что делать если акт выполненных работ отразили не вовремя

Что делать, если заказчик уклоняется от подписания акта

Автор: Анна Воронцова, адвокат, руководитель направления договорного права РОКА «Советник»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», март 2020 г.

Анна Воронцова, руководитель направления договорного права РОКА «Советник», рассказывает, когда акт выполненных работ, не подписанный заказчиком, является основанием требовать оплаты.

Предупредительные меры

Нередкой на практике является ситуация, при которой подрядчик, добросовестно выполнив работы, направляет заказчику акт выполненных работ, а последний уклоняется от его подписания. В этом случае основной проблемой подрядчика становится истребование оплаты за выполненные работы в суде. В случае, если работы были проавансированы, то есть уже оплачены, возникает вопрос о том, каким образом отразить акт выполненных работ, не подписанный заказчиком, в учете.

В качестве основных рекомендаций, способных защитить подрядчика в подобной ситуации, мы предлагаем подрядчику/исполнителю уже на стадии заключения договора учесть такой риск и включить в договор подряд/оказания услуг условие, которое может звучать следующим образом: «Непредоставление в течение определенного срока с момента предоставления акта мотивированного отказа от принятия работ/оказания услуг, означает, что работы выполнены (вариант: услуги оказаны), а акт считается подписанным».

Также в договор подряда/оказания услуг рекомендуется включить определенный фиксированный срок для направления мотивированного отказа от подписания акта выполненных работ/оказанных услуг заказчиком, после истечения которого наступают указанные выше последствия.

Указанное положение облегчит процесс доказывания в суде и будет являться необходимым обоснованием для целей бухгалтерского учета.

Судебная практика

Закрепление указанных выше положений в договоре полезно и с точки зрения зачастую меняющихся подходов в судебной практике. Стоит констатировать, что сформировавшийся на сегодняшний день в судебной практике подход защищает интересы подрядчика в подобной ситуации. В качестве иллюстрации такого подхода приведем несколько примеров недавней судебной практики.

Так, в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.09.2019 № 305-ЭС19-9109 по делу № А40-63742/2018 отражено: выводы судов об отсутствии оснований для взыскания задолженности на основании оценки одного доказательства – акта о сверке – не являются законными, поскольку подрядчиком заказчику направлены уведомление о необходимости приемки работ и акт о приемке выполненных работ, а мотивированный отказ от его подписания отсутствует. Любопытно, что в рассматриваемом деле в материалах делах присутствовал подписанный акт сверки, в котором соответствующие суммы (за оспариваемый результат работ) не были отражены. Однако факт направления акта выполненных работ и отсутствие мотивированного отказа от его подписания позволили подрядчику признать юридическую силу за односторонним актом даже при названных условиях.

Аналогичная позиция (о действительно односторонних актов выполненных работ при отсутствии мотивированного отказа от их подписания) была отражена в Постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2019 № Ф02-6708/2018 по делу № А69-343/2018 (Определением ВС РФ от 09.07.2019 № 302-ЭС19-10069 было отказано в передаче указанного дела на пересмотр).

В Постановлении АС Поволжского округа от 01.02.2019 № Ф06-39110/2018 по делу № А65-12003/2018 суд определил, что в случае, если у подрядчика, исходя из конкретных обстоятельств, имеются основания для подписания акта в одностороннем порядке, данный акт является надлежащим документом до момента признания его судом недействительным. Поэтому на основании одностороннего акта подрядчик обязан исчислить НДС и отразить соответствующие суммы для целей налогообложения прибыли.

Таким образом, в названном акте сформирована еще одна важная позиция: суд фиксирует презумпцию действительности за односторонними актами (до признания их недействительными в судебном порядке).

Когда односторонний акт будет принят

Итак, для того, чтобы односторонние акты выполненных работ являлись основанием для оплаты, а также для того, чтобы указанные документы могли приниматься к учету, необходимо соблюдение следующих условий:

Подписание акта выполненных работ подрядчиком. Акт подписывается в форме, предусмотренной договором.

Направление заказчику уведомления о готовности сдать работы. Если договором предусмотрен определенный порядок приемки, его следует соблюсти. Например, направить уведомление о необходимости заказчику явиться в определенное время и место для приемки работ или сообщить альтернативные время и место.

Направление акта выполненных работ заказчику. Как и в иных подобных случаях, рекомендуется направление акта выполненных работ (как и иных документов) способом, позволяющим установить содержание отправления (например, ценным письмом с описью вложения).

Подписание подрядчиком и направление иных документов, если их необходимость предусмотрена договором (например, исполнительной документации) или законом. Также, в случае, если для акта выполненных работ предусмотрена форма КС-2, то необходимо также подписание и направление Справки о стоимости выполненных работ КС-3.

Отсутствие мотивированного отказа со стороны заказчика.

В качестве рекомендаций для подрядчика стоит отдельно повторно указать на необходимость подписания грамотно составленного договора, отражающего фактические отношения сторон. Так, зачастую стороны включают в договор условия о необходимости подготовки исполнительной документации (хотя для работ такого вида она не может быть подготовлена) или определяют осложненный (неисполнимый на практике) порядок приемки работ. При подписании договора подрядчику необходимо избегать подобных условий, так как в дальнейшем они могут значительно затруднить процесс доказывания юридической силы актов, подписанных в одностороннем порядке.

Источник

Что делать, если заказчик не подписывает акт выполненных работ

что делать если акт выполненных работ отразили не вовремя. Смотреть фото что делать если акт выполненных работ отразили не вовремя. Смотреть картинку что делать если акт выполненных работ отразили не вовремя. Картинка про что делать если акт выполненных работ отразили не вовремя. Фото что делать если акт выполненных работ отразили не вовремя

Многие подрядчики сталкивались с тем, что заказчик не подписывает и не возвращает акт выполненных работ. Из-за этого исполнитель не может получить оплату или зачесть уже полученный аванс. Расскажем, какие риски связаны с отсутствием актов и что делать, если столкнулись с недобросовестным заказчиком.

Зачем нужен акт выполненных работ

Акт выполненных работ — первичный документ, который подтверждает выполнение работ или оказание услуг. Он регистрирует факт совершения сделки и служит основанием для её отражения в налоговом и бухгалтерском учёте. Когда подрядчик закончит работу, заказчик обязан осмотреть результат и подписать оригинал акта выполненных работ. Если у заказчика есть претензии к срокам или качеству работ, он может дать письменный отказ от подписания акта, указав на выявленные недостатки (ст. 753 ГК РФ).

Требования к оформлению актов установлены ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Отсутствие оригинала акта не позволяет исполнителю требовать оплату, а заказчику — включить уплаченную сумму в расходы, уменьшающие налоговую базу по прибыли.

Иногда не подписанный или подписанный в одностороннем порядке акт выполненных работ может привести к доначислениям и штрафам при налоговой проверке. В случаях, когда между заказчиком и исполнителем есть спор по объёму или качеству работ, стороны не имеют права отражать их стоимость в учёте до конца судебного разбирательства. Включить эти суммы в налогооблагаемые базы по НДС, прибыли или УСН можно только после разрешения судом всех спорных вопросов (письмо Минфина РФ от 31.12.2014 № 03-03-06/1/68990, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.07.2020 по делу № А09-6014/2019).

Три причины невозврата актов выполненных работ — алгоритм действий

Чаще всего отказ от подписания акта выполненных работ вызван одной из трёх причин:

Первый вариант подразумевает, что исполнитель получил оплату — вопрос в том, как отразить это в бухгалтерском учёте при отсутствии первичных документов. Второй и третий варианты, напротив, говорят о наличии спора между исполнителем и заказчиком. Рассмотрим каждый из трёх случаев.

Сотрудники заказчика халатно относятся к документам или экономят на почтовых расходах

Бывает, что заказчика всё устраивает, но он просто перечисляет деньги, пренебрегая обязанностью по оформлению документов. Исполнители в этом случае обычно не переживают, ведь работы или услуги оплачены. На самом деле, пока не подписан акт, перечисленные средства принадлежат заказчику и считаются авансом, а значит, он может в любой момент потребовать их обратно. Нет акта — нет доказательств того, что аванс отработан.

Если заказчики не возвращают акты выполненных работ, повлиять на них достаточно сложно. Но в ваших силах выстроить у себя систему, которая позволит уменьшить связанные с этим риски:

У заказчика нет денег или желания платить

Иногда заказчики не подписывают акты выполненных работ, чтобы не платить. На такой случай в законе есть специальный механизм, который защищает подрядчиков от недобросовестных контрагентов и помогает получить оплату.

Долг можно взыскать в судебном порядке, если выполнить все шаги из приведённой инструкции:

У заказчика есть претензии к качеству или объёму работ

Клиент не принимает работы, так как не доволен их качеством или объёмом. Он готов заплатить и подписать акт выполненных работ, если недостатки будут устранены. В этом случае нужно постараться мирно решить возникшую проблему.

Когда сторонам не удалось договориться о сдаче-приёмке выполненных работ, в том числе и после исправления недостатков, обратитесь в суд. Суд с помощью экспертизы определит реальный объём и стоимость работ. Исполнитель обязан доказать выполнение работ, а заказчик — наличие недостатков качества или объёма работ.

Порядок учёта доходов и НДС, когда не подписаны акты

Способ признания доходов и расходов зависит от закреплённого в учётной политике метода учёта. При методе начисления доходы и расходы признаются по факту отгрузки. При кассовом методе — на момент оплаты.

Таблица поможет правильно отразить выручку и учесть НДС при отсутствии актов выполненных работ.

Каждому, кто оказывает услуги или выполняет работы, нужно взять за правило любые договоренности с клиентами или заказчиками закреплять только на бумаге. Рекомендуем даже переговоры вести письменно. Например, вы пришли к соглашению по результатам встречи в офисе — напишите партнёру по электронной почте короткое письмо-резюме, где изложите условия сотрудничества и попросите подтвердить, правильно ли вы все поняли, а лучше составьте протокол проведения переговоров и попросите его подписать.

Всегда составляйте и подписывайте договор. В процессе работы объём и состав работ может меняться. Всегда составляйте дополнительное соглашение, в котором фиксируйте новые условия или объекты.

Если в итоге заказчик окажется недобросовестным, вы сможете доказать стоимость, объём и условия сотрудничества.

Подготовила Елизавета Кобрина, редактор-эксперт

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

В момент оказания услуги забыли составить акт и счет-фактуру: как исправить

Организация-исполнитель применяет общую систему, метод начисления для целей налогообложения прибыли и бухгалтерского учета. Она оказывает услуги по сервисному сопровождению программного обеспечения. Договором возмездного оказания услуг (подлежат обложению НДС) предусмотрено ежемесячное оформление актов на последнее число каждого месяца. Счета-фактуры выставляются датами оформления актов. Организация-исполнитель ошибочно не оформила акт и счет-фактуру по услугам, оказанным в апреле 2016 года. По этой причине выручка от оказанных в апреле 2016 года услуг не была отражена для целей бухгалтерского учета и не была включена в налоговые базы по налогу на прибыль и НДС за II квартал (налоговые базы по этим налогам за II квартал 2016 года составили положительные значения). Каков порядок внесения исправлений в учет организации-исполнителя в связи с выявлением фактов неоформления акта и невыставления счета-фактуры? Какие даты составления должны быть указаны в оформляемых в настоящее время акте и счете-фактуре в отношении услуг, оказанных в апреле?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Организации-исполнителю следует оформить акт оказанных услуг в момент обнаружения факта его ошибочного неоформления и выставить счет-фактуру в адрес заказчика в пятидневный срок со дня оформления акта. В качестве дат составления этих документов в них следует указывать даты фактического оформления (выставления), то есть даты, в которые реально будет оформляться акт и выставляться счет-фактура. Счет-фактуру организации-исполнителю следует зарегистрировать в дополнительном листе книги продаж за II квартал 2016 года.

В бухгалтерском учете ошибочное неотражение выручки от реализации оказанных в апреле 2016 года услуг подлежит исправлению записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце 2016 года, в котором выявлена ошибка.

Организации следует представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за полугодие 2016 года и по НДС за II квартал 2016 года.

Оформление документов

Порядок внесения исправлений в первичные учетные документы регламентирован частью 7 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При этом порядок действий хозяйствующих субъектов в ситуациях, когда первичный учетный документ не оформлялся, ни указанной статьей, ни иными нормами законодательства не урегулирован.

Полагаем, что в рассматриваемой ситуации во исполнение требования ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ организации-исполнителю следует составить акт оказанных услуг в момент обнаружения факта его ошибочного неоформления. При этом при заполнении таких обязательных реквизитов первичных учетных документов, как «дата составления документа» и «содержание факта хозяйственной жизни» (ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ), следует исходить из фактических обстоятельств составления этого документа. То есть в указанных реквизитах следует указывать, соответственно, дату фактического составления акта и то, что акт составляется для оформления услуг, оказанных в апреле 2016 года.

Полагаем, что в данной ситуации оформление и принятие к учету акта, который должен был оформляться в апреле 2016 года, но фактически будет оформлен в III квартале, должны сопровождаться также справкой бухгалтера, в которой будет содержаться указание на исправление ранее допущенной ошибки. Оформление этих документов (акта и бухгалтерской справки) даст организации право на отражение выручки от реализации услуг и послужит основанием для внесения ею соответствующих исправлений в бухгалтерский и налоговый учет (п.п. 5, 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», абзац первый п. 1 ст. 54, ст. 313 НК РФ).

По общему правилу счет-фактуру следует оформлять не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуг (п. 3 ст. 168 НК РФ). При оказании услуг этим днем для целей НДС следует считать дату первого по времени составления первичного документа, оформленног

о в адрес заказчика (смотрите, например, письма Минфина России от 30.12.2014 N 03-07-11/68585, от 29.12.2014 N 03-07-11/68117, от 13.01.2012 N 03-07-11/08, от 16.03.2006 N 03-04-11/53, УМНС по г. Москве от 07.09.2004 N 24-11/57756, УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 N 16-15/126829).

Поэтому в данной ситуации в пятидневный срок со дня оформления акта об оказании услуг организация-исполнитель должна будет выставить в адрес заказчика счет-фактуру с указанием в строке 1 порядкового номера и даты фактического составления этого счета-фактуры (пп. «а» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Бухгалтерский учет

Согласно п. 5 ПБУ 22/2010 ошибка отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка.

С учетом изложенного, а также положений Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, полагаем, что в месяце выявления ошибки (в августе или в сентябре 2016 года) организации-исполнителю следует сделать следующие записи в своем бухгалтерском учете:

Дебет 62 Кредит 90

— отражена выручка от оказания услуг, ошибочно не отраженная во II квартале;

Дебет 90 Кредит 68

Налог на прибыль организаций

Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года (ст. 285 НК РФ).

Официальные органы со ссылкой на п.п. 1, 2 ст. 249, п. 3 ст. 271, п. 1 ст. 39 НК РФ неоднократно разъясняли, что доход от реализации услуги определяется на дату ее фактического потребления заказчиком (дату фактического оказания услуги) (смотрите, например, письма Минфина России от 27.05.2015 N 03-03-06/1/30408, УФНС России по г. Москве от 23.12.2009 N 16-15/136075, от 07.07.2008 N 20-12/064119).

В определении ВАС РФ от 08.12.2010 N ВАС-15640/10 было указано, что для определения момента учета операций по реализации услуг и признания дохода от их оказания правовое значение имеет дата фактического оказания этих услуг (определяемая исходя из момента исполнения обществом перед заказчиком принятых на себя обязательств), а не момент подписания акта, который в последующем лишь фиксирует информацию об уже оказанных услугах.

При этом для целей налогообложения прибыли при определении понятия ошибки следует руководствоваться положениями ПБУ 22/2010 (п. 1 ст. 11 НК РФ, письма Минфина России от 13.04.2016 N 03-03-06/2/21034, от 04.11.2014 N 03-03-06/1/62348, от 17.10.2013 N 03-03-06/1/43299, от 13.08.2012 N 03-03-06/1/408).

В этой связи неотражение выручки от оказания услуг для целей налогообложения в периоде их оказания, то есть по итогам полугодия 2016 года, вследствие ошибочного неоформления акта об их оказании признается ошибкой и для целей главы 25 НК РФ.

Абзацами вторым и третьим п. 1 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения

ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Из приведенных положений п. 1 ст. 54 НК РФ следует, что перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в одном из двух случаев (письма Минфина России от 22.05.2015 N 03-03-06/1/29540, от 23.04.2014 N 03-02-07/1/18777, от 17.10.2013 N 03-03-06/1/43299, от 13.08.2012 N 03-03-06/1/408, от 30.01.2012 N 03-03-06/1/40, от 18.01.2012 N 03-03-06/4/1, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.06.2015 N Ф07-3463/15 по делу N А52-1261/2014, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2014 N Ф02-1184/14 по делу N А78-7833/2013), а именно:

— при невозможности определения периода совершения ошибок (искажений);

— когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Согласно абзацу первому п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей.

В рассматриваемой ситуации период возникновения ошибки определен (апрель 2016 года), а допущенная ошибка не привела к излишней уплате налога. Напротив, эта ошибка привела к занижению суммы авансового платежа по налогу на прибыль, подлежащей уплате по итогам полугодия (абзац второй п. 2 ст. 286 НК РФ). В этой связи полагаем, что для исправления допущенной ошибки в периоде ее выявления основания отсутствуют и организации следует представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2016 года*(1).

Реализация услуг на территории РФ признается объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Налоговый период для целей главы 21 НК РФ устанавливается как квартал (ст. 163 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации организация-исполнитель в налоговом периоде оказания услуг (во II квартале 2016 года) не предъявила заказчику сумму НДС и, как следствие, занизила налоговую базу за этот налоговый период и сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам этого налогового периода (п. 1 ст. 154, п. 1 ст. 167, п. 1 ст. 168, п. 1 ст. 174 НК РФ).

Соответственно, в силу абзаца первого п. 1 ст. 81 НК РФ организация-исполнитель обязана представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за II квартал 2015 года.

В соответствии с п. 5.1 ст. 174 НК РФ в налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.

рации в книге продаж подлежат составленные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС в соответствии с НК РФ.

В книге продаж регистрируются счета-фактуры независимо от даты их выставления покупателям и от даты их получения покупателями, а также иные документы, перечисленные в настоящем документе.

При необходимости внесения изменений в книгу продаж (после окончания текущего налогового периода) регистрация счета-фактуры (в том числе корректировочного) производится в дополнительном листе книги продаж за налоговый период, в котором были зарегистрированы счет-фактура, корректировочный счет-фактура до внесения в них исправлений.

При этом Правилами ведения книги продаж не урегулирован вопрос регистрации в дополнительном листе книги продаж счетов-фактур при обнаружении продавцом в текущем налоговом периоде отсутствия факта регистрации счетов-фактур за истекшие налоговые периоды.

В периоде до вступления в силу постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 ФНС России рекомендовала в таких ситуациях (письмо от 06.09.2006 N ММ-6-03/896@) зарегистрировать счет-фактуру в дополнительном листе книги продаж истекшего налогового периода и к показателям строки «Итого» дополнительного листа книги продаж прибавить показатели зарегистрированного счета-фактуры.

Представленные разъяснения не противоречат действующим в настоящее время Правилам ведения книги продаж, поэтому считаем их применимыми и в рассматриваемой ситуации.

Таким образом, полагаем, что в данном случае организации-исполнителю следует зарегистрировать выставляемый в III квартале 2016 года счет-фактуру в дополнительном листе книги продаж за II квартал 2016 года и представить в налоговый орган уточненную декларацию за этот налоговый период.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет выручки от оказания услуг;

— Энциклопедия решений. Составление акта по договору возмездного оказания услуг;

— Энциклопедия решений. Сроки выставления счетов-фактур;

— Энциклопедия решений. Дополнительный лист книги продаж.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Гусев Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Источник

Правила учета опоздавших документов

Наверняка каждый бухгалтер хоть раз получал документы с опозданием: по вине забывчивого контрагента либо из-за халатности работников самой организации. Нужного документа нет – это факт. И от бухгалтера в этой ситуации требуется оценить «масштаб проблемы» и принять верное решение. Как поступить в этой ситуации, не нарушая требований действующего законодательства?

что делать если акт выполненных работ отразили не вовремя. Смотреть фото что делать если акт выполненных работ отразили не вовремя. Смотреть картинку что делать если акт выполненных работ отразили не вовремя. Картинка про что делать если акт выполненных работ отразили не вовремя. Фото что делать если акт выполненных работ отразили не вовремя

Бухгалтерские «табу»
Начнем с бухгалтерского учета. В соответствии с требованиями статей 8 и 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» до тех пор, пока вы не располагаете первичными документами, подтверждающими хозяйственную операцию, у вас нет оснований отражать ее в бухгалтерском учете.
Обнаружив документ с опозданием, необходимо руководствоваться пунктом 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (утв. приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н). Из содержания этого пункта вытекают сразу три бухгалтерских правила.
Правило 1. Пропущенные операции в пределах одного и того же отчетного периода записывайте в месяце их обнаружения.
Если вы обнаружили, что неверно отражены хозяйственные операции (документы поступили с опозданием) текущего периода до окончания отчетного года, исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного периода, когда выявлены искажения.
Правило 2. Забытые операции года, за который еще не представлена отчетность, датируйте декабрем.
Когда о пропущенной хозяйственной операции стало известно в отчетном году после его завершения, но годовая бухгалтерская отчетность еще не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями декабря года, за который подготавливается к утверждению и представлению годовая бухгалтерская отчетность.
Правило 3. Прошлогодние пропущенные операции отражайте в текущем периоде.
Если обнаружили в текущем отчетном периоде, что хозяйственные операции неправильно отражены на счетах бухгалтерского учета в прошлом году, исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год (после утверждения в установленном порядке годовой бухгалтерской отчетности) вносить не нужно.
Более того, изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных (п. 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, далее – Положение). В пункте 80 Положения конкретизируется механизм отражения в бухгалтерском учете прибыли или убытка прошлых лет, выявленных в отчетном году. Так, если прибыль или убыток выявлены в отчетном году, но относятся к операциям прошлых лет, они должны включаться в финансовые результаты организации отчетного года.
Чтобы исправить ошибки прошлых лет, выявленные в текущем году, в бухгалтерском учете используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Таким образом, в бухгалтерском учете ошибки исправляются в том периоде, когда обнаружены.

Внимание!
В настоящее время существует проект отдельного Положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 22/2009 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», разработанный Минфином России еще в конце прошлого года. Проект предполагает, что все ошибки необходимо делить на существенные и несущественные, а порядок их исправления в бухгалтерском учете будет зависеть от момента, когда они выявлены, и уровня существенности. Информацию в отношении существенных ошибо, предшествующих отчетных периодов, выявленных в отчетном периоде, необходимо будет отражать в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности организации. Однако в настоящее время данное ПБУ не принято, а значит исправлять ошибки в бухгалтерском учете необходимо по действующим ныне правилам.

Налоговые правила
Не так просто отразить операцию по опоздавшему документу и в налоговом учете. Продолжим список правил учета опоздавших документов…
Правило 4. Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.
Если вы обнаружили документ с опозданием, расходы можно отнести в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, но только того отчетного (налогового) периода, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). Это, безусловно, приведет к необходимости представлять уточненные налоговые декларации за тот период, которым датирован документ.
Некоторые бухгалтеры ошибочно полагают, что, получив документ, датированный прошлым отчетным периодом, в текущем подавать «уточненку» не нужно. Ведь все события происходят в рамках одного налогового периода и, независимо от того, когда будут учтены расходы или доходы по году, сумма налога на прибыль будет правильной. Это неверно. Следует напомнить, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым как налоговым, так и отчетным периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде Налоговый кодекс требует провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором совершены указанные ошибки (искажения) (п. 1 ст. 54 НК РФ).
Кроме того, пункт 1 статьи 54 и пункт 1 статьи 81 Налогового кодекса обязывают налогоплательщика подавать уточненную декларацию, если налог к уплате по ней был занижен, и дают право представить «уточненку», если такого занижения не произошло. Следовательно, если вы воспользовались этим правом и решили не подавать корректирующую декларацию, вы добровольно попрощались с частью расходов.
Конечно же, переплачивать налог не хочется, но и подавать «уточненку» тоже не лучший вариант – это привлечет внимание налоговых инспекторов. К чему может привести такой ход рассуждений, покажем на примере.

Пример
Бухгалтер получил акт об оказании услуг с опозданием на год. Решая не привлекать пристального внимания инспекторов и не представлять уточненную декларацию, он, казалось бы, нашел выход: пункт 2 статьи 265 Налогового кодекса дает возможность учесть в составе внереализационных расходов убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде. Более того, в декларации по налогу на прибыль организаций (утв. приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н) для таких затрат отведена отдельная строка 301 Приложения № 2 к листу 02.
Однако такие рассуждения являются неверными. Объясним почему.
Акт об оказании услуг – документ, в котором указана конкретная дата составления. Следовательно, период возникновения затрат определен. Расходы, которые подтверждены первичными документами и относятся к предыдущим отчетным (налоговым) периодам, в составе убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в отчетном (налоговом) периоде, по строке 301 Приложения № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль не отражаются, поскольку имеют дату возникновения (п. 7.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утв. приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. №54 н).

Подобные ситуации достаточно часто являлись предметом судебного разбирательства. И судебная практика в отношении налогоплательщиков неоднозначна.

Арбитражная практика
Налогоплательщик отразил в декларации по налогу прибыль организаций убытки прошлых лет, выявленные в текущем отчетном периоде.
Решения в пользу налогоплательщиков:
постановления ФАС Московского округа от 16 января 2008 г. № КА-А40/13948-07 по делу № А40-76807/06-142-512; от 11 марта 2009 г. № КА-А40/1255-09 по делу № А40-32554/08-129-101; от 31 мая 2006 г. № КА-А40/4822-06 по делу № А40-55283/05-90-425
Решения в пользу налоговых органов:
постановления ФАС Уральского округа от 9 января 2008 г. № Ф09-10856/07-С3 по делу № А76-6072/07, ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2007 г. № А56-14502/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26 ноября 2007 г. № А19-9257/07-57-Ф02-8708/07, ФАС Волго-Вятского округа от 1 марта 2006 г. № А11-5827/2005-К2-24/239, ФАС Северо-Западного округа от 08 ноября 2006 г. № А21-7106/2005).

Однако, Высший Арбитражный Суд РФ в постановлении от 9 сентября 2008 г. № 4894/08 вынес однозначный вердикт: положения подпункта 1 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса следует применять в текущем налоговом периоде только в случае, когда период возникновения расходов, понесенных налогоплательщиком, неизвестен. Во всех других случаях расходы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, отражать в налоговом учете следует по требованиям статей 54 и 272 Налогового кодекса. С выходом данного постановления шансы отстоять свою правоту у налогоплательщиков значительно уменьшились.
Правило 5. Не пытайтесь уйти от «убыточной» декларации.
Случается, при сдаче «убыточных» деклараций по налогу на прибыль налоговики рекомендуют уменьшить суммы отраженных в декларации расходов, дабы превратить убыточную декларацию в «безубыточную». Ни для кого не секрет, что проблема отражения в декларации понесенных убытков с недавних пор стоит очень остро и зачастую бухгалтеры следуют неофициальным рекомендациям – не показывают часть затрат в одном отчетном периоде в надежде на то, что в следующем выручка позволит и расход показать, и получить прибыль.
Однако следует помнить о порядке определения суммы расходов на производство и реализацию, который установлен статьей 318 Налогового кодекса.
Если вы применяете метод начисления, все расходы отчетного периода должны подразделяться на прямые и косвенные. Конкретный перечень расходов определяется налогоплательщиками самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода только по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 Налогового кодекса (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Косвенные расходы на производство и реализацию, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме будет относиться к расходам текущего отчетного (налогового) периода. Поэтому нельзя их переносить из одного отчетного периода в другой, даже если подтвердите факт получения первичных документов с опозданием. Налоговый кодекс такой возможности не дает. Эти расходы организации до получения доходов от деятельности формируют убыток текущего отчетного (налогового) периода.
Если вы намеренно не показываете расходы в одном отчетном периоде, то в следующем вам необходимо подать уточненную декларацию за период, к которому относятся эти затраты, и, как следствие, признать убыток. Возникает замкнутый круг… Поэтому, принимая решение о переносе части расходов в более «благополучную» декларацию, вы должны понимать, что, скорее всего, они будут потеряны.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *