что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес

Тупая пиза

что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть картинку что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Картинка про что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес

Речь пойдет о международной системе оценок знаний и умении их применять на практике.

Позавчера Кисилёв в вечернем выпуске “порадовал” нас тем, что московские школьники успешно справляются с тестами PISA. Это международный критерий оценки успешности даваемых знаний в разных странах.

Наша страна принимала участие в тестировании с начала 2000-х годов, и всегда болталась где-то по серединке, уступая ведущим “мозгам” мира.

Каким то чудным образом этот тест приняли как лакмусовую бумажку и стали выводить рейтинги престижа образования. Соответственно напрашивается вопрос: что это за тест? Так ли он хорош, чтобы им оценивать образование во всех странах мира одной гребенкой?

Как у любого физика может возникнуть вопрос: а как вы мерите и чем, что получаете такие результаты?

Кто успел ввести PISA в абсолют и пытается под него подстроить нашу систему образования? А самое главное: нужно ли?

Я не поленилась и почитала https://www.hse.ru/data/2011/02/21/1208561931/PISA2009.pdf

Автор очень хорошо описал систему мониторинга по странам системой PISA, дает прекрасное описание терминов: читательская грамотность, функциональность текста, умение использовать текст в ситуации и т.д. и т.п. И с его слов вроде все так замечательно в системе PISA. НО!

Когда я дошла до приложения, где рассматривалось три примера по тесту, у меня волосы зашевелились на голове.

На сколько плоские вопросы и плоские ответы. При чем по каждому вопросу, по логике вещей можно выбрать два или три ответа. И я по каждому ответу могу обосновать правильность его выбора. Дайте мне только живого оппонента. Но нет же, строгая система не даёт возможности маневра. Т.е. я могу сделать вывод, что она сужает мышление.

Все должны подстроиться под логику мышления составителя текста! Айайай, как не субъективно. И они нас еще чему-то учат..

Давайте скажем прямо: страны, лидеры по системе PISA, это страны с узким мышлением. Торговля – да, юриспруденция – да, оператор на конвейерной линии – да, ну и все. А для кого еще? На кого еще рассчитана эта система?

Вот вопрос: что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем, как поднялся занавес?

Ответ принимается (оценка – один балл) Упоминается ужин или шампанское. Может содержаться пересказ или прямое цитирование текста. Они только что поужинали и выпили шампанское. “Мы только что покинули обеденный зал, где изумительно поужинали”. [прямое цитирование] “изумительный ужин и выпили две бутылки шампанского”. [прямое цитирование] Ужин и вино. Ужин. Пили шампанское. Ужинали и пили. Они были в обеденном зале.

Это все равно что спросить у прочитавшего “Войну и Мир” только один вопрос: сколько сражений описывал автор?

Представьте прочитать все четыре тома для того, чтобы посчитать количество описанных сражений.

Или в какое время суток Катерина произнесла: “Почему люди не летают как птицы?” Да какая разница? Суть и функция текста не в этом.

И это понимается функциональность текста? Моему возмущению нет предела! А как же смысл, суть? А умение понимать между строк? Уловить настроение автора. Что автор хотел сказать? Чему учит данный текст?

PISA тест не настроен на то, чтобы определить, понял ли читатель сути написанного. Там идёт тупое ковыряние в словах, в декодировании. Приехали. Без сути, без смысла, без эмоций.

Подчеркну ТУПОЕ! Примитивное до ужаса, до паники..

Любой психолог, преподаватель, обычная мать вам скажет, что когнитивное восприятие лучше развивается в параллель с эмоциональным. Чем больше переживаний (сочувствие, сострадание, сопереживание), тем ярче умение запоминать и пользоваться знаниями. Где в тесте PISA эмоции? Их нет!

Кто у нас не переживал в школе за Герасима и Муму? Самый отъявленный двоечник и то знал, что собачку жалко, но Герасим не подлец! В PISE нет этого. Нет там человеческого..

Вспомните, как мы функционально пользовались текстами на литературе, да мы сочинения в пол тетради писали, отвечая на один вопрос, цитируя и автора и его критиков. А в тут: выберите один из четырех ответов, хаха..

БЕЗОПАСНОСТЬ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ Взгляните в таблицу, озаглавленную «Если вы пользуетесь мобильным телефоном…» Какую идею пытается донести до вас эта таблица?

A. Использование мобильных телефонов не представляет опасности.

B. Доказан риск использования мобильных телефонов.

C. Есть такой риск или нет, а меры предосторожности не помешают.

D. Есть такой риск или нет, а пользоваться мобильным телефоном не стоит, пока мы не знаем этого наверняка.

E. Инструкции в колонке «Советуем» адресованы тем, кто всерьез опасается, а колонка «Не советуем» адресована всем остальным.

Я не знаю, как устроенны мозги составителя этого теста. Но они явно ущербны, потому что я под каждым из этих ответов могу дать сочинение на пол тетради с обоснованиями, что до меня хочет “донести” таблица.

Ну если у них таблицы доносят.. о чем можно вообще говорить?

Я одного понять не могу, у нас не кому составить международный критерий оценки знаний?

Наверное мне придётся, раз больше некому.

Любовь Николаевна специально для Русской Силы.

Источник

Презентация и обсуждение первых результатов международной программы pisa-2009

что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть картинку что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Картинка про что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавесчто делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть картинку что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Картинка про что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавесчто делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть картинку что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Картинка про что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавесчто делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть картинку что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Картинка про что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавесчто делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть картинку что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Картинка про что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавесчто делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть картинку что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Картинка про что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавесчто делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть картинку что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Картинка про что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавесчто делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Смотреть картинку что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Картинка про что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес. Фото что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем как поднялся занавес

Что делали персонажи пьесы непосредственно перед

И ТОЛЬКО ТЕАТР. ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 3.

Формат текста: Сплошной.

Тип текста: повествование.

Читательское умение: найти и извлечь информацию из текста.

Цель вопроса: Найти упоминания о действии, имевшем место до начала событий в пьесе.

Форма вопроса: свободный ответ.

Трудность: 730 баллов по 1000-балльной шкале. 6 уровень сложности (из 7 возможных).

Ответ принимается (оценка –

или шампанское. Может содержаться пересказ или прямое цитирование

Они только что поужинали и выпили шампанское.

“Мы только что покинули обеденный зал, где изумительно поужинали”

“изумительный ужин и

выпили две бутылки шампанского”

Они были в обеденном зале.

Ответ не принимается (оценка –

Дан неполный или неясный

неправдоподобный или не по существу.

гости в этом замке.

Они громко разговаривают за дверью. [Это часть первого действия, а не

часть, предшествующая действию.]

Благодаря им у Адама есть парадный костюм

и смокинг. [не непосредственно

перед событиями в тексте]

Приготовились выйти на сцену. [Относится к актерам, а не к героям.]

Происходит в замке на побережье Италии.

длинному (по стандартам этого теста) текстам; он описывает ситуацию, которая для

большинства 15-летних учащихся не принадлежит к их личному опыту, не

переживалась непосредственно. Место действия экзотическое – замок на побережье,

ситуация раскрыта лишь частично – через отдельные реплики диалога действующих

лиц. Хотя речь персонажей не переусложнена и близка к обычной разговорной, в ней

присутствует известная вычурность. Однако в наибольшей степени новизна

содержания текста определена абстрактной темой диалога: это утонченное, сложное

обсуждение отношений между жизнью и искусством, в частности – трудом

Названные сложности относятся ко всем вопросам к тексту «Театр – и только

театр». Что делает особо трудным данный вопрос – это высокий уровень требуемой

интерпретации понятий самого вопроса в отношении к сообщениям текста. «Что

делали персонажи пьесы непосредственно перед тем, как поднялся занавес» – для

того, чтобы выбрать необходимую единицу информации из целого ряда

конкурирующий, необходимо различать персонажей пьесы и актеров, исполняющих

роли этих персонажей. Практически любой читатель знает, что делают актеры перед

тем, как поднимается занавес, но вопрос относится не к реальной жизни, а к

вымышленным обстоятельствам жизни Гаэла, Турая и Адама, которые перешли в

гостиную (на сцене) после обеда. Различение реального и вымышленного мира

особенно трудно там, где именно это различение становится предметом обсуждения

персонажей на сцене.

Дополнительную трудность представляет то обстоятельство, что искомая

информация расположена в неожиданном месте. Сама формулировка вопроса

провоцирует поиск ответа в начале текста, тогда как ответ дается ближе к середине –

как мимолетное упоминание в реплике Турая (строки 85-89).

11% российских учащихся ответили на этот вопрос правильно

успешность по странам ОЭСР немногим выше – 13%. Относительно невысокое

число отказов от ответа указывает на то, что большинство учащихся приступили к

ответу, но не справились с ним. Они не смогли найти информацию, которая

сформулирована открытым текстом, но в неожиданном месте длинного текста, и

которую надо отличить от большого числа других единиц информации,

конкурирующих с искомой и выраженных гораздо более рельефно, акцентировано.

Число учащихся (в %), получивших разные оценки за ответ на вопрос 3 к

Источник

О тесте PISA-2009 где Россия заняла 41 место из 65

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Пример 1. Задание «Телекомьютинг»

Таким будет будущий мир

Только представьте, как было бы замечательно использовать «телекомьютинг» 1 – не выходя из дома переноситься на работу по электронным каналам и выполнять все свои обязанности с помощью компьютера или телефона! Больше не пришлось бы толкаться в битком набитых автобусах или поездах или тратить бесконечные часы на дорогу с работы и на работу. Вы могли бы работать, где вам заблагорассудится – только представьте себе, какие это открывает возможности!
Мария

Мир – на грани бедствия

Сокращение времени на поездку до работы и обратно и уменьшение энергетических затрат – несомненно хорошая мысль. Но такая цель должна быть достигнута за счет улучшения общественного транспорта или за счет того, чтобы рабочие места были приближены к местам проживания людей. Смелая мысль о том, что телекомьютинг станет частью образа жизни для каждого, приведет к тому, что люди будут все более разобщены. Неужели мы действительно хотим совсем утратить чувство принадлежности к человеческому сообществу?
Роман

«Телекомьютинг» – термин, введенный Джеком Нильсом в начале 1970-х годов для описания ситуации, в которой работники выполняют свою работу с помощью компьютера, расположенного не в центральном офисе, а, например, дома, и передают данные или документы в центральный офис по телефонным линиям.
————————-

Используйте текст «Телекомьютинг», представленный выше, для ответа на следующие вопросы.
Вопрос 1: ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ

Как соотносятся друг с другом тексты «Таким будет будущий мир» и «Мир – на грани бедствия»?

A. В них использованы разные аргументы для того, чтобы прийти к общему выводу.
B. Они написаны в одном стиле, но посвящены совершенно разным темам.
C. Они выражают одну и ту же общую точку зрения, но приходят к различным выводам.
D. Они выражают противоположные взгляды на одну и ту же тему.

—-
ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ. ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 1

Ситуация функционирования текста: деловая.
Формат текста: составной.
Тип текста: рассуждение.
Читательское умение: интегрировать и интерпретировать сообщения текста.
Цель вопроса: определить отношения между двумя короткими текстами дискуссионного характера.
Форма вопроса: выбор одного правильного ответа из четырех заданных.
Трудность: 537 баллов по 1000-балльной шкале. 3 уровень сложности (из 7 возможных).
Ответ принимается (оценка – один балл)
Выбор: D. Они выражают противоположные взгляды на одну и ту же тему.
Ответ не принимается (оценка – ноль баллов)
Другие ответы.

Комментарии:
46,5% российских учащихся ответили на этот вопрос правильно1. Средняя успешность по странам ОЭСР сопоставима с российской – 51,2%.

Вопрос 7: ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ
Какой вид работы будет труден для выполнения в условиях телекомьютинга? Приведите один пример. Обоснуйте свой ответ.

ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ. ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 7
Ситуация функционирования текста: деловая.
Формат текста: сплошной.
Тип текста: рассуждение.
Читательское умение: осмыслить сообщения текста
Цель вопроса: использовать собственные знания2 о деловой жизни взрослых людей для того, чтобы проиллюстрировать такой аспект темы прочитанного текста, который в самом тексте не обсуждается.
Форма вопроса: свободная.
Трудность: 514 баллов по 1000-балльной шкале. 3 уровень сложности (из 7 возможных).

>ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Ничитал, но асуждайу.

Кстати, какое отношение имеет вышеизложенное к читательской грамотности? А ежели папуасам выдать «Слово о полку Игореве» в оригинале и задавать по нему всякие интересные вопросы?

>46,5% российских учащихся ответили на этот вопрос правильно

Пример 3. Задание «Театр – и только театр»

ТЕАТР – И ТОЛЬКО ТЕАТР

Действие происходит в замке на побережье Италии.
АКТ ПЕРВЫЙ
Изысканно украшенная комната для гостей в очень красивом замке на берегу 5 моря. Справа и слева – двери. В центре сцены – декорация гостиной: диван, стол и два кресла. На заднем плане – большие окна. Звездная ночь. На сцене – полумрак. Когда занавес поднимается, за дверью 10 слева слышатся громкие мужские голоса. Дверь открывается, и входят трое мужчин в смокингах. Один из них тут же включает свет. Они молча подходят к столу и становятся вокруг него. Все 15 одновременно садятся. Гаэл в кресло слева, Турай – в кресло справа, Адам садится на диван – в центре. Очень долгое, почти неловкое молчанье. Усаживаются поудобнее. Потягиваются. Молчание. 20 Затем:
ГАЭЛ
О чем ты так глубоко задумался?
ТУРАЙ
Думаю о том, как трудно начать пьесу. 25 Представить зрителю всех главных героев сразу, с самого начала.
АДАМ
Полагаю, это трудно.
ТУРАЙ 30
Чертовски трудно. Пьеса начинается. Зал затихает. Актеры выходят на сцену и начинаются мучения. Проходит вечность, иногда целых четверть часа, прежде чем зрители начинают понимать, кто есть кто и 35 что тут происходит.
ГАЭЛ
Какой же ты странный. Неужели ты не можешь хоть на минуту забыть о своей профессии? 40
ТУРАЙ
Это невозможно.
ГАЭЛ
И получаса не проходит, чтобы ты не говорил о театре, актерах, пьесе. В мире 45 есть и другие вещи.
ТУРАЙ
Для меня – нет. Я – драматург. Это – мой крест.
ГАЭЛ 50
Нельзя до такой степени становиться рабом своей профессии.

ТУРАЙ
Рабом становишься, если постоянно не совершенствуешься. Третьего не дано. 55 Поверь мне, хорошее начало пьесы – не шуточное дело. Это одна из самых сложных проблем в сценическом искусстве – сразу же ввести всех действующих лиц. Давайте взглянем на 60 нас троих, на то, как разворачивается действие здесь и сейчас. Три джентльмена в смокингах. Представим, что они входят не в эту комнату в этом роскошном замке, а на сцену, когда 65 пьеса начинается. Им пришлось бы говорить на многие неинтересные темы, прежде чем стало бы понятно, кто они. Не было бы проще начать с того, что каждый встал бы и 70 представился? Встает. Добрый вечер. Нас трое и все мы гости в этом замке. Мы только что покинули обеденный зал, где изумительно поужинали и выпили две бутылки шампанского. 75 Меня зовут Шандор Турай, – драматург, уже тридцать лет пишу пьесы, это – моя профессия. Точка. А теперь твоя очередь.
ГАЭЛ 80
Встает. Меня зовут Гаэл, я – тоже драматург. Я тоже пишу пьесы, все они написаны в соавторстве с Тураем. Мы – известный писательский дуэт. На всех программках хороших комедий и 85 оперетт написано: авторы Гаэл и Турай. Естественно, это – тоже моя профессия.
ГАЭЛ и ТУРАЙ
Вместе. А этот молодой человек …
АДАМ 90
Встает. Этот молодой человек, если позволите, Альберт Адам, 25 лет, композитор. Я написал музыку для этих милых людей, для их последней оперетты. Это моя первая работа для 95 театра. Эти ангелы нашли меня, и теперь, с их помощью, я хочу стать известным. Благодаря им, меня пригласили в этот замок. Благодаря им, у меня есть парадный костюм и смокинг. Иными 100 словами, я беден и никому пока не известен. Помимо этого, я сирота, и меня воспитала моя бабушка. Она умерла, и я один в этом мире. У меня нет ни имени, ни денег.

