что делает заместитель директора по воспитательной работе в школе
Должностная инструкция завуча по воспитательной работе
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
БАЛТИЙСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
Муниципальное общеобразовательное учреждение
вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
города Балтийска
Приказ №_____ Утверждаю______
«_____»_____________ 20__г. директор МОУ ВСОШ
ЗАВУЧА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.
1.2. Завуч по воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором школы.
Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.3. Завуч по воспитательной работе должен иметь высшее и стаж педагогической работы не менее 5 лет на педагогических и руководящих должностях.
1.4. Завуч по воспитательной работе подчиняется непосредственно директору школы.
1.5. Завучу по воспитательной работе непосредственно подчиняются руководители методических циклов, учителя, классные руководители, заведующий библиотекой, может быть сам руководителем методических циклов.
1.6. В своей деятельности завуч по воспитательной работе руководствуется Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы, (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).
Педагог-организатор соблюдает Конвекцию о правах ребенка.
2. Должностные обязанности
Завуч по воспитательной работе выполняет следующие должностные обязанности:
2.1.Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся в школе и по месту жительства, создаёт условия для их реализации в различных видах творческой деятельности.
2.2.Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся и взрослых.
2.3.Способствует реализации прав ребёнка на создание детских ассоциаций, объединений.
2.4.Организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы обучающихся в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.
2.5.Привлекает к работе с обучающимися работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность.
2.6.Организует работу ученических органов самоуправления.
2.7.Организует каникулярный отдых обучающихся.
2.8.Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
2.9.Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса.
2.10.Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
2.11.Участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы; родительских собраниях и конференциях.
2.12. Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
2.13.Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
2.14.Оперативно извещает руководство школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи.
2.15.Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства информацию обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность обучающихся.
2.16.Организует изучение обучающимися правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и др.
2.17.Соблюдает законные права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка.
2.18.Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
Завуч по воспитательной работе имеет право:
3.1.Самостоятельно выбирать формы и методы работы с обучающимися и планировать её исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности.
3.2.Участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы; участвовать в работе педагогического совета школы.
3.3.На защиту профессиональной чести и достоинства.
3.4.Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
3.5.Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.
2.6.На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случае, предусмотренных законом.
3.8.Проходить аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить её в случае успешного прохождения аттестации.
3.9.Давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом школы.
3.10.Внеочередной медосмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медосмотра (обследования).
3.11.Имеет право на очередной ежегодный оплачиваемый отпуск.
4.1.В установленном законодательством РФ порядке завуч по воспитательной работе несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время культурно-массовых, и иных досуговых мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся во время проведения подобных мероприятий.
4.2.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, завуч по воспитательной работе несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством.
4.4.За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей завуч по воспитательной работе несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
5. Требования к работнику.
5.1 Завуч по воспитательной работе должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы.
5.2 Завуч по воспитательной работе и аттестации на квалификационную категорию должен отвечать требованиям тарифно-квалификационных характеристик.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Завуч по воспитательной работе :
6.1.Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели, и утверждённому директором школы.
6.2.Поддерживает тесные контакты с органами самоуправления, педагогическими коллективами школ и учреждений дополнительного образования детей и общественными организациями.
6.3.Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.4.Представляет директору школы по воспитательной работе письменный отчёт о своей деятельности объёмом не более пяти печатных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти.
6.5.Получает от администрации школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.6.Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию с педагогическими работниками школы.
С инструкцией ознакомлена ________________________
Вы стали заместителем директора по воспитательной работе
Комитет по управлению образованием
«Город Краснокаменск и Краснокаменский район»
Вы стали заместителем директора по воспитательной работе
(методические рекомендации по организации деятельности начинающего заместителя директора школы по воспитательной работе)
Заместитель директора школы по воспитательной работе сегодня – это учитель учителей, посредник между наукой и практикой, умный стратег, талантливый организатор, методист, психолог, аналитик, духовный наставник.
Методические рекомендации адресованы начинающим заместителям директоров школ по воспитательной работе.
Предлагаемые материалы носят сугубо рекомендательный характер.
1. С чего начать работу. 4
2. Должностные обязанности…………………………6
4. Правила деятельности руководителя…………….18
5. Способы планирования работы…………………..21
6. Методические рекомендации по составлению анализа и плана воспитательной работы………..22
7. Примерный план традиционных мероприятий……28
1.С чего начать работу?
Выберите свой вариант начала работы.
1.Познакомлюсь со своими административными обязанностями, правами:
б) побеседую с директором;
в) побеседую с заместителями, имеющими стаж работы.
2. Составлю свою собственную модель деятельности заместителя директора.
3. Познакомлюсь с документацией, оставленной моими предшественниками.
4. Познакомлюсь с коллегами, побеседую с ними об их представлениях о содержании моей деятельности.
5.Сразу начну готовить интересное, необычное дело в школе.
6. Проведу общее собрание школьников, поинтересуюсь, что они хотят сделать интересного в школе.
7. Соберу родителей и узнаю их проблемы в воспитании детей.
8. Изучу литературу по проблемам воспитания, организации деятельности вне уроков.
9. Побываю на обучающих семинарах по проблемам воспитания, внеурочной деятельности.
11. Побываю в различных школах; изучу опыт коллег.
12. Проведу социологическое исследование проблем воспитания в своей школе.
13. Начну создавать группу единомышленников.
14. Включусь в работу школы по намеченному до меня плану.
15. Ваш вариант, если он не назван.
Итак, если вы выбрали первый вариант ответа и хотите узнать, что входит в ваши официальные обязанности, предлагаем вам это сделать. Знакомство с вашими обязанностями будет полезно уже потому, что позволит самостоятельно определить «содержательное пространство» вашей деятельности и узнать, чего же от вас ждут. Целесообразно при чтении попытаться конкретизировать свое представление о предстоящей работе, так как именно оно будет первым шагом на пути к самостоятельности и творчеству.
2. Должностные обязанности
Познакомьтесь с официальными должностными обязанностями, определите содержание своей деятельности.
Должностная инструкция заместителя директора школы по воспитательной работе
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики заместителя руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования, директора (начальника, заведующего) филиала учреждения образования, старшего мастера, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 01.01.01 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 01.01.01 г. № 92.
1.2. Заместитель директора школы по воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором школы.
На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора школы по воспитательной работе его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по учебно-воспитательной работе или воспитателя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
1.3. Заместитель директора школы по воспитательной работе должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.
1.4. Заместитель директора школы по воспитательной работе подчиняется непосредственно директору школы.
1.5. Заместителю директора школы по воспитательной работе непосредственно подчиняются: __________
1.6. В своей деятельности заместитель директора школы по воспитательной работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом РФ, Указами
президента РФ, решениями правительства РФ и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Заместитель директора школы по воспитательной работе соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
Основными направлениями деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе являются:
2.1. организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы с обучающимися;
2.2. методическое руководство воспитательным процессом;
2.3. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во внеклассной и внешкольной работе с обучающимися;
3. Должностные обязанности
Заместитель директора школы по воспитательной работе
выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. организует текущее и перспективное планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы с обучающимися и ее проведение;
3.2. координирует работу воспитателей, классных воспитателей, старшего вожатого и других непосредственно подчиненных работников;
3.3. организует и координирует разработку необходимой учебно-методической документации;
3.4. осуществляет систематический контроль за качеством воспитательного процесса, работой кружков, групп продленного дня и проведением внешкольных мероприятий; посещает внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия кружков и групп продленного дня (не менее 180 часов в учебный год), анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов;
3.5. организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации воспитательного процесса;
3.6. оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных воспитательных программ и технологий;
3.7. совместно с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе составляет расписание занятий групп продленного дня и других видов воспитательной и культурно-досуговой деятельности; обеспечивает своевременную и качественную замену временно отсутствующих воспитателей и других непосредственно подчиненных педагогов;
3.8. обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, контролирует правильное и своевременное ведение воспитателями, классными воспитателями, старшим вожатым, другими педагогами журналов групп продленного дня, классных журналов, другой документации;
3.9. оказывает помощь коллективам обучающихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий;
3.10. участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся в кружках и т. п.;
3.11. контролирует соблюдение обучающимися Устава и Правил для учащихся школы;
3.12. участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, руководит работой
методобъединений, повышают свою квалификацию;
3.13. вносит предложения по совершенствованию воспитательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы;
3.14. принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы;
3.15. ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава;
3.16. принимает меры к пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами по профилю своей работы;
3.17. обеспечивает выполнение классными воспитателями, воспитателями, другими непосредственно подчиненными ему работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся; организует воспитательную работы
3.18. участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками,
3.19. оказывает методическую помощь классным воспитателям, руководителям групп, кружков, спортсекций, руководителям походов, экскурсий, трудовых объединений в организации общественно полезного, производительного труда и т. п., в том числе по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся, предупреждения травматизма и других несчастных случаев;
3.20. инструктирует непосредственно подчиненных работников по вопросам охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности с оформлением соответствующей документации; составляет инструкции по технике безопасности для школьных кружков;
3.21 контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и работ с обучающимися вне образовательного учреждения;
3.22 организует с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т. д.; организует вовлечение родителей в
проведение воспитательной работы с обучающимися, содействует созданию комплексной системы воспитания;
3.23 устанавливает и поддерживает связи школы с учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями для совместной деятельности по внешкольному воспитанию;
3.24 соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;
3.25 проходит периодически бесплатные медицинские обследования;
Заместитель директора школы по воспитательной работе имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. проверять работу непосредственно подчиненных работников; присутствовать на проводимых ими занятиях и мероприятиях; давать им обязательные для исполнения распоряжения (без права делать замечания во время проведения занятий и других мероприятий);
4.2. привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие воспитательный процесс, в порядке, установленном
Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка школы;
4.3. вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий кружков и групп продленного дня, спортивных секций и т. п., отменять занятия, временно объединять группы для проведения совместных занятий;
4.4. требовать у работников необходимые сведения, документы, объяснения;
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, заместитель директора школы по воспитательной работе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
совершение иного аморального проступка заместитель директора школы по воспитательной работе может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора школы по воспитательной работе привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в стяги с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заместитель директора школы по воспитательной работе несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Заместитель директора школы по воспитательной работе:
6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей
недели и утвержденному директором школы;
6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть, План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3. представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;
6.4. получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
6.5. визирует приказы директора школы по вопросам организации воспитательной работы;
6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;
6.7. исполняет обязанности заместителя директора школы по учебной работе в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. д.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде на основании приказа директора школы;
С инструкцией ознакомлен(а): (расшифровка подписи)
3. Документация заместителя директора по воспитательной работе
1. Федеральные, областные, районные нормативные документы и методические рекомендации по организации воспитательного процесса.
3. Концепция воспитательной системы ОУ
4. Программа воспитания.
5. Должностные обязанности зам. директора по ВР.
6. Должностные обязанности классных руководителей.
9. Анализ воспитательной работы за предыдущий год.
10. Сводная карта, отражающая уровень воспитанности по классам.
11. План работы на учебный год.
12. План работы на каждую четверть.
13. Личный план заместителя директора по ВР
14. Тетрадь протоколов совещаний и семинаров классных
15. Тетрадь посещений внеурочных мероприятий в классе и в школе.
16. Планы работы в каникулы.
17. Планы работы объединений дополнительного образования.
18. Журналы работы объединений дополнительного образования.
19. Материалы работы с трудными учащимися (картотека, характеристика, план).
20. Сценарии праздников, сборов, вечеров.
21. Материалы работы органов ученического самоуправления.
22. Материалы по обобщению опыта работы лучших классных руководителей, педагогов дополнительного образования.
23. Журнал учёта поездок и экскурсий.
24. Журнал учёта туристических походов
26. Журнал учёта массовых школьных мероприятий.
27. Журнал учёта достижений учащихся
4. Правила деятельности руководителя
Итак, Вы определили с чего целесообразнее начать работу, установили круг своих обязанностей, выяснили, какая документация необходима в работе. О чем же
еще стоит не забыть, чтобы успешно выполнять обязанности руководителя? Скорее всего, стоит подумать о правилах организации своей деятельности. Таких правил существует немало, об этом написано много умных книг. Какие же из правил станут Вашими, то есть теми, которыми Вы будете руководствоваться в работе?
Познакомьтесь с приведенными ниже высказываниями, попробуйте определить, какие из них показались Вам очень точными и Вы, скорее всего, будете придерживаться в своей работе изложенных в них положений, какие являются, по Вашему мнению, спорными, а к каким у Вас вообще возникло негативное отношение.
Работа Вашей мысли, естественно, закончится выработкой своих правил, которые на первых порах могут быть заимствованы у других, а возможно, кто-то и сам станет автором неповторимых мудрых правил руководителя. В работе, ориентированной на людей, есть только один ключ к успеху – доверие.
Доверяй, но проверяй.
Управлять — это значит:
а) предвидеть – изучать будущее и устанавливать программу действий;
б) организовывать – строить двойной организм предприятия:
материальный и социальный;
в) распоряжаться – приводить в действие персонал предприятия;
г) согласовывать – связывать и объединять, сочетать все действия и усилия;
д) контролировать – наблюдать, чтобы все происходило
сообразно установленным правилам и распоряжениям (Анри Файаль).
· Храни порядок и порядок сохранит тебя (Латинская формула).
· Все управление в конечном счете сводится к стимулированию активности людей (Ли Якокка – знаменитый американский менеджер).
· Кто хочет работать – ищет «средства», кто не хочет –
· Кто кричит, того плохо слышно.
· Гнев есть кратковременное безумие (Гораций).
· Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо (Плутарх).
· Управлять поведением работников – это, прежде всего, управлять своим поведением.
· Руководители делятся не на молодых и старых, а на умных и дураков (народная мудрость)
8.Способы планирования работы
Хорошо спланировано – наполовину сделано.
Варианты планирования внеурочной деятельности
· Объективное – ищу объект (определяем объекты внеурочной деятельности, на освоение которых будут направлены усилия).
· Проблемное – определяем ведущие проблемы и виды деятельности, которые помогут решить существующие проблемы.
· По формам – в план включаем разнообразные формы деятельности.
· По интересам – определяем ведущие интересы педагогов и школьников и на их основе планируем деятельность
· По направлениям – определяем приоритетные направления деятельности и составляем план конкретных дел.
Возможно синтезировать все перечисленные варианты и планировать деятельность, учитывая каждый из вариантов.
Наглядное оформление плана
Табличное, графическое, рисунчатое, текстовое.
Временная ограниченность плана
Годовой, полугодовой, декадный, месячный, четвертной, недельный, ежедневный.
6. Методические рекомендации по составлению анализа и плана воспитательной работы
Планирование, как правило, начинается с определения целей и задач воспитательной работы и со сбора информации о возможностях их достижения. Прежде всего, процесс планирования начинается с анализа воспитательной работы за прошедший период.
Анализ – это выявление высоких или низких,
положительных или отрицательных результатов воспитательной работы, причин, приведших к успеху или неудаче, это определение путей развития успеха или преодоления недостатков в работе. В работе любого руководителя умение анализировать проявляется повседневно. Но особенно это важно при завершении периодов воспитательного процесса. Учебный год – один из таких периодов. В сборе и анализе информации может помочь творческая группа, в которую входят: руководитель МО классных руководителей, опытные и наиболее активные классные руководители. Они же помогают при составлении плана на новый учебный год.
Анализ воспитательной работы рекомендуем начать с анализа реализации целей и решения задач, затем проводится анализ событий, мероприятий по основным направлениям воспитательной работы школы: КТД, работа органов ученического самоуправления, патриотическое воспитание, спортивно-массовое и физкультурно-оздоровительное направление, развитие дополнительного образования, организация работы с родителями, состояние работы с подростками и семьями “группы риска”. При этом можно использовать критериально-ориентированный анализ, направленный на выявление основных показателей результативности воспитательной работы, гуманности воспитательных отношений, вовлеченности учащихся в жизнедеятельность коллектива, сформированности деловых и межличностных связей, эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса развития учащихся. Опыт
показывает, что облегчить написание анализа можно, обладая качественной, достоверной, надежной информацией о состоянии воспитательной работы. Поэтому сбор информации – весьма значительная часть анализа. При сборе информации рекомендуем использовать разные способы: педагогическое наблюдение, различные виды опросов учителей и учащихся, анкетирование (для этого применяем различные методики: “Коллективный портрет”, “Школьники и культура”, “Твоё отношение к знаниям”, “Моё отношение к школе”, “Учитель, ученик, коллектив”, “Удовлетворённость школьников жизнью”; “Атмосфера в школе” и др.), оперативный разбор проведенного мероприятия, справки по итогам проверок в рамках внутришкольного контроля, протоколы педагогических советов и заседаний МО классных руководителей, мониторинг участия школьников в районных, краевых и всероссийских конкурсах. Собранную информацию проанализировать, сравнить, обобщить, при необходимости оформить в виде различных таблиц, схем. И только после этого приступить к написанию анализа работы. Закончить анализ определением цели и воспитательных задач на новый учебный год, которые, в основном, вытекают из проведенного анализа. Целью воспитательной работы школы является (например) создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального и валеологического подхода, организации КТД во внеурочной деятельности в рамках
воспитательной системы школы.
При планировании воспитательной работы на новый учебный год нужно опираться на поставленные цели и задачи, традиции школы, особенности педагогического коллектива, интересы и потребности учащихся и родителей. Исходя из цели воспитательной работы школы, планируется деятельность по различным направлениям: КТД, патриотическое воспитание, развитие дополнительного образования, организация работы с родителями и другие. Так, если в школе сложилась традиционная система КТД:
- “День учителя” “Осенний бал” “День матери” Новогодние праздники Конкурсы к 23 февраля Праздники, посвященные женскому дню 8 Марта Смотр художественной самодеятельности Выставки прикладного и художественного творчества Вахта памяти ко Дню Победы “Последний звонок”
Собеседование с классными руководителями позволяет определить, какой вид деятельности привлекает их, какое мероприятие они смогли бы провести наиболее интересно. Поэтому при определении ответственных учитываются
пожелания педагогов и, конечно же, возрастная категория учащихся класса. При организации дополнительного образования в школе рекомендуем учитывать интересы детей. Например, если наиболее популярны среди учащихся среднего и старшего звена клуб “Компьютерные технологии”, клуб военно-патриотического воспитания “Корсар”, спортивные секции (их рейтинг на протяжении нескольких лет не падает), то они имеют место в системе дополнительного образования. Школьники, посещающие данные объединения, участвуют в школьных и районных выставках, награждаются дипломами и призами. В школе нет туристического объединения. Поэтому одной из задач на этот учебный год является (привести цитаты из анализа). Одним из источников сбора информации является контроль. Внутришкольный контроль необходим для того, чтобы своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результатах воспитательной деятельности, вносить коррективы в процесс развития воспитательных отношений, способствовать его оптимальному протеканию. При планировании внутришкольного контроля по вопросам воспитательной работы, в первую очередь, исходить из анализа работы. Так, в анализе воспитательной работы за прошлый учебный год указано (например), что классными руководителями недостаточно проводилась работа по профессиональной ориентации школьников, а так же не все классные руководители в полной мере опирались в процессе организации воспитательной работы в классе на органы ученического самоуправления. Исходя из этого, данные направления в работе классных руководителей
Среди многочисленных функциональных обязанностей зам. директора по ВР немаловажное значение имеет организация методической помощи классным руководителям, педагогам дополнительного образования, социальному педагогу. Рекомендуем планирование методической работы с педагогами начинать с диагностико-аналитической деятельности. Учить методике воспитательной работе можно лишь на основе изучения профессиональных затруднений каждого педагога, нужно знать и сильные его стороны, его
возможности, особенности, склонности и увлечения. Знакомство с опытом воспитательной работы классных руководителей можно организовать через собеседование с ними, наблюдение, анкетирование. Исходя из полученных данных, планировать работу: с одними педагогами – индивидуально, с другими – в микрогруппах. Некоторые вопросы выносить на заседания МО классных руководителей. Тематику заседаний МО определять, исходя из проблем, выявленных в ходе анализа воспитательной работы школы. Так, при организации методической работы оказывается помощь педагогам в повышении профессионального мастерства по вопросам воспитания детей. Опыт классных руководителей, педагогов дополнительного образования обобщается. Педагоги делятся своим опытом работы на МО классных руководителей, на тематических педсоветах по вопросам воспитательной работы (выступают по различным направлениям воспитательной работы в классе, по темам самообразования).
9.Примерный план традиционных мероприятий: