа в проведении тех или иных операций по поручению клиента.
Судебная практика такова: если ваши операции явно криминал, то вам откажут (но и то не всегда — смотрите примеры ниже).
Если ваши операции легальны, вы представили в банк подтверждающие документы, а банк все равно ведет себя странно и свою позицию не меняет, то суд встанет на вашу сторону. Тогда с банка можно будет взыскать все убытки, проценты за пользование чужими денежными средствами и судебные расходы (ст. 15, 395 и 856 ГК РФ).
Подробно о том, как вести защиту своей позиции в суде, автор расскажет в следующем материале. Следите за разделом «Статьи директору».
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Что делать, если заблокирован расчетный счет?
В некоторых случаях налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации или ИП. Чтобы продолжать вести деятельность, им необходимо как можно быстрее выяснить причину блокировки и устранить ее. Как это правильно сделать?
Причины блокировки счета
Налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет в трех случаях:
Рассмотрим каждый случай подробнее.
Блокировка расчетного счета организации или ИП по причине неисполнения требований об уплате налога
При невыполнении требований об уплате налогов (п.2 ст.76 НК РФ) инспекция имеет право заблокировать расчетный счет в пределах суммы неуплаченного налога, указанного в требовании. Причем налоговая блокирует все счета, которые есть у организации или ИП, из-за чего у них могут возникнуть некоторые проблемы.
Допустим, у компании имеется несколько счетов, на каждом из которых есть денежные средства в размере 10 000 руб. Сумма требования составляет 7 000 руб., но инспекция блокирует все счета на эту сумму. Получается, что у организации или ИП есть возможность воспользоваться по каждому счету суммой, которая превышает сумму блокировки, то есть с каждого счета снять 3 000 руб. Таким образом, происходит перекос: сумма требований — 7 000 руб., а у организации фактически заблокировали 21 000 руб. В этом случае налогоплательщик может быстро разблокировать излишне заблокированные счета, написав заявление в ИФНС с соответствующей просьбой.
Почему имеет смысл обращаться с таким заявлением? Потому что даже если налогоплательщик смог произвести платеж в текущий момент, это не означает, что налоговая инспекция в этот же день разблокирует расчетный счет. Следует иметь в виду, что процесс поступления платежей достаточно длительный, так как переводы идут через казначейство, и платежи в ИФНС могут поступать в течение трех рабочих дней. Таким образом, налоговая инспекция увидит этот платеж через 2-3 дня. А если деньги нужны прямо сегодня, то можно обратиться в ИФНС и попросить разблокировать хотя бы оставшиеся счета в текущий день.
Блокировка расчетного счета по причине несвоевременного представления декларации
Если вы вовремя не сдали декларацию, налоговая имеет право через 10 дней в течение трех лет заблокировать расчетный счет (п.3 ст.76 НК РФ). Такое действие ИФНС касается только случая с декларацией, непредставление каких-либо других отчетов не может привести к блокировке расчетного счета.
Арест расчетного счета производится полностью на всю сумму. Стоит также подчеркнуть, что блокировка счета не означает невозможность совершения налогоплательщиками каких-либо платежей. Он может совершать уплату налогов и платежи, очередность которых выше очередности налоговых платежей.
Надежный бухгалтерский аутсорсинг. Восстановление бухучета, аудит, бухучет, кадровый учет и др.
Блокировка расчетного счета в случае, если в инспекцию не передана квитанция о приеме электронных документов
С 1 января 2015 года налогоплательщики обязаны подтверждать получение от налоговой инспекции документов, высылаемых в ходе контроля (п.5.1 ст.23 НК РФ). Квитанция о приеме таких документов оправляется в инспекцию через телекоммуникационные каналы связи в течение 6 рабочих дней со дня их отправки налоговым органом.
Квитанция направляется при получении от ИФНС следующих документов: требования о представлении документов, требования о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган.
Решение о блокировке расчетного счета в случае нарушения требования выносится в течение 10 рабочих дней по истечении 6 дней для направления квитанции.
Что делать при блокировке расчетного счета
Схема действий включает всего два шага, при этом нужно действовать оперативно, чтобы разблокировать счет как можно быстрее.
1. Выяснение причины ареста расчетного счета
Самый простой способ — уточнить в отделении своего банка номер и дату решения налоговой инспекции. Затем необходимо связаться с налоговой инспекцией, отделом камеральных проверок, назвать специалисту номер и дату решения, чтобы он сообщил причину блокировки счета. Это необходимо в том случае, если решение о блокировке не дошло к вам по почте или по специализированным каналам связи.
2. Устранение причины блокировки
Если вы не исполнили требование налоговой инспекции по уплате налога, то нужно уплатить налог. Существует практика представления налоговой инспекции копии платежного поручения с отметкой банка или отправки этой копии по специализированным каналам связи. После получения денежных средств налогового платежа налоговая инспекция в течение суток разблокирует счет.
С ситуации с представлением декларации действует такая же схема: для разблокировки счета нужно представить декларацию, самый удобный способ для этого — специализированные операторы Экстерн или Бухгалтерия. В течение суток расчетный счет будет разблокирован.
Чтобы разблокировать счет в ситуации, когда в инспекцию не передана квитанция о приеме электронных документов, нужно передать квитанцию в инспекцию и представить истребованные документы.
Раньше разблокировка занимала более длительное время, потому что решение налоговой инспекции в банк доставлялось курьерами. Сейчас это происходит быстрее — по специализированным каналам связи, и во взаимоотношениях между налоговой инспекцией и банком налогоплательщику принимать участие не нужно.
Случаи из практики
– Налогоплательщик произвел налоговую оплату, а счет все равно заблокировали.
Это происходит из-за разрыва между моментом платежа и поступлением средств в налоговую инспекцию, на что уходит до трех дней. В этом случае не нужно паниковать. Надо просто связаться с налоговой инспекцией и представить доказательства уплаты налога, например, оригинал платежного поручения с отметкой банка. Многие налоговые идут в этом случае навстречу налогоплательщику и оперативно отменяют решение о блокировке.
– У налогоплательщика нет долгов перед инспекцией, а счет заблокировали.
Плательщик совершил платеж, а ему на следующий день приходит уведомление о блокировке счета — такая ситуация опять же объясняется разрывом платежей и не означает, что деньги до налоговой не дошли. В этом случае нужно связаться с налоговой инспекцией, сверить платежи, чтобы она быстро разблокировала счет.
– У организации арестовали расчетный счет, и налогоплательщик хочет открыть еще один счет, чтобы продолжать вести деятельность.
Раньше, когда у организации блокировали счет, налогоплательщик мог оперативно открыть еще один счет и пускать платежи через него. С 2014 года ситуация изменилась: если у организации или ИП есть заблокированные счета, то банки новые счета им не открывают. Об этом необходимо помнить тем налогоплательщикам, которые сознательно идут на неуплату налога по требованию. Теперь при блокировке расчетного счета пустить денежные потоки через вновь открытые счета уже не получится.
Павел Тимохин, эксперт компании Фингуру
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как вывести деньги с заблокированного расчетного счета
Расчетный счет может заблокировать Росфинмониторинг, департамент банковского надзора Центробанка или комплаенс-служба конкретного банка, опираясь на Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
Предпринимателю, который столкнулся с блокировкой счетов, доступно ограниченное количество способов получить деньги: он может перевести их в другой банк, получить деньги на выплаты физическим лицам или по исполнительному листу. Каждый из этих способов сопровождается определенными рисками, финансовыми и временными затратами.
Алексей Ильин, руководитель департамента по работе с финансовыми институтами юридической группы «АТЛАНТ»
Участились случаи блокировки расчетных счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей банками со ссылкой на Федеральный закон №115-ФЗ. Формальных оснований для блокировки счета достаточно, в основном это проведение рискованных операций, таких как:
Вне зависимости от того, заблокирован счет у юридического лица или индивидуального предпринимателя, можно воспользоваться определенным набором решений данной проблемы. Блокировка счета и расторжение договора банковского обслуживания необязательно подразумевает внесение предпринимателя или компании в список «неблагонадежных».
Если банк предложил расторгнуть договор после проведения анализа счета, достаточно перевести деньги в другой банк на счет. Если же поступило указание от службы мониторинга, можно воспользоваться следующими способами:
Риск — направление письма из банка о блокировке счета по 115-ФЗ с платежом.
Возможный результат — блокировка счета.
Затраты — процент банка за перевод средств, заблокированных по 115-ФЗ, который начинается от 20% в зависимости от банка.
Защита — возможность оспорить в судебном порядке завышенный процент.
Затраты — от 13% НДФЛ без учета внебюджетных фондов.
Даже при банкротстве фирмы и невыплате налога НДФЛ должен оплатить в бюджет получатель дохода (физическое лицо).
Риск — при выплате крупной суммы возможно возбуждение уголовного дела по ст. 198 УК РФ.
Затраты — госпошлина в суд.
Недостатки — длительный период рассмотрения спора (даже по мировому соглашению).
При несоблюдении условий договора (возврата средств физическому лицу) нотариус делает соответствующую надпись на договоре.
Документ имеет силу исполнительного листа и его можно направить в банк, минуя суд.
Временной промежуток — оформление займа на срок от 3-х дней, при отсутствии возврата оформление претензии, по истечении 14 дней делается надпись. Направление документов в банк и получение средств по истечении 7 дней на счет физического лица.
Затраты — тарифы нотариуса (процент зависит от суммы средств, примерно 3-5%).
Риски — блокировка счета физического лица до 45 суток (если банк усомнился в данной операции).
Только систематический анализ входящих и исходящих платежей, обязательное осуществление хозяйственных расходов по счету, контроль за долей уплаченных налогов по данному счету (налоговая нагрузка), исключение или минимизация платежей на фирмы, осуществляющие деятельность в высокорисковых отраслях экономики (по мнению ЦБ) и соответствие платежей кодам ОКВЭД помогут избежать конфликта с банком и блокировки счета.
Светлана Кулагина, генеральный директор компании «Сагач и партнеры»
Если ваш расчетный счет заблокировали, придерживайтесь следующему алгоритму действий:
1. Срочно свяжитесь со своим менеджером в банке и по его требованию предоставьте полный пакет документов для подтверждения экономической целесообразности платежа.
2. Даже если банк отказал в обслуживании, он не имеет право конфисковать деньги клиента и отказаться их возвращать. Можно перечислить деньги на свой счет в другом банке или вернуть деньги поставщику. Можно заблаговременно открыть депозитный счет в другом банке. При этом перевод денежных средств с блокированного счета на счет в другом банке согласовывается индивидуально.
Деньги переводятся на счет в другом банке, но они придут от первого банка с пометкой «в связи с блокировкой счета по такой-то причине» либо «перевод денежных средств при закрытии счета», а это является стоп-фактором в некоторых банках. Другой банк может тоже заблокировать расчетный счет, запрашивать документы, разбираться в ситуации.
Высока вероятность, что банк не одобрит данный перевод на депозит и потребует комиссию за перевод от 7% до 20%. Вывод без комиссии будет возможен только при предоставлении всех документов по запросам.
3. С заблокированного счета возможно произвести списание денежных средств в бесспорном порядке по исполнительному листу (например, предоставив исполнительный лист по задолженности по заработной плате). Деньги списываются в течение 3-х рабочих дней. Однако данный способ уже успел себя «очернить» и поэтому отслеживается и проверяется финансовым мониторингом.
4. Не закрывайте расчетный счет в банке по его требованию, так как закрытие по 115-ФЗ не позволит вам открыть счет в другом банке.
5. Обратитесь с письменным запросом в банк, который отказал вам в обслуживании, и в те банки, которые отказали в открытии счета. Вам эта информация нужна, во-первых, чтобы устранить причины, если это возможно, а во-вторых, чтобы жаловаться в надзорные органы и отстаивать свои права в суде.
6. Обратитесь в Банк России с жалобой на действия конкретного банка, который не открывает счет и неправомерно применил нормы действующего законодательства. 30 марта 2018 года вступил в силу новый порядок ЦБ РФ 29-МР, согласно которому в случае отказа в операции и блокировке счета у предпринимателя еще остается возможность обжалования — он вправе обратиться с заявлением в межведомственную комиссию, созданную при ЦБ РФ.
Срок рассмотрения межведомственной комиссией заявления не может превышать 20 рабочих дней со дня обращения. Но она будет детально разбираться в деле: запрашивать у банков мотивированное обоснование о причинах отказа клиенту, которое банк должен подготовить в течение 3-х дней.
Если межведомственная комиссия сочтет причины отказа незаконными, банк обязан открыть счет или провести операцию, которую посчитал сомнительной в течение 3-х дней после получения ответа из комиссии, и оснований для внесения компании в черный список не будет.
Нельзя верить тем, кто обещает платно удалить компанию из всех «черных списков».
Во-первых, удалить из черного списка может только кадровый сотрудник управления ЦБ, который непосредственно работает с этими списками. Во-вторых, список ЦБ рассылается во все банки, то есть информация в банках обновится только после новой рассылки ЦБ.
Растерявшемуся предпринимателю могут предложить за деньги открыть счет компании, находящейся в стоп-листе. Необходимо понимать, что за деньги открыть счет вам могут, но работать по нему не дадут. На первой же операции комплаенс-служба вас «заблокирует», и решать впоследствии этот вопрос будете именно вы.
7. Можно заблаговременно внедрить у себя на предприятии свою службу комплаенс-контроля либо передать эту функцию на аутсорсинг, например, в консалтинговую компанию. Это позволит предупредить нарушения законодательства и защитить интересы бизнеса через соблюдение надлежащих стандартов поведения на рынке в области финансов.
Чтобы не попасть в черный список и снизить риск блокировки счета:
Проверьте своего контрагента в один клик
Финмониторинг обязательно обратит внимание, если в описании платежа стоит что-то неконкретное, без указаний номеров документов, например, просто «Консультационные услуги за апрель».
Отправляйте отчетность во все контролирующие органы
Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО»
При блокировке счета банки руководствуются Федеральным законом № 115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», то есть лицо, чей счет был заблокирован, подозревается в «отмывании» денег и пособничестве терроризму.
При каком-либо подозрении в сомнительных операциях должна блокироваться именно операция, а не весь счет, но банки страхуются от негодования ЦБ из-за их неосмотрительности и потому блокируют целые счета.
Я бы посоветовал предпринимателям завести несколько счетов, чтобы блокировка одного из них не парализовала всю работу, а также контролировать назначения платежей и чистоту операций на суммы свыше 600 000 руб., ведь именно они находятся под бдительным вниманием банков. Нужно обязательно проверять контрагентов, так как подозрения, павшие на них, могут негативно сказаться и на вашей деятельности.
Не забывайте, что в период блокировки вашего счета банк может безвозмездно пользоваться вашими средствами и извлекать из этого прибыль, поэтому налаживайте отношения с банком, постарайтесь выстроить диалог и понять, в чем камень преткновения.
Параллельно с этим обращайтесь в межведомственную комиссию ЦБ для выхода из черного списка Финмониторинга, в который вы автоматически попадаете при блокировке счета. Последней инстанцией будет обращение в суд, если договориться с банком все-таки не удалось. В этом случае уже банку придется доказывать суду, что блокировка вашего счета была небезосновательной, однако потраченные на суд средства вам при любом исходе никто не возместит.
Илья Гатикоев, арбитр, налоговый консультант
Банк вправе приостановить операцию клиента, за исключением операций по зачислению денежных средств, не более чем на пять рабочих дней. Если в течение этого срока банк не получит из Росфинмониторинга постановление о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок, банк должен провести данную операцию.
Защитить себя от блокирования денежных средств банком на 100% сейчас невозможно. Лучше не участвовать в финансовых операциях с сомнительными контрагентами и не игнорировать требования банка о предоставлении документов, подтверждающих легальность происхождения денежных средств, так как в этом случае велик риск отказа в проведении операции.
Разрешить ситуацию с массовыми ограничениями прав потребителей финансовых услуг возможно исключительно путем подробной регламентации действий банков, однако ни Росфинмониторинг, ни ЦБ РФ в настоящее время не заинтересованы в проявлении правотворческой инициативы, так как, по их мнению, массовость жалоб физических лиц из-за блокировки счетов сильно преувеличена потребителями.
Пассивность контролирующих структур, когда дело касается прав потребителей, приводит и к такой насущной проблеме, как возврат невостребованных денежных средств со специальных счетов в банках.
Если клиент в течение 60 дней с даты расторжения договора банковского счета не явится за получением остатка денежных средств, банк обязан зачислить денежные средства на специальный счет в Банке России. При этом после закрытия банковского счета клиента только банк имеет возможность обратиться в ЦБ РФ с заявлением о возврате остатка денежных средств со специального счета.
В настоящее время, как и в случае с противодействием легализации доходов, отсутствует огромный пласт подзаконных актов, которые бы устанавливали порядок возврата таких средств со счета, в связи с чем у людей возникают вопросы: кто может обязать банк открыть такой специальный счет в ЦБ РФ; каков порядок возврата средств из ЦБ РФ в обслуживающий банк; каков механизм возврата средств со счета в банке клиенту; каковы сроки исполнения требования клиента и т.д.
Алгоритм действий по возврату денег со специального счета ЦБ РФ по общему правилу в настоящее время может выглядеть так:
Андрей Илларионов, старший юрист «АВТ Консалтинг»
Организация имеет право обжаловать решение о принятии обеспечительных мер, тогда оно может быть отменено вышестоящим налоговым органом или по решению суда. Самым логичным действием является обращение организации в арбитражный суд с требованием признать решение о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по расчетному счету недействительным. Однако с учетом того, что арбитражный процесс занимает много времени, кроме заявления о признании недействительным решения налогового органа налогоплательщику целесообразно подать и заявление в суд о приостановлении действия решения о блокировке расчетных счетов.
Для того чтобы начать арбитражный процесс, налогоплательщику необходимо пройти процедуру обжалования в вышестоящем налоговом органе. Только после рассмотрения его жалобы, на что согласно НК РФ отводится срок в один месяц, налогоплательщик будет вправе обратиться в арбитражный суд. К сожалению, здесь есть определенный пробел в законодательстве, так как целый месяц налогоплательщик не сможет пользоваться своим расчетным счетом.
К заявлению необходимо приложить документы, доказывающие позицию организации, то есть подтверждающие задолженность перед контрагентами, долги по зарплате. За рассмотрение обеспечительных мер нужно заплатить госпошлину в размере 3 000 руб. Если суд по какой-либо формальной причине откажет организации в принятии обеспечительных мер, следует исправить указанные судом недостатки в заявлении и обратиться в суд еще раз. В АПК РФ не ограничено количество обращений в случаях принятия обеспечительных мер.
Дмитрий Милюков, глава корпоративного отдела юридической компании ООО «Холдсвей»
При обнаружении блокировки своего расчетного счета необходимо в первую очередь узнать причины и основания блокировки.
1. Наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счете
Аресту подлежит определенная сумма, а не все денежные средства на банковском счету, поэтому владелец счета может свободно распоряжаться денежными средствами, кроме той суммы, на которую наложен арест.
Наложить арест на денежные средства на банковских счетах могут суды общей юрисдикции, арбитражные суды, судебный пристав-исполнитель.
В нашей практике как-то судебный пристав-исполнитель нарушил права нашего клиента, заблокировав на двух счетах в одном банке одну и ту же сумму. Поскольку судебное разбирательство касалось только недвижимости, постановлений о наложении ареста на счета не было. Но судебный пристав-исполнитель отправил в банк запрос о наложении ареста денежных средств на всех банковских счетах нашего клиента на сумму около 30 млн руб. Тем самым банк заблокировал 60 млн руб. на счетах, и, поскольку таких денег на счетах не было в наличии, это отображалось в мобильном банке как задолженность.
Мы подали заявление приставу о незаконности его действий, и денежные средства на счетах были разблокированы на следующий же день.
2. Приостановление операций по счету, а также переводов электронных денежных средств
Инспекция Федеральной налоговой службы может приостановить выполнение операций по банковскому счету, если вы не предоставили налоговую декларацию в установленный срок или не уплатили страховые взносы, пени, штрафы.
Для снятия ареста и отмены приостановления операций по счету в некоторых случаях владельцу счета достаточно выполнить требования государственных органов, например, предоставить документы или погасить заложенность. В иных случаях, например, при наложении ареста в качестве обеспечительной меры или в случае незаконных, по мнению лица, требований государственных органов, владелец счета вправе оспорить такой арест или приостановление операций по счету в судебном порядке.
3. Приостановление конкретной операции согласно № 115-ФЗ РФ
В рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», банк вправе приостановить операцию на пять рабочих дней, сообщив об этом Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, которая может продлить срок приостановления операции до 30 дней.
Если банк определяет, что предстоящая операция связана с сомнительной сделкой, то он имеет право запросить у владельца счета все связанные с данной операцией документы и дополнительную информацию.
Если после предоставления документов и пояснений банк по-прежнему отказывается выполнить операцию, владелец счета может оспорить такой отказ, обратившись в межведомственную комиссию при Центробанке.
Общий срок рассмотрения межведомственной комиссией заявления, документов и сведений, подтверждающих его позицию, не может превышать 20 рабочих дней со дня обращения заявителя. Более детально о процедуре рассмотрения заявления, требованиях к заявлению можно прочесть в Указании Банка России от 30.03.2018 № 4760-У.
Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и банку, для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия.
Если решение межведомственной комиссии оказалось не в пользу владельца счета, то он вправе обжаловать его в судебном порядке.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.