что делал боярин подавая царю какое либо прошение
Прошение
[«Не часто ль от того родится всем беда,
Чем тешиться хотят большие господа,
Которы нашими играют господами
Так точно, как они играть изволят нами?». Д.И. Фонвизин. «Послания к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке».]
Прошение
Царю-батюшке, Государю-надёже, Великому Князю Московскому и Всея Руси.
Ведаю, Царю-батюшка, что [«и твоя правда, и моя правда и везд; правда, а нигд; ея н;тъ»], однакож не могу молчать, видя несправедливость вопиющую. С теми мыслями и сочинил, намедни, вирш для тебя, Царю-батюшка, прочти его, может более скажет он о том, что я в прошении, от мыслей и чувств меня переполняющих, высказать тебе не смог.
ИзТочники:
Н.И. Новиков. «Отписки крестьянам и помещичий указ ко крестьянам». [1769]
А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». [1790]
А.С. Пушкин. «История села Горюхина». [1830]
В.И. Даль. «Пословицы и поговорки русского народа». 1861
И.И. Срезневский. «Глаголические памятники, сравнительно с памятниками кириллицы». [1866]
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города. Дикий помещик». 1870
А.Н. Энгельгардт. «Письма из деревни». 1874
Л.Н. Толстой. «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семёне-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах». [1885]
В.О. Ключевский. «Курс лекций по русской истории».
Л.В. Милов. «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса». [1998]
ГДЗ история России 7 класс Андреев, Данилевский Дрофа 2019-2020 Задание: §12 Кризис власти на рубеже XVI—XVII вв.
Стр. 96. Главный вопрос урока
Избрание Бориса Годунова царём стало началом объединения государства и общеcтва или шагом к гражданской войне?
На момент избрания Бориса Годунова, государство и так находилось в глубоком кризисе, который начался с опричных времен Ивана Грозного. Новый царь пытался сделать всё для того, чтобы преодолеть его и построить процветающее и могущественное царство. Однако из-за обстоятельств прихода к власти (впервые в истории России правитель избирался, а не получал трон по праву наследования) его положение всё же оставалось очень шатким, а катастрофический неурожай 1601–1603 гг. и последовавшие за ним голод и народные волнения только ухудшили ситуацию.
Стр. 97. Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Почему Борис Годунов отказывался от престола? Какие качества проявил Годунов в момент избрания царём?
Борис Годунов поначалу отказывался от предложенного престола с очень тонким расчётом. Он понимал, что положение избранного царя будет непрочным, поскольку в предыдущие времена правитель всегда получал власть только по наследству. Поэтому ему нужен был дополнительный аргумент для того, чтобы никто не усомнился в законности царствования Годунова. Таким аргументом стало специально организованное всенародное прошение.
В момент избрания царём Борис Годунов проявил такие важные для правителя и политика качества, как хитрость, изворотливость, дальновидность, осторожность и железную выдержку.
2. Как повёл себя патриарх Иов при избрании Бориса на царство?
Когда Борис Годунов демонстративно удалился в Новодевичий монастырь, Иов организовал шествие народа с настоятельной просьбой – не отказываться от власти и принять царский венец. Патриарх даже пригрозил в противном случае отлучить Годунова от церкви и прекратить службы. Только после таких «угроз» и «народных слёз», он согласился занять российский престол.
Стр. 98. Вопросы и задания к иллюстрации, карте, схеме
Опираясь на сюжет картины, составьте рассказ «Беседа Бориса Годунова с сыном».
– В наше время главное – это образование. Не может быть хорошего правителя с неуча и невежественного человека.
– Я и так являюсь образованным человеком. Получил много знаний. Владею многими языками, в том числе греческим и латынью. Могу прочитать любую древнюю рукопись. Или вести разговор с иноземными послами.
– А ты не спеши, сын мой. Если хочешь быть мудрым правителем, как твой отец, нужно быть немного терпеливым. Ты же хочешь стать хорошим царём?
– Конечно, отец мой. Хочу быть таким же мудрым и справедливым самодержцем, как ты. Однако всё же не понимаю, что ты хочешь мне сказать. При дворе меня и так называют самым грамотным человеком во всей России. Что ещё нужно?
– А разве ты не знаешь, что делает человека образованным? Что даёт ему знания?
– Книги, отец мой. Только книги. Книги – это источник знаний. Книги делают нас мудрее и заставляют быть нас лучше, чем мы есть.
– Твоими устами глаголет истина. И поэтому запомни, очень важную вещь. Чтобы быть мудрым самодержцем всячески поддерживай книжное дело. Никогда не жалей для этого денег. Чем больше книг будет напечатано, тем больше умных людей будет в нашем царстве, а значит государство будет богатым и процветающим.
– Я всё понял, милостивый отец. Если Господь явит милость свою, и я займу трон российский, то приложу всех усилий, чтобы распространить свет знаний среди своих подданных. Я буду открывать новые типографии, и щедро оплачивать труд их работников. А также буду закупать книги за рубежом. Обещаю, что при моём правлении Русь станет самым могущественным и самым развитым государством в христианском мире.
Стр. 98. Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Как изменился царский двор с избранием нового царя?
Борис Годунов стремился приобщить царский двор к европейской культуре и традициям. Он всячески стремился расширить торговые и культурные связи России со странами Европы. Именно он инициировал отправку молодых людей за границу для получения образования. Своеобразным примером для двора стал наследник престола – царевич Фёдор Борисович, который получил прекрасное образование и поддерживал тесные связи с иностранцами.
2. Почему царь считал своим самым опасным соперником Фёдора Романова?
Борис Годунов, заняв российский престол, в первую очередь, начал укреплять свою власть и устранять возможных конкурентов. Поскольку боярин Фёдор Романов приходился двоюродным братом покойному царю Фёдору Ивановичу, поэтому у него тоже были серьезные права на престол. Тем более, что в 1598 г. на Земском соборе его кандидатура рассматривалась наравне с Борисом Годуновым. Соответственно для нового царя именно Романов представлял наибольшую опасность, поскольку вокруг него в любой момент могли объединиться те представители знати, которые считали Годунова выскочкой, недостойным занимать царский трон.
Стр. 99. Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Как царь и знать отозвались на народное бедствие?
Борис Годунов дал указание о том, чтобы народу бесплатно выдавали хлеб из царских запасов. Однако ситуацией воспользовалась знать (приказные люди) и начали наживаться на народных бедах. Хлебными спекуляциями занимались даже некоторые монастыри. В результате цены на хлеб выросли более, чем в 20 раз.
2. Чем, по мнению многих людей, был вызван голод?
Большинство людей находили объяснение неурожаю и голоду божественным промыслом и карой Господа. Особенно популярным стало мнение, что Бог наказывает простой народ за грехи Бориса Годунова, который якобы незаконно занимал российский престол.
Стр. 101. Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Как череда неурожайных лет повлияла на ситуацию в стране?
Неурожай и великий голод 1601–1603 гг. довели до обнищания большинства населения России. У доведенных до отчаяния людей исчезал любой страх перед Богом и его заповедями, и поэтому они готовы были нарушать существующие законы и запреты.
2. Вспомните, чем поместье отличалось от вотчины. Почему помещики мечтали о превращении поместий в вотчины?
Боярская вотчина отличалась от дворянского поместья, прежде всего, порядком получения земельного надела. Вотчина передавалась по наследству (от отца или других родственников) и считалась личной собственностью владельца. Он мог продать, подарить или завещать земельный надел без каких-либо условий и ограничений. Владельцы поместий получали землю от царя (ранее – от великого князя) в качестве награды за службу в государевом войске. Помещик не имел права продать или подарить полученный земельный надел, а его передача по наследству была невозможна без специального разрешения государя.
Помещики давно мечтали о превращении поместий в вотчины потому, что в таком случае их земельные наделы превращались в личную собственность, которую никто не мог у них отобрать. Помещики получили бы право самостоятельно распоряжаться своим имуществом без каких-либо условий и разрешений.
Стр. 101. Вопросы и задания в конце параграфа
1. Прочитайте эпиграф:
1) Почему Борис Годунов после избрания царём обратился к императору Священной Римской империи Рудольфу II? Какое доказательство законности своей власти он привёл?
По моему мнению, вскоре после избрания на престол Борису Годунову нужно было продемонстрировать правителям европейских государств то, что он и только он является законным правителем России. Новому царю нужно было добиться, чтобы другие монархи, в том числе и император Священной Римской империи, восприняли его как равного себе. В качестве доказательства законности своей власти, Борис Годунов ссылается на то, что именно русский народ захотел видеть его самодержцем.
2) Все ли перечисленные царём общественные группы поддержали его избрание?
То, что говорил Борис Годунов, было откровенным преувеличением. Далеко не все общественные группы тогдашней России были его сторонниками. О крестьянах вообще говориться не приходится. Их мнения никто никогда не спрашивал, и их представителей не было на Земском соборе. К тому же не все представители боярской аристократии были довольны новым царем (тем более, в 1598 г., помимо Годунова, была выдвинута альтернативна кандидатура – Фёдор Романов, близкий родственник покойного царя). Опорой Годунова, скорее всего, было дворянство, привыкшее служить и подчиняться правителю, а также православное духовенство, возглавляемое патриархом Иовом.
2. Назовите экономические и политические причины Смуты. Подумайте, как они связаны с итогами царствования Ивана IV.
Экономические причины Смуты были более разнообразными. К ним можно отнести: разорение дворянских хозяйств вследствие опричнины и Ливонской войны, отмена Юрьева дня и начало закрепощения крестьянского сословия, и конечно же – усиление налогового бремени для податного населения. Ситуацию существенно усугубили противоречия между дворянами и боярами, которые состояли в стремлении служилых людей уровнять в статусе поместья и вотчины. Ну и вершиной всех бед стал катастрофический неурожай и голод 1601–1603 гг., который привел к массовому обнищанию населения и даже смерти сотен тысяч людей от голода и болезней. В поисках причин своих несчастий они всё чаще и чаще обвиняли власть, а точнее – лично Бориса Годунова.
3. Используя интернет-ресурсы, подготовьте сообщение на тему «История карты Фёдора Годунова».
Фёдор Годунов (1589 – 1605) был сыном и наследником царя Бориса Годунова. Он славился большой образованностью и начитанностью. Но прежде всего он вошел в историю как автор (или один из авторов) первой карты России, созданной русскими (карты, составленные иностранными картографами, появились ещё в XVI в.). Официально она называлась «Карта России и Московии». Датируется приблизительно 1600–1605 гг. Традиционно считается, что царевич Фёдор подготовил чертёж карты и передал его для публикации за рубеж. Непосредственно карта была напечатана уже после смерти автора, голландским картографом Гесселем Герритсом в 1613 г. в Амстердаме. Рисунки были вручную раскрашены акварелью. При этом, собственно, сам оригинальный чертёж до наших дней не сохранился.
Несмотря на ряд недостатков, характерных для всех карт того времени (искажение расстояний и масштаба), карта Фёдора Годунова довольно точно показывает территорию Российского государства в начале XVII в. Кроме того отдельной врезкой показан план тогдашней Москвы. Современные исследователи утверждают, что при составлении своей карты царевич использовал более ранние русские чертёжи (созданные в первой половине XVI в.), которые тоже не сохранились. В целом, значение карты Фёдора Годунова состоит в том, что она фактически дала старт развитию отечественной картографии.
4. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
1) неурожай и голод в России, обострение кризиса;
2) избрание Бориса Годунова царём.
Стр. 101. Главный вопрос урока
Избрание Бориса Годунова царём стало началом объединения государства и общеcтва или шагом к гражданской войне?
В. Разрушение государства началось при Иване IV. Любой правитель после смерти Фёдора Ивановича был обречён на правление в условиях кризиса. Неурожай и голод лишь осложнили положение Годунова.
Стр. 102. Вопросы и задания к документу
1. Почему автор документа обратил внимание на происхождение Бориса Годунова?
Автор документа специально обратил внимание на происхождение царя Бориса Годунова, чтобы подчеркнуть, что непрочность его положения и зависимость от дворянского сословия.
2. Как царь Борис пытался упрочить своё положение на троне?
Борис Годунов пытался упрочить своё положение на троне разными способами. Во-первых, он всячески старался поддерживать дружеские и союзнические отношения с многими иноземными монархами (например, с королём Дании и императором Германии) и даже присылал им богатые подарки. Во-вторых, Годунов играл роль царя, которого заботят проблемы всех подданных. Таким образом он хотел заручиться поддержкой широких народных масс.
mayor_pupkin
Василий Пупкин, майор
Прошение Царю-батюшке, Государю-надёже, Великому Князю Московскому и Всея Руси Владимиру III-му.
Царь-батюшка, государь-надёжа. Уж ты не прогневайся, Царю-батюшка, что вот запросто так в народе говорят: «въ простыхъ сердцахъ Богъ почиваетъ», подаю к тебе прошение моё, ибо доднесь мыкался я, с прошением моим, по всем истанцьям, к чинам государственным обращаясь, да токмо оные, в доставлении тебе прошения моего, ответствовали отказом. А думской боярин фёдоров грозился портки содрать и пороть нещадно розгами. Дума боярская, грозится за то меня от патешной палаты отлучить, и на ярмароках запретить народ потешать песнопениями.
По отчаянию мя страстотерпца, потому как надежды мои и упования мои, окромя тебя, ни на кого более нет. Гости же заграничны непотребства творят (потому как, с господами чиновными, барами да попами, при словесах их заграничных, чуть ли припадка не случается, поелику такое над ними влияние всё заграничное имеет, особливо, ежели что на бумажке начертают они с цифирями да письмом непонятным), народ твой развращают, гостеприимством им нами оказанным весьма злоупотребляя.
Осени же судом правым над «бесправием» меня постигшим, Государю-надёжа: очисти, Христа ради, имя моё от скверны сребролюбцев и христопродавцев. Разве многого прошу? Чтобы в мире все жили, по Правде и Справедливости, в поте лица своего, Хлеб добывали свой, сирот не забижали. Да Законы государственные бы уважали и были бы пред Ними равны все.
Царю-батюшка, челом бьет, Андрейка, игрец-домрачей.
Челобитная царю
Царю государю и великому князю Владимиру, Красному Солнышку, всеа Руси бьют челом холопи и сироты твои государевы – посадские людишки, торговые и цеховые, из многих твоих государевых разных городов, смерды из весей.
Милосердый государь царь и великий князь всеа Руси, пожалей нас, природных холопей и сирот твоих, або в великой нищете и в скудости пребываем.
За делами государевыми, ты, государь не ведаешь, что воеводы и вельможи твои сами богатеют и ленивеют, а царство Российское оскужают. На службу выезжают цветно и конно, да не на возках, а все норовят в каретах, сплошь неметских да англитских. Лгут Богу и государю, людишкам чинят превеликие тяготы и разоренье, обленивили, от слез и от крови христианской богатеют.
Судьи, тобой назначенные, судят лукаво, нечисто собирают и согрешают перед Богом и тобой бесчисленно. Судами своими неправыми все в пользу ведьмож да людишек подлых, чаем не без корысти, вконец разорили и торговые и цеховые сотни, и смердов из весей.
Мытари из Денежного приказу собирают сверх меры для царской казны, а пошлины выросли вдвое против прежнего. Платим пятинную деньгу, пошлину с любога промысла, ямские сборы, оброк с каждого двора и любога коня, подать с лавки, сборы-акцизы с зелена вина и табаку, тянем тягло с каждой ямы и шалаша… А сами мытари богатеют – где пошлют их собрать для царской казны 10 рублев, они и на царя возьмут 10 рублев, и на себя столько же. Делятся они с твоими вельможами, да с силовиками-сторожами, коих развел ты государь не меряно. А кто заплатить не может, у того описывают все приставы-вирники за копейки и печаловаться тут уж некому. А могут, вообще натравить на должника людишек лихих татей-коллекторов, эти накинутся на кровь христианскую аки голодныя псы, разорят до конца, и от полного захудания подаются должники в бега – скитаться по иным городам. А жонки и детишки их помирают с голода.
Царь государь, в прежние времена тезка твой Володимерь Всеволодич повелел нищему всяку и убогу приходити на двор княжеский и взимати всяку потребу в питье и яденье и деньгами-кунами от скотьничи-казны. Ныне же рази можно к тебе во двор за хлебом прийти? На площадь подасадовать и то нельзя выйти! Бьют, государь, даже за мысли таковые, бьют твои сторожа-силовики и опричники, бьют и батогами, и ногами, и ручкой меча, а потом тащат на суд воеводский или княжий. Ну, а там разговор короток – вира. Вот так князь всеа Руси есть захочешь, еще и должен будешь.
Великий царь государь князь всеа Руссии, велико царствие твое, окияном-море с трех сторон омывается, и народов тебе подчиняется великое множество. Живут они столетиями в мире и согласии. Только вот гордые инородные племена бродячие да кочевые превратились в оседлые по нашим христианским посадам. Дебелые и дерзостные, никогда кабалы не знавшие, в отличии от верных холопей твоих, теснят людишек посадских от торговых и цеховых дел. Заносят, видать, денег и воеводам и судейским, на том пользуются их благосклонностью и подряды царевы и волостные начисто забирают. Пошлин не платят, понеже торговать и ремесленничать товар могут вдвое дешевле. Удивительно сказать, царь государь, в торговых сотнях и рядах крещенного человека встретить за редкость покажется. Все сплошь магометане да иудеи. К людишкам посадским да весчанским заносчивы, к девкам и жонкам пристают, в случае отказу с их стороны, задирают им подолы. Ну, да с баб-то не убудет, но бьют и режут людишек мужеского пола инородцы до смерти. И искать защиты и правды не у кого. И сами они на бранном поле люты, и нападают ордой и оружно, и сторожа твои посадские смотрят присно в сторону, суд с инородцем на Руси всегда неправый, а бирючи твои после кажной поножовщины на улицах кричат, что де мол у татей племённости нет.
Царь государь, старец Филофей еще сказывал, Два Рима падоша, а Третий – Москва стоит, и Четвертому не быти. Так было великий князь, а ныне сбывается пророчество преподобного Лаврентия Черниговского, аже приходит время, когда и недействующие храмы будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. А как закончат все уже, наступит время, когда воцарится антихрист. Молитесь, чтобы Господь продолжил нам еще это время для укрепления, потому что страшное ожидает нас время. И видите, как все коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет. Там будет все сатанинское сборище. Так и произошло. Пустые стоят храмы. Настоятели, пастыри погрязли в роскоши, дворцов себе понастроили, ходят по рекам Руси, и не в стругах, а в ладьях заморских невиданных, по сто аршин в длину, по суше же сповадились ехать лишь на каретах, рессорного ходу аки у мирян вельможных. Поста не соблюдают, прелюбодействуют, грешат, противно Богу и тебе сказать, и с особями мужеского полу и с детьми. Нарукополагали в сан выкрестов, а те никогда не будут православными. Они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа, говорил Святитель Иоанн Златоуст. До душ паствы, им – нынешним пастырям дела нет. Озабочены лишь, чтобы идущие в храм, свечи из дому не прихватывали, а покупали тут же при храме. Сильно горюют о днях тех, когда им позволялось беспошлинно вести на святую Русь табак, да зелено вино. Нет у мирянина денег, не будет и крещения у детей его, не будет святой воды, причастия, некому будет прочесть даже молитву при его погребении. Вот как случилось великий царь государь.
Великий государь, двадцать два года ты правишь нами, холопями твоими, а вкупе с твоим отцом нареченным, царем Бориской, что кричал тебя на царство, и коего ты почитаешь безмерно, ставя ему храмы на Руси, уже четвертый десяток пошел. Обещано тобой было немало, и достаток, как у ляхов и немтсев, и хоромы каждому барские, и двадцать пять леодров ремесленных мест, и быть Руси пятой в мире по мощи, да что вспоминать! А стала Русь пустынею необитаемой, лишь кладбища растут, посады же и вески безлюдеют. Людишки подаются поближе к тебе, в Москву, чтобы прокормиться. А в сотне верст от стольного града, народишко уступил свои жилища диким зверям. Смрад от нечистот стоит, вывозимых из Москвы, не светом луны, а лесными пожарами озаряются ночи. Будто царь татарский, Батыга, только что по вверенной те Богом святой Руси прошел!
Молим тебя, великий царь государь, озвучь вконец план свой хитрый, не постичь нам холопям убогим, твоего светлого замысла. Али ты закаляешь народ свой к войне, где все мы, мученики, попадем в рай? Так не сходится, великий царь государь, сторожей и опричников вдвое-втрое больше дружины твоей! Значит враг средь нас, на святой Руси сидит? А сторожа и опричники твои лишь семинаристов безоружных, стариков и детишек гонять и бить зело горазды. А, коли бой придется принять с ляхом бронным али турком бешеным, против всякого чаяния, сраму не поимеют? А боевых холопей из ополчения собрать тебе, надежа царь не удастся. Не пойдут по воле сейчас людишки за тебя воевать.
А может ты, царь государь, решил нас всех в кабалу к свои ближникам да боярам записать? Чтобы приписаны были, отрабатывали барщину и платили оброк? И жонками нашими могли пользоваться благородные баре? Так яви божетскую милость, лучше какая-никакая определенность, чем смута ума без конца. И защита будет со стороны хозяина перед судами, мытарями да иноверцами. Да и жонок приструнить следует, пускай по домам сидят детишков-бастардов воспитывают.
Царь Государь, смилуйся!
Поданные твои из восьмидесяти твоих волостей.
Как встарину писали письма
Определяя письмо как «один из способов обмена мыслей и чувств», и с юмором заметив, что «письмо есть такое имя существительное, без которого почтовые чиновники сидели бы за штатом, а почтовые марки не были бы продаваемы», А.П.Чехов в рассказе «Новейший письмовник» наставлял: «Письма надлежит писать отчетливо и с разумением. Вежливость, почтительность и скромность в выражениях служат украшением всякого письма; в письме же к старшим надлежит, помимо того руководствоваться табелью о рангах, предпосылая имени адресата его полный титул: например – Ваше превосходительство, отец и благодетель, Иван Иванович».
– «Великому Государю, Царю и Великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу бьет челом холоп твой Фадейко Крыжевский. По твоему Великий Государь указу велено мне в селе Мигновичи на Литовском рубеже ведать Виленскую почту. Милосердный Великий Государь, Царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пожалей меня, холопа своего, вели Государь, меня на время отпустить к Москве для моих делишек, а почте без меня никакой задержки не будет, и о том вели, Государь, послать в Смоленск свою Государеву грамоту. Царь, Государь, смилуйся».
Значительно проще и менее выспренним был стиль семейных писем. Во Временнике Императорского Московского Общества истории и древностей российских напечатано несколько таких писем, одно из которых адресовано А.Н.Безобразову (стольник при царях Алексее и Федоре). При Петре был воеводой. Это письмо от его племянника начинается словами:
– «Государю моему дядюшке Андрею Ильичу племянничишка твой Васька Семенов челом бьет, многолетно, государь, здравствуй дядюшка, на многие лета и с тетушкою с Агафьею Васильевною и со всем своим праведным домом да пожалуй, государь, прикажи писать про свое многолетнее здоровье и про тетушкино».
Характерным для письма того времени было самоуничижение авторов, причем не только в обращении низших к высшим («холоп твой Фадейко»), но и между людьми, равными по положению. Уничижительными полуименами называли себя в письмах даже важнейшие особы. Так, например, князь Юрий Ромодановский писал князю Василию Голицыну: «Юшка тебе челом бьет». Жена князя Голицына подписывалась в письмах к своему мужу: «женишка твоя, Дунька, много челом бьет до лица земного». Боярин Кикин письмо Апраксину заканчивал словами: «раб Вашего Сиятельства Петрушка Кикин».
Кроме того, Петр повелел не бить челом и вместо холопов называться рабами. Чтобы ввести в переписку европейские нравы, он приказал в 1708 г. перевести с немецкого языка книгу «Приклады, како пишутся комплементы разные», в которой обращение к лицу на ты было заменено обращением на вы.
Вместе с усвоением при Петре Великом европейских нравов и обычаев изменялась и прежняя форма русского письма. Уже в 20-х годах XVIII столетия в частной переписке входит в обыкновение называть корреспондента без излишнего подобострастия – милостивый мой государь или просто милостивый государь и подписываться готовый к услугам, покорный слуга, раб послушный, слуга покорный и верный и тому подобное. Так, постепенно совершенствуясь, сформировался теперешний стиль письма, отвечающий требованиям времени и темпам современной жизни.
С той поры давно уже писание писем стало делом обыденным, привычным для всех слоев общества, выработались почти стандартные формы обращения к адресату и различные стили письма, в зависимости от его назначения и характера. Как написать деловое письмо, письмо любовное, письмо от мужа жене, отцу родному, церковному иерарху – ответы на эти и подобные вопросы можно было найти в пособиях и письмовниках. Когда не было ни пособий, ни письмовников, действовали традиции и неписанные правила.
Если в личной переписке нашего современника условности отброшены и к близким людям чаще всего обращаются со словами дорогая, дорогой, милый, любимый, то в официальном делопроизводстве формы письменного делопроизводства жестко регламентируются и образцы деловой переписки заложены в программы для компьютеров и многочисленные руководства.
(По материалам журналов «Почтово-Телеграфный журнал», «Почтово-Телеграфный вестник», «Почтово-Телеграфное эхо».)