что делает звукорежиссер на концерте
«За сценой»: Что скрывается за магией концерта
Когда на сцене любимая музыкальная группа, классический оркестр или модный диджей — это всегда невероятные эмоции и впечатления. Мощные трёхчасовые сеты или подборка любимых треков от артиста вживую звучат куда интереснее любой аудиозаписи.
Однако за выступлением, которое длится несколько часов, всегда стоит колоссальная работа. Поэтому сегодня нам бы хотелось приоткрыть завесу тайны и поглядеть, что происходит «за сценой». О том, как готовят рок-концерты — читайте в нашей статье.
Фото Gregory Coyes / CC
Рок-концерт — это не только выступление группы и пляшущая толпа фанатов. Это правильно настроенный звук, световое шоу и другие элементы оформления, которые зависят от фантазии организаторов (голограммы, лазеры, дым-машина и т. д.). Помимо этого, на рок-концерте есть множество других более мелких деталей и элементов, которые в совокупности делают мощное шоу.
Звук и звукорежиссёр
Именно этот человек является настоящей звездой любого рок-концерта. Люди этой профессии получают хорошие деньги, заводят связи со знаменитостями, и, по словам бывшего звукорежиссёра Джона Грейвса (Jon Graves), имеют раздутое эго и часто орут на техников и инженеров на площадке. Сам Грейвс очень долгое время работал звукорежиссёром: гастролировал с группами Metallica, Guns Т’ Roses, следил за звуком на US Festival в восьмидесятые. Он говорит, что если у звукорежиссёра ночь не задалась, она не задалась ни у кого.
Звукорежиссёр — это человек, который сидит в небольшой кабинке напротив сцены в центре зала за большим микшерным пультом. Он контролирует все звуки, которые идут с оборудования на сцене, сводя их воедино и обрабатывая более ста дорожек. На микшерном пульте у звукорежиссёра есть отдельные дорожки для каждого инструмента и микрофона. Например, если возле ударной установки стоит 12 микрофонов, то со своего пульта «звукач» может контролировать 12 дорожек, которые он микширует, подстраивая под конкретное помещение или площадку.
У групп, как правило, также есть студийные записи, которые звукорежиссёр может в любой момент подключить к живому выступлению (например, если у вокалиста была тяжёлая ночь, и он остался без голоса). Но то, что слышит аудитория концерта, — это одна сторона медали. То, что слышат музыканты, — это уже другая история. Для последних них на сцене установлены мониторы. Такое микширование — достаточно объёмная работа, поэтому отдельный инженер, который отвечает за мониторы, всегда находится сбоку от сцены.
Обычно в качестве мониторов используют колонки, которые направлены на музыкантов, но сейчас на крупных концертах у каждого из них есть наушник. Некоторым нравится использовать колонки, некоторым — наушники. Иногда группы просят использовать и то, и другое. Инженеру зачастую приходится создавать до 15 различных миксов за концерт, в соответствии со вкусами музыкантов и тем, как они предпочитают себя слышать.
Видеосопровождение
Видеосопровождение стало неотъемлемой частью концертного шоу. Зачастую фоновые видеовставки «вплетаются» в концерт так органично, что кажутся «живыми». При этом видеосопровождение потребляет гораздо больше электроэнергии, чем, например, световое шоу или звуковые системы. Редакторы собирают самые разные видеоэффекты и материалы, чтобы они соответствовали определённой песне, настроению или моменту выступления группы. Видео на бэкграунде может синхронизироваться с музыкой и светом при помощи MIDI или SMPTE.
Группа U2 полностью изменила представление о видеосопровождении концертов. Вместо того чтобы готовить материалы заранее, во время своего шоу «360» в 2009 они использовали трансляцию с 15 камер, установленных по периметру стадиона. Помимо этого, у группы было 120 гигабайт видео с прошлых концертов, которые также вставлялись в видеотрансляцию. Все эти видеозаписи были связаны либо с текущими событиями, либо с местными новостями города, в который приезжали U2.
Маркетинговый директор U2 Крис Рэтклифф (Chris Ratcliffe) рассказывал, что очень плотно сотрудничал с человеком, известным как Smasher, который создавал крутейшие видео за чашкой кофе и мог презентовать на большом экране в этот же день.
Во время тура «360» U2 выступали под огромным закруглённым экраном от британцев из фирмы Buro Happold. Сам экран весил 54 тонны, а его площадь составляла 400 кв. метров. В развернутом состоянии он занимал площадь в 1300 кв. метров и был высотой с семиэтажный дом.
Современные концерты не обходятся без светового шоу. Сценический свет расположен в разных точках зала – за него отвечает инженер-световик. Он контролирует цвет прожектора, уровень света и его движение с пульта, который находится рядом со звукорежиссёром – напротив сцены.
Старые пульты управления светом были обычной коробкой с кучей регуляторов. Такие пульты могут контролировать проекцию изображений, освещение сцены, видео и даже пиротехническое шоу. Управление происходит при помощи фейдеров, таким образом, инженер работает со светом в режиме реального времени.
Современное оборудование (например Jands Vista) позволяет полностью запрограммировать и автоматизировать работу. Программирование идёт на временной шкале, которая отображается на пульте управления или на мониторе инженера.
Эта временная шкала придерживается тех же стандартов – MIDI Show Control или таймкодов SMPTE – что используют звукорежиссёры. Поэтому синхронизировать их не составляет труда. Как правило, это делается с помощью цифровой рабочей станции (например Pro Tools). Таким образом, можно сделать так, чтобы внезапная яркая вспышка света совпала с внезапным гитарным рифом или кульминацией в песне.
Несмотря на автоматизацию процесса синхронизации света и звука, а также на программирование всех элементов шоу, звукорежиссёр не может просто так встать и выйти из-за пульта (чтобы, например, не случилось скандала, как с группой Milli Vanilli в девяностых, когда из-за сбоя аппаратуры выяснилось, что парни поют под фонограмму).
Оборудование для концерта
Чтобы иметь представление о том, какое количество оборудования используется [кстати, помимо домашнего звука мы начали работать с музыкальными инструментами и аппаратурой] во время проведения одного концерта, давайте взглянем на пример подобного списка:
Свет: пара консолей MA2 Lite и NPU для управления освещением (основной и резервный) с сервером, который управляет шестью столбами LC-панелей и стенкой со светодиодами. Освещение для гастролей состоит из 15 прожекторов Martin Vipers, 30 прожекторов Mac Aura XB и 15 прожекторов Clay Paky Sharp.
Звук: звукорежиссёр сидит за Digico SD10, звук мониторов микшируется на Digico SD5. Также имеется проводной монитор PSM600 для ударных и баса, беспроводной PSM 1000 – для всех остальных. Еще используются радиомикрофоны с Y-разъёмом, заведённые на два предусилителя: Shure UHFR-B58s используется для вокала, а KSM9s – для речитатива.
А еще дополнительный набор микрофонов для кика, гитар и там-тама. Radial J48 для бас-гитары, а также пара ATBP4073s и пара KSM32s.
Таймкоды
Во время проведения рок-концертов часто используются таймкоды. Например, для того чтобы в нужный момент запустить определённый эффект для гитары, установить уровень освещения и звука или пустить видео. Существует два типа форматов, которые обычно используются во время шоу: SMPTE и MIDI.
На пользовательском уровне большой разницы между ними нет, по сути, это уникальный временной штамп, который двигается вместе с аудиодорожкой и позволяет начать любое другое действие в полной синхронизации с музыкой. Крис Эверетт (Chris Everett) говорит, что таймкоды синхронизируют все элементы шоу с точностью до миллисекунды.
Однако стоит помнить, что таймкод не всегда может сработать корректно, и человек, который за него отвечает, должен уметь быстро устранить проблему – следить, чтобы шоу продолжалось. Таймкодинг — это интересно, но следует помнить, что полностью контролировать его нельзя, так как он зависит не только от инженера за пультом, но и от группы на сцене.
Правда здесь дополнительно стоит отметить, что синхронизировать свет, видео и музыку также можно и вручную: например, световик хорошо знает структуру мелодии и может угадать, в какой момент нажать нужную кнопку.
Работа
Планирование обычно начинается примерно за месяц до шоу. Продакшн-менеджер связывается с менеджерами всех групп, участвующих в концерте, чтобы убедиться, что у них будет всё необходимое. Менеджеры присылают свои райдеры и получают ответные предложения. Затем всё это утверждается инженером сцены и идёт в работу.
Монтаж начинается ранним утром. Команды рабочих, которые в основном набираются из местных подрядчиков, отвечают за инсталляцию света, сцены, приводов и другого оборудования, затем лезут на стропила и работают на крыше.
После того как монтажные работы завершаются, приходят группы и начинают проверять свет и звук. Когда свет вывешен, оборудование отстроено, начинается саундчек. Как только он проходит, у групп появляется немного свободного времени.
Открываются кассы, посетители начинают подтягиваться к площадке, ну а после шоу рабочие сразу же начинают демонтаж, который проходит гораздо быстрее, чем установка сцены. В зависимости от размеров, на разбор уходит три – четыре часа.
Можно только представить уровень сложности подготовительных работ для проведения классических концертов. Установка площадки может занимать целую неделю, а за время монтажа сотрудники пройдут десятки тысячи шагов.
Королевский филармонический оркестр состоит из 81 инструмента, светового пульта, стойки микрофона и подиума для дирижёра. Позади оркестра ставят два огромных экрана. В этом году более 10 тысяч человек посетили концерт, и ещё около тысячи расположились на VIP-местах. VIP-гости, кстати, потребляют более сотни бутылок шампанского за концерт.
Перед выступлением гостям показывают авиашоу с участием Spitfire 1940 года выпуска, которые длится восемь минут. А завершает концерт грандиозный фейерверк под увертюру Чайковского «1812 год», в сопровождении пушечных залпов и более тысячи выстрелов салютов. Чтобы окрасить небо в цвета радуги, используется два километра кабеля.
Организация грандиозного концерта – это тяжелая работа, в которой принимает участие огромное количество людей: от звукорежиссера до разнорабочего. Каждый из них вкладывает частичку себя в готовящееся выступление группы, чтобы зритель мог в полней мере насладиться шоу.
Что делает звукорежиссер на концерте
Живой Звук|Звукорежиссер Белых Никита запись закреплена
Задачи и аспекты работы концертного звукорежиссера.
Этой небольшой статьей я бы хотел подитожить цикл заметок по организационным вопросам концертного звука, объединить некоторые элементы и привести к более научному и серьезному виду.
Очень прошу, при желании разместить эту заметку-делайте репост с моей страницы, в случае невозможности или желания разместить ее на сторонних ресурсах-делайте ссылку на авторство.
В задачи концертного звукорежиссера среднестатистического российского эстрадно-джазового коллектива входит большое количество задач, а именно:
· Помощь в подборе и настройке музыкальных инструментов;
· Расстановка в нужных позициях музыкантов на сцене и минимальный концертный менеджмент
· Работа техником сцены, подключение и коммутация приборов, микрофонов и прочего
· Пусконаладочные работы перед саундчеком, а именно настраивание акустики зала под условия конкретных художественных задач;
· Проведение саундчека с целью отстройки звучания и баланса инструментов как в зале, так и создание определенных мониторных миксов в случае отсутствия отдельного мониторного инженера
·Непосредственно активное участие в звучании и драматургии выступления группы, работа с пространственными и динамическими эффектами с целью достигнуть нужного художественного замысла и так далее.
Из личного опыта я выделяю 3 аспекта качественной работы концертного звукорежиссера:
· Технический аспект. В данном случае звукорежиссер должен иметь пространственные знания о теории и физике звука, устройстве и настройке музыкальных инструментов, микрофонов и другого оборудования;
· Творческий аспект. Он подразумевает под собой использование всех инструментов звукорежиссера (постановке микрофонов, правильной настройке коммутации и приборов, тембральной и динамической обработки и др.). Для создания максимально приближенного к замыслу артиста звуко-художественного образа;
· Психологический аспект. Это наиболее важный элемент профессиональной и качественной работы звукорежиссера-специалиста (умения решать конфликтные и спорные проблемы, умение слушать и понимать желания артистов, чувствовать настроение и потребности публики).
Концертный звук — это очень сложный и зависящий от очень многих аспектов процесс, путь к которому соблюдение многих правил, и зачастую, смелые эксперименты
Командная работа и ощущение специалистом-звукорежиссером себя как части коллектива — необходимый элемент, позволяющий инженеру комфортно себя чувствовать в различных бытовых и гастрольных периодах и с максимальным КПД достигать своих целей. Самый подходящий вариант решения командных проблем на любом концерте или мероприятии — слаженная работа в команде. В команду можно включить всех, кто участвует в его организации и работе. С точки зрения организации часто средне-профессиональном кластере шоу-бизнеса в роли коммутатора идей и их воплощения в культурно-массовом или зрелищном решении выступает звукорежиссер площадки или отдельного мероприятия.
Всегда необходимо трезво оценивать обстановку, скоммутировать себя, аппарат и людей и вместе выйти к результату-в данном случае к успешному проведению мероприятия. Поэтому звукорежиссер должен быть всегда «в контакте» со всеми участниками проекта: отлеживать время, следить за помощниками и руководителями, порой давать советы организатору, а зачастую и брать в бразды правления его рычаги и обязанности. Работа звукорежиссера на любом мероприятии должна проходить с глубоким пониманием процесса и постоянным чутким контролем происходящего.
— Психология абсолютного спокойствия и уравновешенности. Многие музыканты, как творческие личности не всегда могут адекватно давать отчет о своих действиях и желаниях, и задача звукорежиссера всегда исходить из задач концерта, сохранять спокойствие и прилагать максимально возможные силы и умения для реализации поставленных перед ним задач.
— Доскональное понимание физических и механических процессов, происходящих в звуковом тракте как в теории, так и на практике. Этот аспект достигается как путем детального изучения технологий, так и большого количества реального рабочего опыта. Это не только позволяет на начальных этапах живого микширования концертирующего состава создать максимально удобные для последующей работы условия, но и дает спокойствие для слаженной работы всего звукоусилительного тракта и возможность в любой момент исправить некоторые неисправленности и недочеты.
— Знание жанровой стилистики и в особенности репертуара коллектива для достижения максимально достоверного звукового образа как в зале, так и в мониторной сценической системе(радио-телеэфире, открытой-закрытой площадки и так далее.)
На концертном звукорежиссере лежит огромная ответственность за звучание, даже небольшие недочеты приводят к печальным результат и, как следствие, неудовлетворенностью работы. Учитывая отсутствие в Российской Федерации реально работающих профсоюзов звукорежиссеров, несмотря на бурное развитие концертной и профессиональной сферы, до сих пор отсутствует научная и правовая основа для урегулирования условий труда звукорежиссеров. Вследствие этого от усталости снижается работоспособность и качество работы таких специалистов.
В виду этих проблем я выработал систему моментальной оценки качества концертного звучания, которая позволяет практически в любом состоянии грамотно оценивать и применять меры для оптимальной работы звукового тракта и передачи художественных средств.
Использование теории о 4 слоях концертного звука, на которые стоит опираться современному концертному звукорежиссеру.
Концертный звук условно можно разделить на 4 части. Эти части можно делить как по частотному принципу, так и по функциональному признаку:
1. В первую очередь стоит подумать о низкочастотной части звука. Сюда можно отнести ударные, перкуссию и бас. В некоторых случаях минусовые фонограммы, содержащие уже записанные элементы аранжировок. То есть первая задача — заставить слушателя воспринимать материал как ритм, грув, танец, заставить его двигаться в такт.
2. Вторая часть (на которую стоит обратить внимание в порядке очередности работы в сложных условиях) — смысловая составляющая. В случае с вокальными и вокально-инструментальными ансамблями-это вокал, его разборчивость, в случае с инструментальной музыкой это солирующие инструменты.
3. Далее стоит обратить внимание на среднечастотное заполнение между предыдущими слоями. В большинстве случаев это электрогитары, духовые, клавиши. Необходимо организовать плотное и разборчивое среднечастотное заполнение, чтобы заполнить пустоту и добавить мощи в общее звучание.
4. Слой звука — его можно условно назвать слоем спецэффектов, а именно тех вещей, которые в принципе не так обязательны для приблизительного звукового образа, но именно они должны отличать звучание коллектива от других. Сюда можно отнести пространственную и прочую обработку, хитрые и необычные по звучанию инструменты, клавишные эффекты и прочее.
Когда воедино собраны эти 4 части, можно с уверенностью сказать, что программа-минимум концертного звучания выполнена и можно переходить к более незначительным настройкам.
Этой статьей я решил в более научном виде объединить небольшие заметки о регламенте и основах работы концертного звукорежиссера. Конечно же, это не «руководство к пользованию», это всего лишь частное мнение частного человека.
Очень прошу, при желании разместить эту заметку-делайте репост с моей страницы, в случае невозможности или желания разместить ее на сторонних ресурсах-делайте ссылку на авторство.
Суть и особенности профессии звукорежиссера
Задачи звукорежиссера
Главная функция звукорежиссера — грамотное управление аудиопотоками. Он определяет, что и как будут слышать зрители в театре или на концерте, какой звук пойдет в эфир для радиослушателей и телезрителей. От звукорежиссера зависит конечное звучание записанных в студии песен и аудиокниг, снятых фильмов и клипов, радиоспектаклей и даже симфоний.
Звукорежиссер нужен там, где необходимо создать высококачественный аудиопоток на выходе – по громкости, тональности, тембру, гармоничности. Это человек, который отсекает весь лишний фон и «звуковой мусор» и помогает расставить нужные звуковые акценты.
На любом массовом мероприятии атмосферу создает не только картинка, но и звуковой фон. От того, каким он будет, зависит восприятие мероприятия его рядовым участником.
Данная профессия является одновременно технической и творческой, ведь звукорежиссер является создателем художественного звукового образа.
Он полностью отвечает за звуковую концепцию, которая является неотъемлемой частью драматургии конечного продукта. Прообраз звукорежиссера – дирижер оркестра: человек, не издающий ни звука, но управляющий каждым музыкантом и являющийся ответственным за весь звуковой продукт.
Где работает звукорежиссер
Главное рабочее место – микшерский пульт, к которому подключены микрофоны, музыкальные инструменты, усилители звука, аудиомониторы и внешние колонки. Чаще всего звукорежиссера за пультом можно обнаружить в таких местах:
В театрах, на радио, и на телеканалах звукорежиссер предусмотрен в штате – ведь без него такие организации не проработают и дня.
Известные профессиональные музыкальные коллективы также предпочитают нанимать звукорежиссеров на постоянную работу.
Но есть также немало звукорежиссеров-фрилансеров, которые обслуживают конкретные проекты либо мероприятия – концерты, презентации, шоу, клубные сезоны.
Что должен уметь звукорежиссер
Спектр требуемых навыков звукорежиссера варьируется и зависит от конкретного места работы. Основные предъявляемые требования к специалисту следующие:
К студийным звукорежиссерам, которые занимаются звукозаписью, есть также много дополнительных требований по части навыков обработки звука.
Что делает звукорежиссер за пультом
Суть работы звукорежиссера за пультом заключается в сведении множества аудиопотоков в один и в регулировке характеристик выдаваемого в эфир потока. Это громкость, тембр, частота, устранение шумов и помех. Причем для каждого аудиопотока выстраивается свой набор характеристик таким образом, чтобы он гармонировал с другими звуковыми потоками.
При проведении телевизионных и радиотрансляций звукорежиссер также переключает источники звукового потока в соответствии со сценарием эфира. Он плотно взаимодействует с главным редактором или режиссером трансляции, мгновенно реагирует на указания последнего.
При работе в студии звукорежиссер не только выстраивает процесс записи, но и осуществляет сведение и конечный монтаж звуковой дорожки. В отдельных случаях звукорежиссер выполняет часть функций аранжировщика, редактируя конечный звуковой материал и даже включая в него новые эффекты и элементы.
Где учатся на звукорежиссера
Многие звукорежиссеры самоучки, но есть масса спецкурсов и мастер-классов, где можно получить навыки звукорежиссуры. Как правило, их проводят при больших студиях звукозаписи, на телеканалах и радиостанциях.
Кроме того, можно стать дипломированным звукорежиссером, поступив на соответствующую специальность в вузе. Официально она называется «Звукорежиссура кино и телевидения» и чаще всего ее можно найти в музыкальных и гуманитарных учебных заведениях.
Работа звукорежиссера с живым звуком в условиях малой концертной площадки
Работа звукорежиссера с живым звуком в корне отличается от студийной работы. Мне довольно часто приходилось наблюдать, как студийные звукорежиссеры, приходя с музыкальной группой на концертную площадку, сразу же сталкиваются с множеством проблем, про которые они раньше только слышали, а может и не слышали вовсе. Поэтому часто случается так, что даже старые опытные звукорежиссеры, проработавшие на студии не один десяток лет, просто-напросто теряются и передают бразды правления (микшерный пульт) в руки штатного звукорежиссера или техника. В этой статье мы поговорим о проблемах, возникающих при работе с живым звуком и о том, как их можно избежать. В качестве примера будет приводиться работа на малой концертной площадке, так как именно на таких сценах (клубы, рестораны, казино, караоке-бары) работать обычно сложнее всего.
Работа с живым коллективом обычно делится на два этапа. Это настройка звука (sound check) и, собственно, само концертное выступление. Настройка, как это ни странно, занимает иногда намного больше времени, чем сам концерт. Во время настройки на плечи звукорежиссера ложиться вся ответственность за будущий звук, начиная от состояния инструментов, и заканчивая звуком в мониторах.
В каком-нибудь клубе или ресторане, настройка обычно происходит в присутствие большего количества посторонних людей, это иногда очень мешает, так как эти люди пришли отдохнуть и могут кричать, буянить, петь и так далее. Ни в коем случае не стоит обращать на это внимание, ведь вам платят за работу и вы должны ее делать, а обо всем остальном позаботится администрация. При работе с каким-нибудь именитым музыкальным коллективом, вам конечно будет выделено отдельное время для настройки, когда кроме вас и музыкантов рядом никого не будет, но когда для музыкантов музыка является не основной профессией, они редко могут выкроить отдельное время для саунд чека и настройка звука происходит перед концертом в предельно сжатые сроки. Вот здесь как раз и всплывает первое отличие, которое вводит звукорежиссеров студийников в ступор. У вас ограничено время! Если на студии вы можете лениво пробовать то или иное действие, применять обработки, если не понравится их убирать, в перерывах попить чайку или кофе и подумать о природе звуковых явлений, то здесь, на концертной площадке у вас есть пять человек музыкантов и тридцать минут времени, за которые вы должны из них сделать полноценно звучащий музыкальный коллектив. А если не успеете, или успеете, но плохо – то вы плохой звукорежиссер, и в следующий раз они позовут другого на ваше место.
Теперь поговорим о самой настройке, о том, что нужно делать и какие проблемы могут возникнуть. Если вы работаете с конкретной группой, вам нужно приучить их к тому, что во время саунд чека вы самый главный для них человек, они просто обязаны беспрекословно вас слушаться. Если вы сразу об этом договоритесь, то вы сэкономите огромное количество времени и нервов, которые тратятся на вызывание на сцену бас-гитариста, который пошел пить пиво в соседний ларек во время настройки звука. Если вы говорите, что настраиваются барабаны, остальные молчат, то барабанщик выполняет ваши команды, а остальные МОЛЧАТ! Не разыгрывается пианист, не распевается певица, и гитарист не настраивает комбик. Все ждут своей очереди. Дисциплина в концертной практике очень важна.
Следите за состоянием инструментов. Бывает так, что музыкант по забывчивости, из-за лени или отсутствия средств, а может просто потому, что он творческая натура и все мирское ему чуждо, играет на одних и тех же струнах по пол года. Объясните ему, что это негативно влияет на звук инструмента (гитары или бас-гитары), что струны желательно менять каждые две-три недели, что они растягиваются и так далее. Если у барабанщика мятый пластик, то пластик нужно поменять, фонит комбик – проверить шнур, чаще всего проблема в нем, скрипит педаль большого барабана – нужно смазать. Подсказывая музыкантам, казалось бы, такие очевидные вещи, работая с ними не только как техник, но и как человек, вы заслужите уважение к себе от членов группы, и хороший качественный звук самих инструментов на протяжении долгого времени.
Следующая неожиданность, с которой обычно сталкиваются звукорежиссеры, приходящие на концертную площадку из студии звукозаписи – это то, что регуляторы GAIN микшерного пульта очень редко используют на полную. Так как эта регулировка отвечает за чувствительность канала, то подключая к этому каналу микрофон или какой-либо акустический инструмент, его редко выкручивают больше половины, иначе микрофон просто напросто начинает «заводиться». Причем регулятор GAIN в этом случае отвечает именно за чувствительность микрофона, и вам нужно будет поработать с вокалистом и подобрать наилучшее значение этого параметра, чтобы вокалисту было удобно работать с микрофоном, а он, в свою очередь, не «заводился».
Давайте теперь подробно разберем настройку каждого инструмента отдельно. В качестве примера возьмем самый распространенный состав современной музыкальной группы, это барабанная установка, бас-гитара, ритм-гитара (пусть будет акустика), соло-гитара, клавиши, лидер-вокал и два бэк-вокала.
Барабанная установка
В отличие от студии звукозаписи, на концертной площадке мы не окружаем барабаны микрофонами со всех возможных сторон. На малой концертной площадке обычно используют по одному микрофону на каждый барабан, один на Hi-Hat, и два Overhead для озвучивания тарелок. Существуют специальные наборы микрофонов, позволяющие озвучить стандартную барабанную установку на концертной площадке. Для большого барабана микрофон обычно располагают в отверстии наружного пластика, малый барабан и томы — цепляют на обручи самих барабанов, для хай-хета ставят сверху, а оверхеды устанавливают стандартно над всей кухней. Если вам попалась нестандартная барабанная установка, (некоторые барабанщики играют на двух малых барабанах, вешают ковбеллу на бочку или тамбурин на хай-хет) то отдельные элементы этой установки нужно будет подзвучить отдельно.
Прежде всего, надо хорошо настроить сами барабаны, как рабочие пластики, так и резонаторы. Хороший барабанщик сделает это без труда, но в процессе настройки звука, вы можете немного подкорректировать его настройку барабанов, если уверены, что общий звук бэнда от этого будет в выигрыше. Для настройки большого барабана, малого барабана и томов, вам возможно понадобится компрессор и гейт. Компрессор сделает звук большого барабана плотным, и не даст малому неожиданно «выстреливать» и перегружать канал пульта, а гейт очень хорошо убирает длинные «хвосты» томов и делает их звук резким и отрывистым. Но на самом деле все настройки – дело вкуса. Быть может вам нравится бухающая бочка без высоких частот и долго «поющие» томы. Главное, чтобы ваше видение музыки совпадало со вкусом музыкантов и слушателей…
Настроив отдельно каждый барабан, вы просите барабанщика поиграть на всей установке. Здесь возможно нужно будет сделать некоторые корректировки. Добились хорошего плотного звука всей установки, каждый барабан слышно отчетливо, никаких лишних призвуков и «грязи» нет. Молодцы! Барабанщика отпускаем и переходим к настройке бас-гитары.
Бас-гитара
Как всегда первое, что вам нужно сделать — это проверить общее состояние инструмента. Новые ли струны, исправен ли шнур, соединяющий гитару и комбик, и только после этого переходить непосредственно к настройке звука. Сначала басист сам настроит комбик, как ему нужно. В основном используются комбики с одним 15-ти или 18-ти дюймовым диффузором. Такие комбики обладают глубоким низким звуком и хорошо подходят для больших концертных площадок. Дело в том, что длина волны низкочастотных волн довольно большая, например у звуковой волны, частотой 60 Гц, длина волны около семи метров, то есть, чтобы услышать полноценный звук бас-гитары из такого комбика, от него придется отойти на достаточно большое расстояние. Поэтому для малых концертных площадок, где басист находится практически вплотную к комбику и не имеет возможности перемещаться по сцене, целесообразнее использовать специальные кабинеты, состоящие из нескольких 10-ти или 8-ми дюймовых динамиков. Такие комбики обладают довольно плотным низким звуком и хорошо «читаются» как вблизи, так и вдали от них.
Теперь вам нужно определиться каким образом вы будете снимать звук с комбика. Это можно сделать микрофоном, а можно снять звук параллельно с помощью дибокса. Лично я бы рекомендовал второй вариант, так как это позволит вам работать с чистым звуком бас-гитары, неискаженным настройками комбика. В процессе настройки может пригодится компрессор, чтобы сделать звук бас-гитары гуще и плотнее. Но опять же, все зависит от вкуса и стиля музыки, с которой работаете.
После настройки бас-гитары, снова пригласите на сцену барабанщика и попросите их поиграть вместе. На этом этапе могут возникнуть некоторые проблемы. Возможно, что звук бас-гитары будет маскировать звук некоторых барабанов. Исправить эту проблему можно внеся некоторые корректировки в частотную характеристику одного или другого инструмента. Теперь добейтесь оптимального баланса между барабанами и бас-гитарой, они должны звучать не как два отдельных инструмента, а как одно целое, плотно и густо. Настроив ритм-секцию, мы переходим к остальным инструментам. В принципе, их порядок не так важен, но все-таки желательно отстроить сначала аккомпанирующие инструменты, а только после — солирующие.
Клавиши
В качестве клавишного инструмента чаще всего используется синтезатор или MIDI-клавиатура. В основном играют на звуках фортепиано, органа, электропианино, скрипках, но звуки могут быть любыми. Настраивать клавиши особо не надо, надо только отрегулировать их уровень на пульте, и если надо, немного подкорректировать низкие и высокие частоты, хотя обычно и этого не требуется. Попросите клавишника поиграть на всех звуках, которые он будет использовать во время концерта. Очень важно, чтобы они были примерно одинакового уровня, так как в противном случае для вас будет неожиданностью, когда во время концерта вдруг «выстрелит» какой-нибудь орган, который в два раза громче, чем пианино. Отстройте уровень клавиш в порталах, в мониторе для клавишника и можете отпускать его с миром. А у нас на очереди ритм-гитара.
Акустическая гитара (ритм-гитара)
Как всегда, проверяем инструмент, тщательно его настраиваем, проверяем кабель и только после этого приступаем к настройке звука. Звук акустической гитары достаточно широк по частотному диапазону, но весь диапазон совершенно не нужен. Так как это не сольный гитарный концерт, а акустическая гитара выполняет роль ритм-гитары, то для самое главное, чтобы звук гитары был читаемым и не на первом плане. Используя широкий и богатый звук акустической гитары, вы рискуете его потерять в общем звучании ансамбля, и добавление громкости на микшере эту проблему не решит, а только прибавит общему звуку мутности и грязи. Поэтому частотный диапазон гитары нужно принудительно сузить. Я обычно срезаю низкие частоты и добавляю высоких, в этом случае гитара как сольный инструмент звучит неестественно, но в общем миксе очень хорошо читается и четко отслеживается ее ритм. Проделывая такие операции, не стоит забывать, что есть еще и гитарист, у которого свои понятия о звуке, поэтому настраивая звук акустической гитары в его персональном мониторе, следуйте его желаниям, чтобы получить наиболее приятный звук для самого музыканта. Работая с монитором не забывайте, что гитара – акустический инструмент — может возникнуть обратная связь и гитара «заведется». Чтобы этого избежать без ущерба для звука в мониторе, обычно используют специальные заглушки, которые закрывают отверстие в деке гитары.
Соло-гитара
С электрогитарой все иначе. В качестве источника звука используется комбик, звук которого обычно снимают микрофоном или несколькими микрофонами. Если не знаете, какой микрофон использовать, то возьмите Shure SM57, этот микрофон стоит недорого и достаточно часто используется для подзвучки гитарного комбика во время концертов, он хорошо передает насыщенность звука гитарного комбика и практически не искажает его частотную характеристику. Звуком гитары обычно занимается сам гитарист, он достаточно тщательно настраивает комбик и свои примочки так, чтобы звук стал именно таким, какой и должен быть. От звукорежиссера в этом случае требуется только немного подкорректировать звучание гитары в порталах, то есть сделать так, чтобы звук гитары в порталах не отличался от звука из комбика. Эффектами на гитаре обычно управляет сам гитарист, но бывает так, что гитара в общем звучании бэнда звучит сухо, в этом случае можно немного добавить эффекта реверберации или эха. Лично я люблю пользоваться коротким дилэем, он немного отдаляет гитару от слушателя и делает ее звучание более глубоким, особенно это актуально на медленных композициях.
После настройки всех инструментов, вызовите на сцену всех музыкантов, и попросите сыграть вместе композиции разных темпов и громкостей. На этом этапе нужно определиться с балансом инструментов, их панорамным расположением в звуковой картине, возможно придется сделать некоторые изменения в настройке того или иного инструмента, включить в канал динамическую обработку или добавить реверберации. Если вы находите динамический диапазон музыкального коллектива слишком широким, можете включить компрессор на порталы, хотя на малых концертных площадках, где слышен звук со сцены, это в редких случаях может пригодиться. Отстроив звук всего коллектива, переходим к отстройке вокала.
Лидер-вокал
Для лидер-вокала очень хорошо иметь отдельный, качественных предусилитель. Если это будет ламповый предусилитель, то звучание вокала будет намного насыщенней и искристее. Некоторые дорогие транзисторные модели тоже позволяют получать улучшенное звучание вокала. Обычно в такие предусилители включены полный параметрический эквалайзер и компрессор, так что можно настраивать вокал только на предусилителе, не затрагивая канал пульта. Отстроив звучание вокала в порталах, переходите на мониторы.
Вот тут-то и начинаются все проблемы, которые обычно присутствуют на малых площадках. Если все до начала отстройки мониторов звучало отлично, то теперь звук из мониторов начинает «лезть» в микрофон. Из-за малой площади сцены, мониторы нельзя расположить на должном расстоянии от вокалиста, а при расположении вплотную, микрофон начинает «заводиться», приходится делать монитор тише, но тогда вокалист перестает себя слышать.
Самый лучший выход – это снабдить вокалиста ушным монитором, это скрытый наушник, через который вокалисту можно настроить необходимый ему баланс инструментов. Но если возможности использовать ушной монитор нет, то неизбежно приходится задействовать отдельный эквалайзер для мониторной линии. Часто концертные звукорежиссеры носят с собой портативный прибор, позволяющий делать различные акустические замеры: АЧХ, противофазу, звуковое давление и тому подобное. Этот прибор часто облегчает работу звукорежиссеру во время возникновения неожиданных проблем. Например, если заводится микрофон, с помощью этого прибора можно быстро определить частоту, на которой происходит детонация и убрать ее на эквалайзере. Постепенно с опытом начинаешь определять частоты на слух, и прибор уже не нужен.
Из-за близкого расположения монитора к микрофону, детонация происходит на многих частотах, все их приходится вырезать на эквалайзере, и частотный спектр вокала в мониторе сильно обедняется. Это делает звук в мониторе очень неприятным для вокалиста, которому очень важно себя слышать, и чувствовать себя на сцене комфортно. Здесь нужно искать золотую середину между громкостью монитора и его частотной характеристикой. Возможно, придется переместить монитор подальше от вокалиста, сделать небольшую перестановку на сцене, ведь от обеспечения комфорта всем музыкантам зависит успех выступления.
Бэк-вокалы
Настройки бэк-вокалов практически не отличаются от настроек лидер-вокала. Конечно, они меньше значимы и имеют меньший приоритет, чем основной вокал, но это ни в коем случае не значит, что они заслуживают меньше внимания. Уделите особое внимание читаемости и прозрачности звука бэков. Во время выступления бэк-вокалы обычно отстраивают так, что они скорее угадываются, чем ощутимо звучат, но их присутствие делает звук насыщеннее, богаче обертонами и в целом красивее. У бэков может быть и другое назначение, например, они проговаривают значимую фразу, которая должна быть услышана. В этом случае, естественно, нужно донести ее до слушателя, и сделать звучание вокала соответствующим.
После того, как вы отстроили звучание бэнда со всеми вокалами в порталах, можно приступить к отстройке мониторов. На больших концертных площадках этим обычно занимается мониторный звукорежиссер, но на малых сценах концертный звукорежиссер обычно отвечает и за звук в зале, и за звук на сцене. В идеале, у каждого музыканта должен быть хотя бы один персональный монитор и еще должна быть пара мониторов, расположенных по бокам сцены (они называются прострелами). Прострелы нужны для того, чтобы все музыканты слышали общую звуковую картину. Внимательно выслушайте требования музыкантов к звуку в мониторах, и под их диктовку настройте баланс инструментов в каждом персональном мониторе отдельно, после чего настройте общую картину в прострелах. На малой концертной площадке звук из мониторов обычно сильно влияет на общий звук в зале, поэтому после отстройки мониторного звука, еще раз проверьте общее звучание в зале и сделайте, если нужно, необходимые корректировки.
На этом этапе с настройкой звука можно закончить, но не забывайте, что вы настраивали звучание группы в пустом зале. Когда зрительский зал наполнится, звук неизбежно измениться, так как зрители – очень хороший поглотитель звуковых волн. Будьте готовы к тому, что звук в зале станет немного глуше и тише, а музыканты непременно потребуют увеличения громкости мониторов. Во время настройки музыканты слышали «отдачу» от пустого зала, отражения от пола и стен. Когда же зал наполнится людьми, отражения от пола и от некоторых других поверхностей практически полностью исчезнут, и это нужно будет компенсировать увеличением громкости мониторов. К слову, микрофоны в полном зале заводятся тоже меньше.
Если вы работаете на большой сцене и расстояние между порталами и бэк-лайном (барабаны, комбики) больше семи метров, то некоторые инструменты придется подключать к линии задержки. Дело в том, что если разность хода звуковых волн превышает семь метров, то на слух ощутима задержка, то есть звук будет немного дробиться. Часто это происходит с малым барабаном. Так как малый барабан подзвучивается микрофоном, а этот звук выходит через порталы, то он первым доходит до слушателя, а через некоторое время до слушателя доходит со сцены «живой» звук малого барабана. На слух это воспринимается, как короткий повтор, как будто по барабану ударили 2 раза вместо одного. Чтобы избежать этого явления, учитывая расстояние между порталами и барабаном, в специальный процессор на канал малого барабана устанавливают задержку, чтобы «живой» звук барабана и звук его из портала доходили до слушателя одновременно. То же самое относится к другим громким излучателям, расположенным далеко от порталов (гитарные комбики, различная громкая перкуссия, тарелки и т.п.).
Выступление
Теперь давайте перейдем к выступлению. Звукорежиссер обязан очень хорошо знать материал музыкального коллектива, с которым он работает. Зная материал, вы сможете вовремя вывести микрофоны, когда вступают бэк-вокалы, в нужный момент обработать вокал или какой-либо инструмент эффектом и так далее. Во время выступления звукорежиссер так же должен следить за знаками музыкантов, если вдруг надо добавить или убрать громкость монитора, и за техническим состоянием оборудования. Под рукой всегда должны находиться хотя бы по одному резервному кабелю разных типов, так же резервные микрофоны и ди-боксы. Бывает, неожиданно на сцене ломается микрофон, начинает фонить кабель или просто, по непонятным причинам, пропадает сигнал в канале пульта. Вы всегда должны быть готовы оперативно отреагировать на поломку, найти ее причину и устранить, и сделать это надо как можно быстрее. Не забывайте в паузах убирать обработку с вокала, ну и поддержание нужного баланса на протяжении всего выступления – это основная обязанность концертного звукорежиссера.
Придя в первый раз на концертную площадку, вы, даже зная все, что необходимо знать, не сможете все сделать идеально. Потому что знать – это одно, а уметь – это совсем другое. Многие вещи приходят только с опытом. Со временем вы перестанете паниковать при возникновении неисправности во время выступления и сможете легко найти ответ на любой вопрос. Только с опытом вы сможете быстро и профессионально настраивать музыкальные группы разной сложности, оперативно реагировать на все обстоятельства и создавать красивые звуковые картины. Научившись всему этому, вы станете хорошим, уважаемым и востребованным звукорежиссером.