что делает заготовщик обуви
Сборщик обуви
Сборщиком обуви называют специалиста, занимающегося сборкой элементов низа, каблуков и верха обуви путем соединения заготовки вручную либо с помощью профессионального оборудования.
СОДЕРЖАНИЕ:
История профессии
Потребность в обуви возникла еще в древние времена. Отправляясь на охоту, первобытные люди обматывали вокруг ног звериные шкуры, скрепляя их самодельными нитями из сухожилий животных. Таким образом они защищали конечности от острых камней, холода, обжигающих песков и пр.
Спустя многие века появились мастера, которые занимались пошивом обуви для знатных особ, инкрустируя ее драгоценными камнями. Обычные люди были вынуждены довольствоваться грубыми плетеными башмаками.
Особенности профессии
Процесс сборки обуви включает в себя выполнение ряда конвейерных операций, начиная от сборки верха, и заканчивая прикреплением низа. В зависимости от количества элементов варьируется численность выполняемых рабочими действий.
Раскройщики передают на конвейер отдельные элементы верха. Перемещая по ленте, их поэтапно соединяют между собой. Первоначально на каждой из частей намечают места где будут расположены декоративные швы. Последующим этапом является обработка, шлифовка и покраска краев деталей, которые после сшивают с помощью швейной машины и пр.
Профессия сборщик обуви имеет достоинства и недостатки.
В число преимуществ стоит отнести востребованность, стабильный заработок, возможность получить новую квалификацию.
Минусом является необходимость работать в быстром ритме, повышенная шумность в цеху, испарения от различных красящих и клеящих веществ.
Приходится длительное время стоять, что чревато сутулостью, болями в спине, варикозным расширением вен, болезнями суставов.
С целью снизить нагрузку на уши, рабочие активно прибегают к помощи специальных наушников.
Обязанности
Важные качества
Необходимые качества для работы по профессии обувщик:
Навыки и знания
В процессе работы необходимо неуклонно соблюдать правила техники безопасности.
Перспективы и карьера
Как правило, сборщики обуви трудятся на обувных фабриках или мастерских, где шьют обувь на заказ.
Что касается возможности построить карьеру в данной сфере, то специалист имеет возможность повысить квалификационный разряд со 2-го по 6-й. Новички в данной сфере поначалу работают под руководством опытных сотрудников предприятия с более высоким разрядом.
Обучение
Профессия сборщик обуви не предусматривает у претендента на вакансию наличия высшего образования.
Чтобы в будущем иметь возможность работать сборщиком обуви, необходимо отучиться в колледже, где занимаются подготовкой профессиональных кадров для обувной промышленности.
«80 процентов обуви, которую приносят в ремонт – с рынка». Потомственный сапожник рассказал о тонкостях работы
Обувных дел мастер Михаил Поляков из Бобруйска ответил на эти любопытные вопросы и рассказал о других тонкостях своей работы.
13.01.2021. Бобруйск. Мастер-обувщик Михаил Поляков
«Мы росли в этой атмосфере, и она стала для нас родной»
44-летний Михаил Поляков ремонтирует обувь уже более 25 лет. Он из династии обувщиков. Тем же ремеслом занимались и трое его двоюродных дедушек по маминой линии, и отец с матерью, а сейчас семейную династию продолжают родной брат Яков и супруга Елена.
Кстати, двоих дедушек нашего героя – Мулика и Зяму в Бобруйске знали многие, а Михаил работал в Рогачеве. Интересно, что из пяти сыновей Мулика четверо тоже продолжили его обувное дело!
Михаил признается, что не мечтал стать сапожником с детства, но и никто его и не заставлял. Так получилось само собой:
13.01.2021. Бобруйск. Мастер-обувщик Михаил Поляков
– Мы с братом видели, как папа чинит, шьет обувь, мы росли в этой атмосфере, и она стала для нас родной. Были у меня попытки заниматься грузоперевозками, еще чем-то, но я постоянно возвращаюсь к ремонту обуви.
После окончания 4-й школы в Бобруйске 16-летний Михаил пошел помогать своему отцу в мастерскую. Отец, Анатолий Константинович Поляков, окончил курсы модельера-заготовщика обуви в Гомеле, работал в Рогачеве, в Казахстане, а с 1981 года – на фабрике по индпошиву и ремонту обуви «Славутич». Он первый в Бобруйске, кто перешел на «хозрасчет»: у него была мастерская в общежитии «ФанДОКа», позже – на Лынькова, 12 и на Орджоникидзе, 42-в.
Под чутким руководством отца и его коллег Михаил, будучи подростком, освоил многие тонкости обувного ремесла. Вместе с отцом проработал около 10 лет. Потом женился, пошли дети, и Михаил решил, что пора зарабатывать самому. Ушел в ИП, открыл мастерскую на Октябрьской, где работал 6 лет. Потом были «точки» на Крылова, в районе Дома связи, на Минской. Сейчас у Михаила две мастерские: у бани на Минской (там трудится его жена) и возле остановки «Школа» на той же улице. Последняя называется «У Миши», почему – попробуйте догадаться.
13.01.2021. Бобруйск. Мастер-обувщик Михаил Поляков
«Точек стало больше, а мастеров – меньше»
Михаил говорит, что работа сапожника раньше была куда более востребованной, и мастеров в Бобруйске было гораздо больше.
– Говорят, что сейчас количество мастерских по ремонту обуви выросло. Неправда, это «точек» стало больше, а мастеров – меньше, – считает он. – В начале 90-х, когда я начинал, в обувной мастерской фабрики «Славутич» у танка Бахарова работало 20 человек! У папы было по 5-6 сапожников и два кассира.
А за последние лет 15 и клиентов стало меньше раза в два, сетует обувщик. Для себя он ведет статистику: сколько пар обуви принял за месяц. Так вот, в бывшей его мастерской небольшого размера за этот период проходило по 600 пар обуви, сейчас же в помещении большей площади – меньше 300. Такое значительное уменьшение клиентов он связывает, прежде всего, с тем, что нынче много дешевой китайской обуви.
13.01.2021. Бобруйск. Мастер-обувщик Михаил Поляков
Обувь на две недели
– Сапожки можно купить на базаре за 35-40 рублей, туфли – за 15-20. Поносили, выкинули и новые купили. И стоит ли ремонтировать эту клеенку, когда ремонт обойдется вполовину их стоимости? – задает риторический вопрос наш герой. – Когда-то вся обувь была качественная, дорогая, потому был смысл ее ремонтировать и носить долгие годы.
По наблюдениям Михаила:
– Около 80 процентов всей обуви, которую приносят в ремонт – с рынка, и произведена она не понятно где. Но и те 20 процентов, что с фабрик – тоже не такая уже качественная, как в былые времена.
– Раньше в обуви делали кожаный верх, кожаные подошвы, кожаные стельки, – продолжает обувщик. – Сейчас все это обходится очень дорого, потому продукцию удешевляют всеми возможными способами. Хорошая обувь сейчас не может стоить меньше 100 долларов, а такую не каждый позволит себе купить.
В последнее время люди нередко приходят с обувью, которую купили через Интернет за приличные деньги, будучи уверенными, что это качественный заграничный товар. А через пару недель несут ее в ремонт. Как будто в подтверждение этому, в мастерскую к Михаилу заходит раздосадованная женщина лет 40, с сапогами, у которых треснули подошвы. Она говорит, что заказала их в Польше за 120 долларов, проходила в долгожданной обновке две недели.
Принесли в ремонт. валенки
13.01.2021. Бобруйск. Рабочие инструменты мастера-обувщика Михаила Полякова.
Комбайны для зачистки и обработки обуви были и раньше, но сейчас они более экономичные по расходу электроэнергии. Для склейки обуви сейчас используется пресс гидравлический, а раньше был механический.
Самые распространенные заказы – набойки, профилактика, обшивка, подклейка, замена супинаторов, молний, бегунков (собачек), подошвы. Реже бывает ушивка сапог по голенищу или расширение голени.
Михаил считает, что сегодня в работе обувщика больше творчества. Когда обувь была вся кожаная и не отличалась разнообразием моделей, приходилось делать одно и то же и по одной технологии. Сейчас же нередко приходится включать фантазию и изобретательность.
За столько лет работы потомственного обувщика уже трудно чем-то удивить. Но все же как-то ему принесли в ремонт. валенки: пятки порвались, нужно было их нашить.
13.01.2021. Бобруйск. Мастер-обувщик Михаил Поляков
А еще мастер работал с детским ортопедом, у которого была своя техника выравнивания ног при косолапости, плоскостопии – с помощью специальных накладок на подошве. Михаил помогал ему в этом.
Обувная мода повторяется
Пожалуй, мастеру по ремонту обуви лучше, чем кому другому, известно, что нынче носят на ногах и что в моде? Собеседник говорит, что женщины сегодня выбирают обувь поудобнее – на низком каблуке, на платформе, нередко грубой, спортивной. Конечно, и классика во все времена актуальна.
Мужчины же предпочитают спортивный и классический стили.
Выбор современных подростков – по большей части спортивная обувь.
13.01.2021. Бобруйск. Мастерская обувщика Михаила Полякова.
Еще Михаил заметил, что мода циклична и повторяется примерно каждые 10 лет.
«Лучше одну хорошую пару обуви купить, чем сто плохих»
Как выбрать качественную обувь? Михаил советует обращать внимание на следующее.
Конкретных производителей мастер называть не стал:
– Я смотрю на товар, а не на производителя. Да и каждому свое. Ребенку нет смысла покупать очень дорогую обувь, пока он активно растет. Когда-то я сыну купил сапожки, по тем временам, за 1 миллион 400 рублей. Он поносил сезон, они остались практически новыми, и мы их отдали знакомым.
Крылатое выражение «сапожник без сапог» к Михаилу не относится. Это когда-то сапожники, сильно занятые работой, не успевали сшить себе пару обуви. Наш герой обувь себе не шьет, хотя из интереса пару раз, говорит, бывало. Одежки на ножки себе и близким покупает в магазинах. Выбирает так:
– Мой принцип: лучше одну хорошую пару, чем сто плохих. Хотя сам я обувь не сильно изнашиваю, на работе ведь бегать не нужно. Кроссовки, которые сейчас на мне, ношу уже лет шесть.
«Вам в сапожках поменять собачку или кошечку?»
Михаил на работе любит пошутить: так и самому веселее, и проще расположить к себе клиентов. За много лет работы у него и свой «набор» профессиональных шуточек появился.
13.01.2021. Бобруйск. Мастер-обувщик Михаил Поляков
Так, однажды автор этих строк принесла в его мастерскую сапог, в котором из-за трещины в набойке в каблук попал камень, который при ходьбе издавал звук, подобно погремушке. На просьбу достать надоевший камешек мастер очень серьезно ответил: «Могу еще камешков наложить, будет звенеть красиво».
Когда люди приходят менять замки, Михаил может спросить: «Амбарный подойдет?» Некоторые, не поняв юмора, интересуются: а что такое амбарный замок? Михаил, не моргнув глазом, отвечает: «Тот, что в деревне на сараях висит».
Когда люди просят поменять «собачку», мастер спрашивает, не нужно ли еще поменять и «кошечку».
13.01.2021. Бобруйск. Мастер-обувщик Михаил Поляков
При нас в мастерскую к Михаилу зашла клиентка, которая произнесла: «Миша мне нужен». Мастер с очень даже серьезным видом ответил: «Нету такого…. Есть только Михаил Анатольевич». Дама, не сразу, но улыбнулась.
«Антигеморройный» стульчик
Любопытный факт из работы сапожника: многие современные представители этой профессии работают на старых стульях из ленточек, наш герой – не исключение. Михаил говорит, что это «антигеморройный» стул, который является оптимальным вариантом для сапожника, вынужденного сидеть за работой помногу часов.
13.01.2021. Бобруйск. Мастерская обувщика Михаила Полякова. 13.01.2021. Бобруйск. Мастерская обувщика Михаила Полякова.
«1000 рублей в среднем в месяц выходит»
Собеседник сетует, что обувной мастер заработать много не может. Помимо того, что клиентов все меньше, половина выручки уходит на аренду, страховые взносы и т.п.
– Раньше работали неделю на налоги, а три недели – на себя. Сейчас – две-три недели работаешь на все выплаты и только неделю – на себя, – с грустью говорит собеседник.
13.01.2021. Бобруйск. Мастер-обувщик Михаил Поляков
Именно по той причине, что выживать сегодня сапожнику тяжело, Михаил не хочет, чтобы его дети продолжали семейную династию.
Его дочери Виолетте 22 года. Она оканчивает экономический университет и уже работает на предприятии «ТеплоСистемСервис». 19-летний сын Егор учится в колледже на экономиста-логиста.
– Вам больше нравится, когда вас как называют: сапожник, башмачник, обувщик или мастер по ремонту обуви? – спрашиваю у собеседника напоследок. – И как вы относитесь к фразеологизмам: «Пьет, как сапожник», «Ругается, как сапожник»?
– Я же не пью и не ругаюсь, – улыбается Михаил. – Хоть горшком назовите, лишь бы в печку не ставили.
13.01.2021. Бобруйск. Мастер-обувщик Михаил Поляков 13.01.2021. Бобруйск. Мастер-обувщик Михаил Поляков
«Сапожников с маникюром не бывает». Обувных дел мастер из Лиды рассказала о тонкостях профессии, высоких каблуках и узких голенищах
Через золотые руки Галины Вертинской прошла не одна пара обуви.
О каблуках и набойках она знает практически все. И о том, что многие годы отдала, казалось бы, совсем неженскому занятию, ни разу не пожалела. В небольшой, но уютной мастерской, которую женщина назвала своим именем, каждый день слышны звуки молотка и швейной машины. Местные жители знают: Галина возвращает к жизни неотъемлемый элемент гардероба любого человека.
– Если честно, то после окончания школы я поступала в гродненское училище на швею, – рассказывает героиня статьи. – Но там мне сказали: «Поезд ушел, и мест нет». А затем предложили другой вариант – профессию заготовщика верха обуви. Я сомневалась, получится ли. Все-таки это работа не с тканью, а с кожей и очень специ-фическая. Но потом согласилась. Освоив профессию, трудилась в двух частных мастерских. Начать свое дело долго не решалась. А потом все случилось само собой. И я очень рада, что теперь у меня есть собственная мастерская.
В умелых руках женщины побывали тысячи босоножек, туфель, сапог, ботинок и прочей обуви. Со временем пришел драгоценный опыт. К каждой паре, которую женщина в прямом смысле слова реанимирует, индивидуальный подход. Вооружившись отверткой, молотком, гвоздями, иголками, нитками и клеем, Галина творит чудеса. И неудивительно, ведь профессия сапожника творческая.
– Очень люблю экспериментировать, – внимательно рассматривая голенище принесенного сапога, отмечает Галина. – Могу делать разные сложные операции. К примеру, если поменять, поставить набойки или каблук, заменить подошву – дело привычное, то реставрация обуви – дело тонкое. Недавно ко мне обратилась за помощью молодая женщина. Ее домашний любимец – йоркширский терьер – каким-то чудом открыл дверь шкафа-купе, потом коробку с новой парой обуви и погрыз голенище одного сапога. Конечно, она была расстроена. Еще не успела похвастать обновкой – а тут такая форс-мажорная ситуация. Я согласилась помочь. Времени на работу ушло много, ведь нужно было вернуть обуви прежний вид. Но обе стороны остались довольны: я – работой, лидчанка – результатом. Теперь она мой постоянный клиент: не раз приходила в мастерскую. Нет, собака ее больше не хулиганила – была стандартная починка обуви.
– Какую обувь вы бы порекомендовали покупать нашим читателям?
– Конечно, из натуральной кожи, замши, велюра, но это, как говорится, по возможностям, – говорит моя собеседница. – Особенно стоит обратить внимание на изделия наших – белорусских – фабрик: будешь знать, что относишь не один сезон и при этом она, имея нужные анатомические изгибы, не причинит никакого вреда стопе. Что же касается обуви, которую, грубо говоря, привозят мешками, в данном случае действует принцип: «Авось удастся доносить сезон». В починку китайский эксклюзив я, конечно, беру, но если овчинка выделки не стоит, говорю об этом обязательно.
По словам мастера, к сожалению, случается и такое, что приходится исправлять ошибки других мастеров. Сегодня в данной профессии появилось много самоучек и подмастерьев. И не всегда они делают свою работу качественно.
– Недавно мужчина принес мне обувь, которую отдавал чинить в одну из мастерских города. Туфли не были почищены и обезжирены. А ведь любой профессионал в нашем ремесле знает, что делать это надо обязательно. Часто применяют не тот клей. А значит, не учитывают состав подошвы или просто-напросто не разбираются в этом. Потом сидишь, устраняешь чужие недочеты.
– А сколько сегодня стоит отремонтировать обувь?
– Цены на рынке ремонта обуви разные. Если брать мою мастерскую, то, к примеру, набойки женские стоят от 6 до 12 рублей, столько же – замена замков (на одну единицу). Зауживание, обрезка, расширение голенища – в пределах 15-20 рублей. Самая дорогостоящая работа – замена каблука и подошвы (от 25 до 35 рублей). Но тут я повторюсь: цена формируется в зависимости от объема работы (количества использованного материала), ее сложности.
Рассказывая о нюансах нелегкого труда, сапожных дел мастер не забывает напоследок дать советы. Любая обувь требует ухода, и для каждого вида кожи нужны соответствующие средства: для замши и нубука – одни, для гладкой кожи – другие.
– Кожа, нубук и замша чувствительны к химии, – отмечает хозяйка мастерской. – Плохие кремы и водозащитные спреи, содержащие спирт или силикон, со временем могут привести к тому, что внешний вид пары обуви станет огорчать. Нельзя использовать губки, пропитанные защитным составом, как основное средство ухода за кожаной обувью. Они хороши как временное средство: пришел на работу – стер грязь. Ну и, конечно, следует обращать внимание на погоду. К примеру, не стоит носить замшевую обувь, когда на улице дождь или слякоть, поскольку замша очень быстро впитывает влагу. И самое главное (это нужно знать каждому!): обувь нельзя сушить на батарее или под ней. Лучше набейте ботинок газетой, чтобы разгладить все складки, а затем поставьте недалеко от радиатора. Это верный дедовский способ.
Мастерская «У Галины» работает с 9.00 до 18.00 ежедневно, кроме выходных. Располагается она в жилом доме по улице Ленинской в Лиде, напротив типографии. Так что если ваша обувь требует срочного ремонта – добро пожаловать в мастерскую!
Обувных дел мастер
Екатеринбуржец, ставший мастером–обувщиком о том, как и зачем делать ботинки своими руками
Уютное помещение освещают солнечные лучи. Заходя в мастерскую, чувствуешь слегка уловимые ароматы кожи и воска. В окружении старинных инструментов, шуршащей кальки и кожаных лоскутов мастер вручную собирает уникальную пару обуви. Иван Белов – владелец мастерской, по профессии юрист, но это никак не мешает ему заниматься тем, что нравится. Он рассказал It’s My City, как создается обувь ручной работы.
Как появилась идея открыть мастерскую?
Случилось это два с половиной года назад: я смотрел видео-ролики в интернете, и в них процесс создания обуви показался мне не только интересным, но и «простым». После детального изучения технологии решил заняться этим более углубленно. На деле же оказалось, что это не так просто. Я искал различные курсы, но по тем или иным причинам они не подходили, приходилось учиться по роликам в интернете и книгам.
В итоге мне удалось выйти на специалиста в Москве. Договорился и поехал к нему на несколько дней. Ехал целенаправленно и с неким «чемоданом» теоретических знаний, не подкрепленных практикой. Именно там, в процессе построения первой пары и пришло понимание, что это то ремесло, которое действительно мне интересно.
В день отъезда из Москвы не было ничего необычного, кроме того факта, что я шагал в ботинках сделанных своими руками
После возвращения стал задумываться о покупке необходимых материалов. Первой и серьезной статьей расходов стала покупка швейной машинки, а вот с инструментами возникли трудности. Основная часть закупалась в Германии, потому что у нас найти хороший инструмент практически невозможно. Кожу тоже нужно закупать заграницей, поскольку все известные дубильни (производители качественных кож) находятся именно там.
Мастерская в ее сегодняшнем виде, со знаниями и философией, появилась год назад. Весь процесс изготовления обуви происходит именно здесь, в Екатеринбурге.
С чего начинают делать обувь?
Все начинается с замеров. Человек приходит, с каждой ноги я снимаю мерки. Для этого изготавливаются индивидуальные колодки. Колодка – самая важная деталь в процессе изготовления обуви, в индивидуальном изготовлении она максимально повторяет форму стопы и влияет на внешний вид будущей пары. Так что в следующий раз заказчик может мне позвонить из любой точки земного шара и заказать ботинки, просто прислав рисунок.
Следующий этап – лекала будущего ботинка, затем из них вырезаются все из кожи и натягивается на колодку с помощью затяжных клещей, после приколачивается гвоздями и прошивается. Затем идут подошва, стельки, каблук. Это тоже делается из кожи. Прежде чем сделать основную пару, я делаю пробную и как минимум три раза мы встречаемся с заказчиком. Весь процесс создания обуви делается вручную, без использования промышленных мощностей.
Чтобы делать обувь, не нужно каких-то исключительных инструментов. Все инструменты обычные. Например, гвозди – расходный, но необходимый материал. Помню, когда я был маленьким, то помогал деду что-то колотить, и одной из моих задач было выпрямлять гвозди для будущих работ. Сейчас я, конечно, этого не делаю, но бережное отношение к инструменту осталось с детства.
Ваш самый любимый этап в создании обуви?
Я пытался понять, что мне больше всего нравится в этом ремесле, но здесь все по-своему интересно. Мне нравится рисовать, моделировать, работать с кожей. Единственное – не нравится ждать, когда я сниму ботинок с колодки. В старые времена нужно было выдерживать ботинок два–три месяца. Сейчас все быстрее, у меня с момента замеров до готовой пары проходит примерно 35-40 дней.
А вообще, здорово прикоснуться к ремеслу, которое когда–то определило сегодняшний уровень производства обуви. Сейчас традиции сапожного мастерства не утеряны, но про них забывают. Раньше же все делали вручную и у нас, и заграницей.
А зачем в современной жизни необходимо делать обувь вручную?
Здорово стать сопричастным к одному из древнейших ремесел. Сегодня ручной труд востребован у тех людей, которые его понимают. Не составляет проблемы прийти в магазин и купить обувь, но там вы не можете повлиять на нее.
В мастерской вы не найдете готовую коллекцию обуви и не купите готовые ботинки, выбрав их из каталога
Здесь можно полностью влиять на все: от материала до ширины стежков, любой человек может стать дизайнером и конструктором. И тут важен не только конечный результат, но и сам процесс. Ручное производство обуви основано на индивидуальном отношении.
Какие у вас планы на будущее?
В ближайшее время буду я принимать участие в чемпионате мира по изготовлению обуви, который пройдет в Лондоне. За два с половиной месяца нужно изготовить ботинок определенной модели и отправить на оценку жюри. Там соберутся судьи-мастера обувного ремесла, которые несколько десятков лет делают обувь. И даже просто поучаствовать и представить на обзор ботинки, которые создаются в Екатеринбурге – уже большое достижение.
А вообще я хочу развивать это искусство и ремесло, привлекать и вовлекать в него как можно больше людей. История знает много имен мастеров сапожного дела, а тайны ремесла передавались из поколения в поколение. Все тонкости, нюансы, мельчайшие детали, которые отличают ручную обувь от изделий массового производства, по книгам не узнаешь. Это можно узнать, только наблюдая за работой мастера, постепенно проникая в его секреты. Я готов делиться теми знаниями, которые наработал в течение нескольких лет. Двери моей мастерской открыты для всех желающих: кто хочет просто посмотреть или узнать об истории сапожного дела, или научиться этому ремеслу. Особых знаний и навыков, для того чтобы начать, не требуется, главное – желание.
Фотографии предоставлены Иваном Беловым