ТУРАЙ
Но ты молод.
ГАЭЛ
И одарен.
АДАМ 110
И влюблен в солистку.
ТУРАЙ
Ты не должен был добавлять этого. Все в зале и так бы это поняли.
Все садятся. 115
ТУРАЙ
Ну, разве не проще вот так было бы начать пьесу?

ГАЭЛ
Если бы это было можно, писать пьесы 120 было бы очень легко.
ТУРАЙ
Поверьте мне, не так уж это трудно. Просто подумайте обо всем этом как о… 125
ГАЭЛ
Хорошо, хорошо, только не заводи снова разговор о театре. Мне уже надоело. Поговорим об этом завтра, если хочешь.

«Театр – и только театр» – начало пьесы венгерского драматурга Ференца Молнара.
Используйте текст пьесы «Театр – и только театр», приведенный на двух предыдущих страницах, для ответа на следующие вопросы. (Обратите внимание на цифры, которые даны слева от текста. Они обозначают номера строк и помогут вам найти ту часть текста, о которой говорится в вопросе.)

Вопрос 3: ТЕАТР – И ТОЛЬКО ТЕАТР R452Q03

Что делали персонажи пьесы непосредственно перед тем, как поднялся занавес?

ТЕАТР – И ТОЛЬКО ТЕАТР. ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 3.

Ситуация функционирования текста: личная.
Формат текста: Сплошной.
Тип текста: повествование.
Читательское умение: найти и извлечь информацию из текста.
Цель вопроса: Найти упоминания о действии, имевшем место до начала событий в пьесе.
Форма вопроса: свободный ответ.

Трудность: 730 баллов по 1000-балльной шкале. 6 уровень сложности (из 7 возможных).
Ответ принимается (оценка – один балл)

Упоминается ужин или шампанское. Может содержаться пересказ или прямое цитирование текста. Они только что поужинали и выпили шампанское. “Мы только что покинули обеденный зал, где изумительно поужинали”. [прямое цитирование] “изумительный ужин и выпили две бутылки шампанского”. [прямое цитирование] Ужин и вино. Ужин. Пили шампанское. Ужинали и пили. Они были в обеденном зале.

Ответ не принимается (оценка – ноль баллов)

Дан неполный или неясный ответ. Понимание материала неточное или ответ неправдоподобный или не по существу. Мы втроем – гости в этом замке. Они громко разговаривают за дверью. [Это часть первого действия, а не часть, предшествующая действию.] Благодаря им у Адама есть парадный костюм и смокинг. [не непосредственно перед событиями в тексте] Приготовились выйти на сцену. [Относится к актерам, а не к героям.] Происходит в замке на побережье Италии. Говорили о театре.

Источник

Поворотный пункт. Когда должен подняться занавес?

Когда должен подняться занавес? Когда он поднимается, ау­дитория хочет как можно быстрее узнать, что за люди на сцене, чего они хотят, почему они здесь оказались, каковы отношения между ними. Но в некоторых пьесах герои болтают ужасно долго, прежде чем мы поймем, кто они такие и чего хотят.

В «Георгии и Маргарите», посредственной пьесе 30-х годов, автор тратит 40 страниц на знакомство с семьей. Только на 46 странице мы встречаем намек на то, что одного из сыновей виде­ли входящим в комнату прислуги, затем эту тему оставляют. Се­мейная жизнь движется по накатанной колее. Все немного трону­тые, никому нет дела до других. И наконец на 82-й странице оп­ределенно говорится, что один из сыновей был в комнате горничной. Ничего серьезного, понимаете ли, – обычная интрижка. Хотя характеры хорошо выписаны – нечто вроде рисунка углем – мы не понимаем, что они делают на сцене, к чему стремятся? Пьеса оказывается просто тщательно написанным портретом семьи на от­дыхе. Изображать автор умеет, но чувство композиции у него отсутствует напрочь.

Незачем писать о человеке, который не знает, чего он хо­чет или хочет чего-то, но вполсилы. Даже если человек знает, чего хочет, но лишен внутренней или внешней необходимости достичь желаемого НЕМЕДЛЕННО, то он в пьесе будет только ме­шать.

Что заставляет героя начать череду событий, которые или вознесут или погубят его? Ответ один: НЕОБХОДИМОСТЬ. Что-то должно быть поставлено на карту, что-то безусловно важное. Если у вас есть один или несколько героев такого рода, ваш поворотный пункт обязательно будет хорош.

Пьеса должна начаться точно в тот момент, когда конфликт приведет к кризису.

Пьеса должна начаться в момент, когда жизнь по крайней мере одного героя достигла переломной точки.

Пьеса должна начаться с решения, которое предопределит конфликт.

Хороший поворотный пункт – это когда что-то жизненно важ­ное поставлено на карту в самом начале пьесы.

Начало «Царя Эдипа» – это решение Эдипа найти убийцу. В «Гедде Габлер» презрение Гедды к мужу – это хороший старт. Она так упорна в своем презрении, что она поднимается до решения быть недовольной всем, что бедняга делает. Зная характер Тесмана, мы интересуемся: сколько же он будет терпеть такое обращение. Сделает ли его послушным любовь к жене или он восстанет?

В «Антонии и Клеопатре» мы слышим, как солдаты Антония недовольны властью, которую Клеопатра забрала над их господи­ном, т. е. мы сразу видим конфликт между его любовью и его обя­занностями как руководителя. Они встретились на вершине его карьеры, оказалось, что это была переломная точка его карьеры. Он был обвинителем Клеопатры за ее поведение в войне с Брутом – но полюбил ее, пойдя тем самым против своих интересов, и интересов Рима.

В каждой хорошей пьесе занавес поднимается, когда хотя бы один герой достиг поворотного пункта своей жизни.

В «Макбете» военачальник слышит пророчество, что он ста­нет королем. Оно терзает его душу, пока он не убивает законно­го короля. Пьеса начинается, когда у Макбета просыпается жела­ние стать королем. (Поворотный пункт).

«Хороните мертвых» начинается, когда шесть мертвых солдат ре­шают не дать себя похоронить. (Поворотный пункт – на карту поставлено счастье человечества).

«Уборка комнат» Бореца и Мюррея начинается, когда хозяин отеля решает, что его зять должен оплатить счета театральной компании. (Поворотный пункт – его работа под угрозой).

«Они не умрут» Вексли начинается, когда шериф уговаривает двух девиц, что они должны обвинить парней из Скотсборо в из­насиловании. Девицы решаются на ужасную ложь, чтобы избежать заключения за разные провинности. (Поворотный пункт – на карту поставлена их свобода).

«Лилиом» Мольнара начинается, когда герой идет против своих хозяев и сходится со служаночкой. (Поворотный пункт – его работа под угрозой).

«Трагедия человека» Мадаха начинается, когда Адам наруша­ет свое обещание Господу и вкушает от запретного плода (Поворотный пункт – его счастье под угрозой).

«Фауст» Гете начинается, когда Фауст продает душу Мефистофелю. (Поворотный пункт – его душа в опасности).

«Караульный» Мольнара начинается, когда актер, влекомый ревностью, решает проверить верность своей жены, переодевшись караульным. (Поворотный пункт – это пункт, в котором герой должен принять ответственное решение).

ВОПРОС: Что такое ответственное решение?

ОТВЕТ: То, которое вызывает перелом в жизни героя.

ВОПРОС: Но есть ведь пьесы, которые начинаются иначе у Шиллера, например.

ОТВЕТ: Правильно. Мы говорили о пьесах, в которых движе­ние покрывает все пространство между двумя полюсами – между любовью и ненавистью, скажем. Между этими двумя полюсами много шагов. Вы вправе использовать только один, два или три шага в этом большом движении, но даже и тогда вам нужно иметь реше­ние, с которого можно было бы начать. Но в этом случае решение или подготовка не могут быть такими же стремительными, как при большом движении, которое охватывает, например, двадцать ша­гов. Загляните в главу о переходе и увидите, что перед решени­ем бывают сомнения, надежды, колебания и т. д. Если вы хотите написать пьесу вокруг перехода, используя это канунное состоя­ние души, вы должны развернуть эту подготовку к решению, уве­личить ее настолько, чтобы она стала видна и понятна аудито­рии. Но для такой пьесы необходимо превосходное знание челове­ческой натуры.

ВОПРОС: Написать ли мне такую пьесу?

ОТВЕТ: Ты сам должен оценить свою силу, свою способность справиться с проблемой.

ВОПРОС: Иными словами, ты мне не советуешь?

ОТВЕТ: Но и не отговариваю. Мое дело – рассказать тебе, как писать или оценивать пьесу. А тему ты выбирай уже сам.

ВОПРОС: Довольно-таки честно. Можно ли написать пьесу, которая была бы комбинацией подготовительного типа и типа немедленного решения?

ОТВЕТ: В великих пьесах есть какие угодно комбинации.

ВОПРОС: Давайте.проверим, правильно ли я понял. Мы должны начинать пьесу в момент решения, потому что в этот момент начинается конфликт, и у героев есть шанс раскрыть себя и посылку.

ВОПРОС: Поворотный пункт – это пункт решения или подго­товки к нему?

ВОПРОС: Хорошая оркестровка и единство противоположностей обеспечивают конфликт. Поворотный пункт начинает конфликт. Верно?

ОТВЕТ: Да. Продолжай.

ВОПРОС: Считаешь ли ты, что конфликт – это самая важная часть пьесы?

ВОПРОС: Почему Ибсен не начал свою пьесу, когда Нора была встревожена болезнью Хельмера и искала помощи? Ведь это был серьезный конфликт, когда она решилась подделать подпись.

ОТВЕТ: Верно. Но этот конфликт совершался внутри нее. Он был невидим. Не было антагониста.

ВОПРОС: Нет, был. Хельмер и Крогстад.

ОТВЕТ: Крогстад как раз больше всего хотел одолжить ей денег, потому что знал о подделке подписи. Он хотел, чтобы Хельмер был в его власти, и поэтому не чинил Норе препятствий. А Хельмер – это причина подделки, а не препятствие. Единствен­ное, чем он был в то время занят – это болезнь, которая и под­вигла Нору на подделку, но ибсеновский выбор поворотного пунк­та все равно неудачен. Ему нужно было начать пьесу, когда Крогстад стал нетерпелив и потребовал возврата долга. Это дав­ление на Нору раскрыло бы ее характер и ускорило бы конфликт. Пьеса должна начинаться с первой произнесенной фразы. Герои раскроются по ходу конфликта. Это плохая драматургия, когда сначала излагаются исходные данные, описывается обстановка, создается атмосфера, а потом уже начнется конфликт. При любой посылке и облике персонажей, первая же произнесенная фраза должна начать конфликт и неотвратимое движение к доказательст­ву посылки.

ВОПРОС: Как ты знаешь, я пишу одноактную пьесу. У меня есть посылка, характеры обрисованы и оркестрованы. Есть план, но все равно что-то не так. В пьесе нет напряжения.

ОТВЕТ: Что за посылка?

ВОПРОС: Отчаянье ведет к победе.

ОТВЕТ: Расскажите план.

ВОПРОС: Юный студент, весьма робкий, безумно влюблен в дочь юриста. Она его любит, но отца тоже уважает. Она дает юноше понять, что если он не понравится отцу, она за него не выйдет. Юнец встречается с отцом – большим насмешником, кото­рый издевается над беднягой.

ВОПРОС: Девица жалеет юнца и заявляет, что выйдет за него все равно.

ОТВЕТ: А каков поворотный пункт?

ВОПРОС: Девица убеждает юнца пойти к ней домой для встре­чи с родителем. Юнец против того, чтобы вмешивались родители.

ОТВЕТ: Что поставлено на карту?

ВОПРОС: Девица, конечно.

ОТВЕТ: Неверно. Если она ставит свое замужество в зависи­мость от одобрения отца, значит она любит не сильно.

ВОПРОС: Но это же переломная точка в их жизни.

ВОПРОС: Если папаша заартачится, они расстанутся, и их счастье будет под угрозой.

ОТВЕТ: Я не верю. Она нерешительна и поэтому не может быть причиной развивающегося конфликта.

ВОПРОС: Но это развивающийся конфликт. Юнец отказывается идти туда.

ОТВЕТ: Погодите, если я правильно помню, ваша посылка: «Отчаянье ведет к победе». Как вам известно, посылка – это план пьесы в свернутом виде. Напряжения нет, потому что вы за­были вашу посылку. Посылка говорит одно, а план – другое. В посылке чья-то жизнь поставлена на карту, а в плане этого нет. Почему бы не начать пьесу у девицы дома, когда юнец ждет при­хода папаши. Он в отчаянье и напоминает девице, в чем он ей поклялся перед поднятием занавеса.

ВОПРОС: А в чем он поклялся?

ВОПРОС: А что потом?

ОТВЕТ: Следуйте своему плану. Отец – страшный остряк и устраивает юнцу допрос третьей степени. Мы знаем, что мальчик в таком отчаянии, что покончит с собой, если потерпит неудачу. Его жизнь поставлена на карту и значит это – переломная точка. Все, что говорится папашей или юнцом, становится жизненно важным. Кроме того, поскольку юнец борется за свою жизнь, он мо­жет действовать непредсказуемо. Его робость может испариться перед лицом опасности, он перейдет в атаку и посрамит родите­ля. Девица поражена, перестает считаться с отцом.

ВОПРОС: Но разве он не может сделать это без угрозы по­кончить с жизнью?

ОТВЕТ: Может, но если я правильно помню, ты жаловался на нехватку напряжения.

ОТВЕТ: А не было напряжения потому, что ничто важное не было поставлено на карту. Поворотный пункт был выбран непра­вильно. В таком положении находятся тысячи парней. Одни быстро забывают о своем увлечении, другие делают вид, что подчинились родителям, и встречаются тайком. В любом случае ничто серьез­ное не под угрозой. О таких людях еще рано писать пьесу. А ва­ши любовники, напротив, очень серьезны. Мальчик по крайней ме­ре достиг переломного момента в своей жизни, он все поставил на карту, о нем стоит писать.

Даже если посылка хороша и хорошо оркестрована, без пра­вильного поворотного пункта пьеса будет вяловата, она будет вялой, потому что в начале ничто важное не поставлено на карту.

Вы конечно слышали старую поговорку: у каждой истории должно быть начало, середина и конец. Если у писателя хватит наивности принять этот совет всерьез, он попадет в беду. Если верно, что у каждой истории должно быть начало, тогда каждая история должна начинаться с зачатия героев и кончаться их смертью. Вы можете возразить, что это слишком буквальное пони­мание Аристотеля. Может быть, но многие пьесы не удались имен­но потому, что их авторы послушались этого указания.

«Гамлет» начался не с поднятия занавеса, а задолго до этого. Убийство уже было совершено, и дух убитого возвращается требовать справедливости. Таким образом, пьеса начинается не с начала, а с середины, уже после того, как было совершено гнусное убийство.

Можно возразить, сказав, что Аристотель имел в виду, что даже у «середины» должны быть начало и конец. Может быть, но тогда ему следовало выражаться яснее.

«Кукольный дом» начинается не с болезни Хельмера, не с попыток Норы достать денег, не с подделки векселя, не с выздо­ровления Хельмера, не во время долгих нориных стараний выпла­тить долг. Пьеса начинается с того, что Крогстад узнает о наз­начении Хельмера управляющим банка. Тогда Крогстад начинает шантаж – и пьесу.

«Привидения» начались не с ухода фру Альвинг от мужа, когда она предложила себя Мандерсу и молила его о помощи. Не с беременности регининой матери от капитана Альвинга. Не со смерти капитана. Пьеса началась, когда Освальд, сломленный ду­шевно и телесно, вернулся домой, и дух отца снова принялся преследовать семью.

Автор должен найти героя, который хочет чего-то так отча­янно, что больше не может ждать. Его нужды неотложны. И счи­тайте, что пьеса уже у вас в руках, если вы можете сказать, ПОЧЕМУ этот человек немедленно должен что-то сделать. А моти­вировка должна вырастать из того, что произошло ДО начала по­вествования. Повествование потому только и возможно, что оно вырастает из случившегося прежде.

Итак, ваш рассказ обязательно должен начаться с середины, и ни в коем случае – с начала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *