что делает юрист на предприятии
Стандарт юридического сопровождения деятельности предприятия, учреждения, организации
Стандарт юридического сопровождения деятельности предприятия, учреждения, организации
Такими документами являются:
Третье – договорная работа на предприятии. Это наиболее распространенные в деятельности любого предприятия виды коммерческих договоров со следующими условиями:
а) какой именно товар поставляется/покупается – пищевое сырье или промышленное оборудование с каким сроком годности/или гарантийным сроком – с подробным описанием, называемым «спецификация»;
б) в какие сроки – в течение ________________; еже______________; либо – в какой срок с момента предварительной оплаты, и др.;
в) на каких условиях оплачивается покупаемый товар – в рассрочку, с отсрочкой платежа и под какие гарантии – например, личное поручительство руководителя организации-покупателя;
е) порядок разрешения споров – без предъявления претензии сразу идем в суд или сначала долго переписываемся и выясняем причины и обстоятельства конфликта;
з) момент, с которого договор считается заключенным – с момента подписания, или др. момента (возможно ранее даты подписания), способ согласования его изменений/дополнений по адресу электронной почты в сети Интернет;
2) Договор подряда – на изготовление/или переработку вещи, в котором должны быть обязательно названы вид работы, результат, который Заказчик ожидает получить от Подрядчика и сроки как начала, так и сдачи готового результата работы; остальные условия о порядке приемки-сдачи работ, условиях оплаты /с авансом или после итоговой сдачи работ, и другие, аналогично п.п. д)-ж) п.1 по договору поставки;
Уважаемые коллеги, предлагаю познакомиться в соцсетях:
Спасибо за внимание, с уважением, автор Татьяна Григорьева.
Должностная инструкция юриста
Должностная инструкция не входит в пакет документации, которая должна быть у предприятий и организаций в обязательном порядке. Тем не менее, это очень важный документ, который по сути дела определяет перечень трудовых обязанностей, прав и ответственность всех работников, включая юристов. Иногда, в случае возникновения разногласий и конфликтов между работодателем и подчиненным, должностные инструкции становятся доказательными документами в судебных инстанциях.
Кто разрабатывает документ
Разработка документа может входить в функцию руководителя юридического отдела, специалиста кадровой службы или секретаря организации. Но независимо от того, кто работает над должностной инструкцией, она обязательно должна быть заверена руководителем предприятия.
Основные особенности заполнения
Документ не имеет единого образца – в разных компаниях используются разные его формы, но некоторый стандарт заполнения все же есть. Как правило, должностная инструкция делится на несколько разделов:
При необходимости этот список может быть дополнен и другими пунктами, например, «Условия работы», «Право подписи» и т.п.
Документ оформляется в единственном экземпляре, который обязательно должен быть подписан сотрудником, занимающим пост юриста, а также его непосредственным начальником и руководителем компании. Если в организации несколько юристов, то их должностные инструкции могут в некоторой степени отличаться друг от друга, поскольку в этом случае исключается возможность дублирования одних и тех же функций.
Печать на документе ставить не обязательно, поскольку он относится ко внутреннему документообороту предприятия (к тому же с 2016 года юридические лица, как ранее и ИП, могут не применять в своей работе штампы и печати).
Образец заполнения должностной инструкции юриста
Сначала вверху документа пишется его название, затем с правой стороны отводится несколько строк для утверждения руководителем организации. Тут нужно вписать его должность, полное название предприятия, фамилию, имя, отчество, а также оставить строчку для подписи с обязательной расшифровкой.
Общие положения
Должностные обязанности юриста
Далее идет раздел «Должностные обязанности», в котором тщательно прописываются все функции и задачи, решение которых входит в компетенцию юриста. Обязанности должны быть расписаны максимально подробно, при этом необходимо учитывать рабочее время сотрудника и его режим, во избежание чрезмерной или, напротив, недостаточной рабочей нагрузки..
Права юриста
В раздел «Права» включаются полномочия, которыми наделяется юрист с целью наиболее плодотворного и эффективного исполнения вмененных ему обязанностей, в том числе возможность проявлять инициативу, требовать определенных условий труда и вносить различные конструктивные предложения. Тут же особо указывается его право на взаимодействие с руководством компании, всеми его подразделениями и специалистами при появлении такой потребности.
Ответственность юриста
Раздел «Ответственность» содержит в себе четкий перечень нарушений и проступков, за которые может последовать наказание в виде дисциплинарных взысканий. В одном из пунктов можно отдельно указать, что все применяемые требования, а также возможные меры воздействия входят в рамки законодательства РФ.
В конце должностную инструкцию надо согласовать с тем человеком, который несет ответственность за соблюдением прописанных в документе норм и правил (это может быть непосредственный начальник юриста, руководитель кадровой службы и т.д.). Тут следует вписать его должность, название компании, фамилию, имя, отчество, а также поставить подпись с расшифровкой.
В следующей строке нужно указать данные о самом юристе: полностью его фамилию, имя, отчество, опять же название организации, паспортные данные, подпись и дату ознакомления с документом.
Преимущества наличия юриста на предприятии
В настоящее время эффективную предпринимательскую деятельность сложно осуществлять, не разбираясь досконально в российском законодательстве.
Для организации грамотного правового регулирования работы предприятия руководители нанимают юриста.
Специалист контролирует заключение сделок, формирует договорную базу, повышает юридическую грамотность руководителя и сотрудников, представляет интересы компании и выполняет множество иных функций.
Нормативная база
Юрист организации – это должностное лицо, которое регулирует правовые аспекты деятельности предприятия.
Данная должность может быть предусмотрена как в государственных учреждениях, так и в частных организациях.
В крупной компании правовой деятельностью может заниматься целая юридическая служба (отдел).
Юрист организации, прежде всего, должен быть хорошо ознакомлен с положениями Гражданского кодекса.
Специалист обязан не просто хорошо знать содержание кодекса, но и легко ориентироваться в данном документе.
Поскольку Гражданский кодекс постоянно дополняется различными правками, работнику необходимо отслеживать все изменения и быть в курсе новых положений закона.
Кроме Гражданского кодекса юристу важно разбираться в Трудовом кодексе, поскольку его работа часто связана с решением различного рода вопросов, возникающих в кадровой сфере.
Работники отдела кадров нередко обращаются за помощью к юристам.
Например, при разработке методики аттестации сотрудников, при приеме на работу или увольнении, при объявлении выговоров и т.д.
Помимо основных законодательных актов юрист должен разбираться в нормативных документах, регламентирующих деятельность его организации.
Вид нормативного документа зависит от того, к какой организационной правовой форме относится данное предприятие.
Так, юрист некоммерческой организации (НКО) должен разбираться в действующих законах, регулирующих деятельность НКО.
Преимущества штатного юриста
Организация может решать свои юридические вопросы двумя способами: заключить договор с юридической компанией (адвокатским бюро) и обращаться к ним при необходимости за правовой помощью, либо оформить в штат постоянного сотрудника.
В первом случае главным преимуществом является то, что в распоряжении компании оказывается целая юридическая организация, в которой работают специалисты разного профиля.
Это позволяет рассчитывать на получение квалифицированной помощи по любому вопросу.
Но подобные юридические конторы работают с несколькими клиентами одновременно, поэтому решение срочного вопроса для конкретного заказчика может затянуться.
К тому же, отсутствует возможность получения моментальной юридической помощи по незначительным текущим делам, поскольку нужный специалист не находится непосредственно на предприятии.
Главный минус работы с юридическими конторами – высокая стоимость подобных услуг.
Наличие штатного юриста, либо целого юридического отдела дает руководству организации целый ряд преимуществ.
К ним относятся:
Особенности деятельности юриста
Юрист может быть принят на работу в организацию, где уже существует юридическая структура с наработанной правовой базой, либо стать первым подобным специалистом.
В первом случае специалисту достаточно разобраться в уже налаженной правовой системе, ознакомиться с принятыми формами договоров, должностными инструкциями и т.д.
В такой ситуации риск совершить ошибку, которая приведет к негативным юридическим последствиям для организации, сведен к минимуму.
В иную ситуацию попадает специалист, который пришел на только что образовавшуюся должность юриста в компанию.
В таком случае работнику предстоит самостоятельно разрабатывать правовую базу, на которой будет основываться деятельность предприятия.
Сюда относится разработка должностных инструкций, подготовка проектов типовых договоров, принятие дополнительных соглашений, создание стандартных юридических формулировок, учет возможных сложностей и «подводных камней» и т.д.
Для успешного решения подобных вопросов юристу важно не только разбираться в российском законодательстве и особенностях деятельности конкретной организации, но, также, заручиться поддержкой руководства предприятия.
В государственных структурах и на крупных предприятиях вся деятельность юридического отдела четко зафиксирована в соответствующих положениях. Это позволяет обозначить рамки для специалиста и наделить его конкретными полномочиями.
В небольших частных организациях положение юриста часто не определено соответствующими нормативными актами и сфера его деятельности остается достаточно расплывчатой, что значительно осложняет работу специалиста.
Руководители небольших предприятий часто стремятся оставить за собой право принятия решения, в том числе и в сфере правового регулирования деятельности компании.
Стремление ограничить юриста в полномочиях и принятие важных юридических решений без его участия может привести к негативным последствиям для организации.
Предпринимательские интересы не должны противоречить нормам закона.
И только полное посвящение юриста во все дела фирмы и его осведомленность о тонкостях ведения конкретного дела позволит найти баланс между соблюдением интересов бизнеса и юридической чистотой сделок.
Любой квалифицированный юрист, пришедший в новую организацию, изначально проверяет договорную базу предприятия.
Если в договорах существуют ошибки правового характера (например, вместо подписи руководителя в документе стоит подпись его заместителя, не наделенного соответствующими полномочиями), юрист потребует их исправления.
Наличие уважения между руководителем и юристом является важным условием построения выгодного сотрудничества.
В организации юрист должен занимать особое положение доверенного лица руководителя, не являясь лишь простым наемным работником.
Наличие личной заинтересованности в коммерческом успехе организации является мощным стимулом для качественного выполнения возложенных на специалиста обязанностей.
Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Договор подряда», где подробно объясняется какие права есть у подрядчика
Или ТУТ вы узнаете как составляется договор комиссии
Где можно ознакомиться с решениями арбитражных судов:
Как стать юристом предприятия
Для того чтобы стать грамотным юристом организации молодому специалисту необходимо соответствовать следующим требованиям:
Эффективность работы юриста во многом зависит от его технической оснащенности.
На компьютере специалиста обязательно должна быть установлена справочная база данных, постоянно обновляемая.
Это может быть система «Консультант Плюс», «Гарант» и др.
Кроме того, у юриста должна быть подписка на периодические издания («Российская газета», «Экономика и жизнь» и т.д.).
Чем лучше юрист осведомлен обо всех изменениях и событиях, происходящих в законодательной сфере, тем эффективнее он будет строить свою работу.
Также, специалист должен получать своевременную информацию обо всех изменениях в той сфере деятельности, к которой относится работа предприятия.
Например, юрист медицинской организации должен быть в курсе всех изменений, которые происходят в области правового регулирования системы здравоохранения.
Должностные обязанности юриста
В должностной инструкции юриста обычно указаны следующие обязанности:
Таким образом, претендуя на должность юриста предприятия важно учитывать следующие аспекты:
Юрист на предприятии. Какие у него обязанности?
Разнообразие юридических вопросов, регулярно встающих перед руководством любого предприятия, заставляет включать в штат организации юриста. Большие и средние компании имеют целые юридические отделы, занимающиеся вопросами соблюдения законности в процессе функционирования, защитой прав и интересов предприятия, отслеживания и своевременного реагирования на все изменения в законодательстве.
Маленькие компании ограничиваются одним юристом, разбирающимся в разных направлениях юриспруденции (жилищное, налоговое, семейное, уголовное и другие виды права).
В некоторых случаях компания вовсе не имеет собственного юриста, а все вопросы решаются по договору с юридической фирмой.
В обязанности юриста в компании входит:
Одной из самых важных обязанностей юриста является участие в составлении договоров. Прежде, чем договор будет подписан руководителем, он должен пройти всестороннюю проверку, в том числе проверку лицензий, допусков, разрешений. От правильности составленного и подписанного договора может напрямую зависеть финансовое благополучие предприятия.
Чем крупнее компания и разнообразнее её деятельность, тем большее количество юридических вопросов приходится решать её руководству. Юридические отделы таких компаний состоят из специалистов, занимающихся решением вопросов по разным направлениям права. Узкая специализация позволяет юристам компаний решать самые сложные вопросы в какой-то определённой области.
Для обеспечения непредвзятости в решениях юристы (или юридические отделы) на предприятии, как правило, подчиняются непосредственно руководителю компании.
Мелкие компании и предприятия используют в своей работе два варианта юридического обеспечения:
Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки и выбор, каким будет юридическое обеспечение, в конкретном случае принимается с учётом всех особенностей ситуации.
Собственный юрист удобен тем, что он всегда готов оказать консультацию. За время работы в компании он успевает ознакомиться с особенностями её коммерческой и хозяйственной деятельности, поэтому его консультации всегда максимально полезны и информативны.
С другой стороны, один юрист, даже самый опытный, не в состоянии одинаково хорошо разбираться в разных областях права. Наличие в штате дополнительного работника заставляет работодателя нести дополнительные затраты в виде регулярных выплат (заработная плата, отчисления в социальные фонды и так далее).
Привлечение юридических компаний позволяет получить консультацию наиболее опытных специалистов в данной области права. Однако, подобные консультации, а тем более судебные сопровождения каких-либо дел, имеют высокую стоимость.
Наиболее целесообразным является привлечение юридических компаний для решения сложных вопросов, а также ведения дел в судах низшей, арбитражной или кассационной инстанции. Собственный же юрист эффективен для решения повседневных вопросов или небольших проблем юридического характера.
Существование современных предприятий без юридической поддержки невозможно. Только грамотный специалист способен минимизировать правовые риски компании при осуществлении производственной, хозяйственной или административной деятельности.
Должностная инструкция юрисконсульта
СОГЛАСОВАНО
Председатель Профкома ГАУСО РЦДПОВ
«___» __________ 20____ года
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАУСО РЦДПОВ
_____________ З.Д. Ганеева
«___» __________ 20____ года
Должностная инструкция
юрисконсульта
1.1. Юрисконсульт относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется директору учреждения.
1.2.Юрисконсульт назначается на должность и освобождается от должности приказом директора учреждения.
1.3. Прием и сдача дел при назначении на должность и освобождении от должности юрисконсульта оформляются актом приема-передачи дел.
1.4.На должность юрисконсульта принимается специалист, имеющее высшее профессиональное (юридическое) образование без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (юридическим) образованием не менее трех лет.
1.5.Юрисконсульт в своей работе руководствуется законодательно- нормативными актами:
Юрисконсульт должен знать:
Юрисконсульт должен уметь:
На юрисконсульта возлагаются следующие функции:
2.1. Разработка документов правового характера.
2.2. Методическое руководство правовой работой в учреждении.
3.3. Осуществление мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины.
3.4. Консультации работников и клиентов учреждения по юридическим вопросам, оказание содействия в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.
3.1. Для выполнения возложенных на него функций юрисконсульт обязан:
3.2. Юрисконсульт предоставляет социальные услуги гражданам:
В ходе предоставления услуг фиксирует факты их предоставления в Журнале учета социальных услуг.
3.3. Юрисконсульт проводит информационно-разъяснительную работу по предоставляемым услугам:
4. Права юрисконсульта
Юрисконсульт имеет право:
4.1.Знакомиться с проектами решений руководителя Учреждения, касающимися его деятельности.
4.2. Запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений, специалистов необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.
4.3.Вносить предложения руководителю Учреждения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
4.4.Привлекать специалистов всех структурных подразделений Учреждения для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Учреждения), осуществлять взаимодействие со специалистами всех структурных подразделений.
4.5.Принимать участие в семинарах, совещаниях, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся деятельности Учреждения и его профессиональной деятельности.
4.6. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.7. На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
4.8.Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
4.9. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
4.10.Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
4.11.Юрисконсульт не имеет права:
5. Ответственность
Юрисконсульт несет ответственность:
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За причинение материального ущерба работодателю – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством Российской Федерации.
Последнее обновление: 30 апреля 2021 г., 09:23